индивидуальная программа развития одаренного ребенка образец
Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка
Индивидуальная программа развития
Составила педагог-психолог: Асташова О.В.
Индивидуальный маршрут развития одарённого ребёнка.
Цель: cформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка.
Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики . При планировании и реализации программы выделяют следующие этапы: диагностика, консультативная работа с родителями и развивающая работа.
Данная программа направлена для развития, поддержки одарённого ребёнка. Реализация программы невозможна без помощи психолога и учителя, которые, работая в тесном контакте с семьей, могут помочь ребёнку.
1. Цель программы: создать необходимые условия для развития детской одарённости.
Развитие быстроты реакции.
Развитие коммуникативных навыков.
Привитие навыков этикета.
Развитие творческих способностей.
Содействие формированию уверенности в себе.
Развитие способностей к учебным предметам.
Привитие навыков к физическим упражнениям.
2. Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2017 – 2019 учебные годы, чтобы подготовить подростка к переходу в 10 класс и профориентации.
материальные: папки, файлы, бумага А 4, диски;
5.Основные этапы реализации программы:
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
Департамент образования города Москвы
Частное Учреждение Образовательная Организация Школа «Выбор» г. Москвы
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в образовательном учреждении
(на примере учащегося 8 класса ЧУОО Школы «Выбор» Хомянина Игоря)
Суровцева Наталья Александровна
учитель географии ЧУОО Школы «Выбор» г. Москвы
В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России в будущем. В связи с этим чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных сферах деятельности. Именно талантливые дети и молодежь обеспечат тот потенциал ресурсов, который позволит сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере страны. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что «…необходимо создать специальную систему поддержки талантливых школьников и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят».
Такой «социальный заказ» предполагает искать педагогической науке и каждому образовательному учреждению новые формы и методы работы с одаренным ребенком, ставить во главу угла его развитие, формировать индивидуальность, отслеживая и направляя каждый последующий виток на спирали в сторону раскрытия его творческого потенциала.
Важность этой задачи требует комплексного подхода к ее решению, создания целостной системы работы с одаренными детьми, т.е. работа с одаренными детьми должна быть выделена в особое направление, требующее соответствующих организационно-педагогических условий.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений ЧУОО Школы «Выбор».
Положительная динамика в работе педагогов школы в данном направлении привела к возникновению проблем своевременного выявления, поддержки и сопровождения одаренных и способных детей (речь идет об интеллектуально, творчески, спортивно одаренных детях). Их решение обеспечивает программа работы с одаренными детьми в образовательном учреждении. Программа «Одаренные дети» представляет собой подпрограмму Программы развития ЧУОО Школы «Выбор», включающая деятельность всего коллектива школы для создания условий развития одаренных детей.
Цель программы : совершенствование системы деятельности педагогического коллектива ЧУОО Школы «Выбор» по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию одаренности.
Совершенствование системы работы с одаренными детьми.
Создание творческой среды, обеспечивающей возможность самореализации учащихся: расширение системы олимпиад, конкурсов, ученических конференций, семинаров, системы дополнительного образования.
Творческая самореализация выпускника школы.
Совершенствование системы преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
Постоянное совершенствование педагогов в своей профессиональной деятельности.
Проблемно-ориентированный анализ работы ЧУОО Школы «Выбор»
Анализируя работу ЧУОО Школы «Выбор» за последние несколько лет, можно сделать выводы, что педагогический коллектив достиг заметных результатов по внедрению новых технологий и совершенствованию системы образовательного процесса в ОУ:
практически все члены педагогического коллектива имеют высшую и первую квалификационную категорию, что позволяет обеспечить высокое качество образования;
школа является городской экспериментальной площадкой;
в течение учебного года проходят тематические педагогические советы, круглые столы, семинары, в рамках которых педагоги обмениваются опытом работы, овладевают современными приемами и формами организации урочных и внеурочных занятий;
учащиеся школы показывают высокие результаты на предметных олимпиадах, в творческих конкурсах, проектно-исследовательских конференциях, выставках и фестивалях;
ряд учащихся школы являются членами активно действующего научного общества учащихся «Парнас»;
в школе действует система работы с одаренными детьми, включающая различные субъекты образовательного процесса и виды деятельности.
На основе проблемно-ориентированного анализа работы ЧУОО Школы «Выбор» с одаренными детьми вытекают задачи:
Повысить компетентность педагогов и психологов школы по проблеме выявления, обучения, развития и психологической поддержки одаренных детей.
Создать условия для широкого проявления разнообразных способностей учащихся школы.
Сформировать эффективную образовательную среду для развития одаренных детей в виде системы дополнительных образовательных услуг, индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ.
Обеспечить систему стимулирования интеллектуальных творческих достижений школьников, а также педагогов, работающих с одаренными детьми.
Моделирование системы работы с одаренными детьми
Высшей целью профессиональной деятельности педагога является формирование личности одаренного ученика с опорой на положительные стороны его натуры, природные задатки и склонности. Поэтому для педагогов ЧУОО Школы «Выбор» формирование УУД, базовых компетентностей, воспитание черт характера и качеств личности, развитие способностей, склонностей и интересов являются обязательными, равноценными и тесно связанными друг с другом сторонами образовательного процесса. Обучение одаренных детей в школе должно проходить на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса.
Индивидуализация обучения может осуществляться с помощью индивидуального учебного плана и обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам. Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагает использование современных информационных технологий, в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
Занятия по свободному выбору: факультативы, спецкурсы, курсы по выбору, в особенности в малых группах, – в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это делает возможным учет различных потребностей и способностей одаренных детей. В школе осуществляется дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных школьников (углубленного изучения иностранного языка, русского языка, математики, изучение второго иностранного языка), что предполагает использование различных типов содержания и методов работы, учет требований индивидуального подхода. Эта форма обучения особенно актуальна для тех одаренных детей, у которых сформировался устойчивый интерес к определенной области знания.
Активно используется в образовательном процессе такая форма работы с детьми, как организация опытно-экспериментальной и проектно-исследовательской деятельности, где учащимся предоставляется не только возможность выбора направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.
Ученики школы обучаются операциям «проектной деятельности», которые выглядят как соавторство в изучении каждого из предметов, вырабатывают исследовательские навыки, формируют аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска, они свободно ориентируются в научной и любой другой информации. Дети свободны в самореализации, в творчестве, могут проявить свои способности в мастерстве, искусстве, спорте и т.д.
Указанная система дает оптимальный эффект лишь при условии формирования у учащихся познавательной направленности и высших духовных ценностей. С этой целью программы учебных предметов должны включать раскрытие личностных стратегий, нравственного поступка, стоящих за научным открытием.
Огромную роль в становлении интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка играет НОУ «Парнас», где интеллектуальные состязания проводятся в игровой форме и несут в себе следующие характеристики:
Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка
Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка
Гришина Татьяна Васильевна
Учитель физической культуры
МАОУ СОШ № 4 с УИОП АГО
г. Асбест Свердловская обл.
1. Пояснительная записка стр. 3-4
2. Программа индивидуального развития стр. 5-9
2.1 Этапы работы стр. 10-11
2.2 Схема построения индивидуального образовательного
маршрута ребёнка стр.12-13
3. Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка стр.14-20
1.Индивидуальный учебный план по физической культуре
на 2013-2017 годы стр.21-22
2. План проведения спортивно – массовой работы
в МАОУСОШ № 4 с УИОП на 2016-2017 учебный год стр.23-24
3.План проведения физкультурно – оздоровительной работы
в МАОУСОШ № 4 с УИОП на 2016-2017 учебный год стр.25-26
4. Лист личных достижений
«Показатели физической подготовленности» стр.27
5. Лист личных достижений
«Участие в спортивных мероприятий различного уровня» стр.28-29
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны.
Соответственно, общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.
Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района, и любого населенного пункта.
В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечено, что должна быть создана система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Кроме того указано, что в рамках системы поддержки талантливых детей целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития.
Работа с одаренными детьми актуальна для государства и поэтому миссия государства заключается в поддержке одаренных детей.
Одарённые дети – современные люди, умеющие принимать самостоятельные и нестандартные решения, способные гибко реагировать на жизненные ситуации.
Нормативно-правовые основания программы:
1. Федеральный закон «Об образовании»
2. Концепция модернизации образования
3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.
В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью, высоким уровнем физической подготовленности. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере.
Среди моих воспитанников есть мальчик, который уже в первом классе привлёк моё внимание. Это очень активный, подвижный, физически развит, его отличает особый интерес к урокам физической культуры, к внеклассным спортивным мероприятиям, соревнованиям, любит читать, увлекается бисероплетением.
Работая с ребёнком, я старалась пробудить в ребёнке потребность в саморазвитии и открыть мальчику пути реализации этой потребности.
Программа индивидуального развития
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития физических, интеллектуально-познавательных способностей
ребёнка, самоутверждения, раскрытия потенциальных
1. Поддерживать высокую учебную мотивацию;
2.Поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
3.Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
4. Содействовать физическому и творческому развитию;
5. Создать условия для активного сотрудничества родителей, ребёнка, педагога.
— помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Если с учетом имеющихся способностей и осуществлением индивидуальной программы развития ребёнка, активно включать ребёнка в творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекать в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то, возможно, повысить: качество знаний, уровень самостоятельности ребёнка, развивать мыслительную деятельность, речь ученика, развивать физические способности, творческие возможности учащегося
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала и для этого целесообразно опираться на следующие принципы педагогической деятельности:
— принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
— принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
— принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Методы работы с одаренными детьми:
метод развития критического мышления
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизни человека;
— использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
— соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
-организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения ивыполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
Личностные, метапредметные результаты
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность для формирования:
— внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
— выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
— устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
— адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
— положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
— установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
— преобразовывать практическую задачу в познавательную;
— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
— самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
— осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
— самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
— осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
— записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
— создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
— осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
— осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
— учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
— учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
— понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
— аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
— продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
— с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
— адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Сроки реализации программы :
2013-2017г., чтобы подготовить обучающихся для перехода в 5 класс.
Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников.
М.: Издательскийцентр «Академия», 2000.
2. Слуцкой Г.Б.Одаренные дети.М.: Прогресс, 2001.
3.Одаренные дети и педагогические условия их развития.
Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения.
М.: ГЕОТАР Медиа, 2007.
4. Безрукова В.С. Педагогика и психология. М.: Мысль, 2009
5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. М: Велби, 2007.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.
М.: Академический проект, 2007.
7. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия:
избранные труды. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
8. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей.
М.: Издательство Московского психолого-социального института;
Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2004.
9. Работа школы с одарёнными детьми.
10. Иванова Е. А Психологические особенности одаренных детей и их
психолого-педагогическое сопровождение. Москва 2006 год.
11. Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов.
Начальная школа/ 2003. № 1
12. Электронный ресурсМинистерства образования и науки.
13. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт»,
утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства
14. Психологи я одарённости детей и по др остков.
15. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
16. Национальная доктрина образования в Российской Федерации
Центр образовательного законодательства
17. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг.
Сборник психологических тестов и рекомендаций «Знаете ли вы себя?»
19. Кузьмина О.В. Учебно- методические материалы к образовательной
Программе «Педагогическое тестирование: теория и практика»
20. «Технология проведения мониторинга физической подготовленности»
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в образовательном учреждении
Министерство образования и науки РФ
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в образовательном учреждении
«Организация психолого-педагогической поддержки одаренных школьников»
преподаватель русского языка
Для института образования чрезвычайно важно своевременно выявить и диагностировать одаренных детей, создать условия для максимального развития имеющихся у них задатков и способностей.
Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса исторического развития. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Однако, несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве, как правило, им не удается «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.
Во-вторых, ускорение динамики жизни, увеличение информационной и эмоциональной нагрузок на человека ставит перед ним и социальными институтами множество проблем, решение которых невозможно откладывать. Воспитание сегодня должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. В этой связи обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет идеальную «модель» творческого развития человека, что чрезвычайно важно и для массовой образовательной практики.
В-третьих, в условиях современной России работа с одаренными детьми дает возможность преодолеть сложившийся антиинтеллектуализм в общественной жизни, фетишизацию «усредненности», «обыкновенности» и отторжение неординарности и талантливости, вырастить «лидирующую группу населения», в которую входят и одаренные люди с их неординарным подходом к окружающей действительности, сформировать новое качество образовательных систем.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.
5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
6. Постановление Правительства Самарской области от 4 сентября 2015 г. N 555 «Об утверждении Концепции создания центра для одаренных детей в Самарской области».
Научно-методологическое и методическое обоснование
Наибольший эффект вышеперечисленные действия могут иметь, если они будут подкреплены соответствующим научным базисом. Определенные достижения психолого-педагогической науки в этом направлении уже имеются. Так, к настоящему времени в зарубежной и отечественной литературе рассмотрены понятие одаренности и специфические особенности личности одаренного ребенка (К.Абромс, Ю.З.Гильбух, Э.А.Голубева, Е.Н. Задорина, А. Карне, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Ф. Монкс, В. Панов, К. Перлет, А. Савенков, В. Сиервальд, К.Тэкэс, К.А. Хеллер, Л. Холлингоуорт, Е.И. Щебланова, В.С. Юркевич и др.), выявлены общие закономерности развития одаренности (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, Р. Стенберг, Дж. Фримэн и др.), предложены способы исследования одаренности (А.Бине, Дж. Гилфорд, Л. Термен, П. Торренс и др.), предприняты попытки создания моделей одаренности (Ф. Монкс, Дж. Рензулли, К. Хеллер и др.)
В то же время многие проблемы обучения одаренных детей в системе общего образования остаются неисследованными. Так, слабо изученным до сих пор остается вопрос о том, какие особенности когнитивной и мотивационно-личностной сфер умственно одаренного ребенка требуют дополнительных педагогических усилий, какие проблемы обучения и воспитания одаренных детей могут быть решены за счет организации дополнительного общего образования, какие при этом могут использоваться способы диагностики, какие формы и виды образовательных услуг в региональной системе образования могут обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми и подростками и др.
Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов :
— особенностями, интересами и потребностями самого воспитанника и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
— профессионализмом педагогического коллектива;
— возможностями УДОД удовлетворить образовательные потребности учащихся;
— возможностями материально-технической базы школы, УДОД;
— содержанием конкурсной программы.
Принципы построения программы:
2. Учет возрастных особенностей детей.
1. Познавательная деятельность учащихся.
2. Эмоционально-личностная сфера.
3. Межличностные отношения.
4. Психологическое и физическое здоровье.
Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута:
Диагностика уровня развития способностей ребёнка и его индивидуальных особенностей
2. Определение цели и постановка задач,
которые должны быть достигнуты ребенком по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута
которое должен затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы
4. Определение роли родителей ребенка
в реализации индивидуального образовательного маршрута
5. Определение форм занятий, методов и приемов, технологий и т.д.
6. Определение содержания плана развития одарённого ребёнка
7. Интеграция с другими специалистами
8. Определение способов оценки успехов освоения ребенком индивидуального образовательного маршрута
Рассмотрим подробнее каждый этап разработки индивидуального маршрута согласно схеме.
Этап 1. Диагностика уровня развития способностей ребенка и
его индивидуальных особенностей .
Предлагаемая программа направлена на развитие одарённости школьников, понимаемой как качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
По широте проявлений
Общая одаренность (интеллектуальная; творческая)
По типу предпочитаемой деятельности
лидерская (организаторская) и др.
По интенсивности проявлений
повышенная способность к обучению (способные);
По темпу психического развития
С нормальным темпом психического развития;
Со значительным опережением возрастного темпа развития
По возрастным особенностям проявления
Рассмотрим подробнее классификацию видов одарённости по типу предпочитаемой деятельности.
1. Педагог легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно таких детей называют “светлыми головами”. Они, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто умеют самостоятельно их получать – сами читают литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют различный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.
Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности:
• когда проявляются, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации;
• высокие способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знаний.
Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени – сначала высокие способности проявляются как бы “по всему спектру”, а со временем обнаруживается специализация способностей, и соответственно, интересов. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов. Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или как их еще принято называть, “вундеркиндов”.
2. Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть “ академическим ”. При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще усваивать материал, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным.
3. Художественный тип – этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности.
Указанные выше три типа одаренности сравнительно легко определяются самим педагогом, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. Однако есть два типа одаренности, в отношении которых ситуация в ряде случаев оказывается весьма напряженной, когда безусловно и ярко одаренного ребенка педагоги считают слабым, бесперспективным. В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или творческой одаренности.
4. Креативный тип. Главная особенность этого типа выражается в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается на практике, т.к. стандартные программы не дают возможности этим детям выразить себя. Тот факт, что практически у всех творческих детей отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен – именно так называемая не комфортность, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти “в ногу” со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира. У творческой одаренности много различных вариантов: есть дети, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают такие, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.
6. Психомоторная или спортивная одаренность. Бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности.
Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одаренности, психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему), некомпетентность специалиста. Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие методы как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей. Зачастую это многообразие также усложняет процесс выявления одаренности. Российский психолог А.И. Савенков, занимающийся проблемой детской одарённости в сфере исследовательской деятельности, предлагает диагностическую модель одарённости, опирающуюся на принципы комплексного оценивания; долговременности; использования тренинговых методов; учёта потенциальных возможностей ребенка; принцип опоры на экологически валидные методы диагностики; участия разных специалистов; участия детей в оценке собственной одарённости. В выявлении способностей, которые находятся в основе одаренности, должны участвовать не только педагоги и психологи, но и родители ребенка.
Е.И. Щебланова выделяет следующие этапы диагностики одарённости:
1) Номинация (называние): имена кандидатов в одаренные;
2) Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;
3) Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;
4) Оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;
5) Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;
6) Оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости;
7) Психологическое тестирование: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.
Педагогу в тандеме с психологом образовательного учреждения важно выявить у ребенка соответствующий ему вид одаренности, то есть наличие определенных способностей (исследовательские, академические, художественные, спортивные).
Ниже представлен набор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу.
— Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна.
-Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8-11 кл.)
-Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, 5-7 кл.),
— Методика «Школьный тест умственного развития»
Когнитивные психические процессы
— Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия).
— Оценка устойчивости внимания.
— Оценка переключения внимания.
— Оценка вербально – логического мышления.
— Оценка образного мышления.
— Диагностика восприятия: «Эталоны»; «Исследование уровня сенсорного восприятия»; Тест Мюнстерберга на восприятие + Ключи; «Восприятие времени»; Тест «Компас»; Тест «Ведущая репрезентативная система»
Тест на математические способности Г. Айзенк.
— Батарея тестов для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя).
— Тест на вербальные способности. Г. Айзенк.
— Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника).
— Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник).
— Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника).
— Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР).
— Методика «Две линии».
— Методика Вартега «Круги».
— Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.
— Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина)
— Д иагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман)
— Диагностика структуры учебной мотивации школьника
— Диагностика мотивационной сферы учащихся младших классов Лускановой
— Тест 16- PF (Р.Кеттела).
— Тест «Шкала социально-психологической адаптированности.» (Т.В.Снегиревой).
— Тест «Акцентуации характера».
— Характерологический тест Айзенка.
— Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна).
— «Тест школьной тревожности Филлипса».
— Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени).
— Методика изучения коммуникативных и организаторских умений.
— Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК).
— Тест интерперсональной диагностики Т. Лири.
— Оценка отношений полростка с классом.
— Методика «Незаконченные предложения».
Комплексные методики для педагогов и родителей
— Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой);
— Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков) ;
— Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)
Этап 2. Определение цели и постановка задач, которые должны быть достигнуты ребенком по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута
Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута.
1. Создать постоянно действующую систему выявления и развития предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Составить план работы учреждения по сопровождению детей, имеющих ярко выраженные способности.
3. Собрать кейс диагностических методик для выявления способностей и одаренности у детей.
4. Составить индивидуальные планы, программы развития для детей с предпосылками одаренности.
5. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
6. Разработать перечень мероприятий для решения в семьях одаренных детей.
7. Направить развитие детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть.
8. Активизировать участие детей в конкурсах и фестивалях разного уровня.
9. Создать единый банк данных по выявлению и развитию одаренных воспитанников.
Третий этап «Определение времени»
Срок действия программы определяется в соответствии с поставленными целями и задачами (от одного года до трёх лет). Предлагаемая программа рассчитана на один год.
Этап 4. Определение роли родителей в реализации маршрута
На основании специфики сопровождения одаренных детей выстраиваются основные направления работы с родителями:
— п одлинное сотрудничество на основе реальных дел;
— п росветительская работа (встречи с психологами, библиотечка для родителей на сайте);
— доминантный проект как основа для работы с Родительским проектом. Ш кола должна расширять и развивать воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролируя и направляя семейное воспитание через следующие формы работы :
Этап 5. Определение форм занятий, методов и приемов,
На данном этапе определяется методика работы с ребенком. Педагог может подобрать методы и формы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы. Основными требованиями к выбору форм являются:
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);
4) экспертная оценка продуктов деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и пр.) с привлечением экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т. д.);
5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка). Целесообразно проведение проблемных уроков по особой программе; использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды», и т. п.;
6) многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;
7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т. д.);
8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т. п.;
10) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, — анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.
Организация работы с одаренными детьми в рамках учебного процесса предполагает:
— выбор педагогов для работы с одаренными детьми;
— формирование учебных групп из одаренных детей (с разной целевой направленностью);
— выбор стратегии обучения для каждого из одаренных детей (обогащение, ускорение, экстернат, др.);
— разработка программ индивидуальной работы с одаренными детьми;
— разработка индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам;
— предоставление одаренным детям свободы в выборе форм итогового контроля с предпочтением защит творческих работ.
Формы и методы занятий с одарёнными детьми: игра, эвристическая беседа, экскурсия, бенефис, наблюдение, практическое занятие, размышление, тренинг, творческая мастерская, творческий отчет, эксперимент, мозговой штурм, синектика, исследование.
Организация работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности предполагает разработку предметно-внеклассных комплексов. Каждый комплекс соответствует конкретной предметной области. Он может включать:
— организацию кружковой работы;
— организацию спецкурсов по выбору;
— создание научного общества, ученических научных конференций;
— организацию олимпиад по учебным предметам;
— организацию проектной деятельности;
— организацию погружения в предметы по профилям (в каникулярное время);
— организацию группы «Ассистент учителя»;
— создание клубов по интересам;
— организацию предметных выставок;
— организацию вечеров и праздников;
— организацию лекционных обществ;
— создание школьного театра;
— создание спортивного центра;
— организацию конкурсов, викторин, интеллектуальных игр;
— образовательные туристические поездки;
— организацию предметных декад, дней профиля;
— проведение летних профильных практик.
— технологии РИЛ – обучения В.В. Полякова;
— технологии саморазвития личности Г.К. Селевко;
— технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
— технология портфолио и др.
Этап 6. Определение содержания плана работы с одарёнными детьми
Диагностика. Формирование списка одаренных детей.
учителя-предметники и классные руководители
Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы.
Кл. руководители, учителя –предметники, руководители МО
Разработка индивидуальных программ развития одаренных учащихся.
учителя-предметники и классные руководители
Организация и проведение школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников
Зам. директора по УВР
Проведение предметных недель
Кл. руководители, учителя –предметники, руководители МО
Участие в окружном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников
Зам. директора по УВР, руководители МО.
Участие в региональном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников
Зам. директора по УВР, руководители МО.
Анализ итогов олимпиады школьников
Зам. директора по УВР, руководители МО.
Участие в международном конкурсе-игре «Кенгуру», и российском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех».
Начало оформления творческих работ
Зам. директора по УВР
Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ
Оформление портфолио школьников
Пополнение информационного банка данных по программе «Одаренные дети»
Зам. директора по УВР, руководители МО.
В течение года по графику
Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней
Работа спортивных секций
Зам.директора по УВР
Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей
Создание в учебных кабинетах банка дидактических материалов повышенного уровня сложности
Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе с одаренными детьми
Итоги работы с одаренными детьми в учебном году. Задачи на следующий год
Зам. директора по УВР
Бал отличников и хорошистов
Зам. директора по УВР
Этап 7. Интеграция с другими специалистами
Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, привлекает при необходимости к работе с данным ребенком других специалистов, содержание работы которых представлено в виде схемы:
Э тап 8. Определение способов оценки и самооценки успехов обучающегося
Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с ребенком. Лучше проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.
Формы подведения итогов образовательного маршрута : концерт, открытое занятие, демонстрация достижений, зачетная работа, тесты, персональная выставка и другие.
— победы на олимпиадах, конкурсах;
— активная жизненная позиция;
— желание участвовать в гуманитарных проектах и побеждать;
— ведение дневника и портфолио;
— успешная реализация индивидуальной программы развития;
— высокая мотивация на достижение поставленной цели сформирована (проверить с помощью тестов, мониторингов, бесед).
Самооценку воспитанник может провести по одному из опросников самоанализа:
Анкета самоанализа ребенка, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту
1. Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (чего я хотел
2. Какие действия я спланировал для достижения поставленной цели? (что
3. Удалось ли мне реализовать задуманное? (что я сделал для достижения
4. Какова эффективность моих действий? (чему научился и что еще необходимо сделать).
Показателями эффективности реализации программы работы с одаренными детьми могут быть:
1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
4. Повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
5. Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проекти- рования // Биб-ка журнала «Методист».-2006.-№9.-С.4-7.
Индивидуальная траектория обучения
Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.
Одаренность – 1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
2. Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.
3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.
4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.
Одаренный ребенок — 1.Обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста. 2.Более широкое значение: ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества. Это значение основано на представлении о том, что одаренность может распространяться за пределы тех характеристик и способностей, которые оцениваются стандартизированным инструментарием для тестирования.
Способность – индивидуально-психологические особенности личности, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения.
Специальные способности – психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности: музыкальной, сценической, литературной и пр. Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки.
Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной оригинальностью подхода.
Методика построения индивидуального образовательного маршрута строится по логарифмической спирали, благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности обучающихся, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.