императивный и диспозитивный метод в уголовном праве

Правовое регулирование

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Предмет правового регулирования

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Источник

Конспект лекций по уголовно-процессуальному праву

императивный и диспозитивный метод в уголовном праве

Представленное учебное пособие отражает современное состояние уголовно-процессуального права не только как науки, но и как учебной дисциплины. Пособие подготовлено на высоком научном и методическом уровне. В настоящем издании рассмотрены все стадии уголовного процесса и лица, в них участвующие, с учетом последних изменений в уголовно-процессуальном законодательстве. Пособие изложено доступным языком и рекомендуется студентам всех юридических специальностей.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конспект лекций по уголовно-процессуальному праву предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 2. Уголовно-процессуальное право как отрасль права

1. Понятие, предмет и метод уголовно-процессуального права

2. Уголовно-процессуальные нормы и правоотношения

3. Понятие и классификация участников уголовного процесса

1. Понятие, предмет и метод уголовно-процессуального права

Уголовно-процессуальное правоэто отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих деятельность участников уголовного процесса, связанную с расследованием, рассмотрением и разрешением уголовных дел.

Уголовно-процессуальное право тесно связано с понятием «уголовный процесс», которое происходит от старинного русского слова «уголовный», т. е. «преступный», и от латинского слова prozessus, означающего «прохождение». В сочетании эти слова означают «производство по привлечению к уголовной ответственности и наказанию за совершенное преступление».

Уголовно-процессуальное право является составной частью правовой системы любого государства. Это объясняется необходимостью строгой регламентации деятельности правоохранительных органов любого государства, направленной, с одной стороны, на борьбу с преступностью, а с другой стороны — на защиту неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина, в том числе попавшего в поле зрения указанных органов. Немаловажное значение для уголовно-процессуального права имеет метод и предмет правового регулирования.

Метод правового регулированияэто совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения.

В уголовно-процессуальном праве применяются два основных метода — императивный и диспозитивный.

Императивным называется метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях и ответственности. Он находит свое применение, например, при возложении обязанностей на участников уголовного процесса, при определении порядка, регламента проведения судебного заседания и т. д.

Диспозитивным называется метод равноправия сторон, основанный на дозволениях. Этот метод используется значительно реже, чем императивный. Диспозитивный метод лежит в основе положений УПК РФ, наделяющих субъектов процесса какими-либо правами. Например, УПК РФ закрепляет право потерпевшего заявлять ходатайства или отводы.

Предметом уголовно-процессуального права России являются общественные отношения, которые возникают между участниками уголовного процесса в связи с расследованием, рассмотрением и разрешением уголовных дел.

Всю систему общественных отношений, являющихся предметом уголовно-процессуального права, можно разбить на две большие группы. В первую из них входят общественные отношения, направленные на защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, пострадавших от преступления. Вторую группу составляют общественные отношения по обеспечению законности и справедливости осуществления уголовного преследования и судебного разбирательства.

2. Уголовно-процессуальные нормы и правоотношения

Нормы уголовно-процессуального праваэто правила поведения субъектов уголовно-процессуального права. Нормам уголовно-процессуального права присущи общие признаки правовых норм:

— они устанавливаются государством;

— имеют общеобязательный характер;

— обеспечиваются принудительной силой государства.

Нормы уголовно-процессуального права регулируют отношения между участниками уголовного процесса в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу. Важнейшее место среди них занимают нормы, закрепляющие принципы уголовного судопроизводства.

В структуре уголовно-процессуальных норм можно выделить три общепризнанных элемента — гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотезаэто условие, при котором действует правило поведения. Гипотеза может быть абсолютно или относительно определенной. Абсолютно определенной является гипотеза, которая содержит единственно возможное условие для применения данной нормы. Сущность абсолютно определенной гипотезы заключается в том, что ни при каких иных условиях данная норма применяться не может. Таким условием будет заявление ходатайства обвиняемого о постановлении приговора без рассмотрения его дела в судебном заседании. Гипотеза этой нормы определяет, что особый порядок судебного разбирательства может применяться только при условии заявления ходатайства обвиняемым. Относительно определенная гипотеза предусматривает несколько условий, наличие хотя бы одного из которых служит основанием применения данной нормы. Примером нормы с относительно определенной гипотезой является норма, регулирующая порядок задержания подозреваемого, — задержание возможно при одном из условий:

— если лицо застигнуто на месте совершения преступления;

— если потерпевший или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

— если на этом лице, его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Диспозицияэто само правило возможного или должного поведения субъекта уголовно-процессуальных отношений. В некоторых случаях диспозиция указывает на возможность совершить определенные действия, которой субъект может воспользоваться или нет по своему усмотрению. Так, подозреваемый может воспользоваться предоставленным ему правом отказаться от дачи показаний, осужденный может воспользоваться правом обжалования судебного решения. Но большинство уголовно-процессуальных норм содержат властные предписания должного поведения субъектов уголовного процесса. Например, следователь, дознаватель или прокурор при наличии оснований обязаны возбудить уголовное дело, свидетель обязан давать правдивые показания и т. д.

Санкцияэто правовое последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний уголовно-процессуальной нормы. Санкция не является обязательным элементом уголовно-процессуальной нормы, она встречается только в тех из них, которые содержат властные предписания. В зависимости от характера допущенных нарушений УПК РФ предусматривает возможность применения различных санкций:

привод — применяется в случае неявки подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля по вызову без уважительных причин (ст. 113 УПК РФ);

денежное взыскание — применяется в случае неисполнения участниками судопроизводства возложенных на них процессуальных обязанностей или нарушения ими порядка в судебном заседании (ст. 117 УПК РФ);

обращение денежного залога в доход государства — применяется в случае невыполнения или нарушения подозреваемым или обвиняемым обязательств, связанных с внесенным за него залогом (ч. 4 ст. 106 УПК РФ);

избрание более строгой меры пресечения — применяется в случае, если обвиняемый нарушил предписания, предусмотренные назначенной мерой пресечения (п. 3 ч. 1 ст. 108 УПК РФ);

отмена или изменение процессуального решения — применяется в случае, если при принятии решения были допущены нарушения требований уголовно-процессуального закона;

привлечение к уголовной ответственности — применяется к свидетелю в случаях дачи заведомо ложных показаний, отказа от дачи показаний или разглашения данных предварительного расследования (ч. 8, 9 ст. 56 УПК РФ) или к переводчику в случае заведомо ложного перевода или разглашения данных предварительного расследования (ч. 5 ст. 59 УПК РФ).

Нормы уголовно-процессуального права классифицируются по различным основаниям.

В зависимости от функциональной роли они подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивными являются нормы, регулирующие порядок производства процессуальных действий или принятия решения, а охранительные нормы направлены на охрану прав и свобод участников уголовного процесса.

По методу правового регулирования — на императивные и диспозитивные.

В зависимости от времени действия — на постоянные и временные. Постоянными являются нормы, не ограниченные сроком действия, а временными являются те нормы, действие которых ограничено сроком. Например, временными являются нормы, касающиеся полномочий прокурора по вопросам производства обыска, выемки и других процессуальных действий в ходе досудебного производства, так как они действуют до 1 января 2004 г., после чего решение по этим вопросам будет принимать суд. (См. ст. 10 Федерального закона от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4924; 2002. № 22. Ст. 2028).

Наиболее важной формой реализации норм уголовно-процессуального права является их применение. Субъектами применения уголовно-процессуальных норм на разных стадиях процесса являются органы предварительного расследования, прокурор и суд. Другие формы реализации, такие как соблюдение, использование или исполнение уголовно-процессуальных норм, могут осуществляться участниками уголовного процесса только наряду с применением. То есть соблюдение, исполнение или использование норм уголовно-процессуального права одними участниками процесса обязательно связано с применением этих же норм властными участниками. Например, лицо, пострадавшее от совершения преступления, может воспользоваться нормами, предоставляющими ему право требовать возмещения причиненного вреда, однако это право напрямую связано с вынесением постановления о признании лица гражданским истцом.

Субъекты толкования норм уголовно-процессуального права опираются на судебную, прокурорскую и следственную практику, выявляют результаты применения норм УПК РФ в конкретных случаях и исследуют недостатки уголовной процедуры, для того, чтобы знать, какие изменения необходимо произвести в действующем законодательстве.

Уголовно-процессуальные отношенияэто отношения, возникающие между участниками уголовного процесса.

Уголовно-процессуальные отношения представляют собой общественные отношения, направленные на достижение целей уголовного судопроизводства. Все уголовно-процессуальные отношения можно разделить на две большие группы.

В первую из них входят общественные отношения, возникающие между гражданами и государственными органами или должностными лицами.

Примерами таких отношений являются отношения между судом и подсудимым, между следователем и подозреваемым, между дознавателем и потерпевшим и т. д. Они возникают в связи в вынесением определенных процессуальных документов: постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, постановление о признании потерпевшим и т. д.

Вторую группу составляют общественные отношения, которые возникают между властными субъектами уголовного процесса. Сюда относятся отношения, возникающие между судом и прокурором в связи с ненадлежащим формированием материалов уголовного дела, отказом прокурора от обвинения и т. д. Также сюда относятся отношения, складывающиеся между прокурором и следователем (дознавателем) в связи с осуществлением надзора за его деятельностью.

Таким образом, можно выделить два существенных признака, характерных для уголовно-процессуальных отношений:

— одним из субъектов уголовно-процессуальных отношений всегда выступает властный субъект (государственный орган или должностное лицо);

— для возникновения, изменения или прекращения уголовно-процессуальных отношений необходим определенный юридический факт (обнаружение признаков преступления, совершение процессуального действия, принятие процессуального решения).

Уголовно-процессуальным отношениям свойственна единая для всех правоотношений структура: объект, субъект и содержание.

Объектом уголовно-процессуального отношения является то, на что направлены права и обязанности субъектов данного правоотношения. Например, задержанное в качестве подозреваемого в совершении преступления лицо требует предоставить ему свидание с адвокатом, и следователь принимает все меры, направленные на обеспечение подозреваемого квалифицированной юридической помощью адвоката. Возникают общественные отношения, объектом которых является право подозреваемого на получение квалифицированной юридической помощи, закрепленное в ст. 48 Конституции РФ.

Субъектами уголовно-процессуальных отношений, как уже говорилось выше, могут быть государственные органы, осуществляющие правосудие, должностные лица прокуратуры и органов предварительного расследования, а также граждане, привлеченные к участию в уголовном судопроизводстве.

Содержанием уголовно-процессуальных отношений является совокупность прав и обязанностей, которыми наделяются субъекты возникших правоотношений.

Законодатель очень серьезно подошел к вопросу о законодательной регламентации уголовно-процессуальных отношений. Это объясняется тем, что довольно часто уголовно-процессуальные отношения связаны с существенными правоограничениями, с применением мер процессуального принуждения. В этих случаях деятельность субъектов, наделенных властными полномочиями, должна быть строго регламентирована с целью недопущения ограничения прав и свобод граждан без достаточных на то оснований либо унижения их чести и достоинства в ходе уголовного преследования.

3. Понятие и классификация участников уголовного процесса

Участниками уголовного судопроизводства являются лица, принимающие участие в уголовном процессе путем реализации своих прав или исполнения своих обязанностей (п. 58 ст. 5 УПК РФ).

Каждый участник уголовного процесса занимает определенное процессуальное положение. Однако стоит отметить, что в положении отдельных участников прослеживаются общие черты, и это позволяет классифицировать участников уголовного процесса по группам. В зависимости от роли в уголовном процессе участников можно классифицировать по 4-м группам:

2) участники со стороны обвинения;

3) участники со стороны защиты;

4) иные участники, привлекаемые к участию в процессе.

Суд занимает особое место среди участников уголовного процесса, так как ему принадлежит исключительное право осуществлять правосудие. Только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему уголовное наказание (п. 1 ч. 1 ст. 29 УПК РФ). Под понятием «суд» в уголовном процессе понимается любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные УПК РФ (п. 48 ст. 5 УПК РФ). Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» уголовные дела в России рассматривают Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, суды субъектов РФ, районные и городские суды, военные суды и мировые судьи.

Участниками со стороны обвинения являются должностные лица, осуществляющие уголовное преследование, и иные лица, преследующие цель изобличения подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления.

К участникам со стороны обвинения относятся:

— начальник следственного отдела;

— потерпевший или его представитель;

— частный обвинитель или его представитель;

— гражданский истец или его представитель.

Участниками со стороны защиты являются лица, осуществляющие функцию защиты от обвинения.

К участникам со стороны защиты относятся:

— подозреваемый и его законный представитель;

— обвиняемый и его законный представитель;

— гражданский ответчик и его представитель.

Иными участниками уголовного процесса являются лица, не заинтересованные в исходе уголовного дела, привлекаемые для оказания содействия в производстве по уголовному делу. К ним относятся:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *