информационная культура методическое пособие
Информационная культура личности, Дулатова А.Н., Зиновьева Н.Б., 2007
Информационная культура личности, Дулатова А.Н., Зиновьева Н.Б., 2007.
Информационная культура — сравнительно новая научная и учебная дисциплина. В пособии раскрыто ее теоретическое, методическое и практическое содержание. Авторы с культурологических позиций рассматривают информационную эволюцию общества, гуманитарные основания информатизации, понятие, структуру и уровни информационной культуры как способа формирования целостной личности.
Книга адресована студентам, аспирантам и преподавателям гуманитарных ВУЗов; специалистам по информатике, философии и социологии, библиотекарям и библиографам.
В философских дискуссиях по вопросу о предметной области информации существуют, по крайней мере, три позиции. Во-первых, информация истолковывается как сфера общения и средство общенаучной рефлексии. Во-вторых, информация понимается как свойство самоорганизующихся систем, связанное с упорядочением взаимодействий. В-третьих, информация предстает как мера неоднородности распределения материи и энергии, свойство материальных систем, фиксирующих изначальную неоднородность мира. Три вышеуказанные концепции вошли в современную теорию под названиями коммуникативная, кибернетическая и атрибутивная.
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов
1-я глава. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ
1.1. Информация в жизни человека
1.2. Социальная информация: понятие, разновидности, свойства
1.3. Документирование как способ закрепления социальной информации
1.4. Восприятие, производство и использование социальной информации
1.5. Информационные потребности как условие социализации и самореализации личности
Резюме
Материалы для самопроверки
2-я глава. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
2.1. Информационные коммуникации
2.2. Информационные революции в мировой истории
2.3. Пути создания информационной цивилизации
2.4. Современные информационные ресурсы
Резюме
Материалы для самопроверки
3-я глава. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
3.1. Информация и культура: грани взаимодействия
3.2. Понятие «информационная культура личности»
3.3. Структура и уровни информационной культуры личности
3.4. Правовые проблемы использования информации
3.5. Морально-нравственные проблемы информатизации
Резюме
Материалы для самопроверки
4-я глава. КУЛЬТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
4.1. Структура информационной деятельности личности
4.2. Культура информационного поиска
4.3. Аналитико-синтетическая переработка документов
4.4. Информационная культура специалиста
Резюме
Материалы для самопроверки
Список принятых сокращений
Глоссарий
Литература.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Ленинградский социально-педагогический колледж»
«рекомендации для учителей по формированию информационной культуры у младших школьников посредством моделирования во внеурочной деятельности»
Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах
ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования
Выполнила: Цёва Раиса Алексеевна
4 курс, группа «У» педагогического отделения
1. Формирование информационной культуры у младших школьников 3
2. Метод моделирование и возможности его использования во внеурочной деятельности. 7
3. Рекомендации по формированию информационной культуры у младших школьников посредством моделирования во внеурочной деятельности 9
4. Примеры внеурочных занятий с использованием моделирования, направленных на формирование информационной культуры. 12
5. Список литературы и интернет источников. 27
Формирование информационной культуры у младших школьников посредством моделирования во внеурочной деятельности.
1. Формирование информационной культуры у младших школьников
В современном обществе все более очевидной становится направленность на информационную деятельность, благодаря этому существенно изменились функции, все большую роль наряду с просветительской функцией играют культуротворческая и информационная. Новые условия социального развития порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми, это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.
Понятие «информационная культура» определяют в широком и узком смысле.
Именно в школе начинается формирование информационной культуры. Применение информационных технологий вызывает необходимость формирования у учащихся умений и навыков поиска информации, ее анализа, распространения и представления, а также способности вырабатывать обоснованные мнения, позволяющие предсказывать, планировать и контролировать события и процессы с наибольшей быстротой и наиболее эффективным образом. При этом нужно учитывать один из важнейших факторов, такой как учёт психологических, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы, а также при работе необходимо соблюдать такие условия, как соответствие используемого материала возрастным особенностям учащихся, санитарно-гигиеническим нормам.
Факторы развития информационной культуры:
Ведущими способами педагогической деятельности учителя начальных классов по формированию информационной культуры должны являться:
— организация компьютерного моделирования младшими школьниками;
— организация игрового моделирования ситуаций;
— организация проектной деятельности школьников.
Среди форм организации учебного процесса могут быть:
— работа в малых группах;
— работа в проектных группах;
— виртуальное учебное взаимодействие;
— самостоятельная работа младших школьников с различными источниками информации.
В условиях информатизации общества одним из важнейших инструментов формирования информационной культуры младших становятся информационные технологии.
Формирование элементов информационной культуры осуществляется через использование соответствующих приёмов и методов обучения.
1. Проблемный метод
Активно развивает все компоненты информационной культуры и позволяет:
— применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности;
— стимулировать ученика на рефлексивное восприятие материала;
— формировать умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении информатики, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий.
2. Самостоятельный поиск информации
Работа с дополнительными источниками информации (электронные учебники, видеоуроки, Интернет) позволяет расширить и дополнить теоретический курс современными данными. Но здесь существует опасность своего рода: фактов и сообщений великое множество, зачастую противоречивых, и нужно научить детей критически относиться к любой информации.
3. Анализ содержания и формы представления информации в сообщении одноклассника.
Этот методический прием используется на уроках с целью анализа сообщений, которые содержат научные неточности или ошибки. Этот прием формирует не только предметные знания, но и ценностные отношения к информации, способствует свободной ориентации школьников в информационной среде.
4. Работа с текстом
Важный метод работы по развитию критического мышления учащихся. Применяются приёмы выделения в тексте главного, составление на основе текста опорных логических конспектов, схем, выявления причинно-следственных связей, составление систематизирующих таблиц, при этом учащиеся устанавливают взаимосвязи между элементами содержания. При работе с текстом считается необходимым привлекать информацию из книг, журналов, газет, Интернета, которые помогают ребятам объяснить проблему, рассматриваемую на уроке.
Представляет собой исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей, а также использование моделей для определения или уточнения способов построения вновь создаваемых объектов.
Внедрение информационных технологий основано также на учете возрастных особенностей учащихся: в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.
2. Метод моделирование и возможности его использования во внеурочной деятельности
Моделирование – целенаправленный информационный процесс, обеспечивающий получение новой информации об объекте, его свойствах и поведении с помощью модели.
Модель – упрощенное материальное или информационное представление (образ) реального объекта, частично воспроизводящее объект, его свойства и поведение.
Результат моделирования – новая информация о существующем объекте, его свойствах и поведении.
Учебная модель – это особая форма наглядности, которая позволяет представить более ярко те свойства изучаемого явления, которые нас интересуют.
Необходимость овладения моделированием в виде учебного действия диктуется не только его значимостью в качестве средства познания, но и психолого-педагогическими требованиями в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), теорией учебной деятельности (В.В.Давыдов, Л.М.Фридман). Согласно этим направлениям у учащихся формируются умения и навыки моделирования различных ситуаций и явлений, а построение и работа с моделями изучаемых умственных действий составляют обязательный этап овладения ими.
Моделирование, исходя из философского определения, предполагает три этапа:
— выбор (построение) модели;
— переход к реальности.
Первый этап — замещение оригинала на модель с помощью знаково-символических действий, создание образа-заменителя.
Второй этап — кодирование — создание модели оригинала с помощью знаково-символических действий, создание образа — модели.
Третий этап — декодирование — приближение к оригиналу.
В зависимости от степени материальности, модели делятся на:
(схемы, графики, рисунки)
(построенные в сознании абстрактные и обобщенные представления объектов)
Особенность моделирования во внеурочной деятельности при ознакомлении с окружающим миром состоит в том, что наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность обучающихся. Сами обучающиеся под руководством учителя создают различные модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы, чертят схемы всевозможных связей.
Моделирование в начальной школе – это самостоятельная творческая работа, от идеи до ее воплощения. Введение в содержание обучения понятий модели и м оделирования существенно меняет отношение учащихся к учебному процессу. Делает учебную деятельность осмысленной и более репродуктивной.
3. Рекомендации по формированию информационной культуры у младших школьников посредством моделирования во внеурочной деятельности
При формировании информационной культуры во внеурочной деятельности в арсенале форм и методов работы учителя, должны присутствовать
— занятия по пропаганде культуры работы с информацией (уроки информационной грамотности, библиотечные уроки, практические занятия по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет);
— экскурсии по библиотеке;
— использование игровых и компьютерных технологий;
— проведение информационных конкурсов.
Именно в процессе практических занятий, ученики видят взаимосвязь информационной теории и практики и осознают уровень своего информационного знания и незнания. Формирование информационной культуры у младших школьников способствует формированию информационного мировоззрения, возможности самостоятельно организовывать поиск информации, преобразовывать информацию, приобретать опыт критического отношения к получаемой информации.
Также при формировании информационной культуры необходима работа с родителями, которая строится по нескольким направлениям
ЛИЧНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ
В каждой школе создан сайт, который является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера.
Электронная почта, с помощью которой педагог оперативно информирует родителей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом индивидуальный диалог.
У многих учителей созданы личные сайты. Со страниц, которых родители могут получить полезные советы по обучению и воспитанию школьников, информацию о жизни школы, класса, расписании занятий, о проводимых учебных и внеурочных мероприятиях.
Необходимость владения методикой моделирования в начальной школе связана с необходимостью решения психологических и педагогических задач. Когда ученики строят различные модели изучаемых явлений, этот метод выступает в роли средства и способа обобщения учебного материала, помогает детям «учится активно», формирует универсальные учебные действия.
В рамках модернизации системы образовательных стандартов основным направлением в работе учителя является использование современных образовательных технологий и ведущих методов обучения: проектная деятельность; информационно-коммуникационные технологии; системно-деятельностный подход, учитывая мир чувств ребёнка. Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, которые всё плотнее входят в нашу жизнь.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Используемые в учебной и внеурочной деятельности информационные технологии можно рассматривать как инструмент исследования, как источник получения дополнительной информации по предмету, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. Такие умения как вести поиск информации, систематизировать и анализировать её, могут помочь в дальнейшем ученикам школы самоутвердиться в жизни, т.е. повысить свой интеллектуальный уровень, самостоятельно добывая знания.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий на вн еурочных занятиях в начальной школе повлечёт за собой повышение эффективности всего учебного процесса. Использование информационных коммуникационных технологий в процессе обучения в начальной школе формирует и стимулирует у обучающихся эмоционально положительное отношение к учебным предметам, повышает мотивацию к учению, формирует интерес к обучению, создает ситуацию успеха.
4. Примеры внеурочных занятий с использованием моделирования, направленных на формирование информационной культуры
Разработка конспекта внеурочного занятия
Тема занятия: Модель. Моделирование кубика.
Форма проведения: тематическое занятие
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Цель внеурочного занятия: создание условий для формирования представлений о модели и моделировании.
Образовательная: знакомство учащихся с разнообразием форм представления информационных моделей, получение практических навыков по созданию моделей на примере кубика в программе Paint ;
Развивающая: развитие познавательных интересов, усиление мотивации обучения, развитие объёмного мышления, памяти, внимательности, познавательного интереса;
Воспитательная: воспитание информационной культуры, внимательности, усидчивости, актуализация важности знаний и умений в сфере информационных компьютерных технологий.
Оборудование и наглядные материалы: мультимедийная техника, презентация.
I. Организационный момент.
-Добрый день, ребята!
-Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем занятии царит доброе, хорошее настроение.
II. Сообщение темы и цели.
-Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии, вам необходимо разгадать шифр.
-Кто же догадался, о чём мы будем говорить на нашем занятии?
-Сегодня на занятии мы поговорим о моделях и моделировании, а также сами попробуем смоделировать кубик.
1. Рассказ учителя о моделировании
-Ребята, что такое объект? (Объект – это общее название живого существа, предмета, явления, события.)
-А слышали вы когда-нибудь слово «модель»? (Ответы учащихся)
-Конечно, все мы с детства пользуемся словом «модель». Модель машины, модель плюшевого медведя, модель самолёта, модель корабля.
-Модель – это упрощённое подобие реального объекта. Модель обладает не всеми, а только некоторыми свойствами, которыми обладает реальный объект.
-Например: Кукла – это модель человека. Они бывают маленькие и большие, деревянные и глиняные, пластиковые и матерчатые. Играя с куклой, мы познаём окружающий мир. Но кукла имеет только внешнее сходство с объектом – оригиналом. У неё нет внутри всех тех органов, которые есть у человека. Модель отражает только существенные свойства.
-Обычно модели уменьшены в 100, 200, и даже в 1000 раз. Бывает и, наоборот, когда модель больше объекта – оригинала, как модель мышки в одном из музеев города Мышкин.
-Ребёнок подрастает, и тогда, для знакомства с реальным миром, ему требуются другие модели. Например, глобус.
-Глобус – это модель Земли, упрощённое подобие реального Земного шара.
-Модели делятся на два больших класса: материальные (представлены в материальной форме) и информационные (представлены в образной или знаковой форме).
-Процесс построения модели называется моделированием.
— Как вы думаете, для чего мы с вами моделируем? (Ответы учащихся)
• Сохранить информацию о наблюдаемом объекте;
• Передать информацию о нем другим людям;
• Показать, как будет выглядеть объект, которого нет, но который существует в виде образа в мыслях автора.
-На какие два больших класса делятся модели? (Материальные и информационные)
-Какие свойства объекта отражаются в модели? (Существенные свойства)
-Моделью, какого объекта-оригинала является глобус? (Модель Земли)
2. Практическая работа
-Сейчас мы с вами с помощью программы Paint будем моделировать кубик.
-Запустить графический редактор Paint
1) Нарисуйте квадрат, используя инструмент «фигуры»;
2) Из трёх вершин квадрата нарисуйте наклонные линии, используя также инструмент «фигуры» – линия.
3) Нарисуйте горизонтальную линию, соединив верхние части;
4) Нарисуйте вертикальную линию, соединив боковые линии;
5) Ластиком удалите выступающие части линий
6) Инструментом «Заливка» закрасьте стороны кубика разными полутонами одного цвета.
-Теперь мы знаем, как построить один кубик. Посмотрите на доску и постарайтесь повторить фигуру.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
-Ребята, вы все большие молодцы. Заканчивая занятие, вспомним основные понятия.
-Что такое модель? (Модель – это упрощённое подобие реального объекта.)
-На какие два больших класса делятся модели? (Материальные и информационные)
-Какие свойства объекта отражаются в модели? (Существенные свойства)
— Что было интересного?
— Что вам особенно запомнилось?
— Что бы вы рассказали своим родителям?
Разработка конспекта внеурочного занятия
Тема занятия: Модель весов.
Форма проведения: тематическое занятие
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Цель внеурочного занятия: создание условий для развития навыков моделирования.
Образовательная: получение практических навыков по созданию моделей, конструирование модели весов;
Развивающая: развитие познавательных интересов, усиление мотивации обучения, развитие объёмного мышления, памяти, внимательности, познавательного интереса;
Воспитательная: воспитание информационной культуры, внимательности, усидчивости.
Оборудование и наглядные материалы: мультимедийная техника, презентация.
I. Организационный момент.
-Добрый день, ребята!
— Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем занятии царит доброе, хорошее настроение.
II. Сообщение темы и цели.
-Для того, чтобы нам узнать тему занятия, вы прослушаете стихотворение:
С циферблатом, как часы,
Есть настольные весы,
Чтоб муку и сахар мог
Взвесить каждый на пирог!
-Кто же догадался, о чём мы будем говорить на нашем занятии?
-Правильно, тема нашего занятия «Модель весов».
1. Рассказ учителя о весах
— К небольшому бруску прикрепляли длинную балку при помощи бечевки, продетой в отверстие в середине балки. К каждому концу балки прикрепляли нитями по чаше. Когда чаши пустовали, балка лежала горизонтально: весы находились в состоянии равновесия. Для определения веса любого предмета его клали на одну чашу, а на другую помещали груз.
— Уже в начале нашего времени древние римляне несколько модернизировали весы. Сквозь отверстие в горизонтальной балке стали продевать тонкий стержень или булавку вместо веревки. Такие весы стали называть безменом.
— Современные весы могут показать, сколько весит человеческий волос. А сколько, например, весят буквы, написанные на чистом листе бумаги чернилами? Современные весы могут показать также, сколько весит нагруженный самосвал, поезд и даже слон.
2.Знакомство с планом работы
-Давайте познакомимся с планом выполнения модели весов.
Ø Переведите шаблоны из рабочей тетради на цветную бумагу и на картон и вырежете заготовки двух деталей основы и двух чашечек весов. Наклейте бумажные детали на картонные детали. К передней и задним частям спичечного коробка приклейте основы весов.
Ø Второй коробок декорируйте цветной бумагой, затем приклейте к нему первый коробок.
Ø Согните детали чашечек по линиям сгиба. Сделайте шилом или кнопкой отверстия в отмеченные местах деталей чашечек и в палочке от мороженного.
Ø Закрепите чашечки на палочке с помощью ниток. На реечку посерединке наденьте скрепку.
Ø В скрепку просуньте зубочистку и подвесьте чашечки на основу весов.
-У вас на партах лежат шаблоны, спичечные коробки, ножницы, картон, цветная бумага, шило.
— И прежде чем мы начнем, давайте повторим:
3.Правила безопасной работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированы ми и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
4. Техника безопасности при работе с шилом.
1. Храни инструмент в безопасном месте.
2. Работай шилом только на подкладной доске.
3. Делай прокол, вращая ручку шила вправо и влево.
4. Будь внимателен! Не порань руку, держащую картон или любой другой материал.
5. После работы убери шило в коробку.
-Первым делом заготовим основу весов.
-Обклеиваем 1-й коробок цветной бумагой.
-Берем второй коробок и вертикально клеим его на первый коробок.
-Берем шаблоны, обводим их на цветной картон и бумагу и приклеиваем к сторонам вертикально стоящей коробки. Основа готова приступим к изделию чаш для весов.
-Сгибаем детали чашечек по линиям сгиба. Сделаем шилом отверстия в отмеченные местах деталей чашечек и картоне.
-Закрепим чашечки на картоне с помощью ниток. На реечку посерединке надеть скрепку.
-В скрепку просунем зубочистку и подвесим чашечки на основу весов.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
-Ребята, какую модель мы с вами сегодня изготовили? (Модель весов)
-Это какая модель материальная или информационная? (Материальная)
— Что было интересного?
— Что вам особенно запомнилось?
— Что бы вы рассказали своим родителям?
Разработка конспекта внеурочного занятия
Тема занятия: Моделирование тележки.
Форма проведения: тематическое занятие
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Цель внеурочного занятия: создание условий для формирования представлений о моделировании ходовой части вагона поезда.
Образовательная: знакомство учащихся с разнообразием форм представления информационных моделей, получение практических навыков моделирования ходовой части поезда;
Развивающая: развитие познавательных интересов, усиление мотивации обучения, развитие объёмного мышления, памяти, внимательности, познавательного интереса;
Воспитательная: воспитание информационной культуры, внимательности, усидчивости.
Оборудование и наглядные материалы: мультимедийная техника, презентация.
I. Организационный момент.
-Добрый день, ребята!
— Вы любите преодолевать трудности?
– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
II. Сообщение темы и цели.
-Ребята, а что вы знаете о транспорте? (Ответы учащихся)
-Для чего его используют? (Для передвижения)
-Какие виды транспорта существуют? (Водный, воздушный, наземный: легковой, грузовой, железнодорожный.)
-Кто видел поезда? А кто путешествовал на поезде? (Ответы учащихся)
-А можем ли мы в наших условиях изготовить тележку вагона? (Ответы учащихся)
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. ( О поездах)
-Сегодня мы с вами будем моделировать тележку вагона поезда.
1. Рассказ учителя об истории машиностроения
-Россия – самая большая страна в мире. Протяжённость территории России с запада на восток немного менее 10 000 км, а с севера на юг – более 4000 км. Основным видом транспорта для перевозки грузов и пассажиров на большие расстояния является железнодорожный транспорт. Железные дороги охватывают всю территорию нашей страны, проходят через крупнейшие промышленные города.
-Что является основным видом транспорта для перевозки грузов и пассажиров? (Железнодорожный транспорт)
-Первую грузовую железную дорогу в России построили отец и сын Черепановы на Нижнетагильском металлургическом заводе в 1834 году. По ней перевозили руду. Первую пассажирскую железную дорогу, соединившую Санкт-Петербург с Царским Селом, открыли в 1837 году. Вагоны и паровоз для этой дороги были закуплены в Англии. В России производство пассажирских вагонов было налажено на Александровском заводе в Санкт-Петербурге в 1846 году.
-Кто построил первую железную дорогу? (Отец и сын Черепановы)
— В каком году открыли первую пассажирскую дорогу? (1837 году
-В зависимости от назначения вагоны бывают пассажирские ( для проезда людей) и грузовые (для перевозки груза)
-Пассажирские вагоны бывают сидячие и спальные. Также есть вагоны- рестораны, почтово-багажные вагоны.
-Среди грузовых вагонов есть платформы, цистерны, крытые вагоны рефрижераторы, специальные вагоны для перевозки легковых автомобилей, леса и скота.
— Какие бывают пассажирские вагоны? (Сидячие и спальные)
-Вагоны производят на вагоностроительных заводах. Самые крупные вагоностроительные заводы находятся в Твери, Торжке, Брянске, Калининграде, Барнауле, Тихвине, Новокузнецке.
— На одном вагоностроительном заводе могут собирать разные вагоны, потому что у них общая конструкция. Основные элементы конструкции вагонов: ходовые части (тележки), кузов, рама кузова.
-Но прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним, какие правила работы с ножницами вы знаете.
2. Правила работы с ножницами.
1. Не держи ножницы концами вверх.
2. Не оставляя ножницы в открытом виде.
3. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.
4. При работе следи за пальцами руки.
5. При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.
-Какое это изделие? (Ходовая часть)
-Из чего оно сделано? ( Из картона и бумага)
-Из скольких частей состоит тележка? ( Из трех)
-Как части соединены между собой? (Приклеены друг к другу с помощью клея)
-Какой материал нам потребуется для изготовления ходовой части? (Картон, ножницы, клей, карандаш, шаблоны)
4. Моделирование тележки
— Начинаем выполнять работу поэтапно:
-Давайте рассмотрим заготовки на ваших листах. Изображено 2 детали: большая часть- развертка основа тележки, вторая- развертка выступа.
-Начнём с развертки основы. Вырезать заготовку будем по жирным линиям, а сгибать по тонким линиям с помощью линейки.
80
10 60
10
-Сделайте надрезы по жирным линиям на клапанах заготовки основы.
— Согните заготовку по линиям сгиба с помощью линейки.
-Согните заготовку выступа по линиям сгиба и склейте с помощью клапанов.
-Приклейте деталь выступа на деталь основы, как показано на рисунке.
-Приклейте заготовки колёс к детали основы по меньшим сторонам.
-Наша ходовая часть готова.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
-Что мы сегодня моделировали? (Тележку вагона поезда)
— Что было интересного?
— Что вам особенно запомнилось?
— Что бы вы рассказали своим родителям?
Разработка конспекта внеурочного занятия
Тема занятия: Спасательный плот.
Форма проведения: тематическое занятие
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Образовательная: знакомство учащихся с разнообразием форм представления информационных моделей, изготовление модели «Плот» посредством конструктора Lego Wedo;
Развивающая: развитие познавательных интересов, усиление мотивации обучения, развитие объёмного мышления, памяти, внимательности, познавательного интереса;
Воспитательная: воспитание информационной культуры, внимательности, усидчивости, любви к технике.
Оборудование и наглядные материалы: мультимедийная техника, презентация.
I. Организационный момент.
-Добрый день, ребята!
— Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И занятие начинаем.
II. Сообщение темы и цели.
— Сегодня на занятии мы будем “Учиться, исследовать, творить”.
-Я буду капитаном, а вы сегодня станете юными матросами. И каждый из вас будет исследователем и для себя сделает открытие.
-Итак, начнем! Мне передали послание…
— Путешествуя в лесу, Дима и Оля обнаружили сундук с золотом. Они решили доставить этот клад на Остров сокровищ. И им надо поторапливаться, ведь они же не хотят, чтобы сокровища достались разбойникам. Юные путешественники сделали плот. Вот только злополучный плот двигается не очень быстро.
— Как вы думаете, почему?
— Дима отчаянно дует на паруса, пытаясь заставить плот плыть быстрее. Оля говорит, что им надо спешить, чтобы их не обнаружили.
— А вы можете помочь Диме и Оле сделать так, чтобы их плот плыл быстрее? Попробуйте!
-Что на занятии мы будем строить? Из чего? (Изготовить плот из лего-конструктора)
-А наше занятие сегодня называется – «Спасательный плот»
1. Беседа «Какой плот быстрее?»
— Послание, которое мне передали, сейчас отображено на слайде – это «Навигационная карта». Давайте прочитаем задание и постараемся его выполнить. Первое задание в «Навигационной карте»
— Выскажите предположение, какой из плотов будет плыть быстрее. (Предположения учащихся)
— Давайте проверим наше предположение
2. Моделирование плота из LEGO WeDo .
— Знаете ли вы – юные матросы, как построить плот? А где мы можем об этом узнать? (Прочитать в книгах, спросить у взрослых, посмотреть по телевизору, в интернете, по схемам, инструкционным картам)
— В коробках находим нужные детали конструктора и выполняем сборку модели по инструкции.
старта. Подуйте на парус. Заметьте место остановки плота.
— А почему? (У большого паруса больше площадь поверхности, на которую действует ветер. Ветер толкает парус вперёд, а парус, в свою очередь, толкает вперёд плот.)
3. Создание программы в LEGO WeDo .
— Давайте создадим программу в программированной среде конструктора LEGO WeDo.
— Каким образом составляется программа в среде LEGO WeDo?
— Программа начинается с блока «Начало».
Наберите блоки по образцу:
— «блок Фон экрана» с числом 3;
— «блок Звука» с числом 6;
— «блок Фон экрана» с числом 3;
— «блок Звука» с числом 6;
— «блок Фон экрана» с числом 3;
— «блок Звука» с числом 6;
— «блок Фон экрана» с числом 4;
— «блок Звука» с числом 10;
— «блок Фон экрана» с числом 4;
— «блок Звука» с числом 10.
— А теперь совершим путешествие по морю, по созданной нами программе.
— Покажите, что будет происходить с плотом, если на море тихая солнечная погода.
— А теперь на море сильный ветер и гроза. Покажите, что будет происходить с плотом.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
-Что мы сегодня моделировали? (Спасательный плот)
— Получился ли у нас эксперимент?
— Какой плот плыл дальше (с маленьким или большим парусом)?
— Что было интересного?
— Что вам особенно запомнилось?
Разработка конспекта внеурочного занятия
Тема занятия: Ветряная мельница.
Форма проведения: тематическое занятие
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Образовательная: знакомство учащихся с разнообразием форм представления информационных моделей, изготовление модели «Мельница» посредством конструктора Lego Wedo;
Развивающая: развитие познавательных интересов, усиление мотивации обучения, развитие объёмного мышления, памяти, внимательности, познавательного интереса;
Воспитательная: воспитание информационной культуры, внимательности, усидчивости, актуализация важности знаний и умений в сфере информационных компьютерных технологий.
Оборудование и наглядные материалы: мультимедийная техника, презентация.
I. Организационный момент.
-Добрый день, ребята!
-Посмотрите друг на друга, какие у вас добрые, красивые лица, улыбнитесь друг другу и начнем работу.
II. Сообщение темы и цели.
-Для того чтобы узнать тему занятия, отгадайте загадки:
-Кто без рук и без ног двери открывает? (Ветер)
-Что такое ветер? (Это перемещение воздуха. Он может разрушать, а может и приносить пользу)
— Крыльями машет, а улететь не может. (Мельница)
— А вы знаете, что такое мельница? (Здание, где установлен механизм для размола зерна и выработки из него муки или крупы.)
-Кто же догадался, что мы сегодня будем моделировать? (Ветряную мельницу)
1. Рассказ учителя о мельнице
— Существуют ветряная, водяная, паровая и другие мельницы. Мельница ветряная приводится в действие силой ветра.
-А кто работал на мельнице? (Мельник)
-Как надо работать на мельнице? (Быстро, дружно)
-А как мы можем проверить дружные ли мы?
— Мы разделимся на небольшие группы и будем моделировать.
2. Практическая работа
-Ребята, вы разделены на группы. Сегодня Ваша работа будет состоять из нескольких этапов:
-Посмотрите на экран, чтобы понять, как ваша модель будет выглядеть в собранном виде. Обратите внимание на порядок сборки, а также на то, что собрать модель нужно по предложенной схеме.
3. Составление программы.
-Второй этап. Чтобы наша мельница заработала, нам необходимо подобрать правильно все команды.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
-Ребята, вы все большие молодцы.
-Модель чего мы с вами сегодня конструировали? (Модель ветряной мельницы)
-Чем она похожа на настоящую мельницу? (Деталями)
-Что отличает модель от настоящей мельницы? (Размер)