имеют ли право ппс останавливать мотоцикл
Имеет ли право ДПС преследовать мотоцикл. Комментарии юриста
Мы разберем могут ли ДПС преследовать мотоциклиста? И пять мифов из мира мото.
Миф первый. Преследовать мотоцикл и скутер запрещено правилами дорожного движения.
Административным регламентом предусматривает, что в случаях невыполнения водителем транспортного средства требования сотрудника об остановке; визуальном установлении признаков преступления, административного правонарушения сотрудником могут быть приняты меры по преследованию и принудительной остановке транспортного средства.
В законодательстве не содержится запрета сотрудникам ДПС гоняться за мотоциклистами.
Миф второй. Преследовать мотоцикл, скутер, мопед можно, только если на водителе и пассажирах надеты шлемы.
Так же в законодательстве не содержится ни каких ограничений для сотрудников ДПС преследовать мотоцикл если на водителе нет шлема. Единственное объяснение, что ДПС не гоняются за такими мотоциклистами, это то, что часто мотоцикл им не догнать физически, либо опасения сотрудника ДПС, что во время погони мотошколата не справится с управление и упадет. И без шлема последствия падения могут быть очень плачевными.
Единственное странно, почему об этом не думают сами мотоциклисты.
Миф третий. Мотоциклиста можно остановить только если он что-то нарушил. А просто для проверки документов нельзя.
Вот даже видео есть на эту тему.
Если бы остановка мотоцикла была разрешена только в случае совершения водителем нарушения, то количество школьников за рулем было бы запредельным, для безнаказонной езды надо было бы просто не нарушать правил дорожного движения и никто не имеет право тебя остановить. Если бы это было правдой, то все подобные дела разваливались бы в суде. Подробнее об этом можете посмотреть вот это видео.
Миф четвертый. ДПС не имеет право прижимать мотоцикл к обочине во время погони.
Административным регламентом предусмотрено, что ДПС имеет право вести преследование нарушителя в целях принудительной остановки.
Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки.
Остановка транспортного средства может быть осуществлена с применением специальных средств принудительной остановки транспорта, но при этом не допускается применение средств принудительной остановки в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов.
В настоящее время на вооружении органов внутренних дел состоят средства принудительной остановки транспорта «Еж», «Диана» и «Гарпун». Вот их применять нельзя, а все остальное можно😊
Миф пятый. Преследовать мотоциклы, мопеды и скутеры запрещает внутренняя инструкция МВД.
Это самый живучий миф. Видя, что сотрудники ДПС смотрят на мотоциклистов сквозь пальцы многие приходят к выводу, что сотрудникам ДПС запрещает останавливать мотоциклистов некая внутренняя инструкция. Ведь если бы ее не было, то они бы обязательно за мотоциклистом погнались.
Все это не более чем миф, не существует ни каких инструкций, которые бы ограничивали желание сотрудника ДПС погоняться за мотоциклом. Ведь сами подумайте, зачет давать мотоциклистам какие-то особые привилегии, пусть даже неформально. Все равно сотрудники ДПС об этой инструкции расскажут знакомым, а те в свою очередь донесут эту информацию до мотоциклистов и те безнаказанно будут ездить по дорогам, прекрасно понимая, что за ними никто не погонится.
Имеют ли право сотрудники патрульно-постовой службы полиции (ППСП) останавливать и досматривать автомобиль, а также составлять протокол об административном правонарушении?
В соответствии с пунктом 20 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудники полиции в целях обеспечения безопасности дорожного движения имеют право: «останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства».
Уставом ППСП, утвержденным приказом МВД России от 29.01.2008 № 80, определены полномочия нарядов ППСП по обеспечению безопасности дорожного движения. Так наряды ППСП обязаны предотвращать факты управления транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения, или лицами, не достигшими возраста, дающего право управления транспортным средством (когда возраст очевиден или известен сотруднику), и в установленном порядке пресекать эти и другие правонарушения, влекущие очевидную угрозу жизни и здоровью граждан, а также, в пределах компетенции, нарушения Правил дорожного движения пешеходами.
Приказом МВД России от 05.05.2012 № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» утвержден перечень должностных лиц системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях. Составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Главой 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения», не входит в компетенцию сотрудников ППСП, а отнесены к компетенции:
должностных лиц управлений (отделов, отделений) ГИБДД;
должностных лиц межрайонных подразделений ГИБДД: регистрационно-экзаменационных, технического надзора;
должностных лиц строевых подразделений ДПС ГИБДД;
должностных лиц подразделений автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД.
Имеет ли право ДПС гоняться за мотоциклом
Управление мотоциклом представляет собой специфический процесс из-за особенностей строения транспортного средства. Права категории “А”, необходимые для управления байком, выдаются только после прохождения теоретического и практического обучения в автошколе. Выдача нового документа производится после удачной сдачи экзаменов в Госавтоинспекции. Непосредственно после получения прав водитель вправе садиться за руль мотоцикла и ехать самостоятельно.
Новоиспеченных водителей интересует вопрос взаимодействия с инспекторами ГИБДД: имеет ли право ДПС гоняться за мотоциклом. Этот вопрос окружен большим количеством мифов, которые постараемся развенчать в статье.
Горячая линия автошколы
Мифы и легенды о погоне за байком и скутером
Среди любителей и профессионалов езды на двухколесном коне бытует масса баек и поверий, касающихся погони, организованной сотрудниками ДПС. Ниже представлены некоторые из них:
Вот далеко неполный список преданий, передающихся из поколения в поколение в около байкерской среде. Умудренные опытом водители мотоциклов назовут данные тезисы не иначе как бредом, так как никакого отношения к действительности они не имеют.
Обучайтесь с комфортом!
Что говорит буква закона
Любые действия сотрудников ДПС четко прописаны в законодательстве Российской Федерации. В Федеральном законе №3 от 7 февраля 2011 года “О полиции” говорится, что транспортное средство, которое движется с превышением допустимой скорости создает повышенную опасность остальным участникам движения. Только из-за этого сотрудники ДПС могут организовать погоню за нерадивым мотоциклистом включая применение специальных средств. Помимо превышения скорости мотоциклист может быть остановлен из-за отсутствия номерных знаков, не застёгнутого шлема, несоблюдения требований остановки, при проведении плановых спецопераций.
К недопустимым мерам остановки относятся: “щит” из машин, выкладывание “ежей”.
Водители, управляющие мотоциклами на дорогах общего пользования должны соблюдать установленные правила дорожного движения, в ином случае их ждет предупреждение, штраф или лишение в/у на срок, предусмотренный законодательством.
Срочно нужны права?
Пройдите ускоренный курс обучения по экспресс-методике за полтора месяца
Нас не догонят — можно ли устраивать погоню за мотоциклистами без шлемов?
Двое мотоциклистов в мае 2021 года в посёлке Новокручининский Забайкальского края сбили насмерть корову и погибли сами. Как сообщали свидетели, за ними была погоня. В комментариях под этой новостью общество разделилось на два лагеря. Одни говорили, что мотоциклистов без шлемов догонять нельзя, другие — можно и нужно. После этого пресс-служба УМВД России по Забайкальскому краю опровергла погоню за мотоциклистами, что ещё больше подлило масло в огонь. Мы решили разобраться, что же на эту тему говорит закон и соблюдают ли его сотрудники полиции.
Мнение из ГИБДД
— А вот со служебной машиной интересно получается. В любой погоне, если повреждена машина, её восстанавливать должен сотрудник?
— Ну да, мы же не в Америке. Восстанавливает виновник, чаще всего по букве закона виноват водитель патрульной машины.
— Тогда полицейскому вообще и выгоды нет ловить преступника или нарушителя мелкого? Ведь погоня изначально предполагает вероятность повреждения машины.
— Но я хочу отметить, что ни один сотрудник всё-таки специально не бьёт машину и вообще старается избежать удара. Просто зажимают, избегая столкновения, или колёса расстреливают. Могут пачку кефира в лобовое кинуть.
— Хорошо, тогда получается, что сотруднику ДПС ничто не мешает начать погоню за мотоциклистом без шлема?
— Да, формально ничего. Но необходимо и по закону сопоставлять возможный ущерб и то нарушение, которое совершено. Вот водитель не подчинился, но не убивать же его за это. А с мотоциклистом без шлема начать погоню — это может быть близко к убийству. Я помню пару случаев, когда погоню прекращали, потому что за мотоциклиста «дэпээсникам» страшно было. Помню такой диалог: «А чего вы его не догнали?» — «Да ну его. Он летит, как сумасшедший, по встречке, два красных проехал, я думаю, блин, убьётся же сейчас, дебил. Думаю, хрен с ним».
— Что тогда с ними делать? Как бороться?
— Проводятся целевые мероприятия. Несколько экипажей работают и все только по мотоциклам в течение месяца. Раньше особо дерзких вычисляли: кто такие, где мотоциклы ставят, дома отлавливали, вплоть до использования административного ресурса — один от военкомата бегает, второй работает в госструктуре, третий долги за ЖКХ накопил. Бывало, выяснялось, что у кого-то мама в администрации или папа военный. Кроме того, идёт взаимодействие с нормальными байкерами, таких же очень много. У них обычно все документы в порядке, сами не нарушают. Они помогают, ну, скажем так, просто на путь истинный наставлять.
Мнение из байкерского сообщества
Мы также решили узнать у представителей забайкальского байкерского сообщества их точку зрения на мотолюбителей, которые ездят без шлемов. Сначала мне казалось, что представитель байкеров (пожелавший остаться анонимным) будет отстаивать права мотоциклистов, даже те, которые они не имеют, только по принципу солидарности. Но каково было моё удивление, когда я услышала абсолютно противоположное мнение, и даже более категоричное, чем у бывшего сотрудника полиции.
— А вы как относитесь к мотоциклистам, которые ездят без шлема? Даже если не нарушают.
— Лично я догоняю, отбираю ключи и выкидываю.
— Получается, что с ними только такой метод срабатывает, если полиция, как вы сказали, всё-таки лояльна к ним?
— Нет, конечно, надо жёстко наказывать. На первый раз штраф тысяч сто, а за повторное — срок. А пьяных ещё и пожизненно лишать водительского удостоверения.
Другая сторона
«Заб.ТВ» 26 июня опубликовало видеосюжет с продолжением истории погибших мотоциклистов в Новокручининском. В нём есть запись с камеры видеонаблюдения, на которой видно, как за мотоциклистами едет машина ДПС с включённым проблесковым маячком. Родственники погибших добиваются заведения уголовного дела, сейчас начались допросы.
А что говорит закон?
А закон говорит, что сотрудники ДПС могут начать погоню за мотоциклистом, даже если тот без шлема и защитной экипировки. Кроме того, есть ещё множество мифов о неприкасаемости мотоциклистов. Например, некоторые искренне верят, что мотоциклиста нельзя прижимать к обочине, что его нельзя остановить просто так, не для проверки документов. Но это мифы. Ни один закон или какая-то инструкция не запрещает всего вышеперечисленного. Да и вводить какие-то особые правила только для мотоциклистов было бы максимально странно и дискриминировало бы водителей автомобилей.
Когда мы опубликовали новость про сбитую корову и погибшего мотоциклиста, то первым делом лично мне жалко стало корову. Животное шло, никому не мешало и просто погибло из-за халатного отношения человека к окружающему его миру. На месте коровы мог оказаться кто угодно — я, вы, бензоколонка, и тогда бы последствия были ещё хуже. Кто виноват в этой ситуации? Решит только честный суд (я надеюсь, он ещё с нами), если дело дойдёт до этого.
Люди верят, что мотоциклистов или, как часто говорили в сюжете «Заб.ТВ», «ребятишек», которым уже больше 20 лет, сотрудники ДПС не имеют права догонять. А что тогда с ними делать? Почему молодые люди не остановились, когда увидели машину ДПС, которая за ними погналась? Если у них есть права, они ничего не нарушали, то чего испугались? Тогда давайте вообще не обращать внимания на ДТП, пьяных водителей, малолеток за рулём — ну они же ребятишки. И пусть всё идёт своим чередом. Только страшно представить, куда придём… В таких ситуациях хочется, чтобы люди понимали и могли дать адекватную оценку ситуации объективно, а не однобоко.
Что касается мифа о погонях. Скорее всего, негласное правило о том, что нельзя устраивать погоню за мотоциклистом без шлема или даже в шлеме, появилось просто среди самих сотрудников ДПС, которые иногда не могут догнать какую-нибудь «ямаху», а иногда просто переживают за жизнь преследуемого. Только вот непонятно, почему сам преследуемый не переживает за себя?
Кто может остановить транспортное средство: пункт 2.4. Правил дорожного движения, причина остановки, регламент и советы юриста
Важным для любого автомобилиста остается вопрос о том, кто может останавливать транспортное средство. Перечень лиц, которые имеют на это право, утвержден отдельным постановлением правительства от 2013 года. В нем к должностным лицам, которые осуществляют надзор в области безопасности дорожного движения, относятся сотрудники Госавтоинспекции и участковые уполномоченные полиции. При этом нужно четко знать, что даже не любой сотрудник ГИБДД имеет законное право остановить ваш автомобиль. Обо всех тонкостях и деталях мы расскажем в этой статье.
Кому предоставлено такое право?
Перечень тех, кто может остановить транспортное средство, указан в пункте 2.4 ПДД РФ. В документе четко прописано, что таким правом обладают регулировщики. Также есть уточнение, касающееся международных автобусов и грузовых автомобилей. На контрольных пунктах такая возможность появляется еще и у сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. То есть Ространснадзор имеет право останавливать транспортное средство, однако его представители обязательно должны иметь при себе форменную одежду, а для остановки грузовика или автобуса использовать диск со световозвращателем или красным сигналом, чтобы их хорошо было заметно даже поздним вечером, в сумерках и по ночам. Любое лицо, останавливающее транспортное средство, должно представиться, а по первому требованию предъявить служебное удостоверение.
Только нужно понимать, что под регулировщиком в данном случае понимают не только сотрудника правоохранительных органов, который пытается разрулить движение автомобильных потоков на оживленном перекрестке. В Правилах дорожного движения РФ, которых обязаны придерживаться все инспекторы ГИБДД, регулировщиком считается должностное лицо, по своим функциональным обязанностям наделенное правом осуществлять регулирование дорожного движения с помощью специальных сигналов.
У водителя должна быть явная возможность распознать регулировщика по форменной одежде, соответствующей экипировке и отличительному знаку. В данном случае к регулировщикам относят сотрудников полиции, а также военной автомобильной инспекции. В широком смысле ими могут считаться дежурные, которые несут службу на железнодорожных переездах и паромных переправах, сотрудники дорожных служб, находящиеся при непосредственном исполнении своих обязанностей. Вот перечень тех, кто может остановить транспортное средство. Если буквально изучать этот пункт ПДД, то закон дает право на остановку вашего автомобиля только сотрудникам военной автоинспекции и полиции.
Но это вовсе не означает, что остановить автомобиль может любой без исключения полицейский, оказавшийся на обочине трассы. Разъяснения по данному вопросу приведены в пункте 1.3 Правил дорожного движения. Там уточняется, кто может остановить транспортное средство. Согласно этому документу, все водители транспортных средств обязаны подчиняться распоряжениям регулировщиков, которые действуют, не выходя за пределы предоставленных им законом прав, регулируя дорожное движение с помощью установленных сигналов.
То есть получается, что необходимо четко понимать, какими правами и полномочиями обладает сотрудник конкретной полицейской службы или особого подразделения, не относящийся к Госавтоинспекции, и может ли он остановить ваш автомобиль. Например, среди тех, кто имеет право останавливать транспортное средство, присутствуют сотрудники военной автоинспекции. Если строго следовать Кодексу об административных правонарушениях, им даже разрешается составлять протоколы по некоторым видам правонарушений.
Кто из полицейских имеет право остановить ТС?
Что же касается непосредственно сотрудников полиции, то важно понимать, кто имеет право останавливать ТС и при каких условиях. Под определение регулировщиков в первую очередь попадают инспекторы батальонов, рот и полков дорожно-патрульной службы. Если вас останавливают на стационарном посту, то это может сделать и инспектор технического надзора.
Важный момент: на дорогах можно встретить не только сотрудников дорожной полиции, но и стажеров ДПС. Так вот, им запрещено останавливать любые транспортные средства. Это специально прописано в приказе федерального Министерства внутренних дел от 2011 года. В частности, в этом приказе отмечается, что при привлечении стажера к патрулированию сотрудникам полиции строго запрещается поручать ему самостоятельно осуществлять следственные действия, регулировать движение на улицах, составлять документы о дорожно-транспортных происшествиях и оформлять соответствующие протоколы о нарушениях административного законодательства. Так что стажер ДПС официально не является регулировщиком, у которого есть право на остановку автомобиля или любого другого транспортного средства.
Единственный нюанс заключается в том, что форма стажера практически не отличается от формы штатного сотрудника ДПС, поэтому заранее определить, что человек, пытающийся вас остановить, является стажером, не удастся. Зато, если это произошло, вы можете оспаривать законность действий стражей порядка. Это будет весомым поводом для обжалования постановления о попытке привлечь вас к административной ответственности, если такое постановление будет выписано. Все дело в том, что накладывать административное наказание могут только должностные лица, действующие в пределах своих полномочий. А у стажеров, как мы уже знаем, таких полномочий попросту нет.
Остановка инспектором ДПС
Кстати, есть некоторые нюансы и в тех случаях, когда вас останавливают сотрудники ДПС. Только на первый взгляд может казаться, что тут не бывает никаких подводных камней. В действительности это не так. Если не знать нюансов, то кажется, что у обычного сотрудника ДПС есть право останавливать любое транспортное средство.
Конечно, такое право у него есть, но только тогда, когда он находится на службе при исполнении своих обязанностей. Подтверждением того, что сотрудник ДПС находится на службе, будет не только наличие служебной формы и удостоверения, но и нагрудного значка, а также жетона с личным номером, которые выдаются сотрудникам, заступающим на службу. После того как наряд дорожной полиции получает приказ о прекращении дежурства, нагрудный знак сдается в соответствующее подразделение. То есть по наличию этого нагрудного знака и можно определить, находится ли инспектор в данный момент на службе.
Как только вас останавливает инспектор ГИБДД, обратите внимание, есть ли у него этот нагрудный знак. У сотрудников ДПС он округлой формы, в отличие от представителей других работников правоохранительных органов, у которых этот знак овальный. На значке должен быть изображен российский герб (двуглавый орел), а под ним надпись «ДПС», далее указывается код региона и личный номер самого инспектора, по которому его всегда можно идентифицировать.
Если у инспектора такой знак отсутствует, значит, в данный момент он находится не на службе и не имеет права кого-либо останавливать и оформлять протоколы о нарушениях. Единственное, он может стать свидетелем допущенного вами нарушения, как и любой другой очевидец. Теперь вы знаете, кто может останавливать транспортное средство.
Также обязательно стоит обратить внимание, на каком автомобиле передвигается инспектор. Законом строго запрещено использование ТС, не являющихся патрульными автомобилями, во время службы. Отличить патрульный автомобиль от любого другого не составит труда. Это должен быть автомобиль, автобус или мотоцикл, который находится на балансе органов правопорядка. При этом закон предусматривает, что в широком смысле патрульный автомобиль может не иметь специальной цветографической схемы на бортах с символикой Российской Федерации и сирену. Но это не относится к автомобилям, которые используются для контроля движения на дорогах. Для этих транспортных средств данные атрибуты являются обязательными. Если на машине инспектора, который вас остановил, их нет, то и сама остановка незаконна.
Могут ли обычные полицейские остановить автомобиль?
Теперь подробно разберемся в вопросе, кто имеет право останавливать транспортное средство из числа иных стражей порядка. По закону сотрудники полиции, которые не состоят в Госавтоинспекции, могут нести службу на дороге, но только вместе с инспекторами ГИБДД или по прямому приказу руководителя отделения полиции. При этом другие сотрудники правоохранительных органов, находящиеся при исполнении, имеют право оформлять протоколы за нарушение правил дорожного движения, и им не обязательно являться инспекторами ГИБДД. Это подтверждает и существующая российская судебная практика.
То есть ППС имеет право остановить транспортное средство, если сотрудники службы работают совместно с инспекторами ГИБДД или получили конкретный приказ от начальства. При этом в уставе ППС даже отдельно прописано, что в обязанности постовых входит предотвращение и предупреждение управления транспортными средствами пьяными водителями, несовершеннолетними, когда возраст водителя очевиден или известен полицейскому. Также они обязаны пресекать другие правонарушения, которые могут нести угрозу жизни и здоровью окружающих.
Теперь очевидно, кто может останавливать транспортное средство. Получается, что сотруднику ППС нельзя встать у дороги для проверки документов у водителей, но он вправе и даже обязан остановить пьяного за рулем или составить протокол об административном нарушении на пешехода, который переходит дорогу в неположенном месте, чем подвергает свою жизнь опасности. Пресечение нарушения ПДД официально входит в обязанности постовых. Так что полиция имеет право останавливать транспортные средства.
При этом нужно всегда помнить, что если ваш автомобиль останавливает не сотрудник ГИБДД, а любой другой представитель правоохранительных органов, его действия должны в точности соответствовать административному регламенту, которого обязаны придерживаться госавтоинспекторы. Что это за регламент, какие права и обязанности есть и у инспектора, и у вас, расскажем далее.
Причина остановки
Отметим, что остановка транспортных средств ГИБДД не может производиться без причины. Для этого обязательно должны быть весомые основания. К ним могут относиться:
Вы должны знать, что можете отказаться предъявлять документы инспектору ДПС, если он не назвал причину остановки. Остановка транспортного средства на участке дороги, где запрещено стоять, допускается только в случае срочной необходимости пресечь совершение преступления или правонарушения, когда возникает угроза жизни кого-нибудь из участников дорожного движения.
Есть сотрудник дорожно-патрульной службы заявляет, что ему необходимо использовать ваш автомобиль или любое другое транспортное средство, то будьте в курсе, он имеет на это право. Но при этом водителем все равно должны остаться вы сами. После окончания поездки полицейский обязан оформить запись в путевом листе, включить информацию о продолжительности и цели поездки, расстоянии, которое было преодолено, внести свою фамилию, звание и номер служебного удостоверения. Также допускается выдача соответствующей справки.
Стоит отметить, что в 2018 году останавливать транспортное средство с целью проверки документов разрешается только на специализированных стационарных постах ДПС. Если вас останавливают в любом другом месте, то юристы советуют не предъявлять документы, если иная причина (кроме необходимости проверить документы) не указывается. Некоторые сотрудники дорожной полиции могут начать ссылаться на существующие ориентировки. В этом случае они обязаны предъявить вам эту ориентировку для ознакомления. Если этого сделано не будет, документы инспектору можно не предъявлять.
Алгоритм общения с инспектором ГИБДД
Порядок остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД подробно прописан в законе. Требуя остановиться, инспектор должен явно указать, где автомобиль необходимо припарковать. Это должно быть разрешенное для остановки места, за исключением особых случаев, описанных выше.
Остановив транспортное средство, сотрудник ГИБДД должен назвать свое имя и должность, сообщить о причине остановке. Кстати, ему разрешено скрыть от водителя истинную причину, по которой остановлен автомобиль, но только в том случае, если водителя или кого-то из его пассажиров подозревают в участии в преступлении или организации ДТП. Их задержание входит в обязанности сотрудников Госавтоинспекции.
Обратите внимание, что по правилам остановки сотрудникам ГИБДД запрещается требовать, чтобы водитель вышел из транспортного средства. Есть только несколько исключений, когда требования сотрудника ДПС выполнить необходимо. Водитель обязан выйти, если его подозревают в том, что он находится в состоянии наркотического, алкогольного или токсикологического опьянения, а также для устранения поломки авто или при выявлении нарушений правил транспортировки грузов, в случае если водители или пассажиры подозреваются в преступлении или помощь нужна другим водителям.
Также инспектор должен предъявить служебное удостоверение. Но тут есть оговорка, что делать это необходимо только по требованию водителя. Конечно, не все на такое решаются, может возникнуть психологический барьер при общении с представителем власти, преодолеть его не всегда удается. Предъявляя удостоверение, сотрудник дорожной полиции не должен передавать его в руки водителю, но должен по требованию сообщить номер своего нагрудного знака. Если остановка произошла по причине нарушения, то полицейский обязан подробно и ясно объяснить, в чем было нарушение.
У инспектора есть право произвести осмотр вашего ТС. Правда, водитель может потребовать составления протокола. Этот документ может вам пригодиться в том случае, если придется оспаривать действия полицейских, а также для решения спорных ситуаций. Кстати, если начать настаивать на оформлении протокола, инспекторы нередко отказываются от досмотра автомобиля, потому что не хотят погрязать в бюрократических документах.
Остановив транспортное средство, сотрудник должен провести все необходимые действия в максимально короткий срок. При этом протестовать против того, что вас задерживают слишком долго, практически бессмысленно. Потому что фактически инспектор может задержать вас на срок до трех часов. Конечно, проверка ваших документов и даже оформление протокола, если водитель что-то нарушил, не являются поводом, чтобы задерживать водителя так долго.
Пока водитель знакомится с протоколом, в котором зафиксировано нарушение, инспектор обязан проинформировать его о правах. Это его прямые обязанности, которые он должен соблюдать неукоснительно. Нарушение этого предписания может привести к привлечению сотрудника ГИБДД к ответственности.
Следует отметить, что в разных регионах России сейчас действуют различные формы протоколов, поэтому с каждым необходимо внимательно знакомиться, прежде чем ставить под ним свою подпись. Если с чем-то вы не согласны, обязательно напишите об этом, обосновав максимально подробно свою позицию. В случае возникновения спорной ситуации именно этот документ будет предоставлен при судебном разбирательстве. Наши советы помогут вам освежить в памяти свои права и обязанности, когда вас останавливает сотрудник правопорядка. Так вы обезопасите себя от полицейского произвола, который сейчас хоть и все реже, но все-таки встречается на российских дорогах.
Кто еще может останавливать автомобиль?
В этой статье мы уже рассказали об основных должностных лицах, которые имеют право останавливать автомобили на российских дорогах, но в российском законодательстве хватает нюансов и исключений, в которых необходимо тщательно разобраться. Поэтому расскажем о том, кто может остановить транспортное средство, кроме ДПС.
Так как задачи сотрудников этого подразделения представляют особую важность, то им это разрешено. Поэтому у вас не должно возникать сомнений, могут ли сотрудники Росгвардии останавливать транспортное средство. Правда, им разрешено устанавливать личность пассажиров или самого водителя. Для проверки автомобиля или другого транспортного средства потребуется ориентировка, либо рядом должен находиться наряд ДПС, с которым они будут работать заодно.
Если у водителя при себе нет паспорта, а передавать водительское удостоверение сотрудникам Росгвардии он отказывается, то его могут задержать до выяснения личности, а само транспортное средство за это время отправить на штрафстоянку.
Полномочия участкового
Достаточно широкие полномочия имеет участковый полиции. Он призван обеспечивать правопорядок на вверенной ему территории. Нередко появляется вопрос о том, имеет ли право участковый останавливать транспортное средство. Среди его полномочий есть право на то, чтобы остановить автомобиль или любое другое транспортное средство, водитель которого нарушает правила дорожного движения, а также транспортные средства, водители или пассажиры которых могут находиться в розыске. Помимо этого, участковый имеет право останавливать транспортное средство и даже требовать на проверку документы, дающие право пользования и вождения им, досматривать перевозимые грузы и сами транспортные средства. Но только в том случае, если имеются обоснованные подозрения в том, что ТС используются злоумышленниками в сомнительных целях. Теперь вы знаете, имеет ли право участковый останавливать транспортное средство.
Что разрешено дружинникам?
В последнее время в охране правопорядка на территории России все активнее используют дружинников. Это наследие советского прошлого, когда дружины регулярно патрулировали улицы, помогая милиционерам в Советском Союзе задерживать хулиганов и дебоширов, ловить мелких преступников, например браконьеров.
Сейчас институт дружинников восстанавливают и в современной России. Часто в добровольные помощники полиции идут студенты юридических институтов и университетов, которые мечтают связать свое будущее с правоохранительными органами. Участие в дружинах позволяет им на практике познакомиться со многими правовыми аспектами, которые затем им пригодятся в дальнейшей деятельности. Также к числу дружинников относятся и казаки, которые в некоторых регионах России берут на себя обязанности добровольных помощников современных российских полицейских.
Но может ли дружина остановить транспортное средство? Дело в том, что, как правило, дружинники патрулируют улицы и обеспечивают правопорядок не самостоятельно, а только в сопровождении стражей порядка, находящихся при исполнении. Поэтому, если автомобилист совершает нарушение дорожных правил, дружинник вправе потребовать его остановиться и попросить документы на проверку. Но водитель вправе отказаться выполнять требования дружинника. В этом случае дружинник проинформирует сотрудников ГИБДД об отказе водителя в содействии, а также о самом факте нарушения ПДД. Подчеркнем, что в данной ситуации действия дружинника носят исключительно профилактический характер, так что отказ подчиняться его требованиям не будет нарушением, не будет считаться неповиновением законным требованиям представителя власти. Ведь дружинник фактически представителем власти не является.
Права Ростехнадзора
Контроль над ситуацией на российских дорогах осуществляют и сотрудники федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору. Это ведомство больше известно как Ростехнадзор. Но имеет ли право Ростехнадзор останавливать транспортное средство?
В данном случае существует определенные нюансы в работе сотрудников этого ведомства. Если следовать букве закона, то выяснится, что они имеют право контролировать и останавливать работу коммерческого пассажирского транспорта, но не могут требовать и пытаться остановить личные автомобили или другие личные транспортные средства. Так что опасаться Ростехнадзора обычным водителям совершенно не стоит.
В 2013 году вступил в силу закон, согласно которому досматривать автомобили разрешили егерям в рамках борьбы с браконьерами. Так что теперь не возникает вопроса о том, имеет ли право госохотинспектор останавливать транспортное средство.
Егерям разрешили досматривать автомобили охотников, а также требовать у них документы, подтверждающие их право находиться в охотничьих угодьях. Данные изменения внесены в федеральный закон «Об охоте». Если гражданин откажется предъявить охотничий билет, то ему могут запретить охотиться сроком на два года, а должностное лицо ждет еще и штраф.