информационной системы уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных
Информационной системы уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных
Защита прав субъектов персональных данных
Ответы на вопросы в сфере защиты прав субъектов персональных данных
Вопрос: Что такое Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных и на кого возложена реализация этих функций?
Вопрос: Кто может являться оператором персональных данных?
При этом операторами указанные органы и лица являются независимо от включения в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор.
Вопрос: Что включает в себя понятие конфиденциальности?
Ответ: В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вопрос: В каких случаях оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных?
Ответ: В соответствии ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 2 настоящей статьи, при обработке персональных данных:
1) обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;
2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
4) разрешенных субъектом персональных данных для распространения при условии соблюдения оператором запретов и условий, предусмотренных статьей 10.1 настоящего Федерального закона
5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;
6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;
9) обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Вопрос: Распространяются ли требования Федерального закона «О персональных данных» на юридическое лицо иностранного государства?
Ответ: Требования Федерального закона «О персональных данных» распространяются на представительства юридических лиц иностранных государств, осуществляющих деятельность по обработке персональных данных на территории Российской Федерации.
Вопрос: Является ли веб-сайт информационной системой обработки персональных данных?
В случае соответствия веб-сайта указанным требованиям он является информационной системой.
Вопрос: Как документально оформить факт уничтожения персональных данных субъекта?
Ответ: Порядок документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта определяется оператором персональных данных самостоятельно. Уничтожение персональных данных субъекта осуществляется комиссией либо иным должностным лицом, созданной (уполномоченным) на основании приказа Оператора. Наиболее распространенными способами документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта является оформление соответствующего акта о прекращении обработки персональных данных либо регистрация факта уничтожения персональных данных в специальном журнале. Типовая форма акта и журнала утверждаются самим Оператором.
Оцените содержание раздела:
Низкое Ниже среднего Среднее Выше среднего Высокое Оценить
Время публикации: 26.11.2010 14:02
Последнее изменение: 11.08.2021 12:41
Роскомнадзор готовится к запуску информационной системы для сбора согласий на обработку разрешенных для распространения персональных данных
Stmool / Depositphotos.com |
Сфера защиты персональных данных находится в поле пристального внимания законодателя, который следит за возникающими угрозами нарушений прав субъектов персональных данных и оперативно реагирует на них, вводя новые нормы и внося изменения в действующие. Только в 2020 году было принято четыре федеральных закона, утвердивших корректировки в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ).
В числе последних – поправки, принятые в декабре прошлого года и вступившие в силу с 1 марта текущего. Ими введена новая ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ, устанавливающая особенности обработки персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения. Речь идет о тех данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку таких данных. Причем это согласие должно быть предоставлено отдельно от иных согласий субъекта персональных данных на обработку.
В настоящее время такое согласие можно предоставить непосредственно оператору, а начиная с 1 июля 2021 года – также через информационную систему уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных (ч. 6 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).
Может ли молчание или бездействие субъекта персональных данных расцениваться как согласие на обработку данных? Узнайте из материала «Энциклопедии решений. Персональные данные» в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Согласно проекту приказа информационная система будет использоваться для реализации четырех основных функций – идентификации сведений об участниках взаимодействия, аутентификации таких сведений, авторизации участников взаимодействия, а также предоставления Роскомнадзору как оператору информационной системы или иным госорганам в определенных федеральными законами случаях сведений об участниках взаимодействия, размещенных в информационной системе. Функционал системы является открытым – федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ он может быть расширен.
В информационной системе планируется реализовать возможности:
Регистрация в системе
Предполагается, что в информационной системе смогут регистрироваться субъекты персональных данных – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, предоставляющие согласие оператору, а также государственные органы, муниципальные органы, юридические лица, ИП, физические лица, являющиеся операторами. Причем для субъектов персональных данных, предоставляющих согласие оператору, регистрация будет доступна с использованием интерактивной формы регистрации. В нее необходимо вносить следующие сведения:
Введенные данные будут проверяться на достоверность с использованием государственных информационных систем, в том числе федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (ЕСИА). Только после подтверждения достоверности и полноты указанной информации по результатам ее проверки Роскомнадзором регистрация будет считаться завершенной.
В свою очередь, регистрация государственных органов, муниципальных органов, юридических лиц, ИП, физических лиц, являющихся операторами, будет осуществляться через интерактивную форму регистрации оператора путем внесения сведений о наименовании (для госорганов, муниципальных органов, юрлиц) или Ф. И. О. для физлиц и ИП, адреса оператора, получающего согласие субъекта персональных данных.
Предусмотрено указание и полного, и сокращенного (при наличии) наименования оператора, осуществляющего обработку персональных данных, а также ОГРН или ОГРИП, ИНН, а также ссылок на коды классификаторов (ОКВЭД, ОКПО, ОКОГУ, ОКФС) в зависимости от направлений деятельности. Так же, как и данные субъектов персональных данных, сведения, внесенные в форму регистрации оператора, будут проверяться на достоверность с помощью государственных информационных систем, включая ЕСИА, и только после подтверждения достоверности и полноты информации регистрация будет признаваться пройденной.
Если сведения, вводимые при регистрации, не соответствуют информации, содержащейся в государственных информационных системах, то зарегистрироваться в информационной системе не удастся. Что касается защиты размещенных в системе данных, то она будет обеспечиваться в соответствии с законодательством РФ.
Регистрация в информационной системе откроет доступ к самой системе, в том числе к личному кабинету, размещенному на официальном сайте Роскомнадзора https://pd.rkn.gov.ru/. Также после регистрации участника взаимодействия в информационной системе станет возможным использование системы в целях обеспечения получения оператором согласия на обработку разрешенных для распространения персональных данных.
Права участников системы
После прохождения идентификации и аутентификации в информационной системе участники взаимодействия смогут самостоятельно посредством использования личного кабинета:
В случае одобрения проекта приказа у Роскомнадзора как оператора информационной системы появится право ограничить использование учетной записи участника взаимодействия в некоторых случаях – например, если будет замечен несанкционированный доступ третьих лиц к учетной записи пользователя или выявлен факт противоправного использования учетной записи участника взаимодействия. Кроме того, доступ к учетной записи закроют при получении информации о недееспособности или смерти гражданина, а также при поступлении от субъекта персональных данных заявления об удалении учетной записи.
Но вот производить действия с использованием информационной системы, направленные на нарушение процесса ее функционирования, участникам взаимодействия будет запрещено.
Нормативная регламентация правил использования информационной системы Роскомнадзора для направления согласия на обработку персональных данных, которое является исключительным правовым основанием для обработки разрешенных для распространения данных, станет еще одним шагом на пути повышения гарантий защиты прав и свобод субъектов, чьи персональные данные участвуют в общедоступном обороте. Утверждение таких правил позволит эффективно реализовать законодательно установленные предписания, а использование информационной системы упростит субъектам персональных данных процесс предоставления согласия на их обработку.
После издания приказа он будет направлен на государственную регистрацию в Минюст России. До 29 марта документ будет проходить независимую антикоррупционную экспертизу. Публичное обсуждение нормативного акта продлится до 19 апреля.
1 С текстом проекта приказа Роскомнадзора «Об утверждении Правил использования информационной системы Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/08/03-21/00114371).
Информационной системы уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных
Наименование Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Почтовый адрес для направления документов и обращений: 109074 109992, г.Москва, Китайгородский пр., д.7, стр.2.
ВНИМАНИЕ! Изменился почтовый индекс Роскомнадзора!
Почтовые отправления, направленные на почтовый индекс 109074, будут перенаправляться в Роскомнадзор через почтовое отделение № 109012.
пн-чт 8:30-17:30, пт 8.30-16:15.
В связи с необходимостью принятия мер по нераспространению коронавирусной инфекции, временно с 23 марта 2020 года приостанавливается личный прием документов от граждан.
Для организации взаимодействия рекомендуем обращаться в Роскомнадзор:
— в электронной форме через электронную почту (rsoc_in@rkn.gov.ru), официальный сайт (rkn.gov.ru), Портал государственных услуг (gosuslugi.ru);
— в письменной форме посредством почтовой связи.
Территориальными органами Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных являются управления Роскомнадзора по субъектам Российской Федерации.
Ответы на вопросы в сфере защиты прав субъектов персональных данных
Во исполнение № 152-ФЗ «О персональных данных»
Ответы на вопросы в сфере защиты прав субъектов персональных данных
Вопрос: Что такое Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных и на кого возложена реализация этих функций?
Вопрос: Кто может являться оператором персональных данных?
При этом операторами указанные органы и лица являются независимо от включения в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор.
Вопрос: Что включает в себя понятие конфиденциальности?
Ответ: В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вопрос: В каких случаях для обработки персональных данных не требуется согласия субъекта персональных данных?
Ответ: Согласно п. 2-11 ч. 1 ст. 6. Федерального закона 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» согласия субъекта персональных данных не требуется в следующих случаях:
2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
3) обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;
4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;
9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;
11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
Вопрос: В каких случаях оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных?
Ответ: В соответствии ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.
Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи, при обработке персональных данных:
1) обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;
2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
4) сделанных субъектом персональных данных общедоступными;
5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;
6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;
9) обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Уведомление должно быть направлено в письменной форме и подписано должностным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Образец формы уведомления об обработке персональных данных и методические рекомендации по его заполнению размещены на официальном сайте Роскомнадзора https://rkn.gov.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Кроме того, на портале Персональные данные реализована функция по заполнению уведомлений об обработке персональных данных в электронной форме.
Вопрос: Вправе ли физическое лицо представлять персональные данные своих близких родственников?
Ответ: Предоставление физическим лицом оператору персональных данных близких родственников возможно только при наличии письменного согласия указанных лиц либо в случаях, установленных федеральными законами.
Вопрос: Если при обработке персональных данных организацией нарушаются мои права, куда я могу обратиться за защитой?
Ответ: Вы вправе обратиться в ближайшее территориальное управление Роскомнадзора. Адреса и контактные телефона указаны на официальном сайте Роскомнадзора www.rsoc.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушения оператором требований Федерального закона «О персональных данных»?
Ответ: Ст. 24 Федерального закона «О персональных данных» определяет ответственность за нарушение данного Федерального закона, которая выражается в виде уголовной, административной, дисциплинарной и иной предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности.
Административная ответственность за нарушение настоящего Федерального закона наступает за:
— неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации (ст. 5.39 КоАП РФ);
— нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных (ст. 13.11 КоАП РФ);
— разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность) (ст. 13.14 КоАП);
— непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст.19.7. КоАП РФ).
Кроме того, за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, и неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность, предусмотренная ст. 137, 272 УК РФ.
Вопрос: Возможно ли получение согласия на обработку персональных данных по телефону? Что является доказательством получения согласия на обработку персональных данных при покупке товаров в интернет-магазинах?
Ответ: При заполнении вэб-формы заявки на покупку товара на сайте интернет-магазина в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» критерием, свидетельствующим о получении оператором согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных является файл электронной цифровой подписи.
Кроме того, предложения оператора о продаже товара в отдельных случаях может рассматриваться как публичная оферта.
Таким образом, субъект персональных данных, акцептируя указанную оферту, тем самым осуществляет конклюдентные действия, выражающие его волю и согласие на обработку его персональных данных, предоставленных при заполнении заявки на покупку товаров.
Получение согласия на обработку персональных данных по телефону, посредством СМС-сообщений действующим законодательством Российской Федерации не установлено.
Вопрос: Вправе ли оператор запрашивать сведения о судимости?
Ответ: В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
Вопрос: Какие иностранные государства обеспечивают адекватную защиту персональных данных?
Ответ: До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор, осуществляющий обработку персональных данных (далее – Оператор) на территории Российской Федерации, обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.
Критериев, определяющих адекватность защиты прав субъектов персональных данных на территории иностранного государства, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Оператору, осуществляющему трансграничную передачу персональных данных, необходимо руководствоваться законодательством иностранного государства, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, законодательством Российской Федерации в области защиты прав субъектов персональных данных, а также международными нормативными актами, в том числе Конвенцией о защите прав физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г. ETS № 108 с учетом перечня стран, подписавших и ратифицировавших данную Конвенцию. Это Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бывшая Югославская Республика Македония, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдова, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чешская республика, Швейцария, Швеция, Эстония.
Вторая группа, которые могут претендовать на статус стран, обеспечивающих адекватную защиту персональных данных, это страны, имеющие общенациональные нормативные правовые акты в области защиты персональных данных и уполномоченный надзорный орган по защите прав субъектов персональных данных. Это Австралия, Аргентинская Республика, Государство Израиль, Канада, Королевство Марокко, Малайзия, Мексиканские Соединенные Штаты, Монголия, Новая Зеландия, Республика Ангола, Республика Бенин, Республика Кабо-Верде, Республика Корея, Республика Перу, Республика Сенегал, Тунисская Республика, Республика Чили.»
Вопрос: Распространяются ли требования Федерального закона «О персональных данных» на юридическое лицо иностранного государства?
Ответ: Требования Федерального закона «О персональных данных» распространяются на представительства юридических лиц иностранных государств, осуществляющих деятельность по обработке персональных данных на территории Российской Федерации.
Вопрос: Является ли веб-сайт информационной системой обработки персональных данных?
В случае соответствия веб-сайта указанным требованиям он является информационной системой.
Вопрос: Как документально оформить факт уничтожения персональных данных субъекта?
Ответ: Порядок документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта определяется оператором персональных данных самостоятельно. Уничтожение персональных данных субъекта осуществляется комиссией либо иным должностным лицом, созданной (уполномоченным) на основании приказа Оператора. Наиболее распространенными способами документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта является оформление соответствующего акта о прекращении обработки персональных данных либо регистрация факта уничтожения персональных данных в специальном журнале. Типовая форма акта и журнала утверждаются самим Оператором.
Вопрос: Существуют ли стандарты или рекомендации по исполнению Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» операторами?
Ответ: Да, такие документы, разработанные отдельными представителями операторского сообщества, существуют. Ознакомиться с ними можно в разделе «Стандарты, рекомендации и концепции» Портала «Персональные данные»: