имеет ли право психолог беседовать с ребенком без присутствия родителей
Законно ли соц педагог ведет беседы с ребенком без ведома родителей?
Здравствуйте. У детей во внеурочное время произошел конфликт. Социальный педагог в школе, без присутствия классного руководителя и без уведомления родителей проводила беседу с ребенком, 9 лет. Родители узнали об этом постфактум, от ребенка. Имела ли педагог право беседовать таким образом с ребенком, и если нет, то как это ей можно запретить?
Добрый вечер, уважаемая Ольга!
При отсутствии на то заявления от родителей или их согласия, она не вправе в силу ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»:
Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
3.Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
4. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи также оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
5. На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии и порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
6. Психолого-педагогическая помощь в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций такого центра. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляет также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.
По поводу запрета — скажите ей, что по закону она не вправе беседовать таким образом. Также Вы можете написать жалобу директору школы, где учится Ваш ребенок, и обратиться в районный отдел образования, это может оказаться более действенным. Такие ситуации нельзя оставлять без внимания и надо обязательно реагировать!
Чужая родня
Наша история началась в Промышленном районном суде Оренбурга, куда с иском пришел пожилой мужчина. Он просил «устранить препятствия» в общении с внуком и определить условия его свиданий. Родители были против свиданий.
В Верховный суд с жалобой отправился отец мальчика. Там дело изучили и сказали, что заявитель вообще-то прав, а областной суд решил спор неправильно.
Вот как выглядит ситуация с точки зрения Верховного суда. Семья, в которой растет мальчик, находится в сложных отношениях с его родным дедушкой. Тот в суде рассказал, что в семье сына его не жалуют и не дают ему общаться с внуком. Отец же мальчика утверждает: его несовершеннолетний сын сам категорически отказывается от общения с дедом. Да и они как родители против общения, так как у деда конфликтный характер, неадекватное поведение и это может негативно отразиться на ребенке.
Райсуд, когда отказывал истцу, исходил из характеристики личности пожилого человека, которую ему дали эксперты местной психиатрической больницы. Врачи написали, что нужна стационарная комплексная экспертиза, чтобы уточнить характер и степень личностных расстройств у пожилого человека или отсутствие таковых. Но истец от такой экспертизы отказался, а мальчик, которому на тот момент было больше десяти лет, в суде сказал, что деда боится, привязанности к нему не испытывает и общаться с ним не хочет.
Областной суд, который отказ отменил, заявил следующее: нет доказательств, что общение с дедом негативно скажется на ребенке. А еще апелляция сказала, что конфликтные отношения родителей с дедом не могут быть безусловным основанием для отказа в общении. И вообще, право деда на встречи с внуком предусмотрены 67-й статьей Семейного кодекса.
Верховный суд напомнил и про свой пленум (№10 от 27 мая 1998 года). На нем анализировалась судебная практика по спорам, связанным с воспитанием детей. Там же цитировалась Конвенция о правах ребенка. В конвенции говорится, что при решении любых споров, связанных с детьми, в первую очередь внимание надо уделить «наилучшему обеспечению» прав детей. Поэтому при судебном разбирательстве, если затрагиваются интересы ребенка, ему надо дать возможность быть услышанным.
Законно ли психологическое консультирование без разрешения родителей?
Здравствуйте. Есть ли закон РФ, который регулирует психологическую деятельность? Меня интересует, имеет ли право психолог социальной структуры общаться с несовершеннолетним без согласия родителей? И если не имеет, есть ли этому законное обоснование
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь может оказываться детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей или законных представителей согласно пункту 3 статьи 42 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Если же психолог провел работу без согласия на то родителей, то это может считаться незаконным вмешательством в частную жизнь.
Здравствуйте, психологическая помощь несовершеннолетнему может оказываться только с согласия законных представителей, в противном случае это незаконно
На этот счёт есть указание в ст. 42 Закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.12:
2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Таким образом, наличие заявления либо согласия родителей является обязательным условием.
Если Вам необходима дополнительная консультация либо помощь в составлении письменных документов, можете обратиться в мой чат, по правилам сайта услуги в чате платные.
Всего доброго!
Имеет ли право психолог беседовать с ребенком без присутствия родителей
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Могут ли допрашивать несовершеннолетнего без родителей?
Допрос детей, не достигших возраста 18 лет, — это процесс, особенности проведения которого прописаны в статьях 191 и 280 Уголовно-процессуального кодекса, в статье 179 Гражданско-процессуального кодекса и статье 25.6 Кодекса об административных правонарушениях. Законом регламентируется, имеют ли право допрашивать несовершеннолетнего без родителей следственные органы, и в каких случаях это возможно.
Из-за психологических и нравственных особенностей раннего возраста несовершеннолетних их допрашивают по особым правилам.
Почему к допросу несовершеннолетних предъявляют особые требования
Если малолетние свидетели не являются подозреваемыми или потерпевшими, к их допросу прибегают только в крайних случаях. Правовая практика показывает, что:
Любая из этих особенностей или они все вместе могут значительно влиять на достоверность информации, полученной от несовершеннолетних детей в ходе допроса.
Особенности допроса несовершеннолетних
Вызов на допрос несовершеннолетнего без присутствия родителей в правоохранительные органы или в суд обычно осуществляют через законных представителей ребенка. Однако, по УПК РФ, вызов на допрос могут направить не только через родителей, но и через администрацию школы. Вручить повестку лично в руки несовершеннолетнему или вызвать на допрос по телефону допускается только в том случае, когда требуется явиться немедленно (или если есть предположение, что общение с законными представителями может повлиять на правдивость показаний).
Уголовно-процессуальный кодекс установил следующие правила проведения допроса несовершеннолетних:
Может ли полиция допрашивать несовершеннолетнего без родителей
Законом закреплен порядок проведения допроса и указано, кто и в каких случаях может на нем присутствовать. В 280 статье УПК РФ говорится, что допрос потерпевшего или свидетеля, не достигшего 14 лет, проводится с обязательным участием его законного представителя (если проводится следственный опрос несовершеннолетнего без родителей в школе, родители вправе написать жалобу в прокуратуру, ссылаясь на эту статью). Если присутствие родителей или одного из них противоречит интересам ребенка (ребенок — свидетель или потерпевший в ситуации, где замешаны его родители), пунктом 3 статьи 191 УПК РФ допускается опрос несовершеннолетнего без родителей в полиции. Но даже в этом случае следователь обязан найти другого законного представителя, который будет участвовать при допросе.
В случае незначительных административных нарушений допрос свидетеля, не достигшего 14 лет, проводится, при необходимости, в присутствии законного представителя (статья 25.6 КоАП РФ). Из этого следует, что в подобных ситуациях следователи могут провести допрос и без родителей, но с обязательным участием психолога или педагога.
Полиция в работе с несовершеннолетними придерживается указаний уголовно-правового кодекса. В общем случае, допрос ребенка без родителей (например, допрос ребенка без родителей в школе) допускается только после оповещения родителей и с их согласия на подобные действия.
Может ли участковый допрашивать несовершеннолетнего опекаемого в качестве свидетеля без опекуна
При получении объяснения, в соответствии со ст. 144 УПК РФ, лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников. Соответственно, должны соблюдаться и требования, предусмотренные ст. 191 УПК РФ, т.е. присутствие педагога или психолога (как при допросе).
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
при администрации МР «Абыйский улус (район)»
Имеет ли право психолог в школе, в лагере, в саду и т п беседовать с несовершеннолетним ребенком в отсутствии родителей?
Закон об образовании откройТе и читайТе. Психолог в школе и дестких учреждениях такой же педагог, ему для беседы с дитем не нужно присутствие родитеелей, это не медкомиссия и не суд. Однако взимодействие с родителями должно быть, психолог обязан сообщать родителям о ходе беседы и проблемах ребенка. Никакой самодеятельности.
Закон Российской Федерации об образовании.
Конвенция ООН о правах ребенка.
Положение о психологической службе в системе образования.
Положение о практическом психологе.
Положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением.
Законодательство, регулирующее вопросы проведения тестирования на предмет употребления наркотиков учащимися школ и вузов, было принято в декабре 2013 года (Федеральный закон от 07.06.2013 № 120-ФЗ).
Вышеуказанным законом регламентировано проведение профилактики незаконного, то есть немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. А также системы раннего выявления употребления наркотиков.
Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя: — социально-психологическое тестирование обучающихся; — профилактические медицинские осмотры.
Тестирования обучающихся, в том числе на наркотики, исключительно добровольные.
Если подростку еще не исполнилось 15 лет, то согласие на тестирование должен дать один из его родителей