информация по несовершеннолетнему состоящему на учете
Прокурор разъясняет
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – ФЗ № 120), в систему органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят органы внутренних дел.
Так, согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ № 120 подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении:
— несовершеннолетних, а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
— других несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя.
В соответствии с п.п. 49 – 50 Инструкции на профилактический учет с заведением учетно-профилактических карточек ставятся несовершеннолетние:
— употребляющие алкогольную и (или) спиртосодержащую продукцию;
— совершившие правонарушение, в том числе до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
— совершившие антиобщественное действие;
— освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с примирением с потерпевшим, деятельным раскаянием, с назначением судебного штрафа, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем принудительных мер воспитательного воздействия;
— совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
— совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
— обвиняемые и подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.
Наряду с этим, на профилактический учет с заведением учетно-профилактических дел ставятся несовершеннолетние:
— условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания;
— освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
— которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;
— освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из СУВУЗТ, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния;
— освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из СУВУЗТ и находящиеся после освобождения (выпуска) в социально опасном положении либо нуждающиеся в социальной помощи или реабилитации;
— осужденные за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
— осужденные к ограничению свободы в виде основного наказания;
— осужденные к иным видам наказания, не связанным с лишением свободы.
Согласно п. 42 Инструкции сотрудники ПДН ставят на профилактический учет несовершеннолетних указанных выше категорий на основании:
— приговора, определения или постановления суда; постановления прокурора, следователя, дознавателя, начальника территориального органа МВД России, районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
— протокола об административном правонарушении, по которому принято решение о назначении административного наказания;
— заключения о постановке несовершеннолетнего, родителя, иного законного представителя на профилактический учет в подразделении по делам несовершеннолетних и заведении учетно-профилактической карточки.
Разрешение о постановке на профилактический учет дается в письменном виде начальником территориального органа МВД России либо его заместителем.
Разъясняет прокуратура района имени Полины Осипенко, 21.09.2021
Прокуратура
Хабаровского края
Прокуратура Хабаровского края
21 сентября 2021, 15:29
Основания постановки несовершеннолетних на профилактический учет
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – ФЗ № 120), в систему органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят органы внутренних дел.
Так, согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ № 120 подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении:
— несовершеннолетних, а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
— других несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя.
В соответствии с п.п. 49 – 50 Инструкции на профилактический учет с заведением учетно-профилактических карточек ставятся несовершеннолетние:
— употребляющие алкогольную и (или) спиртосодержащую продукцию;
— совершившие правонарушение, в том числе до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
— совершившие антиобщественное действие;
— освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с примирением с потерпевшим, деятельным раскаянием, с назначением судебного штрафа, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем принудительных мер воспитательного воздействия;
— совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
— совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
— обвиняемые и подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.
Наряду с этим, на профилактический учет с заведением учетно-профилактических дел ставятся несовершеннолетние:
— условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания;
— освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
— которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;
— освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из СУВУЗТ, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния;
— освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из СУВУЗТ и находящиеся после освобождения (выпуска) в социально опасном положении либо нуждающиеся в социальной помощи или реабилитации;
— осужденные за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
— осужденные к ограничению свободы в виде основного наказания;
— осужденные к иным видам наказания, не связанным с лишением свободы.
Согласно п. 42 Инструкции сотрудники ПДН ставят на профилактический учет несовершеннолетних указанных выше категорий на основании:
— приговора, определения или постановления суда; постановления прокурора, следователя, дознавателя, начальника территориального органа МВД России, районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
— протокола об административном правонарушении, по которому принято решение о назначении административного наказания;
— заключения о постановке несовершеннолетнего, родителя, иного законного представителя на профилактический учет в подразделении по делам несовершеннолетних и заведении учетно-профилактической карточки.
Разрешение о постановке на профилактический учет дается в письменном виде начальником территориального органа МВД России либо его заместителем.
Разъясняет прокуратура района имени Полины Осипенко, 21.09.2021
Специалист семейного центра рассказала, что делать, если ребенка поставили на учет в комиссии по делам несовершеннолетних
28 августа 2020 года
Родители не всегда знают, что из себя представляет комиссия по делам несовершеннолетних, по каким причинам могут поставить на учет, последствия такого учета, а также каковы их права. Подробнее об этом рассказала специалист семейного центра «Семья» Мария Заходякина.
Причины, по которым могут поставить на учет
«Комиссия по делам несовершеннолетних — это административный орган, от которого зависит, выпишут вам штраф или ограничатся предупреждением», — говорит специалист.
Основные причины, по которым детей могут поставить на учет, — это административные правонарушения. При этом поставить на учет из-за проступков могут не только детей, но и их родителей. Дети отвечают за содеянное с 14 и с 16 лет, именно с такого возраста их могут поставить на учет.
Причины могут быть разные:
Вызов в КДН — это страшно?
Если вас вызвали на комиссию, не стоит отказываться, нужно прийти на заседание. Не всегда вызов на заседание в КДН заканчивается постановкой на учет. Возможно, с вами и вашим ребенком проведут профилактическую беседу и вынесут предупреждение.
Какие последствия
Если не брать во внимание эмоциональный стресс, то с точки зрения закона постановка на учет не грозит какими-то катастрофическими последствиями. Эта так называемая профилактическая мера, которая применяется на определенный промежуток времени, и если у полиции не будет никаких претензий к поведению несовершеннолетнего, в дальнейшем он снимается с учета.
Что мне, как родителю, делать на заседании
Первое — не паниковать. Второе — не пытайтесь препятствовать комиссии, не идите на конфликт в интересах своего ребенка, спокойно реагируйте на заданные вам вопросы, отвечайте конкретно. Вы имеете право ознакомиться со всеми материалами дела, воспользоваться помощью адвоката, вести видеозапись с разрешения комиссии, вести аудиозапись можно без разрешения комиссии (ст. 24.3 ч 3 КоАП РФ).
Вы также можете обратиться в ближайший семейный центр, чтобы получить рекомендации и психологическую поддержку перед заседанием.
Галина обратилась в филиал «Хамовники» семейного центра «Семья»: ее сына задержала полиция. Как оказалось, подросток вместе со своими друзьями сидел на площадке. Одному из друзей пришла в голову идея выпить пива — ему казалось, что это несерьезный напиток и ему за это ничего не будет, тем более что вокруг никого не было. Друзья поддержали эту идею. Выпив немного пива, они решили разойтись по домам, но к молодым ребятам подошли сотрудники полиции и забрали их в отдел. Сына Галины поставили на учет по ст. 20.20 КоАП РФ — потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах. Специалист семейного центра разработал план взаимодействия с мамой и ее сыном. Семья регулярно приходила на консультации, специалисты психологически поддерживали маму, успокоили, дали необходимые рекомендации, как действовать в этой ситуации. По истечении года у комиссии больше не было никаких вопросов к поведению несовершеннолетнего, и его сняли с учета.
Столичные семейные центры готовы оказать профилактическую поддержку всем семьям, которые столкнулись с подобной или другими ситуациями.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Приложение N 5. Учетно-профилактическая карточка на несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних
Приложение N 5
к Инструкции по организации
деятельности подразделений по
делам несовершеннолетних
органов внутренних дел
Российской Федерации
(с изменениями от 28 июня 2018 г.)
2. К учетно-профилактической карточке на несовершеннолетнего приобщаются:
2.1. Заключение о постановке на профилактический учет, утвержденное начальником (заместителем начальника) территориального органа МВД России.
2.2. Объяснения несовершеннолетнего и его родителей или иных законных представителей, полученные при постановке несовершеннолетнего на профилактический учет*.
2.4. Лист сведений о. лицах, с которыми общается несовершеннолетний, характер их влияния.
2.5. Копии сведений, направленных в другие подразделения органа внутренних дел, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, иные органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
2.7. Лист учета профилактических мероприятий.
2.8. Лист ежемесячных проверок по информационно-справочным учетам о совершении несовершеннолетним административных правонарушений (с момента достижения несовершеннолетним 16-летнего возраста).
2.9. Объяснения несовершеннолетнего и его родителей или иных законных представителей по фактам совершения несовершеннолетним правонарушений*.
Информация об изменениях:
2.10. Материалы о мерах, принятых в связи с совершением правонарушения несовершеннолетним (постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, выписки из решений педагогических советов, советов профилактики образовательных организаций, копии информации в заинтересованные органы).
2.12. Материалы о проводимой работе с родителями или иными законными представителями (в случае их постановки на профилактический учет). При снятии несовершеннолетнего с профилактического учета и сохранении необходимости проведения дальнейшей профилактической работы с его родителями или иными законными представителями документы, подтверждающие совершение указанными лицами правонарушений и принятие к ним мер в соответствии с законодательством Российской Федерации, приобщаются к учетно-профилактической карточке на родителя или иного законного представителя несовершеннолетнего, сведения о проведенной работе оформляются обзорной справкой, также приобщаемой к учетно-профилактической карточке на родителя или иного законного представителя несовершеннолетнего.
* Пункт 3 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».
Учет в полиции несовершеннолетних: возраст, порядок, последствия
Одна из популярных поговорок, которую часто вспоминают родители подростков, – «Малые детки – малые бедки, а большие детки – большие и бедки». Иногда «бедки» несовершеннолетних становятся поводом для беспокойства не только родителей, но и государства. Как меру профилактики правонарушений власти используют учет в полиции несовершеннолетних граждан, попавших в зону риска. В обиходе, еще с советских времен, эта меру воздействия называют «учет в детской комнате милиции (сейчас – полиции)».
С какого возраста ставят на учет в детскую комнату полиции
Законодательством не оговаривается нижняя возрастная граница, по достижении которой официальна разрешена постановка на учет детской комнаты полиции. Все зависит от того, насколько тяжелое преступление совершил ребенок. Сегодня известны случаи, когда подростки и даже дети намеренно совершали жестокие проступки, приводящие к увечью или смерти жертвы. За такие поступки уголовная ответственность наступает с 14 лет, и ни о каких мерах профилактики речь уже не идет – малолетний убийца или насильник лишается свободы.
Но психика подростков до 16 лет весьма неустойчива, и не все они могут контролировать свои поступки, адекватно оценивать ситуацию с точки зрения права. Тем более что в этом возрасте трудно осознать последствия противоправных действий. Школа и родители не всегда могут справиться, в итоге такой подросток рано или поздно совершает преступления, пусть и небольшой тяжести. По результатам расследования данные передаются в специальное подразделение полиции по делам несовершеннолетних (ПДН) для принятия мер воздействия на малолетнего правонарушителя и его родителей.
С 16 лет наступает административная ответственность, предусматривающая в том числе денежную компенсацию ущерба, причиненного подростком. Но, в соответствии с пунктом 2 статьи 2.3 КоАП, несовершеннолетний гражданин может быть освобожден от ответственности с учетом его личности и обстоятельств дела. Но в таком случае тот же штраф может быть заменен иной мерой воздействия, в соответствии с федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. К такой профилактической мере относится регистрация малолетнего правонарушителя в полиции.
Поэтому в общем случае, когда речь идет о мелком хулиганстве, постановка на учет в полиции несовершеннолетнего осуществляется с 16 лет, но в некоторых случаях и с 14 лет. Необходимость применения мер профилактического воздействия к подростку определяется с учетом конкретных обстоятельств, совершенных им правонарушений и его поведения.
Верхний возрастной предел для постановки на учет – 18 лет. После наступления совершеннолетия гражданин уже в полной мере отвечает за совершаемые противоправные поступки.
Основные нормативные акты, регламентирующие профилактику правонарушений среди подростков
Основные нормативные акты, регламентирующие процедуру постановки подростка на учет в детской комнате полиции:
Обратите внимание! В отношении подростков частью 2 статьи 1.5 КоАП установлено, что термин «правонарушение» может быть применен только в том случае, когда административная виновность доказана в установленном законом порядке и подтверждается судебным постановлением, вступившим в законную силу.
Порядок постановки на учет в полиции несовершеннолетних
Если ребенок стоит на учете в детской комнате полиции, это означает, что в отношении него был выполнен целый ряд обязательных процедур, предусмотренных законом и инструкцией. Алгоритм следующий:
Основания постановки несовершеннолетних на учет
Законом определено, что, для того чтобы подростка поставили на учет в детскую комнату полиции, он должен относиться к категории несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Согласно определению, данному в законе, это значит, что одновременно должны быть выполнены следующие условия и подросток:
Разъясним, что относится к антиобщественным деяниям и правонарушениям. Постановка на учет в детской комнате полиции последствия имеет самые серьезные, не менее серьезными должны быть и основания, по которым будущее подростка может в буквальном смысле оказаться под угрозой. Согласно пункту 49 инструкции, учетно-профилактическая карточка на несовершеннолетнего заводится, если он:
То, за что могут поставить на учет, во многом зависит не столько от факта проступка, сколько от степени его тяжести, а также от того, впервые он совершен или имеет характер рецидива. Поэтому на решение КДН повлияют сведения:
Ребенок стоит на учете в детской комнате полиции: какие последствия
Заведение учетно-профилактической карточки на подростка автоматически делает его объектом постоянного и пристального внимания как органов полиции и опеки, так и школы.
Постановка на учет в полиции несовершеннолетних последствия имеет для подростка и его родителей самые неприятные. Во-первых, и для самого ребенка, и для семьи это клеймо неблагополучия. Во-вторых, при любом подозрении они могут стать участниками оперативно-розыскных мероприятий, если в районе были совершены аналогичные преступления. В-третьих, если в отношении подростка установлены ограничения, предусмотренные статьей 91 УК РФ, семью ежемесячно будут посещать сотрудники ПДН и органов опеки для проведения профилактических бесед.
То, что в биографии человека была постановка на учет в детскую комнату полиции, последствия будет иметь и после того, как его снимут с учета, даже если карточка была аннулирована на основании примерного поведения. В будущем для бывшего «трудного» подростка будет закрыт путь в кадровые офицеры, его не возьмут на службу в правоохранительные органы, МЧС и пожарную дружину.
Постановка на учет последствия будет иметь и в том случае, если после школы ребенок соберется поступать в престижный вуз, особенно если его выпускники работают в финансовой или банковской сфере, решают задачи, связанные с обороноспособностью страны.
Приложение N 2. Примерный порядок проведения проверок по фактам совершения преступлений несовершеннолетними
Информация об изменениях:
Приложение N 2
к Инструкции по организации
деятельности подразделений по
делам несовершеннолетних
органов внутренних дел
Российской Федерации
Примерный порядок
проведения проверок по фактам совершения преступлений несовершеннолетними
С изменениями и дополнениями от:
При проведении проверки по фактам совершения преступлений несовершеннолетними должностным лицом ПДН изучаются:
учетно-профилактическая карточка или учетно-профилактическое дело на несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в ПДН;
материалы о совершенном преступлении;
объяснения несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей по факту совершения преступления и его мотивов;
материалы, полученные из комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего;
характеристики с места жительства или учебы (работы);
справки об индивидуально-профилактической работе, проводившейся с несовершеннолетним (если он ранее состоял на профилактическом учете в органе внутренних дел) сотрудниками ПДН и других подразделений органа внутренних дел;
иные документы, содержащие сведения о личности несовершеннолетнего, его связях, проведении досуга, условиях воспитания.
Заключение проверки должно состоять из трех разделов:
1. Вводный раздел должен содержать следующую информацию:
должность, специальное звание, фамилия, инициалы руководителя, утвердившего заключение; должность, специальное звание, фамилия, инициалы лица, проводившего проверку;
дата начала и окончания проведения проверки;
полные данные о несовершеннолетнем, совершившем преступление (фамилия, имя, отчество, число, месяц и год рождения; место работы или учебы, если не работает и не учится, то с какого времени и по какой причине; какие предпринимались меры к трудоустройству или возвращению в образовательную организацию; когда и какие преступления совершал несовершеннолетний, принятые меры; краткая фабула совершенного преступления, состав участников, дата возбуждения уголовного дела, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, когда и кем раскрыто).
2. Во втором разделе, начинающемся со слова «Установил:», указываются следующие сведения:
с какого времени и по каким основаниям состоит на профилактическом учете ПДН несовершеннолетний, совершивший преступление;
полные данные о сотрудниках, проводивших профилактическую работу с несовершеннолетним (сотрудник ПДН, участковый уполномоченный полиции, оперуполномоченный уголовного розыска, шеф-наставник);
полные данные о родителях или иных законных представителях; краткое описание микроклимата в семье и взаимоотношений между родителями;
сколько, когда, какие преступления или иные правонарушения совершил несовершеннолетний, будучи на профилактическом учете в ПДН;
меры, принимавшиеся к несовершеннолетнему, с оценкой их своевременности и адекватности содеянному (если меры к несовершеннолетнему не принимались, то указывается причина);
когда, за что, каким судом и к какой мере наказания осужден несовершеннолетний, какие на него возложены обязанности (сведения о возложенных обязанностях выписываются из приговора суда, указывается дата вступления приговора в законную силу), как несовершеннолетним исполнялись возложенные обязанности, меры реагирования в случае их неисполнения, участвовал ли сотрудник ПДН в судебном заседании*;
выявленные недостатки в осуществлении контроля за несовершеннолетним: оперативно-розыскной деятельности по установлению связей, намерений, образа жизни, разобщению преступной группы, устранению отрицательного влияния взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в противоправную деятельность; нарушения в работе по профилактике повторных преступлений в период предварительного расследования, включая несвоевременное информирование сотрудников ПДН об участии несовершеннолетнего в совершении преступлений, несвоевременная (либо ее отсутствие) постановка несовершеннолетнего на профилактический учет; низкий уровень организации работы по привлечению его к труду, учебе, вовлечению в организованные формы досуга; прочие обстоятельства, имеющие значение для объективной оценки полноты и эффективности проводившейся работы.
В заключении второго раздела после слова «Вывод» указываются причины и условия, способствовавшие совершению преступления.
3. В третьем разделе, начинающемся со слов «Полагал бы», формулируются предложения о принятии мер по устранению выявленных недостатков (направление информации в органы местного самоуправления, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, рассмотрение результатов проверки на совещании).
* Указывается в отношении судимых несовершеннолетних.