императивный метод правового регулирования в уголовно исполнительном праве базируется
Тема 1: Общие положения уголовно-исполнительного права
1.2. Предмет, метод и система уголовно-исполнительного права
Уголовно-исполнительное право своим предметом, дающим основание для выделения его в самостоятельную отрасль права, имеет общественные отношения, возникающие в связи с исполнением уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера, назначенных судом за совершения преступления.
Предмет уголовно-исполнительного законодательства составляет обособленная часть относительно однородных общественных отношений, регулируемая данной отраслью права. Предмет уголовно-исполнительного законодательства конкретизируется в ч. 2 ст. 2 УИК РФ. Согласно данной норме уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются: общие положения и принципы исполнения наказаний, применение иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.
Характер и содержание предмета регулирования обуславливает выбор методов отрасли уголовно-исполнительного права. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются отраслью права, то метод правового регулирования показывает, как, каким образом регулируются данные отношения.
Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, приёмов и способов с помощью которых право воздействует на общественные отношения.
В связи с тем, что само уголовное наказание представляет собой наиболее жёсткую форму государственного принуждения, основным методом правового регулирования в уголовно-исполнительном праве является императивный (властный), предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Он базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от чётко установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены. Основными средствами воздействия на общественные отношения здесь являются запреты, обязанности, наказания и иные правовые ограничения.
Таким образом, императивный метод является главенствующим в уголовно-исполнительном праве. Однако он не является единственным, так как затрудняет достижения такой цели, как исправление (положительное изменение личности осужденного, стимулирование его правопослушного поведения и подготовка к жизни в обществе в качестве полноправного его члена после отбытия наказания). В этой связи в уголовно-исполнительном праве используются и другие методы.
Диспозитивный метод – способ воздействия, предоставляющий субъектам правоотношений возможность урегулировать отношения между собой в рамках, определённых законом. Например, осужденному к лишению свободы, прибывшему в исправительное учреждение, предоставляется право по своему усмотрению выбрать в качестве первого длительное или краткосрочное свидание (§ 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений). Осужденный вправе просить о замене длительного свидания на краткосрочное, длительного или краткосрочного свидания на телефонный разговор, а в воспитательных колониях – длительного свидания с проживанием вне исправительного учреждения – на краткосрочное свидание с выходом за пределы воспитательной колонии ( ч.3 ст. 89 УИК РФ),
В соответствии со ст. 0 УИК РФ одним из основных средств исправления осужденных является воспитательная работа. Воспитательная работа с осужденными во многом построена на создании максимально благоприятных условий для сохранения и развития положительных качеств и свойств личности индивида. В связи с этим уголовно-исполнительное законодательство использует и поощрительный метод путём закрепления возможности применения к осужденным целого ряда поощрений. Например, к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие поощрения: благодарность, награждение подарком, денежная премия; разрешение на получение дополнительной посылки или передачи и другие (ст. 113 УИК РФ).
Уголовно-исполнительное право как учебная дисциплина традиционно разделяется на Общую и Особенную части, что соответствует структуре Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В Общей части изучаются общие положения данной отрасли права: предмет и метод правового регулирования, история развития пенитенциарной системы в России, правовое положение лиц, отбывающих наказание, характеристика системы учреждений и органов, исполняющих наказания, и основных направлений контроля за их деятельностью.
В Особенной части изучаются порядок и условия исполнения конкретных видов уголовных наказаний: правовые основы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества; исполнение наказания в виде ареста; исполнение наказания в виде лишения свободы; исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих; исполнение наказания в виде смертной казни; правовые основы освобождения осужденных от отбывания наказания и контроля за условно-осужденными, а также исполнение уголовных наказаний в зарубежных странах и международного сотрудничества в сфере исполнения уголовных наказаний.
Тема 1: Общие положения уголовно-исполнительного права
1.2. Предмет, метод и система уголовно-исполнительного права
Уголовно-исполнительное право своим предметом, дающим основание для выделения его в самостоятельную отрасль права, имеет общественные отношения, возникающие в связи с исполнением уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера, назначенных судом за совершения преступления.
Предмет уголовно-исполнительного законодательства составляет обособленная часть относительно однородных общественных отношений, регулируемая данной отраслью права. Предмет уголовно-исполнительного законодательства конкретизируется в ч. 2 ст. 2 УИК РФ. Согласно данной норме уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются: общие положения и принципы исполнения наказаний, применение иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.
Характер и содержание предмета регулирования обуславливает выбор методов отрасли уголовно-исполнительного права. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются отраслью права, то метод правового регулирования показывает, как, каким образом регулируются данные отношения.
Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, приёмов и способов с помощью которых право воздействует на общественные отношения.
В связи с тем, что само уголовное наказание представляет собой наиболее жёсткую форму государственного принуждения, основным методом правового регулирования в уголовно-исполнительном праве является императивный (властный), предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Он базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от чётко установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены. Основными средствами воздействия на общественные отношения здесь являются запреты, обязанности, наказания и иные правовые ограничения.
Таким образом, императивный метод является главенствующим в уголовно-исполнительном праве. Однако он не является единственным, так как затрудняет достижения такой цели, как исправление (положительное изменение личности осужденного, стимулирование его правопослушного поведения и подготовка к жизни в обществе в качестве полноправного его члена после отбытия наказания). В этой связи в уголовно-исполнительном праве используются и другие методы.
Диспозитивный метод – способ воздействия, предоставляющий субъектам правоотношений возможность урегулировать отношения между собой в рамках, определённых законом. Например, осужденному к лишению свободы, прибывшему в исправительное учреждение, предоставляется право по своему усмотрению выбрать в качестве первого длительное или краткосрочное свидание (§ 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений). Осужденный вправе просить о замене длительного свидания на краткосрочное, длительного или краткосрочного свидания на телефонный разговор, а в воспитательных колониях – длительного свидания с проживанием вне исправительного учреждения – на краткосрочное свидание с выходом за пределы воспитательной колонии ( ч.3 ст. 89 УИК РФ),
В соответствии со ст. 0 УИК РФ одним из основных средств исправления осужденных является воспитательная работа. Воспитательная работа с осужденными во многом построена на создании максимально благоприятных условий для сохранения и развития положительных качеств и свойств личности индивида. В связи с этим уголовно-исполнительное законодательство использует и поощрительный метод путём закрепления возможности применения к осужденным целого ряда поощрений. Например, к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие поощрения: благодарность, награждение подарком, денежная премия; разрешение на получение дополнительной посылки или передачи и другие (ст. 113 УИК РФ).
Уголовно-исполнительное право как учебная дисциплина традиционно разделяется на Общую и Особенную части, что соответствует структуре Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В Общей части изучаются общие положения данной отрасли права: предмет и метод правового регулирования, история развития пенитенциарной системы в России, правовое положение лиц, отбывающих наказание, характеристика системы учреждений и органов, исполняющих наказания, и основных направлений контроля за их деятельностью.
В Особенной части изучаются порядок и условия исполнения конкретных видов уголовных наказаний: правовые основы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества; исполнение наказания в виде ареста; исполнение наказания в виде лишения свободы; исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих; исполнение наказания в виде смертной казни; правовые основы освобождения осужденных от отбывания наказания и контроля за условно-осужденными, а также исполнение уголовных наказаний в зарубежных странах и международного сотрудничества в сфере исполнения уголовных наказаний.
Императивный метод правового регулирования в уголовно исполнительном праве базируется
В. М. Фокин, А. С. Бланков
Список принятых сокращений
Конституция РФ – Конституция Российской Федерации.
АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
БВС РСФСР – Бюллетень Верховного Суда РСФСР.
БВС РФ – Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.
БНА ФОИВ – Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
ВВС РСФСР – Ведомости Верховного Совета РСФСР, Ведомости съез да народных депутатов и Верховного Совета РСФСР.
ВВС РФ – Ведомости Верховного Совета Российской Федерации, Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.
ГАИ – Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел Российской Федерации.
ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации.
ГНИ – Государственная налоговая инспекция России.
ГНС – Государственная налоговая служба России.
ГПК – Гражданский процессуальный кодекс Российской Феде рации.
ГПС – Государственная противопожарная служба.
ГТК РФ – Государственный таможенный комитет Российской Федерации.
КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Закон об арбитражных судах – федеральный конституционный закон Российской Федерации «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (1995).
Закон об оперативно-розыскной деятельности – федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995).
Закон о Конституционном Суде – федеральный конституционный закон Российской Федерации «О Конституционном Суде Российской Федерации» (1994).
Закон о милиции – закон РСФСР «О милиции» (1994).
Закон о прокуратуре – федеральный закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (1995).
Закон о статусе судей – закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (1992).
Закон о судоустройстве – закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» (1981).
Закон о государственной регистрации юридических лиц – федеральный закон «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц” (2002).
Закон об органах судейского сообщества – федеральный закон «Об органах судейского сообщества» (2002).
Закон о гражданстве – федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (2002).
Закон о ФСБ – федеральный закон Российской Федерации «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (1995).
МВД РФ – Министерство внутренних дел Российской Федерации.
МЮ, Минюст – Министерство юстиции Российской Федерации.
В рамках учебного курса «Уголовно-исполнительное право России» студенты получают знания о функциях, задачах, целях, принципах, правовом положении (статусе) осужденных, учреждениях и органах управления по исполнению наказания, организационных формах и методах, условиях отбывания наказания, характере социальной и правовой помощи осужденным, освобождаемым по различным основаниям от отбывания наказания, организации контроля в целях закрепления результатов воспитательного воздействия на правонарушителей.
Нам представляется, что в целом удалось положительно решить многие сложные и взаимосвязанные проблемные вопросы данного курса.
Во-первых, определены основные понятия, правовые институты, используемые как при исполнении уголовных наказаний, так и при применении иных мер уголовно-правового характера.
Во-вторых, в достаточной степени освещены этапы становления и развития законодательства о наказании и его исполнении в Древней Руси, в дореволюционной и Советской России, а также в условиях сформировавшейся новой российской государственности после распада СССР. Правовые основы увязаны с уголовной и уголовно-исполнительной политикой, нормами международного права и международными правозащитными документами.
В-третьих, в настоящем пособии учтены точки зрения, взгляды и позиции ученых и практиков по основным вопросам учебного курса с сохранением преемственности различных школ; показана гуманистическая направленность на снижение доли наказаний в виде лишения свободы среди всех видов уголовного наказания, преимущества исправления осужденных без изоляции от семьи и общества.
В-четвертых, в пособии уделено повышенное внимание к организации исполнения всех видов наказания, взаимосвязи противоправного поведения правонарушителей с социальными условиями жизни и воспитания, трудовой (учебной) занятостью, материальным достатком, психическим и физическим здоровьем, уровнем образования и т. п.
В-пятых, нормами УИК РФ впервые закреплена развернутая система субъективных прав и обязанностей осужденных (они названы основными правами и обязанностями). В их число входят право на получение информации о своих правах и обязанностях, порядке и условиях отбытия назначенного судом наказания. Важность этого вопроса связана с тем, что осужденные не всегда знают о своих правах и поэтому не могут настаивать на их реализации.
Впервые в УИК РФ закреплено право отбывающих наказание на вежливое обращение со стороны персонала. Оно всегда рассматривалось как естественное, но нередко нарушалось. Также запрещается подвергать осужденных медицинским и иным экспериментам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье, даже с их согласия.
В-шестых, важно повышение квалификации работников органов управления и учреждений исполнения наказаний в условиях распространения инфекционных заболеваний (туберкулез, СПИД, гепатит, венерические болезни и т. п.) среди осужденных. В связи с этим особую значимость приобретает повышение роли профессионализма, терпимости и адаптации сотрудников системы исполнения наказаний к произошедшим изменениям в психическом и физическом здоровье осужденных, а также учет их психофизиологических, уголовно-правовых и иных характеристик в работе по их исправлению. Важна надежная защита безопасности осужденных и сотрудников органов и учреждений исполнения наказаний.
Глава 1. Понятие и место уголовно-исполнительного права в правовой системе России
1.1. Предмет и метод уголовно-исполнительного права
Как и любая отрасль права, уголовно-исполнительное право имеет свой специфический, присущий только ей предмет регулирования, то есть объем, круг общественных отношений в сфере уголовно-исполнительной деятельности.
Опираясь на историю развития предмета данной отрасли, можно выделить такой признак, как властность полномочий. Ими наделены органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания. Необходима определенная стабильность в отношении карательной, принудительной направленности наиболее суровых видов наказания. Эти признаки сохраняются на протяжении столетий, хотя, разумеется, меняются в количественном и качественном отношениях. Они скорее относятся к предмету учебной дисциплины. Это одна сторона объекта изучаемой отрасли права.
С другой стороны, для совершенствования системы юридических норм уголовно-исполнительного права необходимы непосредственное выявление, осмысление новых свойств, качеств, подходов с использованием критериев эффективности. Необходим их анализ с учетом положений других отраслей права, выявление их взаимодействия и преемственности.
Особенно важно критическое переосмысление основного предназначения уголовно-исполнительного права при переходе общества и государства на новую ступень социально-экономического и политического развития. В связи с этим в самостоятельное направление выделились научные разработки концепции, программ, проектов федеральных законов, правовых подзаконных и ведомственных актов, основных вопросов эффективности в целом и в рамках отдельных видов наказания, применяемого национальным уголовно-исполнительным законодательством, а также правовых институтов, категорий, понятий – например, групповое, индивидуальное правосознание осужденных, сотрудников уголовно-исполнительных органов.
Уголовно-исполнительное право: понятие, предмет, метод и связь с другими отраслями права
Главными формами реализации уголовно-исполнительной политики считаются: директивная, которая должна быть закреплена в документах директивного характера; нормативно-правовая, как выражение политики в уголовно-исполнительном законодательстве, а также прочих нормативных правовых актах.
Нормативно-правовая форма реализации политики в области исполнения наказаний уголовного характера считается главенствующей, она охватывается понятием уголовно исполнительного права.
Понятие УИП (уголовно-исполнительного права)
Уголовно-исполнительное право (определено понятием уголовно-исполнительного права) – это самостоятельная сфера права РФ, которая представляет собой некую систему юридических норм, занимающихся регулированием общественных отношений, появляющихся во время и по поводу исполнения (то есть отбывания) абсолютно всех видов наказаний уголовного характера и применения прочих мер уголовно-правового воздействия.
Самостоятельность этой сферы права определена наличием у нее собственного предмета правового регулирования, а также точно соответствующего ему метода правового регулирования и обособленной системы норм.
Предмет УИП
Предметом уголовно-исполнительного права считаются общественные отношения, которые появляются во время и по поводу исполнения (то есть отбывания) абсолютно всех видов наказаний уголовного характера, а также применения и других мер уголовно-правового воздействия (к примеру, условного осуждения).
Предмет данного права составляют разные группы общественных отношений. Во-первых, это общественные отношения, которые появляются между учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, и осужденными. Основная роль данных взаимоотношений обуславливается тем, что с того момента, как приговор вступил в свою законную силу, и до наступления момента отбытия уголовного наказания администрация учреждения, которое ответственно за исполнение наказания, и сам осужденный находятся в прямом контакте, взаимодействуя друг с другом. Так, представитель администрации выступает в роли организатора жизнедеятельности, отдыха, труда, быта осужденных, и в этом состоит его руководящая роль.
Конечно, чтобы минимизировать во время исполнения наказания ущемление прав и свобод осужденных, обеспечить их нормальное поведение, нужна строгая правовая регламентация порядка, а также всех условий отбывания наказаний уголовного характера, а также отношений между осужденными и администрацией.
В условиях формирования демократического правового государства усиливается внимание государства и социума к области исполнения наказаний уголовного характера. Из-за этого к самому предмету УИП причисляются общественные отношения, которые складываются между органами абсолютно всех ветвей государственной власти, а также учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, и непосредственно осужденными. Формирование институтов гражданского общества справедливо стимулировало включенность в предмет права конкретной сферы права общественных отношений, появляющихся между структурами общества, а также учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, при осуществлении общественного контроля и оказании им всестороннего содействия, и самими осужденными.
Реализация большей части наказаний уголовного характера (это исправительные и обязательные работы, лишение свободы) напрямую связано с привлечением осужденных индивидов к общественно полезной деятельности. Из-за этого предмет УИП охватывает также общественные отношения, которые складываются между администрациями предприятий и организаций, где трудятся осужденные, а также учреждением, которое исполняет наказание, и самими осужденными индивидами.
Специфика предмета данной правовой сферы заключается в том, что в него вошли общественные отношения, проявляющиеся между учреждениями и органами, которые занимаются исполнением наказаний, а также родственниками, близкими для осужденных людьми, и прочими индивидами касательно исполнения (отбывания) уголовного наказания, к примеру, во время посещения исправительных учреждений, при предоставлении свиданий, приеме передач и проч.
Методы УИП
Из-за того, что непосредственно само уголовное наказание является самой жесткой мерой государственного принуждения, основным методом уголовно исполнительного права (правового регулирования) называют императивный, то есть предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Он основан на использовании властных юридических предписаний, не допускающих никаких отступлении от точно установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений имеют право совершать исключительно те действия, которые разрешаются. Главными средствами воздействия на общественные отношения в этом случае считаются запреты, наказания, обязанности, а также другие правовые ограничения. Вместе с этим это не исключает применение в процессе регулирования общественных отношений в области исполнения (отбывания) наказаний уголовного характера диспозитивного метода, который базируется на дозволениях и равноправии сторон, который дает возможность субъектам лично осуществлять выбор своего поведения.
При этом осужденный и прочие индивиды могут обратиться в судебные органы с жалобой на действия администрации учреждения либо органа, который исполняете уголовное наказание.
Самостоятельность данной сферы права определяется также и имеющейся системой норм, которые закреплены в УИК РФ, а также прочих ФЗ (федеральных законах) и других нормативных актах правового характера.
УИП напрямую связано с прочими правовыми сферами, и, во-первых, с уголовным, а также уголовно-процессуальным правом, акт как все они объединены совместной целью (это борьба с преступностью), общими принципами, а также методами правового регулирования. Их нормы с различных позиций занимаются регулированием общественных отношений, появляющихся во время и по поводу назначения, исполнения (отбывания), а также освобождения от наказания уголовного характера.
При этом уголовное право по отношению к уголовно-исполнительному считается базовым из-за того, что имея родственные с ним институты, оно и определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право – процедурное.
Признание осужденного субъектом права предопределило взаимодействие УИП почти со всеми прочими сферами системы права РФ. Так, с конституционным правом оно связано в вопросах установления правового положения осужденных индивидов, с гражданским – из-за осуществления осужденными индивидами собственных имущественных прав, с трудовым – регламентацией трудовой деятельности лиц, которые отбывают уголовные наказания, с правом социального обеспечения – пенсионного обеспечения осужденных индивидов и т.д.
УИП напрямую связано с административным правом. Нормы этой сферы права направлены на регулирование управленческих отношений в области исполнения уголовных наказаний, которые связаны с работой учреждений и органов, занимающихся исполнением наказаний, прохождением службы сотрудниками данных органов, осуществлением контроля за их работой.