индивидуальный проект методическое пособие
Комплекс методических материалов для разработки индивидуального учебного проекта на уровне основного общего образования
Комплекс методических материалов для разработки индивидуального учебного проекта на уровне основного общего образования в МОУ «СОШ №3 г.Свирск»
Комплекс оценочных материалов для оценки метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск» в форме итогового индивидуального проекта разработан на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, ФГОС основного общего образования, Примерной основной образовательной программы основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ №3 г.Свирск», Программы развития МОУ «СОШ №3 г.Свирск» и Устава школы.
При разработке комплекса использованы инструктивно-методические материалы регионального мониторинга оценки качества общего образования и диагностические материалы, разработанные в рамках реализации модели образовательной системы школы, обеспечивающей современное качество образования на основе государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ общего образования.
«Метапредметные планируемые результаты – это освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности в организации учебного сотрудничества с руководителями, педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории».
1. Достижение метапредметных результатов обучающимися основано на обучении общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Проектная деятельность и итоговый индивидуальный проект позволяют обучающимся путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта «развивать ключевые компетенции личности, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию»
2. Объективная оценка деятельности обучающихся даёт возможность для дальнейшего развития их творческих способностей и интеллектуального потенциала.
II. Цель создания комплекса
Статус МОУ «СОШ №3 г.Свирск», особенности образовательной системы школы, обеспечивающей современное качество образования на основе механизмов государственно-общественного управления определяют цель создания комплекса: разработка измерительных материалов для итоговой оценки метапредметных планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в форме индивидуального учебного проекта и методических рекомендаций для субъектов государственно-общественного управления, участвующих в процессе оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
III. Структура комплекса
Комплекс оценочных материалов для оценки метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования состоит из следующих разделов:
-Положение о проектной деятельности обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»;
-Карта оценки индивидуального итогового проекта обучающегося на уровне основного общего образования;
-Инструктивные материалы для обучающегося и карта самооценки;
-Методические материалы для руководителя проекта;
-Инструктивные материалы и методические рекомендации для экспертов;
Приложения к приказам директора:
— план контроля заместителя директора по учебной работе за организацией проектной работы обучающихся 9 классов;
— перечень тем индивидуальных итоговых проектов обучающихся и список руководителей.
IV. Содержание комплекса.
1. Положение о проектной деятельности обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск» определяет все этапы работы над индивидуальным итоговым проектом, при этом обучение навыкам проектной деятельности ведётся на всех уровнях общего образования. В соответствии с требованиями ФГОС ООО и основной образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ №3 г.Свирск» Положение содержит:
— Требования к организации работы над индивидуальным итоговым проектом,
— Требования к содержанию и направленности индивидуальных итоговых проектов обучающихся,
— Требования к оформлению индивидуального итогового проекта,
— Сроки и этапы выполнения индивидуальных итоговых проектов,
— Требования к защите индивидуального итогового проекта,
— Критерии оценки индивидуальных итоговых проектов.
В Положении представлены и способы представления промежуточных результатов проектной деятельности обучающихся: выступление на школьной научно-практической конференции.
2.Карта оценки индивидуального итогового проекта обучающегося на уровне основного общего образования
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Основной процедурой итоговой оценки становится защита обучающимся индивидуального итогового проекта. Разработанные в ходе апробации регионального мониторинга качества общего образования критерии оценки уровня сформированности метапредметных планируемых результатов обучающихся стали основными критериями в оценке индивидуального итогового проекта на базовом и повышенном уровне. Миссия школы, задачи основной образовательной программы основного общего образования, результаты внутреннего мониторинга качества общего образования позволяют представить базовый и повышенный уровень сформированности метапредметных результатов. В карте оценки определены умения и навыки проектной деятельности, относящиеся к критериям:
— Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
— Сформированность предметных знаний и способов действий,
— Сформированность регулятивных действий,
— Сформированность коммуникативных действий.
Оценка уровня сформированности метапредметных результатов на базовом и повышенном уровнях отражена в количестве баллов, выставленных при защите проекта руководителем индивидуального итогового проекта и экспертной комиссией. Особое значение при этом имеет развитие личностно-значимых умений и навыков проектной деятельности, приобретённых самостоятельно (без помощи руководителя) в процессе работы над проектом, а также углублённое изучение проблемы и практическая направленность проекта.
3.Инструктивные материалы для обучающегося и карта самооценки
Для работы над индивидуальным итоговым проектом обучающимся предлагаются следующие инструктивные материалы:
Форма плана работы над индивидуальным итоговым проектом: план составляется обучающимся самостоятельно или с помощью руководителя после утверждения приказом директора темы проекта и назначения руководителя и помогает организовать работу над проектом в течение всего учебного года. Темы проектов помещаются на сайте школы и на информационных стендах.
Требования к оформлению индивидуального проекта, образец паспорта проекта и рекомендации к компьютерной презентации служат информативными материалами и материалами для контроля за представлением конечного продукта проектной деятельности, они позволяют объективно оценить сформированность ИКТ-компетенции обучающегося.
Карта самооценки индивидуального проекта и анкета «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом» разработаны с целью формирования способности обучающихся к объективной оценке продукта собственного труда и своевременной коррекции проекта. Критерии оценки выбраны с учётом имеющегося у обучающегося опыта промежуточной аттестации в форме защиты проекта на уроке. Самооценка развивает критическое мышление, умение самостоятельно мыслить, выбирать правильные пути решения проблемы, осваивать новые способы действий.
Анкета для обучающихся «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» позволяет ученику выделить те проектные навыки и умения, которые были получены в ходе самостоятельной работы над проектом и увидеть перспективу своего развития.
Терминологический словарь служит помощником в написании и представлении индивидуального итогового проекта.
4. Методические материалы для руководителя проекта :
Карта наблюдения за ходом выполнения индивидуального итогового проекта, которая была предложена в ходе апробации регионального мониторинга качества общего образования;
Примерный план индивидуальных консультаций помогает руководителю вовремя реагировать на вопросы, возникающие в ходе работы над проектом, и корректировать материал, уже разработанный обучающимся самостоятельно;
Форма написания рецензии на учебный проект.
Мнение руководителя проекта, изложенное в рецензии, имеет большое значение для обучающегося и обязательно учитывается экспертами.
5. Инструктивные материалы и методические рекомендации для экспертов.
В оценке метапредметных результатов обучающихся в форме индивидуального итогового проекта принимают участие эксперты, входящие в состав комиссии и являющиеся представителями органов государственно-общественного управления МОУ «СОШ №3 г.Свирск». Для них разработаны и входят в комплекс:
В качестве информационного материала для общественных экспертов предлагаются материалы, раскрывающие смысл понятия «умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности».
6. План контроля заместителя директора по учебной работе за организацией проектной деятельности обучающихся 9 классов – часть внутреннего мониторинга и входит в план внутришкольного контроля. Цель контроля – обеспечение условий для успешной разработки индивидуального итогового проекта обучающегося и оказание методической помощи руководителю учебного проекта.
V. Выводы и обобщения.
Комплекс оценочных материалов для оценки метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в форме индивидуального итогового проекта позволяет объективно оценить на разных уровнях степень сформированности у обучающихся навыков проектной деятельности, а также способность управлять своей деятельностью, в том числе корректировать и определять новые задачи в соответствии с изменяющейся ситуацией. Материалы комплекса носят аналитический и обучающий характер, т.к. в процессе оценки метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и в процессе работы над индивидуальным итоговым проектом «самообучение происходит в процессе деятельности».
Такой личностно-деятельностный подход к разработке оценочных материалов обеспечивает возможность сотрудничества обучающихся, руководителей, консультантов проекта. Комплекс обеспечивает участие в процедурах оценки всех субъектов государственно-общественного управления школой. Комплекс обеспечивает выполнение требований ФГОС общего образования в части системы оценки метапредметных планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования и может быть применён в образовательных организациях региона, имеющих профильные классы, а также с небольшими изменениями в общеобразовательных школах региона, т.к. компоненты комплекса в целом универсальны.
Методические рекомендации по подготовке индивидуального проекта
Министерство образования Калининградской области
государственное автономное учреждение
профессиональная образовательная организация
«Колледж сервиса и туризма»
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
2018-2019 учебный год
на заседании Методического совета ГАУ КО ПОО КСТ
Начальник УМО ГАУ КО ПОО КСТ Поликанова И.А.
Заместитель директора Алукриева А.С.
Колганова А.А., методист УМО
Методические рекомендации содержат правила оформления индивидуального проекта, его презентации и защиты. Предназначены для студентов и преподавателей.
Цели проектной деятельности……………………………………………………
Задачи проектной деятельности………………………….
Результат (продукт) проектной деятельности………………..
Этапы работы над индивидуальным проектом…………….
Требования к содержанию и структуре индивидуального проекта…………………………………………………………..
Требования к оформлению индивидуального проекта….
Процедура защиты индивидуального проекта…………….
Требования к презентации индивидуального проекта………
Методические рекомендации по выполнению индивидуальных проектов студентами государственного автономного учреждения Калининградской области профессиональной образовательной организации Колледж сервиса и туризма по образовательным программам среднего профессионального образования, устанавливают правила организации и проведения индивидуальной проектной деятельности студентов.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Под проектной деятельностью понимается целенаправленно организованная учебно-исследовательская работа студента по разрешению одной из актуальных проблем (или ее аспектов) современной жизни. Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. При этом происходит самостоятельное освоение комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный проект, предназначенный для активного применения в научно-познавательной практике и в профессиональной деятельности.
Проектная деятельность является составной (обязательной) частью учебной деятельности студентов первого курса.
Проект выполняется по определѐнной дисциплине или МДК и имеет связь с будущей профессиональной деятельностью. Руководителем проекта является преподаватель данной дисциплины/МДК.
Студенты могут самостоятельно предложить темы проекта, согласовав их с руководителями проекта или выбрать тему из предложенных преподавателем. Тема должна быть актуальна и интересна не только студенту, но и его однокурсникам, должна быть социально и профессионально значима. Защита проектов происходит на одном из завершающих занятий учебной дисциплины/МДК.
Лучшие проекты рекомендуются для участия в конкурсах различных уровней.
ЦЕЛИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
— Включение проектной деятельности в современный образовательный процесс;
— Перестановка акцентов с традиционных образовательных форм на сотрудничество, партнерство преподавателя и студента, их совместный поиск новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного обществом;
— Формирование у студентов умений и навыков проектной деятельности при компетентностном подходе к обучению.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
— Обучение планированию (студент должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели).
— Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (студент должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать).
— Развитие умения анализировать и критически мыслить.
— Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, четко оформлять и презентовать информацию, иметь понятие о библиографии).
— Формирование позитивного отношения к деятельности (студент должен проявлять инициативу, выполнить работу в срок в соответствии установленным планом и графиком работы).
— Формирование интереса к будущей профессиональной деятельности.
По форме и доминирующей деятельности студентов:
— исследовательские: требуют обоснования актуальности и социальной значимости темы, хорошо продуманной структуры работы, ее целей и задач, методов исследования; подразумевается деятельность студентов, направленная на решение творческой проблемы с заранее неизвестным решением. Обязательна постановка проблемы и формулирование гипотезы;
— прикладные: содержат четко обозначенный результат деятельности обучающихся, ориентированный на социальные запросы его участников; эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников: документ, проект закона, словарь и др. Должна быть возможность их внедрения в практику;
— творческие: результатами творческих проектов могут быть видеофильм, компьютерная программа, фотоальбом, сценарий и пр.;
— информационные: представляют собой обобщенный информационно-аналитический материал о каком-либо объекте или явлении, предназначенный для широкой аудитории; направлены на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с конкретной информацией и ее обработка – анализ, обобщение, сопоставление, выводы.
— социальные: в основе лежит социальная реальная проблема, требующая разрешения, реализация которой способствует улучшению социальной ситуации в конкретном социуме.
— инновационные: содержащие технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности; итогом разработки служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимости, возможности и формы использования.
— конструкторские: основной акцент сделан на владение навыками конструкторской деятельности; результатом могут быть схемы, чертежи, модели, эскизы и пр.
— инженерные: в котором научная и техническая информация используется для создания новой системы или устройства, приносящих обществу определенную пользу.
По предметной области:
— литературные: исследуется творчество писателей, сопоставляются различные точки зрения на литературные произведения, жанровые сочинения, собственные литературные, произведения;
— естественнонаучные: исследуется четко обозначенная проблема конкретного естественнонаучного направления;
— географические: связаны с организацией и проведением экспедиций. Раскрывают практическое значение географических открытий;
— исторические: в них исследуются разнообразные исторические проблемы и факты, прогнозируется развитие политических событий, анализируется прошлое;
— обществоведческие: исследуется четко обозначенная проблема конкретного обществоведческого направления;
Монопроекты (в рамках одной учебной дисциплины или МДК.
При этом выбираются сложные темы или разделы программы)
Межпредметные проекты (по двум или более дисциплинам)
Метапредметные (выходят за рамки дисциплины/МДК)
По характеру контактов
По количеству участников
Долгосрочные (один год)
5.РЕЗУЛЬТАТ (ПРОДУКТ) ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
Наглядный материал: плакаты, диаграммы, схемы
Заочные и очные экскурсии
Сборник научно–фантастических сочинений и т.д. и т.п.
6.ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ
Подготовительный этап (сентябрь ): выбор темы и руководителя проекта.
Основной этап (октябрь-май ): разработка плана реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы).
Заключительный этап (июнь ): защита проекта.
7.ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ
И СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Структура индивидуального проекта, должна быть следующей:
титульный лист ( Приложение 1)
список использованных источников и литературы, приложение.
В индивидуальном проекте обязательно должна быть отражена следующая информация: срок реализации проекта, актуальность проекта, гипотеза, основные целевые группы, на которые направлен проект, основная цель проекта, задачи проекта, методы реализации проекта, календарный план реализации проекта, «партнеры» проекта, результаты проекта, опыт реализации проекта.
При написании проекта целесообразно придерживаться следующего содержания каждой из еѐ частей.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы работы. В основе актуальности лежит проблема (противоречие), которое данное исследование должно решить. Четко определяется цель (зачем, для чего) и формируются конкретные основные задачи (как достичь цели), формулируется гипотеза, объект и предмет исследования, отражается степень изученности в литературе исследуемых вопросов, указываются объект и предмет исследования. Перечисляются использованные основные материалы, приемы и методы исследования, дается краткая характеристика работы. По объему введение в работе не превышает 1-2 страниц.
Основная часть работы включает 1- 2 главы, подразделяемые на параграфы, последовательно и логично раскрывающие задачи исследования. Объѐм 6-8 страниц. Основная часть отражает теоретическое обоснование и состояние изучаемой проблемы. Вопросы теории излагают во взаимосвязи и для обоснования дальнейшего исследования проблемы в практической части работы. Практическая часть носит аналитический и прикладной характер. В них излагается фактическое состояние изучаемой проблемы.
В заключении обобщаются теоретические и практические выводы и предложения, которые были соответственно сделаны и внесены в результате проведенного исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Здесь не следует помещать новые положения или развивать не вытекающие из содержания работы идеи. Выводы представляют собой результат теоретического осмысления и практической оценки исследуемой проблемы. Выводы и предложения оформляются в виде тезисов- кратко сформулированных и пронумерованных положений без развернутой аргументации или кратко изложенных, но с достаточным их обоснованием.
Список использованных источников и литературы должен содержать сведения об информационных источниках (литературных, электронных и др.), использованных при составлении работы. Список использованных источников и литературы составляется способом, предусматривающим группировку библиографических источников на группы, например «законодательно-нормативные документы», «Книги и статьи» (в алфавитном порядке), «Интернет-источники». В пределах группы «Законодательно-нормативные документы» источники располагаются по мере убывания значимости юридического уровня документа, а документы одного уровня размещаются по мере возрастания даты их принятия. Источники на иностранном языке располагаются в конце списка. Источники в списке нужно нумеровать арабскими цифрами.
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не были включены в основную часть. В приложения могут быть включены:
– результаты обзора литературных источников;
– документы, использованные при выполнении работы;
– таблицы вспомогательных цифровых данных или иллюстрирующих расчетов;
– инструкции, методики и другие материалы, разработанные автором в процессе выполнения работы;
– иллюстрации вспомогательного характера и др.
8. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Проектная работа оформляется по следующим правилам:
размер бумаги стандартного формата А4 (210 х 297 мм)
поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм.
междустрочный интервал: 1.5 полуторный в основном тексте, одинарный в подстрочных ссылках и таблицах
расстановка переносов – автоматическая
форматирование основного текста и ссылок – в параметре «по ширине»
цвет шрифта – черный
красная строка – 1,5 см
При нумерации страниц выполняются следующие требования:
Номер страницы располагается в нижнем правом углу.
Страницы приложения не нумеруются.
Приложения оформляются отдельно.
При оформлении заголовки должны соответствовать следующим требованиям:
Пункты плана (заголовки) выделяются жирным шрифтом.
Заголовки выравниваются по левому краю.
Точка в конце заголовка не ставится.
Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал.
Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным.
Содержание – это отображение структуры работы в виде списка, включающего: введение, названия частей работы, параграфов, заключение, список использованных источников и литературы, приложения. ( Приложение 3).
9.ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Подготовив проект к защите, обучающийся готовит выступление, наглядную информацию (схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал) для использования во время защиты.
Процедура защиты проектов определяется руководителем проекта. Защита индивидуального проекта осуществляется публично.
Защита индивидуального проекта проводится за счет объема времени, предусмотренного на изучение учебной дисциплины (в конце изучения дисциплины) или во время, установленное учебно-методическим отделом для проведения защиты индивидуальных проектов. Для выступления и защиты проекта, обоснования выводов и предложений отводится не более 5-7 минут.
После выступления обучающийся отвечает на заданные вопросы по теме. Студент может воспользоваться примерным шаблоном для защиты индивидуального проекта.( Приложение 5 ).
Предметом оценки результатов работы студентов являются:
— результаты деятельности студента по созданию и оформлению проекта;
— результаты защиты индивидуального проекта.
Индивидуальные проекты оцениваются по зачётной системе.
Общими критериями оценки индивидуального проекта являются:
– сформированность познавательных учебных действий: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблемы, которая проявляется в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.;
– сформированность предметных знаний и способов действий: способность раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы
– сформированность регулятивных действий: способность самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять вы-
бор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
– сформированность коммуникативных действий: способность изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Выполненный индивидуальный проект является составной частью портфолио студента.
10. ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Презентация проекта представляет собой документ, отображающий графическую информацию, содержащуюся в проекте, достигнутые автором работы результаты и предложения по совершенствованию исследуемого предмета. Презентация проекта содержит основные положения для защиты, графические материалы: диаграммы, рисунки, таблицы, карты, чертежи, схемы, алгоритмы и т.п., которые иллюстрирую предмет защиты проекта.
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст выступления. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:
1) почему избрана эта тема;
2) какой была цель исследования;
3) какие ставились задачи;
4) какие гипотезы проверялись;
5) какие использовались методы и средства исследования;
6) каким был план исследования;
7) какие результаты были получены;
8) какие выводы сделаны по итогам исследования;
9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Презентация (электронная) для защиты проекта служит для убедительности и наглядности материала, выносимого на защиту.
Основное содержание презентации:
Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории автора и тему его работы. На данном слайде указывается следующая информация:
-полное название образовательной организации;
— тема учебного проекта
— ФИО руководителя учебного проекта
— год выполнения работы
Должно содержать обязательные элементы учебного проекта:
Цели и задачи проекта
-итоги проделанной работы
-основные результаты в виде нескольких пунктов
-обобщение результатов, формулировка предложений по их устранению или совершенствованию
Министерство образования Калининградской области
государственное автономное учреждение
профессиональная образовательная организация
«Колледж сервиса и туризма»
(тема индивидуального проекта)
Автор проекта: Фамилия И.О.,
Руководитель: Фамилия И.О.,
Должность (с указанием учебной
(тип или вид проекта)
Срок реализации проекта
начало реализации-окончание реализации
(в чем основная идея проекта?)
(описание конкретной проблемы, на решение которой направлен проект)
(утверждение, предполагающее доказательство)
Основные целевые группы,
на которые направлен проект
(для кого ваш проект? Перечислите социальные группы, возрастные категории и др.)
Основная цель проекта
(сформулируйте одну цель проекта, она должна быть конкретная, измеримая, достижимая, близкая автору и ограничена по времени)
(сформулируйте основные шаги на пути к достижению цели проекта)
Методы реализации проекта
(каким образом вы будете достигать цель проекта, решать поставленные задачи)
Календарный план реализации проекта
( последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления)
Количественные показатели реализации
Форма продукта проектной деятельности
(укажите форму продукта проектной деятельности – макет, костюм, видеофильм и пр.)
(перечисление тех, кого вы планируете привлекать к реализации проекта)
Основные ресурсы проекта
(укажите, какие ресурсы вы используете при реализации проекта – фотоаппарат, видеокамера, изобразительные материалы, интернет, компьютеры, энциклопедии, педагоги и пр.)
(описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта)
Опыт реализации проекта
(укажите Ваш опыт, связанные с темой проекта, Ваши личные достижения при реализации проекта)
Пример оформления содержания
Выводы по теоретической части исследования
Выводы по практической части исследования
Список использованных источников и литературы