имеет ли право ребенок орать на родителей
Когда взрослые дети кричат на родителей
Почему часто нет взаимопонимания и взаимоуважения между повзрослевшими детьми и пожилыми родителями?
Дети, став сами взрослыми, и даже став родителями, считают, что их самые родные люди недостаточно умны, и вообще всё делают неправильно и говорят ерунду.
Часто взрослые дети обижают родителей. Кричат на них. Почему?
Психологи говорят: родителей не научили любить их родители. Потом они не научили любви своих детей, а дети копируют поведение своих родителей.
Так принято считать у психологов. Какая психология, такие и психологи. И – наоборот.
Нет, конечно, такая причина может быть. Когда родители относятся друг к другу грубо, с ненавистью, кричат на своих детей, бьют их, морально унижают, то ребенок может перенять такую «модель поведения», и став взрослым, в отместку будет относиться к постаревшим родителям так же, как относились к нему. И не будет проявлять заботу, нежность, внимание к другим близким людям.
«Жизнь у человека такая, каков он сам. Если жестокий человек — она жестокая. Если боязливый — она страшная. Если кислый — она печальная. А я — человек весёлый, жизнь у меня весёлая…» — написал Борис Акунин. Он тоже считает себя знатоком человеческих душ. Такая причинно-следственная связь вполне укладывается в нашу простую линейную логику.
Но в жизни часто случается, что дети разряжаются на тихих и скромных по жизни родителей. Их раздражает только то, что те такие.
У людей вообще есть свойство быть более жестокими по отношению к близким. Перед чужими-то мы стараемся выглядеть в лучшем свете, общаемся вежливо и приветливо, особенно с теми, от кого зависим. А со своими можно расслабиться.
Бывает, что детей балуют, а самовлюбленная, эгоистичная личность в жизни неминуемо становится конфликтной, не терпящей возражений. Не уважая никого, человек не уважает и родителей.
Бывает, что взрослые дети не могут простить детские обиды. И пожилые люди не менее ранимы. И любая мелочь, как например проявление равнодушия, недовольства, или банальное нежелание детей о чём-то поговорить, воспринимаются ими как обида. Вот и говорят: старики – как дети.
Как нет идеальных родителей, так нет и идеальных детей.
– «Уважение? За что уважать моих родителей?» – спрашивает бывшее дитё, – «они ничего из себя не представляют, они живут так, как я не хочу».
Уважению, благодарности и признанию тоже учить надо, желательно на личном примере. Но педагогического склада личность – это не обязанность, это дар, которого большинство лишены.
Но как бы то ни было, родители заслуживают уважения только за то, что они о детях заботились, заботились как умели, и наверное вправе ожидать от детей доброго ответа. Понятно, что именно ожидать, а не требовать. Как бы ни возмущало это многих родителей, а требовать – это совершенно бесперспективное, даже вредное занятие!
«Родители и учителя – это в первую очередь дающие, а дети и ученики – берущие. Правда, родители тоже получают что-то от своих детей, а учителя от своих учеников. Но равновесия это не восстанавливает, а лишь смягчает его отсутствие. Но родители сами были когда-то детьми, а учителя – учениками. Свой долг они погашают, передавая следующему поколению то, что получили от предыдущего» (Б.И.Хеллингер).
«Долг – это груз, вклад – это поддержка. Вкладывая в детей, родители могут надеяться на получение «процента» в старости: их внимание, помощь, уход. Это то, что родители получили от своих родителей, когда сами были детьми. Это то, что их дети дадут своим детям. Именно дадут, а не отдадут» (Н. Манухина).
Поэтому важно воспитывать детей, которые понимают, что в жизни необходимо не только брать, но и давать. Иначе неизбежны обвинения в недостаточности вложения, либо вообще обесценивание родительского вклада (недодали, дали, но не то и т.д.)
Родители стараются передать детям свой жизненный опыт и взгляды на жизнь. Им больно от того, что дети оказываются не такими, какими они хотят их видеть. Они искренне стараются уберечь своих детей от ошибок. Вот только каким путём?
Как правило, путём поиска недостатков и указания на них… А иначе они не умеют. Этому не учат. Предостерегая и ругая детей, они фактически критикуют самих себя в прошлом.
И получается, что детьми наследуется от родителей привычка критиковать. Дети вырастают оценивающими и критикующими, и всё лучше других знающими.
Когда-то родители рассказывали и показывали им пальцем, что значит быть «хорошим ребенком», теперь их очередь.
Родители считают возможным сравнивать детей с кем-то еще, в подавляющем большинстве случаев – не в их пользу. Тогда почему они удивляются, что взрослые дети сравнивают родителей с кем-то? С кем-то, кто достиг большего, дал своим детям больше?
Взрослые дети по-прежнему нуждаются в совете, помощи и одобрении родителей. Понятно, что это зависит от того, является ли родитель по-прежнему для них авторитетом. Но с уверенностью можно сказать, что они нуждаются в поддержке гораздо больше, чем в критике, негативных замечаниях и отрицательных оценках! Родители лезут туда, куда не надо, и не угадывают, не догадываются где надо когда надо поддержать или помочь.
При этом взрослые дети, выбравшие свой образ жизни часто в пику советам и понуждениям родителей, потом обвиняют их в том, что те в чем-то их не поняли, не выслушали, не проявили интерес. Они не помнят, как обрывали разговор, когда родители что-то не одобряли или высказывали.
А если дети поддались советам и увещеваниям родителей, и потом у них что-то не срослось, чего-то не хватило, – будьте уверены, виноваты будут родители.
Очень много вариаций, и они могут до бесконечности раскручиваться и усложняться, а причина-то очень проста: эгоизм, собственная значимость, не дающие даже допустить, что ты в чём-то был неправ. Делающие виноватыми всех вокруг, кроме тебя.
Любая обида и порождённая ей претенциозность не даст возможности диалога с желанием понять и простить. Ага, как ты ко мне – так и я к тебе. Слово за слово. Обида за обидой, вытаскивается даже уже давным-давно прощённое, но забившееся в подсознание с каким-то переживанием.
Если кроме психологии почитать более древние книги, то можно узнать, что уважение детей к родителям является одной из семи главных добродетелей. «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф.6:1-3).
Родители не только дают жизнь. Чего стоит вырастить ребёнка, знает только родитель.
Чего же ожидают родители от детей? Конечно, внимания, в идеале – любви, но прежде всего – уважения. Уважение – показатель благодарности.
Смотрим значение слова «уважение»:
– это чувство почтения, отношение, основанное на признании достоинств, высоких качеств кого-либо, чего-либо; признание важности, значимости, ценности;
– высокая оценка.
Так кто должен начать движение навстречу? Дети или родители?
Тот, кто мудрее.
Будет мучительно больно и стыдно за своё поведение, за то, что не нашлось времени позвонить, поговорить, помириться… простить. Будет. А потом всё повториться, и будет повторяться до тех пор, пока на смену самолюбию и стремлению получать не придёт любовь с желанием отдавать. В нашем мире – это очень редкая редкость.
Кто-то даже скажет: а чего тут такого, если только не уважают и кричат? Бывает и похуже…
Дети в семейных конфликтах
Семейный психотерапевт Анна Варга (Насильники поневоле// Семья и школа.-1999. № 11-12) отмечает, что «одинаково травматично быть и жертвой, и свидетелем насилия». Для ребенка увидевшего родных, которые причиняют вред друг другу, наносят побои или оскорбляют, это является, обычно, эмоциональным шоком от которого очень трудно оправиться и невозможно забыть. Что говорить о детях, которые подвергаются систематическим избиениям дома? Но об этом говорить нужно, для того, чтобы предотвращать подобные действия.
У ребенка являющегося участником постоянных семейных конфликтов отмечаются, как правило, следующие симптомы:
1. Повышается общая нервозность, чаще бывают эмоциональные взрывы и беспричинные истерики.
2. Поведение ухудшается, потому что авторитет родителей падает. Ребенок перестает им доверять и прислушиваться к их мнению.
3. Нарушается принятие моральных и общих культурных ценностей. Дети могут попадать под негативное влияние, желая бороться против всего, что было раньше в их жизни.
4. Чаще возникает негативное отношение к мужчинам и женщинам, в зависимости от того, против кого настроен ребенок.
Все эти признаки говорят о том, что ребенок пережил некое шоковое событие, с которым он не может справиться самостоятельно. Ребенок перестал быть прежним, ведет себя неестественно – это явный сигнал о том, что ему требуется помощь взрослого.
С психологической стороны, нарушения привычной деятельности объясняются тем, что перенесенное потрясение не находит объяснения в сознании ребенка. Привычный уклад жизни нарушился, и все внимание обращено на попытку понять и осознать случившееся. Поэтому на другие вещи, людей и события, происходящие в реальности, оно не может переключиться. Мыслительные процессы замедлены, т.к. не могут справиться с новой информацией и осознать то, что произошло.
Встречаясь в своей работе с детьми из неблагополучных семей, специалисты каждый раз отмечали их уверенность в том, что они имеют право бить других детей. В группе детского сада 6 летний мальчик позволяет себе ударить другого ребенка, и считает, что поступил правильно. Он не видит в этом ничего необычного – ведь его били, так почему же он не может ударить любого, кого ему только захочется. Именно так думает каждый, кого хоть раз в жизни ударили: почему меня можно бить, а я не могу ударить другого?
У ребенка возникает вполне справедливый вопрос, на который многие взрослые не могут дать ответ. Ребенок действует интуитивно, то есть, полагаясь на свой чувственный опыт. Ему обидно и единственный вывод, который он для себя делает – ему можно драться с теми, кто ему не нравится. Таким образом, использование силы становится единственным способом достигать своих целей в отношениях с людьми.
Если такая позиция находит подтверждение в какой-то ситуации и ребенок действительно с помощью силы получает желаемое, то она закрепляется в сознании как правильная.
На подобное поведение важно правильно реагировать. В первую очередь, остановить ребенка. Затем, объяснить ему, что такое поведение недопустимо, и вы не позволите никому больше причинять боль. Если ребенок находится в состоянии эмоционального возбуждения, то говорить много не нужно. Будьте немногословны – говорите только по существу дела. Главное это показать своими уверенными и спокойными действиями, четкими и короткими фразами, что вы контролируете эту ситуацию и всем необходимо успокоиться. Только после того, как вы убедились, что все участники конфликта успокоились, можно доносить до них какую-либо информацию.
Еще одной серьезной семейной проблемой являются частые конфликты между родителями.
Случай из практики. На телефон психологической помощи обратилась девушка 14 лет. Представилась Светой и пожаловалась на своих родителей.
Света рассказала, что никогда не чувствовала родительской любви. По её словам, они всегда были заняты разборками между собой. Мать и отец постоянно ссорились, то из-за денег и их нехватки, то из-за взаимных претензий друг к другу. Постоянно дрались, потом мирились, снова дрались и так далее. Самые негативные воспоминания девушки связаны с тем, что во время скандалов мать и отец пытались склонить дочь, каждый на свою сторону. При этом пытались манипулировать ей, то обещаниями, то угрозами. На деле ни первое, ни второе, в итоге не доводили до конца. Мать рассказывала дочери про отрицательные черты отца, а тот в свою очередь наговаривал на жену. Оба требовали от дочери принять только одну из сторон, чтобы вместе противостоять супругу. В итоге, к своему возрасту, единственным желанием девочки-подростка было уйти из дома, куда глаза глядят и как можно скорее.
Как правило, такое желание ребенок старается реализовать.
Выясняя отношения между собой в семье, большинство родителей совершают одни и те же ошибки:
Пытаются использовать детей как своих сторонников в борьбе против супруга.
Отгораживают детей полностью от реальной ситуации в семье, опасаясь за них.
И первое, и второе есть крайности, обусловленные, чаще всего, эгоизмом самих родителей. В первой ситуации ребенок непременно оказывается в роли проигравшего, а во второй, дети чувствуют, что что-то происходит, но не могут понять что именно. Эти переживания заставляют их бояться, жить в страхе, пугаясь любого шума, развивая невротические привычки, часто такие же, как и у их родителей. Подобные проблемы в детстве превращаются в устойчивую тревожность у взрослого человека. Таким образом, в обоих случаях, мы получаем потенциальную жертву.
Как же поступить, чтобы и ребенок сделал правильный вывод и самому не стать при этом манипулятором, решающим свои задачи за счет ребенка?
Опытный английский философ и педагог Герберт Спенсер отмечал в своих работах по воспитанию, что «все те дурные наклонности, которые родители стараются уничтожить в своих детях, гнездятся в них самих» («Воспитание умственное, нравственное и физическое», 1861).
Отечественные психологи, врачи и педагоги (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980) уже давно выделили несколько видов родительского отношения к своим детям. Это сложившаяся система отношения родителей к ребенку, включающая в себя эмоции, чувства, стереотипы и ожидания которые родители переносят на детей.
Когда в группу детского сада или класс школы входит авторитарный отец (или мать), его всегда видно и слышно: громкий голос, резкие движения, строгий взгляд. За всеми этими внешними, казалось бы, четкими и строгими признаками знающего человека прячется неуверенность в ребенке, страх за себя и попытка компенсировать незнания в воспитании методами быстрыми, но на самом деле малоэффективными и недолговременными. Они оперируют только угрозами, надеясь, что ребенок от этого станет послушнее. Но время идет, ребенок растет и то, что раньше помогало добиться его послушания уже не эффективно.
Рисунки детей, у таких родителей, изобилуют черным мрачным цветом, тематически привязаны к непропорциональным изображениям больших рук родителей и маленькой фигурой самого ребенка. А иногда в них присутствуют и такие элементы, которые редко встретишь в детских рисунках.
По мнению А.Л. Венгера (Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство, 2003), в таких рисунках детей отражена агрессия, которой повергали их и которую они также готовы выплеснуть на окружающих. То есть, защитный механизм – агрессия, передаётся к детям от родителей, которые используют его как средство воспитания. Следовательно, в детском коллективе мы получаем неблагополучного ребенка, который почти всегда будет выделяться, либо частыми конфликтами с окружающими, либо избеганием контактов и страхами.
Личная позиция родителя: «Ты будешь делать то, что я скажу, потому что я авторитет для тебя». Дома ребенку, часто в приказном тоне, даются указания, без объяснения того почему он должен их выполнять. Родители требуют начать выполнять что-то немедленно, но забывают, что ребенок не дрессированная собачка, который бросив все дела, обязан выполнять полученный приказ.
Что можно сделать в этой ситуации? Дайте ребенку возможность закончить начатые ранее дела. Ваш малыш индивидуален и имеет свой внутренний биологический ритм. Конечно, режим и соблюдение порядка должны быть, но постоянное принуждение приводит к сбою внутренних часов, нарушению обмена веществ и расстройствам психических процессов. Ребенок не дрессированная собачка и не может выполнять все, так как вы хотите. Требования должны быть адекватны возрасту ребенка. Все изменения, происходящие в жизни ребенка, должны учитывать его индивидуальные особенности.
Чрезмерно опекающие родители.
Такие родители часто используют мелочные придирки, постоянно контролируют все перемещения ребенка, его действия подвергают анализу и критике, чтобы сделать более управляемым. Забота плавно переходит в давящую опеку, которая подавляет любую инициативу и активность ребенка.
В результате из детей вырастают безынициативные люди, слабохарактерные, нерешительные, не умеющие за себя постоять, полагающиеся во всем на мнение старших, неспособные строить полноценные социальные отношения со сверстниками. Если вдруг, в какой-то момент, родитель оказывается готов дать свободу своему ребенку, то наедине с самим собой никак не может успокоиться и перед его глазами всплывают ужасные картины происходящего с их чадом.
Более того, когда ребенок видит, что отец или мать со всеми из-за них ругаются, он делает вывод, что мир – это сборище негативно настроенных людей, с которыми постоянно нужно выяснять отношения ссорами и руганью.
Случай из практики. На телефон психологической помощи обратилась женщина 52 лет. К психологу ее направил школьный учитель с вопросом о том, как её ребенку (мальчику 12 лет) наладить отношения со сверстниками. В ходе беседы выяснилось, что её ребенок единственный, поздний (после 40 лет), долгожданный, воспитывается матерью в одиночку. Отца нет. Мать постоянно опекает сына, одевает его только в ту одежду, в которой тепло, чтобы он не заболел. Кормит только домашней, полезной едой, считая, что здоровье необходимо беречь с детства. При этом мать не позволяет смотреть телевизор, играть в компьютер, принципиально, не покупает продукцию, произведенную в Китае, считая её некачественной, заразной или опасной.
Для того чтобы иметь возможность провожать и забирать сына каждый день из школы она бросила прежнюю работу и устроилась уборщицей в офис. Проблемой считает то, что другие дети постоянно обижают мальчика, не хотят с ним дружить. Спрашивает: как помочь ему наладить дружбу с детьми?
Личная позиция родителя. Такой родитель не готов отпустить ребенка в жизнь. Постоянно переживает за его здоровье, тревожится о самочувствии, но мало беспокоится развитием личности ребенка. В их глазах ребенок – неспособное ни к чему, слабое, немощное создание, нуждающееся в постоянной заботе и защите от внешней опасности.
Что можно сделать в этой ситуации? Во-первых, родителям стоит работать над своей повышенной тревожностью. Именно она заставляет их самих испытывать страх и переносить его на ребенка. Впечатлительность и тревожность – несомненно, помогают выживать в наше непростое время, но во всем должна быть адекватная мера. Это значит, пора объективно оценить, что может быть опасно, а что лишь кажется опасным.
Во-вторых, родителям надо работать над своим эгоизмом. Они боятся не за ребенка, а за самих себя, потому что не интересуются его мнением, его чувствами и интересами и тем, чего на самом деле боится ребенок. Соотнесите его страхи и свои. Только тогда вы поймете, где заканчивается ваша субъективная тревога и начинается реальность.
Эмоциональные, раздражительные родители.
Такие родители своим ребенком всегда недовольны, предъявляют постоянные претензии и обвиняют во всех ошибках. Не сделал урок – дурак, ошибся – кретин, не смог за себя постоять – размазня. При этом в отношениях отсутствует эмоциональная близость между взрослым и ребенком. Тактильные контакты осуществляются на уровне шлепков, подзатыльников, оплеух.
При этом инициатором какого-то действия становится родитель. Он сам подталкивает ребенка на совершение поступка и уже изначально не верит в возможный успех. Дети очень хорошо заражаются эмоциональным настроем взрослого и поэтому не умеют верить в самих себя – естественно, что в результате они делают все не так как надо. Как и в прежнем случае, в итоге развивается низкая самооценка, забитость, не умение отстаивать свои позиции, появляется страх самовыражения.
Как правило, такие дети становятся пассивными агрессорами, держат свое недовольство глубоко внутри себя. То есть, проявляют они его не явно, а несколько иначе. Например, едкими замечаниями в адрес другого человека, выражают иронию, провоцируют сарказмом, переворачивают факты с ног на голову, выставляя виновными за свои ошибки других людей.
Что можно сделать в этой ситуации? Ребенок не рождается с умениями и знаниями о жизни. И эти самые знания не появятся у него до тех пор, пока он сам, своими руками не попробует сделать что-то, пока ребенок не совершит ошибки которые потом сам исправит и не найдет способ решать проблемы по-своему, особенно.
Вы, конечно, не обязаны обожать своего ребенка, видеть в нем только плюсы и достоинства. Но хотя бы не мешайте ему развиваться естественным путем, не подавляйте в нем личность, своими претензиями и утверждениями в его несостоятельности. Если не умеете делать это сами – тогда доверьте профессионалам. А для ребенка будьте не строгим учителем или врачом, а просто родителем. Все люди имеют недостатки – это нормально, поэтому меняйте свое отношение к ребенку как к личности со своими, не похожими ни на кого, особенностями, которые в дальнейшем могут стать его достоинствами.
Либеральный, значит допускающий. Такие родители многое допускают в жизни ребенка. Допускают его ошибки, влияние внешних факторов и случайностей на его жизнь. Умеют признать свою неправоту, могут извиниться за совершенные ошибки, но не всегда это делают. Зато уважают желание ребенка самостоятельно принимать решения в своей судьбе, делать свой выбор. И, как правило, самоустраняются из его жизни, примерно к подростковому возрасту. По привычке, могут посоветовать одеться тепло девочке-подростку идущей на дискотеку зимой, но после того как та в ответ скажет что-то типа: «Засохни, кочерыжка, я сама знаю». Предпочитают не вступать в конфликт и удалиться по своим делам.
Личная позиция родителя: «Ничего в этой жизни невозможно предусмотреть. Если ребенок хочет вырасти и работать дворником, то никто его не сможет переубедить в этом» – так описала свой взгляд на воспитание одна мама консультанту телефона экстренной психологической помощи.
Считают, что у взрослого есть свой взгляд на жизнь, а у ребенка свой. Своими делами они и предпочитают заниматься, пока их не спрашивают или пока не попросят о чем-то.
Что можно сделать в этой ситуации? Исправлять такую позицию, обычно, бывает бесполезно. В ней, в принципе, есть рациональное зерно: ребенок учится самостоятельности, отвечать за свои поступки и всего в жизни добиваться своими силами, рассчитывая только на себя. Правда, находить эффективные пути взаимодействия с другими людьми он так и не научается, потому что он не видел примера в лице значимых для него людей (родителей).
Авторитеты для ребенка – это пример личной активной позиции (в любом деле), весомое мнение, определяющее возникновение мотива к действию. Другими словами, с такими родителями дети советуются, выбирают их в качестве примера и делают так, как они поступили бы в этой ситуации.
«Как поступил бы отец в этой ситуации?», «А как сделала бы мать? Что она сказала бы сейчас» – такой вопрос задают себе их дети, оказавшись в трудной ситуации. Это не значит, что именно так они сделают, но всегда учтут такое мнение.
Личная позиция родителя. У таких родителей есть внутренняя жизненная позиция, что они являются спутниками ребенка на жизненном пути. Свои поступки они стараются комментировать, разъясняя, таким образом, главный принцип своих действий. Стараются избегать давления на ребенка, всегда в курсе состояния дел ребенка. Бывают честными в первую очередь с самими собой, к этому приучают и ребенка.
Исправлять такие отношения не нужно, если они благоприятно влияют на развитие личности ребенка. Более того, в этом случае, обычно, ни от кого, не поступает подобного запроса о помощи.
Дети демократичных родителей, знают и умеют вести себя адекватно ситуации, в которой они оказались. Они достаточно критичны, по отношению к себе и умеют оценивать поступки других людей. В конфликтных ситуациях, предпочитают рассуждать последовательно, умело аргументируют свое мнение.
Личная позиция родителя. Ставят честность и справедливость в приоритет. Стараются прислушиваться к мнению ребенка, выслушать его внимательно, чтобы понять. Собственным примером воспитывают в детях дисциплину, самостоятельность, уверенность, уважение к самому себе и другим людям.
Таким образом, только наши собственные иррациональные убеждения мешают нашим детям быть счастливыми. Поэтому дайте им свободу выбора, но при этом будьте рядом, чтобы они всегда могли обратиться к Вам за помощью или знали, где эту помощь можно получить.
ведущий психолог ОДМПКиИП ФКУ ЦЭПП МЧС России
Ваши права, если есть дети
Когда рождается ребенок, у его родителей появляется много обязанностей: кормить, лечить, учить, воспитывать, обеспечивать. От родителей везде что-то требуют: сдайте деньги в школе, платите алименты, следите за детьми на детской площадке, отвечайте за причиненный ими ущерб.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Но у мамы с папой есть и права, которые помогут защитить интересы семьи, лучше обеспечить ребенка, сэкономить деньги и получить прибавку к бюджету от государства.
Равные права с другим родителем
Как это работает. Когда рождается ребенок, у родителей появляются родительские права. Они закончатся, когда ребенок станет совершеннолетним или полностью дееспособным. Эти права одинаковые у матери и отца. Нет такого права, которое есть у матери, но отец по отношению к ребенку его не имеет. При этом родители могут быть женаты, в разводе или вообще не в браке и у них даже разные семьи. Права все равно равные, если только их не ограничил суд.
Единственное условие: оба родителя должны быть указаны в свидетельстве о рождении. Биологического отцовства для прав недостаточно: они появятся у того, кто записан в документах. Если отца формально как бы нет, то и родительских прав у него нет: он не может запретить ребенку выезд за границу, решать вопросы по месту жительства или получать информацию в поликлинике.
Право установить отцовство без согласия мужчины
Как это работает. При рождении ребенка женщине выдают справку, что она его мать. Мужчина не становится отцом автоматически. Если он в браке с родившей женщиной, тогда его признают отцом без спроса. А если не в браке, запись в свидетельство о рождении внесут только с его согласия или со слов матери, но это почти ничего не значит.
Юридическую силу имеет такое отцовство, которое установили официально — добровольно или через суд. Тогда у мужчины появятся права и обязанности по отношению к ребенку. Если женщина сама вписала любого мужчину в свидетельство о рождении, это еще не значит, что у него появились права и обязанности по отношению к ребенку. Они появятся только в том случае, если будет решение суда: вот этот мужчина — отец этого ребенка. Или мужчина сам согласится, чтобы его признали отцом, и подтвердит это в загсе.
Бывает, что мужчина не согласен устанавливать отцовство, тогда женщина может сама с этим разобраться. Нужно подать иск в суд: истец — мать ребенка, ответчик — предполагаемый отец.
Там могут назначить генетическую экспертизу, а могут обойтись и без нее: доказательствами станут совместные фотографии, показания свидетелей, переписка и что угодно еще. Например, мужчина отказывается от отцовства, но женщина приносит в суд фотографии за три года совместной жизни, где они вместе на праздниках, в отпуске, в кругу семьи. Еще приходят свидетели — родственники и соседи, которые подтверждают, что мужчина несколько лет жил с этой женщиной, в том числе во время беременности. И у женщины есть переписка, где они обсуждают роды, посещения врачей, покупки для ребенка. Все это подойдет, чтобы доказать отцовство даже без экспертизы.
Если мужчина откажется от генетической экспертизы, его все равно могут признать отцом. Если суд так решит, на этом основании можно внести запись об отцовстве в свидетельство о рождении. Срока давности по таким делам нет: отцовство могут признать хоть через десять лет после рождения ребенка.
Например, женщина с мужчиной жили как муж и жена, но без регистрации брака. Она родила ребенка, а мужчина отказался его признавать. В свидетельстве о рождении пришлось поставить прочерк. Но женщина идет в суд, чтобы официально установить отцовство и требовать алименты. Если она докажет, что ее бывший сожитель — отец ребенка, в свидетельство о рождении внесут запись, а мужчина получит права и обязанности по отношению к этому ребенку. Даже если он этого не хотел.
У мужчины есть право оспорить отцовство. Это нужно, например, чтобы не платить алименты чужому ребенку. И чтобы ребенок потом не смог претендовать на наследство.
Оспорить отцовство может как тот, кого суд признал отцом юридически, так и тот, кто считает себя настоящим отцом и хочет числиться в документах ребенка. И даже сам ребенок после 18 лет. Но у мужчины ничего не выйдет с оспариванием своего отцовства, если выяснится, что он не отец, но сам знал об этом и согласился на запись в документах.
Право представлять интересы ребенка без специальных полномочий
Как это работает. Родители — это законные представители ребенка. Если женщина и мужчина вписаны в свидетельство о рождении, значит, они могут защищать и представлять интересы ребенка везде, где это нужно: в школе, больнице, на улице, в суде или Росреестре. Родителям не нужен для этого специальный документ, подтверждающий полномочия, то есть доверенность. Они просто показывают свидетельство о рождении и могут делать все, что нужно в интересах сына или дочери: получить в подарок квартиру, открыть вклад или дать согласие на операцию.
Это не значит, что родители могут так же легко продать долю ребенка в квартире или снять деньги со вклада на его имя. Тут интерес ребенка уже под вопросом и придется получать разрешение органов опеки. А вот прийти за таким разрешением могут сами родители без доверенности.
Право воспитывать ребенка и выбирать учебные заведения
Как это работает. Родители имеют право воспитывать своего ребенка, заботиться о нем, общаться с ним и решать вопросы по поводу обучения. Право на воспитание — это личное право, его нельзя передать по доверенности или по наследству. Воспитывать может именно родитель. В законе нет конкретных требований, как нужно воспитывать детей. Установили только ограничения по поводу жестокости, грубости и унижения достоинства.
Отец и мать имеют одинаковые права на воспитание, но при этом у них могут быть разные взгляды. Договариваться нужно мирно. Если не получается, придется идти в органы опеки или суд.
Вопросы с образованием — это где, в какой форме и чему будет учиться ребенок. Здесь так же, как с воспитанием: права равные, решать полюбовно, а если не выйдет, поможет суд. Например, мама хочет, чтобы ребенок занимался танцами, — имеет право. А папа мечтает, чтобы он был футболистом, — тоже имеет право. Мама не может запретить папе водить ребенка на футбол, но и отец не может запретить ей водить ребенка на танцы.
Бабушки, дедушки, тети, дяди и другие родственники по умолчанию не имеют права воспитывать ребенка. Даже если у дяди ученая степень в области педагогики, он может давать советы, но воспитывают именно родители. Если бабушка считает, что родители зря закаляют ребенка и спорт ему во вред, родители не обязаны слушать бабушку. Право на воспитание не передается.
В семейном кодексе написано, что в вопросах образования нужно учитывать мнение детей. Но это формальность, потому что механизма, как именно это учитывать, не существует. Если ребенок не хочет ходить в детский сад и учиться в школе, а родители его заставляют, это в интересах ребенка.
Право определять место жительства ребенка
Как это работает. Место жительства ребенка до 14 лет — это место жительства одного из родителей. Если родители живут вместе, то и дети с ними. Если раздельно, тогда родители могут договориться, где будет жить ребенок — с мамой или папой. Иначе вопросы с проживанием придется решать в суде. Когда ребенку исполнится 10 лет, учтут его мнение. Но оно не будет решающим. Суд примет во внимание и другие факторы: привязанность, отношения в семье, режим работы, доход, условия в квартире.
Вопрос по поводу места жительства ребенка могут решать только родители. Бабушка не может подать иск к матери или отцу, если она хочет, чтобы ребенок жил с ней. У нее нет права определять место жительства. Если бабушка фактически воспитывает ребенка и живет с ним, а тут появляются родители, они могут забрать сына или дочь, но иск будет не о месте жительства, а об отобрании ребенка. И еще не факт, что родителям его отдадут.
Право зарегистрировать ребенка по своему месту жительства без разрешения других собственников
Как это работает. Родители имеют право зарегистрировать ребенка по тому адресу, где прописаны сами. Это может сделать и мать, и отец — даже после развода.
Чтобы зарегистрировать ребенка по месту жительства одного из родителей, им не нужно спрашивать согласия других собственников помещения. При этом самим родителям быть собственниками необязательно. Например, взрослый сын живет с родителями в их квартире, доли у него нет. Но есть регистрация в этой квартире. И вот у него рождается дочь. Эту девочку мужчина может прописать в квартире своих родителей даже без их согласия.
Так же и с временной регистрацией. Допустим, семья без детей снимает квартиру. Собственники разрешили им оформить временную регистрацию. Когда у пары родится ребенок, они пойдут и пропишут его в этой съемной квартире — тоже временно, но без согласия собственников жилья.
Право общаться с ребенком даже при раздельном проживании
Как это работает. Если родители в разводе или вообще никогда не жили вместе, оба все равно имеют право общаться с ребенком. Мать не может запретить отцу встречаться с детьми только потому, что сама испытывает к мужчине неприязнь. И наоборот.
Раздельное проживание — это не помеха общению. Но когда не получается договориться, вмешаются органы опеки или суд. Причем органы опеки могут решать вопросы по поводу родительских прав даже до решения суда, если это нужно для ребенка.
Если один родитель мешает общению, его могут оштрафовать.
Тот родитель, который живет отдельно, имеет право получать информацию о своем ребенке из школы или поликлиники. Например, узнать оценки или взять выписку из медицинской карты. Такое право могут ограничить, если это во вред ребенку, но по умолчанию оно есть и остается даже при раздельном проживании.
Право лишить другого родителя родительских прав или ограничить их
Как это работает. Один родитель может лишить другого родительских прав. Если так сделать, то пропадают права на воспитание, согласие на сделки, запрет на выезд за границу, алименты от детей или наследство от них. Еще не будет права на льготы и пособия. Это делают, чтобы, например, отец не смог помешать выезду ребенка в другую страну и в старости не подал на алименты.
Чтобы лишить родительских прав, нужно обращаться в суд. Других способов нет. Для лишения нужны серьезные причины: вред ребенку, жестокое обращение, неуплата алиментов, преступления, алкоголизм. При этом нужно доказать вину родителя. Если он не платил алименты, потому что болел, родительских прав не лишат.
А теперь внимание! Даже если родителя лишат родительских прав, он все равно обязан содержать ребенка, то есть платить алименты. Прав нет, а обязанности есть.
Кроме лишения есть еще ограничение прав. Это когда родителю запрещают не все, а что-то конкретное, например какое-то время воспитывать ребенка или видеться с ним. Но право на наследство, алименты от детей и пенсию сохраняется. Права ограничивают, когда опасность для ребенка уже есть, но для лишения пока не хватает оснований. Во всех этих вопросах в любом случае будут разбираться прокурор, опека и суд. Желания одного из родителей мало.
Право требовать алименты на содержание ребенка
Как это работает. Родители обязаны содержать своих детей. А если кто-то уклоняется, от него можно требовать алименты, то есть деньги на содержание ребенка. Их один родитель платит другому — тому, с кем живет ребенок.
Право требовать алименты появляется не после развода, а когда угодно. Даже если родители живут вместе и находятся в браке, мать все равно может потребовать от отца алименты. Так может сделать и отец. О содержании можно договориться мирно и даже устно. Или подписать соглашение у нотариуса. Если не получается, тогда сумму и порядок выплат определит суд. А приставы помогут сделать так, чтобы эти деньги выплачивались.
Если родитель платит алименты на содержание ребенка, в старости он сам сможет потребовать алименты уже на свое содержание. Например, так может сделать мужчина в 60 лет.
Право давать разрешение на эмансипацию ребенка
Как это работает. Эмансипация — это процедура, которая позволяет ребенку получить полную дееспособность до 18 лет. Это нужно, чтобы зарегистрировать ИП, работать, открывать счета в банке, заключать договоры с клиентами и проводить другие сделки без разрешения родителей. Эмансипироваться можно разными способами, один из них — получить согласие родителей. То есть родители подтверждают: мы не против эмансипации своего сына. Пусть он становится ИП, печет торты на заказ и сам отвечает за последствия своих решений.
Если ребенок хочет стать дееспособным до совершеннолетия, можно дать на это согласие, и тогда процедура пройдет без суда. Но согласие можно и не давать. Это усложнит эмансипацию, но не запретит ее. Ребенок может пойти в суд и все равно добиться дееспособности.
Право запрещать выезд ребенка за границу
Как это работает. Любой родитель может сделать так, чтобы без его разрешения ребенка не вывезли за границу. Например, отец может запретить матери отправиться с ребенком в отпуск в Турцию или к новому мужу на постоянное место жительства в США. Сама мать сможет поехать, а вот ребенка развернут на границе и не посадят в самолет, потому что в базе пограничников будет запрет на его выезд.
Такой запрет можно оспорить, но только в суде. Других вариантов нет: придется или как-то договариваться, или судиться. Для отмены запрета нужны серьезные причины, например необходимость лечения ребенка. Просто желание отдохнуть не подойдет.
Запрет нельзя оформить устно, для этого есть специальный порядок и нужно подавать заявление. Если запрета нет, кто угодно из родителей может ехать с ребенком в любую страну без специального согласия другого родителя. Допустим, отец не запретил выезд. Тогда мать свободно поедет с ребенком в Турцию, даже если отец вроде бы против, но не оформил это как положено. Запретить въезд обратно в Россию никто из родителей не может.
Право получать налоговые вычеты и льготы
Как это работает. Если у вас родился ребенок, вы имеет право на стандартный налоговый вычет по НДФЛ. Это значит, что при расчете налога из зарплаты вычтут как минимум 1400 рублей и за год получится сэкономить немного денег — примерно 4400 рублей на двоих. Если детей больше, то и экономия будет больше.
Еще появится право на социальные вычеты, например за лечение и обучение ребенка. Это тоже способ сэкономить на налогах.
Родители могут получить даже имущественный вычет, если доля в квартире оформлена на ребенка.
Многодетные семьи могут экономить не только на НДФЛ, но и на имущественных налогах: с 2018 года у них есть право на дополнительный вычет по налогу на имущество и освобождение от земельного налога с шести соток. В некоторых регионах у семей с детьми есть льготы по транспортному налогу.
Право оформлять пособия и господдержку
Как это работает. Для семей с детьми есть разные виды господдержки. Например, такие:
Еще у родителей появляется право на пособия из бюджета. Даже безработным выделят 17 тысяч рублей при рождении ребенка и будут ежемесячно платить деньги до 1,5 лет. Матери положены декретные, отец может взять отпуск по уходу за ребенком, все вместе имеют право на субсидии при оплате коммунальных услуг и помощь на уровне регионов, например если семья малоимущая.
Право получать отпуск вне очереди, дополнительный выходной и другие трудовые льготы
Как это работает. Некоторые родители могут пользоваться трудовыми льготами только потому, что у них есть дети. Так, многодетный отец может взять отпуск не по утвержденному графику, а когда захочет.
Например, мать ребенка до трех лет нельзя отправить на работу вахтой, есть ограничения для вредной работы, пока ребенку не исполнится полтора года. Еще матери нужно давать перерыв для кормления. А если надо отправить одинокую мать в командировку, то только с ее письменного согласия. И она может отказаться выйти на работу в ночное время или по праздникам.
На время декрета за матерью нужно сохранять рабочее место. Если отпуск по уходу за ребенком захотел взять отец, он имеет право — придется оформить ему пособие. При этом за тем родителем, кто сидел с ребенком, сохраняется трудовой стаж на такой период и даже начисляются пенсионные баллы.
Если работодатель откажет в приеме на работу женщине из-за того, что у нее есть ребенок до трех лет, ему грозит штраф до 200 тысяч рублей. Есть и другие трудовые льготы для родителей.
Право матери раньше выйти на пенсию и увеличить ее
Как это работает. Это право есть только у женщин. Многодетная мать может выйти на пенсию на три, четыре и даже десять лет раньше только потому, что она родила и вырастила как минимум троих детей. У их отца такого права нет, даже если всю семью содержал он, а мать вообще никогда не работала.
Чтобы получить право на досрочную пенсию, многодетной матери нужно накопить минимальный стаж и баллы. Если их не хватает, можно докупить.
Еще мать может получить материнский капитал и направить его на накопительную часть пенсии. Тогда выплаты будут выше. В любой момент от перевода можно отказаться и потратить деньги на что-то другое, например на жилье. Потратить маткапитал на пенсию отца не получится.