имущественные и обязательственные отношения по законам ману
12.Регулирование имущественных отношений по Законам Ману. Право собственности и договоры.
В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности: наследование; получение в виде дара или находка; покупка; завоевание; ростовщичество; исполнение работы; получение милостыни; давность владения (10 лет).
Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.
Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц.
Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.
В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров: договор займа; договор найма рабочей силы; договор аренды земли; договор купли-продажи; договор дарения.
Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.
Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.
В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.
В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственность
13. Брачно-семейное право и наследование по Законам Ману.
В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.
В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и Муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой Варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей Варны запрещалось. Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим. Развод мог производится только по инициативе мужа. Расторжение брака было детализированным, т.е. требовались конкретные юридические основания: 1) бесплодие жены 2) если жена рожает только девочек 3) если жена рожает только больных и мертвых детей 4) прелюбодеянии жены 5) если обладает дурным нравом, то разойтись немедленно Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.
Правовое регулирование имущественных и обязательственных отношений по Законам Ману. Брачно-семейное право Древней Индии.
Право собственности. В период создания ЗМ в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением, и охране частной собственности уделяется значительное внимание. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. В Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника.
Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором. Вмешиваться в дела собственника запрещалось. Собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. ЗМ охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.
В ЗМ упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущ. приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение.
Известен был в Древней Индии и договор аренды земли. Этот договор приобретает значение и получает распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, вынуждены были арендовать ее.
Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в Зм. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин.
Упоминается в Законах Ману договор дарения. Устанавливаются положения, регулирующие отдельные виды договоров. Законы формулируют и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым, рабом, неуполномоченным. Недействительной являлась сделка, совершенная с обманом, с принуждением. Недействительным являлось соглашение, заключенное в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях. Устанавливается также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключается.
ЗМ известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.
Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 29 ; Нарушение авторских прав
Вопрос № 4 Законы Ману
Право собственности. В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением при «том, охране частной собственности уделялось значительное внимание. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом Подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было Только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему Собственнику.
Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Не следует рассматривать царя как собственника всей земли в государстве. Царь получал налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен, защищающий население страны. В Законах Ману говорится, что если царь взимает налоги, не охраняя подданных, то он немедленно идет в ад; такой царь называется «крадущим шестую часть урожая».
За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.
Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В Законах Ману говорится, что, если не собственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.
В Законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседней. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение.
В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому Законы Ману уделяют значительное внимание этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники, и ремесленники, принадлежавшие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве — 1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и выздоровев нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье, даже спустя долгое время.
В Древней Индии был известен и договор аренды земли. Этот договор получил распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.
Договор купли-продажи также упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми, и торговля рассматривалась как занятие, недостойное для высших каст.
Упоминается в Законах Ману договор дарения.
Устанавливая положения, регулирующие отдельные виды договоров, Законы сформулировали и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом, неуполномоченным. Недействительной являлась сделка, совершенная с обманом, с принуждением, а также соглашение, заключенное в нарушении дхармы, принятой в деловых отношениях. Устанавливалось также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключалась.
Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.
Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.
Хотя Законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой Провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми.
Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.
Уголовное право и процесс. Уголовное право, представленное в Законах Ману, с одной стороны, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, Законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.
Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений Законы не дают, что характерно для всех древних кодификаций.
Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против личности.
Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины.
Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени осознанности его. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире».
Вместе с тем при определении наказания за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко видна классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне.
Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Законы весьма детально регламентируют их использование. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины «вследствие непостоянства женского ума». При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.
История государства и права
понедельник, 2 февраля 2009 г.
10. Правовое регулирование имущественных отношений по законам Ману.
10. Правовое регулирование имущественных отношений по законам Ману.
Право собственности. В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением. При этом охране частной собственности уделялось значительное
внимание. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни.Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет).При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь,она возвращалась прежнему собственнику. Среди основных видов
собственности-земля. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. царь не собственник всей земли в государстве. Царь получал налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен, защищающий население страны.Если царь взимает налоги, не охраняя, подданных, то он немедленно идет в ад; такой царь называется «крадущим шестую часть урожая». За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором. Вмешиваться в дела собственника запрещалось.Если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать,подарить,заложить, сдать в аренду.Охраняется и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.В Законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседней. Они же имели право преимущественного приобретения земли.Община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение.Обязательственные отношения получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров-договор займа.Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств.Если должник не мог уплатить долга в срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения,чем кредитор, отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего. В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому Законы Ману уделяют значительное внимание этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники и ремесленники, принадлежавшие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве- 1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали.Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и выздоровев нанявшийся исполнял работу,он мог получить жалованье,даже спустя долгое время.В Древней Индии был известен и договор аренды земли.Этот договор получил распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации.Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.Договор купли-продажи также упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно
было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора-существовало ограничение торговли людьми, и торговля рассматривалась как занятие недостойное для высших каст. Упоминается в Законах Ману и договор дарения. Устанавливая положения, регулирующие отдельные виды договоров, Законы сформулировали и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом, неуполномоченным. Недействительной являлась сделка, совершенная с обманом, с принуждением, а также соглашение, заключенное в нарушении дхармы, принятой в деловых отношениях. Устанавливалось также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключалась. Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.
Регулирование имущественных отношений по Законам Ману
1.Наследование.
2.Находка.
3.Покупка.
4.Завоевание.
5.Ростовщичество.
6.Исполнение работы.
7.Получение подарка.
15. Преступления и наказания по Законам Ману. Судебный процесс в Древней Индии.
В системе преступлений и наказаний также усматривается кастовый характер. Лица высших варн несли меньшую ответственность за правонарушение, чаще всего наказание ограничивалось покаянием и штрафом. Например, брахман, за убийство нес покаяние, а вора из низшей касты казнили.
В законах Ману выделяются следующие группы преступлений:
1. Государственные преступления (мятеж, выдача государственной тайны, противодействие распоряжениям раджи, посягательства на государственную собственность).
2. Должностные преступления (торговля за счет казны, превышение полномочий).
3. Преступления против личности.
4. Имущественные преступления.
5. Преступления против семьи и нравственности (убийство, нанесение увечий или оскорбление родителей и близких родственников, супружеская неверность).
6. Преступления против системы варн (присвоение знаков отличий высшей варны, занятие места рядом с человеком, принадлежащим к высшей варне).
16. Социальная структура и правовое положение населения Спарты.
Спартанское государство возникло в 9 веке до нашей эры и представляло собой один из самых своеобразных вариантов полисного строя.
В 9 веке до.н.э на полуостров Пелопоннес вторгаются племена дорийцев. Они оказались в положении господствующего сословия среди не истребленной части покоренного населения. В результате, военно-лагерные черты пронизывают всю социально–экономическую и политическую жизнь спартиатов. Завоеватели основали город Спарта, который стал центром государства Лакедемон. Во 2 веке до.н.э Спарта была включена в состав Римской республики.
Общественный строй.
В Спарте была создана стабильная система землевладения, которая основывалась на строгом соответствии между числом наделов и числом полноправных граждан. Земля была разделена приблизительно на 9 тысяч равных по доходности наделов, которые были розданы спартиатам. Правительство строго следило, чтобы величина наделов оставалась неизменной и они не переходили из рук в руки в результате дарения, продажи и завещания. Спартиаты заботились о сохранении солидарности в своей среде и стремились предотвратить имущественное расслоение. Спартиатам запрещалось заниматься торговлей, были изъяты из обращения деньги из цветных металлов. В результате, спартанский демос превратился в замкнутое сословие воинов.
Первую категорию населения составляли спартиаты. Только они пользовались политическими правами. Всю свою жизнь проводили по строго установленным правилам, придерживались строгой дисциплины.
Воспитание являлось делом государства. С 8 до 20 лет юноши проходили обязательную выучку в отрыве от семьи под руководством особых должностных лиц. Особое внимание уделялось физической подготовке, выработке качеств стойкого бойца, повиновению властям и старшим. С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. В 30 лет спартиаты приобретали политические права и могли жениться. Несмотря на стремление к самоконсервации, спартанская община с конца 5 века до нашей эры расслаивается на:
1. Спартиатов, которые сохранили свои земельные наделы.
2. Спартиатов, которые вместе с землей потеряли право участвовать в общественной и государственной жизни.
К середине 3 века до нашей эры полноправных граждан, то есть спартиатов было около 700 человек.
Вторую категорию населения составляли периэки. Их насчитывалось около 30 тысяч человек. Это были свободные люди, которые не имели политических прав, но в других отношениях были правоспособными. Они могли приобретать собственность, совершать сделки. Периэки занимались ремеслом и торговлей, несли воинскую повинность, и над ними был установлен надзор государства.
Третью, самую большую, категорию населения составляли илоты, то есть рабы. Но в их положении было много своеобразного, что отличало их от рабов античного общества. Илоты были собственностью государства и передавались вместе с земельным наделом спартиатам. Илоты жили семьями, имели орудия труда и платили господину 50% урожая. Они участвовали в военных походах в качестве слуг, рабочей силы и «живого щита» при отражении первых ударов противника. Господство над илотами спартиаты поддерживали методом жестокого террора, периодически совершая «криптии», то есть массовые казни.
2. «Коллегия эфоров»
2. «Наварх» — командующий флотом.
Суды в Спарте не были отделены от администрации.
18. Право Спарты
В Спарте преобладало обычное право. Здесь очень долго сохранялась общественная собственность на землю. Общинная земля делилась на наделы, которые нельзя было отчуждать. В то же время признавалось право передачи земельных участков по наследству. Наследование по завещанию отсутствовало. С 4 века до нашей эры стало допускаться дарение и завещание домов и земельных участков. Продажа не допускалась, однако дарение открывало возможность для перехода имущества из рук в руки. Право собственности на движимое имущество ограничивалось личным пользованием. Запрещался обмен, торговля приобретение предметов роскоши. Рабы являлись коллективной собственностью.
Обязательственное право.
Обязательственное право в силу особенностей общественного строя отличалось неразвитостью. Основной формой договора был устный договор, а обязательственные отношения возникали в среде периэков. Особенностью было также непризнание правоспособности иностранцев, которым даже не разрешалось проживать на территории Спарты и ввозить предметы роскоши. В то же время спартиатам под страхом смерти запрещалось жить за пределами Спарты.
Брачно-семейные отношения.
Главной целью семьи было непрерывное воспроизводство здорового мужского населения, то есть будущих воинов и граждан. Больных детей убивали. Существовал парный брак, который был видоизменен государством в соответствии с местными обычаями и во многом напоминал групповой брак.
Например, несколько братьев могли иметь общую жену. Считалось возможным предоставлять жену постороннему мужчине, если от него можно было ждать здорового потомства. Существовала упрощенная процедура расторжения бездетного брака. Женщина была политически неравноправна.
Преступление и наказание.
Нормы уголовного права ограничивались указаниями на наказуемость тех или иных деяний, а определение размера наказания зависело полностью от судей. Наиболее тяжкими преступлениями были преступления против государства и воинские преступления. Слабо регламентировались имущественные преступления и преступления против личности. Основными видами наказаний были: казнь, атимия, изгнание из рода и штрафы.
Илотов убивали без суда и следствия. К периэкам также применяли внесудебную расправу.
19. Становление Афинского государства. Реформы Тесея, Солона, Клисфена.
Афинское государство образуется в виде полиса (город-государство). В 8 веке до.н.э вокруг Афин происходит объединение родовых общин. Этот процесс назывался Синойкизм (совместное поселение) и приписывается легендарному Тезею. Он упразднил самоуправление родовых поселков и сосредоточил управление в Афинах. В древнейший период во главе государственных образований стоял Базилевс. Это был военный руководитель, верховный жрец и верховный судья. Должность базилевса была выборная, но со временем наследственно закрепилась в одной семье. Базилевс не обладал неограниченной властью. В этот период имелось народное собрание и совет старейшин, который назывался Булэ. Народное собрание одобряло или отвергало решения базилевсов и булэ. Всё население делилось на 4 племени, которые назывались филы. Фила состояла из трех фратрий, а фратрия из 30 родов. В этот период выделяются 3 социальные группы:
1. Эвпатриды — родовая знать.
2. Геоморы – земледельцы.
3. Демиурги – ремесленники.
Вводилось ограничение процента по ссудам. В результате:
1. Быстро распространялся рабский труд в экономике.
2. Все население делилось на 4 разряда по имущественному признаку. От принадлежности к разряду зависел объем политических прав и военных обязанностей. Государственные должности могли занимать граждане первых трех разрядов, а высшие должности граждане первого разряда. Граждане четвертого разряда участвовали в народном собрании.
3. Был создан «Совет четырехсот», в который избирались по 100 представителей от каждой филы и причем граждане только первых трех разрядов. Совет готовил повестку дня и решения народных собраний.
Создание совета было уступкой родовой знати, однако уступкой демосу стало создание коллегии судей, которая называлась гелиэя. Она состояла из 6 тысяч человек. Туда избирались представители всех четырех разрядов. Реформы Солона положили начало формированию принципиально нового типа государственного управления, в которое вовлекались широкие слои населения. Такой строй назывался народовластие или демократия. Однако Солон сохранил родовое устройство деления общества на 4 племени и не уничтожил до конца остаток родоплеменной организации.
Двойственный характер реформ Солона предопределил продолжение борьбы аристократии и демоса. Лишь в 509 году до нашей эры приКлисфене реформы получили завершение.
Реформы Клисфена:
1. Клисфен ввел административно-территориальное деление населения и тем самым уничтожил политическое значение старого деления общества на 4 племени. Теперь все население делилось на 10 территориальных фил. Фила состояла из трех частей, которые называлисьтритии. Фила формировалась таким образом, что в нее входила трития от Афин, трития от приморской территории и трития от внутренней части страны. В результате, старые родовые связи были разорваны, а решающим стало место жительства.
2. Вместо «Совета четырехсот» был создан «Совет пятисот», куда входили по 50 человек от территориальной филы. Таким образом, было устранено значение родоплеменного деления для государственной организации.
3. Коллегия архонтов утратила свое значение вследствие образования коллегии 10 стратегов. Сначала они были руководителями военных сил, а затем превратились в наиболее значимых должностных лиц. Реформы Клисфена завершили оформление в Афинах государства полисного типа.
20. Правовое положение населения Афин в 5-4 вв. до н.э.
Все свободные люди в правовом положении делились на граждан и метеков. Гражданами полиса считались лица, родившиеся от родителей афинян, владельцы земельного участка, участвующие в народном собрании, имеющие ряд других политических прав и свое место в войске. С 18 до 20 лет юноши проходили военную подготовку. С 20 лет участвовали в народном собрании. С 30 лет могли занимать государственные должности. Гражданский коллектив полиса не был однороден и включал несколько прослоек – богатую землевладельческую знать, владельцев крупных ремесленных мастерских, среднеремесленное и земледельческое население, бедноту. Вместе с тем, в классический период отсутствовала резкая имущественная дифференциация, а наиболее массовый слой населения и социальную опору государства составляли граждане средней зажиточности. В Афинах впервые в истории происходило формирование понятия гражданин, что являлось высочайшим достижением полисного мировоззрения, поскольку Древневосточные государства знали только подданных, права которых слабо защищались законом.
Вторую категорию населения составляли метеки. Они не имели афинского гражданства и не обладали политическими правами, но несли повинности в пользу государства. Они не могли самостоятельно выступать в суде, не могли приобретать недвижимую собственность, а землю брали в аренду. Метеки занимались в основном ремеслом и торговлей и составляли 15-20% населения.
Рабы в Афинах составляли 35% населения, это приблизительно 150 тысяч человек. Основными источниками рабства были войны и пиратство. Рабство принимает античный, или классический характер. Раб находился в полной власти рабовладельца, которому принадлежали не только имущество и рабочая сила, но и жизнь раба.
21. Государственный строй Афин в 5-4 вв. до н.э. Афинская демократия.
По форме государственного устройства Древние Афины в V-IV веке до нашей эры являлись рабовладельческой демократической республикой. Высшими органами власти и должностными лицами были:
1. Народное собрание, которое называлось экклесия.
2. Совет пятисот, который назывался булэ.
3. Гелиэя, то есть суд присяжных.
4. Стратеги, то есть должностные лица.
5. Архонты.
В Афинах впервые в истории наблюдаются элементы, характерные для демократии, принципа разделения властей.
Экклесия формально являлась объединением всех граждан полиса, достигших 20 лет, независимо от имущественного ценза. Собрание собиралось не менее 40 раз в год. На нем принимались законы, заслушивались отчеты должностных лиц, обсуждались ассигнования на военные нужды, строительство флота, общественных сооружений, отношения с другими государствами. Предварительно все вопросы рассматривал совет пятисот и предлагал решения народному собранию. Совет пятисот ведал вопросами управления в промежутках между собраниями. Он формировался ежегодно по жребию из граждан, достигших 30 лет, и в него избирались только граждане первых трех разрядов.
Функции совета пятисот.
1. Контроль за деятельностью должностных лиц.
2. Распоряжение государственным имуществом.
3. Государственное строительство.
4. Отношения с другими странами.
5. Подготовка вопросов на народное собрание.
В гелиэю избирались граждане всех четырех разрядов. Ежегодно по жребию избирались 5 тысяч судей и тысяча запасных судей. Гелиэя заседала не менее 300 раз в год. В дни судебных заседаний определялась коллегия из 500 судей, которые заранее не знали, какое дело будут рассматривать. Адвокаты не допускались, но появляются так называемые логографы – это были лица, которые обладали знанием законов и ораторским искусством, и они за плату составляли речи для клиентов. Те, кто участвовал в суде, заучивали эти тексты и произносили в суде. Гелиэя разбирала частные жалобы граждан и метеков, дела о преступлениях против государства, дела союзных государств. Гелиэя являлась апелляционной инстанцией по отношению к нижестоящим судам. Решения принимались простым большинством голосов и были окончательными.
Характерные черты института должностных лиц.
1. Этот институт формировался на основе выборности или по жребию сроком на один год.
2. Коллегиальность.
3. Безвозмездность, кроме стратегов.
4. Отсутствие иерархической подчиненности.
5. Подотчетность.
Должностные лица осуществляли исполнительную власть.
Коллегия архонтов сохранила полномочия в области религиозных и семейных дел. Стратеги командовали армией и флотом, ведали внешнеполитическими вопросами, могли созывать народное собрание.
Судебными полномочиями обладали высшие органы власти и высшие должностные лица. Вместе с тем, появляется система специальных судебных органов:
1. Ареопаг, который рассматривал дела об умышленных убийствах, поджогах и религиозных преступлениях.
2. Суд эфетов, который под председательством архонта базилевса разбирал дела о неумышленных убийствах и убийствах метеков.
3. Суд диэтетов. Рассматривал малозначительные гражданские и уголовные дела.
4. Коллегия сорока. Рассматривала незначительные гражданские дела.
5. Коллегия одиннадцати. Рассматривала дела рабов, о воровстве, контролировала тюрьмы и исполнение приговоров.
22. Право Афин
В архаическую эпоху основным источником права был обычай. Первая кодификация обычного права была произведена в 621 году до нашей эры. Архонт Драконт составил свод писаных законов, большинство норм которых носили уголовный и уголовно-процессуальный характер. Они отличались жестокостью и до нашего времени не сохранились. Следующим источником, который с 5 века до.н.э стал главным, относились нормативные акты. К числу нормативных актов относились:
1. Решения народных собраний, которые содержали общие принципы, правовое регулирование общественных отношений, обязанности должностных лиц.
2. Псефизмы. Это были решения народных собраний, которые относились к отдельным лицам, и конкретные случаи.
3. Акты, которые появились в ходе реформ Солона и Клисфена.
Право собственности.
Основой расцвета Афинского общества и государства является античная форма собственности, которая базируется на сочетании частной и государственной собственности. Основные средства производства – земля и рабы – находились в частной собственности. В свою очередь государственная собственность удовлетворяла не только нужды государства, но и объединяла всех граждан в единый класс рабовладельцев, так как доходы от неё распределялись в разных формах между гражданами. Однако собственности, как абсолютного права в Афинах не существовало. Главным считался фактор владения, фактическое обладание имуществом с правом распоряжения, поэтому главными стали нормы, обеспечивающие публичные гарантии неприкосновенности движимого и недвижимого имущества. В имущественном праве особенно выделялось право собственности на землю. Владение земельным участком являлось обязательным условием получения гражданства. Первоначально земли были собственностью рода, из которой выделялись клеры (земельные участки). В 5 веке до.н.э Солон ввел свободу завещания движимого и недвижимого имущества, тем самым ликвидировав право рода на земельную собственность. В период реформ Клисфена были признаны права владения землей метеков и вольноотпущенников. В 4 веке до нашей эры усилился частный характер собственности на землю и резко возросло количество сделок купли-продажи земельных участков.
Обязательственное право.
Различалось 2 вида обязательств: обязательства, возникающие из деликта и обязательства, возникающие из договоров. Невыполнение обязательств до реформы Солона влекло за собой личную ответственность должника. Позднее, в качестве средств обеспечения договорных обязательств сохранялся задаток, залог и поручительство.
Виды договоров.
1. Договор купли-продажи. Объектом этого договора могло быть как движимая, так и недвижимая собственность и рабы. Договор оформлялся простым согласием сторон, а с 4 века до.н.э оформляются письменные соглашения при покупке земли.
2. Договор найма. Объектом договора могла быть земля, дома, рабы, скот. Особенно была распространена аренда домов, так как метеки не имели права приобретать дома в собственность.
3. Договор личного найма.
4. Договор займа. В Афинах ростовщичество достигло высокого уровня. Кредитные операции в деревне приводили к закабалению крестьян. После реформ Солона долговая кабала была устранена, но допускалось разорение крестьянина и отчуждение у него земельного участка.
В городах появляются люди, занимающиеся кредитными операциями. Считалось нормальным взимать до 18% годовых, но иногда повышался до 30%. При задержке уплаты процентов допускалось начисление процентов на проценты.
5. Договор поклажи (хранения).
6. Договор товарищества.
Обязательства, возникающие из деликта.
Обязательства, возникающие из деликта, влекли за собой не наказание, а штрафы в пользу потерпевшего. Штрафы часто были выше по размеру, чем ущерб, причиненный деликтом.
Брачно-семейные отношения.
Вступление в брак являлось обязанностью гражданина, невыполнение которой влекло всеобщее осуждение. Различалось 2 формы заключения брака:
1. Обычный договор жениха с отцом.
2. Заключение брака перед должностным лицом или судом (только при выдачи замуж девушки наследницы).
2. Преступления против личности и имущества.
23. Образование государства в Риме. Реформы Сервия Туллия
Древний Рим был самым крупным государством античного мира. В период расцвета территория Рима простиралась от Пиренейского полуострова на западе до Персидского залива на востоке и от Британских островов на севере до Северной Африки на юге. Сейчас на этой территории располагается около 30 государств. Древний Рим образовался в виде античного полиса. История государства делится на следующие периоды:
1. Царский период. Этот период длился от основания Рима в середине 8 века до нашей эры (753 год до.н.э.) по 509 год до.н.э.
2. Республиканский период, который длился с 509 по 27 год до.н.э.
3. Имперский период (27 год до.н.э – 476 год), который делится на 2 подпериода: Принципат (с 27 года до.н.э по 284 год) и Доминат (с 284 по 476 год до падения западной Римской Империи).
Царский период.
Образование Рима античные историки относят к 753 гг. до н.э. В результате объединения сельских общин возник общий центр – на Капитолийском холме. В анчале 6 века власть в Риме захватили этруски, которые способствовали ускорению развития римской государственности. Процесс разложения родового строя похож на тот же процесс в Афинах. Однако же в данном процессе есть некоторая специфика, обусловленная внутренней борьбой различных слоев римского населения – патрициев и плебеев.
Патриции – коренное население Рима, которые владели землей, могли исполнять административные, военные и жреческие функции. Патриции объединялись в три трибы по племенному признаку, 300 родов, 30 курий. Плебеи же, по мнению ученых – пришлое население, которое было ущемлено в правах.
Вооруженные силы Рима представляли собой народное ополчение, которое собиралось по куриям. Постепенно в римском обществе активизировались внутренние процессы, которые подрывали единство римской общины:
— Увеличивалось число плебеев
— внутри патрициата и плебса шло имущественное разложение, появились богатые плебеи
— ограниченность земельного фонда общины и ее перенаселение требовало расширения земли военным путем. таким образом, возросла военная роль плебса.
Основные требования плебеев, которые появились в связи с этим и были частично удовлетворены реформами предпоследнего легендарного царя Сервия Туллия, заключались в отмене долговой кабалы, допуска к участию в разделе общественных земель, политическом равноправии, допуске к управлению.
Реформы царя Сервия Туллия.
1. Были созданы 21 территориальная триба. Внутри триб оказались объединены жители соседских и родовых общин – патриции и плебеи. Это привело к ослаблению роли родовой знати.
2. Каждые 4 года проводилась перепись граждан и их имущества. На основании переписи население делилось на 6 имущественных разрядов. Каждый разряд должен был выставлять определенное количество вооруженных центурий (сотен):
Первый разряд формировал 80 центурий тяжеловооруженной пехоты.
Второй и третий разряды – по 20 центурий с облегченным вооружением.
Четвертый разряд – 20 центурий.
Пятый разряд – 30 центурий легковооруженной пехоты.
Шестой разряд формировал 5 центурий ремесленников, музыкантов.
Наиболее богатые жители формировали 18 центурий всадников.
3. Появляются новые виды народных собраний:
♦ Трибутные комиции. К их ведению относились взимание податей и набор войска.
♦ Центуриатные комиции. Они становятся основным видом народных собраний после провозглашения республики. На них избирались все должностные лица, утверждались законы и объявлялись войны. Каждая центурия имела 1 голос. Из 193 центурий 98 составляли самые богатые граждане. Они голосовали первыми и если их мнения совпадали, то вопрос считался решенным.