имеет ли право региональный оператор взимать плату за прошлые месяца
Срок исковой давности оплаты задолженности за вывоз ТКО
Моему родственнику пришло письмо с предупреждением о необходимости оплаты услуги вывоза ТКО с расчетом задолженности с октября 2016 года по октябрь 2019 года, т.е. за 37 месяцев. Если срок исковой давности три года, то правомерно ли требование заплатить за указанный в предупреждении срок? За какой период могут требовать оплатить коммунальные услуги, если начисления производятся в последний день месяца?
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
В приложении № 1 к указанным Правилам содержится Типовой договор холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), где устанавлены основания ответственности для потребителя:
1) невнесение, несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги и внесение такой платы не в полном объеме;
2) внесение платы за коммунальные услуги не в полном объеме.
Согласно п. 37 Правил расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. А в соответствии с п. 66 плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
В случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены Правилами, исполнитель может ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя.
Требование уплатить коммунальные платежи за весь период правомерно, так как является прямой обязанностью потребителя таких услуг, которая содержится в законодательных актах, а также в договоре, который заключается между потребителем и исполнителем.
Гражданский кодекс РФ закрепляет общий срок исковой давности, который составляет три года, а течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Тем не менее исковая давность на данном этапе не применяется, так как потребитель находится на этапе претензионного порядка, а также отсутствует факт обращения в суд. Поскольку исковая давность имеет заявительный характер, возможность лиц применить ее возникнет только во время судебного разбирательства.
Вправе ли региональный оператор взимать плату за период до заключения договора?
Ответы на вопрос:
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ. ст.24.7,24.10
Если есть документы, о том что направляли им предложения о заключении договоров, а они их игнорировали, то можно спать спокойно, они не правы.
ГК РФ Статья 165.1. Юридически значимые сообщения
(введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ)
Позиции высших судов по ст. 165.1 ГК РФ >>>
1. Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
2. Правила пункта 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
В силу положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ применение условий договора к отношениям, возникшим до его заключения договора, то есть на прошлое время, возможно при наличии добровольного волеизъявления сторон на придание договору обратной силы. Это является правом, а не обязанностью сторон.
Это означает, что ныне действующее законодательство Об отходах производства и потребления ст.24.7,24.10-от 24.06.1998 N 89-ФЗ. нам готовит о том, что с момента начала действия регионального оператора возникает обязанность по заключению соответствующих договоров на вывоз ТОК, так как договор по своей правовой природе публичный.
По общему правилу все собственники КТО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с КТО с региональным оператором, в зоне деятельности которого данные отходы образуются и находятся места их накопления (п. 4 ст. 24.7 Закона об отходах).
У собственника отходов возникает обязанность оплачивать коммунальную услугу по обращению с КТО региональному оператору (п. 1 ст. 24.6, п. п. 2, 4 ст. 24.7 Закона об отходах, ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ). Заключить с ним договор, в частности, обязаны собственники помещений в многоквартирных домах и частных домовладений, а также юрлица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в них деятельность (Письмо Минприроды России от 29.11.2018 N 12-50/09872-ОГ, Информация Минприроды России «Ответы на часто задаваемые вопросы «Горячей линии» системы обращения с твердыми коммунальными отходами (КТО)»).
оговор Вам придется заключить. При этом в качестве расчетного способа учета количества отходов в договоре Вы можете предусмотреть один из двух вариантов на выбор. Оба варианта предусмотрены подпунктом «а» пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв.Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505:
расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
Любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и предоставляемых услуг, видов реализуемых товаров или выполняемых работ обязано соблюдать все установленные санитарные требования, в том числе вовремя вывозить отходы, как промышленного, так и бытового происхождения. Обязанность юридических лиц заключить договоры на вывоз твердых коммунальных отходов определена федеральным законодательством и не содержат условий освобождения юридического лица от заключения договора с региональным оператором ввиду отсутствия хозяйственной деятельности.
Договор является публичным в силу законодательства, размещён на сайте регионального оператора. Поэтому даже если вы его не заключали, а оператор вывозил мусор, вы обязаны будете оплатить. А вот если оператор мусор до заключения договора не вывозил, но при этом выставил вам Счёт,тут можно попробовать оспорить данный факт. Но вам нужно будет доказать, что оператор не осуществлял деятельность.
Взимать плату за вывоз тко без договора не законно
Тариф на услугу по обращению с КТО устанавливается в соглашении между региональным оператором и субъектом РФ, на территории которого действует оператор. Тарифы на вывоз мусора для ИП и юрлиц не отличаются от тарифов для населения
Тарифы в каждом регионе устанавливаются в соглашении между региональным оператором и органом исполнительной власти субъекта РФ (п. 1 ст. 24.9 ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Заключить соглашения все субъекты РФ, кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя должны были до 01.01.2019 (ФЗ от 29.06.2015 № 176-ФЗ).
Тариф является единым на всей территории, подведомственной одному региональному оператору. Таким образом, на территории одного региона может быть установлено несколько тарифов, если на ней работает сразу несколько операторов.
С целью установить тариф в регионе производят расчет по специальной методике (см. раздел IV Метод указаний, утв. Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16). Обязательно учитываются экологический сбор и НДС.
С 01.01.2020 услуги региональных операторов по обращению с КТО не облагаются НДС (это правило применяется в случаях установления предельного единого тарифа без учета налогов – закон от 26.07.2019 № 211-ФЗ).
В большинстве регионов тарифы за вывоз мусора для населения в 2020 году устанавливаются в расчете на количество лиц, проживающих в жилом помещении. При этом ряд субъектов сохранил привязку единого тарифа к площади жилого помещения.
13.04.2019 было подписано Постановление Правительства РФ № 446 «Об изменениях в порядке ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами», которым регионам предоставлено право пересматривать установленные ЛЕТ в сторону снижения».
Правила предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, предусматривают 2 способа расчета платы за вывоз мусора:
в зависимости от числа жильцов (применяется в большинстве регионов);
в зависимости от площади жилого помещения.
В ряде регионов плата за мусор рассчитывается в зависимости от площади жилого помещения (п. 148 вышеуказанного постановления) по формуле:
Плата=Т*Н/12*S, где S – площадь жилого помещения.
Например, гражданин один проживает в трехкомнатной квартире площадью 75 кв. м в городе Сергиев Посад Московской области. Единый тариф на территории города составляет 866,10 рублей (Постановление Правительства Московской области от 02.10.2018 №690/34); норматив накопления – 0,114 (Распоряжение Минприроды Московской области от 01.08.2018 №424-РМ). Плата составит = 866,10*0,087/12*75 = 470,94 рублей.
Магазины, офисы и иные организации также обязаны оплачивать коммунальную услугу «Обращение с КТО». Тарифы на вывоз мусора для юридических лиц и ИП установлены те же самые, что и для граждан, проживающих и производящих мусор в многоквартирных и индивидуальных жилых домах.
При этом влияние на итоговый размер платы оказывает норматив накопления КТО, который различен для жильцов квартир, домов, офисов, магазинов и других объектов.
Рассмотрим пример. Магазин промтоваров площадью 30 кв. м, применяющий УСН, в Тульской области заключил договор с региональным оператором на вывоз мусора. Тариф с 01.01.2020 составляет 558,33 рублей за 1 куб. м. Норматив накопления отходов для промтоварного магазина в данном субъекте установлен в размере 1,30 куб. м в год за 1 кв. м. Плата за мусор составит для такого магазина: 558,33*1,30/12*30=1814,57 рубля в месяц.
Таким образом, единый тариф на услугу по обращению с КТО устанавливается в соглашении между региональным оператором и субъектом РФ, на территории которого действует оператор. На сегодняшний день большинство регионов установили ЛЕТ, которые значительно различаются по размеру. Тарифы на вывоз мусора для ИП и юрлиц не отличаются от тарифов для населения
Оператор брать с нас оплату за прошедшие месяцы без заключения договора?
Здравствуйте! Муж ИП. Осенью прошлого года рег. оператор прислал уведомление, что мы должны заключить договор на вывоз мусора. Мы явились в его офис со всеми своими документами, предоставив их рег.оператору. На словах нам объявили заоблачную сумму оплаты по нормативу, мы отказались от заключения «такого» договора и стали устанавливать свою контейнерную площадку со своим баком, чтобы сумма исходила от размера бака. На это ушло пару месяцев. В результате все документы были поданы. Ждали мы готовку договора ещё месяца 4. В итоге подписали только в начале мая, дата подписания 6.05.21. Мы были довольны, но через месяц нам приходят несколько счетов на оплату начинающиеся с июля 2020 года. И указанные там суммы посчитаны по нормативу. Имеет ли право рег.оператор брать с нас оплату за прошедшие месяцы без заключения договора? И как быть в этой ситуации?
Здравствуйте. По общему правилу все собственники КТО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с КТО с региональным оператором, в зоне деятельности которого данные отходы образуются и находятся места их накопления (п. 4 ст. 24.7 Закона об отходах).
Оплате подлежит только оказанная услуга, на это указывает ст. 781 ГК РФ
1. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Вы обязаны заплатить за тот период, когда вывоз мусора фактически осуществлялся, то есть услуга предоставлялась.
Вам сейчас нужно подать претензию о перерасчете, если откажут, то подавайте в суд исковое заявление о понуждении к перерасчету, согласно ст.ст.125;126 ГПК РФ. Поскольку услуги Вам за определенный период не оказывались, то и платить не за что. Удачи
С 2019 года в обязательном порядке все обязаны заключать договоры по вывозу ТБО (ТКО) только с региональным оператором действующим в том или ином субъекте РФ
В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ:
Статья 24.7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
1. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов…
Т.е. как видно из приведенных положений закона, речь идет о тех. кто является собственником ТБО, в Вашем случае это Вы как ИП.
Также согласно Постановлению Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения..»:
8_1. Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
Т.е. заключение такого договора именно с региональным оператором действующим на территории Вашего субъекта РФ, носит обязательный характер по законодательству РФ, отказать собственники мусора от этого не могут это их обязывает сделать закон.
Если Вы не оформите с ним договор могут обязать через суд, вот судебная практика
Решение от 25 марта 2019 г. по делу № А17-6820/2018
При этом Вы вправе оформить оказание услуг на условиях согласно Постановлению Правительства РФ от 3 июня 2016 года N 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», согласно которому следует:
5. Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
Также следует учитывать, что в силу законодательства если Вы не заключали отдельный письменный договор с региональным оператором по вывозу ТБО (ТКО), услуга предоставляется в рамках соглашения которое регоператор заключил с уполномоченным органом по Вашему субъекту РФ такое в любом случае имеется, если после официального опубликования соглашения потребитель сам не направил заявку на заключение с ним отдельного письменного договора, договор считается заключенным по типовой форме установленной Правительством РФ, т.е. действует правило публичного договора.
ГК РФ Статья 426. Публичный договор
1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Статья 24.7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами из которых следует что:
1. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
5. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Дополнительные разъяснения которые актуальны по всей территории РФ например по следующей ссылке:https://news.ecoindustry.ru/20.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641» порядок определен пункте 8_17- http://docs.cntd.ru/document/4.
Рекомендую также ознакомиться с разъяснениями приведенными в Письме Минприродных ресурсов и экологии РФ от 9 июля 2020 года N 25-47/17005 «О порядке заключения договора с региональным оператором», полный текст приведен по ссылке:http://docs.cntd.ru/document/5.
Вы обязаны заплатить за тот период, когда вывоз мусора фактически осуществлялся, то есть услуга предоставлялась.
Судебная практика давно говорит об обратном.
Вот пример такого решения суда:
М-993/2019 М-993/2019 от 10 января 2019 г. по делу № 2-1244/2019… стали присылать на его имя счета-квитанции на оплату за коммунальные услуги. Истец обращался к ответчику с заявлением на заключение договора и перерасчета за коммунальные услуги, однако, получал отказ по неизвестной мотивации. По указанному выше адресу никто не прописан и не проживает…
Имеет ли право региональный оператор взимать плату за прошлые месяца
Однажды гражданка Ковригина, проживающая в Алтайском крае, проиграла в Верховном Суде РФ, а мы изучили судебный акт и выражаем ей благодарность за инициативу, благодаря которой каждый житель-потребитель (а мы все таковые в нерабочее время) вправе в установленных случаях потребовать от регионального «мусорного» оператора» перерасчёт за ТКО.
Итак, гражданка Ковригина обратилась в Верховный Суд РФ с административным иском о признании недействующим пункта 148(36) Правил № 354, который, к слову, имеет следующее содержание:
«148.36. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.»
В обоснование заявленного требования была положена ссылка на то, что оспариваемый пункт не соответствует ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, ст. 1, п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 782 ГК РФ, п. 1 ст. 27, п. 4 ст. 28 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и нарушают права истца на оплату тех услуг, которые были фактически оказаны.
Разумеется, иск подан не из спортивного интереса; гражданка представила регоператору «документы об отсутствии проживающих в указанной квартире в течение всего календарного года», но ей было отказано в перерасчете платежей. Начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО производилось по количеству собственников (то есть на одну гражданку).
Верховный Суд РФ не нашёл оснований для удовлетворения заявленных требований, указав следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ Правительство РФ утвердило Правила № 354, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (п. 1).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил № 354.
Оспариваемый п.148 (36) Правил № 354 определяет порядок расчета объема коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.
Собственник жилого дома или части жилого дома согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (п. 1 ст. 24.7).
Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ч. 11 ст. 155 ЖК РФ предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ.
ТКО относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство РФ, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в п. 148(36) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.
Не заметили подвох? Буквально в п. 148(36) не так написано, а суть вот в чём: поскольку ТКО рассчитываются по нормативу, то из ч. 11 ст. 155 ЖК РФ следует, что перерасчёт возможен.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта ст. 782 ГК РФ, п. 1 ст. 27, п. 4 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» сочтены несостоятельными, поскольку названные нормы не регулируют порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
А дальше следите за руками. Согласно разъяснению, данному в п. 35 постановления Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Оспариваемые положения п. 148(36) Правил по своему содержанию являются ясными и определенными.
Доводы административного истца о том, что региональный оператор отказал в перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, ВС РФ отклонил, указав, что гражданка Ковригина оа основании ст. 3 ГПК РФ вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
С уважением, Алексей Тищенко
Начисление оплаты за вывоз мусора задним числом
Если не заключен договор с организацией по вывозу мусора, имеет ли организация право производить начисления, а после заключения договора выставить счет за прошедший период? Имеют ли жильцы право не заключать договор?
В силу ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги.
При этом ч. 4 ст. 154 ЖК РФ относит к числу коммунальных услуг и услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заявить об отказе от оплаты данной услуги собственник имеет право только в случае, если факт непредоставления или ненадлежащего предоставления услуги подтвержден актом (Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Но даже в этом случае мы говорим о перерасчете платы на основании заявления потребителя, а не о произвольном отказе от оплаты услуги.
В силу ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» у регионального оператора должен быть заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов.
Предметом договора является оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ. А собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Договор с региональным оператором должен быть заключен в любом случае. Если собственники не выразили волю решением общего собрания заключить прямой договор о предоставлении данной коммунальной услуги, то это должна сделать управляющая организация или иная компания, осуществляющая управление домом.
Договор должен быть заключен к моменту начала оказания услуги региональным оператором. Если в силу каких-либо причин этого сделано не было, договор заключается позже, но срок его действия распространяется на прошлые периоды. Оказанная услуга должна быть оплачена, если нет документального подтверждения ее неоказания, о чем мы уже говорили выше.
Помимо этого, обращаем ваше внимание, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным.
Уклонение от заключения договора влечет за собой возникновение оснований для привлечения к административной ответственности.