индивидуальная форма обучения дошкольников

Формы организации обучения в дошкольном учреждении

индивидуальная форма обучения дошкольников индивидуальная форма обучения дошкольников индивидуальная форма обучения дошкольников индивидуальная форма обучения дошкольников

индивидуальная форма обучения дошкольников

индивидуальная форма обучения дошкольников

Осуществляемый в детском саду процесс обучения является неотъемлемой частью воспитательно-образо­вательного процесса и направлен на общее развитие личности ребенка. Цель обучения дошкольников – передача детям общественно-исторического опыта че­ловечества.

Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

Формы различаются по: – количественному составу обучающихся; – характеру взаимодействия между учащимися и обучающим (степенью активности и самостоятельности); – способам деятельности (методам и приемам); – месту проведения.

В детском саду используются следующие формы организованного обучения: фронтальные; групповые; индивидуальные.

Использовать данные формы организации обучения можно как на занятиях, так и в повседневной жизни. Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятель­ности детей, в соотношении коллективной и индивидуаль­ной работы, в особенностях педагогического руководства.

1. Индивидуальная форма организации обучения заключа­ет в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребен­ка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов и т.п. Естественно, что делать это на фронтальном занятии не представляется возможным.

При всем явном преимуществе индивидуальных занятий перед фронтальными они не могут стать основной фор­мой обучения в дошкольном учреждении. Отме­тим их неэкономичность по времени. Кроме того они требуют от ребенка больших нервных затрат, создают для него эмоциональный диском­форт. Оставшись один на один с педагогом, ребенок испы­тывает робость, на него «давит авторитет» знающего и ум­ного взрослого.

Но в некоторых случаях индивидуальные занятия необ­ходимы. Прежде всего это относится к детям с недостатка­ми в развитии, часто болеющим, имеющим проблемы с по­ведением (неусидчивый, повышенная возбудимость, им­пульсивность поведения и др.). Занимаясь с такими детьми индивидуально, педагог помогает им усвоить необходимые знания и умения, развивает способность управлять своими психическими процессами. В индивидуальных занятиях нуждаются также дети с явно выраженными способностя­ми к той или иной деятельности (к рисованию, пению, ма­тематике), и дети с доминирующим познавательным инте­ресом (к миру техники, к животным).

2. Групповая форма обучения предполагает, что занятия проводятся с подгруппой. Для этого группа распределяет­ся на подгруппы не более 6 человек. Основанием для комп­лектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но, ни в коем случае, не совпадение в уровнях развития. В каждой подгруппе должны быть дети с разными уровнями развития, тогда «сильные» станут «маячками» для тех, кого часто относят к отстаю­щим. При подготовке к занятию, в его процессе хорошо успевающие дети станут помощниками педагога. Технология проведения групповых занятий может быть разной.

Иногда на занятии присутствуют сразу все подгруп­пы. В этих случаях педагог должен продумать, как размес­тить детей. Каждая подгруппа должна сидеть компактно, но в какой-то степени автономно. Тематика занятия может быть общей для всех (лепка по сказке «Колобок», изготовление по окончании лепки макета). Завершается занятие своеобразной выставкой работ. Каждая подгруп­па анализирует, как выполнялось задание, а все вместе оце­нивают результаты. Подгруппы могут получить варианты одного задания (каждой подгруппе выдается конверт с за­данием по конструированию из бумаги). Иногда занятия проводятся с каждой подгруппой поочередно.

3. Фронтальные занятия также необходимы в условиях со­временного дошкольного учреждения. Их содержанием может быть деятельность художественного характера. На­пример, музыкальные занятия, показ инсценировки, игра-путешествие, знакомство с произведениями искусства и т. п. На этих занятиях важен эффект «эмоционального воз­действия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыра­жению.

Источник

Формы, методы и средства организации обучения

индивидуальная форма обучения дошкольников Дарья Богатырева
Формы, методы и средства организации обучения

Формы организации обучения в ДОУ:

В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций«.

Непосредственно образовательная деятельность организуетсяпо всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.

При проведении непосредственнообразовательной деятельности выделяется три основные части:

Методы организации обучения в ДОУ:

Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО;

Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа;

Практические и игровые – упражнение, игровые методы элементарные опыты, моделирование.

Средства организации обучения в ДОУ:

Имеющиеся в ДОУ средства обучения:

-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т. д.);

-электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.);

-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);

Средства обучения и воспитания:

Физическое развитие (Обручи пластмассовые; Палка деревянная гимнастическая; Палки пластмассовые гимнастические; Мячи разного диаметра; Набор кеглей; Дуги для подлезания; Коврики массажные; Корригирующая дорожка; Скамейки для ходьбы; Щиты для бросания; Кольцеброс; Мешочки для равновесия; Скакалки детские; Шнуры; Канат для перетягивания; Флажки разноцветные; Ленты; Лесенка-стремянка; Маты.)

Познавательное развитие (Наборы тематических предметных карточек; Серия демонстрационных сюжетных тематических картин; Домино с цветными изображениями; Шнуровки различного уровня сложности; Игрушки-персонажи; Набор плоскостных геометрических фигур; Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм; Дидактические игры; Муляжи фруктов и овощей; Вкладыши; Пирамидки различной величины.)

Речевое развитие (Стимульный материал; Наборы предметных карточек по темам; Набор сюжетных карточек по темам; Предметные игрушки-персонажи; Комплекты детских книг по темам; Иллюстрации к детской художественной литературе.)

Художественно-эстетическое развитие (Магнитная доска; Мольберт; Изделия народных промыслов; Тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования; Бумага для рисования; Стаканчики; Трафареты; Кисочки; Карандаши простые, цветные; Мелки восковые; Бумага цветная; Картон цветной, белый; Пластилин; Доска для работы с пластилином; Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями; Набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, барабан, погремушки); Металлофон; Комплекты костюмов театрализованной деятельности; Шапочки для театрализованной деятельности; Ширма для кукольного театра настольная, напольная; Игрушки-персонажи; Флажки разноцветные; Куклы; Мишура; Напольный конструктор деревянный ; Наборы настольного конструктора.)

Технические средства обучения

Экранно-звуковая аппаратура: (Пианино; Синтезатор; Музыкальный центр; Телевизор.)

Вспомогательные технические средства: (Цифровой видеопроектор; Экран.)

Носители информации: (Тематические презентации; Цифровые музыкальные аудиозаписи; Фонотека, видеотека.)

Методы и средства по формированию ОБЖ детей дошкольного возраста, применяемые педагогами ДОУ Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад № 83 общеразвивающего вида. Из опыта работы..

Физическое воспитание: сущность, задачи, формы и средства физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического.

Методы, формы работы в ДОУ по познавательному и речевому развитию дошкольников в организации предметно-развивающей среды Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной.

Методы и формы организации двигательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС до Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных.

Методы и приемы индивидуализированного обучения Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности.

Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в ДОУ и школе 1 слайд. «Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в ДОУ и школе» 2 слайд. Свою речь я хотела бы начать со.

Современные методы и приемы обучения в ДОУ Современные методы и приемы обучения в ДОУ. Дошкольный курс основ безопасности жизнедеятельности в период фундаментальных перемен, характеризующихся.

Методы, формы, средства в образовательном процессе ДОУ с реализацией ФГОС В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации.

Тест для студентов педколледжа «Методы обучения» Тест «Методы и приёмы обучения» Ф. И., группа №___ 1. Наглядные методы обучения условно.

Источник

Формы организации обучения дошкольников

индивидуальная форма обучения дошкольников Сона Цатурян
Формы организации обучения дошкольников

Формы организации обучения дошкольников

В каких формах организуется процесс обучения детей дошкольного возраста? Что такое форма обучения?

Форма обучения — способ организации деятельности обучаемых, опре-деляющий количество и характер связей участников процесса обучения. Формы обучения бывают:

— индивидуальные — педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа);

— групповые — педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать в себя весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части. Возможна смешанная форма обучения — сначала все вместе, а затем по частям;

— коллективные — совместное выполнение задания несколькими детьми;

— самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающей среде).

Чем форма обучения отличается от формы организации обучения?

Форма организации обучения — ограниченная рамками времени кон-струкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся. Форма выполняет интегрирующую роль, так как включает в себя цели, содер-жание, методы, средства обучения.

С 1953 до 2010 года основной формой организации обучения детей в детском саду было занятие. Наряду с занятием в качестве формы обучения использовалась экскурсия.Для занятия был характерен ряд признаков:

1) на занятии идет освоение детьми содержания по одному из разделов программы обучения;

2) занятия проводятся одновременно со всеми детьми группы;

3) воспитатель выполняет на занятии руководящую функцию.

В каких формах организуется обучение детей в детском саду?

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования обучение детей осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованнаяобразовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследователь-скую, продуктивную, двигательную, музыкально-художественную, чтения.

На современном этапе термин «занятие» сохраняется по отношению к музыкальным и физкультурным занятиям, проводимым обычно спе-циалистами — музыкальным и физкультурным руководителями в спе-циально оборудованных для данных видов деятельности помещениях.

В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация — это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах деткой деятельности.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки, так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. В образовательной ситуации происходит освоение содержания обучения и способов учебной деятельности. (см. табл. 5).

Таблица 5. Характеристика образовательных ситуаций в организованной образовательной деятельности

Параметры для характеристики Образовательные ситуации в организованной образовательной деятельности

Направленность на ре-шение образовательных задач Освоение новых способов деятельности, умений, обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение

Продолжительность в течение дня и количе-ство в неделю (включая музыкальные и физкультурные занятия) Младшая группа — 15 мин., 10 образователь-ных ситуаций в неделю

Средняя группа — 20 мин., 11 образователь-ных ситуаций в неделю

Старшая группа — 25 мин., 13 образователь-ных ситуаций в неделю

Подготовительная группа — 30 мин., 15 обра-зовательных ситуаций в неделю

Параметры для характеристики Образовательные ситуации в организованной образовательной деятельности

Форма образовательной ситуации Фронтальная и подгрупповая

Позиция педагога в процессе взаимодействия с детьми Позиция передачи социального опыта

Позиция ребенка в образовательной деятельности Активность, направленная на освоение соци-ального опыта

Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач одного из видов деятельности (например, коммуникативной, матема-тической, изобразительной и др.). В этом случае происходит развитие умений, необходимых для успешного осуществления конкретного вида деятельности. Например, рассматривание картины или игрушки, освоение счета, измерение. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Комплексный подход к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада.

Обучение в современном дошкольном образовательном учреждении — составная часть педагогического процесса, которое может занимать разное место в режиме дня

Какова структура образовательной ситуации в процессе организованной образовательной деятельности?

Структура образовательной ситуации зависит от решаемых задач. Если образовательная ситуация проектируется в рамках одной образова-тельной области (или вида деятельности, ее структура соответствует данному виду деятельности. Так, например, начало образовательной си-туации по образовательной области «Коммуникация» (О. Н. Сомкова) направлено на мотивацию речевой активности детей. Для этого могут быть использованы сюрпризные моменты, игровые персонажи, внесение и демонстрация новой игрушки, создание проблемной ситуации, орга-низация опыта и пр. Когда у ребенка появилось желание включиться в речевую деятельность, возникает необходимость в определении ее содержания. Для этого организуется познавательная деятельность ребенка на основе рассматривания предмета, игрушки, картины, слушания литературного произведения и пр. Воспитатель стимулирует собственные размышления ребенка, его догадки, желание обсуждать и делать выводы.

Следующий этап образовательной ситуации связан с обучением детей речевой форме. Воспитатель может использовать разные методы и приемы работы над речевыми формами: образец высказывания, план рассказа, моделирование, вопросы и пр. Заканчивается образовательная ситуация упражнениями детей в освоенной речевой форме — это детские высказывания, рассказы, рассуждения. При этом воспитатель дает оценку достижений детей, хвалит и мотивирует их, осуществляет диагностику и намечает задачи дальнейшей работы.

В том случае, если образовательная ситуация носит комплексный характер и включает задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании, ее структура определяется необходимостью решения задач разных видов деятельности и является более сложной. Например, в образовательной ситуации «Солнышко» детям старшего дошкольного возраста предлагается прослушать фрагменты сказок о солнце (как варианты можно использовать дидактические сказки Р. М. Чумичевой или фрагмент мифа об Икаре). Далее — послушать стихотворения и «описать» образ солнца, назвать самые «солнечные» слова, придумать «запахи и интонации» (мелодии) солнечной страны (солнца) — деятельность организуется с опорой на сенсорные коллекции (подбор из наборов лоскутов, цветной бумаги, фактурных материалов, мешочков с разными обонятельными наполнителями).В диалоге педагог активизирует детей пофантазировать на тему влияния солнца на живой мир: бывает ли солнце беспощадным? ласковым? что солнце дарует миру (тепло, свет) и чем его «дары» важны? как природный мир зависит от солнечных лучей (отобрать изображения зверей и птиц, активных в дневное время суток? Детям предлагается найти «солнечные» цветы и растения (подсолнух, одуванчик) и пояснить их «сходство» с солнцем, проявления с его восходом (поворот соцветия вслед за движением солнца).

Смена видов деятельности в рамках одной образовательной ситуации связана с изменением расположения детей в группе (стоя, сидя на ковре, передвигаясь по группе в поисках солнца в помещении группы, сидя за столами и пр.). Важно сочетать задания, выполнение которых требует участия педагога, и задания, которые могут быть выполнены детьми самостоятельно, например с использованием раздаточного материала. Такая организация образовательной ситуации способствует поддержанию непроизвольного внимания детей, предупреждению утомляемости, позволяет рассмотреть явление целостно, в единстве разнообразных связей и отношений.

С чего начинается образовательная ситуация?

В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу (или ее часть) и обеспечивает ее принятие. В младших группах эта задача решается за счет использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи.

Что такое педагогическое сопровождение процесса обучения? Как воспитатель сопровождает обучение детей в образовательной ситуации?

Педагогическое сопровождение процесса обучения обеспечивает активное участие всех детей в решении учебных задач. Умственная активность детей вызывается доступной им трудностью учебных задач, последовательностью их постановки, использованием задач проблемного характера, развитием общих учебно-познавательных умений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, доказывать, привлечением личного опыта детей, использованием обследовательских и поисковых действий, заданий на сравнение, заданий творческого характера. Воспитатель направляет внимание детей на слушание друг друга, дополнение суждений, их уточнение и оценку. Все это обеспечивает участие каждого ребенка в решении учебных задач.

Чем завершается образовательная ситуация?

Завершение образовательной ситуации требует подведения ее итогов, оценки детских достижений. В младших группах завершение обра-зовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, обусловленного и самим содержанием образовательной ситуации, и деятельностью детей. Со средней группы вводится небольшая дифференциация их деятельности, отмечаются успехи детей в освоении учебного материала. В старших группах воспитатель оценивает резуль-таты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отдельных детей, привлекает к оценке их самих, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.

Важно побуждать детей к эмоциональной оценке образовательной ситуации, самостоятельному высказыванию суждений, способствовать установлению связей данной ситуации с последующими видами детской деятельности (как можно применить полученные знания и умения, что еще можно узнать нового, чему еще предстоит научиться, это раскрывает детям перспективы, создает мотивацию для дальнейшего познания.

Диагностика осуществляется педагогом по ходу образовательной ситуации и направлена на выявление отношения детей к содержанию, особенностей приобретения ими умений в разных видах деятельности и умений учебного характера.

Консультация «Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников» Учет индивидуальных особенностей детей. При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического.

Опыт работы со студентами СПО «Активные формы обучения на занятиях химии» Активные формы обучения относятся к классу образовательных технологий, как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации.

Мастер-класс «Использование элементов технологии «World Cafe» как формы организации деятельности дошкольников». Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию элементов технологии «World Cafe» как нетрадиционной формы организации.

Разные формы обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения Учить детей правилам дорожного движения актуально в любом возрасте. Уже с детского сада начинается этап приобщения учащихся к основам дорожного.

Основные формы организации трудовой деятельности в дошкольных учреждениях Задачи трудового воспитания в ДОУ. Выделяются следующие задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых;.

Труд дошкольников: виды, формы организации, задачи трудового воспитания Введение Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства. Понимая огромную роль.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *