индивидуальный реабилитационный маршрут для ребенка с овз образец

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ

МОУ « Средняя школа № »

(для обучающихся детей с ОВЗ с ЗПР)

Номер карты ( возможно совпадающий с № личного дела или порядковый № в журнале учета детей, находящихся на сопровождении ).

Название Карты, например: «Индивидуальная карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка».

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) строился на основе нормативных документов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Базисный учебный план для специальных (коррекционных) учреждений V вида РФ, утвержденного Приказом Минобразования России от 10.04.2002 г № 29/2065;

Примерные рабочие программы по предметам;

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189″Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Программа составлена на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова. Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.

Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.

Многолетние исследования эффективности обучения младших школьников, по развивающим дидактическим системам выявили важный, в плане формирования основ мировоззрения, у младших школьников результат. Он состоит в том, что осуществление общего психологического развития учащихся, и мыслительной деятельности в частности, закономерно приводит к личностному становлению школьников, формированию у них критического отношения к явлениям окружающей действительности, умению выбирать адекватные формы своего поведения в конкретной ситуации.

Данная программа психологического развития приводит к улучшению познавательной ( степень расчлененности восприятия, сформированность мыслительных операций сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно-личностной сферы учащихся ( формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление отстаивать свое мнение, формирование адекватной самооценки, повышение интереса ко всем школьным урокам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успеваемости).

Программа предназначена для детей с ОВЗ, поэтому она учитывает и особенности детей с особыми образовательными нуждами.

Характеристика детей, обучающихся с ЗПР

У детей данной группы отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В психологическом статусе этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Страдают также и высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, отмечается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. У детей снижена вербальная память, низкая продуктивность запоминания. С трудом овладевают анализом, синтезом, отстают в развитии словесно-логического мышления.

нарушения регуляции мышечного тонуса;

недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук;

Трудности в обучении, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей.

СВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Данные ребенка: Ф.И.О., дата рождения, домашний адрес.

Сведения о семье ( включаются сведения, необходимые для организации сопровождения ).

Образовательная траектория ( где обучался до начала процесса сопровождения, сколько лет, по какой программе, оставался ли на повторное обучение, посещал ли ДОУ и т.п. )

1.Ф.И.О. учащегося : Б.С.О

2. Дата и место рождения: г. Петрозаводск

3. Социальный статус______________________________________________________________

4. Социальная справка _____________________________________________________________

5. Адрес по прописке : ул.

6. Состав семьи: неполная

7. Сведения о родителях (законных представителях):

образование неполное среднее (9 классов)

место работы, должность – официально безработная, в отпуске по уходу за ребенком

8. Другие родственники: бабушка, дедушка, сестра и 3 ребенка дошкольного возраста

9. Жилищные условия: неблагоустроенный дом

10. Материальная обеспеченность семьи: малообеспеченная, многодетная семья

11. Пребывание в детских учреждениях: ДОУ №

12. Дата поступления в школу: сентябрь

13. Оценка психологической готовности к началу обучения: УНГ

II . МЕДИЦИНСКИЕ ДАННЫЕ

В данный раздел не заносятся медицинские диагнозы. Отражаются особенности состояния здоровья ребенка, которые влияют на его обучение.

Например, имеющееся заболевание влияет на работоспособность, вызывает повышенную утомляемость и т.п.

Также записываются рекомендации врачей по организации обучения: щадящий режим, определенное место ребенка в классе, ограничения физической нагрузки и т.п.

1.Общее состояние ________________________________________________________________

2.Физическое развитие _____________________________________________________________

4. Зрение _________________________________________________________________________

6. Опорно-двигательный аппарат _____________________________________________________

7. Диагноз психиатра: ЗПР

8. Диагноз логопеда ________________________________________________________________

9. Данные о текущем лечении ________________________________________________________

10.Диспансерное наблюдение врачей специалистов______________________________________

Источник

«Программа индивидуального реабилитационного маршрута» для детей с ОВЗ

индивидуальный реабилитационный маршрут для ребенка с овз образец

Программа «Индивидуального реабилитационного маршрута».

Педагогическая характеристика (без ФИО) на обучающегося (обучающихся) с ограниченными возможностями здоровья.

График и режим учебного процесса;

Форма обучения (класс, малокомплектный класс, индивидуальное обучение, индивидуальное обучение на дому);

Материально-техническое оснащение образовательной организации в соответствии с потребностями обучающихся с различными видами ограничений по состоянию здоровья;

Потребность обучающихся в зависимости от того, или иного вида расстройств, в специализированном сопровождении образовательного процесса (социальный работник, медицинский работник, инструктор ЛФК, педагог-психолог, учитель дефектолог, учитель логопед, тьютор).

Описание конкретных специальные технологии, применимых к конкретным обучающимся в целях эффективного усвоения учебно-практического материала (школа), формирования устойчивых профессиональных навыков и умений (профессиональная подготовка)

Документальное оформление стажировки и подведение итогов

1. Основным регламентирующим документом для стажера является программа стажировки.

2. Основным отчетным документом для стажера является программа «Индивидуального реабилитационного маршрута» , а также, прилагаемая презентация PowerPoint .

Период стажировки (11.09.17-22.09.17).

Образовательная организация (МОУ СОШ № 5 г. Усть-Кута, Усть-Кутского муниципального района Иркутской области).

Общая педагогическая характеристика обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МОУ СОШ № 5 УКМО

Общая педагогическая характеристика 3 В класса

Класс был сформирован в 2016-2017 учебном году. По решению ПМПК данным учащимся было рекомендовано обучение, по программе VIII вида: нарушение интеллекта.

В классе по списку 8 человек, из них мальчиков – 4; девочек – 4.

1. Мальчик (ФИО) ХХХХ г.р., проживает в полной, малообеспеченной, неблагополучной семье. Интереса к занятиям не проявляет, преобладает игровая деятельность. Познавательные интересы отсутствуют. С одноклассниками взаимоотношения не складываются, чаще играет один. Мотивация к учебной деятельности не сформирована.

2. Девочка (ФИО) ХХХХ г.р., Воспитывается в полной, малообеспеченной семье. Девочка доброжелательная и старательная, дружит со всеми ребятами в классе. Легко вступает в контакт. Мотивация к учебной деятельности сформирована.

3. Мальчик (ФИО) ХХХХ гр. воспитывается в полной семье. Мальчик капризный, избалованный, родителям диктует свои условия. В коллективе класса старается быть лидером. Основной проблемой, по которой мальчик испытывает трудности в школе, является его поведение во время учебного процесса. Нет адекватного самоконтроля, отсутствует самокритичность. Процесс возбуждения выражается в демонстративности, нарушает нормы поведения, становится жестоким по отношению к сверстникам, реагируя на замечание, может закричать на педагога. Мотивация к учебной деятельности не сформирована.

4. Девочка (ФИО) ХХХХ г.р., воспитывается в неполной, малообеспеченной семье. В контакт со взрослыми вступает, но есть скрытность, замкнутость в зависимости от ситуации. Отношения со сверстниками доброжелательные. Мотивация к учебной деятельности сформирована.

5. Мальчик (ФИО) ХХХХ г.р. воспитывается в неполной, многодетной семье. Отношения с ребятами из класса избирательные, к слабым детям проявляет агрессию, может ударить. Мотивация к учебной деятельности сформирована не достаточно.

6. Девочка (ФИО) ХХХХ г.р., воспитывается в полной, малообеспеченной семье. В контакт со взрослыми вступает, но есть скрытность, замкнутость в зависимости от ситуации. Отношения со сверстниками доброжелательные. Мотивация к учебной деятельности сформирована.

7. Мальчик (ФИО) ХХХХ г.р., проживает в полной, малообеспеченной, семье. Интереса к занятиям проявляет не в полной мере. Во время занятий, необходимо заинтересовать, каким либо видом деятельности. Познавательные интересы развиты слабо. С одноклассниками взаимоотношения положительные. Мотивация к учебной деятельности сформирована не достаточно.

8. Девочка (ФИО) ХХХХ г.р., воспитывается в полной, многодетной, малообеспеченной, неблагополучной семье. По характеру девочка неуравновешенная. Часто проявляется смена настроения, сопровождающаяся агрессией к педагогам и сверстникам. Трудностей в обучении не испытывает, но учится в неполную силу. Отношения в классе избирательные, старается быть лидером. Мотивация к учебной деятельности сформирована не достаточно.

График и режим учебного процесса (расписание учебных занятий на неделю).

Работа со специалистами:

Постоянно – медицинский работник.

В течение года (по отдельному графику) – социальный педагог

Режим учебного процесса:

10.10 – 10.50 перемена 15 мин.

11.05 – 11.45 перемена 15 мин.

12.00 – 12.40 перемена 15 мин.

Форма обучения: малокомплектный класс

Материально-техническое оснащение образовательной организации в соответствии с потребностями обучающихся с различными видами ограничений по состоянию здоровья.

Технические средства обучения включают в себя компьютер и мультимедийный проектор с экраном, интерактивная доска. Такое оснащение дает возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.

На уроках используются специальные учебники, адресованные данной категории обучающихся. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ, имеются рабочие тетради на печатной основе. Также подобран специальный дидактический материал, используемый в натуральной и иллюстративной наглядности.

В освоении содержательной области «Филология» используются:

— Печатные пособия: наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; картинное лото; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; различные виды словарей; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ;

— Опорные таблицы по отдельным изучаемым темам;

— Схемы: звуко-буквенный разбор слова; разбора слов по составу и др.;

— Дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями); наборов ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборов муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.).

В освоении содержательной области «Математика» используются:

— Дидактический материал: предметы различной формы, величины, цвета, счетного материала;

— Таблиц на печатной основе; измерительных инструментов и приспособлений (размеченные и не размеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки); демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел; настольные развивающие игры.

В освоении содержательной области «Окружающий мир» используются дидактические средства, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов, муляжей предметов, чучел животных и птиц. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с ОВЗ с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения выступают комнатные растения, живые уголки, расположенные в здании образовательной организации, а также пришкольный участок и другие объекты на прилегающей к образовательной организации территории.

Специальный учебный и дидактический материал для обучающихся с ОВЗ применяется в области «Искусство». Для освоения практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества применяются специальные инструменты (ножницы, кисточки и др.), а также большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности применяются виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) Для занятий созданы необходимые условия в соответствующих мастерских. На занятиях музыкой и театром с обучающимися с ОВЗ, есть все необходимые музыкальные инструменты (маракас, бубен, барабан и др.), театральный реквизит, а также воспроизводящее, звукоусиливающее оборудование.

Для овладения образовательной областью «Технологии» обучающимся с ОВЗ используются специальные инструменты (кисти беличьи, кисти из щетины, стеки, ножницы, циркуль, линейки, угольники, иглы швейные с удлиненным (широким) ушком и др.) и расходные материалы (краски акварельные и гуашевые; фломастеры разного цвета; цветные карандаши; бумага рисовальная, бумага цветная разной плотности, картон цветной, серый, белый; бумага наждачная (крупнозернистая, мелкозернистая); бумага в крупную клетку; набор разноцветного пластилина; нитки (разные виды); ткани разных сортов и др.) в результате которых формируются навыки ручного труда.

Овладение обучающимися с ОВЗ образовательной областью «Физическая культура» предполагает коррекцию двигательных навыков в процессе музыкально-ритмической и спортивной деятельности. Для этого имеется спортивный зал оснащенный специальным оборудованием (лент, мячи, шары, обручи и др.); фонотеки с записями различных музыкальных произведений; наборов детских музыкальных инструментов (бубен, барабан, детское пианино и др.).

Материально-техническое обеспечение коррекционно-развивающих курсов (занятий) включает: кабинет логопеда, психолога и зала для проведений занятий по ритмике.

Материально-техническое оснащение кабинета логопеда включает:

печатные пособия (учебники по русскому языку и чтению; кассы букв и слогов; разрезные азбуки; альбом с предметными и сюжетными картинками; картинные лото; альбомы с картинками для исследования произношения звуков); мебель и оборудование (парты, стол, стул, шкаф для пособий, классная доска, зеркала (настенное, настольное, для индивидуальной работы), стенные часы, настольная лампа, умывальник, мыло, полотенце); специальное оборудование (логопедические зонды; спирт, вата); игры и игрушки (настольные игры: кубики, мозаики, лото; игрушки, предназначенные для развития дыхания; наборы игрушек, предназначенные для развития и обогащения словарного запаса); технические средства обучения: компьютер с программным обеспечением; слайд-проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран).

Материально-техническое оснащение кабинета психолога включает:

учебный материал (методики с необходимым стимульным материалом для диагностики познавательной и эмоциональной сфер личности, поведения; методики с необходимым оснащением для проведения психокоррекционной работы по отдельным направлениям); мебель и оборудование (стол и стул для психолога; шкаф для пособий и техники; уголок мягкой мебели (по возможности); рабочие места для детей); технические средства обучения; игрушки и игры(мячи, куклы, пирамиды, кубики, настольные игры); набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.).

Материально-техническое обеспечение зала для проведений занятий по ритмике включает: специальное оборудование (хореографические станки; настенные зеркала); дидактическое оборудование (мячи; ленты; дождики, шары, обручи); музыкальные инструменты, детские музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, барабан, бубен, маракасы,; свистульки, деревянные ложки); технические средства обучения; экранно-звуковые пособия.

7. Потребность обучающихся в зависимости от того, или иного вида расстройств, в специализированном сопровождении образовательного процесса (социальный педагог, медицинский работник, педагог-психолог, учитель логопед, инструктор ЛФК).

Работа со специалистами:

Постоянно – медицинский работник.

По мере необходимости – социальный педагог

(Время посещения специалистов, указано в расписании).

8. Описание конкретных специализированных педагогических технологий, применимых к конкретным обучающимся в целях эффективного усвоения учебно-практического материала МОУ СОШ № 5 УКМО, формирования устойчивых профессиональных навыков и умений учащихся.

Специальный учебный и дидактический материал

— алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),

— персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).

Вышеперечисленные и другие средства используются для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми обучающимися, для которых она становится доступной.

В освоении содержательной области «Математика» используется разнообразный дидактический материал в виде:

— предметов различной формы, величины, цвета,

— изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,

— оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,

— программное обеспечение для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений,

— калькуляторы и другие средства.

Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области «Естествознание» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов.

Для усвоения всех содержательных областей применяются следующие виды технологий:

Использование игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровая технология используется в качестве проведения целого урока, например, игра – путешествие. Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. (Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.). Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываются интересы и склонности ребенка.

Технология нравственного воспитания.

Технология нравственного воспитания способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у учащихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На уроках воспитывается правильное отношение учащихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения».

Цель здоровьесберегающих технологий- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, проводятся физкультминутки, эмоцональная разрядка, зарядка для глаз, минутки для шутки, рефлексия, соблюдение учащимися правильной осанки. Использование здоровьесберегающих технологий обучения в школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Планируемые результаты коррекционной работы

Результатом коррекции развития учащегося может считаться не столько успешное освоение им основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:

— развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в техникуме, своих нуждах и правах в организации обучения;

— овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

— овладение навыками коммуникации;

— дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;

— осмысление своего социального окружения и освоение соответствующей возрасту системы ценностей.

Источник

Программа индивидуального реабилитационного маршрута обучающегося с ОВЗ

Аширова Марина Александровна,

педагог – психолог МКОУ «СОШ № 7»

с. Пелагиада Шпаковского района

Программа «Индивидуального реабилитационного маршрута»

Общая педагогическая характеристика обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

фамилия, имя, отчество ребенка: В. Валерия В.

дата рождения ребенка: 00.00.0000 г.;

адрес регистрации по месту жительства (населенный пункт, улица, дом, квартира, пр.): ————————————————-;

сведения о родителях (законных представителях): отец – В.В.И., мать – В.И.М. ;

В. Валерия В. обучается в МКОУ «СОШ № 0» с 00.00.0000 года, до поступления в указанное образовательное учреждение обучалась в МКОУ «СОШ № 0». Во время обучения в МКОУ «СОШ № 0» на повторный курс не оставалась, но всегда училась очень слабо. Причиной перевода в МКОУ «СОШ № 0» стало заключение ТПМПК, определившей обучение по адаптированной образовательной программе основного общего образования с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей с умственной отсталостью.

В. Валерия В. хорошо воспринимает словесные инструкции педагогов и адекватно на них реагирует. У нее хорошо сформированы учебные и коммуникативные навыки, а также навыки самообслуживания.

У В. Валерии В. имеются дефекты речи, что вызывает трудности при разговорной речи и изучении таких предметов как чтение и развитие речи, история, обществознание, биология, география. В связи с этим педагогами применяются специальные педагогические приемы и методы обучения для обучающихся с умственной отсталостью. В. Валерия В. в основном допускает ошибки вычислительного характера и логического мышления на уроках математики. Хорошо справляется с вычислительными действиями в пределах до миллиона при условии вычисления «в столбик» и при наличии в выражениях не более 4-х – 5-ти действий. Таблицу умножения знает хорошо. Действия с натуральными и десятичными дробями вызывают трудности. По письму допускает ошибки при написании слов с непроизносимыми согласными, плохо запоминает правила и слова – исключения, правила пунктуации самостоятельно применить не может.

У В. Валерии В. значительные дефекты речи: речь малопонятна; пользуется речью преимущественно для коммуникации. На вопросы отвечает неуверенно, тихим голосом, в плане заданного.

Читает достаточно бегло, но отмечается неспособность пересказать содержание прочитанного, сделать выводы из прочитанного. Нарушено понимание переносного смысла пословиц, метафор доступно. Причинно – следственные связи устанавливает в простых случаях. Абстрагирование затруднено.

Пишет правой рукой. Нарушено преимущественно самостоятельное письмо: под диктовку, дописать предложение или текст, описание изображения.

Вероятная причина недостатков в обучении: понимание есть только при индивидуальной работе, в классе самостоятельно работать не может.

На занятиях по профессионально – трудовому обучению требуется прямой показ того, как надо делать.

Нарушений учебной дисциплины практически нет.

Предпочитает общаться со своими одноклассниками, которые в классе разного возраста: от 11 до 16 лет.

У В. Валерии В. темп работоспособности низкий, в процессе обучения быстро истощается, астенизируется. О себе сообщает основные сведения.

Взаимоотношение с коллективом сверстников ровные, другие дети относятся к ней дружески.

При исследовании эмоционально – волевой сферы выявлено: потребность в действии, в эмоциональной вовлеченности, в переменах, в общении. Отмечается оптимистичность и легкое вживание в разные социальные роли, демонстративность, стремление нравиться окружающим, зависимость от средовых воздействий, поиски признания и стремление к сопричастности в межличностном взаимодействии, тенденции к избеганию ответственности, трудности адаптации в условиях жесткого регламента, при выраженной эмоциональной переключаемости и непостоянство в привязанностях.

С В. Валерией В. проводятся индивидуальные и групповые занятия с педагогом – психологом по развитию познавательных процессов и логопеда по коррекции нарушений устной речи.

Особенности семейного воспитания девочки непоследовательные, ребенку уделяется недостаточно внимания.

График и режим учебного процесса (расписание учебных занятий на неделю).

Расписание учебных занятий для обучающейся МКОУ «СОШ № 0»

Занятия с логопедом

Чтение и развитие речи

Чтение и развитие речи

Чтение и развитие речи

На изучение элементов геометрии из математики отводится 1 час в неделю.

Черчение как учебный предмет, имеющий прикладной характер, включен в курс профессионально – трудового обучения.

Трудовая практика проводится в летний период в течение 20 дней. Возможен вариант в течение учебного года при продлении срока обучения в том же объеме.

Проблема социальной адаптации обучающихся становится остроактуальной в условиях нестабильной социально- экономической ситуации. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться, правильно строить свои отношения с людьми, иметь соответствующую возможностям жизненную перспективу. Это нелегко даётся детям с нормальным развитием, и тем более сложно идёт процесс социализации у детей с недостатками интеллектуального развития. Поэтому в МКОУ «СОШ № 0» созданы условия для детей с особыми образовательными потребностями для воспитания качеств труженика, семьянина, гражданина, формирования у них основы общей культуры и предоставляет возможность овладеть доступными и востребованными социумом профессиями.

Выбор профилей трудового обучения определяется потребностями производственного окружения, возможностями школы, психофизическими особенностями учащихся. Разумно оформленные, технически оснащённые мастерские способствуют формированию интереса к трудовому обучению, в них создаются необходимые условия для приобретения учащимися трудовых навыков. В настоящее время в школе имеются: швейная мастерская; столярно – слесарная мастерская, кабинет социально-бытовой ориентировки. Они оснащены необходимым оборудованием, наглядными пособиями и инструментами, позволяющими организовать работу с учётом технологических требований производства.
В школе хорошо поставлена работа по обучению учащихся швейному делу. На уроках швейного дела изготавливаются изделия, предусмотренные программой «Швейное дело» с использованием УМК Картушиной (рукавицы, салфетки, фартуки, халаты, постельные наборы, нижнее бельё, юбки, блузы, платья и т. д.). Практическая деятельность учащихся приближена к труду рабочего на производстве. Этому способствует применение ряда производственных орудий труда: оверлоки, современные электрические машины, соответствующие приемы работы. В процессе трудового обучения применяются различные типы уроков, в том числе и комбинированные. На таких уроках присутствует и объяснение, и показ приемов выполнения работы с соблюдением правил безопасности труда, и самостоятельная работа. Уроки планируются таким образом, чтобы каждая минута была занята работой, так, чтобы учащиеся овладевали трудовыми умениями и навыками, использовали свои знания по другим предметам: математики, изо, СБО, и др. Ведется работа над развитием речи, учащиеся овладевают специальной терминологией, что им пригодится в дальнейшем при получении профессии в училище. Помимо изделий, которые запланированы программой, учащиеся шьют костюмы для выступлений на праздниках, мешки для обуви, занавеси для кабинетов и др.. Изготовление изделий мотивируется социальной значимостью. Работы учащихся школы принимают участие в сельских и районных выставках. Трудности в приобретении ткани, ниток, инструментов привели к нахождению различных технологий и техник изготовления изделий: это пошив из лоскута, пошив из тканей, бывших в употреблении.

Уроки трудового обучения носят и воспитательный характер. Учащимся учителя трудового обучения рассказывают о нормах поведения и дисциплины на рабочем месте в школьных мастерских и на производстве, о том, как влияет трудовая дисциплина на производительность труда отдельного рабочего, участка, цеха, всего предприятия, на качество конечного результата. Это способствует дальнейшей социализации учащихся. На уроках трудового обучения у детей с ранних лет формируется положительная мотивация к трудовой деятельности и людям труда, развиваются такие качества, как: трудолюбие, инициативность, активность, находчивость, ответственность, долг, честность, уважение к себе и другим людям, коммуникативные и другие свойства, составляющие основу современной личности. Трудовые навыки, сформированные на уроках трудового обучения, получают свое дальнейшее закрепление и развитие во внеурочное время.

Социализация умственно отсталых лиц предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения. Огромную роль для социальной адаптации школьников играют уроки социально-бытовой ориентировки, где учащиеся повышают общий уровень своего развития, учатся ориентироваться в самостоятельной жизни. Этому способствуют различные сюжетно-ролевые игры («Я-покупатель», «Вызов врача на дом», «Ты пришел в гости» и др.) и учебные экскурсии на почту, вокзал, магазин, аптеку и др.

Для более успешной интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общество нужно совершенствовать их социализацию. Невозможно говорить о полноценной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии без опоры на семью. С родителями проводятся индивидуальные консультации, беседы, собрания, на которых знакомят с тем, какие знания, умения, навыки получают их дети в школе, объясняют, как они могут продолжать дома готовить своих детей к самостоятельной жизни.
И наконец, социализация детей с ограниченными возможностями и их интеграция в общество возможна лишь при формировании позитивного отношения к этой категории детей. Интеграция должна идти по пути взаимной приспособляемости обычных и людей с проблемами в развитии. Из поколения в поколение необходимо воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие детей с отклонениями в развитии. Работа, систематически проводимая в этом направлении в МКОУ «СОШ № 0», несомненно, принесет положительные результаты.

7. Потребность обучающихся в зависимости от того, или иного вида расстройств, в специализированном сопровождении образовательного процесса (социальный работник, медицинский работник, инструктор ЛФК, педагог-психолог, учитель дефектолог, учитель логопед, тьютор ).

С В. Валерией В. проводятся индивидуальные и групповые занятия с педагогом – психологом по развитию познавательных процессов и логопеда по коррекции нарушений устной речи.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ЛОГОПЕДА

Из методической литературы (Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» В.И.Городилова, М.З.Кудрявцева «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения» используются примерные задания, упражнения, направленные на коррекцию устной и письменной речи учащихся, тексты диктантов для проверки ЗУН. Работа в этом направлении позволяет отработать практические навыки учащихся по данным этапам.

Методика коррекции нарушений лексико-грамматической стороны речи

Коррекционная работа по развитию лексики тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности ребенка с ОВЗ. Развитие лексики в коррекционном классе для обучающихся с умственной отсталостью проводятся в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова. Начиная с 1 класса, проводится работа над обогащением и уточнением номинативного словаря. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются умственно отсталыми детьми. В то же время введение в речь обобщающих слов способствуют развитию операции обобщения.

Например, на коррекционных занятиях уточняются значения таких слов, как: овощи, фрукты, обувь, посуда, мебель, транспорт, растения, деревья, цветы, домашние и дикие животные, времена года и др.

1. Назвать, одним словом, все предметы.

2. Назвать овощи, фрукты и т. д.

Расширение словаря предполагает введение наиболее употребляемых глаголов, при этом используются различные игры.

Кто как передвигается

Человек ходит, черепаха ползает, птица летает, лягушка прыгает, заяц скачет, рабы плавает.

Кто как голос подает

Голубь воркует, корова мычит, воробей чирикает, кошка мяукает, петух кукарекает, собака лает, курица кудахчет, свинья хрюкает, гусь гогочет, мышка пищит, утка крякает, волк воет, кукушка кукует, медведь рычит.

Какие звуки издает

Дверь скрипит, ветер свистит, машина гудит, дождь шумит, листья шелестят, ручей журчит.

1. Описание предметов (по цвету, форме, величине). Детям предлагаются картинки и задаются вопросы. Например: «Какой помидор?», «Какой огурец?», «Какой мяч?» и т. д.

2. Отгадывание загадок: Про кого можно сказать: рыжая, пушистая, хитрая? Желтый, овальный, кислый. Что это?

Про что можно сказать: круглый, сверху зеленый, внутри красный, очень сладкий?

Зеленый, продолговатый, твердый, вкусный. Что это?

3.2.Формирование грамматического строя языка

На начальных этапах коррекционной работы идет формирование грамматического строя речи, которое осуществляется в следующих направлениях: 1) Формирование глубинной и поверхностной структуры предложения; 2) Развитие навыков словоизменения и словообразования; 3) Развитие связной речи.

Формирование глубинной и поверхностной структуры предложения со словами: девочка, платье, утюг; корова, молоко; заяц, морковь. Задания можно модифицировать:

1. Показывают предметы на картинке в определенной последовательности и называют их, а дети придумывают предложения.

2.Показывают предметы на картинке, а дети придумывают предложение.

3.Называют слова, обозначающие предметы (без использования картинки), а дети придумывают различные предложения.

Коррекционная работа по формированию поверхностной структуры предложения должна учитывать последовательность овладения различными типами предложения. В связи с этим она проводится в следующем порядке:

2. Другие двухсоставные предложения ( Это дом; Дом большой ).

3. Распространенное предложение из 3-4слов.

Развитие навыков словоизменения и словообразования

В процессе этой работы обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т. д. порядок работы определяется последовательностью появления форм слова в онтогенезе. Работа над усвоением форм слова проводится с использованием игровых приемов, картинок, вопросов и т. д .

Развитие навыков словоизменения и словообразования

Рассмотрим это на примере дифференциации единственного и множественного числа существительных. В начале детям предлагают ряд картинок, на которых изображены один или несколько предметов (слон, столы, слоны, стол, вазы, ваза, таз, дом). Одно из слов дается лишь в одной форме, чтобы исключить угадывание. Уточняется семантика этих слов: «Покажи, где слон, где столы, вазы, слоны» и т. д. Далее предлагается выбрать только те картинки, на которых изображено много предметов. Дети называют соответствующие картинки ( слоны, столы, вазы, тазы ). Предлагают еще раз послушать эти слова и сказать, какой звук слышится в конце этих слов (звук). Затем дети соотносят звук с буквой ы и ставят ее около картинок с изображением нескольких предметов. Для закрепления формы множественного числа предлагают следующие задания:

1. Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием.

2. Игра «Измени слово». Учитель называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.

3. Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.

При уточнении формы винительного падежа рекомендуются следующие виды работы:

1. Игра «Кто самый наблюдательный». Дети должны назвать, что они видят: «Я вижу стол, стул, окно» и т. д.

2.Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:

а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок рисования? На урок ручного труда?

в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т. д.

3. Беседа по содержанию стихотворения «Цветные карандаши»: Карандаши цветные умеют рисовать трубу, часы настенные, корову и кровать, Луну, картошку, дождь, дым, и сад зимой и летом. Лишь надо знать, когда каким писать все это цветом.

Дети заучивают стихотворение, а затем отвечают на вопрос, что умеют рисовать цветные карандаши.

4. Беседа по картинке, на которой изображен художник, срисовывающий букет. Учитель задает вопрос: «Какие цветы еще не нарисовал художник?» (Ромашку, астру, гвоздику, розу).

При уточнении формы дательного падежа используются следующие виды работы:

2. Заучивание стихотворения «Кому что» и беседа по его содержанию: Иголке – нитка,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *