индивидуальная форма внеклассной работы
Формы индивидуальной внеклассной работы
Сущность индивидуальной работы заключается в социализации ребенка, формировании у него потребности в самосовершенствовании, самовоспитании. Эффективность индивидуальной работы зависит не только от точного выбора формы в соответствии с поставленной целью, но и от включения ребенка в тот или иной вид деятельности.
В реальности не такой уж редкой бывает ситуация, когда индивидуальная работа сводится к отчитыванию, замечаниям, порицаниям.
Индивидуальная работа с ребенком требует от педагога наблюдательности, такта, осторожности («Не навреди!»), вдумчивости. Основополагающим условием ее эффективности служит установление контакта между педагогом и ребенком, достижение которого возможно при соблюдении следующих условий:
2. Свобода выбора. Учитель не должен всеми правдами и неправ-дами добиваться определенного результата. В воспитании совершенно неприемлем девиз «Цель оправдывает средства!». Ни в коем случае учитель не должен принуждать ребенка, заставлять признаться в чем-либо. Всякое давление исключается. Неплохо учителю помнить, что ребенок имеет полное право на собственное решение, даже если с точки зрения педагога оно неудачное.
Представьте, что на перемене к вам подходит плачущая семилетняя Ира и говорит: «Таня не хочет со мной дружить».
Ваши первые слова, коллега? Наверняка, кто-то из вас предложит спросить: «Что случилось, почему она не хочет дружить?», кто-то предложит найти другую подружку, кто-то попытается отвлечь Иру. Это и есть барьеры в общении, потому что все эти и другие действия, которые мы охарактеризуем ниже, направлены на прекращение плача ребенка, они не соответствуют тому, что на самом деле ждет от педагога ребенок.
Предлагаем вербальное (словесное) выражение барьера.
Утешение на словах: «Успокойся, не плачь, все будет хорошо».
Выспрашивание: «Почему Таня не хочет с тобой дружить? Что случилось? Вы поссорились? Ты обидела ее?» и т.д.
Совет: «Перестань плакать, еще раз подойди к Тане и узнай, почему она не хочет дружить с тобой, найди себе другую подружку» и т.д.
Уход от проблемы: «Давай сейчас с тобой поиграем, сделаем. и пр.» (игнорирование слез ребенка).
Приказ: «Прекрати сейчас же! Ну-ка, перестань реветь, слышишь, что я тебе говорю?!»
Нотации: «Нужно дружно играть, не жаловаться, хорошие девочки не ссорятся, они умеют дружить и сами разбираются в своих трудностях, хорошие девочки никогда. » и т.д.
Догадки: «Наверное, ты сама что-то сделала, если Таня не хочет с тобой дружить, может ты обидела ее?»
Обвинения: «Сама виновата, раз она не хочет с тобой дружить».
Критика: «Конечно, никто не будет дружить с такой плаксой-ваксой».
Что же делать в такой ситуации?
Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните аналогичную ситуацию, в которой вы испытали и боль, и обиду от своего близкого человека и пришли с этими переживаниями к другому своему близкому человеку. Зачем? Что обычно ждут от человека, которому доверяют свои переживания? Понимания.
Нерефлексивное слушание применяется в том случае, когда рассказчик переживает сильную отрицательную (обиду, горе, агрессию и т.д.) или положительную (любовь, радость, счастье и т.д.) эмоцию и нуждается в понимающем слушателе.
От понимающего слушателя требуется:
1) всем своим видом демонстрировать рассказчику, что его внимательно слушают и пытаются понять;
2) не перебивать репликами и рассказами о себе;
3) не давать оценок;
4) оценочные суждения заменять невербальным и вербальным отражением чувств рассказчика, т. е. мимикой, жестами и другими средствами невербального общения передавать чувства, испытываемые рассказчиком, как бы выполнять роль зеркала его чувств, или с помощью высказываний такого типа: «Да, ты сейчас очень. слегка. (в зависимости от степени переживаемого чувства) расстроен, обижен, рад, счастлив» и т.п. передавать эмоциональное состояние рассказчика;
5) не давать советов, если в них не нуждаются.
Рефлексивное слушание необходимо при обсуждении производственных вопросов, в спорных ситуация, так как оно предупреждает конфликты, непонимание между людьми, т.е. когда первостепенное значение имеет само содержание беседы, а не ее контекст, когда нужно выяснить точки зрения собеседников, совместно решить что-то, договориться о чем-либо.
В индивидуальной воспитательной внеклассной работе наряду с запланированным компонентом существует спонтанный, так называемые педагогические ситуации, являющиеся индикатором уровня педагогического профессионализма.
Применять алгоритм решения педагогической ситуации настоятельно рекомендуется начинающим педагогам для лучшего овладения профессионализмом.
Применение алгоритма рассмотрим на примере.
Внеклассное занятие во II классе «Мой любимый город». Во время беседы педагог заметил, что мальчик Вася с увлечением вырезает на столе свое имя красивым перочинным ножом.
Второй этап начинается с вопроса «почему?», задаваемого педагогом самому себе. Суть данного этапа заключается в анализе мотивов и причин поступка ребенка. Это очень важный этап, так как именно причины определяют средства педагогического воздействия. Каждая причина требует особого подхода.
Чтобы правильно определить мотивы поведения ребенка и точно ответить на вопрос «почему?», педагогу необходимо владеть невербальным общением.
Так, если бы ученик резал парту «назло» учителю, то он демонстрировал бы свои намерения, например прямым, вызывающим взглядом.
Если бы ученик портил парту от скуки, то у него был бы скучающий вид, и вместо ножа он, вероятнее всего, использовал бы ручку, или карандаш, которыми выводил бы бессмысленные узоры.
Сосредоточенный вид ученика (высунутый от усердия язык, не заметил приближения учительницы) указывает на то, что ребенок не демонстрирует свое поведение. Тот факт, что он старательно выводит свое имя, позволяет предположить, что он испытывает недостаток в признании со стороны окружающих и не умеет реализовать себя. Естественно, это может быть не единственной причиной, мы лишь предполагаем, что в данном конкретном случае неудовлетворенность своим социальным положением в классе является ведущим мотивом поведения ученика. Ответив хотя бы в общих чертах на вопрос «почему»?», можно приступать к третьему этапу алгоритма.
Третий этап заключается в постановке педагогической цели и формулируется в виде вопроса «что?»: «Что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?» Когда дело касается неблаговидных поступков, каждый педагог хочет, чтобы ребенок прекратил свое недостойное занятие и больше никогда так не делал. Но это возможно только в том случае, если ребенок испытывает чувство неловкости, стыда, а не страха. В обычной практике, к сожалению, педагог строит свое педагогическое воздействие на чувстве страха ребенка, что дает положительный, но непродолжительный эффект, так как для поддержания его требуются все более устрашающие меры.
Как же выйти из этого порочного круга и вызвать у ребенка не страх, а чувство стыда, например? Стыд будет стимулом в том случае, когда педагогическое воздействие направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Если ребенок будет четко осознавать, что он сам хороший, но в этот раз поступил не очень хорошо, тогда у него через чувство стыда (оттого, что он, такой хороший, мог позволить себе недостойный поступок) появится желание действительно больше никогда так не делать. Поэтому, ставя перед собой педагогическую
цель, нужно задуматься над тем, как в каждом конкретном случае одновременно показать ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть, понимаете его, но в то же время не одобряете его действия, так как они не достойны такого замечательного ребенка. Такой подход, не унижая и не принижая ребенка, способен вызвать в нем стимулирующее положительное поведение, чувства.
Четвертый этап заключается в выборе оптимальных средств для достижения поставленной педагогической цели и отвечает на вопрос «как?»: «Каким образом достичь желаемого результата?» Продумывая способы и средства достижения педагогического воздействия, учитель должен оставлять свободу выбора за ребенком, ребенок может поступить так, как хочет педагог, а может и иначе. Мастерство педагога проявляется в умении создать такие условия, чтобы ребенок мог сделать правильный выбор, а не заставлять его поступить так, как нужно.
Профессионал знает, что из любой ситуации может быть несколько выходов. Поэтому он предложит ребенку несколько вариантов, но самым привлекательным представит оптимальный вариант и тем самым поможет ребенку сделать правильный выбор.
Педагог-мастер использует широкий арсенал педагогических средств, стараясь избегать угроз, наказаний, насмешек, записей в дневнике о плохом поведении и жалоб родителям, так как перечисленные способы педагогического воздействия малоэффективны и свидетельствуют о низком уровне профессионализма. Отказ от подобных средств с самого начала педагогической деятельности дает огромные возможности для творчества педагога и позволяет сделать процесс общения с ребенком радостным и плодотворным.
Успех практического действия учителя будет зависеть от того, насколько верно он смог определить мотивы и причины поступка ребенка, насколько точно смог сформулировать конкретную педагогическую цель, исходя из причин поступка, насколько правильно он смог выбрать оптимальные способы достижения поставленной цели и насколько умело он смог воплотить их в реальном педагогическом процессе.
Профессиональный педагог знает, что результаты педагогических воздействий, как правило, отдалены во времени и неоднозначны, поэтому он действует как бы «на вырост», опираясь на лучшее в ребенке, если даже это лучшее еще не проявилось. Он,
принимая любого ребенка, обращается к нему не к такому, какой он «сегодня», а к такому, каким он может быть «завтра».
Статья»Современные формы внеклассной работы.»
РОССОШИНСКАЯ НШ – ФИЛИАЛ МБОУ «РОССОШИНСКАЯ СШ»
Современные формы внеклассной работы.
(выступление на педагогическом совете)
учитель начальных классов
01 апреля 2016 года
Современные формы внеклассной работы.
Внеклассная работа в начальной школе это увлекательно и полезно.
«… замечательные, блестящие уроки есть там,
где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков,
где имеются и применяются самые разнообразные
формы развития учащихся вне уроков «.
В.А.Сухомлинский
Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения.
Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся, каждому учителю известно, как много дает внеклассная работа, и какой огромный потенциал в ней заложен.
Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и вне учебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки. Результатом соблюдения преемственности является совершенствование и закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков.
Основные задачи организации внеклассной работы:
— выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
— создание условий для развития каждого ребёнка в избранной сфере внеклассной деятельности;
— формирование системы знаний, умений, навыков обучающихся;
— развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
— создание условий для реализации учащимися приобретённых знаний, умений, навыков;
— расширение рамок общения школьников с социумом;
— коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Внеклассная работа расширяет кругозор учащихся, развивает их творческие способности и т.д. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках, доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам.
Вариантов организации системы внеклассной работы в школе может быть большое количество. В каждом конкретном случае нужно исходить из задач, которые обозначены в основной образовательной программе школы и касаются всех её разделов (программа формирования универсальных учебных действий обучающихся, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и т.д.)
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования второго поколения обозначены такие формы организации внеклассной деятельности, как: кружки, секции, круглые столы, диспуты, олимпиады, конференции и др.
В педагогической науке и практике наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, массовые.
Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, прикладного творчества, в искусстве или в спорте. Наиболее популярными здесь являются такие формы, как кружки по интересам и спортивные секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: обсуждение произведений литературы, экскурсии, лабораторные занятия, изготовление поделок и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде выставки, смотра или фестиваля детского творчества и др.
Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей и подростков. Массовая работа таит в себе большие возможности активизации учащихся.
Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящены датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры, науки и др. Праздники могут быть и познавательно-развлекательными или фольклорными. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор детей и подростков, вызывают чувство приобщения к жизни страны и мирового сообщества.
На конкурсе в этом году присутствовали непосредственно участники, члены жюри, представители разных классов, а также родители участников. Активная помощь и поддержка родителей являются одним из важных факторов успешного продвижения младших школьника в сфере исследовательской деятельности.
Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся или взрослые, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.
Чаще всего приоритетными для детей в общеобразовательных учреждениях являются игровые, театральные, дискуссионные, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющей учащимся осознать самих себя.
В современной школе особое значение приобретают формы учебно-воспитательной работы предметной направленности, когда материал, изучаемый на уроках находит свое логическое завершение во внеклассной работе, т. е. формы работы, соединяющие в себе обучение и воспитание в единый процесс: уроки творчества, мозговая атака, встречи с увлечением, обозреватели за круглым столом, дидактические сказки, путешествие в предмет, аукцион знаний, дидактический театр, путешествие в страну неразгаданных тайн, предметный ринг, организацию персональных выставок учителей и учеников, защиту идеи, интеллектуальные марафоны, исторический календарь, жизнь замечательных идей, КВН по предмету, общественный смотр знаний, творческие мастерские, мастерские подарков, тематические предметные недели.
Характерной чертой системы школы сегодняшнего дня являются различные формы интеграции учебной и внеклассной работы, которая ярко представлена при проведении тематических недель.
Тематические предметные недели (декады) могут стать традиционными в каждой школе, проводится для учащихся различных возрастных групп. Могут включать в себя проведение различных форм работы: коллективных, групповых, индивидуальных и т. д.
1. При проведении тематических праздников могут быть использованы стихи, песни, подготовленные учащимися по мини-группам, кроссворды, ребусы, театрализованные факты из жизни ученых, противоборство положительных и отрицательных героев.
2. Учебно-познавательная деятельность: общешкольные предметные олимпиады и общественные смотры знаний, чествование призёров и победителей общешкольных, городских (районных), региональных предметных олимпиад и конкурсов; фестивали творческих и научно-исследовательских проектов, «Лучший портфолио ученика» и др.
3. Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия: работа школьных музеев, тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий и тематических экскурсионных поездок, соревнований «Безопасное колесо» и др.
Формы и методы индивидуальной работы с учащимися в урочной и внеурочной деятельности
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Презентация к выступлению Формы и методы работы с учащимися в урочной и внеурочной деятельности.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Формы и методы индивидуальной работы с учащимися в урочной и внеурочной деятельности.
Иванова Елена Вячеславовна,
учитель начальных классов МОУ Ликургской ООШ Буйского муниципального района
Костромской области
Описание слайда:
«Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует,
как ученик учится»
В. Ф. Шаталов
Описание слайда:
Описание слайда:
Формы индивидуальной работы
— индивидуальный подход на уроках в классе, использование элементов дифференцированного обучения, инновационных технологий, проведение нестандартных форм уроков;
— дополнительные занятия с одарёнными и неуспевающими детьми по предметам;
— подготовка к участию и участие в школьных и районных олимпиадах;
— проектная деятельность учащихся;
— участие в работе творческих кружков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий;
— участие в конкурсах, играх, викторинах;
-работа в предметных тетрадях на печатной основе;
-работа на учебных платформах сети Интернет и учебных CD-дисках;
-ведение Портфолио;
-участие в предметных неделях;
— наблюдение, эксперимент (часто на уроках окружающего мира) и др.
— работа с памятками, карточками;
Описание слайда:
Методы индивидуальной работы
создания ситуации успеха
поисковый метод, самообразование
общий психологический настрой
словесная установка
дополнительное неоднократное объяснение
показ образца.
копировальный метод
Описание слайда:
Описание слайда:
«Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?»»
Ш. Амонашвили
Выбранный для просмотра документ Формы и методы индивидуальной работы с учащимися в урочной и внеурочной деятельности. Иванова Е.В..pdf
Формы и методы индивидуальной работы с учащимися в урочной и внеурочной деятельности.
Подготовила учитель начальных классов МОУ Ликургской ООШ Иванова
«Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится»
Одна из проблем современной школы – это противоречия традиционных форм образования и особенностей личности каждого ребенка. На фоне школьных неудач, связанных с затруднениями в обучении, с состоянием здоровья, занятиями спортом, какими-либо видами художественного творчества, неблагоприятной обстановкой в семье, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой, безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное внимание со стороны учителя.
Каждый учитель в своей педагогической деятельности применяет множество различных методов, форм, технологий обучения, чтобы фактически все ученики были заинтересованы его предметом, успешны и имели прочные знания. Обеспечить такие результаты поможет индивидуальная работа с учащимися.
Зная своих учеников, учитель может подобрать соответствующие задания, форму проведения уроков, внеклассные занятия. Часто бывает так, что учитель работает во время уроков на «средних» учеников, так как их больше, но необходимо работать и с одаренными детьми и с теми, кто не может работать в темпе «средних» учеников.
Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, написания рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д.
Индивидуальная работа осуществляется с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей развития ребенка, т.к. между детьми одного возраста имеются большие индивидуальные различия, определенные природными задатками, различными жизненными условиями, состоянием здоровья, специфики его семейного воспитания, уровня воспитанности. Результативность индивидуальной работы педагога с учащимися зависит от профессиональной компетентности педагога, знаний основ психологии личности, педагогического мастерства.
построения-выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития;
Современные отечественные педагоги предлагают следующие формы индивидуальной работы с учащимися:
— дополнительные занятия с одарёнными и неуспевающими детьми по предметам;
— подготовка к участию и участие в школьных и районных олимпиадах;
— проектная деятельность учащихся;
— участие в работе творческих кружков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий;
— участие в конкурсах, играх, викторинах;
Кроме этого я применяю также такие формы индивидуальной работы с детьми:
-работа в предметных тетрадях на печатной основе;
-работа на учебных платформах сети Интернет и учебных CD-дисках;
— участие в предметных неделях;
— наблюдение, эксперимент (часто на уроках окружающего мира) и др.
-работа с памятками, карточками;
Все перечисленные формы могут заинтересовать как одаренных детей, так и неуспевающих детей.
Одним из методов индивидуальной работы с детьми, часто применяемых на уроке, является создание ситуации успеха. С ощущением успеха легче преодолеваются трудности, в том числе учебные, формируется устойчивая положительная мотивация к учению, повышается самооценка. Также применяется поисковый метод, самообразование.
В работе с неуспевающими детьми требуется словесная установка или акцентирование сообщаемого материала учителем, психологический настрой. Некоторым детям требуется дополнительное неоднократное объяснение выполнения упражнения, показ образца, копировальный метод.
Индивидуальная работа с учащимися включает несколько этапов:
Другими словами можно сказать так: выявление причины поиск путей решения проблемы выход из ситуации затруднения
Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач, для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д.
Индивидуальные работы проводятся, когда: материал доступен для индивидуальной работы школьников при направляющей помощи учителя;
учащиеся подготовлены к индивидуальной работе по этой теме, владеют определенной системой предметных ЗУНов;
имеются материалы для индивидуальной работы или их можно изготовить без больших затрат времени; учитель располагает временем для организации индивидуальной работы; Кроме этого, индивидуальная работа должна разумно сочетаться с другими формами и методами.
Вывод: индивидуальная работа с учащимися помогает строить учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся и их возможностей, что позволяет не «усреднять» способности каждого ребенка, а вести обучение с присущим каждому темпом усвоения материала, объемом, степенью сложности, только тогда учение будет доставлять радость.
«Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?»» Ш. Амонашвили
Пусть глаза ваших учеников всегда искрятся, желание учиться никогда не пропадет, а Школа и любимые Учителя всегда будут для них светлым и приятным воспоминанием!