индивидуальная форма обучения подразумевает
Индивидуальная форма обучения подразумевает
Юрист домашней онлайн-школы «Фоксфорда», выпускник факультета права Высшей школы экономики.
Для начала проясним терминологию, где часто возникает путаница.
Юридически индивидуальной формы обучения не существует. Это лишь способ организовать обучение.
Что такое индивидуальное обучение
Под индивидуальным обучением в школе часто имеют в виду обучение по индивидуальному плану. Согласно второй статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ИУП — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Переход на индивидуальный план помогает делать акцент на любимых предметах. Это подходит тем, кто:
На ИУП можно перейти сразу по всем, нескольким или только одному предмету. Но нужно учитывать, что на аттестации у ребёнка, обучающегося по индивидуальному учебному плану, спросят то же, что и у всех остальных ребят его параллели. То есть основной общеобразовательный минимум освоить необходимо.
Порядок обучения по индивидуальному учебному плану определяет школа. Потребуется подать заявление и заключить с администрацией договор. Количество учебных часов определяется учебным планом — скорее всего, это будет очно-заочная или заочная форма обучения.
Для перехода на заочное обучение не нужно отчисляться из школы и прикрепляться для аттестаций. Ребёнок останется в контингенте школы.
Но бывает, что такое обучение не предусмотрено локальными актами — за исключением случаев, когда ребёнку необходимо устранить академическую задолженность. Тогда придётся подыскать другое учебное заведение.
Учиться по индивидуальному плану можно и вне школы.
Индивидуальное обучение вне школы
На помощь придёт семейная форма получения образования. Так ребёнок полностью учится дома. В школе нужно только сдавать аттестации — писать тесты и контрольные, чтобы продемонстрировать успеваемость и прогресс.
Здесь обучение индивидуально — можно самим выбирать педагогов, заниматься в онлайн-школе и фокусироваться на профильных предметах.
Переход на семейную форму получения образования происходит в три этапа:
Подробное руководство по переходу на семейное обучение с образцами документов смотрите здесь.
Разница между семейной формой получения образования и заочной формой обучения в том, что первая предоставляет больше свободы. На семейном обучении никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок — главное, чтобы сдавал аттестации. А на заочном отходить от плана нельзя: обучение отчасти персонализируется, но всё равно нужно учиться по конкретным учебникам школы, писать плановые проверочные работы (ВПР, МЦКО) и вообще подчиняться распорядку школы, хотя не ходишь туда каждый день.
Выбор между семейным или заочным образованием остаётся за вами. Но стоит учесть, что на заочку чаще переводят старшеклассников — ведь юридически при получении образования в школе ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят со школьных учителей.
Преимущества индивидуального обучения
Занятия в комфортном темпе. Если ребёнку требуется больше времени на сложные темы — это не проблема. Если предмет, напротив, даётся легко — ребёнок не будет топтаться на одном месте, а перейдёт к следующей.
Изучение любимых и нужных предметов. Индивидуальное обучение позволяет сделать акцент на необходимых предметах. Например, школьник хочет поступать в медицинский и делает упор на химию и биологию. В обычной школе гораздо меньше возможностей фокусироваться на профильных дисциплинах. Часто на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ почти не остаётся времени.
Гибкое расписание. Часто детям-совам тяжело просыпаться в семь утра и идти в школу. На индивидуальном обучении можно подстроить график под себя. Например, начинать занятия в 10 утра и полноценно высыпаться. А ещё совмещать с кружками и другими хобби.
Как организовать индивидуальное обучение на дому
Что в итоге
Индивидуальное обучение не является формой обучения. Чтобы учиться индивидуально, нужно перейти на индивидуальный учебный план в школе. Можно остаться в школе, но на очно-заочной или заочной форме. Либо перейти на семейную — она даёт ещё больше свободы.
Если не знаете, что лучше выбрать, проконсультируйтесь у специалистов домашней онлайн-школы «Фоксфорда».
Статья. Современные педагогические технологии. Индивидуальное обучение.
Современные педагогические технологии.
Московский областной медицинский колледж №2
Среди основных причин использования новых психолого- педагоги чес-ких технологий на учебных занятиях в медицинском колледже можно выде-лить следующие:
-возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия обучаемых и педагога, обеспечивающих гарантированные результаты обучения будущих медицинских работников.
В настоящее время использование современных образовательных тех-нологий, обеспечивающих личностное развитие обучающихся за счет умень-шения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие по-вышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эф-фективного использования учебного времени.
Одной из значимых и часто используемых технологий в медицинском образовании является индивидуальное обучение, способствующее овладе-нию профессиональными компетенциями.
— преподаватель взаимодействует лишь с одним обучающимся;
— один обучающийся взаимодействует лишь со средствами обучения.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной де-ятельности обучающегося к его особенностям, следить за каждым его дейст-вием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвиже-нием от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в дея-тельность как обучающегося, так и педагога, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны педагога и со стороны обучающегося. Все это способствует обучающемуся работать экономно, пос-тоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обучения.
принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспита-тельной работы с группой педагог взаимодействует с каждым обучаю-щимся по индивидуальной модели, учитывая его личностные особен-ности;
ориентация на индивидуальные особенности обучающегося в общении с ним;
учет индивидуальных особенностей обучающегося в процессе обуче-ния;
создание психолого-педагогических условий не только для развития каждого в отдельности, но и для развития всех обучающихся.
организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающегося;
различные учебно-методические, психолого-педагогические и органи-зационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуаль-ный подход.
Технологии индивидуализации обучения представляют собой динами-ческие системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, со-держание, методы и средства.
Цели индивидуального обучения:
сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности обучающегося, его потенциальных возможностей;
содействие средствами индивидуализации выполнению учебных прог-рамм каждым обучающимся, предупреждение его неуспеваемости;
формирование общеучебных умений и навыков на основе развития каждого обучающегося;
улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
Задачи индивидуального обучения:
обеспечить индивидуальное развитие обучающегося;
обеспечить развитие его социального опыта за счет овладения навыка-ми сотрудничества;
ответственность и самостоятельность в учебно-познавательной дея-тельности.
В современной отечественной педагогической теории и практике наибо-лее яркими примерами технологии индивидуального обучения являются сле-дующие:
— технология индивидуального обучения Инге Унт;
— адаптивная система обучения А.С. Границкой;
— обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова.
Классификационные характеристики технологий индивидуального обучения:
По уровню применении: все уровни образования (ДДУ, школа, СПО, ВУЗ и т д).
По философской основе: гуманистические.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные.
По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, обще-образовательная, личностно-ориентированная и дидактикоцентричес-кая, проникающая.
По типу управления: система «репетитор».
По организационным формам: альтернативные, академические, клуб-ные, индивидуально-групповые.
По подходу к обучающемуся: гуманно-личностные.
По преобладающему методу: программированные, саморазвивающие, творческие.
По направлению модернизации: альтернативные.
По категории обучаемых: все категории.
Реализацию указанных принципов можно рассмотреть на примере освое-ния ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий МДК.01.01 Здоро-вый человек и его окружение в Коломенском медицинском колледже.
Свобода — это право выбора обучающимся предмета, темы, партнера, ис-точников знаний, тем, форм и способов работы. Естественно, что сам профес-сиональный модуль и междисциплинарный комплекс определяется учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: обучающийся осу-ществляет свободное учение, самоконтроль, взаимоконтроль, но окончатель-но уровень достижения цели оценивает педагог по каждому свободно выпол-ненному заданию. Каждый обучающийся индивидуально отчитывается пе-ред педагогом. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.
Обучающийся освещает выбранную тему УИРСа перед бригадой, группой которые заслушав, оценивают данную работу, высказывают мнения по значи-мости темы и по ее раскрытию. Уровень достижения цели оценивает препо-даватель, выставляя оценку за проделанную работу.
Самостоятельность — это выбор обучающимся уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятель-ность действий, принятия решения и ответственности за этот выбор.
Выбор темы производится по желанию обучающегося в зависимости от его индивидуальной направленности интересов и подготовленности, либо необходимости.
Сотрудничество — это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Обучающийся имеет право обра-щаться за помощью к кому угодно: к согруппникам, родителям, педагогу и др. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возмож-ность обучающемуся учиться уважать другого человека, уметь его выслу-шать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе.
Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания БУДЕШЬ САМ (ответственность).
Приведу один пример данного педагогического приема с обучающимся
третьего курса сестринского отделения. В связи с тем, что обучающийся, по причине болезни, отсутствовал на занятиях темой которых была: «Беремен-ность. Внутриутробное развитие плода», после выздоровления с ним прово-дились индивидуальные занятия, на которых были разобраны основные воп-росы темы. Затем он, самостоятельно выучив тему, в виде закрепления зна-ний, подготовил компьютерную презентацию на тему: «Внутриутробное раз-витие плода» (см. сайт Коломенского медицинского колледжа).
Данная презентация была продемонстрирована на практическом заня-тии и обсуждена обучающимися бригады. Оценка выставлена преподавате-лем с учетом ответов докладчика на заданные вопросы, с учетом мнения бри-гады о качестве, полноте выполненной работы и т д.
Поставленные цели индивидуального обучения, а именно: дальнейшее развитие индивидуальных потенциальных возможностей обучающегося, вы-полнение учебной программы, формирование общих компетенций и профес-сиональных навыков, повышение учебной мотивации были достигнуты.
Задачи данного метода обучения в виде ответственности и самостоя-тельности в учебно-познавательной деятельности выполнены.
Индивидуальный подход, как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обу-чения можно также считать «проникающей технологией».
Данная технология необходима для сохранения и развития индивиду-альности обучающегося, наилучшего усвоения дисциплин, профессиональ-ных модулей, для повышения учебной мотивации, а также приобретения профессиональных и общих компетенций, знаний, умений и навыков, необ-ходимых в будущей профессии. Задачами данной технологии являются: обес-печение индивидуального развития, повышение профессионального и соци-ального опыта, развитие самостоятельности и ответственности. Думаю, что индивидуальное обучение является одним из наиболее продуктивных и перс-пективных методов подготовки будущих специалистов.
Литература и Интернет – источники:
• Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989
• Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., 2001.
• Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995.
• Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.
• Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. Мурманск, 1997.
• Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: Феномен, концепция, технология // Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. — М., 1994.
Кто может перейти на индивидуальное обучение в школе
Кто может перейти на индивидуальное обучение в школе
В течение нескольких десятков лет обучение в России строилось на принципе массовости и универсальности. В последние годы наблюдается тенденция по отходу от традиционных приемов. Родителей и их детей все больше привлекает индивидуальное обучение, которое может быть представлено разными видами и формами. Явление пока не получило сильного распространения, но к нему все чаще обращаются семьи, младшее поколение которых могло бы получать образование по классическому образцу. У направления действительно немало преимуществ, но есть и негативные моменты.
Особенности индивидуального обучения в России
Согласно положениям российского законодательства, дети, достигшие школьного возраста, получают право на получение среднего образования. Это может быть как традиционный подход, так и индивидуальное обучение в школе или дома. Чаще всего к такому варианту прибегают в ситуации, осложненной психическими или физическими заболеваниями у ребенка. Мало кто знает, что и совершенно здоровые дети без каких-либо особенностей имеют право претендовать на такую форму обучения.
На обучение по индивидуальному учебному плану школьники могут перейти по усмотрению родителей в разрешенных случаях.
Цели и задачи направления
Индивидуальное обучение – это отдельный вариант способа работы с ребенком школьного возраста. Его основной целью является предоставление шанса на получение образования детям, нуждающимся в особом подходе. Специфические приемы направления позволяют создавать подходящую схему учебы для каждого конкретного школьника. В результате он может освоить тот материал, который предусмотрен Федеральным государственным образовательным стандартом. Вопреки распространенному мнению, обучение по частному плану предусмотрено российской системой образования, поэтому при наличии оснований для его применения услуги предоставляются бесплатно.
Виды индивидуального обучения
Специфика индивидуального подхода к обучению такова, что вариантов работы с ребенком могут быть десятки – в этом и заключается смысл направления. Педагоги выделяют две схемы организации учебного процесса, на базе которых и строится подходящий частный вариант.
Основные виды индивидуального обучения:
Возможна и смешанная схема, которая сочетает приемы обоих базовых форм обучения.
Влияние научно-технического прогресса на способ получения образования
Благодаря развитию интернета и информационных технологий индивидуальная форма обучения в школе получила новые возможности. Во-первых, теперь дети могут получать и передавать нужную информацию с помощью компактных носителей. Во-вторых, у них появилась масса способов заняться самообразованием. Наконец, все активнее развиваются технологии, на основе которых разработано дистанционное обучение. Теперь учителям не обязательно посещать своих учеников, уроки можно вести удаленно. При необходимости даже промежуточное тестирование и другие формы проверки знаний можно осуществлять в электронном виде.
Законодательные нормативы
Индивидуальная программа обучения в школе может применяться на основании Закона об образовании. Это подкреплено еще рядом документов, в частности, письмами Министерства образования. Стоит учесть, что не все школы предоставляют услугу, в обязанности некоторых заведений это не входит. Наличие в учреждении такого сервиса должны быть прописано в Уставе организации. Там же перечисляются все правила и особенности оказания услуги, упоминаются группы детей, на которых рассчитано направление.
Специфика учебного процесса
Если ребенок посещает индивидуальные занятия в школе, расписание строится в зависимости от его возможностей. Дети, которые находятся на домашнем обучении, работают по определенному графику. Для ученика начальной школы количество часов, отводимых на работу с учителем, не должно превышать восьми в неделю. Для детей средних и старших классов показатель равняется десяти и двенадцати часам соответственно.
Получается, что находясь на индивидуальном обучении, школьники большую часть времени занимаются самостоятельно. Некоторые скептики воспринимают это как недостаток подхода, но на практике все иначе. Настроенные на результат дети привыкают к необходимости заниматься самообразованием. Многие из них быстро учатся пользоваться дополнительными источниками информации и базовыми пособиями. В результате они нередко осваивают программу быстрее и качественнее, чем их сверстники при традиционном подходе.
На кого рассчитано обучение по индивидуальной схеме?
Чтобы получить индивидуальное обучение в школе, надо привести аргументы в пользу применения особой системы. Специалисты выделили несколько групп детей, представители которых чаще всего нуждаются в специфическом подходе. Вообще, любой ребенок может рассчитывать на использование такой схемы, но, если для этого нет оснований, в ход идет дистанционное обучение, предлагаемое коммерческими школами.
Если в школе не принят соответствующий локальный акт, то реализовать свое право на обучение по индивидуальному учебному плану в данной организации невозможно.
Проблемы с успеваемостью и/или дисциплиной
Если ребенок в целом учится плохо или сильно не успевает хотя бы по одному из предметов, для него может быть разработана индивидуальная программа в школе. Также система нередко применяется по отношению к ребятам, которые не могут наладить отношения в коллективе или ведут себя вызывающе в общении с учителями. Частный подход иногда становится единственным вариантом получения образования ребенком с психическими отклонениями или особенностями развития.
В таких ситуациях дети нередко не только осваивают школьную программу, а еще и дополнительно занимаются с психологами, дефектологами. Если через какое-то время проблема будет устранена или сглажена, ставится вопрос о введении учащегося в коллектив.
Талантливые дети
Индивидуальный учебный план способен принести пользу не только неуспевающим ученикам, но и одаренным школьникам. Примечательно, что дети, которые сильно прогрессируют по одним предметам, могут серьезно отставать по другим дисциплинам. Чтобы одновременно развивать таланты таких ребят и дотягивать их по проблемным направлениям до достойного уровня, нужен специальный учебный план. Также стоит учесть, что такие школьники нередко сталкиваются с трудностями при общении со сверстниками, но чувствуют себя комфортно в окружении взрослых.
Юные спортсмены
Детям, которые профессионально занимаются спортом, нередко приходится пропускать занятия. После перерыва им сложно воспринимать информацию, а программу всему классу, подстраиваясь под них, никто менять не будет. В этом случае также спасением становится индивидуальная школа в одном из ее многочисленных вариантов. Благодаря продвижению системы, а также развитию информационных технологий, современные начинающие спортсмены в полном объеме усваивают обязательную школьную программу. Это позволяет им всесторонне развиваться, а после школы при желании продолжать получение образования в высших учебных заведениях.
Дети с ограниченными возможностями
Наверное, самая многочисленная группа на сегодняшний день. Дети, которые в силу физических или психических недугов, а также особенностей развития, вынуждены сидеть дома, чаще всего получают помощь в виде индивидуальных уроков. Если есть возможность, учителя стараются помочь таким школьникам освоить стандартную учебную программу. В сложных случаях базовый учебный план максимально упрощается, подводится под способности ребенка. Сегодня активное развитие получило такое направление, как инклюзия. При этой форме обучения для детей с ограниченными возможностями создаются комфортные условия в самой школе, чтобы ребята могли общаться со своими сверстниками.
Как перевести ребенка на индивидуальное обучение?
Закон позволяет либо изначально оформить индивидуальное обучение в школе, либо в любой момент перевести на него ребенка. Для этого достаточно написать заявление по форме и подать его в администрацию заведения. В документе нужно описать причины выбора в пользу специальной формы обучения, перечислить свои пожелания к программе. Например, указать, что одни обязательные предметы школьнику следует давать в интенсивном темпе, а другие – в замедленном. Также можно запросить услугу по проведению дополнительных занятий по каким-то дисциплинам, но это уже будет классифицироваться как репетиторство. Такие услуги даже муниципальными школами предоставляются за плату.
Что делать при получении отказа?
Перед обращением с заявлением в администрацию школы стоит узнать, предусмотрена ли конкретным заведением данная форма обучения. Этот момент должен быть прописан в Уставе. Если в документе есть соответствующее положение, официальными представителями ребенка озвучены причины отказа от традиционного подхода, а школа не дает разрешения, надо обратиться в местное отделение Министерства образования. Сотрудники организации либо обяжут учебное заведение предоставить услугу, либо подберут для школьника подходящее место учебы.
Примечательно, что даже если индивидуальное образование в школе не предусмотрено, представители Министерства образования могут обязать учреждение внести разрешающие поправки в свой Устава.
Обращение в образовательный центр
Любая организация, предоставляющая образовательные услуги и выдающая по окончании курса документ о его прохождении – это та же школа индивидуального обучения. Такие учебные центры для детей и взрослых набирают все большую популярность. Если несколько лет назад в них преимущественно преподавались иностранные языки, то теперь так можно получить дополнительную помощь по любой школьной дисциплине.
Особого внимания заслуживают частные учебные заведения, практикующие дистанционное обучение. Они не просто обещают дополнительную подготовку, а позволяют получить полное среднее образование и аттестат, не помещая школу.
Преимущества индивидуального обучения
Задумываясь над переходом на особую форму преподавания, стоит оценить достоинства и недостатки индивидуального обучения. Важно помнить, что подход может быть представлен разными формами, среди которых можно подобрать оптимальный вариант.
Положительные стороны индивидуального обучения:
Индивидуальное обучение – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану.
Наконец, индивидуальное обучение – это возможность получить достойное образование, несмотря на препятствия. Иногда применение подхода оказывается временной мерой, которая позволяет не тратить время ребенка впустую, в ожидании изменения обстоятельств.
Недостатки индивидуального обучения
Главная проблема, с которой сталкивается ребенок на индивидуальном обучении – недостаток общения со сверстниками. Если причина применения программы не заключается в проблемах со здоровьем, этот минус можно устранить, обеспечив ребенку активную социальную жизнь. Также стоит учесть, что при использовании особого подхода качество обучения во многом зависит от самостоятельности и ответственности ребенка. Хотя бы изначально за его работой нужно следить, чтобы он не стал относиться к учебе слишком расслабленно.
Родителям, которые планируют перевести ребенка на индивидуальное обучение без каких-то оснований, стоит подготовиться к серьезным расходам. Если ребенок без проблем может посещать школу, то ее администрация не будет предоставлять такую услугу бесплатно. Здесь придется договариваться с педагогами или искать частное учебное заведение.