индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка в начальной школе образец
Индивидуальный маршрут одаренного ребенка
Индивидуальный маршрут развития одарённого ребёнка
Индивидуальный образовательный маршрут составлен в соответствии с «Программой работы с одарёнными детьми»на основании закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании».
Цель разработки индивидуального маршрута:
обеспечить формирование и реализацию потребности обучающегося в самоактуализации, саморазвитии.
Научить ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученныепри изучении других предметов.
Создать условия для развития целостной структуры личностных свойств обучающегося, позволяющих наиболееуспешными способами осваивать учебный материал и раскрыть творческий потенциал. Активизировать познавательную деятельность обучающегося, повысить роль самостоятельной,творческой, исследовательской работы;
Особенности развития ребёнка
Дата рождения : 18.04.2010
Сопровождающий педагог – учитель Савицкая Инна Константиновна
Партнёры – родители, старшая сестра, школьный психолог
Одарённость: общая интеллектуальная
Портрет одарённого ребёнка
прекрасная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации, большой словарный запас;
стремление к получению знаний и умений, проявление интереса к новому;
повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;
повышенная, избирательная чувствительность;
имеет обострённое чувство справедливости.
Склонности : словотворчество, художественное творчество. Много читает. Литературный опыт активно используется этим ребёнком в творческой речевой деятельности при создании собственных стихов, сказок, загадок.
Способности и потенциальные возможности обучающегося:
Быстро овладевает основополагающими понятиями, легко запоминает и сохраняет информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют ему преуспевать во многих областях знаний.
Психическое и физическое здоровье:
Артем имеет характерное опережение в развитие, то есть
-отличается широким восприятием;
-ранним языковым развитием, обладает широким словарным запасом;
-высокой концентрацией внимания.
В поведенческой сфере обладает высоким чувством справедливости, тяжело взаимодействует с незнакомыми людьми, для неё характерны страхи, повышенная чувствительность.
Из этого вытекает ряд проблем в развитии :
• Погружение в философские проблемы
• Несоответствие между физическим развитием
Семья проживает в 3-х комнатной квартире. У Артема есть своя комната. В домашней библиотеке более 100 детских книг.
Особенности организации образовательного процесса
В результате диагностик было выявлено :
Уровень зрительного восприятия формы – высокий.
Уровень пространственного восприятия – высокий.
Уровень развития кратковременной и долговременной памяти – высокий.
Не испытывает трудности при составлении рассказов.
Фонематическое восприятие в норме.
Наглядно-действенное мышление : высокий уровень.
Наглядно-образное мышление : «Разрезные картинки » собирает путем зрительного соотнесения.
Уровень операции, абстрагирования в норме.
Уровень операции обобщения в норме, наблюдается ярко выраженная избирательность мышления.
Уровень понимания смысла причинно-следственных отношении в норме. Уровень развития как вербального, так и невербального воображения в норме.
Внимание на высоком уровне.
Наблюдается высокая концентрация в различении основных и оттеночных цветов. Различает геометрические фигуры.
Манипулятивная функция рук повышенная.
Развитие мелкой моторики – низкая.
Через урочную и внеурочную деятельность, индивидуальная и групповая работа.
Кружки «юным умникам и умницам», «Школа развития речи».
Формы и методы занятий
Формы подведения итогов
удалось установить отношения со сверстниками, снять повышенную тревожность, укрепить веру в себя. Повысился познавательный интерес.
По результатам мониторинга в конце 1 класса показал следующие результаты по предметам:
Математика – высокий уровень,
Русский язык – повышенный уровень,
Литературное чтение – высокий уровень.
Техника чтения в 1 полугодии 1 класса – 55 слов, конец 1 класса – 104 слова. В конце 2 класса – 110 слов в минуту.
Не заниматься наставлениями, помогатьребёнку действовать независимо, не давать прямыхинструкций, относительно, чем он должен заниматься.
Не сдерживать инициативы ребёнка и не делать за него то, что он сможет сделать самостоятельно.
Приучатьребёнка к навыкам самостоятельного поиска решения проблем, исследования и анализа ситуаций.
Использовать трудные ситуации, возникшие у ребёнка в школе или дома, как область приложенияполученных навыков в решении задач.
Помочь ребёнку научиться управлять процессом усвоения знаний.
Подходить ко всему творчески.
2. Участие в олимпиадах, конкурсах предметной и художественной направленности на различных сайтах.
3. Рекомендовать приобретение альбомов, кистей разного размера, гуаши и акварели с большим выбором цветовой гаммы, а также наглядных альбомов по рисованию различных росписей, животных, птиц, насекомых для поддержания стойкого интереса к художественно-эстетическому развитию.
4. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать навык работы с ножницами.
Достижения Корнус Артема
Олимпиада по русскому языку
Конкурс «русский медвежонок»
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Математический конкурс-игра «Кенгуру»
Конкурс на театральную постановку и художественное слово
Конкурс «Ученик года – 2018»
Дистанционный конкурс по информатике
Дистанционный конкурс по русскому языку
Дистанционный конкурс по английскому языку
Дистанционный конкурс по биологии
Дистанционный конкурс BRITISH BULLDOG
Сертификат 1 место
Математический конкурс-игра «Кенгуру»
Сертификат 2 место
Олимпиада по математике
Характеристика на одаренного ребёнка
Артем поступил в 1 класс МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов в сентябре 2015 года, в возрасте 7 лет. Поступление в школу родители считали важным событием, к которому готовились заранее. Школу посещает с желанием. Учится с увлечением, легко, без особых усилий. В настоящее время Кристина охотно контактируетсовзрослыми, много общается со сверстниками и в школе, и после уроков. Умеет пойти на компромисс, уступить. В ней удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям.
Психические процессы и речь развиты в соответствии с возрастной нормой. Ребенок имеет фонетически правильную речь, пользуется относительно богатым запасом слов, употребляет сложные грамматические структуры. В своей активной речи ребенок выражают свои знания, свое понимание окружающей жизни, переживания. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. С удовольствием придумывает сказку, рассказ. Развернуто рассказывает о своих впечатлениях и чувствах. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта; рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем; умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает; с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
На занятиях проявляет активность, проявляет интерес ко всем видам деятельности, стремится к конечному положительному результату деятельности.
Для становления личности одарённого ребенка особенно важно повышенное внимание родителей. Артем воспитывается в полной семье. Развитию одарённости Кристины способствуют высокие познавательные интересы самих родителей. Оба родителя с высшим образованием. В воспитании ребенка родители заинтересованы, в их общении представлена так называемая совместная познавательная деятельность – общие познавательные интересы, на основе которых наблюдается ускоренный темп умственного и общего возрастного развития. В детстве родители часто читали ему книги, пели песни, рассказывали истории, рисовали, играли в развивающие игры. Систематически интересуются успехами сына, стараются всячески поддержать, оказывают необходимую помощь учителю. Атмосфера в семье дружелюбная, Артем относится к родителям и старшей сестре с большой любовью.
Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Индивидуальный образовательный маршрут одаренных детей
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
— создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах личности;
— обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения;
* создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
* создание системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит учащимся демонстрировать свои достижения на школьных и городских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
* разработка индивидуальных форм работы;
* использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
* внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
* организация системы исследовательской работы учащихся;
* обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися
* индивидуальные занятия с одаренными учащимися;
* кружки по интересам;
* участие в олимпиадах;
Работа проводится в 4 этапа:
Разработка образовательного маршрута и организация работы
Анализ результатов, коррекция проводимой работы
I этап Диагностический.
Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.
1-2 неделя сентября
Опросник Г.А. Карповой « Учебная мотивация».
Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.
1-2 неделя сентября
Методика Климова И.И. «Карта интересов»
Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его
Анализируя современные психолого-педагогические трактовки понятия «одаренность» мною были выделены следующие группы одаренности:
Классификация учащихся по видам одаренности
Анализируя современные психолого-педагогические трактовки понятия «одаренность» мною были выделены следующие виды одаренности
I. Oбщая интеллектуальная одаренность
II. Творческая одаренность
III. Спортивная одаренность
Исходя из этого, к «одарённым» детям относится ученица « «В» класса ________
II этап Разработка образовательного маршрута и организация работы
Цель: cформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития учащихся является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Разработка маршрута одаренных детей.
Корректировка календарно – тематическое планирование с учётом
Составление учебного плана во внеурочной деятельности по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, физической культуре
Выбор темы исследовательских работ по интересующим предметам.
Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей.
«Интеграция с другими специалистами»
Составление карты познавательной деятельности детей психологом, классным руководителем.
Карта познавательной деятельности ребенка.
Разработка индивидуального образовательного маршрута учителем.
Прохождение тестов, предметных олимпиад, посещение кружков.
Расписание посещений занятий
Диагностирование, рефлексия школьным психологом, классным руководителем.
Карта наблюдений, рекомендации учителями
Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Классный руководитель
Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка.
Работа с одаренными детьми в урочной деятельности
Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:
совершенствование предметных умений и навыков;
повышение учебной мотивации одаренных детей;
развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.
частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);
классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.
Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Работа с детьми важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей, но и как основание для построения педагогической системы, ориентированной на развитие личностного потенциала в целом.
Я убеждена, что необходимо для того, чтобы подготовить учащихся к самостоятельной деятельности, к умению высказывать своё мнение, участвовать в дискуссии, самим искать истину, сомневаться, спорить, доказывать свою дочку зрения. Отсюда следует вывод: необходимо включать учащихся в творческую деятельность. Проблема решения комплекса свойств личности, входящих в понятие “творческие способности” требует длительной работы. Я стремлюсь на каждом уроке создать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию творческих способностей воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. У ребенка в начальной школе фантазия развивается настолько, что позволяет ему оказаться там, куда приглашает игра.
Работа с одаренными детьми во внеурочной деятельности
«Тайны русского языка»
Занятия английским языком
Так же стараюсь вовлекать Горшкову Екатерину в различные мероприятия: конкурсы, олимпиады, викторины, спартакиады.
Вследствие проделанной работы я ожидаю призовые места в школьной и городской олимпиадах, показать качественные результаты мониторинга.
Образовательный маршрут одаренного ребенка.
Выбранный для просмотра документ Образ.маршрут одар. ребенка..doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка»
Саратовской области Татищевского района
для РМО учителей начальных классов по теме:
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОДАРЕННОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»
Подготовила учитель начальных классов
МОУ «СОШ с.Сторожевка»
Сутникова Ольга Владимировна
Образовательный маршрут одаренных обучающихся МОУ «СОШ с. Сторожевка» как средство реализации требований ФГОС НОО
Понятие «индивидуальный образовательный маршрут» имеет несколько сходных выражений: индивидуальная траектория развития, персонализированное обучение, модель адресного обучения, индивидуальная образовательная траектория.
Персонализированное обучение рассматривается как педагогическая система с корректно поставленной дидактической задачей и педагогической технологией, способствующей ее решению, при- чем педагогическая задача определяется особенностями личности учащегося.
Модель адресного обучения – это стратегия обучения, в которой решается задача индивидуализации обучения.
Индивидуальная образовательная траектория рассматривается как определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося, соответствующую его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями, это проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемого во взаимодействии с педагогом.
Понятие индивидуальный образовательный маршрут часто связывают с понятием образовательной программы, позволяющей учащимся овладеть определенным уровнем образования. Плюсы технологии индивидуального образовательного маршрута нам видятся в том, что дети вынуждены сами постоянно принимать решения, осуществлять выбор. Это готовит их к самостоятельной жизни. Технология стимулирует максимальное раскрытие способностей, творческих возможностей личности, реализует гуманистический подход.
Для создания индивидуального образовательного маршрута необходимо создать следующие условия:
изучение интересов, потребностей и способностей детей;
обеспечение многообразия и разнообразия деятельности и программ;
предоставление ребенку свободы выбора;
обеспечение готовности педагогов принимать активное участие в реализации индивидуального образовательного маршрута ребѐнка;
организация мониторинга его реализации.
Учителя начальных классов особое значение уделяют подбору форм и содержания внеурочной деятельности для каждого ребѐнка.
Индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный образовательный маршрут – составляющая часть обобщенного образовательного маршрута, который, как множество индивидуальных, объединяет их в концентрированном виде.
Наиболее интересно продвижение в образовательном маршруте, которое строится по следующим трем важным линиям: линия личностного роста, линия знаний и линия профессионального самоопределения.
Технология индивидуального образовательного маршрута направлена на создание условий для развития и поддержания различных образовательных интересов одарѐнного ребѐнка.
Индивидуальный образовательный маршрут проектируется совместно с одарѐнным ребѐнком, родителями и при непосредственном участии педагога, то есть «внешнее через внутреннее», когда ребѐнок может выбирать свой способ познания в соответствии со своими личностными особенностями, смыслами, познавательными предпочтениями.
Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Основная задача педагога – предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.
Можно выделить следующие формы обучения одаренных детей:
— индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
— работа по исследовательским и творческим проектам;
— творческие конкурсы, фестивали, олимпиады;
детские научно-практические конференции и семинары, интеллектуальные игры, интеллектуальные конкурсы, марафоны.
Формы организации деятельности в рамках индивидуального образовательного маршрута: занятие в классе, самостоятельное изучение, занятия по свободному выбору.
Деятельность по организации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся связана с многочисленными и разнообразными трудностями, которые в основном связаны с недостаточной степенью разработанности самой системы организации индивидуальных образовательных маршрутов: организационные, недостаточность учебного времени, знаний технологий организации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
Социально-педагогическая суть модернизации школы – обеспечение наибольшей направленности и вариативности образования, его индивидуализации. Одна из задач, стоящих перед нами – при массовости образования сделать его индивидуальным . Сегодня попытаюсь познакомить вас с опытом школы, выстроившей индивидуализированный образовательный процесс.
Хотелось бы отметить, что существуют отличия между индивидуализацией обучения и индивидуальным подходом, который в советской школе перешел на дифференцированный подход в обучении.
Существует три мифа об индивидуализации (с которыми Вы можете познакомиться на слайде 2 ):
2.Индивидуализация – это индивидуальная работа.
3.Индивидуализация – это индивидуализм или эгоизм.
При индивидуализации обучения образовательный процесс направлен на успех. Успех ученика в деятельности – это проявление идивидуальных возможностей и способностей.
Отсюда, цель (слайд 4) – формирование индивидуальных траекторий развития на основе аналитико-диагностического подхода с учётом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика. Изучение и поддержка индивидуальной образовательной траектории – основная ценность личностно-ориентированной школы, где все дети равны по возможностям и различны по способностям (И.С. Якиманская).
Существующее понятие « индивидуальная образовательная траектория » предполагает несколько направлений реализации : (слайд 5) содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Опираясь на направления, школьное методическое объединение учителей начальных классов школы определило следующие задачи индивидуализации образовательного процесса: (слайд 6)
1. Разработать индивидуальные образовательные маршруты.
2.Обеспечить индивидуализацию образовательного процесса путём использования новых образовательных технологий.
3. Создать условия, обеспечивающие учащемуся позиции субъекта выбора содержания.
4. Обеспечить содержательную и методическую преемственность начальной школы- среднего звена.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
(слайд7)
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса.
Предлагаю следующие этапы разработки индивидуального образовательного маршрута учащегося начальной школы: (слайд 8)
проектирование ИОМ (осмысление);
оценка и коррекция ИОМ.
Шахматы, кружки, занятия психолога.
СДК, сельская библиотека, частная школа каратэ, ДОК «Родничок» и т.д.
интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, праздники, марафоны.
Всероссийский, международный уровень:
конкурсы, дистанционные олимпиады, фестивали
ИГЗ по математике, русскому языку; кружки: «Информатика и ИКТ», «Эрудит», занятия с психологом.
СДК, сельская библиотека, частная школа каратэ, ДОК «Родничок» и т.д.
интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, турниры, праздники, марафоны.
Всероссийский, международный уровень:
конкурсы, дистанционные олимпиады
ИГЗ по математике, русскому языку; кружки: «Информатика и ИКТ», «Эрудит», занятия с психологом.
СДК, сельская библиотека, частная школа каратэ, ДОК «Родничок» и т.д.
интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, турниры, праздники, марафоны.
Всероссийский, международный уровень:
конкурсы, дистанционные олимпиады.
Занятия психолога. ИГЗ по математике, русскому языку; кружки:
СДК, сельская библиотека, частная школа каратэ, ДОК «Родничок» и т.д.
интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, турниры, праздники, марафоны.
Муниципальный уровень: очные олимпиады
Научно-практические конференции, выставки.
Научно-исследовательские конференции, выставки.
Всероссийский, международный уровень:
Потребности участников образовательного процесса