индивидуальная программа ранней помощи образец заполнения
Служба ранней помощи
Ранняя помощь оказывается семьям, воспитывающих детей с ограничениями жизнедеятельности или риском появления таких ограничений в возрасте с 0 до 3 лет следующих категорий:
Ранняя помощь детям и их семьям – комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям с ограничениями жизнедеятельности и их семьям, и направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.
Запись на первичный приём в службу ранней помощи осуществляется по телефонам: 8(343)258-05-83
Время записи: понедельник-пятница с 9.00 до 17.00
Специалист по социальной работе Екатерина Александровна Кулик
Первичный приём проводится в пн. и ср. 09.00 и 10.30
Перед первичным приемом в Службе ранней помощи мы просим родителей заполнить анкету, составленную по шкалам KID или RCDI
Для детей от 2 до 16 месяцев — заполняется анкета KID.
Для детей от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 мес. — заполняется RCDI
Анкета состоит из вопросника (списка вопросов) и самой анкеты (формы для ответов)
* Пожалуйста, прежде чем идти на прием, удостоверьтесь, что ваша заполненная анкета обработана. Есть 2 способа заполнения анкеты:
1. Скачать вопросник и анкету, распечатать, заполнить анкету по вопроснику ручкой и принести ее в Службу перед первичным приемом.
2. Скачать вопросник, скачать анкету «для заполнения на компьютере», заполнить анкету в электронном виде и направить на эл. почту: srp20@mail.ru, либо принести в Службу ранней помощи.
Процедура заполнения скрининга
Для заполнения анкеты, пользуйтесь, пожалуйста, программой Adobe Reader. Если она отсутствует у вас на компьютере, ее легко можно установить по ссылке.
ШКАЛА
RCDI
Анкета для заполнения на бумаге
Анкета для заполнения на компьютере
В Службе ранней помощи проводятся следующие мероприятия:
Первичный прием
При обращении в службу ранней помощи, семье назначается первичный прием, который проводит междисциплинарная команда специалистов. На первичном приеме проходит сбор и анализ информации об условиях жизни семьи и ребенка; анализ медицинской документации; оценка развития ребенка, выявление ограничений жизнедеятельности ребенка, определение ресурсных возможностей ребенка и семьи.
Задача первичного приема – определить примерные направления программы помощи семье, цели и методы углубленной оценки, ведущих специалистов для работы. По итогам первичного приема семья получает заключение, согласно которому ребенка либо зачисляют в программу службы, либо даются общие рекомендации, и родители самостоятельно их используют.
Углубленная оценка
Составление индивидуальной программы ранней помощи
По результатам первичного приема, углубленной оценки, результатов опросников RCDI/KID определяются специалисты, которые будут сопровождать семью с ребенком. Составляется программа на 2 месяца. Четко формируются цели и задачи программы. Родители с ребенком приезжают в службу на занятия, согласно установленному графику. Выбираются формы работ: индивидуальная или групповая. Цель программы – достижение конкретных результатов (развитие конкретных навыков и умений).
Консультирование родителей по вопросам формирования и развития социально-бытовых навыков ребенка; по развитию мобильности, познавательной активности, коммуникации, речи и общения;
Психологическое консультирование родителей (других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц), в области социального и эмоционального развития ребенка, его взаимодействия с родителями, формирования привязанности;
Совместная активность специалиста с ребенком и семьей с целью формирования социально-бытовых навыков, мобильности, развития познавательной активности, коммуникации, речи и общения, социального и эмоционального развития; улучшения взаимодействия ребёнка с родителями (другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами) в привычной благоприятной среде, а также улучшения отношений в семье в целом.
Оценка результатов работы и сопровождение
По результатам занятий регулярно проводится мониторинг достижений. При необходимости в программу вносятся коррективы, могут быть подключены другие специалисты.
Таким образом, в службе ранней помощи осуществляется психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью максимально нормализовать жизнь семьи с ребенком с особенностями в развитии, помочь родителям почувствовать себя уверенней в общении и воспитании ребенка.
Услуги Службы ранней помощи оказываются БЕСПЛАТНО
Приложение 2. Примерный стандарт предоставления услуг по ранней помощи детям и их семьям
Примерный стандарт предоставления услуг по ранней помощи детям и их семьям
1. Область применения
2. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины в соответствии с «ГОСТ Р 50646-2012. Услуги населению. Термины и определения», Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (2001), а также следующие термины с соответствующими определениями, применяемые для целей этого стандарта:
2.1. ранняя помощь детям и их семьям: комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц;
2.2. дети целевой группы: дети в возрасте от 0 до 3 лет, имеющие ограничение жизнедеятельности или из дети группы риска;
2.3. дети группы риска в сфере ранней помощи: дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дети из семей, находящихся в социально опасном положении;
2.4. индивидуальная программа ранней помощи: программа, составленная на основании оценки функционирования ребенка в контексте влияния факторов окружающей среды, включая взаимодействие и отношения с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье, содержащая цели ранней помощи, в которую включены объем, сроки, порядок и содержание услуг, предоставляемых конкретному ребенку и семье по программе ранней помощи в естественных жизненных ситуациях,
2.5. естественные жизненные ситуации ребенка: жизненные ситуации дома, вне дома и в обществе, характерные для типично развивающихся сверстников;
2.6. ребенок с ограничением жизнедеятельности: ребенок, имеющий задержку развития, ограничение способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться, различной степени выраженности;
2.7. функционирование ребенка (функционирование ребенка, нуждающегося в ранней помощи): положительные проявления активности и участия ребенка в естественных жизненных ситуациях;
2.9. услуга ранней помощи: комплекс профессиональных действий, по оказанию ранней помощи детям целевой группы и их семьям в целях содействия их физическому и психическому развитию, вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формированию позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также повышению компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц;
2.10. потребители услуг ранней помощи: дети целевой группы и их семьи;
2.11. организация, оказывающая услуги ранней помощи: государственная организация/учреждение системы социальной защиты, здравоохранения, образования или негосударственная организация, в которой создано структурное подразделение, предоставляющее услуги ранней помощи на основании настоящего стандарта.
3. Услуги ранней помощи детям и их семьям
3.1.1. Услуги формируются из услуг, внесенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни государственных (муниципальных) услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.2. Требования к информированию об Услугах.
3.2.1. Информация об Услугах размещается на сайтах организаций, оказывающих услуги ранней помощи.
3.3. Перечень Услуг, предоставляемых организациями, оказывающими Услуги, включает:
3.3.1. определение нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи;
3.3.3. оказание услуг в рамках ИПРП:
3.3.3.1. содействие развитию функционирования ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях;
3.3.3.2. содействие развитию общения и речи ребенка;
3.3.3.3. содействие развитию мобильности ребенка;
3.3.3.4. содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков;
3.3.3.5. содействие развитию познавательной активности ребенка;
3.3.3.6. психологическое консультирование;
3.3.3.7. поддержка социализации ребенка;
3.3.3.8. проведение промежуточной оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи;
3.3.3.9. проведение итоговой оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи;
3.3.4. оказание услуг вне ИПРП:
3.3.4.1. пролонгированное консультирование без составления ИПРП;
3.3.4.2. краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без ИПРП;
3.3.4.3. консультирование родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации.
3.5. Координация и сопровождение реализации ИПРП осуществляется ведущим специалистом, который координирует предоставление услуг, контролирует своевременность проведения оценки эффективности индивидуальной программы и ее пересмотр, готовит рекомендации и сопровождает ребенка и семью на всем периоде действия ИПРП, организует и сопровождает мероприятия по переходу ребенка из программы ранней помощи в другие программы сопровождения или в дошкольное учреждение.
3.6. Перечень услуг ранней помощи, и требования к ним.
Наименование услуги или работы
Группа однородных услуг *
Процесс обслуживания * (предоставления) услуг
Продолжительность обслуживания (Норма времени) *
Продолжительность исполнения услуги (Срок обслуживания) *
Способ обслуживания потребителей *
Показатели качества услуги *
Определение нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи
Услуги по определению нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи и разработке индивидуальной программы ранней помощи
1) Регистрация обращения, информирование о порядке предоставления услуг ранней помощи; информирование о правах получателей услуг; предоставление информации об организации-поставщике услуг ранней помощи.
2) Прием документов на обслуживание; заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи;
3) Первичный прием- беседа с родителями, анализ документации (выписки, медицинская карта, результаты обследований, индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида), наблюдение, проведение оценочных процедур несколькими специалистами в сфере ранней помощи с оформлением протокола первичного приема.
Оценка и принятие решения о нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи.
4) Запись на проведение оценочных процедур для разработки индивидуальной программы ранней помощи по согласованию с родителями.
Услуга предоставляется после заключения договора об оказании услуг ранней помощи.
2) Семья не нуждается в услугах ранней помощи.
3) Отказ семьи от услуг ранней помощи.
На уровне потребителей:
1. Своевременность: услуга предоставлена в течение 10 рабочих дней с момента заключения договора
2. Удовлетворенность потребителей (семьи)
Проведение оценочных процедур для разработки индивидуальной программы ранней помощи
Услуги по определению нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи и разработке индивидуальной программы ранней помощи
Проведение углубленной оценки функционирования и ограничений жизнедеятельности ребенка в контексте факторов окружающей среды по категориям МКФ; оценка других аспектов развития ребенка и его взаимодействия с социальным окружением: качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье, с другими детьми; состояние эмоционального и поведенческого благополучия ребенка; анализ показателей здоровья, функций и структур организма ребенка; оценка вовлеченности и поведения ребенка и его родителей в повседневных естественных жизненных ситуациях; оценка состояния, потребностей и ресурсов семьи; обсуждение с родителями результатов оценки.
Услуга предоставляется в срок 30 рабочих дней от даты заключения договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи.
Услуга предоставляется после заключения договора об оказании услуг ранней помощи
Профиль функционирования ребенка, а также состояние эмоционального и поведенческого благополучия ребенка в контексте влияния факторов окружающей среды
1. Своевременность: услуга предоставлена в течение 30 рабочих дней с момента заключения договора
2. Удовлетворенность потребителей (семьи)
Разработка индивидуальной программы ранней помощи
Услуги по определению нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи и разработке индивидуальной программы ранней помощи
Разработка и оформление индивидуальной программы ранней помощи, включая её согласование с родителями (законными представителями).
Услуга предоставляется в срок 30 рабочих дней от даты заключения договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи.
Услуга предоставляется после заключения договора об оказании услуг ранней помощи
Индивидуальная программа ранней помощи ребенка.
1. Своевременность: услуга предоставлена в течение 30 рабочих дней с момента заключения договора 2. Удовлетворенность потребителей (семьи)
Содействие развитию функционирования ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях
Услуги ранней помощи, оказываемые в рамках индивидуальной программы ранней помощи
Услуга направлена на комплексное развитие функционирования ребенка в повседневных естественных жизненных ситуациях и поддержку функционирования семьи.
Услуга оказывается посредством консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей.
Еженедельно в течение срока реализации индивидуальной программы ранней помощи.
После разработки индивидуальной программы ранней помощи
Положительная динамика функционирования ребенка и/или семьи, увеличение поддерживающих влияний средовых факторов в категориях МКФ
1. Положительная динамика функционирования ребенка и/или семьи, увеличение поддерживающих влияний средовых факторов,
2. Удовлетворенность потребителей (семьи)
Содействие развитию общения и речи ребенка
Услуги ранней помощи, оказываемые в рамках индивидуальной программы ранней помощи
Услуга направлена на развитие общения и речи ребенка в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием средств дополнительной и альтернативной коммуникации, а именно: развитие у ребенка способности воспринимать вербальные и невербальные сообщения при общении, использовать речь и невербальные сигналы, направленные на взрослого при общении, начинать, поддерживать диалог.
Услуга оказывается посредством консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей.
В соответствии с индивидуальной программой ранней помощи
После разработки индивидуальной программы ранней помощи
1. Положительная динамика развития ребенка в области общения и речи по категориям МКФ;
2. Повышение родительской компетентности в области развития у ребенка общения и речи
1. Положительная динамика развития ребенка в области общения и речи в категориях МКФ,
2. Положительная динамика родительской компетентности в области развития у ребенка общения и речи,
3. Удовлетворенность потребителей (семьи)
Содействие развитию мобильности ребенка
Услуги ранней помощи, оказываемые в рамках индивидуальной программы ранней помощи
Услуга направлена на развитие мобильности ребенка в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием вспомогательных технических средств, а именно: изменение позы тела, поддержание тела в необходимом положении, поднятие и перенос объектов, использование точных движений кисти (подбирание, захват, манипулирование, отпускание), использование кисти и руки, ходьба и передвижение другими способами, передвижение с использованием технических средств.
Услуга оказывается посредством консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей.
В соответствии с индивидуальной программой ранней помощи
После разработки индивидуальная программа ранней помощи
1. Положительная динамика функционирования ребенка в области мобильности;
2. Повышение родительской компетентности в области развития мобильности ребенка
1. Положительная динамика развития ребенка в области мобильности,
2. Положительная динамика родительской компетентности в области развития мобильности ребенка,
3. Удовлетворенность потребителей (семьи)
Содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков
Услуги ранней помощи, оказываемые в рамках индивидуальной программы ранней помощи
Услуга направлена на развитие навыков самообслуживания у ребенка (раздевание, прием пищи, питье), в том числе с использованием вспомогательных средств в естественных жизненных ситуациях, средств альтернативной и поддерживающей коммуникации.
Услуга оказывается посредством консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей.
В соответствии с индивидуальной программой ранней помощи
После разработки индивидуальной программы ранней помощи
1. Положительная динамика функционирования ребенка в области самообслуживания и развития бытовых навыков;
2. Повышение родительской компетентности в области самообслуживания ребенка и развития бытовых навыков
1. Положительная динамика развития ребенка в области формирования социально-бытовых навыков, 2. Положительная динамика родительской компетентности в области формирования социально-бытовых навыков ребенка,
3. Удовлетворенность потребителей (семьи)
Содействие развитию познавательной активности ребенка
Услуги ранней помощи, оказываемые в рамках индивидуальной программы ранней помощи
Услуга оказывается посредством консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей.
В соответствии с индивидуальной программой ранней помощи
После разработки индивидуальной программы ранней помощи
1. Положительная динамика функционирования ребенка в познавательной сфере;
2. Повышение родительской компетентности в поддержке познавательного развития ребенка.
1. Положительная динамика развития ребенка в области познавательной активности и применения знаний и навыков,
2. Положительная динамика родительской компетентности в области познавательной активности и применения знаний и навыков,
3. Удовлетворенность потребителей (семьи),
Услуги ранней помощи, оказываемые в рамках индивидуальной программы ранней помощи
Услуга направлена на поддержку социального и эмоционального развития ребенка, его взаимодействия с родителями и другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, формирования привязанности, саморегуляции, в том числе в естественных жизненных ситуациях, а также в области социальных установок и представлений родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, улучшение психологического состояния членов семьи. Услуга оказывается посредством консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей.
В соответствии с индивидуальной программой ранней помощи
После разработки индивидуальной программы ранней помощи
1. Положительная динамика функционирования ребенка в области социального взаимодействия в семье;
2. Повышение родительской компетентности в области социального взаимодействия в семье
1. Положительная динамика функционирования ребенка в области социального и эмоционального развития, его взаимодействия с родителями и другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами,
2. Положительная динамика родительской компетентности в области взаимодействия с ребенком и в семье;
3. Удовлетворенность потребителей (семьи)
Поддержка социализации ребенка
Услуги ранней помощи, оказываемые в рамках индивидуальной программы ранней помощи
Услуга направлена на поддержку социализации ребенка, включая взаимодействие со сверстниками, детьми другого возраста и взрослыми вне дома в процессе специально организованной социальной активности.
Услуга оказывается посредством организации и проведения групповой активности с детьми и их родителями.
В соответствии с индивидуальной программой ранней помощи
После разработки индивидуальной программы ранней помощи
Положительная динамика функционирования ребенка в области социализации
1. Положительная динамика функционирования ребенка в области социализации,
2. Удовлетворенность потребителей (семьи)
Проведение промежуточной оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи
Услуги ранней помощи, оказываемые в рамках индивидуальной программы ранней помощи
Проведение промежуточной оценки реализации программы ранней помощи с целью внесения необходимых изменений.
После разработки индивидуальной программы ранней помощи
1. Промежуточная оценка реализации ИПРП;
2. Скорректированная индивидуальная программа ранней помощи
1. Своевременное проведение промежуточной оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи;
2. Удовлетворенность потребителей (семьи).
Проведение итоговой оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи
Услуги ранней помощи, оказываемые в рамках индивидуальной программы ранней помощи
Проведение итоговой оценки реализации программы ранней помощи с целью определения её эффективности с последующим составлением заключения.
За 10 рабочих дней до даты завершения ИПРП
После разработки индивидуальной программы ранней помощи
1. Итоговая оценка реализации индивидуальной программы ранней помощи;
2. Составление заключения о реализации индивидуальной программы ранней помощи
1. Своевременное проведение итоговой оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи с составлением заключения;
2. Удовлетворенность потребителей (семьи).
Пролонгированное консультирование без составления индивидуальной программы ранней помощи
Услуги ранней помощи, оказываемые вне индивидуальной программы ранней помощи
Консультирование родителей и семьи с ребенком с ограничениями жизнедеятельности, имеющим противопоказания к разработке индивидуальной программы ранней помощи или мониторинг функционирования ребенка и/или семьи.
С согласованной частотой не более года в пределах 10 консультаций
Услуга предоставляется по результатам первичного приема
Получение родителями (законными представителями) консультации
Краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без составления индивидуальной программы ранней помощи
Услуги ранней помощи, оказываемые вне индивидуальной программы ранней помощи
Консультирование родителей (законных представителей) и семьи по вопросам преодоления социального, эмоционального и поведенческого неблагополучия ребенка, включая содействие улучшению взаимодействия и отношений в паре «родитель-ребенок» и в семье.
С согласованной частотой не более 3 месяцев в пределах 10 консультаций
Услуга предоставляется по результатам первичного приема
1. Улучшение социального, эмоционального и поведенческого благополучия ребенка;
2. Повышение качества взаимодействия в паре «родитель-ребенок» и в семье
1. Положительная динамика в сфере социального, эмоционального и поведенческого благополучия ребенка;
2. Положительная динамика в области взаимодействия в паре «родитель-ребенок» и в семье;
3. Удовлетворенность потребителей
Консультирование родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации
Услуги ранней помощи, оказываемые вне индивидуальной программы ранней помощи
Консультирование родителей (законных представителей ребенка) и /или специалистов ДОУ в период адаптации ребенка в образовательной организации.
Услуга предоставляется по запросу семьи в течение 6 месяцев после перехода в образовательную организацию
Получение родителями (законными представителями) консультации
Примечание: * Формулировки в названии столбцов соответствуют ГОСТ Р 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения»