имеет ли право ученик сидеть в телефоне на уроке

Вопросы от учащихся

1. Обязаны ли учителя заниматься дополнительно с неуспевающими учащимися или с теми, кто пропускал уроки по болезни?

Ответ: Заниматься с неуспевающими или теми, кто пропустил уроки по болезни – право, а не обязанность учителя. Эта работа учителю не оплачивается.

2. Имеет ли право учитель поставить ученику оценку «2» за то, что он не был на уроках, опоздал и плохо себя вел на уроке?

Ответ: Нет. Любая оценка – показатель уровня знаний ученика по предмету, поэтому поставить двойку за эти проступки учитель не имеет права. Но если ученик пропустил урок без уважительных причин, а на уроке была проверочная работа, то оценка «2» может быть выставлена за фактически невыполненную работу.

3. Существует ли оценка по поведению?

Ответ: Официальной оценки по поведению в настоящее время нет. Однако классный руководитель вправе еженедельно выставлять в дневник оценку за поведение и ведение дневника. Данная мера необходима для информирования родителей.

4. Должен ли учитель сообщать родителям о проступках ученика, допущенных им в школе?

Ответ: Родители ученика на основании закона несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед другими людьми. Из этого следует, что сообщать о проступках детей родителям учителя обязаны.

5. Какие последствия могут ожидать ученика, если он пропустил много уроков по болезни?

Ответ: Если ученик пропустил много уроков по болезни, но прекрасно усвоил программу и сдал экзамены (итоговую контрольную работу, зачет), то ничего неприятного ему не угрожает. Если состояние здоровья ученика не позволяло ему учиться и осваивать обязательную программу, он может быть оставлен на повторный год обучения по болезни.

6. Имеет ли право учитель не отпускать в туалет с урока?

Ответ: Учитель не имеет права отпустить ребенка в туалет без личного сопровождения, так как в случае травмы ребенка (например, поскользнулся на лестнице), ответственность будет нести сам учитель. Но, учитель не имеет права оставить без присмотра класс во время урока (по тем же причинам). Из вышеописанного следует, что у учителя нет другого выхода, кроме как не разрешить выходить в туалет во время уроков. Однако, если у ребенка имеются определенные медицинские показания (энурез, пиелонефрит, и др. официально подтвержденные заболевания мочеполовой системы), учитель обязан выпустить его в туалет.

7. Имеет ли право учитель не впустить ученика в класс, если он опоздал?

8. Имеет ли право учитель выгнать ученика с урока?

9. Когда ученик имеет право покидать пределы территории школы?

Ответ: По медицинским направлениям, по письменным просьбам родителей (или по звонку), в чрезвычайных ситуациях. Во всех остальных случаях школа несет ответственность за безопасность ребенка, поэтому самовольный выход за пределы школы в учебное время не допускается.

10. Имеет ли право учитель обсуждать личные проблемы ученика с коллегами?

Ответ: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» требует от школы вмешательства в жизнь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении (проживающих в неблагополучных семьях, совершающих правонарушения и пр.). В таком случае обсуждение проблем ученика учителя с коллегами просто необходимо, но делаться это должно исключительно в интересах ребенка, без ущемления его прав и в той мере, которая допускается законом.

11. Может ли учитель распространять личную информацию об ученике, обсуждать его внешкольное поведение и личные проблемы в присутствии класса?

Ответ: Учитель не имеет права распространять (в том числе и обсуждать) сведения об отношениях в семье ученика, о состоянии его здоровья и здоровья его родителей, его взглядах, привязанностях и увлечениях, его имуществе, заработке родителей и многом другом, что не связано непосредственно с учебой и поведением в школе.

12. Имеет ли право классный руководитель заставлять учеников ходить с классом на внешкольные мероприятия, например в театр?

Ответ: Классный руководитель не имеет права принуждать учеников к посещению театра, музея, зоопарка и других подобных учреждений и мероприятий. В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что учащиеся гражданских (невоенных) образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом и расписанием занятий. Учебным планом в данном случае называется официальный документ, утвержденный администрацией школы, в котором содержатся перечень всех предметов, преподаваемых в школе, и количество часов, отведенных на эти предметы.

13. Кто может перевести ученика из класса в другой класс параллели или из группы в группу?

Ответ: Вопрос о переводе из класса в класс или из группы в группу (по иностранному языку) решается только директором школы с согласия или по заявлению родителей учащегося.

Ответ: Право организовывать платные дополнительные образовательные услуги школе предоставлено ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Это могут быть различные кружки, спортивные секции, студии, курсы, занятия, посещение которых не предусмотрено школьной программой. Школьник имеет право воспользоваться этими услугами, обязанностью это не является. Все, чему ученик обязан научиться в школе в соответствии со школьной программой – преподается бесплатно.

15. Обязан ли учащийся сидеть в спортивном зале на уроке физкультуры, если он освобожден от занятий по состоянию здоровья на несколько дней и имеет подтверждающую медицинскую справку?

Ответ: Обязан. Учащийся освобождается от занятий физической культурой, а не от присутствия на уроке. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся в период их пребывания в школе, то есть в течение времени, отведенного на все уроки в данный день в соответствии с расписанием. Поэтому просто так разрешать ученику уходить с уроков неизвестно куда нельзя. Этот вопрос решается директором школы по заявлению родителей.

16. Имеет ли право школа не допустить до занятий учащегося без справки от врача о выздоровлении?

Ответ: Если сотрудникам школы известно, что учащийся находится на больничном с инфекционным/вирусным заболеванием, которое может негативно повлиять на других учащихся школы, они могут потребовать медицинскую справку, в которой стоит пометка о выздоровлении ребенка. Без этой справки ребенка до уроков могут не допустить, предварительно уведомив об этом родителей.

17. Может ли учитель отбирать вещи и осуществить личный досмотр учеников?

18. Имеют ли право ученики коллективно просить администрацию школы о замене учителя?

Ответ: Ученики как участники образовательного процесса имеют право обращаться к директору школы лично и от имени класса с любыми вопросами.

19. К кому можно обратиться, если ученик не согласен с оценками, выставляемыми учителем?

Ответ: Право оценивать знания учащегося принадлежит учителю, преподающему предмет. Если ученик не согласен с его оценкой, родители ученика должны обратиться с письменным заявлением к директору школы. В школе будет создана комиссия учителей данной школы, которая проверит и оценит знания учащегося. Оценки за тестовые работы и работы проверяемые с помощью автоматизированных систем не оспариваются.

20. Для кого в школе звонок (для учеников или учителей)?

Ответ: Звонок в школе предназначен для уведомления учащихся и сотрудников школы о том, что наступило время очередного урока или перемены. Не стоит придавать этому сигналу слишком большого значения. Организовать учебный процесс возможно было бы и без звонка, так как существует расписание уроков и перемен. Но вполне понятно, что при большом количестве участников образовательного процесса в школе удобно пользоваться подобным сигналом. По собственному усмотрению удлинять или сокращать продолжительность уроков и перемен учителя не имеют права. Это совсем не значит, что у учителя нет шансов закончить после звонка произносимую фразу. Также и ученик должен иметь несколько секунд в начале урока для того, чтобы, услышав звонок, успеть занять свое место.

21. Может ли учитель читать отобранные у детей записки?

Ответ: Ребенок, как любой гражданин России, имеет право на личную тайну. Это право зафиксировано в Конституции РФ и является одним из основных прав человека. Поэтому учитель не имеет права читать чужие записки и разглашать их содержание.

Источник

Имеет ли право учитель собирать телефоны учеников перед уроком?

Смартфоны на уроке — враги или помощники?

А вот министр образования России Ольга Васильева высказывается против мобильных телефонов. «Что касается запрета айфонов как помощи на уроках учеников — я думаю, что здесь вопрос очень сложный. На мой взгляд, у нас есть планшеты во многих школах, те, которые являются рабочими и которых достаточно, чтобы посмотреть рабочий материал», — прокомментировала «мобильную» ситуацию в школах Васильева в ходе Общероссийского родительского собрания в прошлом году.

Тогда же министр отметила, что запрещать или разрешать использовать мобильные телефоны в школе — собственная прерогатива каждого учебного заведения. В пример Васильева привела использование во многих общеобразовательных учреждениях специальных коробок для сбора телефонов. На входе в класс стоит «красивый ящичек», куда школьники сдают свои гаджеты, которые они забирают оттуда лишь после занятий.

Действительно, практика изъятия на время урока гаджетов у школьников имеет успех у многих преподавателей. Но правомерен ли такой «отъём у населения» имущества и чем подобные действия могут грозить учителю? Разбираемся в ситуации при помощи «буквы закона».

Юридическая сторона вопроса

Имущество

В нашем анализе будем руководствоваться Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом РФ.

Итак, семья приобрела своему ребёнку мобильное устройство, которое он стал носить с собой в школу. Следовательно, был совершён акт дарения, а ребёнок стал собственником гаджета.

В школе преподаватель требует ребёнка сдать смартфон на временное хранение, так как наличие гаджета у школьника будет отвлекать ребёнка от процесса обучения. В конце урока учитель обязуется вернуть телефон владельцу.

Дети, которые проходят обучение в школах, дееспособны, следовательно, могут приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять свои гражданские обязанности. Объем прав и обязанностей регулируется Гражданским кодексом РФ. Статьи 21, 26 и 28 определяют понятие дееспособности, а также перечисляют варианты возможных сделок в зависимости от возраста несовершеннолетнего («Дееспособность гражданина»; «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет»; «Дееспособность малолетних»).

Школьник, став собственником смартфона, обрёл права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Ребёнок вправе распоряжаться личным имуществом, как ему вздумается, совершая любые действия, естественно, при этом не нарушая закон, права и охраняемые законом интересы других лиц. Такие действия регулируются Гражданским кодексом РФ, описываются в статье 209 (ст. 209) «Содержание права собственности». Таким образом, всю ответственность за свои действия с личным имуществом, в данном случае — с телефоном, ребёнок несёт самостоятельно (ст. 210 «Бремя содержания имущества» и ст. 211 «Риск случайной гибели имущества»).

имеет ли право ученик сидеть в телефоне на уроке

Хранение

Итак, с актом дарения и получением ребёнка телефона в собственность разобрались, теперь рассмотрим момент «честного отъёма» сотового телефона у ученика и пребывание гаджета в коробке (или ящике, или любом другом месте, куда поместит его ученик или учитель).

В подобной ситуации из всех вышеперечисленных действий логически «вытекает» лишь один вид сделки — хранение. Согласно договору хранения «одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности» (ГК РФ ст. 886 «Договор хранения»). Несмотря на то что договор хранения предполагает простую письменную форму, отсутствие оной «не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем» (ГК РФ ст. 887 п. 3 «Форма договора хранения»).

Согласно п. 1 ст. 900 ГК РФ («Обязанность хранителя возвратить вещь») «хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, ту самую вещь, которая была передана на хранение, если договором не предусмотрено хранение с обезличением». В данном случае под «хранителем» понимаем преподавателя, забирающего сотовый телефон, а под «поклажедателем» — школьника.

Кстати, стоит отметить, что преподаватель не имеет права требовать у своих учеников сдавать телефоны перед уроком. Личное имущество должно сдаваться добровольно, иначе педагог нарушает положения ст. 209 ГК РФ («Содержание права собственности») и п.1 ст. 35 гл. 2 Конституции РФ («Право частной собственности охраняется законом»).

В чём же подвох?

Все «роли» распределены, действия расписаны, казалось бы, где может притаиться опасность? Однако вероятность того, что «что-то может пойти не так», вполне велика.

Представьте ситуацию, в которой ученик решает проучить или отомстить преподавателю. Причин может быть масса — некорректное замечание педагога, неудовлетворительная отметка, наказание за провинность и т.д. Или, возможно, что гаджет ребёнка уже сломан, он боится реакции родителей и ищет, на кого бы «повесить» вину. Так или иначе, но ученик вполне может отдать преподавателю на хранение уже сломанный аппарат.

Согласно п. 1 ст. 901 ГК РФ («Основания ответственности хранителя») «хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401» Гражданского кодекса. П.2 ст.401 ГК РФ (Основания ответственности за нарушение обязательства) гласит, что «отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство». В описанной ситуации именно педагог становится «лицом, нарушившим обязательство», поэтому ему самостоятельно придётся доказывать, что он не причинял вред гаджету.

Также важно обратить внимание на то, что хоть это и был акт хранения, но протекал он на безвозмездной основе. А для такого варианта тоже существуют свои правила. Согласно п.2 ст. 902 ГК РФ («Размер ответственности хранителя»):

«При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются:

1) за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;

2) за повреждение вещей — в размере суммы, на которую понизилась их стоимость».

В помощь учителю

Помочь доказать свою невиновность смогут видеокамеры, если таковые есть в кабинете. Но, во-первых, не все классные комнаты в российских школах (да что там «не все», если брать показатели по стране, то можно сказать «почти нигде») оснащены видеокамерами, а во-вторых, на видео должно быть чётко видно, что преподаватель никак не мог сломать телефон. К примеру, если учитель и коробка будут не под тем углом к камере, даже при наличии видео невозможно будет доказать невиновность преподавателя.

Поддержать своего учителя могут остальные ученики в классе, давая показания о том, что учитель не ломал гаджет. Но ведь школьник может получить свой телефон обратно последним, когда все ученики уже покинут класс. Тогда учитель остаётся без свидетелей и без записи с камеры.

В целом, учитель вполне может справиться с доказательством своей невиновности. Но легко представить, скольких сил и нервов ему это будет стоить. Поэтому, в данной ситуации, стоит предусматривать ВСЕ варианты развития событий и лучше лишний раз себя обезопасить, не беря на хранение имущество учеников. По возможности стоит объяснить школьникам важность самостоятельного отказа от использования мобильных телефонов во время урока (то есть ученики сами не будут доставать сотовые), либо построить урок так, что эксплуатация гаджетов станет частью обучения.

Также, как вариант, администрация может принять в пределах своей компетенции локальный акт, описывающий порядок сдачи гаджетов на хранение. Таким образом, ответственность за сохранность имущества будет нести не один учитель, а вся администрация общеобразовательного учреждения.

Естественно, никто не говорит о том, что ученики только и ждут того момента, как «подставить» своего учителя. Нет, подобных ситуаций на практике происходит не так много, но они есть. Поэтому для преподавателя разумнее учесть все «опасные» моменты ситуации и обезопасить себя заранее.

Источник

Мобильные телефоны в школе. Нужен ли запрет на использование?

имеет ли право ученик сидеть в телефоне на уроке

Мобильные телефоны – одна из основных причин разногласий в современных школах. Ученики уверены, что посягают на их личное пространство и нарушают права, когда речь заходит о запрете использования. Педагоги же все больше жалуются на злоупотребление гаджетами. Проблема есть, а значит надо искать решение или хотя бы для начала наметить пути, которые помогли бы выявить оптимальный выход из сложившейся ситуации.

В чем именно заключается проблема?

Главной причиной раздора стало распространение мобильных телефонов, планшетов и других гаджетов. Если еще недавно немногие могли позволить себе эту роскошь, то сейчас заветные «игрушки» есть у всех школьников.

имеет ли право ученик сидеть в телефоне на уроке

Одно дело, когда телефоны лежат в портфеле, не нарушают тишину и никого не отвлекают. Когда в поле зрения педагога попадает ученик, прячущий мобильный за стопкой учебников и уделяющий все внимание на уроке только ему, возникают соответствующие вопросы, а именно:

К сожалению, проблемой являются не только эти вопросы. Причиной громких заголовков СМИ все чаще становятся видео, которые ученики снимают на смартфоны даже во время уроков. Стоит учителю немного повысить голос, как это быстро становится достоянием общественности. С одной стороны, эти видео проливают свет на существующие недочеты в школьной системе. С другой, нередко оказываются вырванными из контекста.

Причины запрещать пользоваться сотовыми телефонами в школах

Причин внести запрет на использование мобильных телефонов в школах набирается не так уж и мало. В первую очередь гаджеты действительно становятся конкурентами учителю. Ребенок может сделать выбор как в пользу урока, так и в пользу любимой игры или переписки с друзьями. Во втором случае материал не будет усвоен, что принесет нежелательный результат в виде отрицательных оценок. Если, конечно, школьник не соберется с мыслями дома и не примется за изучение материала.

имеет ли право ученик сидеть в телефоне на уроке

Камера на телефоне нередко используется не только на переменах, но и на уроках. Дети запросто фотографируют друг друга и педагогов. Конечно, это вызывает конфликтные ситуации, поскольку фотографируемый может почувствовать посягательство на личное пространство. А это, в свою очередь, разрушает благоприятную атмосферу в классе.

Кроме того, школьники нередко забывают, где оставили телефоны. В этой ситуации уже не до биологии или геометрии. Гаджет нужно найти, иначе можно и от родителей выговор получить, а ждать новое устройство очень долго.

Причины ограничить пользование мобильными телефонами в школе

Ограничение является более мягкой мерой, если сравнивать с запретом. И дети относятся более благосклонно, и учителя воспринимают положительно. Стоит сказать, что педагоги также могут отвечать на звонки и смс на уроках. Школьники такие детали подмечают, чувствуют себя ущемленными и негативно настраиваются против своих же учителей. Если запрет на использование и должен быть, то скорее всего для обеих сторон.

В жизни бывают непредвиденные обстоятельства, когда ребенку необходимо связаться с родителями и наоборот. В этом случае удобно иметь при себе сотовый телефон, в котором уже сформирована телефонная книга. Ребенку остается только выбрать нужный контакт и позвонить.

имеет ли право ученик сидеть в телефоне на уроке

Кроме этого, ученикам бывает нужна поддержка или совет со стороны родителей. Единственным средством связи в стенах школы снова становится гаджет. Если ребенок позвонил родителям, получил поддержку, забыл о проблемной ситуации и полностью погрузился в учебный процесс, то телефон имеет место быть. Конечно, при условии, что на уроках всегда выключен звук, а сам гаджет находится в кармане сумки.

Имеет ли право администрация образовательного учреждения запретить пользоваться гаджетами в школе?

Ответ на этот вопрос будет положительным. В соответствии со статьей 43 Федерального Закона № 273, учащиеся обязаны выполнять требования устава образовательного учреждения и соблюдать правила внутреннего распорядка. Поэтому школьники не смогут использовать мобильные телефоны в школе, если в уставе прописан запрет. А если проигнорируют требование, то это будет являться нарушением. Проблемы мало кто любит, поэтому в этом случае родители становятся особенно заинтересованы, чтобы их дети не создавали лишнего повода для вызова в школу.

Запрет мобильных телефонов в школе возможен. Однако могут ли учителя просто забрать гаджет у ребенка, который не выпускает его из рук весь урок? Согласно Конституции РФ и статье 209 Гражданского Кодекса, учитель не вправе забирать и удерживать гаджеты и другие личные вещи учащихся. Однако если в уставе прописан запрет на использование телефонов, то положить на учительский стол либо свободную парту или убрать в портфель ребенок будет обязан по первому требованию.

Что даст ограничение или запрет на использование гаджетов в школах?

Конечно, когда речь идет о таком серьезном вопросе, хочется понимать, какой будет итог положительного решения на запрет. Результат будет следующим:

имеет ли право ученик сидеть в телефоне на уроке

Таким образом, ограничение или запрет на использование гаджетов имеет существенные преимущества. Однако важно учитывать и те «но», которые имеются. Кроме того, возможно стоит рассмотреть и такой критерий профессионализма педагогов, как способность поддерживать дисциплину. Всегда больше порядка там, где люди знают свои права и обязанности. Если школьники помнят о своих правах, то об обязанностях забывают. Возможно, будет достаточно чаще напоминать, что в школе учатся. Но не исключено, что запрет будет более эффективной мерой.

Другие статьи на тему педагогики и образования:

Источник

Можно ли выгнать ученика с урока за то, что он сидел в телефоне

В современный век, когда научный и технологический прогресс достигли сильных высот, каждый взрослый человек и даже маленький пятилетний ребенок оснащен собственным гаджетом. А если он есть и у малыша то, что говорить о подростках, которые вечно сидят в своих телефонах, ведь в них можно найти столько всего.

имеет ли право ученик сидеть в телефоне на уроке

Сейчас даже в не самых продвинутых телефонах есть занимательные вещи, что уж говорить о продвинутых смартфонах, содержащих в себе только самое лучшее для развлечения? Ведь, как известно, дети всегда больше любят что-то веселое и, естественно, предпочтут посмотреть какие-нибудь видео на Ютубе или поиграть в скаченную игру, нежели учить очередную скучную теорему по математике. Однако чем больше они не слушают учителя и не получают должных знаний, тем больше становится пробелов в учебе. После это может привести к плохим последствиям, таким как неудовлетворительные оценки и даже вызов родителей в школу.

И если уж школьнику нельзя пользоваться телефоном для развлечений, то и для списывания во время уроков тем более. Правительство хочет вернуть советскую систему образования, а в то время детям запрещалось использовать даже простые калькуляторы для решения примеров. Учителя хотели научить их правильно считать в уме, потому даже на уроках физике, на которых сейчас исчислительный прибор можно использовать, тогда запрещалось. И это было правильно, ведь благодаря смартфону можно посмотреть, как пишется нужное слово во время словарного диктанта, отчего мозг ребенка не выполняет должной нагрузки.

По закону — запрещено

В некоторых школах педагоги собирают у учеников их телефоны на время урока, однако если какой-нибудь ученик все же будет пользоваться им, учитель никак не может выставить его из класса. Во-первых, потому что согласно статье 43 главного Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на образование», лишать учащегося его нельзя. Во-вторых, отвечает за подростка во время учебного процесса своей головой именно его классный руководитель. Также учитель не может и отобрать сам гаджет, так как он личная собственность, но вот сообщить завучу о некомпетентности ученика — вполне.

Права и обязанности

Но не все так просто. Сами учащиеся должны понимать, что они имеют, не только права, но и обязанности, а особенно перед школой, в которой они получают знание, используемые в будущем. Пока они не отучились нужное количество лет, должны соблюдать правила учреждения и школьного этикета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *