имеют ли право участвовать в выборах заключенные

выборы

Имеют ли право голосовать заключенные?

В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ).

Таким образом, после признания приговором суда вины осужденного, он лишается права голоса на весь срок пребывания в местах лишения свободы.

Право голоса возвращается к гражданину после его выхода на свободу.

Вместе с тем, это правило не распространяется на подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах временного содержания (СИЗО), так как их вина в совершении преступления не установлена судом.

На основании решения территориальной избирательной комиссии Советского района г. Орла от 14.08.2016 № 158/389-1 «Об образовании на территории Советского района муниципального образования «город Орел» избирательных участков в местах временного пребывания избирателей для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах в единый день голосования 18 сентября 2016 года» на территории СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области образован избирательный участок № 747.

В помещениях СИЗО размещены информационные стенды с необходимыми материалами о предстоящих выборах, методические рекомендации по организации голосования, информационные материалы со списками кандидатов, а также сведения о порядке голосования.

Подготовлено прокуратурой Орловской области.

Источник

Порядок участия подозреваемых и обвиняемых граждан Российской Федерации, находящихся под стражей, в выборах и референдумах

имеют ли право участвовать в выборах заключенные

Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений не ограничены в избирательных правах, поэтому они могут принимать участие в выборах и референдумах.

Конституция Российской Федерации предоставляет содержащимся под стражей лицам, в отличие от осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Указанные лица реализуют свое избирательное право и на участие в референдуме, как и большинство других прав, на территории и в помещениях мест содержания под стражей, где для этого создаются необходимые условия.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2004 года № 391-ПП «О порядке выдачи гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или референдуме» для участия в выборах или референдуме гражданам Российской Федерации, находящимся под стражей, не имеющим паспорта или документа его заменяющего, администрацией учреждения выдается справка.

Граждане, находящиеся под стражей и желающие принять участие в выборах, оформляют доверенность, которая может быть заверена администрацией учреждения, в котором они содержатся, и заявление в соответствующую участковую избирательную комиссию с указанием причины, по которой им требуется открепительное удостоверение.

Для голосования специальный контингент, согласно требованиям ст. 62 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», вправе получить через своего представителя на основании оформленной доверенности, в соответствующей участковой избирательной комиссии того участка, на котором он будет находится в день голосования.

Вывод указанной категории граждан в специально оборудованные места осуществляется в установленном порядке, с соблюдением необходимых требований режима, покамерно и по одному.

УОООП ГУ МВД России по Свердловской области

Источник

ФСИН назвала число подследственных с правом голосовать

имеют ли право участвовать в выборах заключенные

Около 100 тыс. человек, находящихся в местах принудительного содержания, имеют право проголосовать на выборах в Госдуму в сентябре. Об этом рассказал первый заместитель начальника управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН Вячеслав Третьяков на заседании Общественной палаты.

«На данный момент сейчас около 100 тыс. тех лиц, которые будут участвовать в выборах, и которым ФСИН будет обязана предоставить возможность воспользоваться избирательным правом», — отметил он.

По словам Третьякова, в СИЗО сейчас находятся 79 878 человек, обладающих избирательным правом: к сентябрю цифра может измениться, поэтому речь идет «ориентировочно» о 80 тыс. человек, добавил он. В отношении еще 7,5 тыс. человек избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, 3,7 тыс. подследственных находятся под запретом определенных действий, 58 человек — под залогом.

Право голосовать на выборах также имеют люди, осужденные к ограничению свободы: по данным ФСИН, это более 37 тыс. человек. Они вместе с теми, кому избрана мера в виде запрета определенных действий или залог, могут проголосовать на участках по месту регистрации, сказал Третьяков. Ожидается, что около 15 тыс. человек отдадут свои голоса в исправительных центрах, где отбывают наказание по принудительным работам.

имеют ли право участвовать в выборах заключенные

ФСИН обеспечит голосование с 17 по 19 сентября, однако в небольших СИЗО администрация не будет «искусственно затягивать это время на три дня». «Если изоляторы большие, например «Кресты» в Санкт-Петербурге, то там, соответственно, в течение суток физически все не успеют проголосовать (с соблюдением эпидемиологических требований. — РБК), а в течение трех дней это реально», — сообщил на встрече Третьяков.

Для голосования подозреваемых и обвиняемых планируется организовать 300 избирательных участков, более половины которых будут образованы непосредственно в учреждениях уголовно-исполнительной системы, рассказал на встрече Третьяков. На выборах президента в 2018 году таких участков было 350, 148 из них находилось на территориях СИЗО; на общероссийском голосовании по Конституции — участков было 303, 135 — непосредственно в учреждениях ФСИН.

В качестве наблюдателей за ходом голосования в местах принудительного содержания смогут работать члены ОНК, сказал председатель координационного совета по общественному наблюдению за голосованием при Общественной палате Максим Григорьев. По его словам, они будут наделены специальным статусом наблюдателя.

Обычно голосование происходит в конференц-залах СИЗО, рассказала РБК член ОНК Москвы Ева Меркачева. По ее словам, наблюдение на участках в учреждениях ФСИН не сильно отличается от обычных участков, исключение составляет то, что граждан из камер на голосование приводят по одному. Потенциальная проблема голосования в СИЗО связана с явкой и возможностью принуждения обвиняемых к голосованию, отметила Меркачева. «Были моменты, не в прошлые, не в позапрошлые выборы, когда заходили в камеры и говорили: «Должен голосовать, и все». А если не будешь, то начнутся санкции, на прогулку не выведут, и так далее. Голосовать — право, но не обязанность», — отметила она.

Наблюдатели от политических партий допускаются в СИЗО, зачастую ФСИН приглашает и журналистов для освещения голосования, рассказал член ОНК Москвы Георгий Иванов. Он добавил, что в московских СИЗО содержится значительное количество иностранных граждан, поэтому в голосовании принимает участие далеко не все заключенные под стражу. Иванов добавил, что голосование может идти параллельно в нескольких корпусах СИЗО, поэтому важно в таком случае обеспечить наблюдателями или журналистами все урны. «В целом, думаю, с учетом допуска наблюдателей и СМИ возможности для фальсификаций не сильно выше, чем на обычном избирательном участке», — сказал он.

На выборах президента в 2018 году проголосовали свыше 75 тыс. человек в местах принудительного заключения. По состоянию на 31 января 2020 года в российских местах лишения свободы находились 519,6 тыс. человек.

В сентябре пройдут выборы в Госдуму восьмого созыва. Всего будут избраны 450 депутатов, из них 225 — по партийным спискам, еще 225 — по одномандатным округам. В семи российских регионах голосование на сентябрьских выборах пройдет онлайн. Проголосовать дистанционно смогут жители Москвы, Севастополя, Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской и Ярославской областей. В это же время в 39 субъектах РФ пройдут выборы в региональный парламент, а в 11 регионах жители выберут губернаторов.

Источник

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 1 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 3 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

3. Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.1

Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу названного Федерального закона, применяются при замещении вакантного депутатского мандата по единому избирательному округу

3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.2

Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу названного Федерального закона

Положения подпункта «г» пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) применяются только в связи с действиями граждан и деятельностью избирательных объединений, осуществляемыми после дня вступления в силу настоящего Федерального закона

3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ подпункт «а» пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, применяющейся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением соответствующих выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ пункт 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом «а.1», применяющимся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением соответствующих выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ пункт 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом «а.2», применяющимся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением соответствующих выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ в подпункт «б» пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением соответствующих выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов «а.1» и «а.2» настоящего пункта;

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

Положения подпункта «б.1» (в редакции Федерального закона от 23 мая 2020 г. N 153-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23 мая 2020 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ в подпункт «в» пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

Положения пункта 3 (в редакции Федерального закона от 23 мая 2020 г. N 153-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23 мая 2020 г.

3.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами «а.1», «а.2» и «б.1» пункта 3.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.4, применяющимся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением соответствующих выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

3.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами «а», «а.1» и «а.2» пункта 3.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.5, применяющимся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением соответствующих выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

3.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами «а.1» и «а.2» пункта 3.2 настоящей статьи, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

Положения пункта 3.6 применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 4 июня 2021 г.

Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети «Интернет», либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.

Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Информация об изменениях:

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 29 мая 2019 г.

4.1. Активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, правом голосовать на референдуме субъекта Российской Федерации обладает также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, где он зарегистрирован по месту пребывания.

5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

6. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

7. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 8 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

8. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Информация об изменениях:

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.

11. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации активного избирательного права, права на участие в предусмотренных законом избирательных действиях, права на участие в референдуме Российской Федерации, других действиях по подготовке и проведению референдума, связанные с достижением возраста 18 лет, определяются исходя из последнего возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.

Информация об изменениях:

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.

12. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации права быть избранными определяются исходя из первого возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.

Источник

Имеют ли право участвовать в выборах заключенные

имеют ли право участвовать в выборах заключенные

имеют ли право участвовать в выборах заключенные

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

имеют ли право участвовать в выборах заключенные

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

имеют ли право участвовать в выборах заключенныеОбзор документа

Постановление Конституционного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. № 34-П “По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 8 статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы в связи с жалобой гражданина К.С. Янкаускаса”

Именем Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности пункта 5 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 8 статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы.

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина К.С. Янкаускаса. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем законоположения.

Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Н. Кокотова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Согласно пункту 5 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 данной статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично; эти документы могут быть по просьбе кандидата представлены иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.

1.1. Конституционность названных законоположений оспаривает гражданин К.С. Янкаускас, в отношении которого, как обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью четвертой статьи 159 УК Российской Федерации, постановлением Пресненского районного суда города Москвы от 11 июня 2014 года была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста сроком до 17 июля 2014 года и установлено, что он может покидать место домашнего ареста только с разрешения следователя и что ему запрещена отправка и получение почтово-телеграфных отправлений.

18 июня 2014 года следователь своим постановлением отказал в удовлетворении ходатайства К.С. Янкаускаса, в котором тот просил разрешения покинуть место отбывания домашнего ареста для посещения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 31 в целях подачи документов о выдвижении кандидатом в Московскую городскую Думу шестого созыва.

20 июня 2014 года К.С. Янкаускас обратился через своего представителя в окружную избирательную комиссию с письменным заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Московской городской Думы, приложив документы, предусмотренные статьей 32 Избирательного кодекса города Москвы. Решением окружной избирательной комиссии от 21 июня 2014 года № 02-01 документы были возвращены, как поданные с нарушением установленного законом порядка.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 5 августа 2014 года апелляционная жалоба заявителя на данное решение оставлена без удовлетворения, равно как без удовлетворения была оставлена и жалоба адвоката К.С. Янкаускаса на постановление следователя об отказе в разрешении покидать место домашнего ареста.

1.2. Как следует из статей 3, 36, 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», конкретизирующих статью 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации принимает к рассмотрению жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод законом, примененным в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, если придет к выводу, что оспариваемые законоположения затрагивают конституционные права и свободы граждан и что имеется неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли они Конституции Российской Федерации; Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению, оценивая как буквальный смысл рассматриваемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 32 (часть 2) и 55 (часть 3), так как препятствуют выдвижению в качестве кандидата на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления гражданина, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста с запретом покидать место исполнения данной меры пресечения без разрешения следователя.

Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются пункт 5 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и часть 8 статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы в той мере, в какой на их основании решается вопрос о выдвижении в качестве кандидата на выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления гражданина, в отношении которого судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.

Согласно статье 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В силу приведенных положений Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование порядка и условий реализации гражданами Российской Федерации пассивного избирательного права (статья 71, пункт «в»; статья 72, пункт «н» части 1; статья 76, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), не должен допускать искажения конституционных принципов избирательного права, отмены или умаления принадлежащих гражданам Российской Федерации прав, с тем чтобы они не утрачивали свое реальное содержание, и обязан исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации иные возможные ограничения пассивного избирательного права федеральным законом должны преследовать конституционно значимые цели, быть соразмерны им, не посягая на само существо данного права и не приводя к утрате его основного содержания. Соответственно, предусмотренный законом порядок реализации пассивного избирательного права, в том числе выдвижения кандидатом, не должен вводить условия, исключающие возможность выдвижения кандидатами граждан, в отношении которых Конституцией Российской Федерации и в соответствии с нею федеральным законом не установлены ограничения данного права.

Это, в частности, означает, что, устанавливая условие о личном представлении гражданином в избирательную комиссию документов, уведомляющих о его выдвижении кандидатом, в качестве общего правила, законодатель для всех обладающих пассивным избирательным правом на соответствующих выборах граждан, которые в силу объективных обстоятельств, в том числе обусловленных действующим правовым регулированием, лишены возможности выполнить это условие, обязан предусмотреть порядок уведомления о выдвижении, позволяющий реализовать их право на выдвижение своей кандидатуры на указанных выборах.

3. Федеративной природой Российского государства, как она определена в статьях 1 (часть 1), 5, 11 (часть 2) и главе 3 «Федеративное устройство» Конституции Российской Федерации, обусловлено и установленное ею разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Соответственно, именно на федеральном законодателе прежде всего лежит обязанность закрепить основные условия реализации гражданами пассивного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к каковым относятся и условия выдвижения граждан кандидатами на данных выборах.

3.1. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», определяя в статье 33 общие для всех видов выборов условия выдвижения кандидатов, предусматривает, что о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке; соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (пункты 1 и 2).

По смыслу названных законоположений, требование о личной подаче гражданином документов о выдвижении кандидатом в избирательную комиссию направлено на то, чтобы подчеркнуть высокую степень ответственности, которую принимает на себя гражданин, изъявивший желание баллотироваться по соответствующему избирательному округу; обеспечить с самого начала избирательной кампании непосредственное взаимодействие кандидата и избирательной комиссии с целью создания условий для реализации им своих прав (например, устранения недостатков в документах непосредственно при их представлении в избирательную комиссию); исключить возможные злоупотребления на данной стадии избирательного процесса (например, представления документов о выдвижении кандидата, уже выдвинутого в другом избирательном округе).

При этом, как следует из пункта 5 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», перечень случаев, когда допускается представление в избирательную комиссию документов о выдвижении кандидата не им лично, а иным лицом, является открытым. Между тем действующее федеральное законодательство иные случаи, помимо нахождения лица на излечении в стационарном лечебно-профилактическом учреждении или нахождения в месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, не предусматривает. При этом субъектам Российской Федерации не предоставлено полномочие по установлению дополнительно случаев, в которых допускается представление в избирательную комиссию документов, уведомляющих о выдвижении, представителем кандидата.

Наиболее строгими из мер пресечения, перечисленных в статье 98 УПК Российской Федерации, являются домашний арест (статья 107 УПК Российской Федерации) и заключение под стражу (статья 108 данного Кодекса), суть которых состоит в непосредственном ограничении конституционного права на свободу и личную неприкосновенность.

В соответствии со статьей 107 УПК Российской Федерации домашний арест в качестве меры пресечения заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля (часть первая); суд может запретить и (или) ограничить подозреваемому или обвиняемому выход за пределы жилого помещения, в котором он проживает, общение с определенными лицами, отправку и получение почтово-телеграфных отправлений, использование средств связи и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть седьмая); в решении суда об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста указываются условия исполнения этой меры пресечения: место, в котором будет находиться подозреваемый или обвиняемый, срок домашнего ареста, время, в течение которого подозреваемому или обвиняемому разрешено находиться вне места исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, запреты и (или) ограничения, установленные в отношении подозреваемого или обвиняемого, места, которые ему разрешено посещать (часть девятая).

Следовательно, нахождение лица под домашним арестом объективно свидетельствует об отсутствии у него возможности лично подать в избирательную комиссию документы, необходимые для выдвижения его кандидатом на выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления, а потому такому лицу, как и лицам, находящимся на излечении в стационарных лечебно-профилактических учреждениях или в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, должна быть гарантирована возможность осуществить свое право на выдвижение кандидатом в порядке, отличном от общего порядка уведомления избирательной комиссии о выдвижении. Иной подход приводил бы к нарушению избирательных прав указанной категории граждан, а также конституционных принципов всеобщего и равного избирательного права.

Кроме того, возложение на лицо, к которому применена мера пресечения в виде домашнего ареста, обязанности исключительно лично представить документы, уведомляющие о его выдвижении кандидатом на выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления, приводило бы к необоснованным различиям в реализации пассивного избирательного права данным лицом и находящимися в схожих правовых условиях лицами, которые содержатся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, т.е. влекло бы за собой такую дифференциацию в правовом положении граждан, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Вместе с документами о выдвижении гражданина в качестве кандидата на выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления в соответствующую избирательную комиссию должна быть представлена копия постановления суда об избрании в отношении него меры пресечения в виде домашнего ареста; подпись гражданина на заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, а также копия паспорта, если закон требует ее представления, должны быть заверены нотариально, в связи с чем гражданину должна быть предоставлена возможность воспользоваться услугами нотариуса с учетом установленного постановлением о домашнем аресте запрета на общение с определенными лицами.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» конституционно-правовой смысл положений пункта 5 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 8 статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Это не лишает федерального законодателя права, исходя из требований Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, по-иному урегулировать порядок представления в избирательную комиссию документов о выдвижении кандидатом на выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления гражданина, находящегося под домашним арестом.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 6, 47.1, 71, 72, 74, 75, 78, 79 и 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

2. Конституционно-правовой смысл положений пункта 5 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 8 статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

4. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Конституционный Суд
Российской Федерации

Обзор документа

Кандидат на выборах (кроме выдвинутого в списке кандидатов) обязан лично представить в избирательную комиссию ряд документов. По просьбе кандидата они могут быть представлены иными лицами, если он болен, содержится под стражей, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

В Конституционный Суд РФ обратился гражданин, в отношении которого была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. Следователь не разрешил ему явиться в избирком для подачи документов о выдвижении кандидатом на выборах. Тогда гражданин обратился в избирком через своего представителя. Но документы были возвращены на том основании, что кандидат должен подать их лично.

По мнению заявителя, оспариваемые им нормы неконституционны. Они препятствуют выдвижению в качестве кандидата на выборах гражданина, находящегося под домашним арестом.

Конституционный Суд РФ решил, что нормы не противоречат Конституции РФ, поскольку по своему смыслу они предполагают следующее.

Если гражданин находится под домашним арестом, документы о выдвижении его кандидатом на выборах могут быть представлены в избирком его адвокатом на основании документов, подтверждающих полномочия защитника по уголовному делу. Также это могут сделать иные лица на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Вместе с документами о выдвижении в качестве кандидата на выборах в избирком должна быть представлена копия постановления суда об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста. Подпись гражданина на заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, а также копия паспорта, если закон требует представить ее, необходимо заверить нотариально. Поэтому гражданину должны предоставить возможность воспользоваться услугами нотариуса.

Конституционный Суд РФ подчеркнул, что иной подход приводил бы к нарушению избирательных прав указанной категории граждан, а также конституционных принципов всеобщего и равного избирательного права.

Возложение на гражданина, находящегося под домашним арестом, обязанности лично представить документы приводило бы к необоснованным различиям между ним и лицами, находящими в схожих условиях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *