императивный подход обучения праву

Императивный метод правового регулирования

В теории фундаментальной юридической науки для разделения на отрасли используются такие категории, как предмет и метод правового регулирования. С их определения начинается знакомство с любой сферой общественных отношений. Какое место в этой системе занимает императивный метод? Что позволяет определить? Как и для чего используются императивные и диспозитивные методы регулирования? Об этом подробнее ниже.

Теоретические основания

Для получения более полной информации о том, что собой представляет какая-либо категория права, следует обратиться к фундаментальной дисциплине, содержащей ответы на подобного рода вопросы. Юриспруденция, раскрывая суть основополагающих понятий, характеризующих регулирование любой сферы социальных отношений, опирается на предмет и метод. Оба этих понятия призваны отделять одну отрасль права от другой.

императивный подход обучения праву

Для понимания того, что собой представляет императивный метод регулирования, следует рассмотреть различные способы и средства, позволяющие реализовать его предписания.

Предмет правового регулирования

Эта категория отвечает на вопрос о том, что регулирует та или иная отрасль права? На каких отношениях сфокусировано её воздействие?

Его можно обобщенно представить как некую сумму практически однородных отношений в социуме, которые координирует какая-либо из норм права. Он охватывает те отношения, которые формируются в одной сфере. Если отобразить при помощи структуры нормы права, то это диспозиции, которые устанавливают соотвествующие права и обязанности.

императивный подход обучения праву

Предмет отвечает на вопрос о том, что регулируется. И здесь можно в качестве примера привести гражданское право. Предметом регулирования этой отрасли являются вещественные и невещественные отношения.

Следует отметить, что предмет являет собой условное выделение некоторого ограниченного круга социальных отношений, которые имеют общие качественные характеристики. Именно на этой основе их обобщают и объединяют в такую нормативную общность, как отрасль. Каждая имеет свою относительно обобщённую сферу регулирования.

Метод правового регулирования

Эта категория также отвечает за выделение отраслей права. Но в этом случае разделение происходит на основе того, как, каким образом реализуется правовое воздействие.

Как известно, метод являет собой некую совокупность приёмов, способов и средств влияния права на отношения субъектов. Его основной нагрузкой является динамическая, то есть демонстрация эффекта права в действии.

Кроме обозначенного, метод может стать основанием для выделения в отрасли институтов, обозначения границ правового вмешательства, разделения прав и обязанностей субъектов в соответствии с принципом координации и субординации. И это далеко не все его возможности.

императивный подход обучения праву

Система методов

Из курса теории известно, что есть императивный и диспозитивный методы правового регулирования. Каждый характеризует отдельную отрасль или институт при помощи своих средств и способов влияния на правоотношения. Первый отличается присутствием таких рычагов воздействия, как запрет и обязывание.

императивный подход обучения праву

Второй обеспечивает воздействие на основе дозволений, которые создаются на фундаменте координации, равенства. Такие правоотношения предоставляют субъекту самому выбирать модель своего правового поведения в рамках определенных законом норм.

Императивный метод

Он представляется как совокупность, содержащая приёмы и способы, объединенные на основе соподчинения их участников. Особенность этого метода состоит в том, что субъекты, выступающие как стороны правоотношений, не имеют возможности выбирать: подчиняться властному субъекту или нет. Императивный метод «принуждает» выполнять предписание. Последнее в этом случае может быть или обязывающим, или запрещающим что-либо. Но в любом случае субъект не имеет права выбора: делать или не делать.

императивный подход обучения праву

В научной литературе императивный метод правового регулирования получил ещё несколько названий: директивный, централизованный и административный. Последнее название обусловлено той отраслью права, которой он обязан своим применением.

Диспозитивный метод

В этом случае у субъекта есть прекрасная возможность выбирать модель поведения. Такая характеристика, как диспозитивность, даёт сторонам право самим решать: вступать в отношения или нет. То есть императивный и диспозитивный метод отличаются между собой тем, что в первом случае субъект не имеет права выбора и обязан выполнять предписание в виде запрета или обязательства. А во втором стороны могут самостоятельно принимать решение.

императивный подход обучения праву

Закон может устанавливать запрет на принуждение к вступлению в диспозитивные отношения. Например, в трудовом праве принудительный труд недопустим. Невозможным с точки зрения правовой природы диспозитивности является принуждение к заключению договора или к вступлению в брак.

Инструментарий, который используют императивный и диспозитивный методы

Позволяет глубже исследовать их юридическую природу. Из определения, которым оперирует юриспруденция, известно, что метод являет собой совокупность различных форм влияния на субъекты правоотношений. Сюда включают приёмы, способы и средства, применяемые государством для реализации надлежащего влияния.

Запрет и обязывание

Императивный метод правового регулирования имеет в своём инструментарии такие способы влияния, как запрет и обязывание. Оба они не оставляют субъекту выбора.

Что собой представляет запрет? Это обязанность, которая возлагается на субъекта. Следуя ей, он должен воздержаться от действий, обозначенных в предписании. То есть для реализации запрета субъект права бездействует.

Суть обязывания состоит в требовании к субъекту, который должен совершить определённое правовой нормой действие. В таких правоотношениях всегда присутствует сторона, которая обладает правом требовать выполнения указанной обязанности. Например, в трудовом праве такой стороной выступает работодатель, предписывающий начинать работу в определённое время. Невыполнение обязанности влечёт за собой привлечение к ответственности. И запрет, и обязывание связывает то, что они могут возникнуть без волевой составляющей субъекта, который может не желать их появления. Последние возникают на основе нормы закона и не зависят от интересов обязанного лица.

Рекомендации и поощрения

Диспозитивный метод использует другие способы, которые носят рекомендательный характер и могут выполняться или нет. Они могут сообщать субъекту права о том, как он может поступить, чтобы это поведение было правомерным.

Как здесь государство может влиять на граждан? Для этого используются такие способы влияния, как рекомендация и поощрение. При использовании первого способа государство пытается мотивировать граждан, стимулируя их правовую активность. Второй аналогичный, но здесь не предусмотрена награда. Государство стремится рекомендовать те или иные действия и указывает на это в правовых нормах: рекомендуется, желательно и другие. Успех такого воздействия определяется авторитетом власти.

императивный подход обучения праву

Источник

Предмет и метод образовательного права

императивный подход обучения праву императивный подход обучения праву императивный подход обучения праву императивный подход обучения праву

императивный подход обучения праву

императивный подход обучения праву

Общая характеристика образовательного права и образовательной системы

Предмет и метод образовательного права

Учебная программа по курсу «Образовательное право» впервые была разработана в России в 1996 г. «Академией труда и социальных отношений» для юридического факультета.

Выделяют несколько форм существования образовательного права, которые соответствуют подходам понимания права:

— нормативистский – образовательное право – это образовательное законодательство и отрасль образовательное право;

— естественно-правовой – образовательное право – это представления людей о справедливости общественных отношений в области образования и состояние свободы человека в области образования;

— социологический – образовательное право – система правоотношений в сфере образования;

— психологический – образовательное право – представления людей об образовательном праве, т.е. правосознание;

— образовательное право – субъективное право человека на образование;

— образовательное право – учебная дисциплина.

Образовательное право — это совокупность правил поведения, установленных государством или от имени государства для урегулирования образовательных отношений.

Можно ли считать образовательное право отраслью российского права?

1. т.з. О.п. – отрасль права (комплексная);

2. т.з. о.п. – отрасль законодательства.

Черты комплексной отрасли:

1. Не имеет единого однородного предмета;

2. Включает в себя нормы разных отраслей;

3. Пользуются методами основных отраслей;

4. Не занимают места в правовой системе.

Комплексная отрасль права характеризуется также тем, что она возникает при наличии потребности общества в использовании новых механизмов, принципов, методов правового регулирования этих особых отношений.

Образовательное право формируется на пересечении публичного и частного права. Оно входит в межотраслевой массив – гуманитарное (Ю.А. Тихомиров) или социальное (А.В. Мицкевич) право.

Образовательное право – это комплексная отрасль права, система правовых норм различных отраслей права, регулирующих педагогические отношения, возникающих в рамках образовательного процесса между обучающимся и образовательным учреждением (педагогом, воспитателем, преподавателем).

Объектом регулирования образовательного права являются общественные отношения, являющиеся элементом сферы образования.

Предмет регулирования – общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

В ст. 2 Федерального Закона «Об образовании в РФ» N 273-ФЗ определен ряд ключевых понятий образовательного права.

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

императивный подход обучения праву

Правоотношения в сфере образования складываются под воздействием норм образовательного права. Но так как это — нормы разных отраслей права, то и правоотношения в сфере образования возникают разные: педагогические, имущественные, трудовые, управленческие, земельные, финансовые и другие.

Отношения в сфере образования (ст. 2 Закон N 273-ФЗ) – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

Законодательством регулируются отношения, деятельность, поведение субъектов.

Субъектами, участниками правоотношений, являются физические лица — граждане, иностранцы, лица без гражданства как участники правоотношений и юридические лица — образовательные учреждения, органы управления образованием, местные органы самоуправления и т. д.

Участники образовательных отношений (ст. 2 Закон N 273-ФЗ) – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Участники отношений в сфере образования (ст. 2 Закон N 273-ФЗ) – участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

По субъектам отношения в сфере образования делятся на следующие виды:

— между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и обучающимися (их представителями): поступление, организация учебного процесса, аттестация и т.д., регулируется социальным, гражданским правом;

— между органами государственной власти и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по поводу управления образованием: лицензирование, аккредитация, мониторинг. Регулируются административным правом;

— между учредителем и организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

— между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и семьей, воспитывающей ребенка дошкольного и школьного возраста;

— между родителями и детьми по поводу обучения. Ст. 17. Закона N 273-ФЗ предусматривает такую форму, как семейное образование;

— между органами управления образованием разного уровня, например федеральными и органами субъектов РФ;

— между образовательными учреждениями и организациями;

— между педагогами, которые осуществляют индивидуальную педагогическую деятельность и обучающимися и др.

Метод образовательного права – это комбинация способов и приемов регулирования общественных отношений.

Общеправовые способы регулирования:

— запрет или обязанность воздержаться от действий;

— дозволение — право действовать определенным образом;

— правомочие — возможность требовать определенного поведения от других лиц;

— позитивное обязывание — обязанность совершить действия в пользу другого управомоченного лица.

Особенности правового положения субъектов образовательного права:

1. Специальная правоспособность организации осуществляющей образовательную деятельность как юридического лица – оно обладает лишь теми правами и обязанностями, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в учредительных документах.

2. Для несовершеннолетних обучающихся правоспособность возникает в разное время для разных видов образования. При этом переход на следующий уровень связан не столько с возрастом, сколько с уровнем овладения знаниями. Начальное образование возможно с 6,5 до 8 лет и даже ранее.

3. Дееспособность обучаещегося определяется Гражданским кодексом РФ, в некоторых отношения она не важна (школьное самоуправление);

4. Основанием возникновения правоотношений является юридический состав – совокупность юридических фактов: аттестат, приказ ректора о зачислении, договор и т.д.

5. Характер юридических последствий для субъектов образовательного права неоднороден. В отношении детей не могут применяться санкции, как в отношении совершеннолетних. Для них применяют в основном убеждение и поощрение.

Метод образовательного права объединяет в себе черты императивного и диспозитивного регулирования. Характерно специфическое взаимное положение субъектов педагогических правоотношений: наличие как подчиненности, так и элементов равенства, обусловленных необходимостью формирования механизмов сотрудничества педагогов и обучающихся в достижении целей воспитания и образования.

Метод правового регулирования отношений в сфере образования – способ воздействия отрасли права на сферу образования.

Он включает особенности:

— правового положения участников правоотношений;

— связи прав и обязанностей участников правоотношения;

— механизма правового регулирования;

— ответственности участников отношений;

— санкций, применяемых к правонарушителю;

— мер поощрения, убеждения, применяемых в правоотношениях.

Метод правового регулирования проявляется в положении участников правоотношений, в порядке создания последних, в определении их содержания, в особенностях юридических санкций.

Источник

Императивный метод в регулировании правовых отношений

Содержание статьи

императивный подход обучения праву

Методы правового регулирования как элемент стабилизации общественно-правовых отношений

Общественно-правовые отношения постоянно находятся в динамичном развитии. Каждую минуту в мире возникают, укрепляются и исчезают различные связи между субъектами права. Ни для кого не секрет, что рамки любых отношений устанавливаются какими-либо нормами. Правоотношения в этом случае не являются исключением.

В праве принято понятие метода правового регулирования, содержание которого составляют определенные нормы, относящиеся к той или иной отрасли права. Можно выделить два главных метода правового регулирования: диспозитивный и императивный метод. Оба метода используются во всех отраслях права, однако где-то преобладающим является диспозитивный, а где-то – императивный.

Кратко о диспозитивном методе

Диспозитивный метод призван согласовывать действия различных субъектов, прямо не обязывая их к совершению какого-либо деяния. Отличительной особенностью данного метода является то, что субъекты правоотношений являются между собой равными, то есть в отношениях отсутствует аспект власти и подчинения. Диспозитивный метод наиболее часто используется в таких отраслях права, как гражданское право. Так, неотъемлемой частью гражданско-правовых отношений являются различные договоры, существование которых призвано согласовывать действия и цели тех или иных лиц. Диспозитивный метод здесь является своеобразным регулятором составления договора и неоговоренных в нем аспектов.

Авторитаризм императивного метода правового регулирования

Императивный метод – это некий метод субординации, которые ставит четкие рамки дозволенных правоотношений, установленных обязывающими и запрещающими нормами.

Сущность данного метода состоит в невозможности альтернативного выбора приемлемого варианта поведения. Выбор определенного поведения является невозможным, поскольку оно регулируется четкими законодательными рамками как запрет или обязанность. Субъектам правоотношений остается лишь исполнять эти предписания, так как уклонение от них влечет за собой наложение ответственности. Из этого вытекает главная разница между императивным и диспозитивным методами. Императивный запрещает все, что не разрешено законом, а диспозитивный, наоборот, разрешает все, что не запрещено законом.

Императивный метод правового регулирования характерен, прежде всего, для отраслей публичного права, к которым, к примеру, относятся конституционное и административное право.

Итак, подводя итоги выше сказанному, выделим основные признаки императивного метода:

Источник

Императивный подход обучения праву

Глава 4. Метод правового регулирования образовательного права

Своеобразие правового режима образовательного права, выраженное в его принципах, последовательно завершается в методе правового регули-рования отрасли. Действующее законодательство достаточно последова-тельно и полно закрепляет целостную и достаточно развитую совокуп-ность юридических средств, способов, применяемых в процессе регулиро-вания и применения образовательных отношений.

В числе наиболее характерных черт метода правового регулирования данной отрасли права следует отметить:

1) применение императивного и императивно-диспозитивного мето-дов регулирования образовательных отношений;

2) своеобразие правового статуса участников образовательных от-ношений;

3) общедоступность и бесплатность начального и основного общего образования, а также среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования;

4) сочетание нормативно-правового регулирования образовательных отношений на уровне Федерации с нормативно-правовым регулированием субъектами Российской Федерации и локальным регулированием образо-вательными учреждениями;

5) единство и дифференциация нормативно-правового регулирова-ния образовательных отношений;

6) сочетание государственного контроля за качеством образования с автономностью образовательных учреждений, свободой и плюрализмом в образовании;

7) специфику правоприменительной деятельности в процессе теку-щей и итоговой аттестации обучающихся;

8) особенности применения юридической ответственности за проти-воправные посягательства на образовательные отношения, на порядок в образовательной сфере.

В настоящее время образование остается единственной сферой соци-ального бытия, которая успешно посрамляет современных теоретиков пра-ва, утверждающих, что суть права кроется в формальном равенстве, а фак-тическое равенство представляет собой фантазм типа «деревянного желе-за». В Российской Федерации образование на уровне начального и основ-ного общего является не только общедоступным, фактически равным, но и обязательным. Согласно ч. 3 и 4 ст. 19 Закона РФ “Об образовании” основ-ное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными для каждого обучающегося, не достигшего 15-летнего воз-раста.

Всеобщность и обязательность основного общего образования в Российской Федерации гарантируются как экономически, материально, так и юридически, с помощью специальных правовых средств. Именно эти средства и составляют содержание метода правового регулирования обра-зовательного права.

Весьма прост и перечень юридических фактов необходимых для по-ступления в государственное или муниципальное образовательное учреж-дение, реализующее программы среднего(полного) общего и начального профессионального образования. Названные учреждения обязаны прини-мать без конкурса всех желающих, которые проживают на близлежащей к ним территории и имеют право на получение образования данного уровня.

Гражданское, трудовое, административное, финансовое и другие от-расли права не закрепляют столь простого и общедоступного для возник-новения правоотношений перечня юридических фактов. В этих отраслях устанавливается пропасть между формальным юридическим и фактиче-ским, реальным правом, которую способно преодолеть далеко не всякое управомоченное лицо. Так, для вступления в имущественные гражданские правоотношения нужно обладать соответствующим имуществом. Не каж-дый трудоспособный гражданин, желающий вступить в трудовые правоот-ношения, способен реализовать это желание, о чем свидетельствует армия безработных в России и любой иной стране. Административные правоот-ношения также возникают и существуют, как правило, при наличии доста-точно сложного фактического состава.

Во-вторых, социально незащищенным обучающимся государство оказывает материальную помощь, полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования, в частности на ос-нове полного государственного обеспечения содержатся в образователь-ных учреждениях дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родите-лей (законных представителей).

В-третьих, образовательные отношения между образовательным уч-реждением и обучающимися на стадии освоения ими образовательной программы начального общего и основного общего образования регули-руются при помощи императивного, общеобязательного метода. Успешная учеба является не только правом, но и обязанностью обучающегося, т.е. создается такой редкий правовой режим, когда правомочие и обязанность у лица совпадают. Право выбора сохраняется лишь на уровне формы обу-чения и образовательного учреждения.

К сожалению, действующее законодательство не содержит дейст-венных юридических средств, способных обеспечить реальное исполнение лицами, не достигшими пятнадцатилетнего возраста, обязанности полу-чить основное общее образование. В настоящее время в Российской Феде-рации примерно 10 % детей, не достигших пятнадцатилетнего возраста, не посещают школу, однако действенные меры по реальному выполнению положений закона об обязательности общего среднего образования не принимаются.

Императивный метод регулирования образовательных отношений на уровне усвоения обучающимися образовательных программ начального общего и среднего общего образования присущ не только образовательно-му праву. Это основной метод и административного права. И все же метод образовательного права отличается от метода административного права тем, что для образовательного права он не является всеобщим. Образова-тельные отношения на уровне освоения образовательных программ сред-него (полного) общего, среднего профессионального и высшего профес-сионального образования регулируются при помощи диспозитивно-императивного метода.

Диспозитивность метода образовательного права выражается в праве граждан Российской Федерации по своему желанию решать вопрос о продолжении образования после освоения программы основного общего образования, об уровне и форме образования. Свободный выбор уровня и формы обучения сохраняется и для обучающихся, успешно освоивших программу среднего (полного) общего образования, чему во многом спо-собствует общедоступность среднего профессионального и высшего про-фессионального образования. В Российской Федерации действует более 2500 учреждения среднего профессионального образования и более 900 университетов, академий и институтов, для поступления в которые требу-ется успешно выдержать конкурсные испытания.

Императивный метод образовательного права сохранятся в отноше-ниях обучающихся и образовательными учреждениями, обучающимися и педагогами. От обучающихся, как известно, требуется своевременное вы-полнение учебного плана, посещение занятий, выполнение устава образо-вательного учреждения и правил внутреннего распорядка. Ненадлежащее исполнение этих правил образует состав дисциплинарного проступка, вле-кущего за собой применение мер дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из образовательного учреждения.

Сохранение императивного метода во взаимоотношениях обучаю-щихся и учреждений среднего профессионального и высшего профессио-нального образования обусловливается тем, что деятельность государст-венных и муниципальных образовательных учреждений финансируется из государственного или муниципального бюджета. За право получить обра-зование за государственный или муниципальный счет на обучающихся возлагается обязанность успешно осваивать образовательную программу и соблюдать учебную дисциплину. В странах, где обучающийся сам оплачи-вает стоимость обучения, взаимоотношения обучающегося с образова-тельным учреждением строятся по преимуществу на диспозитивной осно-ве. Императивный метод сохраняется лишь в части требований к уровню освоения обучающимся образовательных программ.

Сочетание императивного и диспозитивного методов последова-тельно проводится на всех уровнях механизма правового регулирования образовательных отношений, в том числе и на стадии законотворчества, при распределении нормотворческой компетенции между Федерацией, ее субъектами и образовательными учреждениями.

Федерация осуществляет централизованное регулирование образова-тельных отношений, устанавливая исходные начала правового регулиро-вания в сфере образования в целях создания единого правового простран-ства на всей территории России. К ее ведению отнесены прежде всего ос-новополагающие отношения в сфере образования, единообразное регули-рование которых должно осуществляться во всех субъектах Российской Федерации. В частности, федеральное законодательство закрепляет права, социальные льготы и гарантии обучающимся и иным субъектам образова-тельных отношений, устанавливает порядок создания, реорганизации и ли-квидации образовательных учреждений, разрабатывает типовые положе-ния, порядок лицензирования, аттестации и аккредитации этих учрежде-ний, устанавливает федеральные компоненты государственных образова-тельных стандартов и эквивалентность документов об образовании на тер-ритории Российской Федерации.

Каждому субъекту Российской Федерации предоставляется право в соответствии с его статусом и компетенцией принимать по вопросам обра-зования законы и иные нормативно-правовые акты. Реализуя это право, субъекты Российской Федерации имеют возможность существенно раз-вить и дополнить федеральное законодательство с учетом национальных, социально-экономических, географических, демографических и других конкретно-исторических особенностей региона. В числе наиболее важных вопросов, по которым субъекты Российской Федерации правомочны осу-ществлять нормативно-правовое регулирование образовательных отноше-ний, можно назвать установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов, дополнительных к феде-ральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работни-кам образовательных учреждений, а также республиканских и региональ-ных нормативов финансирования образования. Тем самым создаются наи-более благоприятные условия для полного учета интересов отдельных со-циальных слоев региона, закрепления дополнительных гарантий конститу-ционного права жителей субъектов Российской Федерации на образование.

Централизованное регулирование образовательных отношений орга-нически дополняется их локальным регулированием непосредственно об-разовательными учреждениями. В частности, им предоставляется право разрабатывать и принимать уставы, правила внутреннего распорядка и иные локальные акты, которые не должны противоречить вышестоящим актам и ухудшать правовой статус участников образовательных отноше-ний.

Реализация императивного и диспозитивного методов правового ре-гулирования образовательных отношений ярко проявляется и на стадии правоприменительной деятельности, осуществляемой образовательными учреждениями и педагогическими работниками, где властный, авторитар-ный характер правоприменения сведен до минимума.

В отличие от правоприменительной деятельности, осуществляемой судебными органами при рассмотрении уголовных и гражданских дел, го-сударственными органами исполнительной власти, которая носит автори-тарный, императивный характер, правоприменительная деятельность обра-зовательных учреждений и педагогических работников основывается на сочетании авторитарного и диспозитивного методов правового регулиро-вания.

Правоприменительные акты, принимаемые педагогическими работ-никами и руководителем образовательного учреждения, являются обще-обязательными и порождают соответствующие правоотношения. Однако принимаются они в условиях своеобразной и максимально упрощенной процедуры, характеризующейся: 1) предоставлением обучающему права выбора темы курсовой или дипломной работы, билета для ответа на экза-мене или зачете, самостоятельного построения ответа на вопросы билета и иные вопросы, заданные в ходе аттестации; 2) беспротокольной фиксацией знаний обучающегося в ходе экзамена, зачета; 3) возможностью по усмот-рению педагога оценки знаний отвечающего; 4) упрощенной формой до-кумента, фиксирующего итоги правоприменения (отметки в экзаменаци-онной ведомости и зачетной книжке); 5) упрощенной формой отмены пра-воприменительного решения, которым знания обучающегося признаются неудовлетворительными или недостаточно высокими; 6) отсутствием пра-ва обжалования значительной части правоприменительных актов, прини-маемых педагогическими работниками и руководителем образовательного учреждения, в суд или иные органы государства.

Важнейшей чертой метода правового регулирования образователь-ного права является сочетание в нем единства и дифференциации нор-мативно-правового регулирования образовательных отношений.

В образовательной сфере участвуют миллионы обучающихся, а также работников образовательных учреждений, которые отличаются воз-растом, способностями, материальным положением, местом жительства. Однако наиболее существенно влияют на правовой статус обучающихся и педагогов уровень, направленность образования и форма образования.

Законодательство должно учитывать всю специфику конкретных образовательных отношений и отражать ее в действующих нормах права. Иначе могут возникнуть пробелы либо противоречия между нормами права и регулируемыми ими общественными отношениями. Одним из дей-ственных способов обеспечения полноты нормативно-правового регулиро-вания образовательных отношений и соответствия норм права их содер-жанию является принцип единства и дифференциации правовых норм и институтов образовательного права.

Единство регулирования выражается в подготовке и принятии общих предписаний, норм, принципов, применяемых во всех образовательных отношениях. Такие нормы содержатся в Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», иных федеральных законах и нормативно-правовых актах федеральных органов исполнительной власти. С учетом общих, единых норм проводится дифференциация нормативно-правового регулирования, т.е. принимаются специальные нормы, регулирующие лишь отдельные ви-ды общественных отношений и учитывающих их специфику. В результате создается система норм, которые отражают все многообразие общего и особенного в регулируемых ими отношениях и обеспечивают эффективное действие отрасли права в целом. Например, общий правовой статус обу-чающихся дополняется и конкретизируется правами и обязанностями, ко-торые они приобретают в процессе получения образования определенного уровня. При этом отдельные категории обучающихся могут наделяться специфическими правами, не присущими остальным категориям обучаю-щихся. Студенты государственных и муниципальных высших учебных за-ведений имеют право на получение стипендии, тогда как обучающиеся в общеобразовательных учебных заведениях таким правом не обладают. Право на выбор образовательного учреждения и формы обучения принад-лежит всем совершеннолетним гражданам, тогда как несовершеннолетние могут осуществлять такой выбор с согласия родителей.

В образовательном праве правовое регулирование дифференцирует-ся прежде всего по уровням образования, которые характеризуются спе-цификой не только содержания образовательного процесса, но и образова-тельных отношений, присущих этому уровню образования. В числе основ-ных компонентов массива действующего законодательства выделяются пять относительно самостоятельных разделов: 1) о дошкольном и общем образовании; 2) о начальном профессиональном образовании; 3) о среднем профессиональном образовании; 4) о высшем и послевузовским профес-сиональном образовании; 5) о дополнительном образовании. Предприни-мались попытки подготовить и принять специальные законы с целью наи-более полного законодательного регулирования специфики отношений, присущих каждому уровню образования, в частности, был принят Феде-ральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образова-нии». Федеральные законы по другим уровням образования, пока что не вышли из стадии проектирования.

Дифференциация нормативно-правового регулирования образова-тельных отношений не должна приводить к дискриминации, т.е. установ-лению норм, ухудшающих правовой статус субъектов по сравнению с их статусом, закрепленным общими нормами образовательного права. Дан-ный прием нормативно-правового регулирования призван обеспечить ре-альное действие общих норм в особых, специфических условиях за счет их конкретизации и дополнения специальными нормами, но его не следует подменять принятием норм, противоречащих общим нормам и фактически отменяющих их действие.

Следующей основополагающей чертой образовательного права яв-ляется специфика правового статуса субъектов образовательных от-ношений, которая, по мнению С.С. Алексеева, является “решающей” (3. С. 179)?.

Характеризуя метод регулирования образовательного права, нужно учитывать то обстоятельство, что собственное содержание метода, его специфика наиболее полно проявляются в правовом статусе субъектов об-разовательных отношений, а не всех субъектов, которые действуют в сфе-ре образования. Содержание правового статуса участников образователь-ных учреждений было раскрыто при анализа содержания и состава образо-вательных отношений. Было показано, что для субъектов этих отношений характерны : 1) возникновение у обучающихся дееспособности в более раннем возрасте, нежели у граждан в других отраслях права; 2) реализация права на образование осуществляется в таких качественно различных фор-мах, как использование права на образование собственными действиями и посредством обучения и воспитания, осуществляемого образовательным учреждением; 3) сочетание конституционного права на бесплатное сред-нее общее образование с обязанностью получить такое образование; 4) придание правовому статусу педагогических работников властных полно-мочий, связанных с организацией и проведением учебных занятий и про-межуточной аттестацией обучающихся; 5) автономность участников обра-зовательных отношений при исполнении возложенных на них обязанно-стей.

Предоставляя право гражданам, юридическим лицам создавать обра-зовательные учреждения по своему усмотрению, государство оставляет за собой право контроля за материальным обеспечением этими учрежде-ниями образовательного процесса. Право на ведение образовательной дея-тельности (лицензию) получает не любое вновь созданное образовательное учреждение, а только такое учреждение, которое обеспечивает соблюде-ние государственных и местных требований в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и работников, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплек-тованности штата. Лицензия выдается государственным органом управле-ния образованием или органом местного самоуправления на основании за-ключения экспертной комиссии.

Интересами защиты прав обучающихся обусловлен и второй вид контроля, осуществляемого государством за деятельностью образователь-ных учреждений в форме аттестации и аккредитации. Предметом о госу-дарственного контроля выступает только качество образования. Вопросы организации образовательного процесса, промежуточной аттестации обу-чающихся и многие другие вопросы, отнесенные к ведению образователь-ного учреждения, не входят в предмет аттестации и на ее итоги не влияют.

Государственный контроль в сфере образования обусловлен специ-фикой образовательных отношений и правового статуса образовательных учреждений и в других отраслях права в такой форме не применяется. Так, в гражданском праве для создания организации, учреждения достаточно пройти регистрацию в компетентных органах государства или местного самоуправления, и лишь для некоторых видов деятельности требуется по-лучение лицензии. В трудовом праве государственный контроль и надзор, осуществляемые Рострудинспекцией, имеют своим предметом деятель-ность организаций, учреждений, связанную с применением законодатель-ства о труде и об охране труда, которая носит постоянный характер и не сопровождается выдачей каких-либо специальных документов, подтвер-ждающих право ведения производственных работ организацией, предпри-ятием.

Таким образом, государственный контроль в сфере образования су-щественно отличается от государственного контроля в других отраслях права, и составляет одну из специфических черт метода нормативно-правового регулирования образовательного права.

Метод образовательного права также характеризуется особой сово-купностью мер юридической ответственности, применяемых к нарушите-лям образовательного права. Речь идет об ответственности за противо-правные посягательства только на образовательные отношения. За право-нарушения в сфере действия комплексных институтов образовательного права используются меры юридической ответственности соответствующей отрасли права. Так, за нарушения имущественных прав других лиц к обра-зовательному учреждению применяются санкции гражданского права в виде неустойки или взыскания убытков. Взыскания за упущения по работе на педагогических и иных работников образовательных учреждений будут налагаться по правилам трудового права.

Юридическая ответственность за противоправные посягательства на образовательные отношения характеризуется: 1) слабой защищенностью образовательных отношений уголовным и административным правом; 2) определенным своеобразием мер дисциплинарного взыскания за наруше-ния норм образовател. го права; 3) применение мер воспитательного характера, не связанного непосредственно с государственным принужде-нием.

Общественно-опасные посягательства на отношения, регулируемые конкретными отраслями права, признаются преступлениями и запрещают-ся уголовным правом под страхом уголовного наказания. Так, преступные посягательства на собственность отдельных лиц (грабеж, кража, мошенни-чество), честь и достоинство граждан (клевета) и иные отношения, урегу-лированные гражданским правом, влекут за собой уголовную ответствен-ность. Общественно-опасные посягательства на порядок, закрепленный нормами административного права, в УК РФ образуют составы преступле-ний против порядка управления и общественной безопасности.

В отличие от других отраслей права образовательное право охраняет и защищает образовательные отношения практически собственными сред-ствами, с помощью закрепленных им санкций. В УК РФ лишь одна ст. 156, связана с защитой субъектов образовательных отношений. Она предусмат-ривает ответственность педагога или иного работника образовательного или воспитательного учреждения за неисполнение обязанностей по воспи-танию несовершеннолетнего при условии, что оно было связано с жесто-ким обращением с несовершеннолетним.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях вообще от-сутствует административная ответственность за посягательство на образо-вательные отношения, порядок в образовательном процессе. Не признают-ся преступлениями или административными проступками иные противо-правные посягательства на образовательные отношения, например, укло-нение обучающимся от посещения школы, неисполнение конституционной обязанности получить общее среднее образование, незаконный отказ ди-ректора в приеме гражданина в государственную или муниципальную школу.

Изложенное свидетельствует о том, что в образовательном праве сложилась особая система мер юридической ответственности, а метод пра-вового регулирования данной отрасли не уступает методам регулирования других отраслей права. Понятно, что система мер юридической ответст-венности за виновные посягательства на образовательные отношения нуж-дается в дальнейшем совершенствовании ( см. гл. 5 и 6 разд. П).

В числе особенностей юридической ответственности за виновное посягательство на образовательные отношения можно назвать широкое применение мер воспитательного, общественного воздействия, практиче-ски не связанного с государственным принуждением. Речь идет о таких мерах как замечание, сделанное педагогическим работником обучающему-ся во время занятий, удаление из аудитории, вызов правонарушителя на педагогический совет и др. Меры подобного рода, применяемые к школь-никам, не являются юридической ответственностью, поскольку правона-рушители неделиктоспособны и, согласно теории права, в их действиях нет состава правонарушения.

Более сложен вопрос о мерах, применяемых к обучающимся, дос-тигшим 16-тилетнего возраста, за нарушения образовательной дисципли-ны. С позиции теории права такие деяния признаются правонарушениями, а принимаемые преподавателем меры воздействия в виде замечания или удаления из аудитории представляют собой факты применения юридиче-ской ответственности. Однако действующее законодательство не содержит специальных норм по этому вопросу. Даже Типовое положение об образо-вательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное постановлени-ем Правительства РФ от 5 апреля 2001, № 264, не называет всех мер дис-циплинарного воздействия, которые могут быть применены к студентам, нарушающим устав учебного заведения и правила внутреннего распоряд-ка.

Недостаточно полное регулирование вопросов юридической ответ-ственности в образовательном праве осложняет деятельность образова-тельного учреждения и педагогов по укреплению учебной дисциплины. В результате практика применения юридической ответственности в образо-вательной сфере зачастую носит противоправный характер. Как показы-вают социологические исследования, около 43 % респондентов-школьников признают, что педагогические работники применяли к ним меры психического или физического воздействия, запрещенные ч. 6 ст. 15 Закона РФ «Об образовании».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *