имена существительные имеющие форму одного числа

Существительные только единственного числа. Примеры

В рус­ском язы­ке мож­но выде­лить ряд суще­стви­тель­ных един­ствен­но­го чис­ла, не име­ю­щих фор­мы мно­же­ствен­но­го числа.

Такие сло­ва упо­треб­ля­ют­ся толь­ко в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла. Приведем примеры.

имена существительные имеющие форму одного числа

Категория чис­ла явля­ет­ся непо­сто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком у суще­стви­тель­ных, назы­ва­ю­щих исчис­ля­е­мые пред­ме­ты. Имеем в виду, что у суще­стви­тель­ных толь­ко един­ствен­но­го чис­ла эта кате­го­рию назо­вем их посто­ян­ным мор­фо­ло­ги­че­ским признаком.

Собирательные существительные в форме единственного числа

Собирательные суще­стви­тель­ные назы­ва­ют мно­же­ство лиц, одно­тип­ных пред­ме­тов как сово­куп­ность, как еди­ное целое:

Вещественные существительные

Сюда при­со­еди­ним боль­шин­ство веще­ствен­ных суще­стви­тель­ных, кото­рые назы­ва­ют одно­род­ное по соста­ву дели­мое веще­ство, например:

Но если неко­то­рые суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют сор­та, виды, типы веществ, то, упо­треб­ля­е­мые в каче­стве спе­ци­аль­ных тер­ми­нов в науч­ной и про­фес­си­о­наль­ной лек­си­ке, они могут иметь фор­му мно­же­ствен­но­го числа.

Сравните:

В таких соче­та­ни­ях, как «бес­ко­неч­ные пес­ки», «белые сне­га», фор­мы веще­ствен­ных суще­стви­тель­ных ука­зы­ва­ют на боль­шое коли­че­ство веще­ства, зани­ма­ю­ще­го опре­де­лен­ное пространство.

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёп­лые края.

Алексей Плещеев «Осень»

Форма единственного числа абстрактных существительных

Не могут обо­зна­чать мно­же­ство пред­ме­тов боль­шин­ство абстракт­ных суще­стви­тель­ных:

Хотя в поэ­ти­че­ской речи мож­но встре­тить такие строки:

Некоторые из отвле­чен­ных суще­стви­тель­ных, при­об­ре­тая в кон­тек­сте кон­крет­ное зна­че­ние, могут упо­треб­лять­ся в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла, например:

Названия сто­рон све­та и меся­цев упо­треб­ля­ют­ся толь­ко в фор­ме един­ствен­но­го числа:

Разговорное выра­же­ние «поехал на юга́» содер­жит мор­фо­ло­ги­че­скую ошибку.

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные «бре­мя», «вымя», «темя», «пла­мя» не име­ют ука­зан­ной грам­ма­ти­че­ской формы.

Некоторые име­на соб­ствен­ные, гео­гра­фи­че­ские назва­ния упо­треб­ля­ют­ся как обо­зна­че­ния еди­нич­но­го предмета:

Нарицательные име­на суще­стви­тель­ные, напри­мер сло­во «луна», в опре­де­лен­ном кон­тек­сте могут исполь­зо­вать­ся в фор­ме мно­же­ствен­но­го числа:

В элек­трон­ный теле­скоп хоро­шо про­смат­ри­ва­ют­ся луны Юпитера.

Читаем у В.В. Маяковского:

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль кати­лось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.

Следовательно, при опре­де­ле­нии груп­пы, к кото­рой отно­сят­ся рас­смот­рен­ные суще­стви­тель­ные, важ­но учи­ты­вать контекст.

Источник

Конспект урока русского языка в 3 классе «Имена существительные, имеющие форму одного числа»

Конспект урока русского языка в 3 классе «Имена существительные, имеющие форму одного числа»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе «Имена существительные, имеющие форму одного числа»»

Число имён существительных имеющие форму одного числа (29.01.2019)

Цель: развивать умения определять число имён существитель­ных, изменять их по числам.

Самоопределение к деятельности

Мотивация к учебной деятельности

Ребята, поделите тетрадь на 2 части, напишите ед.ч., мн.ч. Сейчас я вам продиктую слова, вы должны определить у этих слов число и записать их в первый или во второй столбик, а потом приписать к ним пару. В тех местах, где вы сомневаетесь, оставляйте пропуск, потом мы его заполним.

Класс, шапки, дружба, брюки, ложка, сани, тетрадь, пеналы, коньки, огород, ведро, ножницы, пальто, щи.

Какие слова остались без пары? (брюки, коньки, ножницы, пальто, дружба, сани, щи)

Почему у них нет пар? (они употребляются только в одном числе, не изменяются)

Сформулируйте тему урока.

Проверка домашнего задания

— Прочитайте пары слов. Назовите число имён существительных.

— Чем отличаются имена существительные в единствен­ном числе от имён существительных во множественном числе?

— Составьте и запишите пять словосочетаний с именами су­ществительными: вариант 1 — в единственном числе, вари­ант 2 — во множественном числе.

А сейчас откройте учебники на стр. 22. Выполним упражнение 34. В этом упражнении дан ряд слов, вам необходимо определить у всех слов число и могут ли они изменяться по числам, или употребляются только в форме одного числа, а также выписать их в порядке, который дан в учебнике. Трое из вас выйдут к доске, остальные выполняют эту работу у себя в тетради.

— Назовите имена существительные, которые изменяются по числам.

— Назовите имена существительные, которые употребляются только в единственном числе.

— Назовите имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.

Теперь давайте выполним фонетический разбор слова очки. Один пойдет к доске, остальные делают самостоятельно, потом проверим.

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте предложения. Назовите число имён существи­тельных.

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Прочитайте. Составьте из слов предложения.

— Составляют ли данные предложения текст? Докажите.

— Какой заголовок подойдёт к этому тексту?

— Назовите слова с орфограммами, объясните их написание.

— Какой синоним к слову узор вы подобрали? (Рисунок.)

— Какой заголовок подойдёт к этому тексту?

— Назовите тему текста. (Синичка.)

— Назовите главную мысль текста. (Костя спас синичку.)

— Объясните написание слов с орфограммами.

(Далее работа по заданиям упражнения, письмо по памяти по частям. Самопроверка.)

2. Работа со словом из словаря

— С какого слова начиналась вторая часть текста упр. 38? (Од­нажды.)

— Найдите слово однажды в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом однажды, запишите.

— Запомните написание этого слова.

VIII. Самостоятельная работу с проверкой по эталону

-Проверим, как вы усвоили материал, выполните тест.

1. Какое слово стоит в форме единственного числа?

2. Какое слово стоит в форме множественного числа?

3. Найди существительные, которые не употребляются в единственном числе.

4. Найди существительные, которые не употребляются во множественном числе.

5. Укажи существительное во множественном числе, которое отвечают на вопрос что?

5. Укажи существительное в единственном числе, которое отвечают на вопрос кто?

6) Укажи «лишнее» слово.
А) улыбка

7) Укажи «лишнее» слово.
А) улыбка

— Что обозначают имена существительные в единственном числе?

— Что обозначают имена существительные во множественном числе?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Имена существительные, имеющие форму одного числа»(3 класс)

Тема: Имена существительные, имеющие форму одного числа.

Содействовать формированию умений распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа

Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи

Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез.

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу; проговаривают последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Основное содержание темы, понятия
и термины

Число имен существительных: единственное, множественное. Имена существительные, употребляемые только в единственном числе. Имена существительные, употребляемые только во множественном числе. Лексическое значение слов. Текст. Синонимы

Учебник, с. 22–23. Схема «Число имен существительных»

Формы, методы,
методические
приемы

Источник

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме «Имена существительные, имеющие форму одного числа»

Предмет: русский язык

Тема : Имена существительные, имеющие форму одного числа.

Содействовать формированию умений распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа

Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные : общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез.

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу; проговаривают последовательность действий на уроке.

Коммуникативные : проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Основное содержание темы, понятия
и термины

Число имен существительных: единственное, множественное. Имена существительные, употребляемые только в единственном числе. Имена существительные, употребляемые только во множественном числе. Лексическое значение слов. Текст. Синонимы

I. Мотивирование к учебной
деятельности

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Все, что надо, – под рукой!

– Проверим готовность к уроку

Показывают готовность к уроку

— Часть речи, обозначающая предмет … (существительное)

— Существительные в начальной форме отвечают на вопросы… (кто? что?)

— Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые)

— Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы? (имена собственные)

Как могут изменяться имена существительные? (по числам)

Что происходит с именами существительными при изменении его числа? (меняется окончание и может измениться суффикс)

Отвечают на вопросы

III. Постановка учебной задачи

— Откройте учебник на стр. 22. Рассмотрите рисунки.

— Можно ли по рисункам и словам догадаться, что не все имена существительные изменяются по числам? Объясните своё мнение.

-Сформулируйте тему урока (слайд 1) и учебную задачу.

Формулируют тему урока и учебную задачу

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Попробуйте поставить во множественное число слово «соль» (слайд 2) Не получается? Возьмём мы крупинку соли или несколько пачек, всё равно обозначим мы её словом «соль». Так же, как и «молоко», «печенье». Или, например, «солнце», «воздух». Оказывается, в русском языке довольно много слов, которые имеют только форму единственного числа.

Запишем в тетрадь несколько таких существительных (слайд 3)

Сметана, белизна, детвора, чистота, лень, доброта, …

— Посмотрите упражнение 34. Какие слова мы можем добавить к этому списку?

(молоко, творог, дружба, шоссе)

А теперь давайте возьмём слово «ножницы» (слайд 4). Одни – ножницы, а если их несколько? Тоже ножницы! Или слово «духи»? Хоть один флакон или даже капелька, хоть десять флаконов – всё равно духи. У этих слов нет формы единственного числа. Только форма множественного. Так же, как, например, и у слов «грабли», «консервы», «макароны». Просто невозможно съесть «консервУ с макаронОМ». Можно только консервЫ с макаронАМИ. Этот список можно продолжать довольно долго.

Запишем в тетрадь несколько таких существительных (слайд 5)

Дрова, опилки, качели, часы, …

— Какие слова из упражнения можем добавить к этому списку?

(очки, ножницы, шашки, санки, сливки, джинсы)

А как вы думаете, есть ли форма множественного числа у слова «пальто»? (слайд 6)

Мы уже с вами говорили, что это существительное не изменяется, а значит, и не имеет окончания. Это слово не может иметь форму множественного числа. Поэтому ни в коем случае нельзя говорить, что в гардеробе висят по / льтЫ.

Надо говорить: «В гардеробе висят пальто»! И неважно, одно пальто или их много. Всё равно существует только одна форма этого слова – ПАЛЬТО. А вот определить число таких имён существительных можно в словосочетании или предложении, например: (слайд 6) висит новое пальто – единственное число, а висят новые пальто – множественное число.

Запишем в тетрадь несколько таких существительных (слайд 7)

— Какие слова из упражнения можем добавить к этому списку? (кино, шоссе)

Записывают слова, дополняют словами из упражнения.

Источник

Конспект урока по русскому языку: «Имена существительные, имеющие форму одного числа».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОЛОВНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект урока по русскому языку на тему:

имеющие форму одного числа ».

(обучающиеся по АООП (ЗПР))

2019-2020 учебный год

Тема: Имена существительные, имеющие форму одного числа.

Цель: развивать умения определять число имён существительных, изменять их по числам, находить неизменяемые по числам имена существительные.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся определять число имён существительных, изменять их по числам; анализировать, сравнивать, делать выводы.

I . Организационный момент

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

II . Проверка домашнего задания

— Прочитайте пары слов. Назовите число имён существительных .

(догово’р-догово’ры, жа’воронок-жа’воронки, инструме’нт-инструме’нты, киломе’тр-киломе’тры, кран-кра’ны, магази’н-магази’ны, ме’сяц-ме’сяцы и ещё 9 пар слов)

— Чем отличаются имена существительные в единственном числе от имён существительных во множественном числе?

III . Актуализация знаний

— Составьте и запишите два словосочетания с именами существительными: вариант 1 — в единственном числе, вариант 2 — во множественном числе.

IV . Самоопределение к деятельности

На доске записаны слова :

– Данные имена существительные напишите во множественном числе. Какое правило нужно вспомнить, чтобы без ошибок написать существительные во множественном числе? ( Разделительный «ь».) Выделите окончания имен существительных.

Учитель показывает картинку с изображением сахара.

— Что изображено? (сахар)

— На какой вопрос отвечает? (что?)

— К какой части речи относится слово сахар? (Им. сущ.)

— В каком числе употреблено это слово? (в ед ч.) Учитель добавляет это слово

— Напишите это слово во множественном числе. (…?)

— Что изображено? (брюки)

— На какой вопрос отвечает? (что?)

— К какой части речи относится ? (Им. сущ.)

– Так вот, ребята, в русском языке есть слова- имена существительные, которые имеют форму только одного числа, или единственного или множественного. То есть не все имена существительные изменяются по числам.

Попробуйте сформулировать тему урока.

V . Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Назовите имена существительные, которые изменяются по числам.

— Назовите имена существительные, которые употребляются только в единственном числе.

— Назовите имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.

Шеей крутим осторожно –

Голова кружиться может.

Влево смотрим — раз, два, три.

Так. И вправо посмотри. (Вращения головой вправо и влево.)

Вверх потянемся, пройдемся (Потягивания —руки вверх. Шаги на месте.)

И на место вновь вернемся. (Сесть за парту.)

VII . Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Подберите для каждого слова проверочное, изменив число имени существительного.

— Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое слово.

2. Работа со словом из словаря

— Найдите слово о дна’жды в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

VIII . Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Что нового узнали на сегодняшнем уроке? (Некоторые имена существительные употребляются только в одном числе (или ед., или мн.ч)

— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

— Оцените свою работу на уроке по листу самооценки.

! МОЛОДЕЦ, ВЫПОЛНЕНО ВСЁ ВЕРНО

+ ЕСТЬ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ, НО В ЦЕЛОМ ВЕРНО

— МНОГО ОШИБОК, МАТЕРИАЛ НЕ ПОНЯТ, НУЖНА ПОМОЩЬ

Домашнее задание : Упр. 36 (с. 23).

имена существительные имеющие форму одного числа

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

имена существительные имеющие форму одного числа

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

имена существительные имеющие форму одного числа

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

имена существительные имеющие форму одного числа

Номер материала: ДБ-945665

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

имена существительные имеющие форму одного числа

имена существительные имеющие форму одного числа

Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения

Время чтения: 1 минута

имена существительные имеющие форму одного числа

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

имена существительные имеющие форму одного числа

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

имена существительные имеющие форму одного числа

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

имена существительные имеющие форму одного числа

В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков

Время чтения: 1 минута

имена существительные имеющие форму одного числа

Дополнительные занятия по изучению культуры чеченского народа появятся в школах Чечни

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *