имеет ли право госслужащий быть совместителем в ином учреждении
Статья 20. Совместительство на государственной службе
Статья 20. Совместительство на государственной службе
1. На государственного служащего с его согласия наряду с выполнением обязанностей по своей государственной должности руководителем соответствующего государственного органа или его структурного подразделения, обладающего правом юридического лица, может быть возложено исполнение иных обязанностей по другой государственной должности государственной службы или обязанностей временно отсутствующего государственного служащего, если это соответствует его образованию и профессиональной подготовке, с оплатой по соглашению между вышеуказанным руководителем и государственным служащим. При этом размер доплаты за совмещение государственных должностей государственной службы или выполнение обязанностей временно отсутствующего государственного служащего устанавливается до 50 процентов должностного оклада по занимаемой государственной должности.
2. Государственный служащий вправе совмещать свою основную работу с другой оплачиваемой деятельностью, разрешенной ему законодательством Российской Федерации. При этом данное совместительство должно осуществляться за пределами рабочими времени на основной работе на государственной службе.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Имеет ли право госслужащий быть совместителем в ином учреждении
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 апреля 2021 г. N 14-2/ООГ-3822 О возможности работы по совместительству
Работник планирует устроиться на вторую работу в такой же должности у другого работодателя в свободное от уже имеющейся работы время. Допускается ли совместительство по должности (специальности), аналогичной той, по которой выполняется основная работа?
Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел обращение от 26.04.2021 по вопросу о возможности работы по совместительству и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.
Статья 60 Кодекса запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами.
Работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство) (статьей 60.1 Кодекса).
Особенности работы по совместительству регулируются главой 44 Кодекса.
Таким образом, под другой работой понимается выполнение в свободное от основной работы время работы на условиях самостоятельного трудового договора.
Следует отметить, что статья 98 Кодекса, устанавливавшая ранее для внутреннего совместительства ограничение в виде запрета на работу по той же профессии, специальности или должности, которая предусмотрена основным трудовым договором, утратила силу с 6 октября 2006 года (Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ).
Исходя из изложенного следует, что работа по внутреннему и по внешнему совместительству может быть по любой профессии, специальности, должности, в том числе аналогичной той, которая выполняется по основному месту работы.
При этом ни Кодекс, ни другие нормативные правовые акты не содержат ограничений по количеству заключаемых договоров по совместительству как у того же работодателя на условиях внутреннего совместительства, так и (или) у другого работодателя на условиях внешнего совместительства.
Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно части 5 статьи 282 Кодекса не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до восемнадцати лет, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Заместитель директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства | Т.В. Маленко |
Обзор документа
Работа по внутреннему и внешнему совместительству может быть по любой профессии, специальности, должности, в том числе аналогичной той, которая выполняется по основному месту работы.
Не ограничивается количество заключаемых договоров по совместительству.
Вместе с тем не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до 18 лет, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями.
Возможна ли дополнительная работа для госслужащего?
Может ли гражданин, находящийся на государственной гражданской службе РФ, подрабатывать в месте, никак не связанном с выполняемой им работой на госслужбе?
Ответ на поставленный вопрос раскрывается в ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Из приведенной нормы права следует, что гражданский служащий может работать по совместительству, если до начала такой работы уведомит своего работодателя в письменной форме и получит разрешение.
Теперь необходимо уточнить, что же такое «конфликт интересов».
Определение данному понятию дается в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в которой указано, что под конфликтом интересов в этом законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Аналогичные права по работе по совместительству имеют и муниципальные служащие (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Дополнительно хотелось бы отметить, что государственный и муниципальный служащий может зарегистрироваться в качестве плательщика налога на профессиональный доход, но только для извлечения прибыли от сдачи в аренду (наем) жилых помещений. То есть данной категории граждан можно официально сдавать квартиру, извлекать прибыль и платить налоги. Это следует из пп. 4 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»».
Подработка при наличии постоянной работы»,»float»:»left»>]»>
Памятка об иной оплачиваемой работе
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004
уведомление представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу до начала её осуществления;
выполнение иной оплачиваемой работы не должно приводить к возможному конфликту интересов, т.е. ситуации, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей;
соблюдение установленных статьями 16 и 17 Федерального закона ограничений и запретов, связанных с гражданской службой;
выполнение требований к служебному поведению гражданского служащего, предусмотренные статьёй 18 Федерального закона;
Иная оплачиваемая работа может осуществляться гражданским служащим на условиях трудового договора и (или) гражданско-правового договора (авторский договор, договор возмездного оказания услуг и т.п.).
Уведомление о намерении выполнять иную оплачиваемую работу (далее – уведомление) составляется гражданским служащим в письменном виде на имя представителя нанимателя. Данная форма Уведомления размещена на официальном сайте Управления в разделе «Противодействие коррупции».
Представитель нанимателя, получив уведомление служащего, может усмотреть в иной работе служащего конфликт интересов.
Исходя из положений части 3 статьи 19 Федерального закона определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого гражданского служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.
При истечении срока выполнения иной оплачиваемой работы и намерении вновь заниматься иной оплачиваемой работой гражданский служащий уведомляет об этом представителя нанимателя в установленном порядке. Каждый случай предполагаемых изменений (дополнений) вида деятельности, характера, места или условий работы, выполняемой гражданским служащим, требует отдельного уведомления.
За неуведомление или ненадлежащее уведомление представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы гражданский служащий несёт ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации о гражданской службе (вплоть до утраты доверия).
Типовые ситуации конфликта интересов, связанные с выполнением иной оплачиваемой работы, и порядок их урегулирования с учетом специфики деятельности Роспотребнадзора
Гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Уведомительный порядок направления гражданским служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить гражданскому служащему выполнять иную оплачиваемую работу.
Вместе с тем, в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого гражданского служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.
При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения гражданскому служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Комментарий
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. При этом ситуация, при которой гражданский служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность гражданского служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.
Действующее законодательство не устанавливает прямых ограничений на трудоустройство родственников гражданского служащего. Тем не менее, ситуация, когда родственники гражданского служащего владеют проверяемой им организацией, работают в ней или устраиваются в нее на работу, по сути, схожа с ситуацией, рассмотренной в пункте 1.1 данного обзора. В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов не только для самого гражданского служащего, но и для членов его семьи или ряда иных лиц.
Статья 47. Совмещение должностей муниципальной службы. Право муниципальных служащих на работу по совместительству
Статья 47. Совмещение должностей муниципальной службы. Право муниципальных служащих на работу по совместительству
1. На муниципального служащего с его согласия может быть возложено исполнение дополнительных обязанностей по другой должности муниципальной службы с оплатой труда по соглашению между ним и должностным лицом, имеющим право на заключение трудового договора с данным муниципальным служащим в соответствии с настоящим Положением, если иное не установлено федеральным законодательством.
2. Муниципальные служащие вправе заниматься оплачиваемой педагогической, научной и иной творческой деятельностью в соответствии с трудовым законодательством.
3. Муниципальный служащий вправе с предварительным письменным уведомлением, поданным в орган, ведающий кадровыми вопросами, выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, Иркутской области, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, Иркутской области, города Иркутска. Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.