индивидуальные и коллективные формы работы с родителями

Консультация «Формы работы с родителями»

индивидуальные и коллективные формы работы с родителями ирина яранова
Консультация «Формы работы с родителями»

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Моя презентация подготовлена на тему «Формы работы с родителями». Расставлены акценты на наиболее значимых моментах взаимодействия педагога с родителем. Презентация иллюстрирована фотографиями из опыта работы.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

За воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность, в том числе и ДОУ.

В соответствии с федеральными государственными требованиями перед нами стоит цель – сформировать интегративные качества,которыми должен обладать ребенок на выпуске из детского сада:

1. Физически развитый

2. Любознательный, активный

3. Эмоционально отзывчивый

4. Овладевший средствами общения

5. Способный управлять своим поведением

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

8. Овладевший предпосылками учебной деятельности

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками

Для формирования интегративных качеств необходимо, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

Все формы работы с родителями подразделяются:

на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам работы с родителями относятся:

Общие и групповые родительские собрания ДОУ. Это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

-собрание должно запомниться;

— должно заставить задуматься;

информационный блок должен быть хорошо подготовлен;

-привлекать родителей к диалогу;

— собрание не должно длиться более 1ч 20 мин: 20 мин – довести новую информацию,15 – 20 мин выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин – индивидуальные вопросы.

— каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей.

Формыпроведения собраний может быть разной: КВН, круглый стол, викторина и т. д.

Следующая форма работы – индивидуальная.Беседы должны отвечать определенным требованиям:

• быть конкретными и содержательными;

• пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

• повышать чувство ответственности за воспитание детей.

• не начинать разговор о недостатках ребенка, не задавать много вопросов родителям о воспитании детей.

Наглядно-информационные формыусловно разделены на две подгруппы:

Папки–передвижки, которые формируютсяпо тематическому принципу: «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» и т. д.

Информационные листы могут нести в себе следующую информацию:

информацию о дополнительных занятиях с детьми

• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

• благодарность добровольным помощникам и т. д.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного)выполнения каких либо действий: «Профилактика гриппа», «Наш друг – светофор» и т. д.

Участие семей в конкурсах не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, в группе заранее вывешивается интригующее, яркое сообщение. Родителине остаются равнодушными: собирают рисунки, готовят вместе с детьми интересные поделки.

Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.

Организовывался круглый стол

Совместное развлечение «Папа, мама, я – дружная семья»

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. У нас в группе многое сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить нетрадиционное оборудование для уголка по физической культуре; нарисовали красочные картины в спальне, групповой комнате, раздевалке; помогли оформить уголок природы, театральный уголок. С помощью родителей предметно – развивающая среда оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей. На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работыдало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал, что родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

1. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М. : «Сфера», 2002

2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М. : Творческий центр «Сфера», 2005

индивидуальные и коллективные формы работы с родителямиРисование листьями, (нетрадиционное рисование). «Детство- важный период человеческой жизни, не подготовка к будущему, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как.

Источник

Консультация для воспитателей «Особенности и формы организации работы с родителями»

индивидуальные и коллективные формы работы с родителями Татьяна Малькова
Консультация для воспитателей «Особенности и формы организации работы с родителями»

Детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании»говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а педагоги обязаны помочь им в этом. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Необходимо создать в стенах образовательного учреждения привлекательные условия для совместной деятельности детей и их родителей.

В работе с родителями можно использовать много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

При организации совместной работыдошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы:

1. открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

2. сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

3. создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

4. диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

1)воспитание уважения к детству и родительству;

2)взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

3)оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников;

4)использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

— Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что дошкольное учреждение хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от дошкольного учреждения. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки.

— Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

— Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем, не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

Все формы с родителями подразделяются на:

наглядно-информационные;

традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы). Рекомендуется проводить 3-4 собрания в год продолжительностью 1,5 ч.

При подготовке к родительскомусобранию следует придерживаться следующих правил:

собрание должно быть целенаправленным;

иметь четко обозначенный практический характер;

проводиться в форме диалога;

на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании.

Повестка дня собраний может быть разнообразной. Традиционно она включает в себя чтение доклада. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка.

Открытые занятия с детьми в дошкольном учреждении для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в дошкольном учреждении.

К таким «старым формам на новый лад»можно отнести:

«Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д.

Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.

Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.

Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Кроме того,беседы должны отвечать определенным требованиям:

— быть конкретными и содержательными;

— давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;

— пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

— повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Дать конкретные советы.

Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. Посещение приносит пользу и родителям,и педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.

Организуя домашний визит, необходимо,соблюдать следующие условия:

1)быть тактичным при посещении семьи;

2)не начинать разговор в семье о недостатках ребенка;

3)не задавать много вопросов родителям о воспитании детей;

Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования).К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождество», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», спортивных развлечений и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).

Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае.

Благотворительный акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наглядно-информационные формыусловно разделены на две подгруппы:

Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.

Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т. д.,

К ним относятся: видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Материалы родительскогоуголка можно разделить по содержанию на две части:

1. материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;

2. материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий

Папки–передвижки. Формируютсяпо тематическому принципу: «Роль отца в воспитании детей» и т. д.

Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики, который используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей.

Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Работа с родителями в условиях детского сада чрезвычайно важна для успешной помощи детям, посещающим детский сад. Только вместе с родителями мы можем добиться хороших результатов в работы с ребёнком.

Родители – это союзники воспитателя в образовании и развитии детей, а нам, воспитателям, надо помочь родителям осознать, что они способны изменить жизнь своего ребенка к лучшему.

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями» «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А. С. Макаренко.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Консультация для воспитателей «Формы работы с родителями по экологическому воспитанию» 2017 год обьявлен годом «Экологии в России». Подобную задачу было решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией обращения общественного.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 1 Эта консультация будет полезна молодым педагогам. Неумолимая статистика констатирует нам тот факт, что за последние годы педагогический.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 2 1 слайд: Продолжаю тему особенностей организации режимных моментов в младших группах. Теперь хочу предложить рассмотреть модель организации.

индивидуальные и коллективные формы работы с родителямиКонсультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *