имена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящую

Правописание мягкого знака после шипящих в конце слова

Ь пишетсяЬ не пишется
в существительных женского рода 3-го склонения в Им./В.п. ед.ч.:
дрожь, брошь, помощь, ночь
— существительных мужского рода 2-го склонения в Им.п. ед.ч.:
гараж, камыш, муж, кирпич
— существительных женского рода 1-го склонения и среднего рода 2-го склонения в Р.п. мн.ч.:
много туч, рощ, училищ

Имена существительные, оканчивающиеся на шипящую в именительном падеже в единственном числе (мини-словарь)

ажиотаж
багаж
бестолочь
блажь
борщ
брешь
брошь
ветошь
вещь
взаимопомощь
вошь
врач
гараж
глушь
горечь
грач
гуашь
дичь
дочь
дрожь
душ
ёж
ёрш
желчь
залежь
калач
камыш
карандаш
картечь
кирпич
ключ
ковш
крепыш
ландыш
лещ
ложь
луч
малыш
марш
медпомощь
мелочь
меч
молодёжь
морж
мощь
муж
мышь
мякиш
ночь
обруч
овощ
печь
плач
плешь
плющ
пляж
полночь
помощь
престиж
припряжь
пристяжь
прыщ
пугач
пустошь
ретушь
речь
рожь
роскошь
рубеж
самопомощь
сволочь
скрипач
смерч
стаж
сторож
стриж
сушь
сыч
течь
тираж
тишь
товарищ
толщь
упряжь
фальшь
фураж
хвощ
хрящ
царевич
циркач
чертёж
чиж
чушь
шалаш
щёлочь
этаж

Имена существительные, оканчивающиеся на шипящую в родительном падеже во множественном числе (мини-словарь)

Источник

Самостоятельная работа по теме «Правописание существительных в родительном падеже множественного числа с шипящей на конце».

имена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящую Мария Семушкина
Самостоятельная работа по теме «Правописание существительных в родительном падеже множественного числа с шипящей на конце».

Самостоятельная работа по теме

«Правописание существительных в родительном падеже множественного числа с шипящей на конце».

1. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

• Очертания крыш__ чётко рисовались на небе.

• По дороге лежали зеркала лу.

• Колыхалась густая ро.

• Саша оставил в замке клю.

• До вечера у нас было ещё насколько встре.

• Поезд со свистом катил мимо да.

2.Разделите слова на 3 столбика:

Р. П., множ. число

Доч_, меч_, плач_ ребёнка, с крыш_, врач_, около дач_, товарищ_, много задач_, помощ_, вещ_, печ_, этаж_, малыш_, луч_, русская реч_, мяч_, кирпич_, из-за туч_, багаж_, рож_, дрож_, борщ_, овощ_, зелёных пастбищ_, колограмм груш_, пейзаж_, ковш_, брош_, мимо рощ_.

имена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящуюЛогопедическое пособие «Увлекательное путешествие» Данное пособие предназначается для работы с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Включение наглядных.

Источник

Открытый урок по русскому языку «Существительные множественного числа родительного падежа с шипящей на конце»(7 класс)

ГБОУ школа-интернат с. Неверкино

открытого урока по русскому языку

имена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящую

«Существительные множественного числа родительного падежа

с шипящей на конце».

Учитель русского языка и чтения:

создать условия для повторения правописания ь знака в именах существительных с шипящей на конце;

познакомить с правописанием существительных в родительном падеже, множественного числа с шипящей на конце слова.

отрабатывать навык написания существительных в родительном падеже, множественного числа с шипящей на конце слова;

учить ребят понимать и выполнять инструкции учителя.

развивать зрительную память, орфографическую зоркость;

способствовать развитию мышления;

продолжать формировать умение делать выводы, обобщать.

воспитывать ответственное отношение к работе.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Организация начала урока.

Задачи этапа: организация внимания учащихся.

Приветствует ребят и гостей. Проверяет готовность класса к уроку.

-Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Слушают, н астраиваются на работу.

Проверка домашнего задания.

выяснить степень усвоения заданного на дом материала.

Задает вопросы, проверяет выполнение домашнего задания, делает комментарии.

-Что было задано на дом?

-Откройте тетрадки, я посмотрю, как вы выполнили домашнее задание.

-О чём говорили на прошлом уроке?

-Какие окончания имеют существительные множественного числа в форме родительного падежа?

Отвечают на вопросы.

На прошлом уроке мы говорили про родительный падеж имён существительных множественного числа.

-Существительные множественного числа в форме родительного падежа имеют окончания:

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся; сообщить цели урока.

-Ребята, сегодня у нас урок необычный. Мы с вами отправимся в путешествие по облакам.

-Посмотрите, как облака похожи на мягкую пухлую подушку. Выберите себе облачко. Выбрали? А теперь расположитесь на нём поудобней и представьте, что ваше облачко медленно поднимается в синее небо. Здесь в облаках может произойти что-то чудесное и волшебное. Это произойдёт чуть позже, а пока проверим, всё ли у нас готово к путешествию? (тетрадка, ручка, учебник) Удобно сидим?

-Откроем тетради, запишем число.

-Если у нас всё готово, мы можем продолжить путешествие. А сопровождать нас в облаках будет быстрокрылая птица СТРИЖ ( Слайд №2), а мы, следуя за ним, будем выполнять задания, которые он нам приготовил.

-Сегодня, во время путешествия мы, повторим всё, что знаем о правописании ь знака в именах существительных с шипящей на конце и познакомимся с новой орфограммой. А с какой, узнаете чуть позже. Но сначала повторим пройденный материал.

Слушают, н астраиваются на работу; записывают число, день недели.

повторить основные сведения, необходимые для восприятия нового материала; посредством воспроизведения ранее полученных знаний подготовить почву для активного усвоения нового материала;

Музыкальная физкультминутка «Если нравится тебе, то делай так…»

Проводит фронтальный опрос по разделу «Имя существительное». Работу по актуализации знаний учащихся сопровождает показом слайдов, на которых отображены задания.

Первое облако, куда прилетел стриж, так и называется

-Какую часть речи изучаем?

-На какие вопросы отвечают имена существительные?

-Как изменяются имена существительные?

-Какого рода бывают имена существительные?

-Приведите примеры имён существительных мужского, женского и среднего рода.

-Как определяем род имён существительных?

Продолжаем путешествие. Следующее облако, так и называется «СТРИЖ» (Слайд№5)

-Какой частью речи является слово СТРИЖ?

-Какого рода имя существительное?

-На какую согласную оканчивается слово?

-Что вы знаете про эту букву?

-Какие ещё буквы в алфавите обозначают шипящие звуки?

Обращается к ученику.

-Ваня, повтори, как называются эти звуки? (шипящие)

-Почему их так называют?

— Пока мы разбирались с шипящими звуками, стриж уже перелетел на другое облако.

-И это облако называется

Задание с частичным комментарием. По ходу идет проверка с записью на доске.

-Чтобы выполнить это задание, вам сейчас нужно будет вспомнить, что вы знаете о правописание ь знака в именах существительных с шипящей на конце слова.

-Я буду читать словосочетания, а вы будете добавлять подходящее по смыслу слово с шипящей на конце и записывать его к себе в тетрадь. Ответы будем комментировать.

-Ребята, при комментарии не забывайте алгоритм объяснения орфограммы. Во-первых, вы называете какая это часть речи, во- вторых род имени существительного и в третьих, нужно сказать, пишется или не пишется ь знак на конце слова. Не забывайте подчеркивать шипящие буквы.

-Всё понятно, тогда начали.

Бывает тупой или острый …

После вечера наступает …

Бывает устная и письменная …

Он бывает на реке и море …

-Какой частью речи являются слова?

-На какую согласную оканчиваются слова?

-Итак, почему же в одних словах после шипящих пишется Ь знак, в других словах после шипящих не пишется Ь знак?

-Итак, условно это можно изобразить следующим образом.

Вывешивает на доску опорные схемы.

имена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящуюимена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящуюимена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящуюимена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящую

имена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящуюимена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящуюимена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящуюимена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящую

имена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящуюимена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящуюимена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящуюимена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящую

имена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящуюимена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящуюимена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящуюимена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящуюимена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящую

имена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящуюь

-Давай те прочитаем их.

Проводит физкультминутку, вместе с учениками выполняет движения под музыку.

Думают, размышляют, отвечают на поставленные вопросы.

Воспроизводят знания, умения и навыки, необходимые для «открытия» нового знания.

Выполняют физкультминутку, согласуя слова с движениями.

Обращает внимание учащихся на опорные схемы, которые прочитали. Знакомит с новым правилом.

-Эти правила относятся к существительным только в единственном числе, а для существительных множественного числа тоже есть правило, с которым мы сейчас и познакомимся.

-Посмотрите на слова, которые плывут на облаках:

— Определите число и род этих существительных.

— Эти слова единственного числа, женского рода.

— Давайте поставим эти существительные в множественное число. Эту работу выполняем устно.

— Давайте посмотрим, правильно ли мы сделали.

Открывает следующее облако, закрывающий этот столбик.

— Да, правильно. А теперь посмотрите на вопросы-подсказки и поставьте эти существительные в форму родительного падежа, множественного числа.

ЗАДАЧА – ЗАДАЧИ (нет чего?) ЗАДАЧ

ТУЧА – ТУЧИ (нет чего?) ТУЧ

РОЩА – РОЩИ (нет чего?) РОЩ

ГАЛОША – ГАЛОШИ (нет чего?) ГАЛОШ

Открываю последнее облачко до конца.

— А теперь посмотрите, как пишутся эти слова в родительном падеже множественного числа. Что вы заметили?

— У всех этих слов нет на конце слова мягкого знака.

— Что ещё вы заметили?

— У всех этих слов нулевое окончание.

Откройте стр.95 и прочитайте правило, когда же не пишется ь знак?

Обращается к ученице:

— Юля, скажи нам мягкий знак, когда не пишется?

-Итак, условно это можно изобразить следующим образом.

На доску вывешивает опорная схема №3

имена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящуюимена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящуюимена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящуюимена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящую

имена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящуюимена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящуюимена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящуюимена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящую

имена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящую имена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящуюь

-Давай те прочитаем ёё.

— Ребята, зарисуйте эту опорную схему к себе в тетрадь.

Знакомятся с новой орфограммой, поэтапно выполняя инструкции учителя.

Открывают учебник, читают правило.

Мягкий знак у существительных на конце слова после шипящих НЕ ПИШЕТСЯ в мужском роде единственного числа и родительном падеже множественного числа

Зарисовывают опорную схему в тетрадь.

установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий проверить глубину понимания учащимися изучаемого материала

Активизирует учащихся, настраивает на работу с применением полученных знаний.

Работа по карточке №1.

-Давайте посмотрим, как вы поняли новую тему, спишите предложения с карточки, подчеркните существительные, которые стоят в форме родительного падежа множественного числа .

-Кто хочет поработать у доски?

-Кто понял, самостоятельно выполняет упражнение у себя в тетради.

Слушают установку учителя, работают по карточке №1.

У доски работает один ученик, комментируя своё письмо.

з акрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

Предлагает задания для закрепления знаний, полученных на уроке. Даёт установку к работе с карточкой №2.

-Итак, продолжим работу по новой теме.

-Найдите на столах – карточку №2.

-Прочитайте задание. Что нужно сделать?

-Работаете самостоятельно, потом проверим.

-Кто затрудняется, поднимайте руку.

Слушают установку, самостоятельно выполняют задания по карточке. По завершению проверяют выполненную работу.

Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

сообщить учащимся о домашнем задании, обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения д/з.

Сообщает учащимся о домашнем задании, даёт инструктаж по его выполнению.

-Вот мы и на последнем облачке, под названием «Домашнее задание».

(СЛАЙД 9) Открыли дневники и записали задание на дом:

Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания.

Этап подведения итогов урока. Рефлексия.

Задачи этапа: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели,

дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Подводит учеников к подведению итога урока.

О чём говорили на уроке?

— Какие существительные пишутся с мягким знаком?

— Какие существительные пишутся без мягкого знака?

— Когда ещё не пишется мягкий знак?

-Вот и подошло к концу наше путешествие. Стриж благодарит ребят _______________за активную работу и получают оценки.

-Спасибо всем за урок

Вместе с учителем подводят итоги урока, отвечая на вопросы учителя.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ.

1. Сбросил боярин с плеч_ дорогой кафтан.

2. Отправился атаман на поиски сокровищ_.

3. Мы решаем много интересных задач_.

4. Из-за туч_ показался месяц.

-Спишите предложения с карточки, подчеркните существительные, которые стоят в форме родительного падежа множественного числа.

-Найдите и правильно выпишите только существительные множествен числа, родительного падежа.

имена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящую

имена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящую

Самоанализ урока русского языка и развития речи в 7 классе.

Характеристика класса: в классе 11 человек, среди них:

с о средним уровнем развития –7

со слабым уровнем развития – 4

Тема урока : «Существительные множественного числа родительного падежа с шипящей на конце».

создать условия для повторения правописания ь знака в именах существительных с шипящей на конце;

познакомить с правописанием существительных в родительном падеже, множественного числа с шипящей на конце слова.

На уроке решались следующие задачи:

отрабатывать навык написания существительных в родительном падеже, множественного числа с шипящей на конце слова;

учить ребят понимать и выполнять инструкции учителя.

развивать зрительную память, орфографическую зоркость;

способствовать развитию мышления;

продолжать формировать умение делать выводы, обобщать.

воспитывать ответственное отношение к работе.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы урока. Традиционный урок.

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

3.Подготовка к активной познавательной деятельности. На этом этапе шла работа по организации и направлению к цели познавательной деятельности учащихся; сообщение целей урока.

4. Этап актуализации знаний учащихся. С целью повторения основных сведений, необходимых для восприятия нового материала, проводился фронтальный опрос по разделу «Имя существительное». В ходе выполнения предложенных заданий, учащиеся воспроизводили ранее полученные знания.

9. Этап подведения итогов урока. Рефлексия. На этом этапе были подведены итоги урока, продуктивное самооценивание собственной деятельности учителем и учащимися.

Формы работы на уроке:

Фронтальная – краткий опрос, работа по опорным схемам
Индивидуальный –работа по карточкам.

фронтальный – ответы на вопросы, чтение опорных схем
индивидуальный – карточки-задания.

Самостоятельная работа на уроке:
Индивидуальная, дифференцированная.

Организация работы со слабыми учащимися:
Ответы на вопросы, индивидуальные задания.

Количество опрошенных учащихся:

Этап актуализации знаний учащихся- 6 чел.

Этап усвоения новых знаний – 1 чел.
Этап первичной проверки понимания учащимися нового материала-1 чел.

На этапе первичного закрепления нового материала-7 чел.

Здоровьесберегающие технологии: музыкальная физкультминутка

Материал построен в соответствии с типом урока.

Домашнее задание дифференцированно.

Уровень знаний соответствует возрастным особенностям учащихся.

Источник

Имена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящую

Дата публикации: 20.11.2019

Должность: учитель письма и развития речи

Населенный пункт: г. Нижний Новгород

Тема: Правописание существительных во множественном числе с шипящей на конце.

Задачи : Обобщить и систематизировать знания обучающихся о правописании мягкого знака после шипящих на конце имени существительного ж.р. и правописании существительных м.р. с шипящими на конце, закрепить правило написания имён существительных в Р.п. мн. числа; совершенствовать умение распознавать существительные по родам и числам;

способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке, обогащать словарный запас; воспиты

2. Чистописание. Знакомство со словарным словом монтаж.

Составить словосочетание и предложение.

На заводе завершили монтаж оборудования.

3. Работа над повторением.

-Найдите что у них общего?

( имена существительные, оканчиваются на согласный, шипящий)

-Найдите лишнее слово в каждой строчке.

-Определите род существительных в каждой строчке.

-На какую согласную оканчиваются все слова.

У существительных м.р. после шипящих на конце ь не пишется.

У существительных ж.р. после шипящих на конце пишется ь.

Постановка темы урока

4. Итак, мы должны запомнить, что после шипящей в родительном падеже, множественного числа Ь знак не пишется.

Напишите имена существительные множественного числа в родительном падеже:

тучи – много …, встречи – много …., задачи – много…, удачи – много.

Вывод: У существительных во множественном числе в родительном падеже после шипящих мягкий знак не пишется

А теперь поиграем в игру «Допиши словечко», а вы выйдете, запишите досказанное слово, объясняя написание.

В полдень или в полночь

Друг придет на ……………. (помощь) ж.р. ед.ч.

В этот час такая тишь,

Только слышно: «Спи, ……………(малыш») м.р. ед.ч

Темноту замкнув на ключ,

Вышел месяц из-за……………(туч) мн.ч. Р.п.

Дождь такой, что не пройдешь

Без сапог или ……………….(галош) мн.ч. Р.п.

Над полем проносится кожаный мяч-

Верный товарищ спортивных…………… (удач) мн.ч. Р.п.

Запись на доске и в тетрадях.

6. Работа по учебнику.

Заполни таблицу упр. 124

7. Самостоятельная работа.

Разделите слова на 3 столбика:Р.П., множ. число Женский род Мужской родДоч_, меч_, плач_ ребёнка, с крыш_, врач_, около дач_, товарищ_, много задач_, помощ_, вещ_, печ_, этаж_, малыш_, луч_, русская реч_, мяч_, кирпич_, из-за туч_, багаж_, рож_, дрож_, борщ_, овощ_, зелёных пастбищ_, колограмм груш_, пейзаж_, ковш_, брош_, мимо рощ_

8. Итог урока. Домашнее задание. С. 94. Упр. 123.

Источник

Инструменты пользователя

Инструменты сайта

Боковая панель

Русский язык – орфография:

Контакты

Правописание существительных

После шипящих ж, ч, ш, щ буква ь пишется в окончании именительного и винительного падежей единственного числа существительных женского рода ( третье склонение ): рожь, ночь, мышь, вещь. В существительных мужского рода буква ь не пишется: сторож, врач, ландыш, товарищ.

В родительном падеже существительных мн. числа после шипящих буква ь не пишется: из-за туч, много луж, берёзовых рощ, свиных туш.

Фамилии на шипящую пишутся без ь, хотя бы они относились к женщинам, например : Вера Засулич.

Падежные окончания без ударения произносятся иначе, чем под ударением. Писать же неударяемые окончания следует так же, как пишутся ударяемые того же склонения: на па́шне ( как на земле́ ), на заво́де ( как на столе́ ), о побере́жье, в уще́лье ( как в белье́ ), в мы́сли ( как в степи́ ), заво́дом ( как столо́м ), изобрета́телей ( как учителе́й ) и т. п.

В существительных на -ия в дательном и предложном падежах единственного числа и существительных на -ий, -ие в предложном падеже пишется окончание : принадлежать партии, быть в партии, говорить о гении, при содействии.

В существительных на -ня, если перед -ня стоит гласный, в родительном падеже мн. числа пишется -нь: яблоня — яблонь, няня — нянь. Если же перед -ня стоит согласный или и, то ь не пишется: вишня — вишен, сотня — сотен, бойня —боен, за исключением четырёх слов, в которых пишется ь: деревень, барышень, кухонь, боярышень.

Следует писать суффикс -ек, если гласный при склонении выпадает, и суффикс -ик, если гласный не выпадает, например : кусочек ( кусочка ), звоночек ( звоночка ), но листик ( листика ), ключик ( ключика ).

У существительных, обозначающих людей по характеру их занятий или действий, после согласных д, т, з, с, ж пишется суффикс -чик ( согласную можно проверить глаголом с тем же корнем ), после других согласных пишется суффикс -щик, например : переводчик ( переводить ), переплётчик ( переплетать ), грузчик ( грузить ), подписчик ( подписать ), перебежчик ( перебежать ), но : обманщик, бетонщик, надсмотрщик, сварщик.

Перед суффиксом -щик пишется ь только после л: пильщик, но : фонарщик, банщик.

В именах существительных с уменьшительными суффиксами -ушк-, -юшк-, -ишк- пишется а, если они женского рода или одушевлённые мужского рода, например : коровушк а, волюшк а, братишк а, хвастунишк а. Если же это существительные среднего рода или неодушевлённые мужского рода, то после суффиксов -ушк-, -юшк-, -ишк- пишется о, например : хлебушк о, горюшк о, платьишк о, письмишк о, городишк о.

В существительных среднего рода после твёрдых согласных пишется суффикс -ышк-о, а после мягких пишется -юшк-о, например : стёкл ышко, пер ышко, пол юшко.

Суффикс -ичк- пишется в существительных, образованных от слов на -ица: синичка, сестричка ( от синица, сестрица ). В остальных случаях пишется суффикс -ечк-, например : кошечка ( от кошка ), Ванечка, Манечка, семечко ( от Ваня, Маня, семя ).

Ласкательные суффиксы -оньк-, -еньк- пишутся с ь: берёзонька, лисонька, косонька, волосоньки, Лизонька, реченька, Боренька, Катенька, Зоенька.

В словах башенка, песенка, вишенка, пашенка и т. п., образованных от слов на -ня с предшествующим согласным ( башня, песня и т.п. ), не тот же суффикс, что в словах реченька, дороженька и т. п.

В словах реч енька, дорож енька ( от река, дорога ) суффикс -еньк-. В словах башен ка, песен ка, вишен ка, пашен ка суффикс -к-. Эти слова образованы при помощи суффикса -к- от формы родительного падежа множественного числа ( башен, песен и т. д.). Поэтому буква ь перед -к- не пишется. Ср.: деревенька ( деревень ).

Слова с суффиксом -ищ- имеют окончание , если они мужского или среднего рода: дом ище, старич ище, бревн ище, чуд ище; если же они женского рода, то окончание : бород ища, руч ища.

В словах, образованных от существительных среднего рода, пишется -ецо, если ударение на окончании ( ружьецо́, письмецо́, пальтецо́ ), если же ударение не на окончании, то пишется -ице ( пла́тьице, кре́слице, ма́слице ).

После шипящих пишется под ударением суффикс -ок, без ударения пишется ек: бережо́к, скачо́к, петушо́к, но : овра́жек, внучек.

Буква о под ударением после шипящих пишется также в суффиксе -он, в котором о беглое: ножо́н ( но́жны ).

В некоторых словах с затемнённым корнем или суффиксом пишется ё (е): решётка ( решето ), печёнка ( печень ), бечёвка ( бечева ), учёба ( ученье ), а в некоторых — о: трущоба, трещотка, мешок.

В отглагольных существительных после шипящих под ударением пишется суффикс -ёвк- (-евк-): ночё́вка ( ночевать ), раскорчё́вка ( раскорчевать ), размежё́вка ( размежевать ) и т. п.

Буква ё после шипящих под ударением пишется в суффиксе -ёр (-ер): стажё́р, ретушё́р.

В женских отчествах: Ильинична, Лукинична, Фоминична, Кузьминична и т. п.— перед н пишется ч.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *