информационное право как наука как учебная дисциплина

Информационное право как наука и учебная дисциплина

информационное право как наука как учебная дисциплина информационное право как наука как учебная дисциплина информационное право как наука как учебная дисциплина информационное право как наука как учебная дисциплина

информационное право как наука как учебная дисциплина

информационное право как наука как учебная дисциплина

Наука информационного права является одной из самых самой молодых среди правовых дисциплин. Она имеет свои истоки в науке компьютерного права, которая зародилась в середине прошлого века и долгое время развивалась исключительно за пределами СССР и России. В 70–80-е гг. XX в. возрастание роли информации в обществе, развитие информационных отношений не только в сфере компьютерных технологий, повлекло за собой необходимость формирования научной дисциплины, изучающей все виды информационных правоотношений.

В СССР впервые мысль об этом была высказана А. Венге­ровым еще в 1975 г. Тогда она не получила значительной поддержки ученых, и информационное право развивалось в рамках компьютерного права, правовой информатики и кибернетики.

В начале и середине 90-х гг. XX века термин «информационное право» использовался в научной литературе уже многими учеными. Формальной датой официального признания информационного права как юридической науки следует считать 1 октября 2000 г., когда приказом Министерства науки и технологий РФ «О внесении изменений и дополнений в номенклатуру специальностей научных работников» специальность 12.00.14 «Административное право; финансовое право» была дополнена научной дисциплиной «Информационное право».

Информационное право как отрасль объединяет юридические нормы, регулирующие общественные отношения, в информационную сферу. Информационное право как межотраслевая юридическая наука изучает вопросы правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу информации. При этом она изучает, классифицирует, систематизирует существующие правовые нормы; теоретически описывает информационные правоотношения; предлагает в связи с этим новые теоретические концепции; определяет эффективность правового регулирования в данной сфере и вносит предложения по его совершенствованию.

Исходя из этого, науку информационного права можно определить как совокупность знаний, теорий и идей о правовом регулировании отношений, общественные отношения, возникающие в процессе создания, преобразования, хранения, распространения, потребления и защиты информации.

Особенностью науки информационного права является использование ею методов информатики и кибернетики.

В настоящее время существует относительно мало научных публикаций об информационном праве. Однако наука информационного права характеризуется быстрым развитием. Наибольший вклад в формирование данной отрасли права внесли Ю.М. Батурин, П.У. Кузнецов, Ю.А. Тихомиров, А.Б. Агапов, Н.Н. Ковалева, В.А. Копылов, М.М. Рассолов, И.Л. Бачило.

Информационное право понимается так же, как учебная дисциплина, которую в настоящее время изучает все больше студентов направления 40.03.01 «Юриспруденция». Задачи этой учебной дисциплины состоят в ока­зании помощи будущим юристам при изучении правового регулирования информации и информационных процессов. Информационное право в том или ином объеме входит также в образовательные программы по направлениям 46.03.02 «Документоведение и архивоведение», 09.03.03 «Прикладная информатика» и другие.

Учебная дисциплина информационного права представляет собой совокупность наиболее общих знаний, теорий и идей о правовом регулировании отношений, возникающих в процессе создания, хранения, преобразования, распространения, потребления и охраны информации.

Актуальность курса «Информационное право» и необходимость его преподавания в школах, вузах и при подготовке специалистов высшей квалификации определяется тем, что информационное право является правовым фундаментом информационного общества XXI в., активно формируемым ныне как в отдельных странах, так и в рамках международного сообщества в целом.

Источник

Информационное право как наука

информационное право как наука как учебная дисциплина информационное право как наука как учебная дисциплина информационное право как наука как учебная дисциплина информационное право как наука как учебная дисциплина

информационное право как наука как учебная дисциплина

информационное право как наука как учебная дисциплина

Информационное право как наука, как учебная дисциплина, как система правового регулирования общественных отношений в информационной сфере

Напомним, что под информационным правом понимается, прежде всего, совокупность юридических норм, определяющих поведение субъектов (граждан, предприятий, учреждений, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления) в информационной сфере. Однако если информационное право как совокупность юридических норм регулирует общественные отношения в информационной сфере, то наука информационного права исследует эти информационные нормы, отношения, возникающие при их применении, измеряет эффективность действия информационных норм, классифицирует, систематизирует и кодифицирует их, объединяет в правовые институты, формирует и оптимизирует систему информационного права.

Наука информационного права только лишь формируется. Исследования в области информационного права материализуются в статьях, монографиях, на конференциях, круглых столах, в Интернет.

Предметом науки информационного права является система информационного права. Информационное право как наука изучает научные проблемы формирования и развития этой системы.

изучение понятийного аппарата информационного права, основных терминов и их дефиниций, применяемых в системе информационного права;

исследования особенностей и характеристик информационного права как новой комплексной отрасли права;

исследование структуры и состава отрасли информационного права как комплексной отрасли права, изучение взаимосвязей этой отрасли права с другими отраслями права в системе российского права;

исследование информационно-правовых норм, особенностей их построения, оценка их полноты и качественного оформления;

изучение информационных правоотношений как отношений особого рода, исследование особенностей поведения субъектов информационных правоотношений, прав, обязанностей и ответственности лиц — участников информационных правоотношений, юридических фактов;

изучение особенностей и юридических свойств информационных объектов, по поводу которых возникают информационные отношения;

исследование и разработка принципов информационного права, особенностей применения методов правового регулирования информационных отношений;

изучение источника информационного права — информационного законодательства, судебных решений, других правоприменительных актов;

систематизация и кодификация информационно-правовых норм, объединение их в институты и подотрасли информационного права;

разработка теоретических основ и способов формирования Информационного кодекса РФ как основного кодифицированного акта информационного права;

исследование практики применения и методов повышения эффективности норм информационного права.

Метод информационного права.При изучении информационного права применяются различные как традиционные, так и нетрадиционные для правовой науки методы. Существенное внимание уделяется методам, предназначенным для исследования информационных объектов как особых объектов информационных правоотношений.

При исследовании информационного права применяются главным образом методы правовой науки, которые используются в конкретных юридических науках и составляют их методологическую основу.

Формально-догматический метод исследует «догму» информационного права. Обычно при исследованиях первым применяется именно этот метод, суть которого заключается в юридической обработке правового материала, догмы права. Этот метод включает такие процедуры, как описание и анализ информационно-правовых норм и правоотношений, их толкование, классификацию и систематизацию явлений, понятий, норм, правоотношений, актов, институтов.

В результате классификации информационно-правовых явлений, понятий и норм, других элементов системы информационного права по определенным основаниям исследователю предоставляется возможность удобного и соизмеримого их сопоставления, а стало быть, более полного представления о них. Посредством классификации и систематизации разрозненные знания и представления об исследуемом предмете приводятся в порядок. В результате применения формально-догматического метода знания об информационном праве приводятся в систему, получают определенную, четкую форму их представления, удобную для их запоминания и последующего изучения.

информационное право как наука как учебная дисциплина

Метод сравнительного правового исследования основан на сопоставлении двух или более однотипных элементов информационного права (институтов, норм, понятий и т.п.) с элементами иных национальных правовых систем (американской, европейской и т.п.) с целью выявления общих и отличительных характеристик таких элементов. Сравнение как логический прием предполагает, что в исследуемых элементах обязательно имеются сходные составляющие. Такое сопоставительное изучение позволяет получить важный материал для заимствования, классификации и в конечном итоге совершенствования системы информационного права.

Сравнительно-правовой метод представляет собой эффективное средство познания, раскрытия сущности информационно-правовых явлений и положений других национальных информационных правовых систем, выявление их преимуществ и перенесение этих преимуществ в российскую информационно-правовую систему.

Метод обращения к наукам, изучающим другие, смежные отрасли права, позволяет использовать и эффективно применять положения и выводы, разрабатываемые этими науками в системе информационного права. Так, с целью изучения информационного права эффективно могут использоваться методы общей теории права, конституционного права, административного права, гражданского права, финансового права, уголовного права и других отраслей права. Для исследования информационного права удобно и достаточно эффективно применяются и естественные науки, например, информатика и правовая информатика, правовая кибернетика, семиотика и семантика.

Метод социологического исследования может применяться для наблюдения за деятельностью субъектов информационного права с целью оценки эффективности практики применения норм и предписаний информационного права в конкретных условиях. Средство исследования этого метода основывается на анкетировании и опросах субъектов конкретных правоотношений. Это один из наиболее эффективных методов оценки «качества» правовых норм, степени применимости конкретных норм, разработки рекомендаций и предложений по их совершенствованию.

Существенную роль в этом методе имеет личное наблюдение. Именно в процессе личного наблюдения собирается и накапливается фактический материал, который невозможно получить иным способом. Большое значение имеют приемы статистической обработки собранного материала, применение которых позволяет выявлять особенности и повторяемость явлений, событий, фактов в системе информационного права.

Сравнительно-исторический метод основан на анализе истории формирования и развития информационного права, его понятийного аппарата, отдельных институтов. Следует отметить, что этот метод пока неприменим для исследования системы информационного права в полном объеме, поскольку само это право только лишь формируется. Тем не менее данный метод может активно применяться для исследования отдельных частей и элементов информационного права.

Методы алгоритмизации и моделирования активно применяются для исследования системы информационного права, описания структур и элементов этой системы, для описания поведения субъектов ин-формационных правоотношений. Эти методы применяются, например, при описании модели информационной сферы, для построения модели самостоятельного оборота информации, для процессов законотворческой деятельности (регламента законотворчества) и т.п. Применение этих методов позволяет представлять структуры и элементы информационного права, информационные процессы в наиболее наглядном и удобном для изучения виде.

Метод системного подхода может применяться на всех стадиях и этапах изучения информационного права, ею элементов и частей как универсальный комплексный метод, основанный на подробном полном исследовании всех возможных путей, способов и вариантов решения задачи, а также последствий от применения методов и способов решения задачи исследования.

Отличительной особенностью информационного права можно считать наличие особых объектов правоотношений, мало изученных, а вернее, почти не изученных правовой наукой. Это информация и информационные объекты как главные, основополагающие объекты информационных правоотношений. Применение методов правовой науки не обеспечивает в полной мере исследование этого сложного объекта, приходится применять другие методы естественных наук, прежде всего методы информатики, правовой информатики и правовой кибернетики.

Источник

Информационное право как отрасль права

Информационное право – новая, только формирующаяся отрасль права, которая играет определяющую роль в развитии современного общества.

Наука информационного права исследует нормы, регулирующие общественные отношения в информационной сфере, измеряет эффективность действия информационных норм, классифицирует, систематизирует и кодифицирует их, объединяет в правовые институты, формирует и оптимизирует систему информационного права.

Предметом науки информационного права является система информационного права. Информационное право как наука изучает научные проблемы формирования и развития этой системы.

Исследования в области информационного права находят свое выражение в статьях, монографиях, на конференциях, круглых столах, в Интернете.

Информационное право как система норм, регулирующих информационные отношения, имеет целью исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений, выявление объектов и субъектов информационных правоотношений, подготовку проектов нормативных правовых актов в области действия информационного права, оценку эффективности проектов этих актов с применением информационных технологий.

Информационное право как учебная дисциплина имеет целью обучение студентов, аспирантов, других слушателей в области информационного права.

При изучении информационных правовых норм и других источников информационного права применяются известные справочные правовые системы «Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс», «ЮСИС». С применением компьютеров решаются также специально подготовленные юридические задачи.

В настоящее время становится актуальным дистанционное интерактивное обучение, в том числе и с применением Интернета.

Источник

Информационное право как отрасль законодательства, отрасль науки, и учебная дисциплина

информационное право как наука как учебная дисциплина информационное право как наука как учебная дисциплина информационное право как наука как учебная дисциплина информационное право как наука как учебная дисциплина

информационное право как наука как учебная дисциплина

информационное право как наука как учебная дисциплина

Информационное право – это структурно сложное явление. Оно состоит:

1. Информационное законодательство

3. Учебная дисциплина

Эти элементы формируются в разной временной ситуации. Информационное законодательство начало формироваться первым из элементов с начала 90х годов. Закон об информации, информатизации и защите информации 1994 года этому положил начало.

В течение 10 лет формировалось информационное законодательство, начиная с 1990х годов до начала 2000 годов. Появилось много системообразующих законов. То есть такие законы образуют систему.

На основе информационного законодательства и в силу его активного развития была утверждена новая наука, новая научная дисциплина – информационное право в октябре 2000 года. Её включили в юридическую семью публичных отраслей права. Это обусловлено тем, что информация находится в жестких правовых режимах.

Наука информационного права по большему счету ещё до конца не сформировалась, ей всего лишь 8 лет. Она пока ещё находиться в стадии «преднауки».

Объект науки информационного права:

1. Закономерности природы информации и её категориальная сущность. Все проблемы связанные с природой информации рассматриваются в различных точках зрения.

2. Взаимосвязь и взаимозависимость между людьми по поводу информации, то есть те закономерности, которые формируют правоотношения в сфере информации.

3. Методологические инструментарии, закономерности формирования методологического инструментария.

4. Закономерности формирования самих правовых норм и правовых актов, правовых основ информационной деятельности, нормотворчества и практики его применения.

5. Закономерности формирования правового сознания и правовой культуры в информационной сфере

Предмет науки информационного права:

1. Взаимодействие информационного права с другими отраслями права

2. Проблема формирования понятийного аппарата информационного права

3. Проблема систематизация объектов права и систематизации законодательства

4. Определение и закономерности статуса субъектов информационного права

5. Правоприменительная и правоохранительная и в том числе судебная деятельность в области информационного права

6. Проблемы и виды составов информационных правонарушений

7. Правовые основы информационной деятельности в условиях глобализации (международные аспекты информационного права)

Информационное право как отрасль права – она только формируется, есть только признаки формирования. Это обусловлено отсутствием категориального понятийного аппарата. Для того чтобы информационное право сложилось как отрасль права нужны принципы этого права, хотя они и определены, но общего представления о них как такового нет.

Метод информационного права – он формируется, но и не все отрасли права имеют свой метод. Тут вся суть в приемах правового регулирования.

Информационное право как учебная дисциплина – появилась в 1998 году (одновременно с наукой информационного права).

Проблемы информационного права как учебная дисциплина:

1. Понятие информации, сущность информации

2. Понятие и особенности правоотношений в информационном праве

3. Система информационного законодательства

4. Проблема квалификации информационных отношений

Отграничение науки информационного права от учебной дисциплины информационного права. Для науки это глубокие знания, и знания в области закономерностей (глубоких связей и взаимозависимости). А учебная дисциплина изучает элементарные знания, самый первичный уровень знаний в области информационного права.

Система информационного права – это совокупность объективно сгруппированных норм в относительно самостоятельные структурные подразделения (подотрасли и правовые институты). Правовой институт – это взаимосвязанная и относительно обособленная группа норм информационного права регулирующих однородные общественные отношения. Те группы нормативных образований в состав которых могут входить несколько правовых институтов как однородных общностей называются подотрасли информационного права или суботрасли (пример, тайноведение, институт лицензирования и контроля за деятельностью в области связи). Правовой институт – это одна сложившаяся, однородная, обособленная область общественных отношений. Система:

информационное право как наука как учебная дисциплина

a. общие условия формирования информационного права,

b. общие понятия и категории,

c. общие положения информационного права (предмет, метод, принципы),

d. источники и система информационного законодательства,

e. структурные особенности информационных правоотношений (субъект и объект информационного права, содержание и основания возникновения информационных правоотношений)

a. Правовой режим информационных ресурсов (понятие, классификация, особенности режимов отдельных ресурсов – баз данных, электронные документы, архивы)

b. Тайноведение – правовой режим информации ограниченного доступа

c. Правовое регулирование деятельности в области телекоммуникаций (телекоммуникационное право).

i. Институт передачи информации по линиям связи

ii. Институт телекоммуникационных услуг

iii. Почтовая связь

d. Правовое регулирование деятельности средств массовой информации (Медиаправо)

e. Правовое регулирование рекламной деятельности

f. Правовое обеспечение информационной безопасности, то есть защита жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Сюда включается и компьютерная преступность

g. Правовой режим интеллектуальной собственности в компьютерных сетях (киберпространство)

h. Международно-правовой режим информационного обмена (международное информационное право)

Источник

Информационное право как дисциплина вуза

Вы будете перенаправлены на Автор24

Предмет и объект дисциплины «Информационное право»

Целью дисциплины «Информационное право» является приобретение основных знаний об информационной сфере и ее правовом обеспечении, выработка умений (компетенций)) и навыков по использованию норм информационного права.

Задача дисциплины: получение профессиональных знаний и компетенций в сфере правового обеспечения информационной среды.

Объект дисциплины: общие, элементарные знания о правовом обеспечении и регулировании общественных отношений в процессе развития информационного общества.

Содержание дисциплины «Информационное право» включает общие знания и компетенции:

Предмет дисциплины представляют знания и компетенции по таким вопросам, как: сущность информации как объекта права и категории; характера и специфических особенностей информационных правоотношений; развития системы законодательства в информационной сфере, практика его использования; содержание норм права, регулирующих правоотношения в информационной среде; комплексная природа права; правовое обеспечение информационной безопасности; квалификация общественных отношений с точки зрения юриспруденции в информационное сфере.

Информационное право характеризуется комплексностью, что выражается в комплексной природе норм информационного права, а также в применении в информационное сфере комплексных методов регулирования общественных отношений.

Особенности дисциплины «Информационное право»

В начале XXI века в образовательной среде высших учебных заведений наметились реформирования в подаче целого списка правовых знаний: об инновациях и о регулировании в информационном обществе, об информационной сфере.

Значительная доля очень важных для современного юриста знаний сосредоточена в учебниках, учебных пособиях, на учебных курсах, посвященных информационному праву.

Преподавание дисциплины «Информационное право» в высших учебных заведениях имеет прямое отношение к формированию информационного права как научной дисциплины. Большинство вузов при введении дисциплины «Информационное право» сталкиваются с целым рядом вопросов: какой объем учебных часов отводить на данную дисциплину; сколько часов отводить на лекционные занятия, а сколько – на семинары; что должна содержать программа преподавания; какие темы отводить для самостоятельного изучения и рассмотрения.

Готовые работы на аналогичную тему

Примерное содержание учебной дисциплины «Информационное право» включает:

Дисциплину «Информационное право» целесообразно вводить в 5-8 семестре. Как правило, студентов не пугают трудности освоения некоторых понятий, например, компьютерная преступность. Объективно присутствуют некоторые затруднения, связанные с разными категориями процессуальных отраслей права, но, при правильном подходе со стороны преподавателя, они могут быть с успехом преодолены.

При наличии специализаций, которые напрямую связаны с правовым регулированием телекоммуникаций, инноваций, защитой информации, дисциплину «Информационное право» можно начинать изучать с 5-6 семестра. На базе данной дисциплины будут полнее усваиваться курсы информационных специализаций.

Методическое обеспечение, формы аттестации и промежуточного контроля

Основой методического обеспечения дисциплины «Информационное право» является курс лекций, который ежегодно должен дополняться новыми понятиями, категориями, темами, вопросами, что особенно актуально для информационного права.

В тоже время лекционные занятия раскрывают только наиболее важные вопросы. При выборе учебника или учебного пособия необходимо учитывать специализацию студентов, объем программы, методику и тематику материала. Специалисты рекомендуют разрабатывать отдельные пособия по каждой крупной теме, в работе над которой принимают участие несколько авторов, что позволяет включить в процесс апробации пособия на самых ранних этапах разных субъектов и распределяет весь творческий процесс.

На современном этапе в качестве аттестации рекомендуется использовать «зачет». В качестве промежуточного контроля лучше всего применять реферативное исследование того или иного вопроса. Можно использовать полевое исследование, когда материал для работы формируется самим исследователем, что повышает степень самостоятельного написания.

Важна информационно-правовая специализация при подготовке экспертов и следователей, способных противостоять правонарушениям в информационной среде. Кроме традиционных правовых дисциплин, основу их подготовки должно составлять информационное право. На базе информационного права в цикл профессиональной подготовки важно включить дисциплины специализации естественнонаучного или правового циклов, соответствующие направлению подготовки.

В процессе изучения информационного права работники правоохранительных органов должны быть ознакомлены с информационными программами и базами, используемыми на практике.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *