информационная система учета спецоценки
Информационная система учета спецоценки
Статья 18. Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда
1. Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в информационную систему учета, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2016 N 136-ФЗ, от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения:
1) в отношении работодателя:
а) полное наименование;
б) место нахождения и место осуществления деятельности;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
в.1) код причины постановки на учет в налоговом органе;
(пп. «в.1» введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
г) основной государственный регистрационный номер;
д) код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
е) количество рабочих мест;
ж) количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;
з) распределение рабочих мест по классам (подклассам) условий труда;
2) в отношении рабочего места:
а) индивидуальный номер рабочего места, который при внеплановой и (или) повторной специальной оценке условий труда должен полностью совпадать с первоначально указанным для данного рабочего места;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) код профессии работника или работников, занятых на данном рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
в) страховой номер индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на данном рабочем месте;
г) численность работников, занятых на данном рабочем месте;
д) класс (подкласс) условий труда на данном рабочем месте, а также класс (подкласс) условий труда в отношении каждого вредного и (или) опасного производственных факторов с указанием их наименования, единиц их измерения, измеренных значений, соответствующих нормативов (гигиенических нормативов) условий труда, продолжительности воздействия данных вредных и (или) опасных производственных факторов на работника и сведений о снижении класса (подкласса) условий труда на основании оценки эффективности средств индивидуальной защиты, включая реквизиты протокола оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);
(пп. «д» в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
е) основание для формирования прав работников, занятых на данном рабочем месте, на досрочное назначение страховой пенсии по старости (при наличии таких прав);
(пп. «е» в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ж) сведения о произошедших за последние пять лет несчастных случаях на производстве и о профессиональных заболеваниях, выявленных у работников, занятых на данном рабочем месте;
з) сведения о качестве результатов проведения специальной оценки условий труда (соответствие или несоответствие результатов проведения специальной оценки условий труда требованиям настоящего Федерального закона в случае проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда);
и) сведения о принятии федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, решения о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
(пп. «и» введен Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
3) в отношении организации, проводившей специальную оценку условий труда:
а) полное наименование;
б) регистрационный номер записи в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) основной государственный регистрационный номер;
д) сведения об аккредитации испытательной лаборатории (центра), в том числе номер и срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра);
е) сведения об экспертах организации, проводившей специальную оценку условий труда, участвовавших в ее проведении, в том числе фамилия, имя, отчество, должность и регистрационный номер записи в реестре экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда;
ж) сведения о применявшихся испытательной лабораторией (центром) средствах измерений, включающие в себя наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер средства измерений, дату окончания срока действия его поверки, дату проведения измерений, наименования измерявшихся вредного и (или) опасного производственных факторов.
3. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передает в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи. Указанная организация в течение трех рабочих дней со дня внесения в информационную систему учета сведений обязана уведомить работодателя об этом на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В случае невыполнения организацией, проводящей специальную оценку условий труда, обязанностей, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, работодатель вправе передавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе в электронной форме, имеющиеся у него сведения в отношении объектов учета, указанных в части 2 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В случае, указанном в части 4 настоящей статьи, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, передает в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения в отношении объектов учета, указанных в части 2 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Сведения, содержащиеся в информационной системе учета, используются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, подведомственной ему федеральной службой и координируемыми им государственными внебюджетными фондами, налоговыми органами, а также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и страховщиками в целях, указанных в статье 7 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в информационной системе учета, в том числе порядок присвоения идентификационного номера специальной оценке условий труда, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Участники информационного взаимодействия обязаны соблюдать конфиденциальность сведений, содержащихся в информационной системе учета, обеспечивать защиту этих сведений от несанкционированного доступа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Оператором информационной системы учета является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Информационная система учета спецоценки
Для организаций, проводящих специальную оценку условий труда, для размещения во ФГИС СОУТ в связи с изменениями в законодательстве о проведении специальной оценки условий труда.
В связи с вступлением в силу изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ), введенных Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 451-ФЗ, функционал Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее – ФГИС СОУТ) дополнен атрибутами ввода новых учетных показателей в соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ (идентификационный номер и КПП).
В соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора о проведении специальной оценки условий труда обязана передать в информационную систему учета сведения, указанные в подпунктах «а», «в» и «в.1» пункта 1 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона (о наименовании, ИНН и КПП работодателя), и получить для предстоящей специальной оценки условий труда идентификационный номер, который присваивается информационной системой учета в автоматическом режиме. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана сообщить указанный идентификационный номер работодателю до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда.
Обращаем внимание, что отчеты о проведении специальной оценки условий труда, передаваемые во ФГИС СОУТ в установленном законодательством о специальной оценке условий труда порядке с 13 января 2020 г., должны содержать указанный идентификационный номер независимо от даты утверждения отчета работодателем.
В случаях, когда отчет утвержден работодателем до 1 января 2020 г., либо работы по проведению специальной оценки условий труда завершены в 2019 году, но отчет работодателем утвержден в 2020 году, требование о получении идентификационного номера обусловлено системными настройками ФГИС СОУТ, при этом обязанность получения указанного номера до начала выполнения работ по специальной оценке условий труда и соответствующего уведомления об этом работодателя, не применяется исходя из отсутствия в течение 2019 г. на то правовых оснований.
При заключении гражданско-правового договора с января 2020 г. организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана руководствоваться вступившими в действие изменениями в Федеральный закон № 426-ФЗ.
В связи с переходом к использованию национального стандарта ГОСТ Р 34.10-2012 в средствах электронной подписи обновлены технические требования для использования системы ФГИС СОУТ. Проверьте соответствие настроек доступа требованиям Руководства по настройке рабочего места пользователя СОУТ.
Рекомендуется установка Крипто-Про версии 4.0 и обновление сертификатов корневых удостоверяющих центров.
Инструкции пользователя
Информация для разработчиков и интеграторов
Для взаимодействия по теме автоматизированной передачи сведений о результатах проведения СОУТ в ФГИС СОУТ отправьте письмо на адрес электронной почты mt@kiout.ru с темой «Разработчик ПО для автоматизации СОУТ»:
Импорт отчета соут осуществляется в виде xml файла открытого формата, запакованного в архив zip с расширением «.sout».
Реестр деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне
Подача декларации
Подача юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда может быть осуществлена несколькими способами:
1. Настоящий Порядок устанавливает правила подачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно – работодатель, декларация).
2. Декларация оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены.
3. Декларация подается работодателем по форме согласно приложению № 1 к настоящему приказу в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее – государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.
4. Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.
6. В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковыми в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.
7. Основанием для отказа в принятии декларации является ее несоответствие форме, установленной приложением № 1 к настоящему приказу.
Отказ в принятии декларации по иным основаниям не допускается.
8. При наличии основания для отказа в принятии декларации, поданной на бумажном носителе, государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации в течение не более десяти рабочих дней со дня поступления декларации возвращает ее работодателю посредством почтовой связи с указанием причин возврата.
9. В случае устранения оснований, послуживших отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию.
10. По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.
Специальная оценка условий труда (СОУТ)
Удивительные приключения бизнеса с наемными работниками
Все, у кого есть наемные работники, должны провести специальную оценку рабочих мест.
Эта статья для малых предприятий и ИП, потому что крупные сами все знают.
На самом деле мало провести спецоценку — нужно еще заполнить декларацию и подать ее в трудовую инспекцию. И уже тут начинаются нюансы.
Весной я проводила спецоценку в маленьком агентстве недвижимости. Нужно было оценить четыре офисных места, расположенных в центре Санкт-Петербурга, запас времени у меня был. В итоге я заплатила 6000 Р за оценку четырех рабочих мест и осталась довольна. Расскажу по порядку.
Что такое специальная оценка условий труда
СОУТ — это оценка рабочих мест: эксперты определяют вредные производственные факторы и оценивают, насколько показатели на производстве соответствуют нормативам.
При проведении спецоценки оценивают вредные факторы, а не эстетику. На шум, пыль или отсутствие света эксперт обратит внимание, на цвет стен или качество дверной фурнитуры — нет. Еще могут измерить тяжесть труда, химические, биологические факторы. Но обычно это касается сложных производственных предприятий.
ФЗ «О специальной оценке условий труда». Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ определяет понятие специальной оценки условий труда, ее необходимость и правила, по которым работодатели должны проводить спецоценку.
В законе установлены права и обязанности работодателя, работника и организации, проводящей СОУТ. Указано, как должны применяться результаты оценки, а также перечислены мероприятия, которые обязательно необходимо провести. Закон регламентирует требования к организациям, имеющим право проводить СОУТ, и государственный контроль за спецоценкой.
Опять душат бизнес проверками?
Специальная оценка условий труда — это, скажем прямо, головная боль. Много возни, бумажек и формальностей.
Но есть у нее и смысл: СОУТ помогает убедиться, что сотрудники работают в нормальных условиях, им есть чем дышать, на них не сыпется радиоактивная известь, а глаза не вытекают из-за сумрака в офисе.
Кто должен проводить
Оценивать рабочие места должен любой бизнес, в котором работают сотрудники. Оценке подлежат все места, на которых работают люди: в офисе, на кухне в кафе, в швейном цехе и на мебельном производстве.
Оценку проводят специализированные фирмы. Эксперт такой фирмы приходит в офис или на производство, проверяет все, а потом пишет отчет. На основании этого отчета вы заполняете и подаете в трудовую инспекцию декларацию.
Кто не должен проводить оценку условий труда
Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник — гендиректор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Тогда нет предмета оценки, а значит, она и не нужна.
Если у ИП нет сотрудников, то оценивать ничего тоже не нужно.
Компании без рабочих мест — все сотрудники удаленные. Не нужно оценивать рабочие места дистанционных и надомных работников: если, например, дизайнер или швея работают дома и это прописано у них в трудовом договоре — оценку проводить не нужно. Не нужно оценивать вакантные места — это когда место есть, а на нем никто не работает.
Обычные люди. Процедура не касается физических лиц: если у вас частный повар или личный помощник, которому вы платите как физическое лицо, то проводить процедуру тоже не нужно.
Нюансы
Иногда нужна спецоценка, но декларация не нужна: это в основном касается всяких производств, кафе и ресторанов. Или любого бизнеса, где обнаруживаются вредные или опасные факторы, — тут нужно действовать иначе, но это тема отдельной статьи.
Права и обязанности работника и работодателя при СОУТ
Первая обязанность работодателя — провести спецоценку. В ходе этого работодатель обязан:
По итогам спецоценки работодатель должен:
Проводить внеплановую СОУТ работодатель имеет право и без замечаний работников.
По итогам спецоценки работодатель имеет такие права:
Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте оценки и имеет право:
В какие сроки проводится спецоценка
При подготовке к СОУТ вы делаете график, в котором прописываете ее этапы и сроки. Месяца на спецоценку будет достаточно.
Когда проведете СОУТ, у вас будет 30 рабочих дней с даты утверждения отчета, чтобы оформить и подать декларацию по СОУТ.
Как часто проводить и сколько действует СОУТ
Декларация соответствия условий труда нормативам является бессрочной, если не меняются условия труда. Поэтому проходить спецоценку заново вы не должны.
Оформить новую декларацию СОУТ придется, только если:
В этих случаях помимо прекращения действия декларации соответствия придется заново провести внеплановую специальную оценку условий труда. Еще внеплановая спецоценка потребуется, если появились новые рабочие места или изменился офис. С 1 января 2020 года работодатель также может провести внеплановую проверку, если сотрудник направит ему замечания и возражения по поводу результатов спецоценки на своем рабочем месте.
Кем проводится спецоценка
Предприниматель не может проводить спецоценку условий труда для себя сам. Ее проводят совместно работодатель и специальные люди, у которых для этого есть оборудование и знания. К организации, которая проводит специальную оценку условий труда, предъявляют определенные требования:
Такая организация и ее эксперты должны быть независимы. Например, СОУТ не могут проводить чиновники, которые контролируют сферу деятельности фирмы, в которой проводится спецоценка, и проводят государственную экспертизу условий труда. Проверку не должны делать организации и эксперты, которые имеют финансовые или родственные связи с компаниями, где проводится спецоценка.
Документы для спецоценки
На этапе подготовки к спецоценке потребуется штатное расписание и режим работы сотрудников. Вы составите приказ о создании комиссии для СОУТ, утвердите график проведения и перечень мест для оценки, заключите договор с организацией-исполнителем.
Исполнитель сделает отчет о спецоценке, вы сдадите декларацию в Роструд. Затем вы составите допсоглашение к трудовым договорам.
Порядок проведения оценки условий труда
Для себя я поделила весь процесс на три этапа:
Пошагово рассмотрим эти этапы.
Создание комиссии, утверждение графика. Чтобы организовать и провести специальную оценку условий труда, работодатель должен сформировать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Конкретное количество будет зависеть от штатного расписания.
Возглавить ее должен работодатель или его представитель. В состав комиссии должны войти представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, а если в компании есть профсоюзная организация — ее представитель.
Звучит громко, но на самом деле нужно составить и подписать у гендиректора приказ, в котором указан порядок деятельности комиссии и перечислен ее состав из сотрудников компании. Единой формы такого приказа нет, поэтому каждая компания вправе самостоятельно разработать удобную для себя форму. После издания приказа о проведении СОУТ с ним нужно ознакомить всех членов комиссии под подпись.
Если СОУТ проводится у индивидуального предпринимателя, он сам должен обязательно войти в состав комиссии. Если спецоценка на микропредприятии, там может не быть возможности создать комиссию. В этом случае полномочия комиссии исполняет сам работодатель — индивидуальный предприниматель, руководитель организации или другой работник, уполномоченный работодателем.
Если специальная оценка проводится в крупной организации, которая включает в себя обособленные структурные подразделения, лучше создать не одну комиссию, а несколько — в каждом подразделении под председательством работодателя или его представителя.
Работодатель должен утвердить график проведения специальной оценки, в котором будут прописаны сроки и этапы проведения СОУТ. У графика нет какой-то установленной формы, вы составляете его так, как все остальные внутренние документы. График можно утвердить отдельным приказом, включить в текст приказа о проведении спецоценки или оформить приложением к нему.
Утверждение перечня рабочих мест. До начала проведения СОУТ комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, которые подлежат оценке, включая аналогичные рабочие места. Вакантные места в перечень включать не нужно — на них спецоценка не проводится. Единой формы этого перечня нет, поэтому компания может составить его в произвольной форме. Закон содержит обозначения рабочих мест, которые стоит учесть при составлении перечня.
Оценку условий труда проводятся на всех рабочих местах, которые включены в перечень. На аналогичных рабочих местах СОУТ достаточно сделать в отношении 20% от общего числа таких мест, но не меньше двух мест. Результаты будут распространяться на все аналогичные места. Если выяснится, что хотя бы одно рабочее место из числа тех, что ранее были признаны аналогичными, не является таковым, проверку проводят на всех рабочих местах.
Ни приказ, ни график, ни перечень мест не нужно никуда сдавать. Они хранятся вместе с другими документами в толстой папочке у бухгалтера.
Выбор организации. Я обзвонила десяток компаний, выбрала три с нормальной для меня ценой, проверила, чтобы у них была аккредитация, а потом вспомнила, в какой компании из трех со мной дружелюбнее говорили по телефону. С этой компанией я заключила стандартный договор.
Сначала читать, потом подписывать
Заключение договора. Чтобы провести спецоценку, работодатель заключает со специализированной организацией гражданско-правовой договор.
В договор обязательно надо внести такие условия:
На этом этап подготовки закончен — переходим к оценке рабочих мест.
Идентификация вредных или опасных производственных факторов. При оценке рабочих мест есть два этапа: идентификация, а потом замеры и исследования.
Идентификация не проводится в отношении рабочих мест, которые уже считаются вредными или опасными:
Сначала эксперт осмотрел помещение, поговорил с сотрудниками и их непосредственным руководителем: например, спрашивал, сколько времени они проводят за компьютером. Задача была в том, чтобы понять, что собой представляет рабочий процесс и какие измерения или исследования потребуются.
О времени вы договариваетесь заранее — важно, чтобы сотрудники были на рабочих местах и присутствовали участники комиссии, которые указаны в приказе. Эксперту нужно будет показать:
Эксперт заносит результаты идентификации в протокол, который после утверждает комиссия по проведению специальной оценки. Если эксперт не нашел вредных или опасных производственных факторов, условия труда на таком рабочем месте признаются комиссией допустимыми и исследования и измерения не проводятся.
После осмотра эксперт сказал, что замерять будет один фактор — освещенность. Комиссия согласилась, и мы назначили дату новой встречи.
Исследования и измерения. Эксперт, испытательная лаборатория и другие работники организации, проводящей СОУТ, проводят измерения всех идентифицированных вредных или опасных производственных факторов на рабочих местах. Перечень таких факторов комиссия формирует:
При исследованиях применяются аттестованные методики измерений.
В нашем офисе нужно было измерить «параметры световой среды»: достаточно ли в помещении света для работы за компьютером. Для исследования эксперт привез люксметр и замерил уровень искусственного освещения.
Результаты проведенных исследований оформляются протоколами по каждому из факторов в отдельности.
Эксперт описал результаты в протоколе измерений и выставил класс условий труда. Всего выделяют 4 класса условий труда:
Класс влияет на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым в производстве с вредными факторами. В нашем офисе поставили второй класс — это допустимые условия труда.
Класс условий труда эксперт заносит в карту, а потом делает отчет. Срок подготовки отчета указан в договоре. В моем случае в договоре было прописано 30 календарных дней после поступления нашей оплаты, и я получила документы точно в указанный срок.
В отчете есть письменная часть — называется «заключение эксперта» — и сводные таблицы, в которых указывают в том числе и класс условий труда.
В отчете должны быть:
Отчет должны утвердить и подписать председатель и члены комиссии.
В некоторых случаях провести измерения нельзя. Это происходит, когда проведение исследований может создать угрозу для жизни. В этих случаях комиссия вправе принять решение о невозможности проведения таких исследований. Оно оформляется протоколом, содержащим обоснование этого решения, и вносится в отчет о проведении СОУТ.
На этом этап измерений заканчивается, и мы переходим к отчетности.
Декларирование соответствия условий труда. Эксперт отдает вам отчет на утверждение, а вы его подписываете. В нашем случае мы получили заключение 15 мая, а 16 мая его подписал гендиректор. В течение трех рабочих дней после утверждения вы должны любым доступным способом сообщить об этом в организацию, которая оценивала рабочие места. Мы отправили скан подписанного титульного листа отчета по электронной почте.
После этого организация, проводящая СОУТ, отправляет отчет о спецоценке во ФГИС (Федеральная государственная система учета результатов проведения СОУТ) и в течение трех рабочих дней сообщает об этом заказчику. Все эти действия — в срок действия договора.
При заполнении декларации необходимо учитывать следующее:
Подавать нужно в Роструд: лично, по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о доставке или, если есть квалифицированная электронная подпись, можно заполнить декларацию прямо на сайте Роструда.
Результаты. В результате проведения специальной оценки устанавливают класс и подкласс условий труда на конкретном рабочем месте.
Класс и подкласс устанавливает эксперт организации, проводящей специальную оценку, по итогам ее проведения.
Организация, которая проводила СОУТ, оформляет итоги оценки в виде отчета.
Что делать по итогам СОУТ
Класс условий труда | Что делать работодателю | Примеры | Нормативная база |
---|---|---|---|
Четвертый или третий класс: опасные или вредные условия труда | Платить дополнительные взносы в ПФР | Максимальный тариф — 8% от зарплаты при опасных условиях | п. 3 ст. 428 НК РФ |
Предоставлять работникам гарантии и компенсации | — Если условия труда опасные или третьей — четвертой степени вредности — сократить рабочее время; — если условия труда опасные или второй — четвертой степени вредности — предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск; — повысить оплату труда | пп. 6 п. 1 ст. 7 Закона № 426-ФЗ | |
Улучшать условия труда работников | — Установить защитные и сигнализирующие устройства; — уменьшить загазованность, запыленность воздуха; — улучшить освещение | пп. 6 п. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ | |
Обеспечивать работников средствами индивидуальной и коллективной защиты | пп. 3 п. 1 ст. 7 Закона № 426-ФЗ | ||
Давать работникам молоко или другие равноценные пищевые продукты | ст. 222 ТК РФ | ||
Второй или первый класс: допустимые или оптимальные условия труда | Контролировать условия труда и вовремя устранять факторы, которые могут повлиять на уровень безопасности | — Вовремя менять перегоревшие лампочки; — следить за состоянием вентиляции; — обеспечивать уборку | пп. 1, 4 п. 1 ст. 7 Закона № 426-ФЗ |
Результаты специальной оценки условий труда можно применять, если организация, проводившая СОУТ, внесла сведения о них в информационную систему учета.
Если в результатах содержится государственная или иная охраняемая законом тайна, их можно применять со дня утверждения отчета о проведении спецоценки.
Снижение класса условий труда возможно, если эксперт по специальной методике установит, что работники используют эффективные средства индивидуальной защиты — СИЗ.
К СИЗ, которые проверяются по этой методике, относятся специальная защитная одежда, в том числе для рук, ног и головы, костюмы, изолирующие от химических факторов, изолирующие и фильтрующие средства защиты органов дыхания.
Чтобы установить, что средства индивидуальной защиты действительно эффективные и класс условий труда можно снижать, надо:
Класс или подкласс условий труда может быть снижен решением комиссии по проведению СОУТ на основании заключения эксперта. Самостоятельно класс можно снизить только на одну ступень, например с 3.2 на 3.1. Снизить более чем на одну ступень возможно только по согласованию с Роспотребнадзором. Снижать класс условий труда ниже 3.1 — на класс 2 «Допустимые условия труда» — нельзя.
Ознакомление работников с результатами. Работодатель обязан в письменной форме ознакомить работников с результатами спецоценки на их рабочих местах. Работники могут согласиться с результатами или представить письменные возражения, которые работодатель должен будет рассмотреть и при необходимости принять решение о проведении внеплановой проверки.
Ознакомить работников с результатами нужно под подпись в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. В этот срок не включаются больничный, междувахтовый отдых, отпуск или командировки работника. Подпись работник должен ставить на карте специальной оценки условий труда.
Сотрудников, которые будут устраиваться на работу после проведения СОУТ, тоже надо будет ознакомить под подпись с результатами, зафиксированными в карте спецоценки условий труда на их рабочих местах, и установленными компенсациями за работу во вредных или опасных условиях труда.
К трудовым договорам нужно заключить допсоглашение, в котором будет указан класс условий труда на рабочем месте. Я составила его так:
Размещение результатов на сайте работодателя. Если у организации есть официальный сайт, то на нем тоже нужно разместить информацию об условиях труда: установленные классы условий труда на рабочих местах и перечень мероприятий по улучшению этих условий. Это нужно сделать в течение 30 календарных дней после подписания отчета.
Как применить результаты проведения спецоценки условий труда
Результаты проведения СОУТ применяют для улучшения условий труда работников. Работодатель сможет обеспечить работников нужными средствами индивидуальной защиты и оборудовать рабочие места средствами коллективной защиты.
По результатам проверки компании будет проще контролировать состояние условий труда на рабочих местах. Работодатель может установить сотрудникам гарантии и компенсации.
После проведения спецоценки у работодателя будет обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий труда, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Еще будут сведения для подготовки отчетности об условиях труда и принятия решения об ограничениях для отдельных категорий работников. Можно оценить уровни профессиональных рисков.
Внеплановая специальная оценка труда
Иногда работодатель должен провести внеплановую оценку условий труда. На это дают полгода или год.
В каких случаях требуется внеплановая СОУТ
Когда проводят | Сроки |
---|---|
Появились новые рабочие места | Год с момента изменений |
Поменялись технологический процесс, оборудование, если они способны повлиять на уровень опасности для работников | |
Поменялись состав применяемых материалов или сырья, средства индивидуальной и коллективной защиты, если они способны повлиять на уровень опасности для работников | Полгода с момента событий |
Трудовая инспекция вынесла предписание провести внеплановую СОУТ. Такое происходит, если во время проверки нашли нарушения | |
На рабочем месте произошел несчастный случай. Исключение — несчастный случай по вине третьих лиц | |
На рабочем месте выявлено профессиональное заболевание, которое возникло из-за вредных или опасных условий труда | |
Провести внеплановую проверку предложил профсоюз. Такое предложение должно быть мотивированным. Например, работник не согласен с результатами плановой СОУТ |
Компания может провести реорганизацию и поменять штатное расписание, состав и наименования подразделений, наименования рабочих мест и должностей работников. Если при этом новые рабочие места не появились и условия труда не изменились, внеплановую специальную оценку условий труда можно не проводить. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно быть принято комиссией по СОУТ и оформлено протоколом.
Если сотрудников отправляли на удаленную работу, проводить внеплановую СОУТ после их возвращения на рабочие места не нужно. Перечень, установленный законом, содержит исчерпывающие основания, и возвращения с удаленки там нет.
Как связаны взносы на страхование и спецоценка
Спецоценка влияет на размер взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование.
Компании, в которых есть работы с правом на досрочную пенсию, приведенные в специальных списках, должны платить взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам. Дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливается по результатам СОУТ. Он зависит от класса условий труда, установленного спецоценкой. Для опасного класса доптариф составляет 8%, для вредного — от 2 до 7%, для допустимого или оптимального — 0%.
По результатам СОУТ рассчитываются скидки или надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Cтоимость спецоценки, кто ее оплачивает
В огромных опенспейсах оценивать нужно только 20% мест, по п. 6 ст. 9, п. 1 ст. 16 426-ФЗ
На сайтах пишут минимальную цену, дальше она меняется в зависимости от деталей:
Возможность проведения СОУТ за счет средств ФСС. Оплачивает проведение спецоценки работодатель, но в последующем компания может часть этих затрат вернуть из ФСС. Обратиться в ФСС за возмещением расходов на спецоценку может любой работодатель, который своевременно уплачивает взносы на травматизм за своих сотрудников — возмещение затрат на СОУТ происходит за счет этих взносов. Если у работодателя на момент обращения за компенсацией будет недоимка по взносам на травматизм, ФСС откажет в возврате денег.
Есть еще два повода для отказа в возврате: в документах для возмещения расходов содержатся ошибки или они отправлены в неполном объеме либо предусмотренные бюджетом средства фонда в текущем году полностью распределены.
Фонд возвращает не более 20% от суммы страховых взносов, перечисленных в ФСС за предшествующий год. Если у компании в этом периоде были страховые случаи, сумму уменьшают на сумму выплат застрахованным лицам.
«Живые» деньги компания в любом случае не получит. Возврат будет оформлен как уменьшение страховых взносов на травматизм в текущем году.
Что будет, если не провести СОУТ
Если не провести СОУТ или провести ее неправильно, могут оштрафовать саму компанию и ее руководителя. Могут наказать организацию и должностных лиц одновременно. В административном кодексе прописан вариант замены штрафа предупреждением, но практика показывает, что это маловероятно.
Как проверяют выполнение спецоценки рабочих мест. Специалисты территориальных органов Роструда проводят плановые проверки, а также могут провести внеплановую проверку, если поступит жалоба от работника.
Документы для спецоценки
Административная ответственность за непроведение спецоценки
Вид наказания | К кому применяется | Размер наказания |
---|---|---|
Предупреждение ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Юридическое лицо Должностное лицо организации Индивидуальный предприниматель | — |
Штраф ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Юридическое лицо Должностное лицо организации Индивидуальный предприниматель | 60 000—80 000 Р 5000—10 000 Р |
Штраф при повторном нарушении ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Организация (юридическое лицо) Должностное лицо организации Индивидуальный предприниматель | 100 000—200 000 Р 30 000—40 000 Р |
Приостановление деятельности при повторном нарушении ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Юридическое лицо Индивидуальный предприниматель | До 90 суток |
Дисквалификация при повторном нарушении ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Должностное лицо организации | От 1 года до 3 лет |
При этом Минтруда России указывает, что специалист по охране труда не входит в число должностных лиц, для которых предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Эта ответственность предусмотрена только для руководителей.
Ответственность руководителя за нарушение требований охраны труда
Закон 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» был разработан и в спешном порядке принят при участии и в интересах АО «КИОУТ», о чём они, не стесняясь, пишут на своём сайте.
Таким образом, закон 426-ФЗ призван обеспечить интересы бизнеса по специальной оценке условий труда, т.к. инициатором и разработчиком закона является бизнес по специальной оценке условий труда.
В результате преступного сговора чиновников Минтруда и представителей трудоценочного бизнеса все предприятия, в том числе государственные, обязали платить дань опричникам Минтруда за абсолютно бесполезную услугу.
Трудоценочный бизнес пугает всех штрафами от трудовой инспекции за непроведение специальной оценки условий труда.
Следовательно, происходит узаконенное вымогательство.
Необходимо признать 426-ФЗ недействующим, поскольку он является законодательной ошибкой и результатом преступного сговора.
Катя, Мысль полностью поддерживаю! Они (проводящие СОУТ) присосались к гос. кормушке, при этом не принося реальной пользы от своей псевдодеятельности!
Оценка условий труда заключается в измерениях вредных факторов, которые воздействуют на
работника в ходе трудовой деятельности. Но трудоценочные организации ничего, как правило, не
измеряют, а даже если бы и захотели измерить, не смогли бы.
Во-первых, факторы, воздействующие на работника, не имеют конкретного времени воздействия.
Вредный фактор может воздействовать на работника 99 % рабочего времени, а может
воздействовать 1 % рабочего времени. Достоверно определить время воздействия невозможно,
поскольку это непостоянная величина. Минтруд считает, что необходимо определять время
воздействия вредного фактора методом опроса работников и руководителей и с помощью
составления фотографии рабочего дня. Такой метод называется ОБС (одна бабка сказала). При
использовании метода ОБС возникает очень высокая погрешность, следовательно низкая
достоверность полученных результатов. Зачем тогда Минтруд требует от лабораторий
аккредитацию в ФСА, поверку приборов, аттестованные методики и прочее? И зачем тогда
вообще нужна лаборатория, если методом ОБС можно сразу определить класс условий труда? От
времени воздействия зависит степень воздействия, которую «измеряют» трудоценочные
организации.
Во-вторых, вредными факторами управляет сам работник, а не трудоценочная лаборатория.
Уровень воздействия вредного фактора тоже невозможно определить достоверно, поскольку, как
и время воздействия, это непостоянная величина и зависит полностью от того, кто этим фактором
управляет. Штатный технологический процесс или не штатный трудоценщикам неизвестно.
Например, как измерить шум от какого-либо оборудования, если этим оборудованием управляет
оператор и самостоятельно регулирует уровень шума? Тоже пользоваться методом ОБС?
В-третьих, зачастую, невозможно определить место проведения измерений, поскольку работник
не стоит на месте. При выявлении нескольких рабочих зон, невозможно достоверно определить
процент нахождения в каждой рабочей зоне.
В-четвертых, вопреки положениям ФЗ-426, ФЗ-412 трудоценочные организации и лаборатории не
являются независимыми. Их деятельность, зависит от заказчика услуги, который платит деньги и
от Минтруда, который регулирует их деятельность и выдаёт лицензии трудоценочному бизнесу.
Таким образом, СОУТ – это не только результат преступного сговора, но ещё и законодательная
ошибка.
Освещенность на офисных местах давно не идентифицируется и не оценивается.
Максим, не всё то что Заказчик называет офисным рабочим местом таковым является) некоторые и водителей и ювелиров называют офисниками)
Максим, Нее..мол они же в офисе сидят часть времени..а когда в машине..ну их не видно..значит либо офисники, либо не работают..в общем логика жесть.. так же как офисниками Заказчики считают уборщиков служебных помещений..мол они же в офисе моют..значит офисники
Павел, травматизм оценивался в аттестации рабочих мест, которую отменил закон о СОУТ
В лучшем случае трудоценщики помашут, для вида, приборами или муляжами приборов и уйдут
писать свои протоколы и заключения, достоверность которых ничтожно мала. Могут вообще не приезжать, а согласовать с работодателем по телефону что кому написать. Как правило, по шаблону печатают свои заключения, меняя только название организации и названия рабочих мест.
В отношении набора оцениваемых вредных факторов наблюдается неразбериха, разброд и
шатание. Гастролёры-оценщики, окучивающие предприятия обладают низкой квалификацией и
отсутствием образования для того, чтобы грамотно определить, оценить и измерить вредные
факторы. Да и нет такой цели у этого бизнеса. В СОУТ полное «обследование» с протоколами
рабочего места стоит от пятисот до полутора тысяч рублей, значит в цену СОУТ изначально заложено отсутствие каких-либо измерений. Никто ничего не измеряет.
В целом это профанация. Идея оценивать чужие условия труда за деньги порочна и ни к чему хорошему привести не может, только к обогащению небольшой группы людей с низкой социальной ответственностью. Нигде в мире нет такой практики. Чисто российская коррупционная
новелла. Желание нечистых на руку бизнесменов от охраны труда делать деньги из воздуха.
Для того, чтобы укоренить закон о СОУТ, была придумана масса бюрократической мишуры, как-то: наказания за отказ платить дань, организованная группировка оценочных организаций (под
предводительством КИОУТ), реестр оценщиков, подзаконные акты, методики и т.д. и т.п. Вроде
как появился целый «институт» оценки труда.
Для тех мест, где нет вредных факторов (например офисники), разрешили оформлять декларации.
Но работодателю запретили самостоятельно оформлять декларацию (можно только подавать) и необходимо обращаться в трудоценочную организацию. При этом стоимость оформления декларации офисника равна стоимости оценки и оформления карты рабочего места вредника.
В Советском Союзе были списки профессий и должностей, имеющих право на гарантии и
компенсации. В современном Минтруде решили монетизировать оценку труда. Началось это со
времен АРМ, когда бизнес внедрился в Минтруд и коррумпированные чиновники стали обслуживать интересы бизнеса, это повлекло деградацию нормативно-правового регулирования в сфере охраны и условий труда. В стране не менее 40 миллионов рабочих мест. При средней цене в 1 тысячу рублей за оценку одного рабочего места, получается сумма всех мест не менее 40 миллиардов рублей. Коррумпированные чиновники Минтруда, трудоценочные организации и
примкнувшие к ним инспекторы труда создали себе хорошую кормушку.