имена существительные имеющие форму только единственного числа и только множественного числа

Существительные только единственного числа. Примеры

В рус­ском язы­ке мож­но выде­лить ряд суще­стви­тель­ных един­ствен­но­го чис­ла, не име­ю­щих фор­мы мно­же­ствен­но­го числа.

Такие сло­ва упо­треб­ля­ют­ся толь­ко в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла. Приведем примеры.

имена существительные имеющие форму только единственного числа и только множественного числа

Категория чис­ла явля­ет­ся непо­сто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком у суще­стви­тель­ных, назы­ва­ю­щих исчис­ля­е­мые пред­ме­ты. Имеем в виду, что у суще­стви­тель­ных толь­ко един­ствен­но­го чис­ла эта кате­го­рию назо­вем их посто­ян­ным мор­фо­ло­ги­че­ским признаком.

Собирательные существительные в форме единственного числа

Собирательные суще­стви­тель­ные назы­ва­ют мно­же­ство лиц, одно­тип­ных пред­ме­тов как сово­куп­ность, как еди­ное целое:

Вещественные существительные

Сюда при­со­еди­ним боль­шин­ство веще­ствен­ных суще­стви­тель­ных, кото­рые назы­ва­ют одно­род­ное по соста­ву дели­мое веще­ство, например:

Но если неко­то­рые суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют сор­та, виды, типы веществ, то, упо­треб­ля­е­мые в каче­стве спе­ци­аль­ных тер­ми­нов в науч­ной и про­фес­си­о­наль­ной лек­си­ке, они могут иметь фор­му мно­же­ствен­но­го числа.

Сравните:

В таких соче­та­ни­ях, как «бес­ко­неч­ные пес­ки», «белые сне­га», фор­мы веще­ствен­ных суще­стви­тель­ных ука­зы­ва­ют на боль­шое коли­че­ство веще­ства, зани­ма­ю­ще­го опре­де­лен­ное пространство.

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёп­лые края.

Алексей Плещеев «Осень»

Форма единственного числа абстрактных существительных

Не могут обо­зна­чать мно­же­ство пред­ме­тов боль­шин­ство абстракт­ных суще­стви­тель­ных:

Хотя в поэ­ти­че­ской речи мож­но встре­тить такие строки:

Некоторые из отвле­чен­ных суще­стви­тель­ных, при­об­ре­тая в кон­тек­сте кон­крет­ное зна­че­ние, могут упо­треб­лять­ся в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла, например:

Названия сто­рон све­та и меся­цев упо­треб­ля­ют­ся толь­ко в фор­ме един­ствен­но­го числа:

Разговорное выра­же­ние «поехал на юга́» содер­жит мор­фо­ло­ги­че­скую ошибку.

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные «бре­мя», «вымя», «темя», «пла­мя» не име­ют ука­зан­ной грам­ма­ти­че­ской формы.

Некоторые име­на соб­ствен­ные, гео­гра­фи­че­ские назва­ния упо­треб­ля­ют­ся как обо­зна­че­ния еди­нич­но­го предмета:

Нарицательные име­на суще­стви­тель­ные, напри­мер сло­во «луна», в опре­де­лен­ном кон­тек­сте могут исполь­зо­вать­ся в фор­ме мно­же­ствен­но­го числа:

В элек­трон­ный теле­скоп хоро­шо про­смат­ри­ва­ют­ся луны Юпитера.

Читаем у В.В. Маяковского:

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль кати­лось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.

Следовательно, при опре­де­ле­нии груп­пы, к кото­рой отно­сят­ся рас­смот­рен­ные суще­стви­тель­ные, важ­но учи­ты­вать контекст.

Источник

Презентация на тему «Имена существительные, имеющие форму только единственного и только множественного числа»

имена существительные имеющие форму только единственного числа и только множественного числа

Описание презентации по отдельным слайдам:

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа (урок «открытия» новых знаний) Кузнецова Ж.В. учитель русского языка и литературы

Задачи, стоящие перед нами на уроке: находить существительные, которые имеют форму только единственного числа; употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени;

Третье «лишнее» Пони Ножницы Сумерки Молоко Сахар Наше открытие: не все существительные могут иметь два числа: единственное и множественное; есть существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Разминка Из данных слов выписать существительные, которые имеют форму только множественного числа. Алфавит, верба, ворота, очки, погода, метель, тиски, вьюга, чернила, опилки, молоко, весы, портфель, хлопоты, макароны, лес, горелки, инструмент, диван, грабли. Проверим Ворота, очки, тиски, чернила, опилки, весы, хлопоты, макароны, горелки, грабли.

Формирование новых знаний У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром, и, качаясь, шепчет шаловливо: « С добрым утром!» Задание Выпишите в тетрадь все имена сущ., определите их род и число. Можно ли от них образовать форму множественного числа? Вопросы для мышления: Как найти существительное? На какие вопросы они отвечают? Как определить род у имени существи- тельного? В каком числе употреблены выписанные существительные?

Проверим У плетня – сущ., в м.р., ед. ч. Крапива – сущ., в ж.р., ед.ч. Перламутром – сущ., в м.р., ед.ч. Утром – сущ., в ср. р, ед. ч. Вывод: от данных существительных нельзя образовать форму множественного числа.

Самостоятельно формулируем тему урока Имена существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа.

Проверим, правильно ли выполнили упражнение № 513 Засуха Боязнь, Каучук, злоба, дремота, молодёжь. ненависть, доставка, свёкла, досуг, силос, единство, страда, крапива, хворост, фарфор, хвоя, цемент, хлопок. щавель. Ударение на 1 слог Ударение на 2 слог Ударение на 3 слог

Самопроверка 1вариант Правда – ложь, бедность – богатство, горе – радость, старость – молодость, белизна – чернота. 2 вариант Беготня – тишина, свет – тьма, движение – неподвижность, доброта – злость, боязнь – смелость.

Игра Мальчики Вспомните и запишите названия 3-4 инструментов, которые имеют только форму мн.числа и составьте предложение по схеме О,О,ОиО – это рабочие инструменты. Девочки Вспомните и запишите 3-4 «вкусных»сущ., которые можно подать к завтраку, причём сущ. должны иметь только форму ед. числа и составьте предложение по схеме О,О,ОиО – это наш любимый завтрак. Если не составил предложение, смотри подсказку

Клише для рефлексии Что мне удаётся? Что у меня не получается? Что ты мне посоветуешь?

Домашнее задание по выбору Параграф №25: словарные слова в рамках записать в словарь и выучить(всем). Упражнение № 195 (выполни по образцу) Или разгадать кроссворд.

имена существительные имеющие форму только единственного числа и только множественного числа

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

имена существительные имеющие форму только единственного числа и только множественного числа

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

имена существительные имеющие форму только единственного числа и только множественного числа

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

имена существительные имеющие форму только единственного числа и только множественного числа

Номер материала: ДБ-957051

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

имена существительные имеющие форму только единственного числа и только множественного числа

имена существительные имеющие форму только единственного числа и только множественного числа

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

имена существительные имеющие форму только единственного числа и только множественного числа

Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России

Время чтения: 3 минуты

имена существительные имеющие форму только единственного числа и только множественного числа

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

имена существительные имеющие форму только единственного числа и только множественного числа

Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года

Время чтения: 1 минута

имена существительные имеющие форму только единственного числа и только множественного числа

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

имена существительные имеющие форму только единственного числа и только множественного числа

В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Имена существительные, имеющие форму только единственного и только множественного числа»

Тема урока: Имена существительные, имеющие форму только единственного и только множественного числа

— формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области «Русский язык» по теме;

— создание условий для осознания учащимися необходимости знать особенности существительного единственного и множественного числа;

— развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.

— ф ормулир овать собственное мнение,

— проявля ть интерес к новому учебному материалу.

— разви вать умени я искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

— способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

п рименя ть методы информационного поиска

— учиться слушать и слышать друг друга

учиться п редвосхища ть результат и уровень усвоения

формирова ть интерес к новому учебному материалу

Тип урока : Урок общеметодической направленности

Методы и приёмы : Системно-деятельностный подход, в ыполнение предложенных упражнений, заданий

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

Подготовка класса к работе.

К : планирование учебного сотрудничества

Сообщение темы и цели урока

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

2. Составление предложений:

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу..

3. Составление плана и последовательности действий.

Самостоятельное выдел яют и формулир уют познавательн ые цели

Составл яют предложени я :

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу..

Л: ф ормирование познавательного интереса

К: у мение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1. Проверка домашнего задания.

— Какие существительные относятся к существительным общего рода?

— Почему их так называют?

— Приведите примеры. (Неряха, выскочка, тихоня)

— Согласуйте прилагательные с сущ. общего рода.

(Сидоров – ужасн.. неряха. Юрка – так.. задира и хитрюга. Света – плаксив.. неженка.)

Отвечают на вопросы.

Формулируют точные ответы.

Приводят примеры слов.

Записывают полученные предложения в тетрадь. Выделяют окончания.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П : логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Проблемное объяснение нового знания

обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

2. Постановка проблемы:

— Может ли имя существительное изменять число?

Пример: На столе лежит книга.

На столе лежат книги.

1. Что же обозначает число имен существ ительных?

Отвечают на вопросы учителя.

Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

формул ирова ние познавательной цели;

Л: формулирование проблемы

проговаривание и закрепление нового знания

4. Работа с таблицей.

Собственные имена (Урал, Татьяна Сергеевна, Курган)

Большинство абстрактных сущ. (грусть, счастье, изумление)

Большинство вещественных сущ. (смола, молоко, золото)

Собирательные сущ. (молодёжь)

Название составных и парных предметов (ножницы, грабли)

Название материалов, отходов, остатков (духи, чернила, сливки, консервы)

Название промежутков времени и игр (каникулы, сутки, жмурки)

Географические названия (Альпы, Афины)

Запоминают существительные, имеющи е формы единственного и множественного числ а.

Приводят собственные примеры.

Р: контроль, оценка, коррекция;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

П : умение структурировать знания

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащих ся;

5. Выборочное письмо.

— Прослушайте текст и выпишите имена существительные

1 в. имеющие форму только ед. ч. 2 в. – форму только мн. ч.

Питание человека должно быть правильным. Нельзя есть быстро, впопыхах. Питание должно быть дробное и частое, а пищевые блюда – хорошо термически обработанные, не очень холодные и не очень горячие. До минимума свести употребление поваренной соли, острых, копчёных и маринованных блюд, консервов, поскольку эти продукты вызывают повышенное выделение соляной кислоты в желудке. Желательно исключить блюда, обжаренные в масле: чебуреки, беляши, картофель. В суточный рацион целесообразно добавлять свежие огурцы, кабачки, яблоки, свёклу, морковь, инжир, сухофрукты, курагу, финики. Проверка:

1 в. Питание, поваренная соль, соляная кислота, масло, картофель, свёкла, инжир, курага, морковь.

2 в. Консервы, сухофрукты

6. Самостоятельная работа.

— Запишите сущ. во мн.ч.

Кошка, зять, сын, н ебо , чудо , буйволёнок, маслёнок , лес, лис, друг, ухо, око, человек, человек , ребёнок , кашне, дуб.

Проверка: Кошки, зятья, сыновья, небеса, чудеса, буйволята, маслята, леса, лисы, друзья, уши, очи, люди, дети, кашне, дубы.

Источник

Конспект урока русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: Имена существительные, употребляемые только в единственном и множественном числе.

1) коррекционно-образовательная: формирование знаний учащихся о существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа.

2) коррекционно-воспитательная: формирование положительной учебной мотивации и развитие интереса к изучению русского языка.

3) коррекционно-развивающая: коррекция и развитие речи, внимания, мышления.

знать: имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;

уметь: различать имена существительные, имеющие форму только единственного числа, и имена существительные, имеющие форму только множественного числа, правильно образовывать трудные формы множественного числа;

учиться: точно, уместно употреблять в речи существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

1. Организационный момент.
На урок все собрались!
Просыпайся! Не ленись!
Чтобы многого добиться,
Нужно хорошо учиться!
2. Этап актуализации знаний и способов деятельности.

— Ребята, скажите, какие две формы числа имеют имена существительные. (Имена существительные могут иметь форму единственного числа и форму множественного числа).

— Сгруппируйте данные существительные (книга, уроки, цветок, дерево) в зависимости от их числа и допишите недостающую форму числа. Сколько будет столбиков? (Два столбика: единственное число и множественное число).

— Проверим, что получилось. (Книга – книги, урок – уроки, цветок – цветы, дерево – деревья).

— А теперь прочитаем текст:

Предлагаем испечь к чаю печенье. Дрожжи вам не понадобятся. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте по полстакана сметаны и кефира. Добавьте немного соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте к чаю, молоку, сливкам. Приятного аппетита!

— Выпишите выделенные слова в именительном падеже в наши столбики в зависимости от их числа.

— Всё ли у вас получилось?

3. Этап открытия новых знаний.

Учитель помогает учащимся прийти к выводу, что существительные кефир, сахар, печенье, сметана, сода, мука, тесто, шоколад, чай, молоко невозможно поставить в форму множественного числа, а существительные дрожжи и сливки невозможно поставить в форму единственного числа.

— Познакомьтесь с текстом учебника на странице 111. Совпадает ли данная информация с нашими выводами? (Да, совпадает).

— Мы должны запомнить, как пишутся словарные слова кефир, печенье, сметана, шоколад. (На доске).

4. Этап целеполагания и мотивации.

— Ребята, как бы вы определили тему нашего сегодняшнего урока. (Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа).

— Зачем нам нужно это знать? (Чтобы правильно говорить и писать такие слова, быть грамотными людьми).

5. Этап осмысления новых сведений и применение их на практике.

— Посмотрите на картинку учебника на стр. 111. (На картинке изображены пачки молока, кефира, творога, сметаны. Учащиеся приходят к выводу, что можно сказать словосочетанием: несколько пачек молока, творога, сметаны, кефира).

— Какие же значения бывают у имен существительных, имеющих форму только единственного числа?

1. Названия множества одинаковых лиц, предметов: молодежь, детвора, студенчество, листва.

2. Названия веществ, материалов, продуктов питания: бензин, мед, молоко, керосин.

3. Названия растений: горох, капуста, морковь, рожь.

4. Названия качеств, свойств: белизна, молодость, темнота, свежесть.

5. Названия действий и состояний: чтение, ходьба, удивление, плавание.

6. Собственные названия единичных предметов: Москва, Волга, Рязань, Ока.

Зарядка для глаз «Семицветик»

— Что объединяет все эти слова? (Все они употребляются только в форме множественного числа).

— Какие же значения имеют имена существительные, у которых есть форма только множественного числа?

Названия парных или состоящих из нескольких частей предметов:

брюки, весы, ворота, ножницы, носилки, очки, грабли, тиски.

Название материалов или их отходов, остатков: белила, духи, консервы (кон- (лат.) «со», серво – хранить (лат.)), опилки, отруби.

Названия игр: горелки, салки, жмурки, шахматы.

Названия промежутков времени: сутки, будни, каникулы.

Географические названия: Афины, Альпы, Карпаты, Мытищи, Сочи.

Этап закрепления нового материала.

1) назвать предметы на картинке; 2) определить пропущенные буквы в словах из рамки; 3) распределить слова из рамки по группам).

— Устная работа с упр.184:

называем слова, изображённые на картинке, определяем их число (очки, ножницы, клещи, грабли – эти слова имеют форму только множественного числа);

определяем буквы, пропущенные в словах из рамки.

— Письменная работа с упр.184 в парах:

выбираем слова из рамки по данным группам: существительные, имеющие форму только единственного числа: 1-ая пара – названия продуктов, 2-ая пара – названия металлов; существительные, имеющие форму только множественного числа: 3-я пара – названия продуктов, 4-ая пара – названия инструментов, 5-ая пара – названия игр, все вместе – названия жидких веществ).

— Проверка работы. Каждая пара зачитывает выписанную ею группу слов. Учащиеся определяют правильность выполненного друг другом задания.

— Если вы слышите существительное, которое имеет форму только единственного числа, то приседаете, если это существительное, имеющее форму только множественного числа – хлопаете над головой.

Лимонад, ножницы, кислород, жмурки, храбрость, каникулы, шахматы, серебро, молодость, радость, санки.

По-геройски Лена с ленью

Воевала целый день,

Но, к большому сожаленью,

Победила Лену _________.

Оля мучила расческу,

К школе делала причёску.

Да получилось _________.

Тряс и тряс портфель Тарас,

Чтоб найти тетрадки,

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в __________.

Четверть снова началась,

А меня вопрос гнетёт,

Скоро ли _______________.

Учащимся предлагается найти и выписать существительные, имеющие только одно число. Работа проверяется вслух. (Лень – ед.ч., чучело – ед.ч., прятки – мн.ч., каникулы – мн.ч)

— Вы часто кричите: «Ура! Каникулы!» Это простое земное слово обязано своим появлением небу.

– Определите, верно ли образовано число имён существительных.

Верно: 1. восстание – восстания

— Сейчас мы с вами поиграем, немножко повысим своё настроение. А что нам повышает настроение? (Музыка). Нужно найти существительные во множественном числе в предложенном отрывке из песни, а также угадать саму песню.

Ах вы сени, мои сени, сени новые мои

Cени новые, кленовые, узорчатые.

— В какой форме употреблены слова сени и опилки? (В форме множественного числа).

Источник

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемФёдор Гринченко

Похожие презентации

Презентация на тему: » Существительные, имеющие формы только множественного или только единственного числа.» — Транскрипт:

1 Существительные, имеющие формы только множественного или только единственного числа

2 Цель: 1. Знать разряды имён существительных, которые имеют форму только множественного или только единственного числа. 2. Уметь отличать имена существительные, имеющие одну числовую форму, от других существительных. 3. Уметь подбирать антонимы к существительным.

3 Pluralia tantum? «множественное только» (лат.) имена существительные, которые употребляются только во множественном числе

4 Разряды имён существительных, имеющих форму только множественного числа 1. Названия парных предметов: сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки и др. 2. Названия игр: горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др. 3. Обозначения отдельных временных промежутков: сутки, будни, сумерки, каникулы и др. 4. Вещественно–собирательные существительные: макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др. 5. Имена собственные: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки.

5 Singularia tantumSingularia tantum? «единственное только» (лат.) имена существительные, которые употребляются только в единственном числе

6 Разряды имён существительных, имеющих форму только единственного числа 1. Вещественные существительные: масло, молоко, сахар, вода, нефть, сталь, медь и др. 2. Собирательные существительные: ельник, молодежь, студенчество и др. 3. Отвлечённые (абстрактные): белизна, чистота, лень, доброта, худоба, энтузиазм, беготня, косьба, ходьба, тепло, сырость, оттепель и др. 5. Имена собственные (Ф.И.О.): Лев Николаевич Толстой

7 Форма множественного числа от некоторых из этих существительных возможна, но лишь для обозначения определенных сортов, марок Нержавеющая сталь (ед.) – легированные стали (мн.); оливковое масло (ед.) – технические масла (мн.); непроходимая грязь (ед.) – лечебные грязи (мн.); спинной мозг (ед.) – приготовить мозги (мн.)

8 Распределительное письмо (ед./мн.)

9 Самопроверка (10 б.) Ед.число Мн. число Молоко керосин нефть сахар Очки весы тиски опилки сани ворота

10 Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в ед.ч. (10 б.) Сила – правда – богатство – слёзы – веселье – старость – злость – белизна – беготня – свет –

11 Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в ед.ч. (10 б.) Сила – слабость; правда – ложь; богатство – бедность; слёзы – смех; веселье – грусть; старость – молодость; злость – доброта; белизна – чернота; беготня – ходьба; свет – тьма.

13 Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только во мн.ч. (4 б.) Оттепель – заморозки; праздник – будни; встреча – проводы; рассвет – сумерки.

14 Оцени себя! 24 – 23 балла – «5»; 22 – 20 баллов – «4»; 19 – 13 баллов – «3»; 12 и ниже – «надо подтянуться!»

15 Упражнения 512, 514, стр. 206 Домашнее задание: Домашнее задание: выучить разряды существительных по тетради для правил; орфографии. пятим.; упр. 515

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *