имена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящую
Правописание мягкого знака после шипящих в конце слова
Ь пишется | Ь не пишется |
в существительных женского рода 3-го склонения в Им./В.п. ед.ч.: дрожь, брошь, помощь, ночь | — существительных мужского рода 2-го склонения в Им.п. ед.ч.: гараж, камыш, муж, кирпич — существительных женского рода 1-го склонения и среднего рода 2-го склонения в Р.п. мн.ч.: много туч, рощ, училищ |
Имена существительные, оканчивающиеся на шипящую в именительном падеже в единственном числе (мини-словарь)
ажиотаж багаж бестолочь блажь борщ брешь брошь ветошь вещь взаимопомощь вошь врач гараж глушь горечь грач гуашь дичь дочь дрожь душ ёж ёрш желчь | залежь калач камыш карандаш картечь кирпич ключ ковш крепыш ландыш лещ ложь луч малыш марш медпомощь мелочь меч молодёжь морж мощь муж мышь мякиш | ночь обруч овощ печь плач плешь плющ пляж полночь помощь престиж припряжь пристяжь прыщ пугач пустошь ретушь речь рожь роскошь рубеж самопомощь сволочь скрипач | смерч стаж сторож стриж сушь сыч течь тираж тишь товарищ толщь упряжь фальшь фураж хвощ хрящ царевич циркач чертёж чиж чушь шалаш щёлочь этаж |
Имена существительные, оканчивающиеся на шипящую в родительном падеже во множественном числе (мини-словарь)
Самостоятельная работа по теме «Правописание существительных в родительном падеже множественного числа с шипящей на конце».
Мария Семушкина
Самостоятельная работа по теме «Правописание существительных в родительном падеже множественного числа с шипящей на конце».
Самостоятельная работа по теме
«Правописание существительных в родительном падеже множественного числа с шипящей на конце».
1. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
• Очертания крыш__ чётко рисовались на небе.
• По дороге лежали зеркала лу.
• Колыхалась густая ро.
• Саша оставил в замке клю.
• До вечера у нас было ещё насколько встре.
• Поезд со свистом катил мимо да.
2.Разделите слова на 3 столбика:
Р. П., множ. число
Доч_, меч_, плач_ ребёнка, с крыш_, врач_, около дач_, товарищ_, много задач_, помощ_, вещ_, печ_, этаж_, малыш_, луч_, русская реч_, мяч_, кирпич_, из-за туч_, багаж_, рож_, дрож_, борщ_, овощ_, зелёных пастбищ_, колограмм груш_, пейзаж_, ковш_, брош_, мимо рощ_.
Логопедическое пособие «Увлекательное путешествие» Данное пособие предназначается для работы с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Включение наглядных.
Открытый урок по русскому языку «Существительные множественного числа родительного падежа с шипящей на конце»(7 класс)
ГБОУ школа-интернат с. Неверкино
открытого урока по русскому языку
«Существительные множественного числа родительного падежа
с шипящей на конце».
Учитель русского языка и чтения:
создать условия для повторения правописания ь знака в именах существительных с шипящей на конце;
познакомить с правописанием существительных в родительном падеже, множественного числа с шипящей на конце слова.
отрабатывать навык написания существительных в родительном падеже, множественного числа с шипящей на конце слова;
учить ребят понимать и выполнять инструкции учителя.
развивать зрительную память, орфографическую зоркость;
способствовать развитию мышления;
продолжать формировать умение делать выводы, обобщать.
воспитывать ответственное отношение к работе.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Организация начала урока.
Задачи этапа: организация внимания учащихся.
Приветствует ребят и гостей. Проверяет готовность класса к уроку.
-Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Слушают, н астраиваются на работу.
Проверка домашнего задания.
выяснить степень усвоения заданного на дом материала.
Задает вопросы, проверяет выполнение домашнего задания, делает комментарии.
-Что было задано на дом?
-Откройте тетрадки, я посмотрю, как вы выполнили домашнее задание.
-О чём говорили на прошлом уроке?
-Какие окончания имеют существительные множественного числа в форме родительного падежа?
Отвечают на вопросы.
— На прошлом уроке мы говорили про родительный падеж имён существительных множественного числа.
-Существительные множественного числа в форме родительного падежа имеют окончания:
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся; сообщить цели урока.
-Ребята, сегодня у нас урок необычный. Мы с вами отправимся в путешествие по облакам.
-Посмотрите, как облака похожи на мягкую пухлую подушку. Выберите себе облачко. Выбрали? А теперь расположитесь на нём поудобней и представьте, что ваше облачко медленно поднимается в синее небо. Здесь в облаках может произойти что-то чудесное и волшебное. Это произойдёт чуть позже, а пока проверим, всё ли у нас готово к путешествию? (тетрадка, ручка, учебник) Удобно сидим?
-Откроем тетради, запишем число.
-Если у нас всё готово, мы можем продолжить путешествие. А сопровождать нас в облаках будет быстрокрылая птица СТРИЖ ( Слайд №2), а мы, следуя за ним, будем выполнять задания, которые он нам приготовил.
-Сегодня, во время путешествия мы, повторим всё, что знаем о правописании ь знака в именах существительных с шипящей на конце и познакомимся с новой орфограммой. А с какой, узнаете чуть позже. Но сначала повторим пройденный материал.
Слушают, н астраиваются на работу; записывают число, день недели.
повторить основные сведения, необходимые для восприятия нового материала; посредством воспроизведения ранее полученных знаний подготовить почву для активного усвоения нового материала;
Музыкальная физкультминутка «Если нравится тебе, то делай так…»
Проводит фронтальный опрос по разделу «Имя существительное». Работу по актуализации знаний учащихся сопровождает показом слайдов, на которых отображены задания.
— Первое облако, куда прилетел стриж, так и называется
-Какую часть речи изучаем?
-На какие вопросы отвечают имена существительные?
-Как изменяются имена существительные?
-Какого рода бывают имена существительные?
-Приведите примеры имён существительных мужского, женского и среднего рода.
-Как определяем род имён существительных?
— Продолжаем путешествие. Следующее облако, так и называется «СТРИЖ» (Слайд№5)
-Какой частью речи является слово СТРИЖ?
-Какого рода имя существительное?
-На какую согласную оканчивается слово?
-Что вы знаете про эту букву?
-Какие ещё буквы в алфавите обозначают шипящие звуки?
Обращается к ученику.
-Ваня, повтори, как называются эти звуки? (шипящие)
-Почему их так называют?
— Пока мы разбирались с шипящими звуками, стриж уже перелетел на другое облако.
-И это облако называется
Задание с частичным комментарием. По ходу идет проверка с записью на доске.
-Чтобы выполнить это задание, вам сейчас нужно будет вспомнить, что вы знаете о правописание ь знака в именах существительных с шипящей на конце слова.
-Я буду читать словосочетания, а вы будете добавлять подходящее по смыслу слово с шипящей на конце и записывать его к себе в тетрадь. Ответы будем комментировать.
-Ребята, при комментарии не забывайте алгоритм объяснения орфограммы. Во-первых, вы называете какая это часть речи, во- вторых род имени существительного и в третьих, нужно сказать, пишется или не пишется ь знак на конце слова. Не забывайте подчеркивать шипящие буквы.
-Всё понятно, тогда начали.
Бывает тупой или острый …
После вечера наступает …
Бывает устная и письменная …
Он бывает на реке и море …
-Какой частью речи являются слова?
-На какую согласную оканчиваются слова?
-Итак, почему же в одних словах после шипящих пишется Ь знак, в других словах после шипящих не пишется Ь знак?
-Итак, условно это можно изобразить следующим образом.
Вывешивает на доску опорные схемы.
ь
-Давай те прочитаем их.
Проводит физкультминутку, вместе с учениками выполняет движения под музыку.
Думают, размышляют, отвечают на поставленные вопросы.
Воспроизводят знания, умения и навыки, необходимые для «открытия» нового знания.
Выполняют физкультминутку, согласуя слова с движениями.
Обращает внимание учащихся на опорные схемы, которые прочитали. Знакомит с новым правилом.
-Эти правила относятся к существительным только в единственном числе, а для существительных множественного числа тоже есть правило, с которым мы сейчас и познакомимся.
-Посмотрите на слова, которые плывут на облаках:
— Определите число и род этих существительных.
— Эти слова единственного числа, женского рода.
— Давайте поставим эти существительные в множественное число. Эту работу выполняем устно.
— Давайте посмотрим, правильно ли мы сделали.
Открывает следующее облако, закрывающий этот столбик.
— Да, правильно. А теперь посмотрите на вопросы-подсказки и поставьте эти существительные в форму родительного падежа, множественного числа.
ЗАДАЧА – ЗАДАЧИ (нет чего?) ЗАДАЧ
ТУЧА – ТУЧИ (нет чего?) ТУЧ
РОЩА – РОЩИ (нет чего?) РОЩ
ГАЛОША – ГАЛОШИ (нет чего?) ГАЛОШ
Открываю последнее облачко до конца.
— А теперь посмотрите, как пишутся эти слова в родительном падеже множественного числа. Что вы заметили?
— У всех этих слов нет на конце слова мягкого знака.
— Что ещё вы заметили?
— У всех этих слов нулевое окончание.
Откройте стр.95 и прочитайте правило, когда же не пишется ь знак?
Обращается к ученице:
— Юля, скажи нам мягкий знак, когда не пишется?
-Итак, условно это можно изобразить следующим образом.
На доску вывешивает опорная схема №3
ь
-Давай те прочитаем ёё.
— Ребята, зарисуйте эту опорную схему к себе в тетрадь.
Знакомятся с новой орфограммой, поэтапно выполняя инструкции учителя.
Открывают учебник, читают правило.
— Мягкий знак у существительных на конце слова после шипящих НЕ ПИШЕТСЯ в мужском роде единственного числа и родительном падеже множественного числа
Зарисовывают опорную схему в тетрадь.
установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий проверить глубину понимания учащимися изучаемого материала
Активизирует учащихся, настраивает на работу с применением полученных знаний.
Работа по карточке №1.
-Давайте посмотрим, как вы поняли новую тему, спишите предложения с карточки, подчеркните существительные, которые стоят в форме родительного падежа множественного числа .
-Кто хочет поработать у доски?
-Кто понял, самостоятельно выполняет упражнение у себя в тетради.
Слушают установку учителя, работают по карточке №1.
У доски работает один ученик, комментируя своё письмо.
з акрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.
Предлагает задания для закрепления знаний, полученных на уроке. Даёт установку к работе с карточкой №2.
-Итак, продолжим работу по новой теме.
-Найдите на столах – карточку №2.
-Прочитайте задание. Что нужно сделать?
-Работаете самостоятельно, потом проверим.
-Кто затрудняется, поднимайте руку.
Слушают установку, самостоятельно выполняют задания по карточке. По завершению проверяют выполненную работу.
Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
сообщить учащимся о домашнем задании, обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения д/з.
Сообщает учащимся о домашнем задании, даёт инструктаж по его выполнению.
-Вот мы и на последнем облачке, под названием «Домашнее задание».
(СЛАЙД 9) Открыли дневники и записали задание на дом:
Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания.
Этап подведения итогов урока. Рефлексия.
Задачи этапа: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели,
дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Подводит учеников к подведению итога урока.
— О чём говорили на уроке?
— Какие существительные пишутся с мягким знаком?
— Какие существительные пишутся без мягкого знака?
— Когда ещё не пишется мягкий знак?
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Стриж благодарит ребят _______________за активную работу и получают оценки.
-Спасибо всем за урок
Вместе с учителем подводят итоги урока, отвечая на вопросы учителя.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ.
1. Сбросил боярин с плеч_ дорогой кафтан.
2. Отправился атаман на поиски сокровищ_.
3. Мы решаем много интересных задач_.
4. Из-за туч_ показался месяц.
-Спишите предложения с карточки, подчеркните существительные, которые стоят в форме родительного падежа множественного числа.
-Найдите и правильно выпишите только существительные множествен числа, родительного падежа.
Самоанализ урока русского языка и развития речи в 7 классе.
Характеристика класса: в классе 11 человек, среди них:
с о средним уровнем развития –7
со слабым уровнем развития – 4
Тема урока : «Существительные множественного числа родительного падежа с шипящей на конце».
создать условия для повторения правописания ь знака в именах существительных с шипящей на конце;
познакомить с правописанием существительных в родительном падеже, множественного числа с шипящей на конце слова.
На уроке решались следующие задачи:
отрабатывать навык написания существительных в родительном падеже, множественного числа с шипящей на конце слова;
учить ребят понимать и выполнять инструкции учителя.
развивать зрительную память, орфографическую зоркость;
способствовать развитию мышления;
продолжать формировать умение делать выводы, обобщать.
воспитывать ответственное отношение к работе.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы урока. Традиционный урок.
В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:
3.Подготовка к активной познавательной деятельности. На этом этапе шла работа по организации и направлению к цели познавательной деятельности учащихся; сообщение целей урока.
4. Этап актуализации знаний учащихся. С целью повторения основных сведений, необходимых для восприятия нового материала, проводился фронтальный опрос по разделу «Имя существительное». В ходе выполнения предложенных заданий, учащиеся воспроизводили ранее полученные знания.
9. Этап подведения итогов урока. Рефлексия. На этом этапе были подведены итоги урока, продуктивное самооценивание собственной деятельности учителем и учащимися.
Формы работы на уроке:
Фронтальная – краткий опрос, работа по опорным схемам
Индивидуальный –работа по карточкам.
фронтальный – ответы на вопросы, чтение опорных схем
индивидуальный – карточки-задания.
Самостоятельная работа на уроке:
Индивидуальная, дифференцированная.
Организация работы со слабыми учащимися:
Ответы на вопросы, индивидуальные задания.
Количество опрошенных учащихся:
Этап актуализации знаний учащихся- 6 чел.
Этап усвоения новых знаний – 1 чел.
Этап первичной проверки понимания учащимися нового материала-1 чел.
На этапе первичного закрепления нового материала-7 чел.
Здоровьесберегающие технологии: музыкальная физкультминутка
Материал построен в соответствии с типом урока.
Домашнее задание дифференцированно.
Уровень знаний соответствует возрастным особенностям учащихся.
Имена существительные в форме родительного падежа множественного числа оканчивающиеся на шипящую
Дата публикации: 20.11.2019
Должность: учитель письма и развития речи
Населенный пункт: г. Нижний Новгород
Тема: Правописание существительных во множественном числе с шипящей на конце.
Задачи : Обобщить и систематизировать знания обучающихся о правописании мягкого знака после шипящих на конце имени существительного ж.р. и правописании существительных м.р. с шипящими на конце, закрепить правило написания имён существительных в Р.п. мн. числа; совершенствовать умение распознавать существительные по родам и числам;
способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке, обогащать словарный запас; воспиты
2. Чистописание. Знакомство со словарным словом монтаж.
Составить словосочетание и предложение.
На заводе завершили монтаж оборудования.
3. Работа над повторением.
-Найдите что у них общего?
( имена существительные, оканчиваются на согласный, шипящий)
-Найдите лишнее слово в каждой строчке.
-Определите род существительных в каждой строчке.
-На какую согласную оканчиваются все слова.
У существительных м.р. после шипящих на конце ь не пишется.
У существительных ж.р. после шипящих на конце пишется ь.
Постановка темы урока
4. Итак, мы должны запомнить, что после шипящей в родительном падеже, множественного числа Ь знак не пишется.
Напишите имена существительные множественного числа в родительном падеже:
тучи – много …, встречи – много …., задачи – много…, удачи – много.
Вывод: У существительных во множественном числе в родительном падеже после шипящих мягкий знак не пишется
А теперь поиграем в игру «Допиши словечко», а вы выйдете, запишите досказанное слово, объясняя написание.
В полдень или в полночь
Друг придет на ……………. (помощь) ж.р. ед.ч.
В этот час такая тишь,
Только слышно: «Спи, ……………(малыш») м.р. ед.ч
Темноту замкнув на ключ,
Вышел месяц из-за……………(туч) мн.ч. Р.п.
Дождь такой, что не пройдешь
Без сапог или ……………….(галош) мн.ч. Р.п.
Над полем проносится кожаный мяч-
Верный товарищ спортивных…………… (удач) мн.ч. Р.п.
Запись на доске и в тетрадях.
6. Работа по учебнику.
Заполни таблицу упр. 124
7. Самостоятельная работа.
Разделите слова на 3 столбика:Р.П., множ. число Женский род Мужской родДоч_, меч_, плач_ ребёнка, с крыш_, врач_, около дач_, товарищ_, много задач_, помощ_, вещ_, печ_, этаж_, малыш_, луч_, русская реч_, мяч_, кирпич_, из-за туч_, багаж_, рож_, дрож_, борщ_, овощ_, зелёных пастбищ_, колограмм груш_, пейзаж_, ковш_, брош_, мимо рощ_
8. Итог урока. Домашнее задание. С. 94. Упр. 123.
Инструменты пользователя
Инструменты сайта
Боковая панель
Русский язык – орфография:
Контакты
Правописание существительных
После шипящих ж, ч, ш, щ буква ь пишется в окончании именительного и винительного падежей единственного числа существительных женского рода ( третье склонение ): рожь, ночь, мышь, вещь. В существительных мужского рода буква ь не пишется: сторож, врач, ландыш, товарищ.
В родительном падеже существительных мн. числа после шипящих буква ь не пишется: из-за туч, много луж, берёзовых рощ, свиных туш.
Фамилии на шипящую пишутся без ь, хотя бы они относились к женщинам, например : Вера Засулич.
Падежные окончания без ударения произносятся иначе, чем под ударением. Писать же неударяемые окончания следует так же, как пишутся ударяемые того же склонения: на па́шне ( как на земле́ ), на заво́де ( как на столе́ ), о побере́жье, в уще́лье ( как в белье́ ), в мы́сли ( как в степи́ ), заво́дом ( как столо́м ), изобрета́телей ( как учителе́й ) и т. п.
В существительных на -ия в дательном и предложном падежах единственного числа и существительных на -ий, -ие в предложном падеже пишется окончание -и: принадлежать партии, быть в партии, говорить о гении, при содействии.
В существительных на -ня, если перед -ня стоит гласный, в родительном падеже мн. числа пишется -нь: яблоня — яблонь, няня — нянь. Если же перед -ня стоит согласный или и, то ь не пишется: вишня — вишен, сотня — сотен, бойня —боен, за исключением четырёх слов, в которых пишется ь: деревень, барышень, кухонь, боярышень.
Следует писать суффикс -ек, если гласный при склонении выпадает, и суффикс -ик, если гласный не выпадает, например : кусочек ( кусочка ), звоночек ( звоночка ), но листик ( листика ), ключик ( ключика ).
У существительных, обозначающих людей по характеру их занятий или действий, после согласных д, т, з, с, ж пишется суффикс -чик ( согласную можно проверить глаголом с тем же корнем ), после других согласных пишется суффикс -щик, например : переводчик ( переводить ), переплётчик ( переплетать ), грузчик ( грузить ), подписчик ( подписать ), перебежчик ( перебежать ), но : обманщик, бетонщик, надсмотрщик, сварщик.
Перед суффиксом -щик пишется ь только после л: пильщик, но : фонарщик, банщик.
В именах существительных с уменьшительными суффиксами -ушк-, -юшк-, -ишк- пишется а, если они женского рода или одушевлённые мужского рода, например : коровушк а, волюшк а, братишк а, хвастунишк а. Если же это существительные среднего рода или неодушевлённые мужского рода, то после суффиксов -ушк-, -юшк-, -ишк- пишется о, например : хлебушк о, горюшк о, платьишк о, письмишк о, городишк о.
В существительных среднего рода после твёрдых согласных пишется суффикс -ышк-о, а после мягких пишется -юшк-о, например : стёкл ышко, пер ышко, пол юшко.
Суффикс -ичк- пишется в существительных, образованных от слов на -ица: синичка, сестричка ( от синица, сестрица ). В остальных случаях пишется суффикс -ечк-, например : кошечка ( от кошка ), Ванечка, Манечка, семечко ( от Ваня, Маня, семя ).
Ласкательные суффиксы -оньк-, -еньк- пишутся с ь: берёзонька, лисонька, косонька, волосоньки, Лизонька, реченька, Боренька, Катенька, Зоенька.
В словах башенка, песенка, вишенка, пашенка и т. п., образованных от слов на -ня с предшествующим согласным ( башня, песня и т.п. ), не тот же суффикс, что в словах реченька, дороженька и т. п.
В словах реч енька, дорож енька ( от река, дорога ) суффикс -еньк-. В словах башен ка, песен ка, вишен ка, пашен ка суффикс -к-. Эти слова образованы при помощи суффикса -к- от формы родительного падежа множественного числа ( башен, песен и т. д.). Поэтому буква ь перед -к- не пишется. Ср.: деревенька ( деревень ).
Слова с суффиксом -ищ- имеют окончание -е, если они мужского или среднего рода: дом ище, старич ище, бревн ище, чуд ище; если же они женского рода, то окончание -а: бород ища, руч ища.
В словах, образованных от существительных среднего рода, пишется -ецо, если ударение на окончании ( ружьецо́, письмецо́, пальтецо́ ), если же ударение не на окончании, то пишется -ице ( пла́тьице, кре́слице, ма́слице ).
После шипящих пишется под ударением суффикс -ок, без ударения пишется ек: бережо́к, скачо́к, петушо́к, но : овра́жек, внучек.
Буква о под ударением после шипящих пишется также в суффиксе -он, в котором о беглое: ножо́н ( но́жны ).
В некоторых словах с затемнённым корнем или суффиксом пишется ё (е): решётка ( решето ), печёнка ( печень ), бечёвка ( бечева ), учёба ( ученье ), а в некоторых — о: трущоба, трещотка, мешок.
В отглагольных существительных после шипящих под ударением пишется суффикс -ёвк- (-евк-): ночё́вка ( ночевать ), раскорчё́вка ( раскорчевать ), размежё́вка ( размежевать ) и т. п.
Буква ё после шипящих под ударением пишется в суффиксе -ёр (-ер): стажё́р, ретушё́р.
В женских отчествах: Ильинична, Лукинична, Фоминична, Кузьминична и т. п.— перед н пишется ч.