имена существительные имеющие только одну форму числа
Существительные только единственного числа. Примеры
В русском языке можно выделить ряд существительных единственного числа, не имеющих формы множественного числа.
Такие слова употребляются только в форме единственного числа. Приведем примеры.
Категория числа является непостоянным грамматическим признаком у существительных, называющих исчисляемые предметы. Имеем в виду, что у существительных только единственного числа эта категорию назовем их постоянным морфологическим признаком.
Собирательные существительные в форме единственного числа
Собирательные существительные называют множество лиц, однотипных предметов как совокупность, как единое целое:
Вещественные существительные
Сюда присоединим большинство вещественных существительных, которые называют однородное по составу делимое вещество, например:
Но если некоторые существительные обозначают сорта, виды, типы веществ, то, употребляемые в качестве специальных терминов в научной и профессиональной лексике, они могут иметь форму множественного числа.
Сравните:
В таких сочетаниях, как «бесконечные пески», «белые снега», формы вещественных существительных указывают на большое количество вещества, занимающего определенное пространство.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.
Алексей Плещеев «Осень»
Форма единственного числа абстрактных существительных
Не могут обозначать множество предметов большинство абстрактных существительных:
Хотя в поэтической речи можно встретить такие строки:
Некоторые из отвлеченных существительных, приобретая в контексте конкретное значение, могут употребляться в форме множественного числа, например:
Названия сторон света и месяцев употребляются только в форме единственного числа:
Разговорное выражение «поехал на юга́» содержит морфологическую ошибку.
Разносклоняемые существительные «бремя», «вымя», «темя», «пламя» не имеют указанной грамматической формы.
Некоторые имена собственные, географические названия употребляются как обозначения единичного предмета:
Нарицательные имена существительные, например слово «луна», в определенном контексте могут использоваться в форме множественного числа:
В электронный телескоп хорошо просматриваются луны Юпитера.
Читаем у В.В. Маяковского:
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Следовательно, при определении группы, к которой относятся рассмотренные существительные, важно учитывать контекст.
Урок русского языка в 4 классе «Существительные, имеющие только одну форму числа» (Поговорим о счастье и о горе)
Урок русского языка в четвёртом классе
Существительные, имеющие только одну форму числа (Поговорим о счастье и о горе)
1) Используя метод содержательного обобщения через организацию квази-исследовательской деятельности подвести учащихся к обнаружению особенностей грамматической категории числа, к открытию, что не все формы существительных имеют две формы числа.
Конкретизация понятия «категория числа», этическая беседа
Задача учебно-воспитательного момента (УВМ): Установить эмоциональные контакты и настроить ребят на дружную совместную работу
Учитель проводит ритмирование, а затем звучит песня из мультфильма «Большой секрет для маленькой компании» (стихи Юнны Мориц).
2. Актуализация знаний
Задача УВМ: Повторить изученное, подготовить ребят к решению новой учебной задачи, создать ситуацию успеха, подготовить проблемную ситуацию.
У. С каким понятием мы работали на прошлом уроке?
Д. Категория числа имени существительного.
У. А что такое категория числа? Из каких существенных характеристик состоит это понятие? Уточните, что такое категория числа имени существительного. ( На доске возникает схематическая модель).
Категория числа имени существительного
Форма (рассказывает о значении числа)
Значение (указывает на кол-во предметов)
форма ед. и мн. числа
один или больше, чем один
У. Проверим, как мы умеем преобразовывать слова, изменяя форму числа. Я буду диктовать вам слово, имеющее одну форму числа. А вы, записав это слово в соответствующий столбик, изменить форму числа и записать его в другой столбик. Сколько будет столбиков? Почему? ( Учитель диктует слова, выделенные курсивом)
У. Какая морфема указывает на значение числа? (окончание). Выделите окончания. На что ещё могут указывать окончания у имен существительных? (на постоянный род и падеж)
Какие значения выражаются с помощью окончания? (грамматические) А какое еще значение есть в слове? (лексическое). Как оно выражается? (с помощью основы) А что такое имя существительное? Зафиксируйте всё это на модели.
3. Постановка учебной задачи
Задачи УВМ: Создать проблемную ситуацию, предшествующую постановке и решению учебной задачи. Провести беседу о счастье.
У. На доске высказывание. Найдите в нём слова, соответствующие нашей модели, и допишите их в столбики, изменяя форму числа.
Каждый человек мечтает о счастье. Но все ли понимают, в чем заключается счастье?
Дети пытаются выполнить задание, но сталкиваются с проблемой:
Д. Как записать форму множественного числа слова «счастье»? И есть ли она вообще?
Возможны следующие варианты развёртывания учебной ситуации
Какие словоформы есть у слова счастье? Есть среди них такая, которая отличается значением числа? (нет). Значит, и нет грамматического значения числа.
У. Давайте попробуем без словаря объяснить лексическое значение слова «счастье». Что же такое счастье для вас? Когда человек испытывает счастье? Счастье это праздник? Даже если ты празднуешь один? Счастье это вкусная еда? Даже если ты кушаешь один? Когда человек считает себя счастливым? (Когда он не одинок, когда он вместе с семьёй, с друзьями, когда он является частью чего-то очень важного для себя.)
Дети делают общий вывод о лексическом значении этого слова
Счастье – это чувство, которое испытывает человек, когда он ощущает себя частью чего-то значительного .
У. Это открытие. Как вы думаете, оно относится только к слову счастье? Давайте попробуем подобрать слова, которые не имеют значения числа. (сумерки, молоко, шахматы, смех. ) Чем отличаются слова, которые мы записали в столбиках, от слов, которые мы сейчас называли? (Первые изменяются по числу, т. е. имеют две формы числа, а последние по числу не изменяются) У каких из них есть грамматическое значение, а у каких нет? (дети отвечают)
У. Русский язык очень логичный, умный и гармоничный. Действительно, зачем же несколько грамматических форм словам, которые обозначают предмет, не поддающийся счёту? Что же касается формы числа, то совершенно ясно, что такое существительное просто обязано выбрать «одежду» либо единственного, либо множественного числа. Ведь у него есть словоформы, которые пользуются определенным набором окончаний.
Можно посмотреть вывод дедушки АГА. ( читаем учебник на стр.151 )
3. Моделирование открытого способа действия
Д. В русском языке есть слова, обозначающие предмет, который не поддается счёту. Такие имена существительные не имеют категории числа. Они лишь могут иметь форму либо единственного, либо множественного числа.
У. Давайте зафиксируем своё открытие на модели . ( Дети делают новую схематическую модель в тетради и на доске, а затем представляют её через словарную модель).
4. Проверка открытого способа действия через решение частных задач
Задача УВМ: В ходе проверки способа действия, провести этическую беседу.
У. Давайте поработаем с новой моделью. На доске написан текст. Найдите в нём слово, которое относится к нашему открытию. Запишите его в тетради в начальной форме и укажите форму числа.
Вот качусь я в санках по горе крутой .
Д. Это существительное «санки», оно не имеет категории числа.
У. А вам нравится это стихотворение? Какое чувство испытывает лирический герой? Можно сказать, что он счастлив? Почему?
Кубарем качусь я под гору в сугроб.
И друзья мальчишки, стоя надо мной,
Весело хохочут над моей бедой.
Есть слово, которое относится к нашему открытию? (Нет) А что изменилось у героя? Как герой называет свое состояние? (Беда). Почему беда?
Д. Потому, что над ним смеются.
У. Продолжаем работу. Ищем слова, не имеющие категории числа.
Все лицо и руки залепил мне снег
Какое чувство здесь испытывает герой? (Горе) Почему уже не беда, а горе?
Д. Да потому что все вокруг смеются. Наш герой перестал себя чувствовать частью всего того, что его радовало минуту назад. Дети своим смехом как бы вытолкнули его из своего сообщества. А это уже горе.
У. Горе так же как счастье неизмеримо. А если рассмотреть ситуацию, на самом деле это горе?
Д. Нет. Это не горе, это обида. А настоящее горе человек испытывает в других ситуациях, когда война, или кто-нибудь умирает.
У. Вы правы, ребята. Когда человек становится взрослым, он понимает, что такое горе, а что нет. Вот и наш герой пришёл к такому же выводу:
У. Итак, урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги. Интересно было?
Что нового сегодня мы открыли? Как мы оценим нашу работу? Дружно работали?
А сейчас вернемся в начало урока. Я хочу дать вам задание, связанное с этой замечательной песней. Найдите, пожалуйста, в тексте песни имена существительные, которые не имеют грамматического значения числа и запишите их в тетрадь.
Имена существительные, имеющие форму только единственного числа
Имена существительные – слова, называющие окружающие людей вещи и различные понятия. Со школьных уроков известно, что эти слова могут изменяться по числам. Однако, бывают существительные, употребляемыетолько в единственном числе.
Что такое число существительных
Так называется категория, характеризующая количество того или иного предмета. В русском языке (в морфологическом смысле) вещей может быть много или одна. Это выражается понятиями множественной или единственной формы и образовывается при помощи окончаний.
У каких существительных нет формы множественного числа
Существует обширная группа слов, употребляемых исключительно в единственном числе. К таковым относятся:
Ещё есть слова, встречающиеся только во множественной форме. У каких существительных в русском языке нет формы единственного числа? К ним относятся парные и множественные понятия: ножницы, очки, шахматы.
Краткая памятка по правилу
Собирательные существительное в форме единственного числа
Собирательное понятие – название множества объектов как группы или совокупности. Такие слова никогда нельзя употреблять во множественной форме.
Вещественные существительные
Такими словами характеризуют однородные вещества и субстанции, которые невозможно сосчитать (только измерить в килограммах, литрах, метрах и т.д.)
Тем не менее, эти слова могут существовать во множественной форме. Такое происходит, когда можно перечислить категории в пределах понятия или описать его характеристику.
Кроме того, изменения формы практикуются ради поэтической эстетики и звучания, но это актуально в основном для стихотворений.
И вдруг мы застыли:
Форма единственного числа абстрактных существительных
Эти термины характеризуют какое-либо абстрактное понятие. Преимущественное количество из них, являясь неисчисляемыми, могут быть только в единственном варианте слова.
Однако, иногда контекст требует преобразования таких понятий во множественном варианте. Определённого правила здесь нет, поэтому следует обращать внимание исключительно на уместность в предложении.
Существительные имеющие только одну форму числа
Существительные, имеющие только форму единственного числа. Что следует о них знать?
Всем известно, что существительные склоняются, то есть изменяются по падежам и числам. Но правильно ли звучит фраза из песни, исполняемой Мариной Хлебниковой:
Чашку кофею я тебе бодрящего налью?
Из любого правила есть исключения. Так, слово «кофе» относится к существительным несклоняемым. Оно не употребляется во множественном числе и не изменяется по падежам. Правильное употребление — «чашку кофе». Темой нашей статьи и станут такие исключения — существительные, имеющие только форму единственного числа. Рассмотрим подробнее.
Имена существительные: число
Оно есть не только в математике. Категорией числа обладают и существительные. Знать это — значит, правильно их использовать как в устной речи, так и при написании. Большинство существительных обозначает предметы, которые можно сосчитать. Для этого в русском языке имеются категории как единственного, так и множественного числа. Самое сложное — это уяснить, что есть существительные, имеющие только форму единственного числа, или, наоборот, только множественного. При этом в речи возникают и иные нюансы.
Так, есть случаи, когда множественность выражается формой существительного в единственном числе. Примером послужит фраза: «Враг не пройдет!». Здесь явно имеется в виду вражеская армия, а не один конкретный человек.
Есть преимущественное использование отдельных существительных во множественном числе:
Хотя это изменяемая по числам часть речи, и вполне допустимо употребление слов:
Чаще всего не обладают формой множественного числа следующие существительные:
Рассмотрим это подробнее с использованием примеров.
Обозначение вещества, материала
Что это за слова? Существительные единственного числа, обозначающие предметы с вещественным значением. Их довольно много, что подтверждают примеры:
Существительные только единственного числа: примеры собирательных
Названия множеств одинаковых предметов или лиц — это то, что мы называем собирательными существительными. Они объединяют воедино тех, кто обладает каким-либо общим признаком:
Собирательные существительные, имеющие только форму единственного числа, могут относиться и к неодушевленным предметам:
Это просто следует запомнить.
Отвлеченные существительные
Это слова, которые невозможно представить предметно, а также сосчитать. К ним относятся названия:
Как научиться определять существительные только единственного числа? Примеры заданий помогут справиться с поставленной задачей.
Так, можно подобрать антонимы к словам, которые по аналогии также не могут быть использованы во множественном числе:
(Ответы: ходьба, слабость, спокойствие, свежесть, ложь).
Из художественного текста в три столбика можно выписывать все существительные по принципу:
Благодаря этому станет понятней, что первых значительно больше.
Признаки: существительное неодушевленное, собственное
Единственное число для имен собственных является более распространенным. Они редко употребляются в форме множественности. Это часто касается фамилий, если приходится выделить целую группу людей по принципу родства. Пример:
Если собственное наименование выступает в качестве единственного предмета и является неодушевленным, то в обязательном порядке употребляется в единственном числе:
Это касается и составных наименований:
Но это не полный перечень. Конечно, это не все существительные, имеющие только форму единственного числа.
Следует запомнить
Но племя — племена, семя — семена.
Итак, перечислим существительные только единственного числа, примеры которых представим в таблице.
Еще одно условие, по которому можно определить, что существительное не имеет множественности, — это отсутствие сочетания с количественными числительными.
Имена существительные, имеющие форму только единственного числа
Имена существительные – слова, называющие окружающие людей вещи и различные понятия. Со школьных уроков известно, что эти слова могут изменяться по числам. Однако, бывают существительные, употребляемыетолько в единственном числе.
Что такое число существительных
Так называется категория, характеризующая количество того или иного предмета. В русском языке (в морфологическом смысле) вещей может быть много или одна. Это выражается понятиями множественной или единственной формы и образовывается при помощи окончаний.
У каких существительных нет формы множественного числа
Существует обширная группа слов, употребляемых исключительно в единственном числе. К таковым относятся:
Ещё есть слова, встречающиеся только во множественной форме. У каких существительных в русском языке нет формы единственного числа? К ним относятся парные и множественные понятия: ножницы, очки, шахматы.
Собирательные существительное в форме единственного числа
Собирательное понятие – название множества объектов как группы или совокупности. Такие слова никогда нельзя употреблять во множественной форме.
Вещественные существительные
Такими словами характеризуют однородные вещества и субстанции, которые невозможно сосчитать (только измерить в килограммах, литрах, метрах и т.д.)
Тем не менее, эти слова могут существовать во множественной форме. Такое происходит, когда можно перечислить категории в пределах понятия или описать его характеристику.
Кроме того, изменения формы практикуются ради поэтической эстетики и звучания, но это актуально в основном для стихотворений.
И вдруг мы застыли:
Форма единственного числа абстрактных существительных
Эти термины характеризуют какое-либо абстрактное понятие. Преимущественное количество из них, являясь неисчисляемыми, могут быть только в единственном варианте слова.
Однако, иногда контекст требует преобразования таких понятий во множественном варианте. Определённого правила здесь нет, поэтому следует обращать внимание исключительно на уместность в предложении.
Существительные только единственного числа (45 примеров)
В русском языке можно выделить ряд существительных единственного числа, не имеющих формы множественного числа.
Такие слова употребляются только в форме единственного числа. Приведем примеры.
Собирательные существительные в форме единственного числа
Собирательные существительные называют множество лиц, предметов как совокупность, как единое целое:
Вещественные существительные
Сюда присоединим большинство вещественных существительных, которые называют однородное по составу делимое вещество, например:
Но если некоторые существительные обозначают сорта, виды, типы веществ, то, употребляемые в качестве специальных терминов в научной и профессиональной лексике, они могут иметь форму множественного числа.
Сравните:
В таких сочетаниях, как «бесконечные пески», «белые снега», формы вещественных существительных указывают на большое количество вещества, занимающего определенное пространство.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.
Алексей Плещеев «Осень»
Форма единственного числа абстрактных существительных
Не могут обозначать множество предметов большинство абстрактных существительных:
Хотя в поэтической речи можно встретить такие строки:
Некоторые из отвлеченных существительных, приобретая в контексте конкретное значение, могут употребляться в форме множественного числа, например:
Названия сторон света и месяцев также не могут называть множество предметов:
Разносклоняемые существительные «бремя», «вымя», «темя», «пламя» не имеют указанной грамматической формы.
Некоторые имена собственные, географические названия, употребляются как обозначения единичного предмета:
Нарицательные имена существительные, например слово «луна», в определенном контексте могут использоваться в форме множественного числа:
В электронный телескоп хорошо просматриваются луны Юпитера.
Читаем у В.В. Маяковского:
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Следовательно, при определении группы, к которой относятся рассмотренные существительные, важно учитывать контекст, в котором эти слова употребляются.
Дополнительный материалПродолжает эту тему статья «Существительные только множественного числа».