имеет ли право роспотребнадзор издавать постановления
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322
«Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»
С изменениями и дополнениями от:
23 мая, 14 декабря 2006 г., 29 сентября, 7 ноября 2008 г., 16 июля, 8 августа 2009 г., 20 февраля, 15 июня 2010 г., 24 марта, 17, 24 октября 2011 г., 19 июня 2012 г., 30 января, 21 мая, 5 июня, 2 ноября 2013 г., 27 декабря 2014 г., 23 июля 2015 г., 1 июля 2016 г., 24 января, 20 сентября 2017 г., 24 апреля 2018 г., 26 марта, 13 июля 2019 г., 30 апреля 2020 г., 19 июня, 2 октября 2021 г.
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Положение
о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322)
С изменениями и дополнениями от:
23 мая, 14 декабря 2006 г., 29 сентября, 7 ноября 2008 г., 16 июля, 8 августа 2009 г., 20 февраля, 15 июня 2010 г., 24 марта, 17, 24 октября 2011 г., 19 июня 2012 г., 30 января, 21 мая, 5 июня, 2 ноября 2013 г., 27 декабря 2014 г., 23 июля 2015 г., 1 июля 2016 г., 24 января, 20 сентября 2017 г., 24 апреля 2018 г., 26 марта, 13 июля 2019 г., 30 апреля 2020 г., 19 июня, 2 октября 2021 г.
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Пункт 1 в части осуществления Роспотребнадзором по организации и осуществлению федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, а также федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) вступает в силу с 1 марта 2022 г.
1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 612 пункт 2 изложен в новой редакции
2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.
Информация об изменениях:
3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Информация об изменениях:
4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
ГАРАНТ:
См. схему размещения территориальных органов Роспотребнадзора, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1836-р
Имеет ли право роспотребнадзор издавать постановления
5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:
5.1. осуществляет контроль (надзор) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания, в том числе:
5.1.1. федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор);
5.1.2. федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей;
5.1.3. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
5.1.4. федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, обязательным требованиям в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции;
Пп. 5.1.5 вступает в силу с 01.03.2022 (Постановление Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676).
5.1.5. федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах;
Пп. 5.1.6 вступает в силу с 01.03.2022 (Постановление Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676).
5.1.6. федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);
(пп. 5.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;
(пп. 5.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;
(пп. 5.2.3 введен Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584)
5.2.4. устанавливает критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды;
(пп. 5.2.4 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)
5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;
(пп. 5.2.5 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)
5.2.6. устанавливает перечень тонизирующих веществ (компонентов), которые не могут содержаться в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции при ее производстве (за исключением производства в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта) и (или) обороте (за исключением закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта);
(пп. 5.2.6 введен Постановлением Правительства РФ от 24.04.2018 N 501)
5.2.7. устанавливает требования к организации питания и качеству пищевых продуктов, включая нормы обеспечения питанием, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека;
(пп. 5.2.7 введен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 624)
5.2.8. устанавливает нормы обеспечения питанием детей, обучающихся по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в образовательных организациях, детей, пребывающих в организациях отдыха детей и их оздоровления, допустимые нормы замены одних пищевых продуктов другими пищевыми продуктами;
(пп. 5.2.8 введен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 624)
5.2.9. устанавливает критерии отличительных признаков пищевых продуктов, информация о которых указывается на добровольной основе в маркировке пищевых продуктов;
(пп. 5.2.9 введен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 624)
5.2.10. осуществляет проведение нотификации новых химических веществ, а также проведение процедуры разрешительной государственной регистрации химической продукции (химических веществ и смесей) при наличии в ее составе новых химических веществ в части оценки их опасности для здоровья человека и окружающей среды с учетом физико-химических, токсикологических и экотоксикологических свойств и направления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации соответствующего заключения о возможности проведения нотификации новых химических веществ либо проведения процедуры разрешительной государственной регистрации химической продукции (химических веществ и смесей) при наличии в ее составе новых химических веществ;
(пп. 5.2.10 введен Постановлением Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676)
5.2.11. утверждает форму заключения о возможности проведения нотификации новых химических веществ либо проведения процедуры разрешительной государственной регистрации химической продукции (химических веществ и смесей) при наличии в ее составе новых химических веществ;
(пп. 5.2.11 введен Постановлением Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676)
5.2.12. осуществляет создание, развитие и эксплуатацию федеральной государственной информационной системы сведений санитарно-эпидемиологического характера;
(пп. 5.2.12 введен Постановлением Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676)
5.2.13. осуществляет функции оператора федеральной государственной информационной системы сведений санитарно-эпидемиологического характера;
(пп. 5.2.13 введен Постановлением Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676)
5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);
5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;
5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;
5.3.5. товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;
(пп. 5.3.5 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)
5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5.6(1). дает заключение в рамках своей компетенции о необходимости (либо об отсутствии такой необходимости) рассмотрения Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации ходатайства о предварительном согласовании сделки и (или) ходатайства о согласовании установления контроля в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»;
(пп. 5.6(1) введен Постановлением Правительства РФ от 19.06.2021 N 940)
5.7. организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;
(пп. 5.7(1) введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2017 N 61)
5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
5.8(1). осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;
(пп. 5.8(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2013 N 428)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.8(2). вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;
(пп. 5.8(2) введен Постановлением Правительства РФ от 21.05.2013 N 428)
5.8(3). устанавливает порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений;
(пп. 5.8(3) введен Постановлением Правительства РФ от 20.09.2017 N 1129)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
5.11. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
О создании ведомственного центра телефонного обслуживания граждан и организаций по вопросам предоставления государственных услуг в Роспотребнадзоре см. Приказ Роспотребнадзора от 29.09.2011 N 760.
5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;
5.13(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;
(пп. 5.13(1) введен Постановлением Правительства РФ от 15.06.2010 N 438)
5.14. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, его территориальных органов и подведомственных Службе организаций;
(пп. 5.14 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2013 N 988)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
5.17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;
(пп. 5.17 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1581)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;
6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды;
6.9. учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», и иные ведомственные награды и награждать ими работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.
(пп. 6.9 введен Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 616)
7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.
К вопросу об обязательности рекомендаций Роспотребнадзора
Роспотребнадзор разработал большое количество рекомендаций для профилактики распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в различных сферах деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В частности, основные профилактические рекомендации против коронавируса содержатся в письмах Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24, от 07.04.2020 N 02/6338-2020-15,
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27 марта 2020 г. N 02/5210-2020-24 "О проведении дезинфекционных мероприятий в офисных помещениях"
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 марта 2020 г. N 02/3853-2020-27 "О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
– обязательный контроль температуры у сотрудников,
– обеспечение их масками, перчатками, антисептиками,
– соблюдение социальной дистанции,
– дезинфекция помещений и оборудования,
– своевременная изоляция лиц с симтомами инфекционного заболевания,
– информирование работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены и т. п.
Для отдельных субъектов в зависимости от специфики их деятельности рекомендованы дополнительные мероприятия*(1).
В этой связи возникает вопрос: должны ли лица, которым адресованы эти рекомендации, исполнять их в полном объеме? Конечно, письма Роспотребнадзора по своей юридической природе не являются нормативными правовыми актами и носят лишь рекомендательный характер. Подобными рекомендациями ведомство в силу возложенных на него полномочий указывает на желательное поведение субъектов в условиях распространения коронавирусной инфекции. Минэкономразвития также подтвердило статус рекомендаций – они не обязательны к выполнению. Так, по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции от 6 мая 2020 года Минэкономразвития России направило в Роспотребнадзор соответствующее письмо (исх. от 21 мая 2020 года N 16169-АХ/Д26и), в котором с целью исключения недопонимания между поднадзорными объектами и территориальными органами Роспотребнадзора предлагается “… дополнительно проинформировать хозяйствующие субъекты и территориальные органы Роспотребнадзора о рекомендательном характере размещенных на официальном сайте Роспотребнадзора в сети “Интернет” документов и невозможности проверки соблюдения положений рекомендаций в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору)”.
По словам представителя первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, предпринимателей не будут штрафовать за несоблюдение рекомендаций Роспотребнадзора. Однако при выявлении вспышки заболевания предприятия будут закрывать на карантин (информация размещена на сайте https://www.gazeta.ru/business/2020/06/03/13106113.shtml).
То есть неисполнение рекомендаций не является основанием для привлечения к административной ответственности, поскольку они не являются ни санитарными правилами, ни гигиеническими требованиями и не имеют нормативного характера.
Однако необходимо учитывать, что такие рекомендации являются обязательными для лиц, инспектирующих соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства организациями и индивидуальными предпринимателями, которые, скорее всего, будут ими руководствоваться при проведении контрольных мероприятий.
Кроме того, рекомендации и предложения Роспотребнадзора по профилактике коронавирусной инфекции могут учитываться при издании региональных нормативно-правовых актов, и тогда такие рекомендации приобретают силу правовой нормы.
Так, например, Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ (далее – Указ N 100-УГ) на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Пункт 12 Указа N 100-УГ (в редакции до 07.06.2020) обязывает работодателей, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, обеспечить соблюдение в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), прилегающих территориях, иных рабочих местах, с использованием которых осуществляется соответствующая деятельность, санитарно-эпидемиологических требований по защите от распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в соответствии с письмом Роспотребнадзора от 07.04.2020 N 02/6338-2020-15. На этом основании рекомендации Роспотребнадзора становятся обязательными (см. постановление Красногорского райсуда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 28.04.2020 по делу N 5-44/2020).
В п. 5 Распоряжения Главы Чувашской Республики от 18.03.2020 N 113-РГ “О введении на территории Чувашской Республики режима повышенной готовности” юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Чувашской Республики, предписано обеспечить в соответствии с законодательством РФ о мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) выполнение рекомендаций по организации режима труда работников, в том числе по:
обязательной дезинфекции контактных поверхностей (мебели, оргтехники и других) во всех помещениях в течение дня;
использованию в помещениях оборудования по обеззараживанию воздуха;
наличию в организации запаса дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников;
ограничению зарубежных командировок;
использованию аудио- и видеоселекторной связи для производственных совещаний и решения различных вопросов (при наличии технической возможности).
А п. 8 указа главы Чувашской Республики от 03.04.2020 “О комплексе ограничительных и иных мероприятий по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Чувашской Республики” на руководителей юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Чувашской Республики, возложена обязанность, в числе прочего, обеспечивать измерение температуры тела работникам на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой. Как видим, перечисленные мероприятия в полной мере соответствуют рекомендациям Роспотребнадзора, и таким образом им придана обязательная сила.
Подчеркнем также, что не все рекомендации Роспотребнадзора являются новеллами. Инфекционные заболевания существовали и до пандемии 2020 года. Поэтому в настоящее время сохраняют силу требования действующих санитарных правил. Например, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 “Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней” (далее – СП 3.1/3.2.3146-13), которые устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения (п. п. 1.1, 1.2 СП 3.1/3.2.3146-13). В п. 1.3 СП 3.1/3.2.3146-13 указано на обязательность соблюдения данных правил для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Контроль за выполнением указанных санитарно-эпидемиологических правил обеспечивают органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п.1.4 СП 3.1/3.2.3146-13). Из положений п. 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 следует, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться, в том числе, мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории РФ, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан. В отношении инфекционных больных могут применяться такие меры, как экстренная профилактика или обязательная госпитализация или изоляция в случаях, представляющих опасность для окружающих (п. 10.1 СП 3.1/3.2.3146-13); временный перевод или отстранение от работы (п. 10.2 СП 3.1/3.2.3146-13); временная изоляция по месту выявления, а также изоляция в специализированных инфекционных стационарах (п. 10.3 СП 3.1/3.2.3146-13), а в отношении лиц, контактировавших с заболевшими гражданами – медицинское наблюдение, лабораторное обследование и экстренная профилактика (п. 15.1 СП 3.1/3.2.3146-13); разобщение, т.е. ограничение общения с населением, запрет на допуск в трудовой коллектив и т.п. (
16.1. При некоторых инфекционных болезнях в отношении лиц, общавшихся с больным, применяется разобщение.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16 декабря 2013 г. N 65 "Об утверждении СП 3.1/3.2.3146-13"
Следовательно, в каждом конкретном случае, принимая решение о соблюдении или несоблюдении рекомендаций Роспотребнадзора, необходимо убедиться, что они не инкорпорированы в региональное законодательство, а также что аналогичные предписания не содержатся в санитарных правилах и гигиенических требованиях, в противном случае игнорирование таких рекомендаций может обернуться привлечением хозяйствующего субъекта к ответственности.
*(1) См., например, письма Роспотребнадзора:
от 21 апреля 2020 г. N 02/7500-2020-24 “О направлении рекомендаций по организации работы сферы услуг по профилактике COVID-19”;
от 12 мая 2020 г. N 02/9060-2020-24 “О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID-19”;
от 30 апреля 2020 г. N 02/8480-2020-24 “О направлении рекомендаций по организации работы вахтовым методом в условиях распространения COVID-19”;
от 21 апреля 2020 г. N 02/7515-2020-24 “О направлении рекомендаций по организации работы на предприятиях общепита и торговли”;
рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников киноиндустрии (утв. Роспотребнадзором 10 мая 2020 г.)
Специалисты компании Гарант подготовили подборку такого рода рекомендаций Роспотребнадзора.
За нарушение распоряжений и указов глав регионов о мерах против коронавируса граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ. Объективная сторона состава данного правонарушения выражается в невыполнении обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В данном случае речь идет о правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. При этом не имеет значения, нарушаются правила, утвержденные на федеральном уровне или на уровне субъекта РФ. Верховный Суд РФ в ответе на Вопрос 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом ВС РФ 21.04.2020 (далее – Обзор), акцентировал внимание на том, что лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (см. постановления Целинского райсуда Ростовской области от 27.04.2020 по делу N 5-75/2020, Ленинского райсуда г. Новосибирска Новосибирской области от 29.04.2020 по делу N 5-257/2020, Центрального райсуда г. Челябинска Челябинской области от 21.05.2020 по делу N 5-315/2020, Большеболдинского райсуда Нижегородской области от 21.05.2020 по делу N 5-34/2020).
Как следует из положений п. 18 ч. 5 и ч. 6.4 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной нормой, вправе составлять должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ (утв. распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 N 975-р), а также должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, перечень которых утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ (см. ответ на Вопрос 18 Обзора).
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются лица, допустившие нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, а также не выполняющие санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. Такими правонарушителями могут быть как предприниматели (cм., например, постановления Беловского горсуда Кемеровской области от 08.04.2020 по делу N 5-233/2020, Коченевского райсуда Новосибирской области от 22.05.2020 по делу N 5-26/2020, Рудничного райсуда г. Кемерово Кемеровской области от 27.05.2020 по делу N 5-244/2020, Туапсинского горсуда Краснодарского края от 19.05.2020 по делу N 5-279/2020, Октябрьского райсуда г. Новороссийска Краснодарского края от 19.05.2020 по делу N 5-1017/2020, так и граждане (см. ответ на Вопрос 22 Обзора, пояснения МВД России (ознакомиться с которыми можно, перейдя по ссылке: https://tass.ru/obschestvo/8488903?utm_source=yxnews&utm_medium=de), постановления Тбилисского райсуда Краснодарского края от 20.05.2020 по делу N 5-116/2020, Абаканского горсуда Республики Хакасия от 22.05.2020 по делу N 5-916/2020).
Подчеркнем, что ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ является специальной по отношению к ст. 20.6.1 КоАП РФ. Это означает, если отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, то противоправное поведение виновного лица подлежит квалификации по ст. 20.6.1 КоАП РФ (см., например, постановление Салехардского горсуда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.05.2020 по делу N 5-338/2020).
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 19 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ