индивидуальная форма обучения это в педагогике

Индивидуальная форма обучения это в педагогике

Юрист домашней онлайн-школы «Фоксфорда», выпускник факультета права Высшей школы экономики.

Для начала проясним терминологию, где часто возникает путаница.
Юридически индивидуальной формы обучения не существует. Это лишь способ организовать обучение.

Что такое индивидуальное обучение

Под индивидуальным обучением в школе часто имеют в виду обучение по индивидуальному плану. Согласно второй статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ИУП — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Переход на индивидуальный план помогает делать акцент на любимых предметах. Это подходит тем, кто:

На ИУП можно перейти сразу по всем, нескольким или только одному предмету. Но нужно учитывать, что на аттестации у ребёнка, обучающегося по индивидуальному учебному плану, спросят то же, что и у всех остальных ребят его параллели. То есть основной общеобразовательный минимум освоить необходимо.

Порядок обучения по индивидуальному учебному плану определяет школа. Потребуется подать заявление и заключить с администрацией договор. Количество учебных часов определяется учебным планом — скорее всего, это будет очно-заочная или заочная форма обучения.

Для перехода на заочное обучение не нужно отчисляться из школы и прикрепляться для аттестаций. Ребёнок останется в контингенте школы.

Но бывает, что такое обучение не предусмотрено локальными актами — за исключением случаев, когда ребёнку необходимо устранить академическую задолженность. Тогда придётся подыскать другое учебное заведение.

Учиться по индивидуальному плану можно и вне школы.

Индивидуальное обучение вне школы

На помощь придёт семейная форма получения образования. Так ребёнок полностью учится дома. В школе нужно только сдавать аттестации — писать тесты и контрольные, чтобы продемонстрировать успеваемость и прогресс.

Здесь обучение индивидуально — можно самим выбирать педагогов, заниматься в онлайн-школе и фокусироваться на профильных предметах.

Переход на семейную форму получения образования происходит в три этапа:

Подробное руководство по переходу на семейное обучение с образцами документов смотрите здесь.

Разница между семейной формой получения образования и заочной формой обучения в том, что первая предоставляет больше свободы. На семейном обучении никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок — главное, чтобы сдавал аттестации. А на заочном отходить от плана нельзя: обучение отчасти персонализируется, но всё равно нужно учиться по конкретным учебникам школы, писать плановые проверочные работы (ВПР, МЦКО) и вообще подчиняться распорядку школы, хотя не ходишь туда каждый день.

Выбор между семейным или заочным образованием остаётся за вами. Но стоит учесть, что на заочку чаще переводят старшеклассников — ведь юридически при получении образования в школе ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят со школьных учителей.

Преимущества индивидуального обучения

Занятия в комфортном темпе. Если ребёнку требуется больше времени на сложные темы — это не проблема. Если предмет, напротив, даётся легко — ребёнок не будет топтаться на одном месте, а перейдёт к следующей.

Изучение любимых и нужных предметов. Индивидуальное обучение позволяет сделать акцент на необходимых предметах. Например, школьник хочет поступать в медицинский и делает упор на химию и биологию. В обычной школе гораздо меньше возможностей фокусироваться на профильных дисциплинах. Часто на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ почти не остаётся времени.

Гибкое расписание. Часто детям-совам тяжело просыпаться в семь утра и идти в школу. На индивидуальном обучении можно подстроить график под себя. Например, начинать занятия в 10 утра и полноценно высыпаться. А ещё совмещать с кружками и другими хобби.

Как организовать индивидуальное обучение на дому

Что в итоге

Индивидуальное обучение не является формой обучения. Чтобы учиться индивидуально, нужно перейти на индивидуальный учебный план в школе. Можно остаться в школе, но на очно-заочной или заочной форме. Либо перейти на семейную — она даёт ещё больше свободы.

Если не знаете, что лучше выбрать, проконсультируйтесь у специалистов домашней онлайн-школы «Фоксфорда».

Источник

Формы организации обучения в педагогике

Что такое формы организации обучения

Формы организации обучения — типы проведения занятий с целью осуществления учебно-познавательного процесса.

Формы организации обучения существуют и меняются в зависимости от потребностей общества, социальных заказов и развития людей. Вариативность форм обучения вносит коррективы в процесс и содержание образовательной деятельности, специфику общественных запросов и влияет на конечный результат учебы.

Использование и сочетание различных форм обучения позволяет учитывать психологические особенности обучаемых, способствовать комфортному процессу получения знаний и поднимать уровень успеваемости.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

История развития форм обучения

На протяжении тысячелетий формы обучения менялись и трансформировались.

Основные виды

К основным видам форм организации обучения относят индивидуальную, групповую, фронтальную, коллективную. Каждая из них имеет свои характеристики и целевую направленность.

Индивидуальная

Индивидуальная форма обучения — форма, обеспечивающая освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

В процессе обучения участвуют учитель и ученик. Знания передаются исключительно одному человеку, усвоение урока в этом случае имеет больше шансов. То, что не усвоено, изучается вновь до полного запоминания.

Примером индивидуальной формы обучения в современном мире считается обучение на дому или занятие с репетитором.

Групповая

Групповая форма обучения — форма организации деятельности учащихся, при которой в классе создаются небольшие группы для совместной учебной работы.

Учащиеся объединены по определенным критериям. К примеру, объединение учеников по способностям (технические, гуманитарные) и интересам (робототехника, история, математика, филология). Процесс обучения в данном случае строится преимущественно на выбранных сферах. Положительные стороны такой формы заключатся в том, что все участники процесса заинтересованы в получении теоретических знаний и их реализации на практике. Самый эффективный процесс обучения при такой организации — создание групп численностью не более 7 человек.

Фронтальная

Фронтальная форма обучения — организация учебно-воспитательной работы на уроке, при которой все учащиеся выполняют деятельность одинаковой направленности, прибегая к ее обсуждению и совместной корректировке в процессе выполнения.

Форма взаимодействия с большой группой. Суть формы в том, что учитель одновременно работает с коллективом учеников. При этом он использует единые понятия, приемы и способы обучения, никого не выделяет и ориентируется сразу на всех. Успех обучения при такой форме зависит в значительной степени от способностей, внимательности обучаемых и их желания учиться.

Типичной фронтальной группой могут считаться классы численностью более 30 человек, в которых обучаются ученики одного возраста.

Ответвлением фронтальной формы некоторые исследователи считают коллективную, при которой учитель также одновременно контактирует с большой группой учеников, но находит взаимодействие в объединяющих людей конкретных темах и интересах.

Как пример, некоторые школы практикуют «математические», «биологические» классы, классы с углубленным изучением иностранного языка.

Основные задачи форм обучения

В зависимости от формы обучения устанавливаются задачи, которые ставятся перед учителем и учеником. Каждая из используемых форм имеет свое определение и направленное действие, однако есть и задачи, которые могут быть применимы ко всем обучающим формам без исключения.

Урок — основная форма организации обучения

В современном учебном процессе практикуется проведение различных форм обучения:

На протяжении длительного времени основной и самой популярной формой остается урок.

Урок — одна из основных форм обучения, во время которой учитель работает с одним учеником или группой учеников (классом) одного возраста.

Появление уроков в системе образования произошло четыреста лет назад. Урок готовится по определенной теме и включает такие этапы:

Урок как составляющая цельного учебного процесса, имеет логическое завершение и основу для дальнейшего обучения.

Выделяют содержание и способ проведения уроков. Например, при изучении предмета истории уроки по содержанию подразделяются на «историю древних времен», «историю Отечества», «новую историю», «новейшую историю». Способ проведения может быть в виде лекции, экскурсии, круглого стола, дискуссии.

Помимо данных видов различают уроки по цели, уровню обучения и обучаемых, этапам учебных программ, преобладающим компонентам.

Чтобы уроки проходили эффективно, следует учитывать, что они должны проводиться по расписанию в классах с постоянным составом учеников одного возраста и уровня развития. Кроме того, желательно использование во время урока современных технических средств, интерактивных элементов и развивающих компонентов.

Введение в структуру урока логических задач и применение индивидуального подхода к ученикам повышает значимость и результативность этой формы обучения.

Преимущества и недостатки

Такая форма обучения, как урок имеет следующие преимущества:

Урок является законченным образовательным мероприятием, имеющим тему, цель, задачи и практическую значимость.

Из недостатков следует выделить следующие:

Какие формы обучения можно сочетать

Выбирая из многообразия обучающих форм, следует обратить внимание на те виды, которые сочетаются между собой и дополняют друг друга.

Примеры форм организации обучения, которые легко сочетаются между собой в любых вариациях:

Использование нескольких форм обучения зависит от цели уроков, предметной составляющей и уровня знаний учеников. Следует сочетать формы грамотно и рационально, тогда образовательный процесс будет продуктивнее.

Источник

Статья. Современные педагогические технологии. Индивидуальное обучение.

Современные педагогические технологии.

Московский областной медицинский колледж №2

Среди основных причин использования новых психолого- педагоги чес-ких технологий на учебных занятиях в медицинском колледже можно выде-лить следующие:

-возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия обучаемых и педагога, обеспечивающих гарантированные результаты обучения будущих медицинских работников.

В настоящее время использование современных образовательных тех-нологий, обеспечивающих личностное развитие обучающихся за счет умень-шения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие по-вышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эф-фективного использования учебного времени.

Одной из значимых и часто используемых технологий в медицинском образовании является индивидуальное обучение, способствующее овладе-нию профессиональными компетенциями.

— преподаватель взаимодействует лишь с одним обучающимся;

— один обучающийся взаимодействует лишь со средствами обучения.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной де-ятельности обучающегося к его особенностям, следить за каждым его дейст-вием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвиже-нием от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в дея-тельность как обучающегося, так и педагога, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны педагога и со стороны обучающегося. Все это способствует обучающемуся работать экономно, пос-тоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обучения.

принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспита-тельной работы с группой педагог взаимодействует с каждым обучаю-щимся по индивидуальной модели, учитывая его личностные особен-ности;

ориентация на индивидуальные особенности обучающегося в общении с ним;

учет индивидуальных особенностей обучающегося в процессе обуче-ния;

создание психолого-педагогических условий не только для развития каждого в отдельности, но и для развития всех обучающихся.

организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающегося;

различные учебно-методические, психолого-педагогические и органи-зационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуаль-ный подход.

Технологии индивидуализации обучения представляют собой динами-ческие системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, со-держание, методы и средства.

Цели индивидуального обучения:

сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности обучающегося, его потенциальных возможностей;

содействие средствами индивидуализации выполнению учебных прог-рамм каждым обучающимся, предупреждение его неуспеваемости;

формирование общеучебных умений и навыков на основе развития каждого обучающегося;

улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.

Задачи индивидуального обучения:

обеспечить индивидуальное развитие обучающегося;

обеспечить развитие его социального опыта за счет овладения навыка-ми сотрудничества;

ответственность и самостоятельность в учебно-познавательной дея-тельности.

В современной отечественной педагогической теории и практике наибо-лее яркими примерами технологии индивидуального обучения являются сле-дующие:

— технология индивидуального обучения Инге Унт;

— адаптивная система обучения А.С. Границкой;

— обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова.

Классификационные характеристики технологий индивидуального обучения:

По уровню применении: все уровни образования (ДДУ, школа, СПО, ВУЗ и т д).

По философской основе: гуманистические.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные.

По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, обще-образовательная, личностно-ориентированная и дидактикоцентричес-кая, проникающая.

По типу управления: система «репетитор».

По организационным формам: альтернативные, академические, клуб-ные, индивидуально-групповые.

По подходу к обучающемуся: гуманно-личностные.

По преобладающему методу: программированные, саморазвивающие, творческие.

По направлению модернизации: альтернативные.

По категории обучаемых: все категории.

Реализацию указанных принципов можно рассмотреть на примере освое-ния ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий МДК.01.01 Здоро-вый человек и его окружение в Коломенском медицинском колледже.

Свобода — это право выбора обучающимся предмета, темы, партнера, ис-точников знаний, тем, форм и способов работы. Естественно, что сам профес-сиональный модуль и междисциплинарный комплекс определяется учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: обучающийся осу-ществляет свободное учение, самоконтроль, взаимоконтроль, но окончатель-но уровень достижения цели оценивает педагог по каждому свободно выпол-ненному заданию. Каждый обучающийся индивидуально отчитывается пе-ред педагогом. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.

Обучающийся освещает выбранную тему УИРСа перед бригадой, группой которые заслушав, оценивают данную работу, высказывают мнения по значи-мости темы и по ее раскрытию. Уровень достижения цели оценивает препо-даватель, выставляя оценку за проделанную работу.

Самостоятельность — это выбор обучающимся уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятель-ность действий, принятия решения и ответственности за этот выбор.

Выбор темы производится по желанию обучающегося в зависимости от его индивидуальной направленности интересов и подготовленности, либо необходимости.

Сотрудничество — это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Обучающийся имеет право обра-щаться за помощью к кому угодно: к согруппникам, родителям, педагогу и др. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возмож-ность обучающемуся учиться уважать другого человека, уметь его выслу-шать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе.

Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания БУДЕШЬ САМ (ответственность).

Приведу один пример данного педагогического приема с обучающимся

третьего курса сестринского отделения. В связи с тем, что обучающийся, по причине болезни, отсутствовал на занятиях темой которых была: «Беремен-ность. Внутриутробное развитие плода», после выздоровления с ним прово-дились индивидуальные занятия, на которых были разобраны основные воп-росы темы. Затем он, самостоятельно выучив тему, в виде закрепления зна-ний, подготовил компьютерную презентацию на тему: «Внутриутробное раз-витие плода» (см. сайт Коломенского медицинского колледжа).

Данная презентация была продемонстрирована на практическом заня-тии и обсуждена обучающимися бригады. Оценка выставлена преподавате-лем с учетом ответов докладчика на заданные вопросы, с учетом мнения бри-гады о качестве, полноте выполненной работы и т д.

Поставленные цели индивидуального обучения, а именно: дальнейшее развитие индивидуальных потенциальных возможностей обучающегося, вы-полнение учебной программы, формирование общих компетенций и профес-сиональных навыков, повышение учебной мотивации были достигнуты.

Задачи данного метода обучения в виде ответственности и самостоя-тельности в учебно-познавательной деятельности выполнены.

Индивидуальный подход, как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обу-чения можно также считать «проникающей технологией».

Данная технология необходима для сохранения и развития индивиду-альности обучающегося, наилучшего усвоения дисциплин, профессиональ-ных модулей, для повышения учебной мотивации, а также приобретения профессиональных и общих компетенций, знаний, умений и навыков, необ-ходимых в будущей профессии. Задачами данной технологии являются: обес-печение индивидуального развития, повышение профессионального и соци-ального опыта, развитие самостоятельности и ответственности. Думаю, что индивидуальное обучение является одним из наиболее продуктивных и перс-пективных методов подготовки будущих специалистов.

Литература и Интернет – источники:

• Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989

• Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., 2001.

• Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995.
• Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.
• Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. Мурманск, 1997.
• Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: Феномен, концепция, технология // Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. — М., 1994.

Источник

Индивидуальная форма обучения

Обеспечение качественного образования в соответствии с интересами и потребностями. Анализ индивидуальных форм обучения. Исследование тьюторства, репетиторства, гувернерства и семейного обучения. Создание индивидуального образовательного маршрута.

РубрикаПедагогика
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления23.05.2016
Размер файла25,4 K

индивидуальная форма обучения это в педагогике

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Измаильский государственный гуманитарный университет

на тему: Индивидуальная форма обучения

1. Индивидуальная форма обучения

1.1 Понятие формы обучения

1.2 Понятие индивидуальной формы обучения

Глава 2. Виды индивидуальной формы обучения

2.4 Семейное обучение

Глава 3.Индивидуальный образовательный маршрут

3.1 Индивидуальная траектория обучения

3.2 Индивидуальный учебный план

В настоящее время одной из главных задач общеобразовательной школы является развитие личности учащегося, обеспечение современного качественного образования в соответствии с его интересами и потребностями. Очевидно, что довольно трудно обеспечить качество, когда процесс учения осуществляется без интереса и под давлением. Решение этой задачи, прежде всего, требует изменений в проектировании образовательного процесса, использовании педагогических технологий, обеспечивающих продуктивное взаимодействие субъектов обучения и поддержку индивидуального развития каждого ученика. Вышесказанное обуславливает необходимость пересмотра подходов к организации технологической подготовки в общеобразовательной школе, в результате которой учащиеся должны приобретать социальные и личностно значимые умения, позволяющие им решать жизненные проблемы и осуществлять преобразовательную деятельность. При индивидуальном обучении удается наиболее полно реализовать индивидуальные возможности ученика, учесть его личностные свойства. В настоящее время приобретает актуальность такой вид индивидуального обучения, как формирование индивидуальный образовательных маршрутов.

1. Индивидуальная форма обучения

1.1 Понятие формы обучения

Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количество учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы учащихся; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями и др.

В дидактике предпринимаются попытки дать определение организационной формы обучения.

Наиболее обоснованным представляется подход И.М. Чередова к определению организационных форм обучения. Исходя из философского понимания формы как внутренней организации и содержания, охватывающей систему устойчивых связей предмета, он определяет организационную форму обучения как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Такая конструкция представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым является процесс взаимодействия учителя с учениками при работе над определённым учебным материалом.

Следовательно, формы обучения нужно понимать как конструкции отрезков процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определённого содержания учебного материала и освоению способов деятельности.

Процесс обучения реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов. Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения.

Результатом взаимодействия учителя и ученика является:

·профессиональное совершенствование педагога;

·усвоение учениками и студентами знаний, умений и навыков;

·развитие психических процессов учеников и студентов;

·развитие нравственных качеств учеников и студентов;

Форма обучения означает форму организации работы учащихся под руководством педагога, которая может быть:

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:

Функции форм обучения:

2. Воспитательная. Данная функция обеспечивается введением обучающихся с помощью системы обучения в разнообразные виды деятельности. В результате в работу активно включаются все духовные и физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-практические.

3. Организационная, которая состоит в том, что необходимость соответствия объема, качества содержания образования возрастным возможностям обучающихся требует от обучающего четкой организационно-методической подачи материала, строгого отбора вспомогательных средств.

5. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами выполняет развивающую функцию. Особенно эффективно она реализуется, когда при изучении темы в учебном процессе используется многообразие форм. Многообразие и разнообразие форм порождает богатство условий для умственной, трудовой, игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов.

7. Систематизирующая и структурирующая функции организационных форм обучения состоят в том, что они требуют распределения всего учебного материала по частям и темам, его структурирования и систематизирования как в целом, так и для каждого занятия.

8. Стимулирующая функция формы организации учебных занятий проявляется с наибольшей силой, когда соответствует особенностям возраста учащихся, специфике развития их психики и организма.

Организационные формы и системы обучения историчны: рождаются, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества, производства, науки и образовательной теории и практики.

1.2 Понятие индивидуальной формы обучения

Система индивидуального обучения сложилась ещё в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал опыт посредством говорящих знаков своему потенциальному приемнику, занимаясь с ним индивидуально.

В настоящее время данная форма обучения применяется с целью адаптирования степени сложности учебных заданий, оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ученика и оптимизации самого учебного процесса.

Задачей педагогов при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые бы обеспечивали активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

К преимуществам индивидуальной формы обучения можно отнести: самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, творческих способностей, осуществляется хороший контроль.

К недостаткам индивидуальной формы обучения можно отнести то, что каждый ученик работает сам по себе, вне контактов с другими учащимися. Это значит, что не происходит воспитания навыков коллективного труда. Ученик не оказывает помощи другим ученикам и не получает ее от других учеников. Индивидуальное обучение десоциализировано.

Глава 2. Виды индивидуальной формы обучения

Данная форма организации учебного процесса широко применяется в европейских вузах, но пока не получила распространения в отечественной высшей школе.

Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.

Сегодня примерно 90% занятий в Оксфордском и 75% в Кембриджском университете проводится тьютором с одним или двумя студентами.

Традиционная структура тьюторской системы включает в себя три элемента:

·Собственно тьюторство, осуществляющее обучение студента в течение триместра или учебного года (культурный тренд);

·Руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу студентов и работу, в том числе, в каникулярное время (соединение культурного и индивидуального);

·Моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова (индивидуальный тренд). индивидуальный обучение маршрут репетитор

Основные отличия профессии репетитора:

·Как правило, репетитор работает с людьми, осознающими необходимость получения новых знаний и умений и достаточно для этого мотивированными.

·Часто обучение с репетитором привязано к школьным или вузовским учебным программам. Репетитор начальных классов сможет заинтересовать младшего школьника предметом и процессом обучения. Ученику средней и старшей школы репетитор поможет догнать учебную программу, дополнительно выучить иностранные языки, успешно сдать экзамены или подготовиться к поступлению в ВУЗ.

·Как правило, программа обучения с репетитором имеет четкие временные границы, обусловленные поставленным в начале обучения целям. Репетитор поможет поступить в престижный университет, сдать ответственный экзамен, кандидатский минимум, языковой тест, приобрести знания и навыки, необходимые для определенной деятельности.

·Репетиторство имеет давние традиции частного обучения. Домашний репетитор был основой получения образования до начала прошлого века.

В Украине гувернеры появились в 18 веке. Тогда это была сугубо мужская профессия. Как правило, они были хорошо образованны, зачастую гувернеров «выписывали» из-за границы. Иметь в доме воспитателя-иностранца считалось престижным.

2.4 Семейное обучение

Глава 3. Индивидуальный образовательный маршрут

3.1 Индивидуальная траектория обучения

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а так же существующими стандартами содержания образования.

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория», обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализаций:

Вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут.

Специальные педагогические технологии

Ценность индивидуально-образовательной траектории обучающегося в том, что она позволяет на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию собственных знаний и умений, пополнить знания при проектировании своей учебной деятельности с целью отработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах учебно-познавательной деятельности. При этом очень важно, чтобы у каждого обучающегося была сформулирована личностно-ориентированная задача по проектированию индивидуально-образовательной траектории, что способствует повышению личностного образовательного роста обучающегося.

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой: целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.

Необходимость рассмотрения процесса построения индивидуально-образовательной траектории ученика, опирающегося на эти идеи, связана с тем, что они создают условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения.

Индивидуально-образовательная траектория, по мнению С.В. Воробьевой, адекватно личностно-ориентированному образовательному процессу, но в то же время, не тождественна ему, так как имеет специфические особенности:

·Она специально разрабатывается для конкретного ученика как его индивидуальная образовательная программа;

·В стадии разработки индивидуальной образовательной траектории ученик выступает:

1) Как субъект выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением;

·На стадии реализации учащийся выступает как субъект осуществления образования;

В этом случае личностно ориентированный образовательный процесс реализуется как индивидуальная образовательная траектория при условии использования функциональных возможностей педагогической поддержки. Именно поддержка ученика в образовательном процессе трансформирует личностно-ориентированный образовательный процесс в индивидуальную образовательную траекторию. Содержание индивидуально-образовательной траектории определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ученика (уровнем готовности к освоению программы), содержанием программы.

Инновационные процессы в современной школе актуализируют проблему не только совершенствования методики обучения, но и развитие общеобразовательных учреждений, в которых личностное развитие ребенка может протекать наиболее эффективно.

В результате возникли объективные предпосылки для выбора обучающимися индивидуально-образовательных траекторий, которые бы наиболее полно отвечали их личностным потребностям и устремлениям. Однако учащиеся испытывают существенные трудности в выборе образовательной траектории и далеко не всегда ощущают себя ответственными за сделанный выбор, за свой личностный рост.

Возможность индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что при изучении темы он может, например, выбрать один из следующих подходов: базисное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижения учениками нормативного образовательного уровня.

Для этого предоставляются школьникам многообразные учебные задания (по степени сложности и способу выполнения), чтобы они имели возможность выбора, а следовательно самоопределения. Они определяют наиболее интересное и легкое для них задание, отбирают самое трудное и тяжелое задание, определяют с помощью кого из окружающих его людей ему будет легче выполнить задание, а также выбрать необходимые материалы, ТСО, справочники, книги, таблицы. Выбирают из групп заданий: репродуктивного, проблемного, творческого характера. Учитель следит за тем, чтобы ученики не выбирали постоянно однотипные задания. Таким образом, каждый ученик перерабатывал одну и ту же информацию, но решал задачи собственным путем в зависимости от того, какой стиль учения ему присущ.

3.2 Индивидуальный учебный план

Учебный план, это способ организации обучения определенному предмету или на определенном уровне. Цель учебного плана состоит в том, чтобы определить задачи обучения, содержание обучения, а также используемые методы и материалы. Под индивидуальным учебным планом понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе Федерального базового учебного плана.

Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся, их семей, работодателей, учреждений профессионального образования и общеобразовательных учреждений различных видов. Учебный план не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образования. Каждый ученик вправе самостоятельно указать, интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, элективных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать индивидуальный учебный план, практически свою строго индивидуализированную образовательную программу, и индивидуальный образовательный маршрут.

После того, как составлен индивидуальный учебный план может проектироваться индивидуальная образовательная программа. Образовательная программа является документом, дающим представление о содержании деятельности образовательного учреждения, направленной на реализацию заявленных им целей. Образовательная программа проектируется творческим коллективом педагогов-единомышленников и в дальнейшем корректируется в совместной деятельности с учащимися в соответствии со следующими требованиями. Образовательная программа должна:

·Соответствовать социальному заказу;

·Обеспечивать возможность достижения учащимися уровня образованности, который необходим для реализации социального заказа;

·Соответствовать образовательным стандартам; способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся;

·Способствовать интеграции содержания образования различных образовательных областей;

·Стимулировать использование более эффективных образовательных технологий;

·Соответствовать кадровым, материальным и финансовым возможностям школы;

·Способствовать развитию обучающегося.

Одной из целей учебного плана является разработка возможных вариантов образовательных маршрутов учащихся с учетом требований времени, их образовательных запросов и познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в учебном заведении.

Очевидно, что индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации ИУП и ИОП.

Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.

В данной работе мы ознакомились с понятием индивидуальная форма обучения и её видами, а так же подробно рассмотрели понятие индивидуального образовательного маршрута как формы обучения.

В условиях личностно-ориентированного обучения, индивидуальная форма обучения, такой метод как создание индивидуального образовательного маршрута обучения имеет место быть, и применяется в гимназии №1565 «Свиблово» (Москва), центр образования «Школа здоровья» № 1317 (Москва), школа №252 (Санкт Петербург), школа №726 (Москва), центра образования № 1847 (Москва), школа №117 (Екатеринбург) и др.

При этом результаты исследований учёных доказывают, что использование индивидуальных маршрутов учебно-познавательной деятельности, обеспечивает повышение эффективности обучения, и удовлетворения и развития потребностей школьников в процессе обучения.

1) Анямова Н.Г. Индивидуальный учебный план как основа с самоопределения старшего школьника [Электронный ресурс]: #»_Toc280845753″>Приложения

Схема 1. Последовательность проектирования

Схема 2. Функции индивидуального учебного плана

Схема 3. Функции индивидуальной образовательной программы

Схема 4. Индивидуальный учебный план как основа самоопределения старшеклассника

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Использование передовых педагогических технологий для обеспечения современного качественного образования. Понятие индивидуальной формы обучения, виды: тьюторство, репетиторство, гувернёрство, семейное обучение; индивидуальный образовательный маршрут.

реферат [144,8 K], добавлен 26.12.2010

Особенности и методы обучения детей дошкольного возраста. Педагогические средства и организация обучения дошкольников. Стратегия образовательного процесса в современных дошкольных учреждениях. Организация индивидуально-ориентированного обучения.

курсовая работа [51,6 K], добавлен 14.04.2015

Концепция форм организации обучения, разработанная В.К. Дьяченко. Организационная форма обучения как структура общения в учебном процессе. Предметная (статическая) и функциональная (динамическая) подсистемы организации обучения по И.М. Чередову.

реферат [25,4 K], добавлен 13.09.2009

Определение роли интерактивного обучения в современном языковом образовании. Психолого-педагогическая характеристика интерактивного общения детей как образовательного механизма. Организация обучения иностранному языку в условиях интерактивного обучения.

дипломная работа [64,4 K], добавлен 29.05.2014

Анализ термина «форма организации обучения» (групповая, фронтальная, индивидуальная и парная). Нестандартные формы и приемы работы в обучении иностранному языку, результаты опытно-практической работы по их применению. Ролевая игра, метод проектов.

курсовая работа [241,3 K], добавлен 05.03.2015

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *