имеет ли право работодатель изымать телефон в рабочее время
Имеет ли право работодатель изымать телефон в рабочее время
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Правомерен ли запрет работодателя использовать личный мобильный телефон в рабочее время на рабочем месте работниками, не относящимися к работникам сферы питания, обслуживания, а также работниками, чьи трудовые обязанности не связаны с доступом к охраняемой государством тайне?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Установление запрета на использование личных мобильных телефонов в рабочее время на рабочем месте правомерно в целях обеспечения безопасности работников при осуществлении ими технологических процессов в производстве или тогда, когда использование работниками личных мобильных телефонов создает или очевидно может создать препятствия в осуществлении трудовой функции этим сотрудником или другими сотрудниками данного работодателя. Работодатель самостоятельно вправе определять перечень работ, при выполнении которых работники не могут пользоваться телефонами на рабочих местах, руководствуясь в том числе здравым смыслом.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Данный подход обозначен, например, и в определении Нижегородского областного суда от 07.06.2016 N 33-6828/2016, определении Верховного Суда Удмуртской Республики от 26.08.2015 N 33-3098/2015, определении Белгородского областного суда от 21.03.2013 N 33-654).
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Законно ли изъятие личного телефона во время работы?
На «Горячую линию» МПРЗ «Действие» обратился диспетчер скорой помощи из Новосибирской области. Медик рассказал о приказе администрации, согласно которому на время дежурства все личные мобильные телефоны диспетчеров «скорой» сдаются под роспись старшему врачу станции и содержатся «в специальном месте», а время разговора и имя человека, с которым сотрудник говорит во время работы, фиксируются в специальном журнале старшим врачом. Говорить по телефону, согласно приказу, можно только с родственниками «при необходимости», а также с другими лицами «в иных исключительных случаях». Данный приказ объясняется необходимостью «обеспечения сохранности врачебной тайны». Диспетчер спрашивает: «Насколько законен этот приказ? На какие нормы конкретно ссылаться при обжаловании приказа?»
Юрист «Горячей линии» отвечает:
1. Работодатель вправе установить ограничение на пользование мобильной связью и интернетом, если это реально вредит производственному процессу;
2. Запрет может быть полным (запрет на пронос мобильных телефонов на территорию, запрет на звонки со стационарных телефонов и т.д.) и частичным (когда в правилах внутреннего трудового распорядка устанавливаются временные рамки посторонних разговоров. Это правило не должно действовать во время перерыва на отдых и приём пищи);
3. Судебная практика по этому вопросу очень и очень неоднозначная: в каждом случае суд с учетом всех обстоятельств будет исследовать вопрос — оправдан ли полный запрет на телефонные переговоры или нет;
4. В данном случае речи про изъятие нет;
5. Данный приказ можно и нужно оспаривать по следующим основаниям:
— ст. 23 Конституции РФ. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Таким образом, запрет на общение с родными в течение смены может рассматриваться как вмешательство в частную жизнь работника;
— ст. 39 Конституции РФ. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Запрет на общение можно трактовать как препятствие реализовывать свои семейные права и исполнять свои семейные обязанности (далее нужно смотреть Семейный кодекс, что именно мешают исполнять и реализовывать);
— возможно упоминание дискриминации (ст. 19 Конституции РФ). Государство гарантирует равенство прав и свобод независимо ни от чего. В данном случает ограничение вводится фактически только в отношении одной категории работников — диспетчеров. Но если это борьба с возможной утечкой информации, то почему тогда бригады скорой помощи не сдают мобильные телефоны? Что помешает недобросовестному работнику передать информацию «на сторону» после получения ее от диспетчера? А вот если запретят мобильные телефоны бригадам, то это уже необеспечение безопасных условий работы (в случае чего, невозможно будет вызвать полицию, сообщить о ЧП).
6. Следует в первую очередь написать уполномоченному по правам человека и в прокуратуру. Следующий шаг — заявление в суд для оспаривания приказа.
Публикация подготовлена в рамках проекта «Правовая поддержка работников медицинских организаций в Российской Федерации и мониторинг актуальных проблем в сфере социально-трудовых отношений в условиях реформирования общественного сектора здравоохранения» с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.
Право работодателя забирать личные вещи сотрудников
Сегодня директор подошел и молча забрал сотовый телефон из моих рук, не вернул его, унес с собой, вечером передал его другим сотрудникам, не мне. Имеет ли право работодатель забрать личную вещь сотрудника?
Порядок использования сотового телефона может быть регламентирован Правилами. Это связано, прежде всего, с тем, что компании и должности бывают разные. Если вид деятельности компании связан, например, с осуществлением определенных технологических процессов, которые не могут быть остановлены, а должность работника требует постоянного контроля за такими процессами, то очевидно, что использование на рабочем месте телефона может приостановить работу компании и даже привести к определенным негативным последствиям.
В данном случае работник, заключив трудовой договор и ознакомившись с Правилами, осознает уровень важности своей должности, масштаб последствий и степень ответственности за разговор по телефону. Но и в этом случае телефон имеет статус собственности работника, которую никто, кроме собственника или не иначе как с его согласия трогать не имеет права.
Если же речь идет об обычной работе, где разговор работника по телефону не может привести к печальным последствиям, то работодатель не имел права трогать телефон работника и уж тем более держать его у себя.
В обоих случаях, если работодатель полагает, что личная вещь работника может негативно сказаться на качестве работы, то он может применить к работнику меру дисциплинарного взыскания в соответствии с Трудовым кодексом РФ, и не более того.
В рассматриваемом случае вряд ли можно посоветовать какие-либо законные меры борьбы с таким работодателем. Но если даже такие меры и найдутся, то это уже прямой конфликт между работником и работодателем. Видимо, единственным выходом, который поможет сохранить нервы и имущество, будет поиск более адекватного работодателя.
личных вещей на предприятии по производству пищевых продуктов»,»float»:»left»>]»>
Я работаю в магазине продавцом, имеют ли право на работе забирать мобильный телефон вовремя работы и на каком основании.
Я работаю в магазине продавцом, имеют ли право на работе забирать мобильный телефон вовремя работы и на каком основании.
Ответы на вопрос:
Ольга. Забирать телефон не имеют права, так как это Ваше личное имущество.
Телефон на работе никто не имеет права забирать, иначе считается кражей имущества и можете обратиться в полицию.
При приеме на работу Вас должны были ознакомить с внутренними правилами организации. Прописано ли там данное требование? Как правило, изымают телефоны на режимных/секретных предприятиях. Чем таким торгует Ваш магазин?
Далее, читаем наш Главный закон.
Ст. 23 Конституции РФ. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Таким образом, запрет на общение с родными в течение смены может рассматриваться как вмешательство в частную жизнь работника.
Ст. 39 Конституции РФ. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Запрет на общение можно трактовать как препятствие реализовывать свои семейные права и исполнять свои семейные обязанности
Таким образом, судя по всему, оснований нет! Пригрозите жалобой в прокуратуру, удачи Вам!
Телефончик не просите
Из одного изъятого телефона можно получить больше сведений, чем в результате нескольких оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий. Для проведения, например, обыска в жилище или контроля и записи переговоров необходимо разрешение суда, что обеспечивает процессуальный контроль.
А в случае с телефонами сотрудники органов стараются убедить нас в законности требований о добровольной выдаче личных мобильных и паролей к ним. Но должны ли граждане делать что-либо в ущерб своим интересам?
В мобильном телефоне может быть порядка пяти видов информации, относящейся к категории ограниченной доступности.
Например, информация содержащая нотариальную тайну (статьи 16, 28 Основ законодательства РФ о нотариате), аудиторскую тайну (статья 9 Закона «Об аудиторской деятельности»), врачебную тайну (статьи 13, 92 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») и другая.
У любого человека в мобильном устройстве могут быть персональные данные, защита которых предусмотрена Законом «О персональных данных».
Пользуясь на телефоне различными приложениями (например, Госуслуги, Сбербанк и другие), мы имеем доступ к информации, содержащей сведения о получателе социальных услуг (статья 6 Закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»), банковской тайне (ч. 2 статьи 857 ГК РФ, статья 26 Закона «О банках и банковской деятельности») и так далее.
У любого предпринимателя в телефоне может содержаться коммерческая тайна (Закон «О коммерческой тайне»), секреты производства (ноу-хау) (ч. 4 ст. 1465 ГК РФ).
Очевидно, что в регулировании этого вопроса имеется существенный законодательный пробел, допускающий ущемление прав граждан.
Сегодня мобильные телефоны даже не относят к электронным носителям информации, для изъятия которых была введена статья 164.1. УПК РФ (Особенности изъятия электронных носителей информации и копирования с них информации при производстве следственных действий). Конкретного указания на мобильные средства связи нет.
Обыск в организации не дает права проведения личных обысков у работников. Если мобильный телефон является именно личным, то это относится к личным вещам и не имеет отношения к мероприятиям, проводимым в офисе юридического лица. Чем же можно аргументировать и отстоять отказ выполнять требования о выдаче личных мобильных и паролей к ним?
Прежде всего, ст. 23 Конституции гласит, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение возможно только по решению суда.
Уже на основании этой статьи Конституции изъятие мобильного телефона допустимо исключительно по решению суда.
Подтверждением является и ст. 186 УПК РФ, в соответствии с которой также требуется судебное решение. В ней сказано: «при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения».
И здесь решение суда предусмотрено обязательным условием.
Прямого указания на возможность изъятия личных мобильных телефонов граждан в действующем законодательстве нет. Расширенное толкование и отнесение рассматриваемых средств связи к так называемым «вещам» является злоупотреблением и фактически понуждением к их выдаче.
Доверяя информацию своим мобильным телефонам, мы, прежде всего, предполагаем, что она защищена именно законом.