имеет ли право учитель говорить о политике
Может ли учитель рассказывать о политике в школе?
Учитель может рассказывать в школе все что угодно. Он может быть учителем истории, литературы, экономической географии. Безусловно, он имеет право излагать взгляды, как и любой человек. Ничего незаконного нет в этой ситуации. Другое дело – что сейчас есть разноголосица, в том числе о революции – для одних это великое событие, для других – катастрофа, и в этой ситуации учителю трудно определяться, потому что он тоже живой человек.
Это действительно сложное явление, от которого никуда не уйдешь, и от учителя должно зависеть умение наладить с ребенком диалог. А вызывать полицию в этой ситуации не имеет никакого смысла – это страх, бескультурье и непонимание психологии подростков, которые всегда живут по принципу «запретный плод сладок». Здесь не надо бояться вопросов, нужно вступать в полемику с детьми, другой вопрос – чтобы полемика была аргументирована.
Научное сообщество тоже не договаривается. Если вы возьмете тот же сюжет с 1917 годом – у всех будет своя позиция, одни будут винить в этом заговор, другие закономерность, третьи – конспирологию. Идут войны памяти, и это войны не за прошлое, а за настоящее и будушее, потому что на самом деле подспудно идет обсуждение о будущих моделях развития России, и от этого никуда не деться.
Какая должна быть позиция учителя? На это прекрасно ответил поэт Булат Окуджава: «Святая наука – расслышать друг друга». Нужно научить детей слушать и аргументированно спорить, не уйти нам от острых вопросов. Культуру полемики должны воспитывать и телевидение, и радио. Но этого, к сожалению, не присходит. Еще давно, в 1916 году вышла книжка замечательного русского педагога и священника «Искусство спора». Там он дает типы и виды спора, где высший тип спора – когда люди ищут истину, и есть низшие типы спора – опрокинуть оппонента, оскорбить его. И вот такого рода споры люди видят сегодня по телевидению, и это большая беда.
Учитель перестал сейчас быть единственным источником информации. И во всем мире существуют так называемые перевернутые уроки – когда ученики получают документы и вступают в дискуссию, а учитель выступает в роли модератора, и следит за тем, чтобы никто не переходил на личности, чтобы аргументы были не эмоциональные, а содержательные, и вот тогда возникает огромный интерес к урокам.
Очень важно создавать площадки, где тренируются споры. Славянофилы и западник были всегда, но трудно представить себе, чтобы Хомяков искал компромат на Грановского.
Главная задача – повышение уровня культуры и квалификации самих педагогов. А если подростки будут понимать, что мы думаем одно, говорим другое, делаем третье, кроме цинизма и фальши это ничего не родит. Для меня, как для педагога, произошедшее в Брянске как минимум странно.
«Политинформация» на школьных уроках: законно или нет
Sobesednik.ru выяснил, имеют ли право школьные учителя разговаривать с учениками о политике
Sobesednik.ru выяснил, имеют ли право школьные учителя разговаривать с учениками о политике.
«Случайно узнал от сына, что некоторые учителя в школе рассуждают на уроках о политике. Мне это не нравится. Есть ли у педагогов право выходить за рамки своего предмета?»
Александр, Москва
Объясняет юрист Денис Пилипенко:
– Законодательство напрямую не запрещает такого рода разговоры учителей с учениками. Тем более что нередко дети сами задают самые разные вопросы тем, кого считают авторитетом. Однако учитель обязан выполнять учебный план по своему предмету, и в этом плане никакой политики или политинформации нет и быть не может.
Некоторые вещи проясняет профильный Закон об образовании. Например, согласно пункту 12 статьи 27, в государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются. Отсюда вытекает и норма статьи 34: не допускается принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях.
То есть, если подтверждаются слухи о том, что преподаватели где-то собирают учащихся школ, техникумов или вузов для участия в какой-либо политической акции, знайте, что они нарушают федеральный закон.
Ну и наконец, часть 3 статьи 48 Закона об образовании. В ней указано, что педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации. То есть рассказать о чем-то можно лишь как об историческом факте. Свое мнение на этот счет учитель должен оставить при себе. Разумеется, запрещено использовать свою профессиональную деятельность для разжигания всех видов розни либо для ущемления любых категорий граждан. Вот почему так легко пожертвовали преподавателем консерватории, которая заставляла учащихся зачитывать список «врагов народа».
Иметь политические взгляды не запрещено, и их ограничение также является нарушением закона. Но агитировать за них в школе недопустимо.
Обвинения могут быть завтра: как и зачем учителям говорить о политике в школе
В социальных сетях сейчас активно спорят о том, стоит ли говорить с детьми о политике. И если родители при принятии решения руководствуются личным мнением и убеждениями, то для педагогов существует закон, регулирующий образовательный процесс. Наш блогер, учитель английского языка Марина Балуева, рассказывает, как он работает.
«Марина Сергеевна, а как вы относитесь к…» — далее следует обозначение политической проблемы, активно обсуждаемой в обществе в настоящее время. Спрашивают старшеклассники. Я говорю, что, согласно закону «Об образовании», не имею права излагать им свою точку зрения на ту или иную политическую проблему. «Ну пожа-а-а-луйста… — голоса с мест. — Мы никому не скажем, честное слово! Ну пожалуйста!»
Приходится ответить на заданный учениками вопрос. Сухо и понятийно, без попыток в чем-то убедить, подкрепляя ссылками на действующее законодательство. Я всегда учила, учу и буду продолжать учить своих учеников тому, что, если они не нарушили закон, они имеют право делать, а тем более думать, всё, что считают нужным и правильным. Пытаюсь по мере сил привить им ответственность за себя и свой выбор в жизни. Внимание к закону, защита от манипуляций и внушений, обретение собственного мнения и опыта по жизненно важным вопросам — вот, пожалуй, краткое изложение этого воспитательного кредо.
Но тому, кто пытается регулировать тонкую сферу воспитания — законодательно ли, рекомендательно ли или каким-то иным путем, — следует знать, что учитель учит не только вербально, в процессе урока или классного часа, но и всей своей жизнью. Поэтому если учитель — авторитет для ребёнка, надо принять, что детям будет интересно в таком учителе всё: что он думает, что делает вне школы, что читает, какие фильмы смотрит. И всё это будет воспитанием.
Можно ли целиком регламентировать воспитательный процесс? Вряд ли. Скорее только обозначить рамки и границы. Итак, что нам предлагает законодательство в части влияния на политические взгляды обучающихся:
Статья 47 пункт 3 (1) Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует педагогическому работнику свободу выражения своего мнения.
Статья 48 пункт 1 (4) того же Закона обязывает педагогического работника формировать гражданскую позицию обучающихся.
Пункт 3 той же статьи того же Закона запрещает педагогу «использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации».
Думается, всем понятно, сколь тонка грань между «свободой выражения своего мнения» и «политической агитацией», между «формированием гражданской позиции» и «принуждением к принятию убеждений». То есть эта грань на практике очевидна каждому здравомыслящему человеку. Но в случае желания злоупотребить законом его текст даёт свободу для подмен обеим сторонам: и учителю, и тому, кто захотел бы его в чем-то обвинить.
При всей моей симпатии, сочувствию и согласии с тем, что изложено в этих статьях, хочется спросить: те, кто принимал и утверждал эти нормы в таком виде, понимали, что разрушают образовательный процесс?
Мне повезло: я преподаю английский и могу отвертеться стишками, Диккенсом и защитой окружающей среды
А что делать коллегам, преподающим историю, обществознание, литературу по части «сообщения недостоверных сведений» о каких-то там традициях? Какие сведения следует считать достоверными, а какие — нет? Огласите весь список, пожалуйста. Вы понимаете, что при таком подходе остается единственная безотказная методика: открыли учебник — заучили абзац? И никаких вам развивающих технологий, никакого деятельностного подхода?
7 простых, но важных вопросов о подростках и митингах
Что можно посоветовать коллегам в такой непростой ситуации? Можно было бы посоветовать им формировать гражданскую позицию учеников через воспитание критического мышления, через умение работать с информацией, отделять факты от доводов и эмоций. Можно было бы посоветовать им высказывать собственное мнение осторожно, с оглядкой, в пределах необходимости, с опорой на действующее законодательство.
Казалось бы, такие советы вполне здравы. Но большая проблема состоит в том, что сама российская школа сегодня вне правового поля
То есть закон (и тот, что об образовании, и многие другие) нарушается в школе постоянно. Права детей — это отдельная тема. Но нарушаются и права учителей: на академические свободы, на участие в управлении образовательной организацией, на справедливое вознаграждение за свой труд (так называемая НСОТ, нацеленная на справедливость, привела только к злоупотреблениям), на сокращенную продолжительность рабочего времени, на повышение квалификации, на компенсацию за работу на ЕГЭ, на защиту чести и достоинства и многое другое. Мне как члену независимого межрегионального профсоюза «Учитель» это известно из ежедневной практики профсоюзной работы.
В этой ситуации корявые формулировки закона «Об образовании» будут обслуживать своей корявостью именно того, кто захочет «придраться» к учителю и «впаять» ему очередную статью.
В наш век повсеместно «оскорбленных чувств» это более чем реально
Сегодня у нас в профсоюзе нет пока сведений об обвинениях учителей в «использовании образовательного процесса» для «политической агитации». Основная масса обвинений, предъявленных учителям, связана с их деятельностью в социальных сетях, причем не только политической, а чаще с той, что вызывает морально негативную оценку. Деятельность учителя в социальных сетях не относится юридически к «образовательному процессу», да и законом не ограничена, поэтому данные факты находятся за рамками темы, и являются всего лишь подтверждением правового нигилизма в обществе.
От кураторов в тиктоке до «синих китов»: антрополог Александра Архипова — о моральных паниках
Но отсутствие сегодня таких обвинений не означает, что они не могут появиться завтра. Поэтому самое разумное, что можно предпринять, — это помнить, что высказывать свои взгляды не запрещено, что формировать гражданскую позицию учеников не только можно, но и нужно (этого требует закон). О том, что формировать гражданскую позицию надо исключительно в соответствии с официально утвержденными рекомендациями, ничего в законе не сказано. Соответственно, это можно делать, высказывая свободно собственное мнение.
Однако следует помнить, что при высказывании собственной точки зрения следует избегать эмоций и призывов (иначе это можно счесть агитацией), что на все факты следует иметь ссылки в первоисточниках (иначе вас могут обвинить в опоре на «недостоверные» сведения). И уж, разумеется, ни к чему нельзя принуждать.
А для того чтобы обстановка в российской школе приобретала правовой характер, надо активнее пользоваться своими правами, создавать и использовать для этого профсоюзы, проявлять солидарность и чувство собственного достоинства. Чего и пожелаю всем коллегам.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители
Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.
Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.
К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.
Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.
Как победить выгорание
Требуют слишком многого
Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.
Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.
Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.
Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.
Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.
Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.
Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.
Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.
Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.
Не сомневаются в словах ребенка
Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.
Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.
Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.
Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.
Просят сделать исключение
В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.
Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.
Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.
Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.
Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.
Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.
Не уважают личное время
Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.
Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.
Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.
В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.
Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.
Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.
Считают, что учитель занимается только уроками
Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.
Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.
Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.
Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.
Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.
Как защитить ребенка от травли со стороны учителя
За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка. В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.
Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.
Пассивное безразличие
Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог? Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных. Как это может проявляться?
Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей. В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано. Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослых. Жительница Барнаула (и журналистка) рассказала в Facebook, как ее сына каждый день встречали после уроков ровесники, били кусками льда, не давали возможности попасть домой. История получила широкую огласку, и что характерно — директор школы и учителя все отрицают, несмотря на то, что у мальчика официально зафиксированы побои. И пост в социальных сетях (то есть придание огласке), и обращение в полицию — как раз пример того, что нужно делать родителям, если их ребенка травят, а учителя потакают этой травле. В первую очередь нужно поговорить с директором и классным руководителем, и если педагоги в школе вас не услышат и начнут обвинять в сложившейся ситуации вас и вашего ребенка, необходимо бороться дальше: писать в местный Департамент образования, в социальные сети, обращаться в местные СМИ. Многие родители боятся это делать, чтобы не было хуже, чтобы ребенку «не ставили двойки» из-за такой родительской активности, чтобы он не выглядел «белой вороной». Но я предлагаю задать себе вопрос: может ли быть еще хуже?
На самом деле может. У учителя есть еще один способ воспользоваться своей властью — согласиться с родителем, но с ребенком вести себя по-прежнему, всячески демонстрируя ему, что родители тут не помогут. Недавно в социальных сетях обсуждалась история из одной из провинциальных школ, где мама попросила учителя русского языка отпускать детей-второклассников на перемену, а не заставлять их дописывать задания, которые они не успели сделать на уроке. На следующий день учительница демонстративно отправила на перемену одного ребенка, а весь остальной класс продолжал доделывать задания. Все это сопровождалось комментариями: «Ты устал, тебе нужна перемена, иди отдохни». На следующий день этого мальчика травил весь класс. Да, именно за то, что он не такой, как все. Хорошо, если у ребенка доверительные отношения с родителями, и он рассказывает о подобном. Если же нет, то учителя могут сделать все, чтобы ваша жалоба сыграла против вас, мол, посмотрите, как вы беспомощны, а власть здесь — мы. Как в таких случаях стоит поступать родителям? Очень важно разговаривать с ребенком, обсуждать каждый день, как обстоят дела в школе, не ограничиваться вопросами об оценках. Дети должны знать, что мы всегда на их стороне, чтобы ни случилось.
Буква закона
Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей. Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия. Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав. О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин). Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.
Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.