имеет ли право туроператор менять рейс
Туроператор изменил сроки путешествия. Что делать?
Что же делать туристам в настоящее время, когда туроператор изменяет сроки путешествия в связи с распространением вируса COVID-19 и ограничением/запретом авиасообщения между странами?
1. В случае путешествия в страну, где действует режим угрозы безопасности туристов: Турист вправе потребовать расторжения договора о реализации туристского продукта и возврата суммы в размере стоимости туристского продукта (до начала путешествия) (ст. 14 Закона №132- ФЗ).
2. В случае путешествия в страну, в отношении которой не введен режим угрозы безопасности туристов: Турист вправе потребовать расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с невозможностью совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (закрытие авиасообщения, запрет въезда в страну временного пребывания и пр.) либо существенное ухудшение условий путешествия (введение ограничительных мер, закрытие объектов туристической инфраструктуры и пр.). В случае, если туроператор изменил без согласования с туристом сроки путешествия, и данные сроки не устраивают туриста, необходимо предъявить претензию об изменении или расторжении договора с возвратом внесенных денежных средств. Согласно п.21 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 г. №452, требования потребителя по претензии подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня их предъявления (получения претензии туроператором). В случае, если стороны не договорились в рамках досудебного урегулирования, можно требовать расторжения/ изменения договора в судебном порядке. Необходимо учитывать, что при расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора (п. 3 ст. 451 ГК РФ).
Версия для печати | Версия для MS Word | Защита прав потребителей |
(c) Управление Федеральной службы по надзору Адрес: 414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, 138 Роспотребнадзор (стенд)Роспотребнадзор (стенд)Об ответственности туроператораОб ответственности туроператораВ связи с участившимися случаями задержки и отмены чартерных авиарейсов, являющихся составной частью туристского продукта, Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия сообщает следующее. Основные права туриста, в том числе при подготовке к путешествию, и во время его совершения, включая транзит, определены ст. 6 Федерального закона № 132-ФЗ от 24.11.1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон). Итак, согласно Закону, турист имеет право: Существенным нарушением условий договора о реализации туристского продукта, в соответствии с нормами статьи 17.4. Закона признается нарушение, которое влечет для туриста и (или) иного заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора. К существенным нарушениям туроператором договора о реализации туристского продукта относятся: Согласно статье 9 Закона и в соответствии с п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Следовательно, по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор, который в соответствии с пунктом 2 статьи 638 Гражданского Кодекса Российской Федерации вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки. При решении вопроса о том, явилось или не явилось исполнение обязательства по перевозке прямым следствием так называемой непреодолимой силы, необходимо исходить из ее определения, приведенного в пункте 3 статьи 401 ГК РФ, то есть из фактического наличия «чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств». К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие у должника необходимых денежных средств. В соответствии с нормами статьи 17.4. Закона , иск о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, может быть предъявлен туристом туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно. Турист, отказавшийся от экстренной помощи, оказываемой объединением туроператоров в сфере выездного туризма за счет средств компенсационного фонда, а равно и турист, получивший такую помощь, не лишается права обратиться с требованием о возмещении реального ущерба к указанным туроператору или страховщику (гаранту). Выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплата денежной суммы по банковской гарантии не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательство м Российской Федерации. Дополнительно, к сведению граждан, доводим следующую информацию. Чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок. В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, грузоотправителе й, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (пункт 74 ФАП). В соответствии с п. 92 ФАП, перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает пассажиров в аэропорту визуальной и акустической информацией: При этом в соответствии с требованиями пункта 99 ФАП, при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологически х условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги: Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы. Для целей настоящего пункта время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете. Согласно разъяснениям Федерального агентства по туризму от 27 декабря 2010 г. Пандемийные путешествия: что делать, если оператор меняет условия тура Хороший туроператор объяснит пандемией любые изменения: рост цен на услуги, перенос вылета в аэропорт другого города, смену дат поездки. Часть изменений продавец может внести законно, и даже суд встанет на его сторону. Но бывают ситуации, когда операторы откровенно хитрят и меняют условия тура на выгодные для себя. Как оспорить незаконное решение оператора без суда и нельзя менять в туре без согласия путешественника? Менять – нельзя – оставитьНачнём с основ: изменения места пребывания, маршрута, условий путешествия, средств размещения и проживания, категории гостиницы и типа питания, услуг гида, экскурсовода и перевозчика, информация о дополнительных услугах – это существенные условия туристского договора. О любых переменах, связанных с этими пунктами, туроператор должен уведомить турагента или туриста напрямую, согласно ст. 10 ФЗ № 132 «Об основах туристской деятельности в РФ».
В одностороннем порядке без уведомления путешественника условия тура менять нельзя. А если в договоре сказано, что оператор вправе менять порядок тура по своему усмотрению, такой документ противоречит закону о туризме и ст. 310 Гражданского кодекса РФ. Поэтому оператор обязан любые изменения согласовать с путешественником. А вот принимать новые условия или нет – решение туриста. Правда, обычно изменение условий означает следующее: покупатель тура даёт письменное согласие на новые условия, доплачивает по необходимости или расторгает договор с оператором и ждёт возврат денег. А это уже более весёлая история в условиях пандемийных путешествий. Разные даты – разные правилаВ начале 2020 года никто не ждал глобальной эпидемии нового коронавируса и закрытия границ. Поэтому люди спокойно покупали туры на год вперёд. Когда ВОЗ объявил пандемию, стало понятно – теперь не до путешествий. Российское правительство приняло 20 июля 2020 постановление № 1073. Согласно документу, туроператор должен вернуть деньги за путёвку или предложить соразмерные условия тура на другие даты до 31 декабря 2021 года. Но это правило распространяется только на туры, частично или полностью оплаченные до 31 марта 2020. Если тур был куплен до пандемииОператор должен выполнить тур до 31 декабря 2021, заключив дополнительное соглашение с туристом. Организатор либо выполняет с точностью условия тура, прописанные в первоначальном договоре, либо предлагает равнозначный. Программа пребывания, туристический маршрут, условия поездки и перевозки, категория гостиницы, формат питания, дополнительные услуги должны совпадать. Например, турист купил путёвку в Таиланд в трёхзвёздочный отель на Пхукете. Варианта два: либо выполнить тур до 31 декабря 2021 года, либо предложить путёвку с похожими условиями. Требовать доплату запрещено.
Изменение условий поездки на равнозначные туроператоры должны были разослать клиентам до 22 сентября 2020. Если подобрать аналогичный тур не удалось – турист расторгает договор, а оператор – возвращает деньги. С этим случилась заминка: многие люди «пролетели» с путёвками в страны, которые не открылись для туристов, или ввели жёсткие условия въезда. С Турцией снова произошёл коллапс – российские власти ограничили авиасообщения весной 2021. Придётся снова ждать переноса тура или всё-таки расторгать договор. На возврат денег у оператора есть 1,5 года. Исключения предусмотрены для льготных категорий. Многие туристы давно расторгли договоры, но операторы продолжают обещать возврат денег. Поэтому премьер-министр Михаил Мишустин распорядился до 31 декабря 2021 в обязательном порядке вернуть деньги по путёвкам, купленным по 31 марта 2020. Приём с даты расторжения договора на стоимость поездки начисляется неустойка – 1/365 ставки ЦБ. За год – 5%, практически банковский вклад. Если тур был куплен во время пандемииПоездки по миру в 2021 году – игра в русскую рулетку. Некоторые страны открыли въезд для туристов при условии карантина и отрицательных ПЦР-тестов. Другие пускают к себе только при наличии сертификата о вакцинации. Но главная беда – непредсказуемость. Сегодня границы одного государства открыты, а завтра – уже нет, как это было с Турцией и Танзанией в апреле. В пандемию сложно спланировать поездку заранее, так как условия тура могут поменяться за день до выезда. Поэтому выгоднее самостоятельно организовать тур и купить возвратные билеты на рейс, чтобы не зависеть от оператора. Правила для путешественников, которые купили путёвки до 31 марта 2020 года, на новые туры не действуют. Правительственных распоряжений на случай отмены поездок тоже нет. Ситуации с аннулированием путёвки решаются на основе законов «О защите прав потребителей», «О туристской деятельности» и ст. 451 Гражданского кодекса. Когда поездка отменилась, оператор должен вернуть стоимость тура вычетом фактически понесённых расходов. Если же продавец не выполнил условия договора или оказал некачественные услуги, он должен вернуть деньги полностью. Какое бы направление для поездки вы не выбрали, уточните, какие ограничения действуют в стране, когда нужно сдать ПЦР-тесты при въезде, нужно ли предоставлять сертификат о вакцинации. Не забудьте по возвращению в Россию сделать ПЦР и отправить результаты исследования через Госулсуги. Список стран, открытых для путешествия, и условия въезда мы приводили в отдельном материале. Я летел на чартере, его задержали, а мне — доплатили!Туроператор отказывался, но я его заставилПрошлой осенью я купил пакетный тур и улетел с семьей в Турцию. Пока мы отдыхали, наша авиакомпания прогорела. Домой наш чартер вылетел с задержкой, поэтому я написал туроператору и попросил компенсировать потерянное время. Оператор ответил, что делать это должна авиакомпания. Туроператор не учел, что я юрист и знаю свои права. Я не стал скандалить, а собрал доказательства и подал на него в суд. Справки, чеки, детализация звонковПроблемы у нашей авиакомпании начались еще до того, как мы полетели отдыхать. За день до вылета турагент прислал нам билеты на чартерный рейс. Время вылета было известно, рейс появился в расписании аэропорта. Но когда мы приехали в аэропорт, выяснилось, что вылет задерживается. По закону, если рейс задерживают дольше двух часов, перевозчик обязан бесплатно обеспечить пассажиров прохладительными напитками и организовать связь: два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте. Если рейс задерживают больше четырех часов, он обязан накормить всех горячей едой. Если дольше шести ночью или восьми днем — разместить в гостинице. Наш рейс задержали больше, чем на четыре часа, но никто не предложил нам еду и напитки. Мы купили их за свои деньги, я сохранил чеки. Пока мы отдыхали в Турции, проблемы авиакомпании усугубились. Соотечественники на пляже обсуждали новости: кто-то не смог улететь на отдых по путевке, другие — вернуться домой. За день до отъезда я попросил отельного гида для подстраховки продлить наше проживание. Гид ответил, что вылет будет по расписанию и оплачивать жилье нет необходимости. Утром в день отъезда стало очевидно, что самолет за нами вовремя не прилетит: нашего рейса не было в расписании аэропорта. Ждать на улице не хотелось, поэтому пришлось оформлять поздний выезд, чтобы нас не выселили из номера. Представителя туроператора на месте не было, поэтому я все оплатил сам — и попросил оформить чек. Остаток дня мы сидели на чемоданах и ждали, когда представитель туроператора заберет нас в аэропорт. Выезд несколько раз переносился. После того как время позднего выезда из отеля истекло, туроператор все-таки продлил нам проживание — а вот двух положенных телефонных звонков не предоставил. Я звонил за свой счет и после возвращения заказал детализацию этих звонков у оператора связи. За нами приехали только утром. Мы должны были вылететь из Анталии в 8 вечера, а вместо этого вылетели в 9 утра на следующий день — с задержкой в 13 часов. По прилете в московский аэропорт я обратился на стойку информации и попросил поставить отметки о задержке обоих рейсов. Такие отметки обычно ставят на обратной стороне посадочного талона или на распечатке маршрутной квитанции. Потом я собрал все документы о нарушениях наших прав и обратился к туроператору за компенсацией. Отвечает туроператорПо закону за ваш отдых отвечает туроператор. Вы платите ему за всё, что есть в договоре: дорогу, проживание, питание, обслуживание. Туроператор делает так, чтобы вы всё это получили. Если что-то пошло не так, он договаривается, чтобы проблема вас не коснулась. Если не получилось — вы вправе потребовать у туроператора компенсацию. Так работает туристический пакет, и именно для этого в мире существуют туроператоры. В реальности туроператор далеко не всегда может повлиять на ситуацию, поэтому суды иногда встают на его сторону и говорят, например, что за задержку рейса отвечает авиакомпания и компенсацию должна платить тоже она. Там есть нюансы и многое зависит от того, что написано в договоре. Но исключение касается только регулярных рейсов — за чартерные всегда отвечает туроператор, Верховный суд подтвердил. Что особенного в чартереВоздушный чартер — это договор, по которому одна сторона предоставляет другой воздушное судно или его часть для перевозки пассажиров и грузов. Грубо говоря, туроператор говорит авиакомпании: «Я хочу арендовать у тебя самолет, чтобы 9 сентября отвезти 200 человек в Анталию, а 23-го — вернуть их обратно». Авиакомпания отвечает: «Хорошо, 9-го и 23-го на три часа самолет твой вместе с пилотами и стюардессами». Пока самолет в аренде у туроператора, задержки рейса на его совести, поэтому он и платит компенсацию. Единственное исключение: если вылет задержат по соображениям безопасности, например, если самолет сломался и лететь на нем опасно. Судебная практика показывает, что в этом случае получить компенсацию не получится. Причину задержки нашего рейса в аэропорту не объявляли, но она нашлась на штампах о задержке, которые поставили по прилете домой. Отметки « ППС » и «У05» значат «позднее прибытие судна» и «изменение времени вылета по решению диспетчерской службы». Ни слова о безопасности. Как предъявлять претензиюПретензию туроператору нужно предъявить в течение 20 дней со дня окончания путешествия. У туроператора есть 10 дней, чтобы всё проверить и что-то ответить. В своей претензии я описал ситуацию и потребовал возместить мне все расходы, а также компенсировать моральный вред за задержку рейса. Кроме того, я указал реквизиты счета, на который ожидаю получить деньги. К претензии я приложил копии чеков и справок и всё это отправил на юридический адрес туроператора заказным письмом. Почтовые квитанции об отправке потом пригодились в суде. В какой суд подавать искПока туроператор думал, как отвечать на мою претензию, я изучил судебную практику по аналогичным спорам. Мне нужно было решить, в какой суд подавать иск, если мне откажут в удовлетворении претензии. По общему правилу иск нужно предъявлять в суд по месту нахождения ответчика. Но закон защищает потребителя как слабую сторону правоотношений, поэтому дает ему выбор: судиться там, где находится ответчик или где живет он сам. Если ответчик — крупная компания, скорее всего, в суд на нее уже подавали. Чтобы узнать, чем всё кончилось, полезно изучить судебную практику на сайте того суда, к подсудности которого относится юридический адрес компании. Если решения часто принимают не в пользу потребителей, имеет смысл подавать в суд по своему месту жительства. А если вы найдете судебное решение по аналогичному делу в пользу потребителя, его можно использовать для составления своего иска. Найти нужный суд проще всего так: напишите в поиске адрес организации и слово «подсудность». Если цена иска меньше 50 тысяч рублей, то нужно также добавить в поисковый запрос слова «мировой суд». Еще один вариант — искать через официальные сайты городских судов общей юрисдикции и мировых судов. Например, на московском сайте есть раздел «Территориальная подсудность», где по адресу ответчика можно определить его суд. Решения по искам обычно публикуют в разделе «Судебное делопроизводство». В моем случае решения чаще принимались в пользу туристов, поэтому я не стал пользоваться правом выбора суда. Я дождался, пока туроператор проигнорирует мою претензию, и подал иск в суд по его месту нахождения. Исковое заявлениеВ исковом заявлении нужно написать, в какой суд вы его подаете, кто истец и ответчик, по какому адресу их можно найти, цену иска, в чем нарушение прав и чего вы хотите добиться. Кроме того, перечислите документы, которые доказывают вашу позицию. Всё это обязательные сведения — без них иск не примут. При составлении иска стоит сверяться с Гражданским процессуальным кодексом РФ. Не лишним будет привести судебную практику в пользу потребителей по аналогичным делам. Госпошлину потребителям платить не нужно. Перед составлением иска нужно рассчитать сумму компенсаций и цену иска. Это разные вещи. Если упрощенно, сумма компенсаций — это все деньги, которые вы хотите получить с ответчика через суд. Цена иска — это только те деньги, которые вы потеряли из-за его действий и предусмотренная законом неустойка. В цену иска не входит компенсация морального вреда и штраф за то, что ответчик не заплатил вам без суда. От цены иска зависит, какой суд будет рассматривать ваше дело. Если она меньше 50 тысяч рублей, то мировой, если больше — районный. Больше в спорах с участием потребителей услуг она ни на что не влияет. В своем исковом заявлении я потребовал у туроператора: К иску я приложил две его копии — для туроператора и турагентства, которое продало мне его путевку. За выплату компенсаций отвечает туроператор, поэтому нет смысла привлекать агентство в качестве еще одного ответчика. Зато его можно привлечь в качестве третьего лица — если это одобрит судья. Представитель агентства придет на заседание, и если к нему возникнут вопросы, сможет сразу на них ответить. Чтобы суд не отложили, если я не смогу прийти, я попросил рассмотреть иск без меня. Вот как выглядело мое заявление: К исковому заявлению я приложил справки о задержке рейсов, копии чеков за еду и гостиницу, детализацию звонков, которую взял у оператора связи, копию претензии в адрес туроператора, а также пресс-релиз Роспотребнадзора о том, что на туроператора завели административное дело из-за задержки рейсов. Жалоба в РоспотребнадзорПеред обращением в суд можно пожаловаться в Роспотребнадзор. Это не поможет добиться компенсации без суда: Роспотребнадзор не вправе обязать туроператора выплатить вам деньги. Но он может по вашей жалобе его оштрафовать, и это усилит вашу позицию в суде. Кроме того, специалисты Роспотребнадзора подскажут, как составить иск, и, возможно, помогут защитить ваши интересы в суде. Но всё это в теории. На моей практике, качество помощи Роспотребнадзора зависит от случая и полностью доверять ему свое дело опасно. Поэтому свой иск я составлял сам. Решение судаСуд решил, что чартерный рейс входит в турпакет, поэтому ответственность за его задержку несет туроператор. В декабре, через три месяца после возвращения из отпуска, суд частично удовлетворил мои требования и взыскал с туроператора: Решение суда по моему искуDOCX, 34,4 КБ Суд отказал в компенсации расходов на еду в аэропорту и уменьшил компенсацию морального вреда. Но даже с учетом этого размер компенсации составил 36 552 Р — это 34% от стоимости тура. Получение компенсацииВ феврале, через два месяца после решения суда, я получил исполнительные листы. Теперь мне предстояло получить деньги. Для этого нужно было направить листы приставам, а потом ждать, пока они возбудят исполнительное производство и принудительно взыщут компенсацию с туроператора. Закон отводит на это два месяца, но срок могут продлить. На практике получение денег сильно зависит от расторопности приставов и настойчивости взыскателя. Другой вариант — получить компенсацию самому через банк ответчика, но для этого нужно знать, что это за банк. Иногда реквизиты счета туроператора можно найти на его сайте или в договоре на продажу путевки. Мой туроператор свои реквизиты в открытом доступе не публиковал, но мне повезло. Уже когда иск был в суде, он ответил на мою претензию и перечислил на мой счет компенсацию за телефонные звонки. Он отверг остальные требования и заявил, что ответственность за задержку рейса несет перевозчик, но это было уже неважно: переведя деньги на мой банковский счет, он засветил свой, и когда мне пришли исполнительные листы, я не стал отправлять их приставам, а просто отнес в его банк. Уже через день после получения исполнительных листов банк перечислил мне деньги. Как получить компенсацию от туроператораНебольшое дополннение. Кирилл, можно обратиться и просто с копией листа, но предоставить в налоговую для сверения оригинал. Путешествовали с женой на велосипедах в Армению.
|