имеют ли право профсоюзные органы проводить независимую экспертизу условий труда
Имеют ли право профсоюзные органы проводить независимую экспертизу условий труда
ТК РФ Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 370 ТК РФ
Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.
О выявлении конституционно-правового смысла ч. 5 ст. 370 см. Постановление КС РФ от 28.11.2019 N 37-П.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
О выявлении конституционно-правового смысла ч. 6 ст. 370 см. Постановление КС РФ от 28.11.2019 N 37-П.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений
Информация об изменениях:
Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 370 ТК РФ
Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.
Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.
ГАРАНТ:
О конституционно-правовом смысле положений части пятой статьи 370 см. постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 2019 г. N 37-П
ГАРАНТ:
О конституционно-правовом смысле положений части шестой статьи 370 см. постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 2019 г. N 37-П
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
ГАРАНТ:
См. Регламент проведения независимой экспертизы условий труда профсоюзными экспертами, утвержденный постановлением Президиума Центрального комитета Профессионального союза работников здравоохранения РФ от 15 декабря 2016 г. N 6-14
См. Рекомендации по осуществлению организациями Профсоюза контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений, одобренные постановлением Президиума Центрального комитета Профессионального союза работников здравоохранения РФ от 4 октября 2016 г. N 5-3
См. Методические рекомендации по организации контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации», утвержденные постановлением Президиума Центрального комитета Профессионального союза работников здравоохранения РФ от 6 мая 2019 г. N 14-94
См. Методические рекомендации по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза, утвержденные постановлением Исполкома ФНПР от 26 сентября 2007 г. N 4-6
См. Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза, утвержденное постановлением Исполкома ФНПР от 18 октября 2006 г. N 4-3
Имеют ли право профсоюзные органы проводить независимую экспертизу условий труда
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Президиума Центрального комитета Профессионального союза работников здравоохранения РФ от 15 декабря 2016 г. N 6-14 «Об утверждении в новой редакции Регламента проведения независимой экспертизы условий труда профсоюзными экспертами»
В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса РФ, статьями 19, 20 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статьей 25 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», выполнения п. 2 постановления Президиума ЦК Профсоюза от 31.05.2016 г. N 4-14, а также повышения эффективности в работе профсоюзного актива и профсоюзных кадров в защите прав и интересов членов Профсоюза по вопросам условий труда, Президиум ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ постановляет:
1.Утвердить в новой редакции Регламент проведения независимой экспертизы условий труда профсоюзными экспертами (приложение N 1).
2. Выборным органам региональных организаций Профсоюза:
2.1. Довести до сведения профсоюзного актива и профсоюзных работников положения новой редакции Регламента проведения независимой экспертизы условий труда профсоюзными экспертами с учетом изменений в законодательстве об охране труда.
2.2. Активизировать работу по практическому применению Регламента, утверждённого настоящим постановлением, при оспаривании результатов специальной оценки условий труда.
3. Считать утратившими силу и снять с контроля п. 4 постановления Президиума ЦК Профсоюза от 11.05.2011 г. N 6-8.
4. Управлению делами аппарата Профсоюза (А.Н. Пахомов) направить постановление в комитеты региональных организаций Профсоюза.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Профсоюза Андрочникова М.М.
Председатель Профсоюза | М.М. Кузьменко |
Приложение N 1
к постановлению Президиума Центрального
комитета Профессионального союза
работников здравоохранения РФ
от 15 декабря 2016 г. N 6-14
Регламент
проведения независимой экспертизы условий труда профсоюзными экспертами
1. Проведение независимой экспертизы условий труда является неотъемлемой и важной частью профсоюзной защиты прав работников на здоровые и безопасные условия труда в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации и статьями 19, 20 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статьей 25 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Это актуально в связи с тем, что в организациях (учреждениях) системы здравоохранения и Роспотребнадзора присутствует высокая вероятность возникновения заболеваний и травм, обусловленных профессиональной деятельностью работников на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, и на которых потенциально вредные производственные факторы подлежат обязательной классификации при специальной оценке условий труда в соответствии с законодательством.
2. Независимая экспертиза условий труда проводится для обеспечения сохранения жизни и здоровья медицинских и фармацевтических работников, при работе с вредными и (или) опасными условиями труда, защиты их прав на гарантии и компенсации, а также в целях оспаривания результатов специальной оценки условий труда, проведенной с нарушением требований законодательства.
4. Независимая экспертиза условий труда проводится профсоюзными экспертами, имеющими образование в соответствии с утвержденными в Положениях профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации требованиями, а также опыта работы по осуществлению профсоюзного контроля за состоянием условий и охраны труда, за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
5. Экспертиза условий труда профсоюзными экспертами осуществляется на основании:
5.1. Определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти.
5.2. Обращений работодателей, выборных органов организаций Профсоюза.
5.3. Обращений работников.
6. Экспертиза условий труда профсоюзными экспертами проводится бесплатно.
7. Целью экспертизы условий труда является:
7.1. Обеспечение защиты прав медицинских и фармацевтических работников, персонала организаций (учреждений) системы здравоохранения и Роспотребнадзора, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда на компенсационные меры (дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенное рабочее время, повышенную оплату труда, право на досрочную страховую пенсию) и другие гарантии, определенные нормативными правовыми актами, в том числе и по результатам специальной оценки условий труда.
7.2. Определение соответствия действующему законодательству принятых в локальных нормативных актах организаций (учреждений) решений по вопросам соблюдения прав на безопасные условия труда работников занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
7.3. Оказание методической и практической помощи членам Профсоюза и первичным профсоюзным организациям по вопросам условий и охраны труда.
7.4. Определение основания для направления выборным органом первичной организации Профсоюза мотивированного предложения о проведении внеплановой специальной оценке условий труда и выполнении работодателем требований законодательства.
7.5. Определения объективных оснований для направления материалов проведенной специальной оценки условий труда в органы государственной экспертизы и обращений в государственные органы, уполномоченные на осуществление надзора и контроля в области условий и охраны труда, оспаривания результатов специальной оценки условий труда в судебных органах.
8. Основными задачами экспертизы условий труда являются:
8.1. Анализ соответствия установленным законодательством требованиям последовательности и полноты проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников организаций (учреждений).
8.2. Анализ и оценка фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве или профессиональному заболеванию.
8.3. Оценка правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе и по результатам проведенной специальной оценке условий труда.
8.4. Анализ положений локальных нормативных актов организаций (учреждений) и трудовых договоров на соответствие действующему законодательству по вопросам соблюдения прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.
8.5. Анализ оценки соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда проектов строительства, технического и технологического переоснащения объектов, внедрения новой медицинской техники и оборудования, эксплуатируемых механизмов, оборудования и автотранспорта, эксплуатируемых производственных объектов.
8.6. Оценка системы нормативно-технического обеспечения организации безопасных работ на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда.
8.7. Подготовка заключений для снятия возникающих разногласий по результатам специальной оценки условий труда и обоснованного оспаривания необъективных результатов специальной оценки условий труда в судебных органах.
9. Экспертизе условий труда подлежат документация и иные материалы по условиям и охране труда, в том числе отражающие проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах и установление классов условий труда.
10. Примерный перечень документации и материалов, представляемых на экспертизу, определяется и согласовывается заранее в зависимости от объекта экспертизы, решаемых задач и целей.
11. Документация и материалы, представленные на экспертизу, регистрируются и в дальнейшем оформляются перечнем к заключению по экспертизе условий труда.
12. Срок проведения экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема, представленных на экспертизу заказчиком документации и материалов, и составляет один календарный месяц.
13. В исключительных случаях срок проведения экспертизы может быть продлен до двух месяцев.
14. По окончании независимой экспертизы условий труда составляется заключение в двух экземплярах по форме, установленной настоящим Регламентом (приложение N 1), которое подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу условий труда и председателем первичной организации Профсоюза.
Копия заключения о результатах независимой экспертизы условий труда направляется в ЦК Профсоюза.
15. Заключение о результатах независимой экспертизы условий труда должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
16. Заключения о результатах независимой экспертизы условий труда подлежат регистрации в журнале региональной организации Профсоюза по форме, установленной настоящим Регламентом (приложение N 2), и хранению в течение 5 лет, если более длительный срок хранения не установлен номенклатурой дел выборного профсоюзного органа.
17. В случае несогласия с заключением о результатах независимой экспертизы условий труда, экспертиза условий труда может быть обжалована в вышестоящий выборный профсоюзный орган.
18. В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса РФ профсоюзные эксперты при проведении независимой экспертизы условий труда имеют полномочия:
18.1. Производить независимую экспертизу условий труда в организациях (учреждениях) любых видов и форм собственности, где работают члены Профсоюза независимо от их ведомственной подчиненности, и подготавливать заключения по вопросам, предусмотренным в п. 8. настоящего Регламента. Для этого посещать организации (учреждения), а также получать данные действующей отчетности, необходимые справки и сведения для выполнения своих функций.
18.2. При выявлении нарушений действующего законодательства, в части нарушения прав работников на получение компенсационных мер за вредные и (или) опасные условия труда, выдавать работодателям и их полномочным представителям представления и требования установленного образца об устранении выявленных таких нарушений.
Указанные представления и требования подлежат обязательному рассмотрению работодателем в 7-дневный срок с сообщением о результатах выборному органу Профсоюза, в составе которого работают эксперты.
18.3. Проверять организации (учреждения) на соответствие документации действующему законодательству, на основании которой работникам установлены досрочные страховые пенсии или другие льготы и компенсации.
18.4. Запрещать посредством выдачи требований установленного образца эксплуатацию производственных объектов, оборудования, механизмов и автотранспорта или проведение работ при выявлении нарушений норм и правил охраны труда, угрожающих жизни и здоровью работников впредь до приведения условий труда в соответствие с действующими нормами.
19. Профсоюзные эксперты при проведении экспертизы условий труда обязаны:
19.1. Обеспечивать качественное проведение экспертизы и объективность ее результатов.
19.2. Выдавать представления и требования об устранении выявленных нарушений законодательства и нормативных актов по вопросам предоставления компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье работников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, а также повышенная оплата труда), начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, а также показателям и нормативам, регламентирующим условия труда.
Приложение N 1
к Регламенту проведения
независимой экспертизы условий труда
профсоюзными экспертами
Приложение N 2
к Регламенту проведения
независимой экспертизы условий труда
профсоюзными экспертами
Журнал регистрации
заключений о результатах независимой экспертизы условий труда
______________________________________________________________________
(региональная организация Профсоюза)
Начат: «____» __________ 201___ г.
Окончен: «____» __________ 201___ г.
N пп | Регистр. номер заключения | Дата начала и окончания проведения экспертизы | Заявитель (Ф.И.О., должность, иные данные) | Профсоюзный эксперт (Ф.И.О., должность) | Краткие выводы экспертизы | Подпись Профсоюзного эксперта | Дата направления копии в ЦК Профсоюза |
---|
Обзор документа
Утверждена новая редакция Регламента проведения независимой экспертизы условий труда профсоюзными экспертами.
Экспертиза необходима для обеспечения сохранения жизни и здоровья медицинских и фармацевтических работников, при работе с вредными и (или) опасными условиями труда, защиты их прав на гарантии и компенсации, а также в целях оспаривания результатов специальной оценки условий труда, проведенной с нарушением требований законодательства.
Она проводится бесплатно инспекторами труда ЦК Профсоюза, внештатными инспекторами труда Профсоюза, уполномоченными по охране труда Профсоюза. Это делается на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, обращений работодателей, выборных органов организаций Профсоюза, обращений работников.
Срок экспертизы составляет 1 месяц (в исключительных случаях может быть продлен до 2 месяцев).
По окончании составляется заключение (форма приводится).
При выявлении нарушений действующего законодательства в части нарушения прав работников на получение компенсационных мер за вредные и (или) опасные условия труда эксперты вправе выдавать работодателям представления и требования об устранении выявленных таких нарушений.