имеет ли право министр обороны
Генерал партийной службы. Имеет ли Сергей Шойгу право возглавлять предвыборный список ЕР?
Первую пятерку предвыборного списка «Единой России» обсуждают до сих пор. Напомним, в нее вошли министр обороны Сергей Шойгу, министр иностранных дел Сергей Лавров, главврач ковидной больницы в Коммунарке Денис Проценко, сопредседатель ОНФ и директор Образовательного центра для одаренных детей «Сириус» Елена Шмелева, а также уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова.
Как только президент обнародовал список, все заинтересовались отсутствием в нем председателя партии Дмитрия Медведева. Но ведь не только одного Медведева нет в первой пятерке. Там нет спикера Госдумы Вячеслава Володина, секретаря генерального совета «Единой России» Андрея Турчака, главы фракции ЕР в думе Сергея Неверова. Видимо, президент не ждал от этих людей демонстрации силы, ума и доброты. Но скорее, политтехнологи подсказали, что на думскую и партийную номенклатуру избиратель и вовсе не клюнет.
Впрочем, по поводу всех без исключения партийных «пятерок» абсолютно точно сказала Екатерина Шульман: «Если вы собрались голосовать за какую-либо партию, прочитайте внимательно весь список. Мысленно выкиньте первую пятерку, если даже вам она очень нравится, знайте, что представлять вас в парламенте эти люди не будут».
Пятерку ЕР возглавляет министр обороны, генерал армии Сергей Шойгу. Он же член Высшего совета партии «Единая Россия». Но вот проблема – партийная деятельность министра противоречит Закону об обороне. В статье 24 этого закона прямо говорится:
«В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах запрещается ведение любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной.
Запрещается использование штатных должностей и финансовых средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для создания структур, и осуществления деятельности политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели».
Юристы считают, что правовой коллизии можно избежать в том случае, если министр до завершения избирательной кампании будет находиться в отпуске. Но как может ответственный за оборону страны человек уйти в отпуск, если кругом враги, а на Черном море мы чуть не вступили в бой с английским флотом.
Документы
1. Назначение военнослужащих на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, зачисление в распоряжение, увольнение их с военной службы и присвоение им воинских званий осуществляются на основании приказов соответствующих командиров (начальников) по личному составу**.
Назначение военнослужащих на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, увольнение с военной службы высших офицеров и присвоение воинских званий высшим офицерам осуществляются указами Президента Российской Федерации и оформляются приказами Министра обороны Российской Федерации по личному составу.
2. Приказы по личному составу (далее именуются – приказы) имеют право издавать***:
Министр обороны Российской Федерации;
статс-секретарь – заместитель Министра обороны Российской Федерации;
командующие войсками военных округов;
начальники военно-учебных научных центров, военных академий (далее именуются – военно-учебные заведения);
командиры соединений и им равные, имеющие в подчинении кадровые органы.
3. Переводы военнослужащих между видами Вооруженных Сил, военными округами, родами войск Вооруженных Сил, центральными органами военного управления, военно-учебными заведениями осуществляются Министром обороны Российской Федерации, а по должностям, не отнесенным к его исключительной компетенции, – на основании приказов Министра обороны Российской Федерации, подписываемых начальником Генерального штаба – первым заместителем Министра обороны Российской Федерации, или на основании приказов статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации.
Переводы военнослужащих в видах Вооруженных Сил, военных округах и родах Вооруженных Сил, за исключением воинских должностей, на которые назначает Министр обороны Российской Федерации, осуществляются:
между органами военного управления, объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил, непосредственно подчиненными главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим родами войск Вооруженных Сил, – на основании приказов статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации;
между органами военного управления, объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил, непосредственно подчиненными командующим войсками военных округов, – на основании приказов соответствующих командующих войсками военных округов.
Основанием для подготовки документов по переводу военнослужащих являются планы замены и перевода, приказы и распоряжения должностных лиц Вооруженных Сил, отдаваемые в соответствии с предоставленными им полномочиями, отношения, подписанные командующими войсками военных округов, начальниками военно-учебных заведений, в распоряжение которых переводится военнослужащий, а также другие основания, определенные законодательством.
4. Назначение в Объединенный штаб Организации Договора о коллективной безопасности, секретариат Совета министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств, на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, производит Министр обороны Российской Федерации, на остальные – статс-секретарь заместитель Министра обороны Российской Федерации.
5. Назначение на воинские должности военнослужащих, непосредственно подчиненных Министру обороны Российской Федерации, за исключением воинских должностей, на которые назначает Министр обороны Российской Федерации, производит статс-секретарь – заместитель Министра обороны Российской Федерации.
6. Назначение военнослужащих на воинские должности в военно-учебные заведении осуществляется Министром обороны Российской Федерации, а по должностям, не отнесенным к его исключительной компетенции, – на основании приказов статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации.
Направление военнослужащих не на воинские должности в учебные военные центры, на факультеты военного обучения (военные кафедры) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования осуществляется приказами Министра обороны Российской Федерации по представлениям заместителей Министра обороны Российской Федерации, командующих войсками военных округов.
Назначение военнослужащих на должности профессорско-преподавательского состава и научных работников, а также перемещение военнослужащих, направленных в образовательное учреждение, на другие должности в учебном военном центре и на военной кафедре осуществляются ректором образовательного учреждения по согласованию с руководителями центральных органов военного управления.
7. Военнослужащие, принятые решениями приемных комиссий на учебу в военно-учебные заведения, зачисляются в них приказом Министра обороны Российской Федерации.
Военнослужащие, отчисленные из военно-учебного заведения для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы, за исключением военнослужащих, направляемых для прохождения военной службы по призыву, направляются к прежнему месту военной службы и зачисляются в распоряжение ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов по личному составу.
8. Военнослужащие с их согласия могут быть назначены на воинские должности, подлежащие замещению военнослужащими нижестоящих составов, в связи с организационно-штатными мероприятиями – при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность и при отсутствии их подчиненности военнослужащим нижестоящих составов.
9. Освобождение военнослужащих от занимаемых воинских должностей производится должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.
10. Представление военнослужащих к назначению на воинские должности, освобождению от воинских должностей, увольнению с военной службы, присвоению им воинских званий указами Президента Российской Федерации, приказами Министра обороны Российской Федерации, статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации осуществляется через Главное управление кадров.
Согласование представлений военнослужащих к назначению на воинские должности, освобождению от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий на основании приказов Министра обороны Российской Федерации, или на основании приказов статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации, производится по подчиненности до представления документов в Главное управление кадров.
В остальных случаях согласование представлений военнослужащих к назначению на воинские должности, освобождению от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий с заинтересованными должностными лицами осуществляет кадровый орган, непосредственно подчиненный должностному лицу, чьим приказом будут реализованы указанные представления.
II. Полномочия должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению военнослужащих на воинские должности, освобождению от воинских должностей
Документы
Файл для скачивания mo_rf_authorities.doc 49,5 Kb
Файл для скачивания mo_rf_authorities.pdf 132,4 Kb
Министр:
1) осуществляет управление Вооруженными Силами через Минобороны России;
2) вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации в области обороны, а также нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;
4) представляет Президенту Российской Федерации на утверждение концепцию и план строительства Вооруженных Сил, план применения Вооруженных Сил и мобилизационный план Вооруженных Сил, планы оперативного оборудования территории страны в целях обороны, дислокации Вооруженных Сил, размещения военных объектов, предложения по структуре, составу Вооруженных Сил от соединения и выше, штатной численности военнослужащих Вооруженных Сил, проекты общевоинских уставов, положений о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военном округе, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;
5) представляет в установленном порядке предложения по расходам на оборону, предусматриваемым в проектах федерального бюджета на соответствующие годы, по порядку расходования выделенных Минобороны России средств, определению условий финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил, по финансированию подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;
6) представляет в Правительство Российской Федерации федеральную государственную программу вооружения, федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, предложения по объемам накопления материальных средств в государственном материальном резерве и их размещению, проекты положений о воинском учете, о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, о порядке обеспечения из местных ресурсов мобилизационной потребности воинских частей и соединений, о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, о проведении военных сборов, о военно-врачебной экспертизе граждан Российской Федерации, призываемых на военную службу, проект перечня военно-учетных специальностей, а также проекты актов Правительства Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Минобороны России;
8) отменяет правовые акты органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил, противоречащие федеральным конституционным законам, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Минобороны России;
9) издает по вопросам обороны и другим вопросам, отнесенным к его компетенции, нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами;
10) организует взаимодействие в области обороны с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;
11) утверждает ежегодный план и показатели деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти, а также отчет об их исполнении;
13) вносит в установленном порядке по представлению руководителей подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти предложения о предельной штатной численности этих федеральных органов исполнительной власти и фонде оплаты труда их работников;
14) во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения подведомственным Минобороны России федеральным органам исполнительной власти и контролирует их исполнение;
15) отменяет решения подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти, противоречащие федеральным конституционным законам, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если иной порядок отмены решений не установлен указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
16) осуществляет на основании решения Президента Российской Федерации в установленном порядке управление стратегическим развертыванием Вооруженных Сил и их применением;
17) утверждает структуру Минобороны России, в том числе структуру его центрального аппарата, в пределах установленной штатной численности, положения о службах и им равных подразделениях, центральных органах военного управления и иных подразделениях, входящих в структуру Минобороны России;
18) утверждает организационную структуру, состав и штатную численность видов и родов войск Вооруженных Сил, войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил, в пределах установленной штатной численности военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил;
20) подготавливает в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, входящих в состав Вооруженных Сил; в соответствии с законодательством Российской Федерации определяет порядок утверждения уставов этих предприятий (за исключением казенных) и учреждений, программ деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, а также порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей федеральных государственных предприятий и учреждений, заключения, изменения и расторжения контрактов с этими руководителями;
21) представляет в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций оборонного назначения, военных образовательных учреждений профессионального образования, факультетов военного обучения, военных кафедр при государственных учреждениях высшего профессионального образования, а также предложения по порядку подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
23) руководит работой с кадрами в Вооруженных Силах;
24) представляет Президенту Российской Федерации предложения по уточнению перечня воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах;
25) решает вопросы прохождения военной службы военнослужащими Вооруженных Сил и присваивает им воинские звания до полковника (капитана 1 ранга) включительно;
26) решает вопросы прохождения государственной службы лицами гражданского персонала Вооруженных Сил и исполнения ими трудовых обязанностей, представляет в Правительство Российской Федерации предложения по штатной численности гражданского персонала Вооруженных Сил, а также предложения по установлению указанному персоналу социальных гарантий;
27) определяет порядок учреждения и использования в Вооруженных Силах флагов, ведомственных наград: почетных званий, ведомственных знаков отличия, почетных грамот, а также знаков различия (за исключением знаков различия по воинским званиям), других военных геральдических знаков, порядок утверждения их описаний и рисунков, правила ношения, порядок изготовления и использования предметов военной формы одежды, знаков различия, ведомственных знаков отличия и других военных геральдических знаков;
28) представляет в установленном порядке военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил к награждению государственными наградами Российской Федерации, награждает ведомственными наградами военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, а также других граждан Российской Федерации и иностранных граждан (кроме присвоения почетных званий), оказывающих содействие в решении задач, возложенных на Вооруженные Силы;
30) решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий и компенсаций; представляет в установленном порядке проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
31) является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий;
32) организует контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил;
33) утверждает планы и программы по видам обеспечения Вооруженных Сил, планы капитального строительства в Вооруженных Силах;
34) определяет порядок утверждения программ научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых предприятиями и научно-исследовательскими организациями Минобороны России;
35) принимает в установленном порядке на вооружение (снабжение, в эксплуатацию) новые и модернизированные образцы вооружения, военной техники, а также снимает с вооружения (снабжения, эксплуатации) устаревшие образцы;
36) определяет порядок списания с учета вооружения, военной техники и других материальных средств в Вооруженных Силах, исключения из состава Военно-Морского Флота и перевода из одного класса в другой кораблей и судов Военно-Морского Флота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
37) обеспечивает проведение мероприятий по повышению качества и надежности вооружения и военной техники;
38) определяет классификацию и утверждает нормы создания, накопления и расхода вооружения, военной техники и других материальных средств;
39) представляет на утверждение в Правительство Российской Федерации нормы снабжения вещевым имуществом и нормы продовольственных пайков;
40) утверждает временные нормы снабжения вещевым имуществом и нормы продовольственных пайков для отдельных категорий военнослужащих, выполняющих специальные задачи или находящихся в особых климатических условиях;
41) издает приказы по личному составу, дающие право на бесплатную (за исключением государственных пошлин, предусмотренных правилами регистрации) регистрацию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, для предоставления им жилой площади во всех пунктах дислокации;
42) подготавливает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения по совершенствованию систем денежного довольствия военнослужащих, заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил, пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и их семей;
44) утверждает перечни должностей военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе в ядерном оружейном комплексе, участие в которых дает право на получение социальной поддержки в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
45) определяет по согласованию с Минфином России особенности бухгалтерского учета в Вооруженных Силах;
46) вносит предложения о заключении международных договоров Российской Федерации в области обороны, заключает в установленном порядке такие договоры, проводит в пределах своей компетенции переговоры с представителями иностранных государств и международных организаций.
Министр осуществляет также иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации.
Военные могут потерять работу и деньги из-за смартфонов и соцсетей
17 марта изменится закон о статусе военнослужащих. Им запретили публиковать информацию в соцсетях и использовать смартфоны на службе и сборах. За нарушение установили строгое наказание: если обойти запрет, курсанта могут отчислить, срочника отправить под дисциплинарный арест, офицера лишить очередного звания, а контрактника уволить.
Вот как работают новые запреты и кого они касаются.
Что можно и чего нельзя
Вот как обстоят дела у военнослужащих в связи со смартфонами и соцсетями:
Кого это касается?
Запреты касаются военнослужащих и тех, кто призван на военные сборы. Это не только офицеры и солдаты-срочники. Вот кто должен следить за своими публикациями в соцсетях:
Родителям курсантов тоже нужно следить за тем, что они пишут и рассказывают о своих детях в интернете, а также за тем, что пишут сами дети. Из-за неосторожной публикации сын может остаться без образования, даже если он на пятом курсе.
Еще нужно следить за своими профилями и постами тем, кого призвали на сборы. Это могут быть далекие от армии люди: предприниматели, инженеры, менеджеры, водители. То есть те, кто работает где-то в частной компании, на госпредприятии или даже на себя. Но если они числятся в запасе, их могут призвать на сборы. А в запасе могут числиться даже те, кто никогда не служил в армии, причем законно.
Недавно как раз издали указ о таком призыве на 2019 год. Мужчины гражданских специальностей с постоянным местом работы могут получить повестку и попасть на сборы. В это время для них тоже действуют ограничения по поводу публикаций, как для курсантов и офицеров.
Особое внимание к новым запретам — контрактникам. Еще вчера военнослужащий мог быть юристом и активно вел профиль в соцсетях. А теперь у него контракт ради довольствия, льгот и квартиры — все это можно потерять.
О чем военнослужащим нельзя писать в интернете?
Военнослужащим и тем, кто на сборах, нельзя предоставлять СМИ и публиковать в интернете такую информацию:
Если какую-то информацию нужно разместить в системе персональных данных, ее требуют по федеральному закону или публиковать ее — прямая обязанность военнослужащего, то запрет не действует. То есть когда пресс-служба каких-то войск рассказывает об учениях, это не нарушение. Если работник пишет заявление, что он уходит на сборы, это тоже не нарушение. Но если то же самое курсант или военный напишет в соцсетях, его накажут.
Запрещено пользоваться смартфонами
Во время службы нельзя иметь при себе смартфон и любое устройство с камерой и возможностью определить и передать геолокацию. Даже если на этом устройстве можно только хранить фото и видео, его все равно нельзя даже положить в карман на сборах или в армии.
Такие устройства можно использовать, только если это связано с обязанностями на службе.
Что будет, если нарушить запреты?
Любое нарушение нового закона будет считаться грубым дисциплинарным проступком. Это особый вид нарушений, который предусмотрен именно для военнослужащих. И наказывают за него так же, как за самовольный уход со службы на 4 часа, нарушение уставных отношений, уклонение от военной службы, нарушение правил боевого дежурства или умышленную порчу военного имущества.
Наказания могут быть такими:
Военнослужащим, курсантам, призывникам и контрактникам нужно учитывать, что нарушение запретов — это не просто проступок, а именно грубый. Есть наказания, которые нельзя применить за обычное нарушение, а за грубое — можно. Например, отчислить из военного училища можно только за грубый проступок, а за мелкое нарушение не отчисляют.
Отчислить с военных сборов или отправить на гауптвахту тоже могут только за грубый проступок. Контрактник вообще может лишиться работы и всего, на что рассчитывал, выбирая службу за деньги. Описание своих геройств или недовольство условиями службы в соцсетях теперь обойдутся очень дорого: на кону звание, зарплата и даже квартира. Так что все серьезно.
Зачем приняли этот закон?
Когда призывник, офицер или контрактник публикует что-то о службе, учениях и местах нахождения войск, этим могут заинтересоваться не только его друзья или родственники, но и те, кому нежелательно знать о перемещениях частей и планах армии.
А еще с помощью такой информации можно влиять на военнослужащих и их семьи: угрожать им, добывать нужную информацию, как-то вредить. Российские войска находятся в Сирии и официально участвуют там в боевых действиях. Если военные будут выкладывать информацию о себе, перемещениях техники и планах командиров, этим могут воспользоваться даже враги. Это угрожает не только стране и армии в целом, но и личной безопасности людей.
В законе нет запрета публиковать что-то личное, если это не касается службы. Военным можно выкладывать фотографии с детьми, поздравления для жены и писать посты о рыбалке. Если солдат уже пришел из армии и спустя месяц публикует фотографии в форме или с полевых учений, это тоже не запрещено. Ограничения касаются тех, кто служит или участвует в сборах прямо сейчас.
Такие ограничения для военнослужащих давно есть во многих странах, а в России их ввели только сейчас.