информирование банков о приостановлении операций по счетам ифнс
С изменениями и дополнениями от:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
2. Налоговые органы обеспечивают информирование банков с использованием:
Информация об изменениях:
3. Информирование банков осуществляется путем представления из решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке в отношении лица, указанного в пункте 1 настоящего Порядка, следующей информации:
2) наименование организации (фамилия, имя, отчество(1) физического лица);
3) код налогового органа, которым принято решение о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке;
4) номер и дата принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке с указанием даты и времени (в часах, минутах по московскому времени) его размещения в интернет-сервисе или поступления в СМЭВ 3.
Информация об изменениях:
4. По запросу банка представляются сведения, указанные в пункте 3 настоящего Порядка (при отсутствии решения о приостановлении операций по счетам или переводов электронных денежных средств в банке в налоговом органе представляется только ИНН), подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать ФНС России.
Сведения о наличии либо об отсутствии решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке представляются на момент обращения банка с указанием даты и времени обращения банка (в часах, минутах по московскому времени).
Информация об изменениях:
5. В случае нарушения работы интернет-сервиса на официальном сайте ФНС России по адресу: www.nalog.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в случае нарушения работы СМЭВ 3 на портале «Технологический портал СМЭВ 3» по адресу: smev3.gosuslugi.ru) о данном факте сообщается путем размещения информации о причинах, дате и времени (в часах, минутах по московскому времени) отключения интернет-сервиса (невозможности использования СМЭВ 3) и о предполагаемом времени возобновления его работы.
После возобновления работы интернет-сервиса на официальном сайте ФНС России по адресу: www.nalog.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (после возобновления работы СМЭВ 3 на портале «Технологический портал СМЭВ 3» по адресу: smev3.gosuslugi.ru) размещается информация о дате и времени (в часах, минутах по московскому времени) возобновления его работы.
Информация об изменениях:
6. Актуализация информации производится налоговым органом в режиме реального времени в течение рабочего дня, в котором принято решение о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке в отношении лица, указанного в пункте 1 настоящего Порядка.
Информация об изменениях:
7. Информирование банков осуществляется путем обращения банка к интернет-сервису или виду сведений в СМЭВ 3 и ввода банком следующих реквизитов:
1) ИНН лица, указанного в пункте 1 настоящего Порядка;
2) банковского идентификационного кода (БИК) банка.
8. Для проверки подлинности сведений, представленных ФНС России с использованием интернет-сервиса, банки устанавливают самоподписанный сертификат ключа проверки электронной подписи и список аннулированных сертификатов ключей проверки электронных подписей аккредитованного удостоверяющего центра ФНС России, размещенных на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru).
Информация об изменениях:
9. Коммуникации по вопросам получения (предоставления) информационной поддержки в СМЭВ 3 осуществляются банком согласно регламенту осуществления мониторинга единой системы межведомственного электронного взаимодействия, соблюдения процедур, предусмотренных техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, соглашениями, заключенными в соответствии с пунктом 14 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 38, ст. 4823; 2014, N 50, ст. 7113).
Как на сайте ФНС узнать о том, что операции по расчетному счету приостановлены
Для борьбы с налоговыми недоимками и непредставлением отчетности у ФНС есть действенный инструмент — блокировка расчетного счета. Причем Налоговая служба может блокировать суммы на счетах компаний и предпринимателей напрямую, а не через суд. Поэтому при проверке в базе судебных приставов никаких долгов может не быть, а в действительности операции по счетам в банках приостановлены по решению ФНС.
Когда ФНС может блокировать счет
Правила наложения ограничений на расходные операции, а также на перевод электронных денежных средств, Налоговой службе дает статья 76 НК РФ. Решение о блокировке счета принимается руководителем налогового органа или его заместителем.
Банковский счет может быть заморожен в следующих случаях:
Приняв решение, налоговый орган выпускает постановление и направляет его напрямую в банк. Информация о блокировке счета на сайте ФНС появится уже на следующий день.
Если денежных средств на счете не хватает, то выплата по постановлению ФНС будет поставлена в очередь. При этом все входящие на счет платежи будут приниматься без ограничений, а списания будут происходить в соответствии с очередностью, установленной статьей 855 Гражданского кодекса. Налоговые недоимки по постановлениям налоговой гасятся в третью очередь.
Как на сайте ФНС узнать о блокировке счета
Рассмотрим этот вопрос на примере организации, у которой точно имеется налоговая задолженность. Эту информацию можно взять из сервиса ФНС «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженности по уплате налогов». Алгоритм действий довольно простотой:
В меню следует выбрать первый пункт — «Запрос о действующих решениях о приостановлении». Появятся поля для ввода данных:
Далее нужно нажать кнопку «Отправить запрос», и система выдаст результат:
Как видим, в отношении счетов проверяемого налогоплательщика имеются решения о приостановке операции по расчетным счетам. В идущей далее таблице система показывает их реквизиты. Сведения о причинах блокировки и суммы недоимки не показываются.
Обнаружена блокировка. Что делать?
Чаще всего блокировка происходит из-за неуплаты обязательных платежей. При этом у налогоплательщика на руках теоретически должно быть требование от инспекции о необходимости погасить задолженность. То есть он должен знать о том, что выявлена недоимка. Но на практике так бывает не всегда. Поэтому нередко информация о блокировке счета оказывается для налогоплательщика сюрпризом. Например, типичная ситуация: на счет накладываются ограничения из-за недоплаты в несколько рублей.
Что же делать налогоплательщику? Как видно, сервис ФНС дает информацию о номере решения о приостановлении операций по счету. Следует связаться со своей налоговой инспекцией и выяснить, почему такое решение было принято. Ошибки бывают, и нередко. Например, платеж был выполнен в срок, но ИФНС не получила информацию о нем. К слову, чтобы избежать подобных недоразумений, рекомендуется периодически проводить сверку с налоговым органом.
Если в итоге выясняется, что блокировка наложена не без оснований, то недоимку нужно уплатить. Лучше сделать это добровольно, но можно дождаться, пока на счете появятся деньги, и сумма спишется автоматически.
Блокировка счета налоговой в 2021 году: как проверить ее на сайте ИФНС и что делать
Как на сайте ФНС проверить наличие ограничений по счету
Вообще-то налогоплательщики должны узнавать о блокировке счетов от налоговиков. Согласно пункту 4 статьи 76 НК РФ, инспекторы обязаны не позднее следующего рабочего дня после вынесения решения о приостановлении операций по счету в банке направить владельцу счета копию соответствующего документа. Сделать это можно по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет. Также копия может вручаться налогоплательщику (его представителю) лично.
Однако на практике ИФНС часто пренебрегает этой обязанностью. Тем более, что никаких негативных последствий за ее неисполнение не предусмотрено. Суды отказываются отменять «блокировочные» решения, о которых инспекторы не уведомили налогоплательщиков в соответствии со статьей 76 НК РФ (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.06.10 № А45-23256/2009). Поэтому в большинстве случаев информацию о блокировке счета налогоплательщики получают от своего банка. Также проверить наличие или отсутствие решения налоговиков о блокировке можно при помощи специального сервиса на сайте ФНС. Узнать можно о блокировке как своего счета, так и счета контрагента.
Для этого нужно выбрать в меню «Тип запроса» вариант «Запрос о действующих решениях о приостановлении». Далее в появившихся ниже полях указывается ИНН организации, а также БИК банка, в котором открыт проверяемый счет (если интересуют сведения о счете контрагента, соответствующие ИНН и БИК можно узнать из заключенного с ним договора). После этого нужно нажать кнопку «Отправить запрос». Результат проверки появится на этой же странице. Если ИФНС приняла решение о блокировке счета, будут указаны реквизиты этого документа.
Причины введения ограничений по счету
Налоговая инспекция может приостановить операции по счету в пяти случаях. Три из них связаны с «документальными» нарушениями, а два — с неуплатой налогов и других платежей.
Начнем с первой группы. ИФНС вправе заблокировать счет, если в течение 20 рабочих дней после окончания установленного срока не сданы декларация по итогам налогового периода, расчет по страховым взносам или 6-НДФЛ (подп. 1 п. 3 и п. 3.2 ст. 76 НК РФ). Существует закрытый перечень причин, по которым отчетность по налогам и взносам не считается представленной (см. «По каким основаниям налоговики не примут отчетность, сданную после 1 июля»).
ВАЖНО
За непредставление промежуточной отчетности, даже если она называется декларацией (например, по налогу на прибыль), а также бухгалтерской отчетности счета не блокируются. Об этом неоднократно заявляли чиновники Минфина (письма от 04.07.13 № 03-02-07/1/25590 и от 19.08.16 № 03-11-03/2/48777) и ФНС (п. 20 приложения к письму от 17.04.17 № СА-4-7/7288@).
С 1 июля 2021 года у ИФНС появилось право заранее информировать налогоплательщиков о риске ареста банковского счета в связи с непредоставлением отчетности (п. 3.3 ст. 76 НК РФ ). Уведомление направляется не позднее, чем в течение 14 дней до дня принятия решения о «заморозке». Прочитать его можно в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС в разделе «Как меня видит налоговая» (во вкладке «Риск блокировки счета»; см. «Блокировать счета за несданную отчетность будут по новым правилам»).
Следующий повод для «заморозки» счета касается лиц, которые обязаны сдавать отчетность в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора ЭДО (электронного документооборота). Если в течение 10 рабочих дней с даты появления этой обязанности, налогоплательщик не заключил договор, необходимый для электронного документооборота с ИФНС, его счет могут заблокировать (п. 5.1 ст. 23 и подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
СПРАВКА
К числу лиц, обязанных отчитываться в электронном виде, относятся крупнейшие налогоплательщики, а также организации и ИП, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий год превысила 100 человек. Кроме того, это вновь созданные организации со среднесписочной численностью работников более 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ). Наконец, это почти все организации и ИП, которые сдают декларации по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ), а также те, кто выплачивает доходы более чем 10 физлицам в год (п. 2 ст. 230 и п. 10 ст. 431 НК РФ).
Еще одно «документальное» нарушение связано с несоблюдением регламента электронного документооборота с инспекцией. Счет могут заблокировать, если налогоплательщик более чем на 10 рабочих дней задержал направление в ИФНС электронной квитанции о приеме по ТКС требования о представлении документов, пояснений или уведомления о вызове в инспекцию (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Вторая группа оснований для ареста счета включает в себя две ситуации. Первая — вынесение инспекцией решения о взыскании налогов, сборов, взносов за счет денег на банковских счетах (п. 2 ст. 76 НК РФ). Напомним, что ИФНС может вынести такое решение только после того, как истек срок добровольной уплаты, который обозначен в требовании, адресованном налогоплательщику. Вторая ситуация — обеспечение взыскания сумм, указанных в решении по итогам проверки. Такое возможно, если ИФНС уже наложила запрет на отчуждение (передачу в залог) другого имущества, но его «бухгалтерская» стоимость меньше доначисленной недоимки (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Чем грозит блокировка расчетного счета
«Заморозка» расчетного счета означает невозможность проводить оплату по сделкам с контрагентами, поскольку расходные операции по счету будут недоступны. Это может привести к просрочке соответствующих обязательств и, как следствие, к появлению требований об уплате установленных договором пеней и штрафов. Также нарушение срока оплаты по договорам может дать контрагенту право отказаться от договора и взыскать с нарушителя убытки.
Трудности в работе возникнут и в том случае, если заблокирован счет поставщика, подрядчика или исполнителя. Хотя доходные операции не «замораживаются», распоряжаться поступающими средствами налогоплательщик не сможет.
Что делать, если заблокирован расчетный счет
Если операции по счету приостановлены на основании решения ИФНС, нужно обратиться в инспекцию, чтобы выяснить причину блокировки. Как уже упоминалось, налоговый орган обязан направить налогоплательщику копию соответствующего документа не позднее следующего дня после блокировки счета (п. 4 ст. 76 НК РФ). Также право на получение решения ИФНС зафиксировано в подпункте 9 пункта 1 статьи 21 НК РФ.
Кроме того, сведения о причине блокировки имеются у обслуживающего банка. Поэтому, возможно, более быстрый путь получить данную информацию — обратиться к менеджерам кредитной организации. Если, конечно, банк сам не уведомил клиента о приостановлении операций по счету (см. « Банкам рекомендовали незамедлительно сообщать клиентам о блокировке счетов »).
После того, как выяснена причина ареста, можно предпринимать меры, направленные на разблокировку счета.
Как разблокировать расчетный счет
В большинстве случаев самый простой способ — совершить те действия, невыполнение которых стало причиной «заморозки». Так, если счет заблокирован за непредставление декларации, РСВ или 6-НДФЛ, то следует направить необходимый отчет. А если причина ареста — неуплата налога или взноса, то нужно перечислить платежи (в т.ч. со счетов третьих лиц; см.: « Как заполнить платежку при уплате налога за иное лицо: пояснения ФНС »), и передать в ИФНС соответствующие сведения.
По общему правилу, решение об отмене ареста счета принимается инспекцией в течение следующего дня после получения документов, подтверждающих устранение причины блокировки. Еще один день требуется для передачи этого решения в банк. Таким образом, ограничения по счету должны быть сняты через два рабочих дня после того, как налогоплательщик совершил необходимые действия (п. 3.1, 3.2 и 4 ст. 76 НК РФ).
Но в некоторых случаях освободить счет от ареста вышеуказанным способом не получится. Это может быть следствием как специфики причины блокировки, так и неправомерности действий ИФНС. В этих ситуациях нужно поступить следующим образом.
Если причина блокировки — обеспечение решения по проверке, налогоплательщик может получить доступ к счету без обжалования соответствующего решения. Для этого надо пополнить баланс счета, чтобы он превысил доначисленные суммы. И тогда инспекция будет обязана «разморозить» счет в части превышения ( п. 9 ст. 76 НК РФ, письмо Минфина от 16.01.13 № 03-02-07/1-10). После этого можно переходить к обжалованию решения ИФНС, если на то есть причины.
Если же арест счета стал следствием ошибок или неправомерных действий инспекции, то единственный способ снять ограничения — обжаловать соответствующее решение.
Как оспорить решение о блокировке счета
Решение ИФНС о приостановлении операций по счету можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган, то есть в управление ФНС по субъекту РФ. Для этого надо подготовить письменную жалобу с изложением всех мотивов, которые, по мнению налогоплательщика, свидетельствуют о незаконности решения. В жалобе нужно указать данные о налогоплательщике (ФИО и место жительства — для ИП, наименование и адрес — для организации), и сообщить сведения об обжалуемом решении (дата, номер, данные об ИФНС и лице, подписавшем решение). Также необходимо отметить, что вы требуете признать решение о блокировке незаконным и отменить его. Помимо этого, нужно обозначить, в каком виде вы хотите получить решение по жалобе: на бумажном носителе, по ТКС или через личный кабинет.
Жалоба подписывается руководителем организации (лично ИП) или другим уполномоченным лицом (по доверенности). Жалоба вместе со всеми прилагаемыми к ней документами (включая доверенность) сдается в инспекцию, которая приняла решение (п. 1 ст. 139 НК РФ). Сделать это можно в том числе в электронном виде через ТКС (п. 13 Порядка, утв. приказом ФНС от 20.12.19 № ММВ-7-9/645@).
Если решение УФНС не устроит налогоплательщика, можно подать повторную жалобу уже в центральный аппарат ФНС России, либо обратиться с заявлением в арбитражный суд. При этом надо учитывать, что досудебное обжалование не приостанавливает действие решения о блокировке счета (п. 5 ст. 138 НК РФ). А вот при судебном обжаловании налогоплательщик уже вправе просить о приостановлении решения и временной «разморозке» счета (п. 4 ст. 138 НК РФ).
Блокировка счета в 2021 году может причинить бизнесу значительные убытки. Не допустить этого поможет знание случаев, когда налоговая вправе «заморозить» счет, а также правил, которых надо придерживаться для скорейшего снятия ареста и получения доступа к денежным средствам. А чтобы оперативно узнать, было ли вынесено решение о приостановлении операций, можно проверить состояние счета на сайте ФНС.
Приостановление налоговым органом операций по счетам в банках
Приостановление операций по счетам является одной из наиболее действенных мер, обеспечивающих исполнение организацией и индивидуальным предпринимателем обязанностей, предусмотренных НК РФ.
В 2018 году оснований для использования этой меры стало больше. Отдельным вопросам, связанным с приостановлением операций по счетам, посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.
В чём заключается режим приостановления операций по счетам?
Приостановление операций по счёту — это особый порядок совершения расходных операций.
Все расходные операции по счёту запрещаются, кроме прямо разрешённых статьёй 76 НК РФ.
Зачисление средств на счёт происходит в обычном порядке.
Какие платежи исполняются в период действия решения о приостановлении операций?
Платежи в бюджеты в счёт уплаты налогов, страховых взносов и платежи, очерёдность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налога.
Очерёдность исполнения платежей установлена статьёй 855 ГК РФ.
Пятая очередь — иные платежи, в том числе, перечисление налога на основании поручений налогоплательщика.
Тем самым, в период действия режима приостановления операций по счетам, независимо от даты предъявления к счёту, не исполняются поручения налогоплательщика, за исключением его расчётов по оплате труда и налогам, страховым взносам.
Как исполняются требования, относящиеся к одной очереди?
В порядке календарной очерёдности поступления платёжных документов. Это означает, что если поручения налогового органа на списание средств в уплату налога к счёту не предъявлялись, платежи налогоплательщика на оплату труда исполняются без ограничений.
Поручение налогоплательщика на перечисление зарплаты будет иметь приоритет в исполнении перед поручением налогового органа на списание задолженности, если оно поступило в банк раньше, чем поручение налогового органа.
Но соответствующие платежи должны фактически относиться к расходам на оплату труда. Согласно определению Верховного суда № 309-КГ18-1269 от 23 марта 2018 года, если спорные перечисления выдачей зарплаты не являлись, банк, который должен был знать о действительном назначении денежных средств, будет нести ответственность по статье 134 НК РФ.
Банк в период режима приостановления операций станет осуществлять дополнительный контроль за назначением платежа, указанного налогоплательщиком, чтобы не допустить нарушений при списании денежных средств.
В какой очерёдности будут исполняться поручения налогоплательщика на уплату налога и поручения налогового органа на взыскание налога с этого же налогоплательщика?
Поручение налогового органа (то есть, платежи в принудительном порядке), подлежат исполнению в третью очередь. Платежи по налогам, производимые на основании распоряжений налогоплательщика, — в пятую очередь.
Указанная позиция подтверждается письмом Минфина № 03-02-07/2/28207 от 17 мая 2016 года.
Исполнительные документы, предъявленные к счёту и предусматривающие списание средств в пользу коммерческого кредитора, имеют приоритет перед платежами налогоплательщика в бюджет?
Из разъяснений Минфина (в частности, письмо № 03-02-07/1/9544 от 5 марта 2014 года) можно сделать вывод, что под «платежами, предшествующими исполнению обязанности по уплате налогов» понимаются платежи по исполнительным документам 1 и 2 очереди, указанные в пункте 2 статьи 855 ГК РФ.
То есть, это те платежи, которые предшествуют исполнению поручений налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов.
Возможен второй подход к толкованию этого словосочетания. Он основан на том, что «поручение налогоплательщика на списание денежных средств в счёт уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации» — это тоже исполнение обязанности по уплате налога, а она отнесена к пятой очереди.
В предшествующей редакции пункта 2 статьи 855 ГК РФ, в статьях федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год списание средств по расчётным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, относилось к одной очереди (независимо от основания уплаты – добровольное или принудительное). Но впоследствии Федеральным законом № 345-ФЗ от 2 декабря 2013 года правовое регулирование очерёдности списания денежных средств со счёта было изменено.
Поэтому платежи, очерёдность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, — это платежи, отнесённые к первой-четвёртой очереди.
Встречается промежуточная позиция, согласно которой приостановление расходных операций по счёту налогоплательщика только по причине непредставления им налоговой декларации, при отсутствии документально подтверждённой задолженности перед бюджетом, не может препятствовать исполнению судебных решений, вступивших в законную силу (письма Минфина № 03-02-07/1/38928 от 6 июля 2015 года и № 03-02-07/1/15056 от 12 марта 2018 года).
Может ли организация открыть счёт в другом банке, если её счёт в обслуживающем банке заблокирован?
Банкам под угрозой штрафа запрещено открытие новых счетов тем лицам, в отношении которых принято решение о приостановлении операций (пункт 12 статьи 76, пункт 1 статьи 132 НК РФ).
Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам (переводов электронных денежных средств) установлен приказом ФНС России № ММВ-7-8/117 от 20 марта 2015 года.
Можно ли закрыть счёт в период действия решения о приостановлении операций?
Согласно новому пункту 3 статьи 858 ГК РФ, расторжение договора банковского счёта не является основанием для отмены приостановления операций по счёту.
В этом случае меры по ограничению распоряжения счётом распространяются на остаток денежных средств на счёте.
Таким образом, даже при закрытии счёта остаток средств не будет выдан клиенту до отмены приостановления операций по счёту.
Также обратим внимание, что в соответствии с пунктом 8.5 Инструкции Банка России № 153-И от 30 мая 2014 года, в случае прекращения договора банковского счёта при наличии предусмотренных законодательством ограничений распоряжения денежными средствами на банковском счёте и при наличии денежных средств на счёте, внесение записи о закрытии соответствующего лицевого счёта в Книгу регистрации открытых счетов производится после отмены указанных ограничений не позднее рабочего дня, следующего за днём списания денежных средств с банковского счёта.
При каких условиях налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам?
Операции приостанавливаются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по семи основаниям, которые, в свою очередь, можно условно объединить в три группы.
К первой могут быть отнесены решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей взыскание налоговой задолженности.
Ко второй группе — решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей представление отдельных документов налоговой отчётности.
К третьей группе — решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей электронный документооборот с налоговым органом.
Что относится к первой группе решений о приостановлении?
Решение, принимаемое в целях обеспечения исполнения собственно решения о взыскании налога (пункт 1 статьи 76 НК РФ). Следует отметить, что помимо решения о взыскании налоговым органом, также должно быть направлено налогоплательщику требование об уплате налога.
Поручение налогового органа на списание денежных средств в уплату налога и решение о приостановлении операций могут направляться к разным счетам налогоплательщика.
К данной группе также относится решение, принимаемое для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 10 статьи 101 НК РФ).
Последующая отмена решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) сама по себе не означает, что решение о приостановлении операций было принято незаконно. Незаконным оно становится в случае его несвоевременной отмены.
Какие основания приостановления операций можно отнести ко второй группе?
Прежде всего, это непредставление налоговой декларации.
Срок принятия решения о приостановлении операций по счетам за непредставление декларации с 2015 года составляет три года и десять рабочих дней со дня установленного НК РФ срока представления декларации.
Данное ограничение по сроку принятия решения распространяется и на декларации, не представленные в налоговый орган до 2015 года.
Могут ли приостанавливаться операции за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам отчётного периода?
Приостановление операций за непредставление декларации должно применяться при условии, что определённый документ является налоговой декларацией по содержанию, а не по названию.
За непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по итогам отчётного периода приостановление операций применяться не должно.
Указанный документ не отвечает понятию «налоговая декларация», установленному статьёй 80 НК РФ.
Подобное разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчёта авансового платежа, представляемого по итогам отчётного периода, отражено в пункте 17 постановления Пленума ВАС № 57 от 30 июля 2013 года.
В связи с тем, что декларации по итогам отчётного периода не входят в перечень документов, приведённый в пункте 3 статьи 76 НК РФ, нарушение налогоплательщиком сроков их представления не порождает право налогового органа на приостановление операций по счетам в банке. Данный вывод подтверждается определением Верховного Суда № 305-КГ16-16245 от 27 марта 2017 года.
Правомерно ли приостановление операций по счетам налогового агента при непредставлении им отчётности?
Отчётность налогоплательщика и налогового агента статьёй 80 НК РФ разграничивается.
При этом в главах части второй НК РФ форма отчётности налогового агента может именоваться по-разному: не только расчёт, но и декларация, сведения и т.д.
Пунктом 11 статьи 76 НК РФ предусмотрено, что правила приостановления операций по счетам в банках применяются также в отношении налоговых агентов.
Действует тот же принцип: если налоговый агент не представил в налоговый орган документ, не являющийся налоговой декларацией, то приостановление операций по его счетам в качестве обеспечительной меры на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ не применяется (пункт 23 постановления Пленума ВАС № 57 от 30 июля 2013 года).
Приостановление операций по счетам по такому основанию, как непредставление декларации, помимо налогоплательщиков возможно в отношении тех лиц, которые, не являясь налогоплательщиками, должны в соответствии с НК РФ представлять налоговые декларации.
Например, глава 21 НК РФ в установленных случаях обязывает представлять налоговые декларации по НДС налоговых агентов, не являющихся налогоплательщиками или являющихся налогоплательщиками, освобождёнными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога.
Непредставление каких ещё форм отчётности влечёт в качестве последствия приостановление операций?
Расчёта сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (пункт 1 статьи 80 НК РФ). Указанный расчёт налоговый агент представляет за первый квартал, полугодие, девять месяцев — не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом. За год (налоговый период) — не позднее 1 апреля следующего года (пункт 2 статьи 230 НК РФ).
Если налоговый орган в течение десяти дней по истечении установленного срока не получит от налогового агента расчёт по форме 6-НДФЛ, то имеются основания для принятия решения о приостановлении операций по счетам налогового агента (пункт 3.2 статьи 76 НК РФ).
Приостановление операций по счетам не применяется, если независимо от численности физических лиц, получивших доходы от налогового агента, расчёт сумм НДФЛ представлен в установленный срок на бумажном носителе, а не в электронной форме.
Могут ли приостанавливаться операции по счетам за непредставление расчёта по страховым взносам?
Могут, формально, начиная с 31 августа 2018 года. Соответствующее дополнение включено в пункт 3.2 статьи 76 НК РФ Федеральным законом № 232-ФЗ от 29 июля 2018 года.
Плательщики, производящие выплаты физическим лицам, представляют расчёты по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчётным (отчётным) периодом.
Следует учитывать изложенные в пункте 7 статьи 431 НК РФ ситуации (ошибки, несоответствия, недостоверные персональные данные), при которых расчёт считается непредставленным.
О факте непредставления не позднее дня, следующего за днём получения расчёта в электронной форме (десять дней, следующих за днём получения расчёта на бумажном носителе), плательщику должно направляться соответствующее уведомление.
За непредставление каких расчётов будут приостанавливаться операции по счетам?
Возможно, что налоговые органы будут приостанавливать операции по счетам и за непредставление расчётов, срок представления которых наступил в период с 2017 года до 31 августа 2018 года.
Обратим внимание, что операции могут быть приостановлены и за непредставление расчёта с нулевыми показателями.
По мнению ФНС, отсутствие у плательщика страховых взносов выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчётного (отчётного) периода не освобождает его от обязанности представить в установленный срок в налоговый орган расчёт по страховым взносам с нулевыми показателями (письмо ФНС № БС-4-11/13691@ от 16 июля 2018 года).
Вместе с тем, с учётом судебной практики в отношении налоговых деклараций, смеем предположить, что указанная мера обеспечения может применяться к плательщикам страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, только при непредставлении ими расчёта по итогам расчётного периода (календарного года).
Также отметим, что решение о приостановлении операций направляется налоговым органом в банк в электронной форме.
Форма решения о приостановлении операций утверждена приложением № 14 к приказу ФНС № ММВ-7-8/179@ от 13 февраля 2017 года.
В связи с появлением нового основания для приостановления, изменений в данную форму и в соответствующий формат пока не внесено. Причём новый формат решения требует согласования с Центральным банком.
В течение какого срока налоговый орган может принять решение о приостановлении операций по счетам за непредставление расчётов по форме 6-НДФЛ и расчётов по страховым взносам?
В НК РФ нет пресекательного срока для принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам за непредставление формы 6- НДФЛ и расчёта по страховым взносам.
До введения в НК РФ пресекательных сроков для принятия решения о приостановлении операций за непредставление декларации, в судебной практике встречались примеры признания недействительным решения налогового органа, принятого спустя более, чем три года после возникновения оснований для его принятия.
Суд исходил из того, что превышение разумного срока принятия решения может означать его недействительность (постановление ФАС Московского округа № КА-А40/7460-07 от 8 августа 2007 года).
Налоговому агенту и плательщику страховых взносов можно рекомендовать использовать данный аргумент в том случае, когда налоговым органом было принято решение о приостановлении операций по счетам не сразу (по истечении десяти дней со дня установленного срока для представления расчёта), а спустя какое-то продолжительное время.
Что может быть отнесено к третьей группе оснований для приостановления операций?
Неисполнение обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приёме документов, направленных налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) через оператора электронного документооборота.
Решение о приостановлении операций по счетам может быть принято в течение десяти дней после истечения срока, установленного для отправки квитанции.
Следовательно, решение о приостановлении должно приниматься не ранее седьмого дня и не позднее шестнадцатого дня после отправки документов налоговым органом.
Указанные сроки исчисляются в рабочих днях.
Операции не могут быть приостановлены, если налогоплательщиком исполнено полученное требование (уведомление) по существу: представлены документы, пояснения, осуществлена явка вызванного лица в налоговый орган.
Кроме того, налоговый орган не вправе принять решение о приостановлении операций по счетам при неполучении от налогоплательщика квитанции о приеме иных, направленных в электронной форме документов, не являющихся требованием о представлении документов, требованием о представлении пояснений или уведомлением о вызове в налоговый орган.
Что ещё относится к этой группе оснований приостановления операций по счетам?
С 1 июля 2016 года налогоплательщики, обязанные представлять декларации в электронной форме, должны обеспечить получение документов от налогового органа по месту учёта в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ).
Отсутствие подключения к электронному документообороту повлечёт приостановление операций по счетам (подпункт 1.1 пункта 3 статьи 76 НК РФ).
Решение об этом может быть принято в течение десяти дней со дня установления налоговым органом факта неисполнения такой обязанности.
Данная обязанность считается исполненной, если организация заключит договор с оператором электронного документооборота «на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота с налоговым органом по месту учёта этого лица» и получит квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи.
В каком объёме средства на счёте могут быть заморожены?
За непредставление декларации НК РФ допускает принятие решения о приостановлении операций на всех счетах налогоплательщика и на всю сумму средств на этих счетах.
Что делать, когда налоговым органом приняты решения о приостановлении операций в отношении всех счетов налогоплательщика?
Если операции приостановлены для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, то блокируемая сумма определяется как разница между задолженностью и стоимостью имущества налогоплательщика, на которое уже наложен запрет на отчуждение (передачу в залог).
Поэтому превышение суммы на счетах, операции по которым приостановлены, над суммой рассчитанной разницы, может быть по обращению налогоплательщика устранено отменой налоговым органом действия решения о приостановлении в соответствующей части.
Решение о приостановлении, принятое в порядке обеспечения исполнения решения по результатам налоговой проверки, может быть отменено при замене налоговым органом приостановления на банковскую гарантию, залог или поручительство (пункт 11 статьи 101 НК РФ).
Налогоплательщиком может быть подано заявление, в котором указаны счета, на которых достаточно денег для исполнения требования, и содержится просьба отменить приостановление операций по другим счетам (пункт 9 статьи 76 НК РФ).
Налогоплательщик вправе обжаловать решение о приостановлении операций по счетам, если налоговым органом нарушена процедура взыскания. Например, не было вынесено решение о взыскании налога или был пропущен срок его вынесения (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-31156/2013 от 7 октября 2013 года).
Налогоплательщик вправе оспаривать расчёт суммы, в отношении которой принято решение об ограничении расходных операций.
Если решение арбитражного суда о признании незаконным решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности вступило в законную силу, налоговый орган обязан отменить решение о взыскании налогов, а также решение о приостановлении операций по счетам.
Налогоплательщику следует обжаловать незаконное бездействие налогового органа, которое выражается в непринятии решения об отмене приостановления операций по счетам (постановление Арбитражного суда Московского округа № Ф05-14131/2014 от 8 декабря 2014 года).
Какие ещё защитные меры против приостановления операций возможно предпринять в судебном порядке?
Налогоплательщик может добиться отмены решения о приостановлении операций по счетам, заявив в арбитражном суде по спору с налоговым органом ходатайство о принятии обеспечительных мер.
После принятия судом обеспечительных мер инспекция должна отменить решение о приостановлении операций по счёту применительно к положениям статьи 76 НК РФ (постановление Президиума ВАС № 10765/12 от 25 декабря 2012 года).
Но каждое из оснований для приостановления операций по счетам является самостоятельным и может применяться независимо друг от друга.
Это означает, что если операции по счетам налогоплательщика были приостановлены по двум основаниям, одно из которых прекратило своё действие, то это не влечёт отмены или неисполнения обеспечительных мер, принятых по другому основанию.
Факт принятия судом обеспечительных мер, запрещающих налоговому органу совершать действия по принудительному взысканию налоговой задолженности, при наличии неотмененного налоговым органом решения, принятого в порядке пункта 10 статьи 101 НК РФ, не служит основанием возобновления расходных операций по счетам налогоплательщика.