индивидуальным персонифицированным учетом в системе обязательного пенсионного страхования является
Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 N 27-ФЗ (последняя редакция)
1 апреля 1996 года N 27-ФЗ
ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ) УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ
8 декабря 1995 года
20 марта 1996 года
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 25.10.2001 N 138-ФЗ,
от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 09.05.2005 N 48-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ,
от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009), от 27.12.2009 N 378-ФЗ,
от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 08.12.2010 N 339-ФЗ,
от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 30.11.2011 N 359-ФЗ,
от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 03.12.2012 N 242-ФЗ,
от 03.12.2012 N 243-ФЗ, от 05.04.2013 N 60-ФЗ, от 04.12.2013 N 351-ФЗ,
от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 28.06.2014 N 188-ФЗ,
от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 04.11.2014 N 345-ФЗ, от 01.12.2014 N 406-ФЗ,
от 29.12.2015 N 385-ФЗ, от 01.05.2016 N 136-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ,
от 28.12.2016 N 471-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 29.07.2018 N 268-ФЗ,
от 29.07.2018 N 269-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ, от 16.12.2019 N 436-ФЗ,
от 24.04.2020 N 136-ФЗ, от 20.07.2020 N 237-ФЗ, от 24.02.2021 N 30-ФЗ)
(см. Обзор изменений данного документа)
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
(в ред. Федеральных законов от 01.04.2019 N 48-ФЗ, от 16.12.2019 N 436-ФЗ)
Индивидуальным персонифицированным учетом в системе обязательного пенсионного страхования является
Статья 3. Цели индивидуального (персонифицированного) учета
Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются:
создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении;
(в ред. Федеральных законов от 25.10.2001 N 138-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
учет сведений о трудовой деятельности для использования данных сведений зарегистрированными лицами при трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;
(абзац введен Федеральным законом от 16.12.2019 N 436-ФЗ)
развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;
информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату страховых и накопительной пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования;
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
упрощение порядка и ускорение процедуры назначения страховых и накопительной пенсий застрахованным лицам;
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для получения сведений о зарегистрированных лицах, которые должны содержаться в индивидуальных лицевых счетах, а также для предоставления указанных сведений в порядке и объеме, которые определяются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, в целях обеспечения реализации прав зарегистрированных лиц в системе обязательного пенсионного страхования и в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;
(абзац введен Федеральным законом от 01.04.2019 N 48-ФЗ)
использование страхового номера индивидуального лицевого счета для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
(абзац введен Федеральным законом от 01.04.2019 N 48-ФЗ)
Персонифицированный учет
Сведения о трудовом стаже представляются по форме СЗВ-К, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 21.10.2002 № 122п «О формах документов индивидуального персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» и письма ПФР от 2204.2003 г. № АК-08-25/4102 «Об особенностях заполнения формы СЗВ-К» (см. приложения с рекомендациями).
В указанные сроки для страхователей сведения о трудовом стаже формы СЗВ-К представляются на всех работающих за исключением:
Страхователь должен заполнить в форме СЗВ-К реквизиты «территориальные условия», «особые условия труда», «исчисляемый трудовой стаж», «выслуга лет» по периодам работы у данного страхователя.
Для включения в стаж на соответствующих видах работ периодов работы застрахованного лица, проходивших у других страхователей до его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, застрахованное лицо может представить уточняющую справку страхователю или лично в территориальный орган ПФР.
Страхователь может учесть представленную справку при заполнении формы СЗВ-К или передать заверенную им копию справки в территориальный орган ПФР вместе со сведениями о трудовом стаже. Оригиналы справок хранятся у застрахованных лиц.
Одновременно со сведениями о трудовом стаже застрахованных лиц страхователь может представить в территориальный орган ПФР справки о заработке застрахованных лиц за любые 60 месяцев подряд, а также документы, подтверждающие юридически значимую информацию для определения величины расчетного пенсионного капитала и права на досрочное назначение трудовой пенсии, полученные от застрахованных лиц.
Застрахованное лицо может представить указанную справку и другие юридически значимые документы лично в территориальный орган ПФР.
Исправление ошибок, допущенных неточностей в сведениях о периодах работы застрахованного лица, относящихся к страхователям, представившим форму СЗВ-К, осуществляется данным страхователем путем представления корректирующей или отменяющей формы СЗВ-1, СЗВ-3, СЗВ-К (если изменения в СЗВ-К производятся до ввода сведений в ПТК СПУ, представляются повторно исходные формы с указанием другого номера пачки документов).
В отношении периодов работы, не относящихся к страхователю, представившему форму СЗВ-К, а также сведений о заработке и повышениях, влияющих на увеличение величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, изменения (дополнения) в исходные данные застрахованного лица вносится специалистом по оценке пенсионных прав в АРМ «Конвертация». Основанием служат дополнительные сведения: уточняющие справки, результаты документальных проверок, наличие документов о нестраховых периодах по уходу за ребенком, военная служба и др. При этом для корректировки периодов после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования требуется решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан.
Главное новшество в процедуре регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по технологии » Одного окна» заключается в том, что постановка на учет в Пенсионный фонд осуществляется на основании информации налоговых органов ( Выписок ЮГРЮЛ и ЕГРИП). Личного обращения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с заявлением о регистрации в органах ПФР не требуется.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели с заявлением о государственной регистрации обращаются в Межрайонные инспекции МНС России. Этого обращения достаточно для постановки на учет в органах ПФР.
В органах ПФР регистрируются не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и лица, не подлежащие государственной регистрации, но подлежащие регистрации в органах ПФР в качестве страхователей, которые с заявлением непосредственно обращаются в органы ПФР:
Для осуществления обязательств по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» с целью обеспечения пенсионных прав застрахованных лиц. Право на обязательное пенсионное страхование реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет ПФР, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.
Регистрация в ПФР осуществляется в качестве страхователя и в качестве застрахованного лица. В первом случае присваивается регистрационный номер ПФР, на котором учитываются поступившие суммы страховых взносов. Во втором случае застрахованному лицу выдается страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Суммы страховых взносов, учтенные по регистрационному номеру, распределяются в дальнейшем на лицевые счета застрахованных лиц по номерам страховых свидетельств в зависимости от полноты уплаты.
Для исчисления размера трудовой пенсии, в том числе назначаемой досрочно, при ее установлении необходимо определить расчетный пенсионный капитал на дату установления трудовой пенсии, состоящий из двух значений:
Пенсионные права, приобретенные застрахованным лицом до 01.01.2002 в денежном выражении, то есть пенсионный капитал на 01.01.2002, порядок расчета которого определен в статье 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ;
Общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо, учтенных в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после 01.01.2002.
Правила подсчета пенсионного капитала на 01.01.2002, влияющие на определение размера страховой части трудовой пенсии, установлены статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Пенсионный капитал на 01.01.2002 определяется по правилам, установленным ранее действовавшим законодательством, исходя из предположения о том, что застрахованное лицо на 31.12.2001 являлось условно пенсионером и ему, была назначена пенсия с учетом ИКП (пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
Сведения о трудовом стаже граждан за период их трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002г. представляются в отделы индивидуального (персонифицированного) учета районных управлений Пенсионного
Индивидуальные предприниматели и приравненные к ним страхователи, уплачивающие страховые взносы самостоятельно, а также неработающие граждане представляют сведения о трудовом стаже лично и предъявляют документы, подтверждающие эти сведения.
Те граждане, которые не занимались трудовой или иной общественно- полезной деятельностью или впервые поступили на работу после 1 января 2002 года, нечего конвертировать, так как стажа до этой даты у них не имеется. Их пенсия будет исчисляться уже из суммы страховых взносов, уплаченных за них страхователями- работодателями или самостоятельно после 1 января 2002 года.
Сбор сведений о трудовом стаже застрахованного лица за период до 01.01.2002 г. производится ОПФР по КБР с 01.07.2003 года.
Для всех страхователей (работодателей, индивидуальных предпринимателей и приравненных к ним страхователей) установлен срок сдачи сведений о трудовом стаже до 31.07.2004г. После указанного срока страхователи представляют сведения только на новых работников, на которых сведения о трудовом стаже не представлялись по различным причинам другими страхователями или лично.
Срок представления сведения о трудовом стаже неработающими гражданами, в том числе не состоящими на учете в органах службы занятости, не ограничен указанным сроком для страхователей.
В связи с тем, что регистрация застрахованных лиц по субъектам РФ проходила не одновременно, трудовой стаж в форме СЗВ-К отражается с начала трудовой деятельности застрахованного лица по 31.12.2001 года включительно.
В сведения для конвертации (форму СЗВ-К) включаются виды деятельности, приведенные в следующей таблице классификатора кодов трудовой или иной общественно полезной деятельности: Полное наименование вида деятельности Код Акт законодательства
Если гражданин на 01.01.2002 года имеет определенный продолжительности стаж и заработную плату это означает, что он имеет пенсионные права на эту дату, которые Пенсионный фонд должен оценить путем конвертации этих прав в расчетный пенсионный капитал.
Фактически это перевод стажа и заработка по состоянию на 01.01.2002 года в денежное выражение, которое составит часть будущей пенсии.
С 2004 года ГУ-ОПФР по КБР проводит работу по конвертации пенсионных прав застрахованных лиц, в ходе которой также проверяется правильность заполнения трудовых книжек. В тех случаях, когда трудовые книжки граждан заполнены некорректно, т.е. записи внесены с исправлениями, имеются помарки, печать, подтверждающая запись не прочитывается, нет сведений о переименованиях и т.п., такие периоды работы могут быть подтверждены дополнительными документами, например, справкой, подтверждающей трудовой стаж, исторической справкой о переименованиях организации.
Работа по конвертации пенсионных прав в КБР завершается в декабре 2007 года и гражданам, которые не побеспокоятся и не представят дополнительные документы по периодам работы, требующим подтверждения, будут исчислены условные пенсии без учета этих периодов.
Персонифицированный учет пенсионных прав граждан
Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) действует в России с 2002 года и базируется на страховых принципах: основой будущей пенсии гражданина являются страховые взносы, которые уплачивают за него работодатели в течение всей трудовой жизни.
Чтобы стать участником системы ОПС и формировать свои пенсионные права, нужно быть зарегистрированным в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР. В этой системе в течение всей трудовой деятельности гражданина фиксируются данные, необходимые для назначения, выплаты и перерасчета пенсии: о стаже, периодах трудовой деятельности и местах работы, и в первую очередь – о страховых взносах, поступивших в фонд его будущей пенсии и количестве заработанных пенсионных коэффициентов. Где бы гражданин ни работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже и страховых взносах его работодателей в пенсионную систему поступают в ПФР и хранятся как его индивидуальные сведения. Эта информация конфиденциальна и хранится с соблюдением установленных правил, предъявляемых к хранению персональных данных граждан.
На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер.
СНИЛС – уникальный номер индивидуального лицевого счета, используемый для обработки сведений о физическом лице в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также как идентификатор сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг. С его помощью формируются регистры граждан, имеющих право на получение государственных социальных услуг и социальных льгот, а ведомства самостоятельно запрашивают друг у друга необходимые документы. Таким образом, тратится меньше времени на получение справок, документов и самих государственных услуг. СНИЛС используется для идентификации пользователя на портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru, где можно получить ключевые государственные услуги: бланки и информацию для получения паспорта, информацию о соцпомощи, налогах, штрафах в ГИБДД, сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица и другое.
В документе, подтверждающем регистрацию, гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета, указаны следующие данные:
Страховой номер индивидуального лицевого счета является уникальным и принадлежит только одному человеку.
Что такое персонифицированный учет пенсионных прав граждан
Индивидуальный (персонифицированный) учет – это организация и ведение учета сведений о каждом гражданине, застрахованном в системе обязательного пенсионного страхования.
Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) действует в России с 2002 года и базируется на страховых принципах: основой будущей пенсии гражданина являются страховые взносы, которые уплачивают за него работодатели в течение всей трудовой жизни.
Чтобы стать участником системы ОПС и формировать свои пенсионные права, нужно быть зарегистрированным в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР. В этой системе в течение всей трудовой деятельности гражданина фиксируются данные, необходимые для назначения, выплаты и перерасчета пенсии: о стаже, периодах трудовой деятельности и местах работы, и в первую очередь – о страховых взносах, поступивших в фонд его будущей пенсии и количестве заработанных пенсионных коэффициентов. Где бы гражданин ни работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже и страховых взносах его работодателей в пенсионную систему поступают в ПФР и хранятся как его индивидуальные сведения. Эта информация конфиденциальна и хранится с соблюдением установленных правил, предъявляемых к хранению персональных данных граждан.
Пенсионный фонд Российской Федерации проводит регистрацию в системе ОПС всех россиян, включая детей и подростков, а также иностранных граждан и лиц без гражданства. С момента регистрации ПФР открывает гражданину индивидуальный лицевой счет со страховым номером – СНИЛС.
Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (зеленая пластиковая карточка) является документом, подтверждающим регистрацию гражданина в системе ОПС. В нем указаны следующие данные:
Страховой номер индивидуального лицевого счета является уникальным и принадлежит только одному человеку.