информационное право как отрасль право
Тема 2: информационное право как отрасль права
Понятие, предмет, метод, система, функции и принципы Информационного права.
Источники Информационного права.
1 Вопрос: Понятие, предмет, метод, система, функции и приицпы информационного права.
Информационное право – как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, установленных и охраняемых государством, возникающих в информационной сфере производства, преобразования и потребления информации.
Информационное право изучает информационную сущность права.
Информационное право связано с другими отраслями права, т.е. имеет характер комплексной отрасли.
Предмет отрасли – это то, что она регулирует.
Предмет информационного права – это часть общественных отношений, которая связана с созданием, оформлением, хранением и обработкой, распространением, использованием информационных ресурсов, в том числе в области формирования и управления информационными ресурсами, в области использования новых технологических работ с информацией и технологий ее передачи в системах и сетях коммуникаций, в области установлением мер по обеспечению безопасности в информационных сферах, включая юридическую ответственность в названных областях.
Процесс расширения границ информатизации современного общества, всех его государственных и негосударственных структур приводит к расширению сферы отношений, регулируемых нормами информационного права. Содержание таких отношений определяется постепенно под воздействием внешних объективно происходящих и исторически обусловленных процессов социально-экономического, политического и иного характера.
Предмет Информационного права составляют три группы отношений:
Отношения, связанные с производством, передачей, распространением, поиском и получением информации;
Отношения, связанные с применением информационных технологий;
Отношения, связанные с обеспечением защиты информации.
Метод отрасли – это определенные приемы, способы и средства юридического воздействия права на общественные отношения.
Информационная отрасль использует следующие методы в качестве правового регулирования:
1. Предписание – возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормы.
2. Запрет – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
3. Дозволение – юридическое разрешение совершения в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
В информационном праве используется вся совокупность способов регулирующего воздействия на информационные правоотношения, т.е. как диспозитивное регулирование (свобода выбора, равенство сторон, децентрализация, координация), так и императивное регулирование (централизованное осуществление властных полномочий, строгая субординация).
В теории государства и права под системой понимается упорядоченность по критерию единства предмета и метода правового регулирования совокупность правовых норм, которая складывается для регулирования данной области общественных отношений.
Система информационного права включает в себя 6 разделов.
1. Информационное право как часть отечественной правовой системы: понятие и виды информации, субъекты информационного права, система информационного права, взаимосвязь информационного права с другими отраслями права и т.д.
2. Информация с ограниченным доступом.
3. Массовая информация.
4. Документированная информация. Библиотечное и архивное дело.
5. Информационная безопасность.
6. Ответственность в информационной сфере.
Функции информационного права:
Правотворческая – выражается в наделении субъектов информационной деятельности полномочиями по нормотворчеству.
Правоисполнительная – информационное право непосредственно регулирует общественные отношения, воздействуя на них при помощи установленных правом методов.
Организационная – информационная деятельность является организационной, т.е. направленной на упорядочение общественных отношений в информационной сфере.
Координационная – заключается в обеспечении разумного и эффективного взаимодействия всех субъектов информационных отношений.
Принципы информационного права:
Под принципами информационного права понимаются основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни, проявляющиеся в информационной сфере.
1. Принцип приоритетности прав. В информационном праве возможен как приоритет прав личности (ст. 2 Конституции РФ), так приоритет прав государства, например при столкновении интересов государства и личности в правоотношениях, когда требуется установить пределы осуществления права на тайну государства и тайну отдельно взятой личности.
2. Принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
3. Принцип достоверности информации и своевременности ее предоставления.
4. Принцип ограничения доступа к информации только федеральным законом.
5. Принцип открытости информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Принцип прозрачности.
6. Принцип обеспечения безопасности РФ при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации.
7. Принцип равноправия языков народов РФ при создании информационных систем и их эксплуатации.
8. Принцип неприкосновенности частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.
Цифровое право (Digital Law) — что это такое и чем оно отличается от киберправа / интернет-права / компьютерного права?
Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Цифровое право (Digital Law) — что это такое и чем оно отличается от киберправа / интернет-права / компьютерного права? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2020. 15 марта. URL: https://zakon.ru/blog/2020/3/15/cifrovoe_pravo_digital_law_-_chto_eto_takoe_i_chem_ono_otlichaetsya_ot_kiberpravainternet-pravakompy
(настоящая работа представляет собой первую часть статьи: Рожкова М.А. Является ли цифровое право отраслью права и нужно ли ожидать появления Цифрового кодекса? // Хозяйство и право. 2020. № 4. С. 3-13).
Термин «цифровое право» довольно часто мелькает в дебатах и выступлениях. Но российские юристы не могут четко определиться с предметом регулирования данного права, затрудняются в определении охватываемой им сферы. Вследствие этого в отечественных публикациях встречаются призывы отказаться от использования термина «цифровое право» как ненужного или ненаучного. На мой взгляд, для отказа от его употребления нет серьезных оснований, но надо четко понимать, что оно охватывает.
Прежде всего хотелось бы заметить, что появление интернета, являющегося ничем иным, как информационной технологией, оказало и продолжает оказывать колоссальное воздействие буквально на все сферы отношений, традиционно подвергающиеся правовому регулированию. В связи с этим нельзя не вспомнить известное высказывание американского юриста Роберта Дж. Амброги, в начале 2000-х написавшего: «Интернет породил свою собственную сферу права. Интернет-право — это динамичная, гибкая и неизведанная область практики, где правила еще не определены окончательно. На самом деле это даже не отдельная область права, фактически это смесь теории и практики, взятых из различных сфер, – мешанина из частей, взятых из интеллектуальной собственности, гражданских свобод, деликтного, уголовного, имущественного, телекоммуникационного, международного торгового, коммерческого и коллизионного права»[1].
Таким образом, в зарубежной юриспруденции интернет-право изначально рассматривалось не как самостоятельная отрасль права, а как некая совокупность разнонаправленных правовых норм и институтов, относящихся к различным отраслям (областям) права и регулирующих отношения, которые так или иначе связаны с интернетом.
Такое понимание сохраняется и поныне. И сегодня зарубежные юристы отмечают, что в отличие от всех других отраслей права интернет-право не является конкретной, стабильной и надежной областью практики и охватывает собой принципы и правила из ряда различных отраслей[2], включая, в частности, сферу гражданских свобод, договорное право, законодательство об интеллектуальной собственности, об информационной безопасности, о защите прав потребителей и проч.
Следует заметить, что в зарубежной литературе наряду с термином «интернет-право» изначально использовались и термины «киберправо» (Cyber Law), «право киберпространства» (Cyberspace Law), «веб-право» (Web Law), «компьютерное право» (Computer Law).
В некоторых публикациях можно обнаружить попытки обоснования различий между этими разновидностями объединений правовых норм и институтов. Но, как свидетельствует содержание монографий исследуемой тематики, разница между ними объясняется скорее научными предпочтениями или сферой интересов их авторов, нежели основывается на глубоких доктринальных разработках. Например, 1500-страничный труд «Computer Law: Drafting and Negotiating Forms and Agreements»[5] (первоначально выпущенный в свет в 1984 году и неоднократно переизданный) посвящен вопросам приобретения технических средств, лицензирования, техобслуживания программного обеспечения (далее – ПО), антимонопольного законодательства, защиты авторских и патентных прав, коммерческой тайны ПО, интернета и электронных коммуникаций, регистрации доменных имен, заключения контрактов на поставку компьютеров, аутсорсинга, публикации ПО, электронных платежей и др. А в монографии «Cyber Law: The Law of the Internet»[6] разбираются связанные с интернетом аспекты авторских прав, товарных знаков, диффамации, приватности, уголовной ответственности, электронных контрактов и цифровой подписи, гражданских прав, налогового бремени, хищения информации, доказательств и проч. То есть (как и интернет-право) киберправо, право киберпространства, компьютерное право представляют собой не самостоятельные отрасли права, а совокупности разноплановых правовых норм и институтов, относящихся к различным отраслям (областям) права, объединение которых производится в каждом случае в соответствии с субъективными критериями и поставленными задачами.
Примечательно, что при сложившемся понимании интернет-права (и иже с ним) как микса из разнообразных правовых норм и институтов, в юридической среде, как водится, сформировались принципиально расходящиеся позиции по вопросу законодательного регулирования отношений, связанных с интернетом. То есть произошло разделение юристов на два лагеря – тех, кто считал, что существующее законодательство с небольшой корректировкой может распространяться и на отношения, возникающие в интернете, и тех, кто настаивал на том, что такие отношения являются принципиально иными, требующими разработки самостоятельных законов. Йован Курбалийя весьма выразительно обозначил первый подход как «реальный» («новое вино в старые мехи»), второй – как «киберподход» («новое вино в новые мехи»)[7], причем впоследствии в обновленной редакции своей книги «Управление интернетом» специально подчеркнул, что «реальный» подход находит больше сторонников, нежели «киберподход»[8].
На мой взгляд, для формирования принципиально разнящихся позиций здесь нет оснований. Интернет-право, киберправо и проч. основываются на миксе из, во-первых, традиционных правовых институтов, которые в целом не меняются под воздействием интернета, но нуждаются в некоторых дополнительных нормах или толковании применительно к интернету (таких как, например, заключение договора посредством e-mail, купля-продажа товаров посредством интернета и проч.), и, во-вторых, новых правовых институтов и положений, появившихся и развившихся именно в связи с интернетом (в частности, законодательство об информационной безопасности, телекоммуникациях и т.д.). Следовательно, в отношении традиционного законодательства успешным будет использование «реального» подхода, тогда как принципиально новые отношения, связанные с интернетом, бесспорно, требуют разработки нового законодательства в полном соответствии с «киберподходом».
Важно обратить внимание на следующее: в определенный момент стало очевидным, что влияние технологий на право не ограничивается исключительно интернетом – значимыми для права могут оказаться разнообразные информационные технологии. При этом понятие «информационные технологии» в широком смысле употребляется для обозначения вычислений, под которыми в рассматриваемом контексте понимаются не расчеты и подсчеты, а «проектирование и создание аппаратных и программных систем для широкого спектра целей; обработку, структурирование и управление различного рода информацией; проведение научных исследований с использованием компьютеров; обеспечение интеллектуального поведения компьютерных систем; создание и использование средств связи и развлечений; поиск и сбор информации, относящейся к какой-либо конкретной цели, и т. д.»[9]. В узком же смысле термин «информационные технологии» («информационно-коммуникационные технологии») используют для обозначения технологий, обеспечивающих доступ, хранение, поиск, передачу и манипулирование данными (информацией) и необходимых для удовлетворения практических, повседневных потребностей бизнеса и пользователей.
В этих условиях получило развитие «право информационных технологий» (Information Technology Law, сокр. – IP Law, Technology Law, Tech Law). Но опять-таки речь шла не о новой самостоятельной отрасли права, а о совокупности разноотраслевых правовых норм и институтов, регулирующих отношения, так или иначе связанные с применением различных информационных технологий, включая, разумеется, интернет. Например, в книге «Information Technology Law»[10] во главу угла поставлен именно интернет и связанные с ним вопросы электронной торговли, защиты данных, национальной безопасности, диффамации, распространения вирусов, виртуальные игры, но много внимания уделяется положениям законодательства, регулирующего область информационных технологий, а также уголовного права, права интеллектуальной собственности, договорного права.
На фоне такого изобилия терминов, фактически обозначающих одну и ту же сущность, – интернет-право, киберправо, право киберпространства, компьютерное право, право информационных технологий – введение в правовой обиход еще и понятия «цифровое право» (Digital Law) может показаться излишним. Но его появлению можно найти объяснение.
Современные информационные технологии по способу представления информации подразделяют на аналоговые и цифровые. Причем цифровые технологии не просто в силу ряда преимуществ более востребованы, чем аналоговые, – сегодня признается, что именно цифровые технологии формируют экономику[11], а к числу знаковых цифровых технологий отнесены, в частности, интернет вещей; искусственный интеллект; аналитика больших данных; технология распределенного реестра, включая блокчейн; криптовалюта; виртуальная реальность; дополненная реальность; 5G; облачные вычисления. Поскольку право является имманентной частью экономики, то закономерно заключить, что развитие, внедрение и использование цифровых технологий будет оказывать серьезное влияние на право, затрагивая большинство отраслей.
Изложенное, на мой взгляд, свидетельствует о допустимости употребления термина «цифровое право», который, строго говоря, не является новым[12]. Но надо учитывать, что цифровое право – это уже не прежний набор правовых норм и институтов, характерный для интернет-права: интернет-право теперь становится лишь одной из составляющих цифрового права. Кроме того, внедрение и использование цифровых технологий требует не только правовой регламентации, но и технического, и этического регулирования, что должно учитываться при разработке нормативно-правовых положений.
Резюмируя, можно заключить, что цифровое право следует понимать как совокупность правовых норм и институтов, регулирующих разнообразные отношения, связанные с внедрением и использованием цифровых технологий, но эти нормы не объединены единым методом регулирования и относятся к различным отраслям права. Причем цифровое право представляет собой динамично расширяющееся правовое образование: на сегодня оно охватывает, в частности, проблематику электронных платежей, электронных и мобильных денег, электронного банкинга, защиты прав потребителей на платежных рынках, искусственного интеллекта, аналитики больших данных, конкурентных отношений в эпоху больших данных, блокчейна, криптовалюты, смарт-контрактов, цифровой идентификации и аутентификации, конфиденциальности, пересечения законодательства о конкуренции и интеллектуальной собственности, поисковых систем, уберизации, цифровизации интеллектуальной собственности, электронных доказательств, международной торговли и цифровой торговли, электронных услуг, интернет-платформ, цифровых товаров, управления контрактами, национальной безопасности, глобальных потоков данных, договорных отношений и условий контрактов, незаконного присвоения интеллектуальной собственности, защиты коммерческой тайны, авторских и смежных прав, прав на товарные знаки, доменных имен и ip-адресов, патентных прав, лицензирования, переговоров и заключения договоров в электронной форме, киберспорта, программного обеспечения, азартных игр, геномов, телемедицины и данных о здоровье, баз данных и контента, распределения рисков, управления и обслуживания сети, диффамации, кибербулинга, уголовной ответственности за киберпреступления, онлайн-сервисов, агрегаторов, онлайн-арбитража и онлайн-посредничества, налогов и проч.[13]
Обратившись к российской правовой действительности, нельзя не вспомнить сохраняющееся в отечественной системе права жесткое структурирование правовых норм по отраслевому признаку. Согласно сформировавшейся в доктрине позиции отрасль права представляет собой подсистему правовых норм, которые имеют предметное единство, регулируя определенную сферу отношений, предусматривают единые методы регулирования и в совокупности составляют значительную по объему правовую общность. При таком подходе цифровое право сложно признать самостоятельной отраслью права, учитывая очевидную неоднородность регулируемой сферы и разнообразие используемых методов регулирования.
Последнее обстоятельство, по всей видимости, не позволило в свое время интернет-праву, киберправу или IT-праву полноценно встроиться в систему российского права. Как и цифровое право сегодня, они не рассматривались в качестве самостоятельной отрасли права в силу отсутствия единых предмета и метода правового регулирования[14].
Вместо этого развитие получило информационное право. Оценивая его в качестве отрасли права, нельзя не заметить довольно невнятный предмет регулирования, неочевидность единства метода правового регулирования, а также весьма далекий от совершенства основополагающий отраслевой акт – 18-статейный Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Характеризуя последний, обычно отмечают, что он содержит основные понятия (но не регулирование), относящиеся к информационной и телекоммуникационной сфере. К сожалению, это не помешало названному Закону стать узловым для правового обеспечения цифровой экономики, вследствие чего законодательные новации, касающиеся цифровых технологий, требуют сопряжении с положениями этого закона.
Сложившаяся ситуация, на мой взгляд, нуждается в исправлении.
Информационное право как отрасль права
Информационное право – новая, только формирующаяся отрасль права, которая играет определяющую роль в развитии современного общества.
Наука информационного права исследует нормы, регулирующие общественные отношения в информационной сфере, измеряет эффективность действия информационных норм, классифицирует, систематизирует и кодифицирует их, объединяет в правовые институты, формирует и оптимизирует систему информационного права.
Предметом науки информационного права является система информационного права. Информационное право как наука изучает научные проблемы формирования и развития этой системы.
Исследования в области информационного права находят свое выражение в статьях, монографиях, на конференциях, круглых столах, в Интернете.
Информационное право как система норм, регулирующих информационные отношения, имеет целью исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений, выявление объектов и субъектов информационных правоотношений, подготовку проектов нормативных правовых актов в области действия информационного права, оценку эффективности проектов этих актов с применением информационных технологий.
Информационное право как учебная дисциплина имеет целью обучение студентов, аспирантов, других слушателей в области информационного права.
При изучении информационных правовых норм и других источников информационного права применяются известные справочные правовые системы «Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс», «ЮСИС». С применением компьютеров решаются также специально подготовленные юридические задачи.
В настоящее время становится актуальным дистанционное интерактивное обучение, в том числе и с применением Интернета.
1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
Информационное право – новая, только формирующаяся отрасль права, которая играет определяющую роль в развитии современного общества.
В литературе информационное право рассматривается в следующих значениях:
– как учебная дисциплина.
Наука информационного права исследует нормы, регулирующие общественные отношения в информационной сфере, измеряет эффективность действия информационных норм, классифицирует, систематизирует и кодифицирует их, объединяет в правовые институты, формирует и оптимизирует систему информационного права.
Предметом науки информационного права является система информационного права. Информационное право как наука изучает научные проблемы формирования и развития этой системы.
Исследования в области информационного права находят свое выражение в статьях, монографиях, на конференциях, круглых столах, в Интернете.
Информационное право как система норм, регулирующих информационные отношения, имеет целью исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений, выявление объектов и субъектов информационных правоотношений, подготовку проектов нормативных правовых актов в области действия информационного права, оценку эффективности проектов этих актов с применением информационных технологий.
Основные задачи в этой области:
• изучение актов действующего информационного законодательства и подзаконных актов;
• выявление пробелов и дублей в источниках информационного права, разработка предложений по разработке проектов федеральных законов и подзаконных актов в этой области;
• изучение практики применения норм и актов информационного права, оценка эффективности действия принятых нормативных правовых актов, подготовка предложений по совершенствованию процессов регулирования общественных отношений в информационной сфере, предложений по дополнению и изменению норм и актов информационного права;
• проведение работ по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов в информационной сфере;
• изучение проблем формирования Информационного кодекса РФ как основного кодифицированного акта информационного права. Информационное право как учебная дисциплина имеет целью обучение студентов, аспирантов, других слушателей в области информационного права.
Основные направления здесь:
• разработка методики обучения информационному праву, учебников и методических пособий, стандартов в области информационного права;
• разработка лекционных материалов и материалов проведения семинаров и практических занятий;
• разработка методологии оценки знаний в области информационного права;
• проведение работ по совершенствованию процессов подготовки специалистов высшей квалификации – докторов и кандидатов наук в области информационного права. При изучении информационных правовых норм и других источников информационного права применяются известные справочные правовые системы «Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс», «ЮСИС». С применением компьютеров решаются также специально подготовленные юридические задачи.
В настоящее время становится актуальным дистанционное интерактивное обучение, в том числе и с применением Интернета.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 1. Финансовое право как отрасль российского права
Глава 1. Финансовое право как отрасль российского права 1.1. Категории финансового права. Финансовые правоотношенияФинансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права, имеющую свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод
Тема 1 Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина
Тема 1 Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина «Конституционное право» — термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина. При этом отраслью
Тема 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
Тема 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА 2.1. Понятие и признаки отрасли административного праваАдминистративное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и
3. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
3. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Административное право как огромная совокупность действующих административно-правовых норм является объектом изучения науки административного права, а также осмысленного систематического
ЛЕКЦИЯ № 1. Коммерческое право как отрасль права. Предмет, метод и принципы коммерческого права
ЛЕКЦИЯ № 1. Коммерческое право как отрасль права. Предмет, метод и принципы коммерческого права 1. Коммерческое право как отрасль права Коммерческое право является одной из отраслей права, которая регулирует коммерческую или торговую деятельность. Коммерческое право
1. Коммерческое право как отрасль права
1. Коммерческое право как отрасль права Коммерческое право является одной из отраслей права, которая регулирует коммерческую или торговую деятельность. Коммерческое право принято считать подотраслью гражданского права. Гражданское и коммерческое право регулируют
1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина
1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических норм. Данная система состоит из отраслей права, которые представляют собой правила особого рода,
1. Жилищное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
1. Жилищное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Человек нуждается в жилище. Эта потребность является основополагающей и неотъемлемой, поэтому необходимость разрешения жилищной проблемы остро встает в любом государстве. Этот вопрос возможно разрешить
1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина
1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным
Лекция 1 Муниципальное право как комплексная отрасль права
Лекция 1 Муниципальное право как комплексная отрасль права 1.1. Понятие и особенности муниципального права как комплексной отрасли права Конституция РФ впервые не только закрепила на высшем юридическом уровне местное самоуправление в качестве одной из основ
1. Конституционное право как отрасль права
1. Конституционное право как отрасль права Конституционное право — это самостоятельная отрасль в составе российского права, которая определяется наличием у него особого предмета и метода правового регулирования, обеспечивающая и гарантирующая основы