имеют ли право налогоплательщики отстаивать свои интересы в налоговых отношениях
Имеют ли право налогоплательщики отстаивать свои интересы в налоговых отношениях
НК РФ Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 21 НК РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 пп. 2 п. 1 ст. 21 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
(пп. 5.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
(пп. 13 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
(пп. 14 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
(пп. 15 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
3. Плательщики сборов, плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
(п. 4 введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ)
Имеют ли право налогоплательщики отстаивать свои интересы в налоговых отношениях
НК РФ Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика
1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:
1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;
2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;
3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;
4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.
(п. 4 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.
(п. 5 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
(п. 6 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
Как закреплена презумпция добросовестности налогоплательщика в НК РФ?
В налоговом законодательстве отсутствует расшифровка понятия «презумпция добросовестности», и сам термин в НПА не применяется. При этом из ст. 108 НК РФ следует, что:
Положения этой статьи закрепляют на законодательном уровне принцип презумпции добросовестности налогоплательщика.
Чтобы узнать, помогает ли принцип презумпции добросовестности плательщика налога отстоять в суде вычет по НДС, перейдите по ссылке.
На практике налогоплательщику в большинстве случаев приходится самому доказывать свою невиновность.
Как правило, налоговые органы стараются в первую очередь построить всю схему взаимодействий налогоплательщика с его контрагентами и установить роль каждого лица в ней. Оспаривая решение налогового органа, компании придется не только представить аргументы по конкретным обстоятельствам, но и доказать, что построенная инспекцией схема ошибочна и (или) не свидетельствует о стремлении уменьшить налог в качестве главной цели по сделке. Чтобы доказать, что взаимоотношения с контрагентом обоснованы и все сделки с ним законны, необходимо проявить должную осмотрительность путем проверки контрагента. Проверять его стоит по тем же критериям, по которым это будет делать налоговый орган.
Как проявить должную осмотрительность в отношении контрагента, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
С появлением в Налоговом кодексе ст. 54.1 о запрете налоговых злоупотреблений налогоплательщику необходимо учесть ее нормы при доказывании своей невиновности. Остановимся на содержании этой статьи подробнее.
О появлении в НК РФ статьи 54.1 мы рассказывали здесь.
Запреты и права налогоплательщика по статье 54.1 НК РФ
Ст. 54.1 определяет пределы осуществления прав налогоплательщика по исчислению суммы налога, сбора, страховых платежей.
В п. 1 ст. установлен запрет на уменьшение налоговой базы или суммы налога, если при их расчете налогоплательщик использовал недостоверные данные:
Если хозяйствующий субъект при определении налоговых обязательств использует достоверные фактические данные, ему позволено уменьшить налоговую базу (п. 2 рассматриваемой статьи). При этом требуется одновременное соблюдение 2 условий:
В последнем пункте статьи законодателем предусмотрена своего рода поблажка для налогоплательщика (о ней мы расскажем далее).
Данная статья, хотя и посвящена вопросам налоговой выгоды, не содержит расшифровку непосредственно понятия необоснованной налоговой выгоды, в которой контролеры пытаются уличить хозяйствующих субъектов. Из следующего раздела вы узнаете, как трактуют это понятие судьи.
Понятие необоснованной налоговой выгоды
Этот термин в НК РФ не расшифрован, хотя доказывание необоснованной налоговой выгоды (ННВ) вовсю используется налоговиками в суде.
Обвинение в получении ННВ может последовать от контролеров, если:
Понятие «налоговая выгода» расшифровано в постановлении Пленума ВАС «Об оценке судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» от 12.10.2006 № 53 как уменьшение налоговых обязательств за счет получения:
Налоговая выгода может быть признана ННВ, если ее получение не связано с реальной деятельностью налогоплательщика.
С появлением ст. 54.1 теперь и в налоговом законодательстве установлена четкая взаимосвязь между реальной деятельностью хозяйствующего субъекта и возможностью снижения налоговых обязательств.
Получить полное представление о том, как инспекции теперь будут обосновывать свою позицию в спорах с налогоплательщиками с учетом ст. 54.1 НК РФ, и подготовиться к таким спорам вам поможет аналитический обзор, который подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.
Как удавалось доказать необоснованную налоговую выгоду до введения статьи 54.1 НК РФ и чего ожидать после ее появления
До появления ст. 54.1 контролерам удавалось раздобыть доказательства получения необоснованной налоговой выгоды путем сбора информации о том, что деятельность налогоплательщика нереальна.
Фиктивную (нереальную) деятельность они подтверждали:
С появлением ст. 54.1 налогоплательщику необходимо подтвердить:
Это означает, к примеру, что отсутствие у заказчика документов, подтверждающих надлежащее исполнение договоров, может послужить поводом для отказа в вычете расходов и НДС.
Переходите к системе К+ и узнайте какие налоговые риски несет налогоплательщик, например, при работе с фирмами «транзитерами» или «однодневками». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демо-доступ бесплатно.
Как влияет собственная осторожность и осмотрительность налогоплательщика на оценку судами ННВ, узнайте здесь.
Ограничение формальных обвинений по нормам новой статьи НК РФ
До появления в Налоговом кодексе ст. 54.1 налоговики пытались доказать получение ННВ налогоплательщиком, если обнаружат:
Однако, по мнению судей, сами по себе эти обстоятельства не могли являться основанием для признания получения ННВ и рассматривались в качестве доказательства только во взаимосвязи с иными факторами.
Новая статья НК РФ перечень таких обстоятельств ограничила. В п. 3 этой статьи сформулировано важное правило, позволяющее избежать обвинений в получении ННВ по формальным основаниям.
Так, не являются самостоятельными основаниями для отказа в уменьшении налоговой базы:
В настоящее время по-прежнему судами рассматриваются все доказательства и обстоятельства в совокупности, и ст. 54.1 НК РФ кардинальных изменений в этот процесс не внесла. В связи с чем вероятность применения наказания за прошлые периоды при изменении судебного решения не в пользу недобросовестного налогоплательщика очень велика. Такое решение вынес КС РФ в постановлении от 28.11.2017 № 34-П. А поскольку постановление № 53 более детально рассматривает и понятие налоговой выгоды, и обстоятельства, при которых она может быть признана необоснованной, следует ожидать, что им и в дальнейшем будут руководствоваться суды при рассмотрении дел о ННВ.
Итоги
Под презумпцией добросовестности налогоплательщика понимается невиновность лица в совершении налогового правонарушения при отсутствии доказательств его вины.
Налоговики смогут доказать его вину, если во время налоговой проверки найдут подтверждение нереальности его деятельности даже при отсутствии недочетов в документах.
Новая статья Налогового кодекса определяет пределы осуществления прав налогоплательщика по исчислению суммы налога, сбора, страховых платежей. С появлением этой статьи в налоговом законодательстве установлена четкая взаимосвязь между реальной деятельностью хозяйствующего субъекта и возможностью законного снижения налоговых обязательств.
Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в наименование статьи 21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
ГАРАНТ:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 1 статьи 21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.
1. Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
Информация об изменениях:
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ пункт 1 статьи 21 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 5.1, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Информация об изменениях:
2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 3 статьи 21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
3. Плательщики сборов, плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 336-ФЗ статья 21 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Основные права и обязанности налогоплательщиков
К категории налогоплательщиков по НК РФ относятся физические и юридические лица, которые по нормам действующего законодательства обязаны перечислять в бюджеты разных уровней налоги и сборы. Источник средств для уплаты налоговых сумм – собственные материальные ресурсы.
Классификация налогоплательщиков
Плательщиков налогов можно разделить на две крупные группы – физических и юридических лиц.
Налогоплательщики физические лица
Физические лица в роли налогоплательщиков могут выступать как индивидуальные предприниматели, ведущие свою деятельность на общих основаниях, и в качестве предпринимателей, пользующихся льготными условиями упрощенной системы налогообложения.
По отношению к правилам исчисления подоходного налога физические лица налогоплательщики могут иметь место постоянного пребывания в пределах территории РФ или за пределами государства.
Налогоплательщики юридические лица
Особенность статуса юридического лица в том, что организация может выступать как самостоятельный налогоплательщик, перечисляя налоги за все свои структурные подразделения. Обособленные подразделения, у которых есть собственный расчетный счет и отдельный баланс, штат бухгалтеров, по действующим нормам тоже могут выступать в роли налогоплательщиков.
Для иностранных юридических лиц предусмотрена возможность реализации своих прав и обязанностей в сфере налогового законодательства в форме постоянного представительства. Характерной особенностью акционерных обществ является возможность регулирования их деятельности нормами Конституции, применимыми для физических лиц.
По размеру юридических лиц принято делить на:
По направленности действий налогоплательщики подразделяются на коммерческих и некоммерческих.
На соблюдение каких прав могут рассчитывать налогоплательщики?
Налоговое законодательство предусматривает для плательщиков ряд прав, которыми они могут пользоваться вне зависимости от принадлежности их к крупным или малым предпринимателям. В числе основных прав приводится перечень:
Спорные вопросы и необходимость соблюдения прав налогоплательщика
Налогоплательщик имеет все основания требовать от должностных лиц налоговой инспекции при осуществлении ими фискальной функции руководствоваться нормами текущего законодательства, соблюдать правила расчета и уплаты налогов и сборов. В случаях предъявления налогоплательщику со стороны ИФНС неправомерных актов, юридическое или физическое лицо может отказаться от их выполнения.
Важно! При отказе выполнять незаконное требование налогового органа надо быть готовым отстаивать свою позицию в судебном порядке.
Налогоплательщику предоставляется возможность обжаловать действия отдельных сотрудников налоговой инспекции или учреждения в целом в порядке судебного разбирательства. Аналогичный механизм действий предусмотрен и для случаев, когда работники ИФНС отказываются принимать меры в спорных ситуациях или не хотят исполнять свои непосредственные обязанности (гл. 19 НК РФ).
При отказе в предоставлении разъяснений налогового законодательства физическому лицу, выступающему в качестве налогоплательщика, он вправе обратиться с требованием о возмещении причиненных ему убытков, которые стали следствием отсутствия возможности правильно применить нормы законов. Такое право закреплено в ст. 21 НК РФ.
Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии со ст. 111 НК РФ, если:
Помните! Правило налоговой тайны действует в отношении всех категорий налогоплательщиков.
Плательщики налогов могут рассчитывать на то, что их история налоговых отчислений и данные отчетности будут содержаться в тайне, так как они не подлежат публичной огласке. Все права закреплены нормами НК РФ, гарантии их соблюдения представлены мерами административного и судебного регулирования отношений.
Какие обязанности возлагаются на налогоплательщиков?
Плательщики налога в начале своей деятельности должны вставать на учет в ИФНС. Круг основных обязанностей юридических и физических лиц из числа плательщиков налогов:
Обратите внимание! Данные налогового и бухгалтерского учета часто расходятся из-за различий в подходах к оценке активов и их признании.
Налогоплательщики обязаны направлять письменные уведомления в ИФНС обо всех ключевых изменениях в своей деятельности. К таким случаям относятся:
На протяжении своего существования плательщик налога должен обеспечить сохранность отчетности – налоговой и бухгалтерской (в течение 4 и 5 лет соответственно).
Важно! Срок хранения налоговых отчетов установлен в пределах 4 лет, но по закону «О бухгалтерском учете» все виды первичной и отчетной документации должны храниться на предприятии не менее 5 лет.
В круг обязанностей налогоплательщика входит и выполнение требований должностных лиц ИФНС по устранению недостатков и ошибок в налоговом учете на законных основаниях. При несогласии плательщика с данными акта проверки он может отказаться от проставления подписи в нем. Но в этом случае появляется обязательство по предоставлению письменного мотивированного отказа.
За что могут привлечь налогоплательщика к ответственности?
Привлечение к ответственности налогоплательщиков должно производиться при наличии в их деятельности факта налогового правонарушения. Под ним подразумевается наличие осознанного неисполнения обязанностей плательщиком налога, противоправные действия, необоснованное бездействие, которые стали причиной несоблюдения баланса прав и обязанностей между заинтересованными участниками налоговых взаимоотношений.
К ответственности налогоплательщика или должностных лиц ИФНС могут привлечь за правонарушения:
Запомните! Лицо не может быть признано виновным и привлечено к ответственности, если его вина не была доказана в соответствии со ст. 109 НК РФ.
При обнаружении правонарушения сотрудниками налоговой инспекции должно быть инициировано судебное разбирательство. На это отводится 3 месяца с даты обнаружения нарушений при выполнении обязательств налогоплательщиком.