имеет ли право социальный педагог беседовать с ребенком без родителей
Нормативно-правовая база социального педагога
Нормативная база, которая закрепляет полномочия социального педагога в образовательном учреждении:
4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)».
5. Письмо Минобрнауки России от 28.04.2016 № АК-923/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением).
Каким образом в школе организована работа социального педагога с детьми?
Школа — это место, где обучаются дети из различных семей, с разным воспитанием, уровнем развития, поведенческими особенностями. Социально-психологическая служба школы призвана сгладить трудности адаптации и социализации учащихся.
Для этого в школе социальный педагог ведет учет несовершеннолетних, которые не посещают школу или систематически пропускают занятия по неуважительным причинам. В школе социально-психологическая служба должна разработать программы, направленные на формирование законопослушного поведения, оказывать помощь семьям, которые находятся в социально-опасном положении. Также социальный педагог осуществляет защиту прав несовершеннолетнего в пределах своей компетенции, не нарушая или ущемляя права детей (ст.14 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Социальный педагог осуществляет свою деятельность путем индивидуальной работы с детьми и подростками, с привлечением других специалистов, родителей, администрации школы. Возможна организация тренинговых занятий, индивидуальных бесед, тестирования, создания групп поддержки.
Можно привести пример алгоритма действий социального педагога в отношении обучающихся пропускающих занятия без уважительной причины. После того как выяснилось, что обучающийся не посещает школу, то обязательно необходимо побеседовать с родителями, затем провести диагностику и индивидуальную работу с обучающимся. Следующий шаг будет постановка на внутришкольный учет. После этого совместная профилактическая и просветительская работа с советом по профилактике, КДН и ЗП, органов опеки и попечительства.
Если семья обучающегося неблагополучная, то алгоритм работы социального педагога с семьей обучающегося будет несколько иной. Для начала необходимо изучить социально-опасную семью, затем исследовать жилищные условия семьи. После этого познакомиться с членами семьи, изучить причины неблагополучия, составить карту семьи. В конце составить план работы с неблагополучной семьей.
Может ли социальный педагог посещать семьи и исследовать жилищно-бытовые условия учащихся?
Социальный педагог может лишь поинтересоваться общей обстановкой в семье. Заходить в квартиру, перемещаться по ней без разрешения родителей обучающегося не имеет права. Обследование квартиры должно проходить в рамках комиссии по исследованию жилищно-бытовых условий. Такая комиссия формируется для выявления неблагополучных семей. Далее составляется акт исследования условий, указываются члены комиссии и необходимыми являются их подписи.
Обязанности социального педагога
Если обратиться к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел квалификационные характеристики должностей работников образования», то можно понять, что именно входит в обязанности данного педагогического работника. Список обязанностей достаточно объемный.
Социальный педагог должен использовать в своей работе методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, их родителями, коллегами по работе, социально-педагогической диагностики конфликтов, коррекции и снятия стрессов.
Стоит отдельно отметить работу социального педагога с обучающимися с девиантным поведением
Целью такого учета является накопление данных о несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением для их использования в индивидуальной профилактической работе.
Решение о постановке на учет и снятии с учета в отношении несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением может приниматься как единолично руководителем образовательной организации, так и коллегиальным органом управления образовательной организации. Непосредственно основания для постановки и снятия несовершеннолетнего с учета предусматриваются локальными нормативными актами образовательных организаций.
Решение руководителя образовательной организации либо решение коллегиального органа управления образовательной организации по вопросу организации индивидуальной профилактической работы с лицами, а также постановки на учет оформляется в форме заключения.
На основании указанного заключения, утвержденного руководителем образовательной организации, на учет могут быть поставлены следующие категории несовершеннолетних:
а) не посещающие или систематически пропускающие занятия без уважительных причин, неуспевающие по учебным предметам;
б) участвующие в деятельности неформальных объединений и организаций антиобщественной направленности;
в) допускающие неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
Основаниями снятия несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением с учета могут являться:
а) позитивные изменения обстоятельств жизни несовершеннолетнего, сохраняющиеся длительное время (например, в течение трех месяцев несовершеннолетний успевает по всем учебным предметам, либо не допускает нарушений устава и правил внутреннего распорядка образовательной организации);
б) окончание обучения в образовательной организации;
в) перевод в иную образовательную организацию;
г) достижение возраста 18 лет;
д) сведения, поступившие из органов и учреждений системы профилактики, о том, что отпали обстоятельства, вызывающие необходимость в дальнейшем проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним (например, постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, предусматривающее прекращение нахождения несовершеннолетнего в социально опасном положении).
Учет может вестись социальным педагогом в форме банка данных, картотеки, журналов учета и иных формах, определяемых локальными нормативными актами образовательной организации.
Данные формы учета предполагают отражение, в том числе, информации о дате и основании постановки на учет, динамике индивидуальной профилактической работы, дате и основании снятия с учета.
Права родителей в школе
В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные. Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники. Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.
Отстаивать права в школе бывает непросто. Но стоит хотя бы знать о том, на что вы на самом деле имеете право и что можете требовать.
Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.
Распечатайте плакат и повесьте его на стену, чтобы всегда помнить о своих правах
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Право выбирать школу, форму обучения и язык
Зачем. Вам и вашему ребенку не могут навязать какую-то конкретную школу. Вы можете сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать. При этом нужно учитывать мнение ребенка и советы медико-педагогической комиссии. Но с мнением ребенка можно только ознакомиться, а окончательное решение все равно за родителями. А заключения комиссии вообще может не быть: его дают не каждому ребенку.
Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу. Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов. Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.
Еще для родителей важно, где будет находиться школа. По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Но ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачислят детей по прописке и льготников.
Как реализовать. По закону у каждой школы есть официальный сайт. Там обязательно будет раздел «Сведения об образовательной организации» с информацией об учебных программах, языках, основных предметах, свободных местах для приема и даже полный список учителей с их образованием и стажем. Изучите сайты тех школ, которые вам интересны и подходят по отзывам, расположению и программе. Подайте заявление в ту школу, куда хотите отдать ребенка.
Можно подать заявление в несколько школ, но по месту жительства заявление точно примут, а в других районах могут и отказать. Требовать зачисления бесполезно: у школ есть лимит по числу учеников в классе, они не обязаны принимать вообще всех желающих. Если школа не понравится, при наличии свободных мест в другой школе ребенка можно перевести даже в середине года.
Школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов имеют право проводить конкурсный отбор детей. Но все это должно быть регламентировано на уровне региона. Хотите в такую школу — изучите документы, как туда попасть. Отказ в зачислении может быть законным.
Право не платить за то, что должно быть бесплатным
Зачем. С первых дней обучения в школе от родителей начинают требовать деньги: на учебники, охрану, ремонт крыши, покупку мыла, подарки учителям, пластиковые окна в спортзал, какие-то олимпиады и дополнительные занятия. Обучение в школе — бесплатное. Сдавать деньги на что-то дополнительное родители могут добровольно: в классе — по решению родительского комитета, если все согласны, на уровне школы — как благотворительный или целевой взнос.
Если в школе есть платные занятия, это законно. Но родители не обязаны отдавать на них ребенка и платить в обязательном порядке. На такие занятия можно не ходить, тогда и деньги не нужны. Только вы сами решаете, сдавать ли деньги на нужды школы или класса. Заставить никто не может.
Как реализовать. Чтобы влиять на суммы сборов в классе и школе, участвуйте в родительских собраниях, войдите в состав родительского комитета, проверьте информацию о платных услугах на сайте школы.
Если школа требует деньги за учебные пособия, проверьте, входят ли они в учебный план. Если не входят, придется покупать: одноразовые рабочие тетради не всегда выдаются бесплатно.
Если с вас требуют деньги на то, что вы не хотите оплачивать, да еще и грозят ребенку дискриминацией, жалуйтесь директору или в Рособрнадзор. Если решили сдавать деньги на нужды школы, перечисляйте их на расчетный счет и указывайте назначение платежа: тогда школа не сможет потратить деньги на свое усмотрение.
Имеет ли право социальный педагог беседовать с ребенком без родителей
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Могут ли допрашивать несовершеннолетнего без родителей?
Допрос детей, не достигших возраста 18 лет, — это процесс, особенности проведения которого прописаны в статьях 191 и 280 Уголовно-процессуального кодекса, в статье 179 Гражданско-процессуального кодекса и статье 25.6 Кодекса об административных правонарушениях. Законом регламентируется, имеют ли право допрашивать несовершеннолетнего без родителей следственные органы, и в каких случаях это возможно.
Из-за психологических и нравственных особенностей раннего возраста несовершеннолетних их допрашивают по особым правилам.
Почему к допросу несовершеннолетних предъявляют особые требования
Если малолетние свидетели не являются подозреваемыми или потерпевшими, к их допросу прибегают только в крайних случаях. Правовая практика показывает, что:
Любая из этих особенностей или они все вместе могут значительно влиять на достоверность информации, полученной от несовершеннолетних детей в ходе допроса.
Особенности допроса несовершеннолетних
Вызов на допрос несовершеннолетнего без присутствия родителей в правоохранительные органы или в суд обычно осуществляют через законных представителей ребенка. Однако, по УПК РФ, вызов на допрос могут направить не только через родителей, но и через администрацию школы. Вручить повестку лично в руки несовершеннолетнему или вызвать на допрос по телефону допускается только в том случае, когда требуется явиться немедленно (или если есть предположение, что общение с законными представителями может повлиять на правдивость показаний).
Уголовно-процессуальный кодекс установил следующие правила проведения допроса несовершеннолетних:
Может ли полиция допрашивать несовершеннолетнего без родителей
Законом закреплен порядок проведения допроса и указано, кто и в каких случаях может на нем присутствовать. В 280 статье УПК РФ говорится, что допрос потерпевшего или свидетеля, не достигшего 14 лет, проводится с обязательным участием его законного представителя (если проводится следственный опрос несовершеннолетнего без родителей в школе, родители вправе написать жалобу в прокуратуру, ссылаясь на эту статью). Если присутствие родителей или одного из них противоречит интересам ребенка (ребенок — свидетель или потерпевший в ситуации, где замешаны его родители), пунктом 3 статьи 191 УПК РФ допускается опрос несовершеннолетнего без родителей в полиции. Но даже в этом случае следователь обязан найти другого законного представителя, который будет участвовать при допросе.
В случае незначительных административных нарушений допрос свидетеля, не достигшего 14 лет, проводится, при необходимости, в присутствии законного представителя (статья 25.6 КоАП РФ). Из этого следует, что в подобных ситуациях следователи могут провести допрос и без родителей, но с обязательным участием психолога или педагога.
Полиция в работе с несовершеннолетними придерживается указаний уголовно-правового кодекса. В общем случае, допрос ребенка без родителей (например, допрос ребенка без родителей в школе) допускается только после оповещения родителей и с их согласия на подобные действия.
Может ли участковый допрашивать несовершеннолетнего опекаемого в качестве свидетеля без опекуна
При получении объяснения, в соответствии со ст. 144 УПК РФ, лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников. Соответственно, должны соблюдаться и требования, предусмотренные ст. 191 УПК РФ, т.е. присутствие педагога или психолога (как при допросе).
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
при администрации МР «Абыйский улус (район)»
Права и обязанности родителей в сфере образования ребёнка
Права родителей в образовании в Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, где содержатся базовые права и обязанности по воспитанию детей, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в котором урегулированы права родителей как законных представителей детей при реализации последними их прав, и иными федеральными законами. Кроме того, некоторые положения могут быть в подзаконных актах. Так, школы и другие образовательные организации могут выпускать собственные локальные акты.
Статья 43 Конституции Российской Федерации содержит общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны.
В Конституции право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Конституция отмечает, что получение основного общего образования обязательно. В обязанности родителей по воспитанию и образованию детей входит это обеспечить.
Федеральные государственные образовательные стандарты, которые упоминаются в п. 5 ст. 43 Конституции, представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до высших учебных заведений. По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ.
Права и обязанности родителей в сфере образования закреплены также в Семейном кодексе Российской Федерации.
Статья 63 Семейного кодекса содержит два основополагающих пункта:
Пункт 1: Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Пункт 2: Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Как видно из Семейного кодекса, права и обязанности родителей в сфере образования подразумевают свободу выбора: они могут самостоятельно решать, как и где будут учиться их дети. В этом же документе описана и ответственность родителей за воспитание и обучение детей.
Права родителей несовершеннолетних в сфере образования определены также в четвертой главе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Основной текст закона посвящён правам самих обучающихся, но также содержит положения о родителях и их ответственности.
Обязанности родителей по воспитанию и образованию детей закреплены в статье 44 вышеуказанного закона, согласно которой родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка, а также обеспечить получение детьми общего образования. Органы власти и образовательные организации призваны помогать родителям.
Также согласно этой статье, родители обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, и требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся. В обязанности родителей также входит уважение чести и достоинства работников образовательного учреждения и других обучающихся.
Согласно вышеуказанной статье родители имеют право ознакомиться с уставом образовательной организации и всей учебно-программной документацией, запросить лицензию на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации, если те не опубликованы на сайте. Родителей должны уведомлять о любых обследованиях (например, психологических), которые проводятся у школьников, и получать от них согласие либо отказ. Родители имеют право ознакомиться с содержанием образовательного курса, методами обучения и воспитания, технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», права родителей в сфере образования включают в себя право на участие в школьной жизни, но только в соответствии с внутренним распорядком.
Что делать, если права ребёнка в образовании нарушаются.
Согласно статье 45 закона «Об образовании в Российской Федерации», при нарушении прав ребёнка родители имеют право:
направлять в органы управления организацией обращения о применении к работникам дисциплинарных взысканий,
обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
использовать не запрещённые законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создаётся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Законно ли соц педагог ведет беседы с ребенком без ведома родителей?
Здравствуйте. У детей во внеурочное время произошел конфликт. Социальный педагог в школе, без присутствия классного руководителя и без уведомления родителей проводила беседу с ребенком, 9 лет. Родители узнали об этом постфактум, от ребенка. Имела ли педагог право беседовать таким образом с ребенком, и если нет, то как это ей можно запретить?
Добрый вечер, уважаемая Ольга!
При отсутствии на то заявления от родителей или их согласия, она не вправе в силу ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»:
Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
3.Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
4. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи также оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
5. На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии и порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
6. Психолого-педагогическая помощь в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций такого центра. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляет также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.
По поводу запрета — скажите ей, что по закону она не вправе беседовать таким образом. Также Вы можете написать жалобу директору школы, где учится Ваш ребенок, и обратиться в районный отдел образования, это может оказаться более действенным. Такие ситуации нельзя оставлять без внимания и надо обязательно реагировать!