императивный метод регулирования земельных отношений применяется

ОРСК-Официальный портал Администрации города Орск

• Телефон Горячей линии отдела по труду

Методы правового регулирования земельных отношений

Вы здесь

Тема методов правового регулирования земельных отношений является актуальной и очень интересной как с точки зрения специалиста в области юриспруденции, так и человека, не занимающегося профессионально данной деятельностью.

Земельные отношения- это урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения, использования и охраны земель, складывающиеся между физическими лицами, организациями и органами власти.

Земля является объектом земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только потому, что она есть объект природы, т.е. одна из составных частей окружающей среды, и отсюда следует, что человек получает некую экономическую выгоду от использования данного объекта. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Одной из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений является то, что земля продолжает существовать как объект земельных отношений даже после того, когда на нее воздействует человеческий труд.

В соответствии со ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ «1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.»

Правовое регулирование земельных отношений осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством, и характеризуется установлением норм и правил в сфере землепользования, которые являются общеобязательными для применения и исполнения всеми субъектами земельных отношений. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, а также на любое другое имущество. Земельное законодательство устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления.

Такая специфика отличает данную форму социального регулирования от других видов нормативного регулирования социальной жизни общества. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он в большинстве случаев определяет эффективности и результативности функционирования права.

Таким образом, можно считать, что метод является совокупностью юридических инструментов, с помощью которых государственная власть оказывает необходимое влияние на общественные отношения, целями которого является придания нужного развития, в данном случае- земельных отношений.

Метод, как правило, должен отражать, как и каким образом нормы права регулируют тот или иной вид общественных отношений. Таким образом, следует сказать, что имеют место быть специфические приемы, которые применяются соответствующей отраслью права для достижения более полного и тщательного правового регулирования конкретных общественных отношений. Так как общественные отношения, входящие в сферу правового регулирования, имеют широкое разнообразие, то и необходимо им разнообразие методов правового регулирования (юридического воздействия). И из этого следует, что, чем больше общественных отношений, тем больше методов и способов необходимо для их регулирования и контроля.

В зависимости от специфики общественных отношений, выделяют два ведущих метода правового регулирования земельных отношений: императивный (властный) метод и диспозитивный (договорный) метод.

Императивный (Директивный) метод (его также называют авторитарным, властным) властеподчинения, не позволяющий субъектам права отклоняться от предписаний правовой нормы. Выражение императивного метода правового регулирования земельных отношений способного выражаться в запрещении любых действий. Поскольку, как было сказано ранее, земельные ресурсы содержат в себе уникальное экономическое и общественное значение, регулирование земельных правоотношений, основано на совокупности и взаимосвязанной системе запретов и ограничений. Для реализации императивного метода государство реализует свои властные полномочия не только при помощи принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер, например, таких как определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д. Запреты в общем или конкретном виде определяют зону приемлемого неправомерного поведения этим и предупреждают субъектов права от вхождения в данную зону. Такого рода способ воздействия выражается к жизни необходимостью обеспечить общественный круг интересов, т.е. интересы конкретных людей, государства и всего общества.

Диспозитивный метод регулирования земельных отношений характеризуется юридическим равенством между участниками правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства характеризуется в установлении общих правил разрешенного поведения субъектов, которые субъекты могут самостоятельно реализовывать при осуществлении целей правоотношений.

Диспозитивный метод регулирования включается в себя три основополагающих способа регулирования земельных отношений:

— рекомендательный – субъектам правоотношений предоставляется выбор правового поведения и средств достижения целей;

— санкционирующий – требует государственное вмешательство для придания лишь воле сторон юридической силы, но не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения;

— делегирующий – предоставляет сторонам (субъектам правоотношений) полную свободу выбора в пределах конкретных полномочий.

Диспозитивный метод позволяет регулировать действия субъектов правоотношения по их усмотрению, компетенции которых предусмотрены Земельным Кодексом РФ.

В заключение стоит еще подчеркнуть теоретическую и практическую значимость методов правового регулирования земельных отношений, как способов обеспечения земельного правопорядка, актуальность, которой подчеркивается выявлением и решением проблемных сторон развития земельных отношений в обществе и государстве в целом.

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018)

Источник

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.

Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.

Таким образом, под методом земельного права понимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Источник

ОРСК-Официальный портал Администрации города Орск

• Телефон Горячей линии отдела по труду

Методы правового регулирования земельных отношений

Вы здесь

Тема методов правового регулирования земельных отношений является актуальной и очень интересной как с точки зрения специалиста в области юриспруденции, так и человека, не занимающегося профессионально данной деятельностью.

Земельные отношения- это урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения, использования и охраны земель, складывающиеся между физическими лицами, организациями и органами власти.

Земля является объектом земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только потому, что она есть объект природы, т.е. одна из составных частей окружающей среды, и отсюда следует, что человек получает некую экономическую выгоду от использования данного объекта. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Одной из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений является то, что земля продолжает существовать как объект земельных отношений даже после того, когда на нее воздействует человеческий труд.

В соответствии со ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ «1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.»

Правовое регулирование земельных отношений осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством, и характеризуется установлением норм и правил в сфере землепользования, которые являются общеобязательными для применения и исполнения всеми субъектами земельных отношений. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, а также на любое другое имущество. Земельное законодательство устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления.

Такая специфика отличает данную форму социального регулирования от других видов нормативного регулирования социальной жизни общества. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он в большинстве случаев определяет эффективности и результативности функционирования права.

Таким образом, можно считать, что метод является совокупностью юридических инструментов, с помощью которых государственная власть оказывает необходимое влияние на общественные отношения, целями которого является придания нужного развития, в данном случае- земельных отношений.

Метод, как правило, должен отражать, как и каким образом нормы права регулируют тот или иной вид общественных отношений. Таким образом, следует сказать, что имеют место быть специфические приемы, которые применяются соответствующей отраслью права для достижения более полного и тщательного правового регулирования конкретных общественных отношений. Так как общественные отношения, входящие в сферу правового регулирования, имеют широкое разнообразие, то и необходимо им разнообразие методов правового регулирования (юридического воздействия). И из этого следует, что, чем больше общественных отношений, тем больше методов и способов необходимо для их регулирования и контроля.

В зависимости от специфики общественных отношений, выделяют два ведущих метода правового регулирования земельных отношений: императивный (властный) метод и диспозитивный (договорный) метод.

Императивный (Директивный) метод (его также называют авторитарным, властным) властеподчинения, не позволяющий субъектам права отклоняться от предписаний правовой нормы. Выражение императивного метода правового регулирования земельных отношений способного выражаться в запрещении любых действий. Поскольку, как было сказано ранее, земельные ресурсы содержат в себе уникальное экономическое и общественное значение, регулирование земельных правоотношений, основано на совокупности и взаимосвязанной системе запретов и ограничений. Для реализации императивного метода государство реализует свои властные полномочия не только при помощи принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер, например, таких как определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д. Запреты в общем или конкретном виде определяют зону приемлемого неправомерного поведения этим и предупреждают субъектов права от вхождения в данную зону. Такого рода способ воздействия выражается к жизни необходимостью обеспечить общественный круг интересов, т.е. интересы конкретных людей, государства и всего общества.

Диспозитивный метод регулирования земельных отношений характеризуется юридическим равенством между участниками правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства характеризуется в установлении общих правил разрешенного поведения субъектов, которые субъекты могут самостоятельно реализовывать при осуществлении целей правоотношений.

Диспозитивный метод регулирования включается в себя три основополагающих способа регулирования земельных отношений:

— рекомендательный – субъектам правоотношений предоставляется выбор правового поведения и средств достижения целей;

— санкционирующий – требует государственное вмешательство для придания лишь воле сторон юридической силы, но не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения;

— делегирующий – предоставляет сторонам (субъектам правоотношений) полную свободу выбора в пределах конкретных полномочий.

Диспозитивный метод позволяет регулировать действия субъектов правоотношения по их усмотрению, компетенции которых предусмотрены Земельным Кодексом РФ.

В заключение стоит еще подчеркнуть теоретическую и практическую значимость методов правового регулирования земельных отношений, как способов обеспечения земельного правопорядка, актуальность, которой подчеркивается выявлением и решением проблемных сторон развития земельных отношений в обществе и государстве в целом.

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018)

Источник

Императивный метод регулирования земельных отношений применяется

ЗК РФ Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1 ЗК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 172-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

2. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.

Источник

Вопрос 3. Метод земельного права

императивный метод регулирования земельных отношений применяется императивный метод регулирования земельных отношений применяется императивный метод регулирования земельных отношений применяется императивный метод регулирования земельных отношений применяется

императивный метод регулирования земельных отношений применяется

императивный метод регулирования земельных отношений применяется

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

Выделяют следующие методы правового регулирования:

1) императивный метод(метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;

2) диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для дис-позитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.

Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.

Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.

Таким образом, под методом земельного правапонимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *