индивидуальные и коллективные формы обучения
Конспект по педагогике «Формы обучения»
1.Понятие о формах организации учебной деятельности.
Форма обучения, как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.
2.Классификация по различным критериям.
1) Массовые (олимпиады, конкурсы);
2) Коллективные (урок, экскурсия);
3) Групповые (факультатив, лабораторная работа);
4) Микрогрупповые (дополнительные занятия, консультации);
5) Индивидуальные (домашняя работа, экзамен, собеседование).
1) Школьное (уроки, работа на пришкольном участке, в мастерской, лаборатории и т.д.);
2) Внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).
Продолжительность учебных занятий:
1) Классный урок (40 минут);
2) Спаренное занятие (90 минут);
3) Укороченное спаренное занятие (70 минут);
4) Уроки без звонков произвольной длительности;
5) Уроки 1 класс, I полугодие (35 минут).
Первым способом обучения было индивидуальное обучение. Суть его заключалась в том, что обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально. Сегодня индивидуальный способ обучения используется для «подтягивания» отстающих учащихся в школе или на занятиях с репетитором при подготовке к поступлению в вуз.
Вслед за индивидуальным обучением появился и индивидуально-групповой способ. Учитель занимался с группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер, так как дети были разного возраста и различной подготовки. Учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно, поочередно спрашивая у каждого ученика пройденный материал, объясняя новое, давая индивидуальное задание. В это время остальные занимались своими заданиями. При такой организации обучения дети могли начинать и заканчивать обучение в любое время года, а ходить на занятия в разное время дня. В ходе обучения они приобретали простейшие навыки чтения, письма и счёта. Однако подавляющая часть детей оставалась необученной.
Быстрое развитие производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой необходимость создания такого способа обучения, который позволял бы обучать основную массу подрастающих детей. В XVI в. была создана концепция группового обучения детей, которая нашла применение в братских школах Белоруссии и Украины. Она и явилась зародышем классно-урочной формы обучения.
В начале XX столетия в России появился коллективный способ обучения (КСО). Его принципиальным разработчиком и организатором стал А.Г. Ривин. В 1918 г. он организовал школу, в которой обучал около сорока разновозрастных (10-16 лет) детей. Основой новой формы явилась методика работы учащихся друг с другом. В ходе обучения учащиеся учили друг друга в парах в процессе так называемого организованного диалога. Учащиеся, изучив различные темы, объясняли их другим членам группы и, в свою очередь, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Занятия проводились без уроков и расписания. Учащиеся за один год усваивали материал трёх-четырёх лет обучения.
Полностью на коллективный способ обучения не перешла ни одна современная школа, т.к. не было получено разрешения на эксперимент. Однако отдельные элементы этой формы обучения используются во многих общеобразовательных учреждениях России.
Когда в средние века с увеличением количества обучающихся стали подбирать в группы детей примерно одного возраста, возникла необходимость более совершенного организационного оформления педагогического процесса. Свое законченное решение оно нашло в классно-урочной системе, первоначально разработанной и описанной Я.А.Коменским в его книге «Великая дидактика».
Классно-урочная система в отличие от индивидуального обучения и его индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы:
1. Постоянное место и продолжительность занятий;
2. Стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже и одного возраста;
3. Стабильное расписание.
Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы, по Я.А.Коменскому, должен быть урок. Задача урока должна быть соразмерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урок начинается сообщением учителя, заканчивается проверкой усвоения материала. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка. Основное время при этом отводилось упражнению.
Дальнейшее развитие классического учения Я.А.Коменского об уроке в отечественной педагогике осуществил К.Д.Ушинский. Он глубоко научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, в частности обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков. В каждом уроке К.Д.Ушинский выделял три последовательно связанные друг с другом части. Первая часть урока направлена на осуществление сознательного перехода от пройденного к новому и создание у учащихся устремленности на интенсивное восприятие материала. Эта часть урока, писал К.Д.Ушинский, является необходимым ключом, как бы дверью урока. Вторая часть урока направлена на разрешение основной задачи и является как бы определяющей, центральной частью урока. Третья часть направлена на подытоживание проделанной работы и на закрепление знаний и навыков.
Большой вклад в разработку научных основ организации урока внес А.Дистервег. Он разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.
Классно-урочная система в своих основных чертах остается неизменной уже на протяжении более 300 лет. Поиски организационного оформления педагогического процесса, которое заменило бы классно-урочную систему, велись в двух направлениях, связанных преимущественно с проблемой количественного охвата обучающихся и управления учебно-воспитательным процессом.
В частности, были разработаны и апробированы такие варианты классно-урочной формы, как белл-ланкастерская система, батавская система, маннгеймская система.
Белл-ланкастерская систем а взаимного обучения возникла в 1798 г. Основная цель ее состояла в увеличении количества обучаемых одним учителем. Это было обусловлено потребностью крупных машинных производств в большом количестве квалифицированных рабочих. Свое название система получила от имени английского священника Л.Белла и учителя Дж. Ланкастера, которые одновременно применили ее в Индии и Англии. Старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей. Это позволяло при малом количестве учителей осуществлять массовое обучение детей. Однако широкого распространения эта система не получила, т.к. при такой организации обучения не обеспечивался необходимый уровень подготовки учащихся.
Батавская система избирательного обучения появилась в США в конце XIХ в. Она представляла собой попытку исправить такие крупные недостатки классно-урочной формы, как ориентированность на среднего ученика и недостаточный учет индивидуальных особенностей и возможностей детей. Предполагалось проводить избирательное обучение учащихся, разделяя все занятия на две части. Первая часть – проведение обычных уроков, на которых учитель ведет работу с целым классом. Вторая часть – индивидуальные занятия с теми учащимися, которые не успевают и затрудняются в освоении материала, или с теми, кто желает и может глубже изучить учебный материал.
Маннгеймская система возникла одновременно с батавской, но не в США, а в Европе. Основной ее задачей, так же как и у батавской системы, было избирательное обучение учащихся, которые распределялись по классам в зависимости от способностей, уровня развития и степени подготовленности. Выделялись классы сильных, средних и слабых учеников. Отбор в классы осуществлялся на основе психометрических обследований, характеристик учителей и результатов экзаменов. Предполагалось, что учащиеся из более слабых классов по мере подготовки смогут переходить в классы более высокого уровня. Однако такого не происходило, так как существующая система подготовки не давала возможности слабым ученикам достигать более высокого уровня.
В 1905 г. в школьной практике возникла форма индивидуализированного обучения учащихся, получившая название Дальтон-план. Она впервые была применена учительницей Еленой Паркхерст в американском городе Дальтоне (штат Массачусетс) с целью придания учебному процессу личностно-ориентированного характера. Эту систему обучения называют также лабораторной или системой мастерских, так как вместо классов в школе создаются лаборатории или предметные мастерские.
Основная цель этой дидактической системы заключается в приспособлении темпа работы школы к возможностям и способностям каждого ученика. В лаборатории ученики занимались индивидуально, получая задание от присутствующего в мастерской учителя. Задания по каждому предмету выдавались учащимся на целый год. Затем они конкретизировались по месяцам. Учащиеся в течение месяца должны были выполнить эти задания и отчитаться по ним.
При возникновении каких-либо затруднений учащийся мог обращаться за помощью к учителю. Общегрупповая (фронтальная) работа проводилась в течение 1 часа в день. В остальное время учащиеся индивидуально изучали материал и отчитывались за выполнение каждой темы перед учителем соответствующего предмета.
Данная система создала много эффективных методов и приемов организации и осуществления учебной деятельности. К примеру, чтобы стимулировать работу учащихся, дать им возможность сравнивать свои достижения с результатами сверстников, учитель составлял специальные таблицы (экраны успеваемости), в которых ежемесячно отмечал ход выполнения учащимися своих заданий.
Предмет: окружающий мир
Тема проекта: Она течет по нашим венам
Исследуемый объект: кровь
Цель проекта: выявление способа движения крови по нашему организму
Продукт проекта: стенгазета «Кровообращение»; карточки-памятки «Пульс и его нормы», «Кровь», «Сердце», «Кровеносные сосуды»
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)
Реферат по дисциплине педагогика «Формы образования»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития»
Программа повышения квалификации
«Школа молодого учителя»
Руководитель: Матутин А.А.
проректор по организационно
Оглавление
Введение
Принято считать в педагогике, что самым важным для детей является воспитательно-учебный процесс. Тем не менее есть мнение, что эта ситуация может сильно подрывать отношение ребенка к знаниям и дальнейшему обучению. Тем не мнение педагогическое мастерство учителя помогает не только сберечь желание познавать новое на каждом уроке в школе для ребенка, но и активизировать внутренние ресурсы для приобретения позитивного результата в будущем.
Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого.
Специфика этого способа заключается в последовательной и
целенаправленной отработке инициативности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача
формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от
выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть
формирования способов самоорганизации деятельности.
Исходя из вызовов современной школы к учителям и обществу, принято не использовать одну или две формы обучения, оптимальным вариантом станет работа с детьми по нескольким разным образцам взаимодействия. Такой подход позволит решить проблему нацеленности детей на усвоение нового материала и достичь цели обучения.
1. Формы образования
Деятельность учащихся по изучению содержания образования реализовывает в различных формах.
Латинское слово forma означает внешнее силуэт, наружный вид, строение чего-либо. Определение «форма» употребляется в двух смыслах: форма обучения и форма организации обучения.
Форма обучения как дидактическая категория проявляет внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, группы участников образовательного процесса и других его элементов.
Существуют разные формы обучения, которые разделяются по количеству обучающихся, времени и месту обучения, порядку его осуществления. Разделяют на индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Такие классификации не являются строго академическими, но позволяют несколько сгруппировать разнообразие форм обучения.
1.1 Индивидуальная форма обучения
Это форма работы на уроке, которая полагает, что каждый ученик приобретает для самостоятельного выполнения задание, специально для него выбранное в соответствии с его уровнем подготовки и учебными возможностями. В роли таких заданий может быть работа с учебником, прочей учебной и научной литературой, многообразными источниками, решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д.
Педагогическую форму работы разделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий:
Индивидуальная форма организации выполнения заданий – работа ученика по решению общих заданий, выполняется без контакта с другими учениками, но в одном для всех ритме.
1.2 Групповая форма обучения
Это такая форма организации деятельности обучающихся, при которой в класс группируется на небольшие группы примерно от трёх до пяти человек для совместной работы. Групповая форма обучения разрешает сформировать самостоятельную работу, развить у школьников умения коллективно и индивидуально осуществлять ее, оценивать полученные итоги. Работа ученика в группе одноклассников воспитывает заинтересованность к изучаемым и пройденным предметам, а также хорошо развивает универсальные учебные действия, необходимые для осмысления и систематизации знаний.
Применение группового занятия привносит разнообразие в традиционную организацию учебного процесса, что способствует развитию отношений между учителем и группой учащихся, а также между учениками, объединенными коллективной целью, содержанием и результатом групповой деятельности. Групповая работа вырабатывает способность смотреть на себя, на свою деятельность со стороны.
1.3 Фронтальная форма обучения
1.4 Коллективная форма обучения
Коллективные виды работы делают урок более увлекательным, оживленным, воспитывают у обучающихся сознательное взаимоотношение с учебным проессом, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у детей всего класса при наименьшей затрате времени преподавателя.
Изучение коллективной формы работы обучающимися проходит с прихода ребёнка в школу. Поначалу дети работают парами (например, проверяя друг у друга домашние задания по предметам), они начинают проверять и запись заданий в дневники.
Данная работа учит их и соболезновать тем, кто с трудом справляется с уроком или не справляется совершенно. Они пытаются разъяснить непонятное однокласснику, заставляют повторять еще и еще раз правило.
При организации коллективных занятий необходимо учитывать ряд характерных особенностей:
каждый участник занятий поочередно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя».
важнейшая цель всякого участника занятий и «ученика» и «учителя» – обучать всему тому, что он знает или изучает сам.
деятельность каждого участника имеет отчетливо общественно полезную окраску, так как он не только обучается, но и беспрерывно обучает прочих.
самый существенный принцип работы – все по очереди обучают всякого и всякий всех.
любой отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе.
1.5 Парная форма обучения
Два ученика делают некоторую часть работы вместе. Эта форма употребляется для достижения разных образовательных целей: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д.
Работа в парах дает ученикам время рассудить, обменяться идеями с партнером и только после этого озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует формированию навыков высказываться, контактировать с партёром, скептически мыслить.
Проанализируем теперь, какой смысл вкладывается в определения «форма организации обучения» и «организационная форма обучения». Эти понятия рассматривают как синонимы.
Такие формы обучения, как аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные, связаны с местом проведения занятий.
Форма организации обучения – это конструкция отдельного пункта процесса обучения, поставленный вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативная деятельность, экзамен и т.д.).
Классификация форм организации обучения проводится учеными по разным причинам. Например, в основе классифицирования В. И. Андреева лежит структурное взаимодействие элементов по преобладающей цели обучения. Автор абсорбирует следующие формы организации обучения: вводный урок; обучение по углублению знаний; практическое занятие; урок по систематизации и обобщению знаний; упражнения по контролю знаний, умений и навыков; комбинированные формы занятий.
А. В. Хуторской выделяет три группы форм организации обучения: индивидуальные, коллективно-групповые и индивидуально коллективные занятия.
К индивидуальным занятиям относят репетиторство, наставничество, воспитательство, гувернерство, семейное обучение и самообучение.
Коллективно-групповые занятия содержат уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии и деловые игры.
Индивидуально-коллективные обучения – это погружения, творческие недели, научные недели, проекты.
Формы организации обучения в педагогике
Что такое формы организации обучения
Формы организации обучения — типы проведения занятий с целью осуществления учебно-познавательного процесса.
Формы организации обучения существуют и меняются в зависимости от потребностей общества, социальных заказов и развития людей. Вариативность форм обучения вносит коррективы в процесс и содержание образовательной деятельности, специфику общественных запросов и влияет на конечный результат учебы.
Использование и сочетание различных форм обучения позволяет учитывать психологические особенности обучаемых, способствовать комфортному процессу получения знаний и поднимать уровень успеваемости.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
История развития форм обучения
На протяжении тысячелетий формы обучения менялись и трансформировались.
Основные виды
К основным видам форм организации обучения относят индивидуальную, групповую, фронтальную, коллективную. Каждая из них имеет свои характеристики и целевую направленность.
Индивидуальная
Индивидуальная форма обучения — форма, обеспечивающая освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
В процессе обучения участвуют учитель и ученик. Знания передаются исключительно одному человеку, усвоение урока в этом случае имеет больше шансов. То, что не усвоено, изучается вновь до полного запоминания.
Примером индивидуальной формы обучения в современном мире считается обучение на дому или занятие с репетитором.
Групповая
Групповая форма обучения — форма организации деятельности учащихся, при которой в классе создаются небольшие группы для совместной учебной работы.
Учащиеся объединены по определенным критериям. К примеру, объединение учеников по способностям (технические, гуманитарные) и интересам (робототехника, история, математика, филология). Процесс обучения в данном случае строится преимущественно на выбранных сферах. Положительные стороны такой формы заключатся в том, что все участники процесса заинтересованы в получении теоретических знаний и их реализации на практике. Самый эффективный процесс обучения при такой организации — создание групп численностью не более 7 человек.
Фронтальная
Фронтальная форма обучения — организация учебно-воспитательной работы на уроке, при которой все учащиеся выполняют деятельность одинаковой направленности, прибегая к ее обсуждению и совместной корректировке в процессе выполнения.
Форма взаимодействия с большой группой. Суть формы в том, что учитель одновременно работает с коллективом учеников. При этом он использует единые понятия, приемы и способы обучения, никого не выделяет и ориентируется сразу на всех. Успех обучения при такой форме зависит в значительной степени от способностей, внимательности обучаемых и их желания учиться.
Типичной фронтальной группой могут считаться классы численностью более 30 человек, в которых обучаются ученики одного возраста.
Ответвлением фронтальной формы некоторые исследователи считают коллективную, при которой учитель также одновременно контактирует с большой группой учеников, но находит взаимодействие в объединяющих людей конкретных темах и интересах.
Как пример, некоторые школы практикуют «математические», «биологические» классы, классы с углубленным изучением иностранного языка.
Основные задачи форм обучения
В зависимости от формы обучения устанавливаются задачи, которые ставятся перед учителем и учеником. Каждая из используемых форм имеет свое определение и направленное действие, однако есть и задачи, которые могут быть применимы ко всем обучающим формам без исключения.
Урок — основная форма организации обучения
В современном учебном процессе практикуется проведение различных форм обучения:
На протяжении длительного времени основной и самой популярной формой остается урок.
Урок — одна из основных форм обучения, во время которой учитель работает с одним учеником или группой учеников (классом) одного возраста.
Появление уроков в системе образования произошло четыреста лет назад. Урок готовится по определенной теме и включает такие этапы:
Урок как составляющая цельного учебного процесса, имеет логическое завершение и основу для дальнейшего обучения.
Выделяют содержание и способ проведения уроков. Например, при изучении предмета истории уроки по содержанию подразделяются на «историю древних времен», «историю Отечества», «новую историю», «новейшую историю». Способ проведения может быть в виде лекции, экскурсии, круглого стола, дискуссии.
Помимо данных видов различают уроки по цели, уровню обучения и обучаемых, этапам учебных программ, преобладающим компонентам.
Чтобы уроки проходили эффективно, следует учитывать, что они должны проводиться по расписанию в классах с постоянным составом учеников одного возраста и уровня развития. Кроме того, желательно использование во время урока современных технических средств, интерактивных элементов и развивающих компонентов.
Введение в структуру урока логических задач и применение индивидуального подхода к ученикам повышает значимость и результативность этой формы обучения.
Преимущества и недостатки
Такая форма обучения, как урок имеет следующие преимущества:
Урок является законченным образовательным мероприятием, имеющим тему, цель, задачи и практическую значимость.
Из недостатков следует выделить следующие:
Какие формы обучения можно сочетать
Выбирая из многообразия обучающих форм, следует обратить внимание на те виды, которые сочетаются между собой и дополняют друг друга.
Примеры форм организации обучения, которые легко сочетаются между собой в любых вариациях:
Использование нескольких форм обучения зависит от цели уроков, предметной составляющей и уровня знаний учеников. Следует сочетать формы грамотно и рационально, тогда образовательный процесс будет продуктивнее.
Формы обучения и организации учебного процесса.
Формы обучения и организации учебного процесса
Латинское слово означает «наружный вид, внешнее очертание»
Форма обучения – дидактическая категория, обозначающая внешнюю сторону организации учебной работы, которая связана с количеством учащихся, местом и временем обучения, порядком осуществления учебного процесса.
В основу разделения форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учеником, а также между учащимися. Формы обучения делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные (Чередов), на коллективные, парные, со сменным составом учеников (Дьяченко)
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, гувернерство, консультации, самообучение и т. п.).
Групповая форма обучения предполагает работу предполагает работу учащихся в группах, создаваемых на различных основах.
Фронтальное обучение предполагает работу учителя сразу со всем классом в едином темпе и с общими целями и задачами.
Коллективная форма обучения – это работа по типу фронтальной, однако с тем отличием, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и изолированными учениками, с особенностями межличностного взаимодействия учащихся.
в парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать проблему, задачу и осуществлять взаимодействия и контроль. При этом пары меняются в определенной системе и последовательности, что позволяет соединить парную форму обучения с коллективной и с формой работы со сменным составом учеников, которая предполагает замену старших учащихся младшими, успевающих, успешных неуспевающими.
Существует понятие «форма организации обучения», отражающее внешнюю оболочку организации учебного процесса.
Форма организации обучения – это ограниченная рамками времени конструкции отдельного звена процесса обучения, которая обозначает определенный вид занятий – урок, лекцию, семинар, экскурсию, практикум, факультатив, экзамен и т. д.
Используются, как правило, во внеучебной деятельности (утренники, школьные вечера, конференции и т. д.)
Учебные (урок, школьная лекция, семинар, экскурсия, лабораторно-практическое занятие).
Консультации в сочетании с дополнительными занятиями. Организуется с целью развития способностей,дарований.
Методы обучения в целостном педагогическом процессе
Методы осуществления целостного педагогического процесса – это способы взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. При этом учитель выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной деятельности учащихся.
Метод обучения – система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущих к достижению целей обучения (Ленер)
От применяемых методов обучения зависит успех всего учебного процесса, и именно этим обусловлено особое внимание к методам обучения.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от методов обучения, которые соответствуют целям, содержанию учебной информации и используемых средствам.
Классификация методов обучения по источнику знаний
Рассказ, лекция, беседа, дискуссия, диспут и пр.
Упражнения, лабораторная работа, практическая работа
Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности
Методы проблемного изложения.
Учитель ставит проблему, формирует познавательную задачу
Частично- поисковые методы заключаются в организа-
ции актив-ного поиска
решения выдвинутых в обучении задач
поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем
Классификация методов обучения по содержанию деятельности субъектов педагогического процесса
Упражнения, приучение, воспитывающие ситуации, педагогические требование, инструктаж, наблюдения,
иллюстрации и демонстрации, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы
Соревнования, познавательная игра и учебная дискуссия, поощрение, наказание и др.
Специальная диагностика, устный опрос, письменный контроль, практический контроль, комбинированный контроль