информация о судах в отношении юридических лиц

Инструкция: проверяем организацию на судебные иски по ИНН

Как проверить наличие судебных исков по ИНН организации:

Зачем проверять фирму на наличие арбитражных исков

Сотрудничество с ненадежной компанией часто влечет не только налоговые санкции и финансовые убытки, но и потерю лицензии, приостановку деятельности. Своевременно проверить компанию на судебные иски по ИНН — убедиться в том, что потенциальный партнер дорожит деловой репутацией и выполняет взятые на себя обязательства, а в его арсенале нет ловушек, рассчитанных на незнание клиентами тонкостей законодательства.

Проверяя контрагента на арбитражные иски по ИНН, вы узнаете:

Информация, которую дает проверка контрагента на судебные иски, поможет сделать правильные выводы о репутации и финансовом состоянии компании, с которой планируется вести дела, позволит объективно оценить финансовые и правовые риски сотрудничества.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно организовать договорную работу.

Где и как проверить

Основной государственный сервис, где посмотреть иски на компанию, — картотека арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов РФ. Здесь представлена база данных с гражданскими, административными и банкротными делами, и доступ к ней бесплатный.

Разберем алгоритм, как бесплатно проверить фирму на судебные иски по ИНН по картотеке, по шагам.

Шаг 1

Переходим на сайт картотеки арбитражных дел. База данных доступна без регистрации любому желающему.

информация о судах в отношении юридических лиц

Шаг 2

В вертикальном меню слева заполняем один или несколько фильтров. При наличии сведений заполняйте подробно каждый раздел: данные о статусе участника дела (истец, ответчик, третье лицо), о суде, где разбирается дело, судье, который ведет дело. Но если какие-то данные неизвестны, не страшно. Чтобы проверить юр лицо на судебные иски, достаточно ввести что-то одно — его наименование, ИНН или ОГРН. По этим данным система подберет все возможные варианты. Номер дела, суд и судью указывать необязательно, как и необязательно вписывать даты регистрации дела.

Для примера возьмем одну из крупнейших компаний РФ — ПАО «Сбербанк». Его ИНН имеется в свободном доступе. Никакие другие сведения не указываем.

информация о судах в отношении юридических лиц

Шаг 3

Нажимаем кнопку «Найти», и система начинает поиск исков по ИНН или иному введенному параметру. Результаты появятся в правой части окна — это список всех судебных дел, в которых когда-либо участвовала организация. Если компания крупная, не исключено, что дел много и их перечисление не поместится на одну страницу. В таких случаях снизу страницы предложено перейти на следующую.

информация о судах в отношении юридических лиц

Каждое из представленных дел размещено в свободном доступе, и если какое-то вас заинтересовало, не надо искать, как посмотреть иск на сайте арбитражного суда, просто нажимаете на номер дела, и сведения о нем автоматически откроются в новом окне. По его содержанию легко разобраться, когда и какие решения приняты, какой суд их вынес, планируется ли обжалование, прочие детали. Есть возможность ознакомиться с самими судебными постановлениями или распечатать их, документы открываются в формате pdf в новых окнах.

информация о судах в отношении юридических лиц

Как еще проверить

Это общий способ, который работает даже при наличии минимума сведений. Если вы хотите получить данные по конкретным видам и категориям исков, перейдите во вкладку «Банк решений».

информация о судах в отношении юридических лиц

Даже если у вас имеется только ИНН будущего контрагента, система подберет решения по всем ранее рассмотренным судебным разбирательствам. Результаты поиска выстраивают списком или по делам. На странице есть и дополнительные возможности по сортировке дел — по типу документа (решение, определение, постановление), по статусу (завершенное дело или нет), по году.

При необходимости все документы открываются и доступны для скачивания, а затем и распечатывания.

Источник

Инструкция, как проверить контрагента или найти нужное дело на Arbitr.ru

информация о судах в отношении юридических лиц

Сайт Arbitr.ru был запущен более 10 лет назад. Юристы сразу же его полюбили за удобство работы с процессуальными документами.

Оказалось, что в России правосудие может быть открытым. Хотя бы на уровне арбитражных судов, разрешающих экономические и административные споры с участием бизнеса и власти.

Ниже памятка о том, как работать с сайтом Arbitr.ru.

Что такое Arbitr.ru?

Arbitr.ru был создан исключительно под арбитражное судопроизводство. В базе вы не найдёте решения и судебные заседания, которые рассматриваются в судах общей юрисдикции. Эти суды работают на обособленной платформе – ГАС «Правосудие», о которой мы расскажем в одном из следующих материалов.

На наш взгляд, это один из самых автоматизированных и удобных сервисов судебной системы РФ. Это утверждение легко можно подтвердить примерами. Именно Картотекой арбитражных дел активно пользуются такие гиганты консалтинговых услуг, как «СПАРК-Интерфакс» (владелец ИА «Интерфакс»), «Контур Фокус» (владелец СКБ «Контур»), «Картотека.ру» (владелец ИД «КоммерсантЪ»). Эти сервисы предоставляют своим платным подписчикам информацию о судебных спорах нужных заказчику контрагентов и партнеров.

Популярность сервиса видна и по статистике установки приложений для работы с Arbitr.ru. На данный момент мобильными приложениями сервиса пользуется более 554 тыс. владельцев техники Apple, 422 тыс. владельцев техники на Android и более 75 тыс. пользователей мобильной техники Microsoft.

Что можно найти на Arbitr.ru?

На этом сайте можно найти любые процессуальные документы по арбитражным спорам:

Документы публикуют в полном объеме, поэтому юрист может почерпнуть из них много полезной информации.

К сожалению, на Arbitr.ru пока не выкладываются иски и отзывы на иски. Мы надеемся, что в будущем и такая информация на сайте появится.

Очевидно, что открытость арбитражного правосудия дисциплинирует и участников процесса, и самих судей. Утаить какие-то действия сторон или доказательства, а также признаки предвзятости суда крайне сложно.

Документы каких судов можно найти на Arbitr.ru?

Арбитражная система в России выглядит так:

информация о судах в отношении юридических лиц

Кроме того, на сайте также в электронном виде выкладываются документы, вынесенные Судом по интеллектуальным правам. Он рассматривает споры, связанные с интеллектуальной собственности (товарными знаками, патентами, фирменными наименованиями, изобретениями и др.).

Какие разделы могут понадобиться юристу в первую очередь?

На Arbitr.ru вы можете найти все процессуальные документы по интересующим вас спорам, вынесенные данными судами.

информация о судах в отношении юридических лиц

Сервис поможет отследить любые изменения и процессуальные решения по интересующему вас делу. На электронную почту вам будут приходить оповещения. Подписку на обновления можно настроить в своём Личном кабинете.

информация о судах в отношении юридических лиц

Еще одна функция сервиса: возможность подачи процессуальных документов в суд в электронном виде.

С января 2017 года начала прием подачи электронных документов в арбитражные суды через авторизацию на портале Госуслуг. С появлением этого нововведения, было внедрено и использование пользователями системы усиленной квалифицированной электронной подписи. Теперь, владельцем этой подписи не нужно предоставлять в суд бумажный оригинал – подойдут и электронные документы.

Таким образом, появилась возможность дистанционной подачи таких документов, как заявление об обеспечении доказательств, заявление об обеспечении иска, заявление об обеспечении имущественных интересов, заявление об обеспечении исполнения судебного акта и другие.

Получить электронную подпись возможно с помощью государственных услуг, предоставляемых Министерством связи РФ. Сделать это можно в одном из удостоверяющих центров, списки которых можно проверить на сайте Минсвязи.

Как искать дела в картотеке Arbitr.ru?

В картотеке вы можете найти любой интересующий вас спор. Как? Введите номер дела, если он вам известен, или название кого-то из участников спора (можно не указывать полное фирменное наименование). Чтобы сузить поиск укажите арбитражный суд, рассматривающий дело.

См. алгоритм работы поиска дела по названию компании

Дело можно искать и по его уникальному номеру. Возможно, его вам предоставили коллеги, или участники процесса.

См. алгоритм работы поиска дела по номеру дела

Далее мы видим подробную информацию о конкретном судебном споре. Здесь указаны истец и ответчик, третьи лица, и выложены в календарном порядке процессуальные документы, которые вынес суд.

Например, вы можете кликнуть и загрузить на свой компьютер Определение о назначении судебного заседания.

Это будут выглядить так:

информация о судах в отношении юридических лиц

В Банке решений вы можете найти любое судебное решение арбитражного суда.

информация о судах в отношении юридических лиц

В Календаре у вас есть возможность уточнить, на какую дату назначено предварительное или очередное заседание по конкретному делу.

информация о судах в отношении юридических лиц

Все заседания в арбитражных судах (за исключением тех, в которых раскрывается государственная тайна) проходят в открытом режиме. Вы можете прийти в качестве зрителя на любой процесс. Судья, конечно, поинтересуется у сторон, не против ли они вашего присутствия. Но опять же, если никакие коммерческие и государственные тайны в процессе спора не раскрываются, удалить вас из зала суда не получится.

Слушайте, записывайте, учитесь у лучших!

Как проверить контрагента?

На сайте Arbitr.ru вы можете найти судебные споры по любой интересующей вас компании (или индивидуальному предпринимателю).

Заходим на сайт, вводим название контрагента и смотрим.

См. пример результатов поиска

информация о судах в отношении юридических лиц

Важно проверять и действующих клиентов, особенно тех, которые накопили перед вами большую дебиторскую задолженность. Чем больше отсрочка по платежу, тем меньше шансов, что вы его в итоге получите в полном объеме.

В России любая компания, индивидуальный предприниматель и даже просто гражданин могут быть признаны банкротами.

Как это происходит? Кредитор или сам потенциальный банкрот обращаются в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. И информация об этом также публикуется на Arbitr.ru. С красной буквой “Б”.

информация о судах в отношении юридических лиц

Почему это важно? Зная, что в арбитражный суд подан иск о банкротстве компании или гражданина, вы можете решить для себя, а стоит ли с таким лицом заключать сделку. В рамках процедуры банкротства в среднем удовлетворяются требования кредиторов лишь в размере 3-5% от общего размера долга. Иначе говоря, если потенциальный банкрот должен вам 100 рублей, то после того, как его объявят банкротом, вы сможете рассчитывать на получение 3-5 рублей. И то через несколько лет.

Архив документов Высшего арбитражного суда

Наконец, на Arbitr.ru вы можете найти постановления и определения, вынесенные в предыдущие годы Высшим арбитражным судом.

информация о судах в отношении юридических лиц

Сам ВАС уже не функционирует (его функции были переданы Верховному Суду РФ), однако многие позиции Высшего арбитражного суда, зафиксированные в арбитражной практике, до сих пор сохраняют свою ценность. Участвуя в процессах и составляя юридические документы, юристы активно используют положения, содержащиеся в определениях и постановлениях ВАС РФ.

ВНИМАНИЕ!

1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Источник

Арбитражные суды Российской Федерации

О системе Арбитражных судов в Российской Федерации

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, а также в отдельных случаях с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбитражные суды также рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» система арбитражных судов в РФ состоит из специализированных арбитражных судов, арбитражные суды первой инстанции или арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов, а также арбитражных судов округов, или кассационных арбитражных судов.

Высшим судебным органом по делам по разрешению экономических споров и осуществлением судебного надзора является Верховный Суд Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на основании ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

Арбитражные апелляционные суды проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Суть апелляционного производства состоит в том, что по жалобе лица, участвующего в деле, на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело в полном объеме. Апелляционная инстанция обладает следующими полномочиями: оставить решение без изменения, изменить решение, отменить решение и принять новое решение либо прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения.

В соответствии со Статьей 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» арбитражные суды субъектов Российской Федерации, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды округов и специализированные арбитражные суды относятся к федеральным судам и составляют систему федеральных арбитражных судов. Указанные суды в соответствии с положением статьи 17 данного закона могут создаваться и упраздняться только путем внесения в статью 4 закона.

Система арбитражных судов Российской федерации

информация о судах в отношении юридических лиц

На основании Статьи 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ основными и наиболее общими применительно к различным судебным инстанциям в системе арбитражных судов являются следующие задачи:

— защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

История создания арбитражных судов Российской Федерации

Предшественниками арбитражных судов Российской Федерации являются коммерческие суды, осуществлявшие свою деятельность до 1917 года. Декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года коммерческие суды были упразднены, декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 29.12.1917 «О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений» было предписано все дела коммерческих судов распределить по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства.

В 1922 году, на основании декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 21.09.1922 «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями» для решения кономических споров, были учреждены Высшая Арбитражная Комиссия, действующая при Совете Труда и Обороны и Арбитражные Комиссии при Областных Экономических Совещаниях. К компетенции Высшей Арбитражной Комиссии было отнесено разрешение споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральное учреждение, споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии эти не входят в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией. Решения арбитражных комиссий имели силу судебных решений и приводились в исполнение способом, указанном в самом решении. Наблюдение (надзор) за деятельностью Арбитражных комиссий осуществлялся Народным комиссариатом юстиции (Декрет ВЦИК от 01.02.1923). В 1924 году Декретом ЦИК СССР, СНК СССР от 06.05.1924 «Положение об Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны Союза С.С.Р.», из числа имущественных споров, подлежащих разрешению Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны, были исключены споры между государственными учреждениями и предприятиями одного и того же ведомства, споры, возникающие по операциям Государственного Банка и Главного Правления государственного страхования, споры, вытекающие из договоров железнодорожной перевозки, регулируемые Уставом железных дорог, а также споры, вытекающие из договоров о почтовой пересылке, иски по протестованным векселям, иски, вытекающие из договоров общеустановленного типа о пользовании коммунальными услугами, споры возникающие по поводу обложения налогами.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 04.03.1931 Арбитражные комиссии были упразднены, а дела подлежащие разрешению арбитражных комиссий, были переданы в общие судебные учреждения согласно законодательству союзных республик, или на рассмотрение Верховного суда Союза ССР.

В Конституции 1977 года Государственный арбитраж был закреплен в качестве органа, разрешающего хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями. В 1979 году законом СССР от 30.11.1979 «О Государственном арбитраже в СССР», была установлена система органов государственного арбитража в СССР, которая состояла из Государственного арбитража СССР, государственных арбитражей союзных республик, государственных арбитражей автономных республик, государственные арбитражи краев, областей.

В 1991 году в РСФСР был принят закон N 1543-1 «Об арбитражном суде». Данным законом была установлена система Арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов. Система арбитражных судов составляли Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.

Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» с 1 июля 1995 года были определены основные задачи, полномочия, состав и структуру современной системы Арбитражных судов в Российской Федерации.

Госпошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, взимается с физических лиц и организаций в соответствии со статьями 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе. Плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Особенности и размеры уплаты государственной пошлины при обращении в Арбитражные суды Российской Федерации определяются с учетом особенности обращения следующими нормативными актами.

Источник

10 способов проверить контрагента: необходимые документы и полезные сервисы

информация о судах в отношении юридических лицКонтрагенты-«однодневки» способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.

Инспекции руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения.

Для того, чтобы обезопасить себя от рисков при ведении хозяйственной деятельности и возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало возможностей удостовериться в добросовестности потенциального бизнес-партнера.

Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Для того, чтобы комплексно проверить контрагента, рекомендуем воспользоваться нашим профессиональным сервисом «Экспресс Проверка». С его помощью можно узнать, какова структура компании и кто ею руководит, получить выписку из ЕГРЮЛ и бухгалтерскую отчетность организации, оценить индексы риска и многое другое.

Для корректного отображения данной страницы требуется проигрыватель Flash Player версии 10.3.0 или новее.

1. Запросить у контрагента ряд документов до заключения сделки. Обычно запрашиваются копии следующих документов:

Кроме того, необходимо иметь выписку из ЕГРЮЛ в отношении контрагента и справку об отсутствии у него задолженности по налоговым платежам (постановление ФАС ПО от 15 марта 2011 г. по делу № А65-15788/2010, постановление ФАС ВВО от 28 января 2011 г. № Ф01-4843/2010 по делу № А29-3615/2010, постановление ФАС ЗСО от 29 марта 2011 г. по делу № А27-9150/2010). Конечно, законом не регламентированы требования к сроку между моментом получения выписки и моментом ее предоставления налогоплательщику – однако чем меньше этот срок, тем лучше.

Дополнительно можно запросить сведения о штатной численности контрагента, его имущественном положении, составе и стоимости основных средств, репутации на рынке, опыте работы в той или иной сфере – это тоже будет признано проявлением осмотрительности (постановление ФАС МО от 1 марта 2010 г. № КА-А40/1408-10).

Правда, по поводу необходимости подтверждения фактической деятельности контрагента судебная практика неоднозначна.

Так, суды могут сделать вывод, что для признания налогоплательщика добросовестным недостаточно подтвердить статус юридического лица контрагента. Помимо этого следует удостовериться в реальной возможности потенциального контрагента исполнить условия договора, а именно – убедиться, имеется ли у него квалифицированный персонал, оборудование, транспортные средства, а также иные активы и разрешения, необходимые для исполнения принятых по договору обязательств (постановление ФАС УО от 9 августа 2012 г. № Ф09-7229/12 по делу № А34-5546/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2013 г. по делу № А19-21707/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2012 г. по делу № А19-21705/2011, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2013 г. по делу № А57-20751/12).

Совет

Если выписка из ЕГРЮЛ получена от контрагента, рекомендуем тем не менее самостоятельно сверить ее данные с информацией, размещенной на официальном сайте ФНС России. Дело в том, что недобросовестные предприниматели могут пойти на подделку выписки из ЕГРЮЛ и иных документов.

С другой стороны, суды могут прийти к убеждению о достаточности подтверждения факта государственной регистрации бизнес-партнера для выполнения требований о проявлении осмотрительности при выборе контрагента (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2012 г. по делу № А65-11363/2012, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2013 г. по делу № А12-4942/2013 ). К примеру, суд может посчитать, что заключение трудового договора – не единственная возможность привлечения рабочей силы, и работники могут работать по договорам гражданско-правового характера на аутсорсинге.

Если же будет доказана реальность хозяйственных операций со спорными контрагентами, суды нередко констатируют добросовестность налогоплательщика и при некоторых дефектах документации (постановление ФАС ДВО от 17 ноября 2005 г. № Ф03-А73/05-2/3976, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2012 г. по делу № А74-3599/2011 ).

2. Убедиться в добросовестности контрагента с помощью сервисов ФНС России

Так, можно проверить бизнес-партнера по следующим направлениям:

Суды зачастую подчеркивают, что несовпадение юридического и фактического адресов само по себе не может являться, к примеру, основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов (постановление ФАС СЗО от 31 июля 2008 г. по делу № А56-43841/2007, постановление ФАС СЗО от 6 ноября 2007 г. по делу № А05-1456/2007).

3. Узнать, не участвует ли потенциальный контрагент в судебных разбирательствах. Для этого необходимо изучить картотеку арбитражных дел на официальном сайте ВАС РФ – с ее помощью можно узнать о судебных тяжбах, в которые может быть вовлечен контрагент, и их содержании. Пользоваться ею просто – достаточно ввести в поле «Участник дела» название, ИНН или ОГРН контрагента и выбрать функцию «Найти». После этого будет сформирован список дел, в которых фигурирует контрагент, с основными процессуальными документами по каждому из них и информацией об актуальной стадии судебного разбирательства.

4. Удостовериться, что потенциальный контрагент не находится на какой-либо стадии банкротства. Эту информацию можно найти на Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Помимо этого, на этом портале можно найти и другие сведения – например, о стоимости чистых активов акционерного общества на последнюю отчетную дату.

5. Убедиться, что в отношении контрагента не ведется исполнительное производство. Сделать это можно на сайте ФСПП России, обратившись к поиску по банку данных исполнительных производств. Причем проверить, не является ли контрагент участником исполнительного производства, можно вне зависимости от того, организация это или индивидуальный предприниматель.

6. Проверить наличие лицензии, если ее наличие обязательно для осуществляемой контрагентом деятельности. Действительно, суды указывают на необходимость такой проверки при решении вопроса о добросовестности налогоплательщика (постановление ФАС ПО от 22 февраля 2012 г. по делу № А65-8909/2011, постановление ФФАС ПО от 15 марта 2011 г. по делу № А65-15788/2010, постановление ФАС ММО от 2 февраля 2009 г. № КА-А40/13417-08).

информация о судах в отношении юридических лиц

Подробнее о расхождении фактического и юридического адресов читайте в нашем материале:
«Юридическое и фактическое место нахождения юридического лица: последствия их несовпадения»

Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий, выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.

7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента. В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, приказ Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги «Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации»).

8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков. Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру, обновляемому ФАС России.

Совет

Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта.

9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным (постановление ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).

При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой (постановление ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).

И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер (Определение ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены (постановление ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом (постановление ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).

Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:

10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента. Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика (постановление ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, постановление ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012 ).

Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).

Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).

Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы (постановление ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).

Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).

Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.

Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности, и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики» как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308 ).

Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в Определении от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности (постановление ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, постановление ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).

Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора «пробной» поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки (постановление ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет «массовых руководителей и учредителей», и этот факт должен был насторожить налогоплательщика (постановление ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).

В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.

Документы по теме:

Новости по теме:

1 Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/477, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2011 г. № 03-02-07/1-430, письмо ФНС России от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *