инфраструктурные кредиты дом рф
Определён первый проект для финансирования с помощью инфраструктурных облигаций ДОМ.РФ
Наши проекты
Контакты
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Ведомости в Facebook
Ведомости в Twitter
Ведомости в Telegram
Ведомости в Instagram
Ведомости в Flipboard
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Новый инструмент: чем выгодны инфраструктурные облигации
Правительство разработало механизм финансирования инфраструктурных проектов с помощью облигаций «ДОМ.РФ». Средства от их размещения будут выдаваться на строительство инфраструктуры на срок до 15 лет под льготную ставку, которая обеспечивается субсидией из федерального бюджета. «ДОМ.РФ» выступает поручителем по облигациям, займы застройщикам выдаются под гарантию субъекта РФ.
В начале июля был утвержден первый проект, финансируемый с помощью инфраструктурных облигаций. В частности, будут построены 80 тыс. кв. м жилья и различные социальные объекты, на сооружение которых выдан заем на 1,7 млрд руб. В этом году Минстрой России совместно с «ДОМ.РФ» планирует реализовать механизм инфраструктурных облигаций в пяти пилотных регионах для строительства жилья площадью более 4,5 млн кв. м.
Инфраструктурные облигации должны стать важнейшим средством финансирования комплексного развития территорий наряду с другими финансовыми инструментами, заложенными в «Инфраструктурном меню»: средства ФНБ, бюджетные кредиты (в том числе реструктуризации), средства институтов развития. В мире именно такие облигации стали классическим рыночным механизмом финансирования инфраструктурного строительства.
В Китае до 70% всех подобных проектов реализуются за счет инфраструктурных облигаций.
В США подобные функции чаще всего выполняют муниципальные облигации. С помощью этого инструмента обеспечивается около 2/3 требуемого финансирования для инфраструктурных проектов. Привлекательность муниципальных облигаций США для инвесторов обусловлена налоговыми льготами на доходы по этим инструментам. Помимо муниципальных облигаций на американском рынке в рамках проектов концессий эмитируются корпоративные инфраструктурные облигации. Эти виды облигаций обеспечены гарантиями либо государства, либо крупных коммерческих банков США.
В Европе наибольшее распространение получили инструменты проектных облигаций, концепция которых разрабатывалась Еврокомиссией совместно с Европейским инвестиционным банком. Эмитентами выступают проектные компании в рамках государственно-частного партнерства. Функция повышения кредитного качества этих бумаг для обеспечения возможности их размещения в портфелях институциональных инвесторов лежит на Европейском инвестиционном банке, который может предоставить заем на начальном этапе проекта либо открыть чрезвычайную кредитную линию, например в случае, если доходы от проекта не смогут покрыть старший транш, или в случае превышения расходов на строительство.
Инфраструктурные облигации на мировом рынке привлекательны благодаря господдержке проекта, предсказуемости будущих поступлений и низкой зависимости от рынка ценных бумаг. Популярность инструмента демонстрирует высокая доля инфраструктурных проектов в портфеле западных пенсионных фондов — порядка 20%.
Традиционно затраты на инфраструктуру закладываются застройщиками в цену будущего жилья. В свою очередь, финансирование за счет бюджетных средств ограничено. Так, в 2020 году с помощью бюджетных источников профинансировано строительство 560 тыс. кв. м, или 0,7% от совокупного ввода жилья (0,2% за счет федерального бюджета, 0,5% — регионального). Механизм инфраструктурных облигаций позволит привлечь частные инвестиции в строительную отрасль и повысить доступность жилья.
Еще одним драйвером экономического роста территорий станет выдача кредитов из федерального бюджета. В соответствии с поправками, принятыми в бюджетный кодекс, регионы получают возможность замещать дорогие коммерческие кредиты более дешевыми бюджетными. А также получать такие займы на развитие инфраструктуры — транспортной, инженерной, коммунальной, социальной, туристической. Финансирование можно привлекать и для развития индустриальных парков, особых экономических зон, инновационных научно-технологических центров, объектов для жилищного фонда, а также приобретение городского транспорта. Для отбора проектов будет использоваться методика оценки социально-экономических эффектов реализации инфраструктурных проектов (сейчас находится в разработке). Методика предполагает оценку влияния проекта на смежные отрасли, а также количество создаваемых рабочих мест, объем привлечения внебюджетных источников и предполагаемых поступлений в бюджет.
За десять лет ежегодный ввод жилья в России вырос на 40,8%, до 82,2 млн кв. м, при этом обеспеченность граждан жильем выросла лишь на 19%, до 26,9 кв. м на человека, что связано с высокой степенью изношенности зданий и низкими темпами роста жилищного фонда (+6,6% за десять лет). По уровню обеспеченностью жильем Россия отстает не только от развитых стран (в США — 68 кв. м/чел., во Франции — 39 кв. м/чел.), но и от развивающихся (в Китае — 34 кв. м/чел.), что свидетельствует о необходимости стимулирования проектов по вводу жилья и инфраструктуры.
Важно отметить, что развитие рынка инфраструктурных облигаций невозможно без обеспечения инвестиционной привлекательности бумаг для широкого круга инвесторов. Помимо того что инфраструктурные облигации обладают высокой надежностью (обеспечены «ДОМ.РФ»), важно упрочить защиту от инфляции (которая в июне подскочила до 6,5% в годовом выражении) и обозначить конкурентную доходность ценных бумаг в сравнении с ОФЗ (доходность 15-летних гособлигаций сейчас составляет 7,3%).
Кроме того, государство должно обеспечивать стабильность условий, в первую очередь регуляторных, налоговых для всех участников инфраструктурных проектов, снижая таким образом риски незавершения или затягивания проекта. С одной стороны, в условиях медленного восстановления экономики в результате распространения COVID-19 новый механизм станет мощным драйвером развития сферы жилищного строительства в регионах. С другой же, так как гарантом по облигациям будет выступать сам регион (многие субъекты только увеличили свою долговую нагрузку), риск принятия им на себя еще больших обязательств остается значимым и должен оцениваться при рассмотрении каждого конкретного проекта.
Облигации на финансирование
инфраструктуры
С поручительством АО «ДОМ.РФ»
Размещаются с целью финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры.
СОПФ (100% дочернее общество АО «ДОМ.РФ») размещает облигации, обеспеченные поручительством АО «ДОМ.РФ», среди широкого круга инвесторов. Привлеченные денежные средства направляются на финансирование строительства инфраструктуры на основании договоров займа.
планируемый объём программы облигаций (2021-2023)
Вклад в будущее
Облигации с высоким кредитным рейтингом
Привлечение частных инвестиций для строительства инфраструктуры
Источник долгосрочного льготного финансирования
планируемый объём программы облигаций (2021-2023)
Ценность
для общества
Строительство инфраструктуры является одним из основных факторов роста экономики и напрямую влияет на достижение национальных целей «Комфортная и безопасная среда для жизни» и «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство».
Преимущества
Рост экономического потенциала субъектов
Российской Федерации
Улучшение условий жизни населения и качества
городской среды
Возможность реализации масштабных проектов
освоения новых территорий
Увеличение долгосрочных доходов бюджета
за счет бюджетных эффектов
Льготное финансирование строительства
инфраструктуры за счет субсидирования
процентной ставки
Появление достаточного запаса финансовой
устойчивости для привлечения проектного
финансирования
Льготное финансирование на строительство
инфраструктуры за счет субсидирования
процентной ставки
Увеличение экономической привлекательности проекта
Возможность реализации масштабных проектов
освоения новых территорий
Схема финансирования
Рыночные инвесторы
Дочернее общество субъекта РФ
Рыночные инвесторы
Застройщик
Процесс взаимодействия
Подача заявки
Дочернее общество субъекта РФ подает заявление на участие в Программе финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры
Независимая экспертиза
проекта со стороны ДОМ.РФ
Решение об отборе
Предоставление
финансирования
Подписание договора займа между СОПФ и дочерним обществом субъекта РФ
Подача заявки
Заявка подается с ходатайством субъекта РФ
Независимая экспертиза
проекта со стороны ДОМ.РФ
Решение об отборе
Межведомственная комиссия при Минстрое России принимает решение об отборе проекта
Предоставление гарантии
субъектом РФ
Предоставление
финансирования
Подробнее о проекте
*Реализация проекта в целях строительства объектов инфраструктуры для обеспечения проектов жилищного строительства
**Реализация проекта направлена на развитие городской инфраструктуры
*LLCR (Loan Life Coverage Ratio) финансовый коэффициент, используемый для оценки способности заемщика погасить кредит. Рассчитывается как отношение денежного потока, доступного для обслуживания кредита, к лимиту кредита и процентам за весь срок кредитования
*LLCR (Loan Life Coverage Ratio) финансовый коэффициент, используемый для оценки способности заемщика погасить кредит. Рассчитывается как отношение денежного потока, доступного для обслуживания кредита, к лимиту кредита и процентам за весь срок кредитования
*Реализация проекта в целях строительства объектов инфраструктуры для обеспечения проектов жилищного строительства
**Реализация проекта направлена на развитие городской инфраструктуры
*LLCR (Loan Life Coverage Ratio) финансовый коэффициент, используемый для оценки способности заемщика погасить кредит. Рассчитывается как отношение денежного потока, доступного для обслуживания кредита, к лимиту кредита и процентам за весь срок кредитования
*LLCR (Loan Life Coverage Ratio) финансовый коэффициент, используемый для оценки способности заемщика погасить кредит. Рассчитывается как отношение денежного потока, доступного для обслуживания кредита, к лимиту кредита и процентам за весь срок кредитования
*LLCR (Loan Life Coverage Ratio) финансовый коэффициент, используемый для оценки способности заемщика погасить кредит. Рассчитывается как отношение денежного потока, доступного для обслуживания кредита, к лимиту кредита и процентам за весь срок кредитования
*LLCR (Loan Life Coverage Ratio) финансовый коэффициент, используемый для оценки способности заемщика погасить кредит. Рассчитывается как отношение денежного потока, доступного для обслуживания кредита, к лимиту кредита и процентам за весь срок кредитования
*LLCR (Loan Life Coverage Ratio) финансовый коэффициент, используемый для оценки способности заемщика погасить кредит. Рассчитывается как отношение денежного потока, доступного для обслуживания кредита, к лимиту кредита и процентам за весь срок кредитования
*LLCR (Loan Life Coverage Ratio) финансовый коэффициент, используемый для оценки способности заемщика погасить кредит. Рассчитывается как отношение денежного потока, доступного для обслуживания кредита, к лимиту кредита и процентам за весь срок кредитования
Формы документов
Задать вопрос
Ваша заявка на участие
в проекте отправлена
Ответы на вопросы
Чем облигации на финансирование инфраструктуры привлекательны для инвесторов?
Высокое кредитное качество инфраструктурных облигаций будет обеспечиваться:
поручительством АО «ДОМ.РФ» по облигациям СОПФ.
возможностью предоставления АО «ДОМ.РФ» займов (резервной линии) для финансирования СОПФ в целях выполнения им своих обязательств перед держателями облигаций и приобретения АО «ДОМ.РФ» прав (требований) по займам, предоставленным СОПФ и оцененным как «дефолтные», для поддержания высокого качества кредитного портфеля СОПФ.
Застройщикам для привлечения проектного финансирования проектов необходима минимальная финансовая устойчивость, а затраты на инфраструктуру снижают финансовую устойчивость проекта.
Изменят ли ситуацию облигации на финансирование инфраструктуры?
Облигации на финансирование инфраструктуры АО «ДОМ.РФ» позволяют застройщикам финансировать строительство инфраструктуры на льготных условиях благодаря субсидии из федерального бюджета на оплату процентов (купона) по облигациям СОПФ. Застройщики смогут реализовать масштабные проекты освоения новых территорий. При этом запас финансовой устойчивости проекта с точки зрения банка будет достаточным для привлечения проектного финансирования.
Большинство субъектов РФ испытывают дефицит финансирования инфраструктуры. Каким образом облигации на финансирование инфраструктуры будут способствовать строительству инфраструктуры?
Облигации на финансирование инфраструктуры станут одним из важных источников привлечения частных инвестиций в строительство. Одновременно механизм позволит снизить прямые расходы бюджетов на строительство инфраструктуры и достичь национальных целей по вводу жилья за счет реализации масштабных проектов жилищного строительства.
Какая минимальная сумма и какой минимальный срок займа?
Минимальная сумма займа — 300 млн руб. Срок займа не менее 3 лет и не более 15 лет.
Как соотносятся между собой кредит по проектному финансированию и инфраструктурный заем?
Строительство жилья происходит за счет собственных средств застройщика и проектного финансирования. Денежные средства, полученные в рамках инфраструктурного займа, идут на строительство социальных, инженерных и транспортных объектов. При этом, погашение инфраструктурного займа происходит после погашения кредита по проектному финансированию от банка. Таким образом, инфраструктурный заем от СОПФ обеспечивает сохранение необходимого запаса финансовой устойчивости с точки зрения банков, предоставляющих проектное финансирование
Какие объекты инфраструктуры могут быть профинансированы в рамках данного проекта?
В рамках реализации проекта может осуществляться финансирование строительства объектов инфраструктуры в целях реализации проекта жилищного строительства (образовательные объекты, медицинские учреждения, спортивные площадки, детские площадки, внутренние и внешние инженерные сети, телекоммуникационные сети, подъездные дороги к участку перспективной жилой застройки), а также в целях развития агломерации (общегородские объекты ЖКХ, высшие учебные заведения, образовательные центры, поликлиники, больницы, музеи, культурно-образовательные центры, кинотеатры, библиотеки, наземный общегородской транспорт, метрополитен, транспортно-пересадочные узлы, ж/д переезды, платные и бесплатные автодороги, городские и плоскостные парковки).
Для чего нужна государственная гарантия субъекта РФ?
Проект предусматривает несколько мер государственной поддержки. Одной из таких мер является предоставление государственной гарантии субъектом Российской Федерации по инфраструктурным займам, предоставляемым застройщикам СОПФ.
Предоставление государственных гарантий субъектов Российской Федерации позволит обеспечить:
сбалансированное распределение рисков между субъектом Российской Федерации, частным застройщиком и АО «ДОМ.РФ». В частности, в зоне ответственности субъектов Российской Федерации находится разработка основных градостроительных документов и (или) их своевременная актуализация;
сокращение сроков утверждения планов планировки и межевания территории, разработанных застройщиком, и подключения к сетям;
рост спроса на строящиеся площади через социальные программы (расселение ветхого жилья, улучшение жилищных условий для отдельных категорий граждан и так далее).
Более того, на финансовую устойчивость проекта могут существенно влиять действия субъекта Российской Федерации по установлению (изменению) инфраструктурной нагрузки, а также участие субъекта Российской Федерации в строительстве такой инфраструктуры.
Какие еще меры государственной поддержки предусмотрены?
Проект предусматривает субсидирование купона по облигациям, выпущенным СОПФ, из федерального бюджета. Благодаря чему финансирование строительства объектов инфраструктуры будет предоставляться со стороны СОПФ по льготной ставке.
Данная мера государственной поддержки направлена на повышение привлекательности размещаемых СОПФ ценных бумаг для инвесторов. Субсидия позволит обеспечить полную и своевременную выплату купонного дохода.
Я даю согласие АО «ДОМ.РФ», адрес 125009, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10 (далее – Агент), а также банкам-партнерам и другим контрагентам Агента (далее – Партнер/Партнеры):
На обработку всех моих персональных данных, указанных в заявке, любыми способами, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение, обработку моих персональных данных с помощью автоматизированных систем, посредством включения их в электронные базы данных, а также неавтоматизированным способом, в целях продвижения Агентом и/или Партнером товаров, работ и услуг, получения мной информации, касающейся продуктов и услуг Агента и/или Партнеров.
На получение от Агента или Партнера на мой номер телефона, указанный в настоящей заявке, СМС-сообщений и/или звонков с информацией рекламного характера об услугах АО «ДОМ.РФ», АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (АО) (их правопреемников, а также их надлежащим образом уполномоченных представителей), Партнеров, в том числе путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи. Согласен (-на) с тем, что Агент и Партнеры не несут ответственности за ущерб, убытки, расходы, а также иные негативные последствия, которые могут возникнуть у меня в случае, если информация в СМС-сообщении и/или звонке, направленная Агентом или Партнером на мой номер мобильного телефона, указанный в настоящей заявке, станет известна третьим лицам.
Указанное согласие дано на срок 15 лет или до момента отзыва мной данного согласия. Я могу отозвать указанное согласие, предоставив Агенту и Партнерам заявление в простой письменной форме, после отзыва обработка моих персональных данных должна быть прекращена Агентом и Партнерами.
при первоначальном взносе 30%, срок — 15 лет.
Обязательное страхование недвижимости, личное — по желанию (при отсутствии ставка повышается). Доход подтверждается справкой 2-НДФЛ.
Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» регулирует отношения между Единым институтом развития в жилищной сфере, органами государственной власти и местного управления и физическими и юридическими лицами.
Закон направлен на формирование рынка доступного жилья, развитие жилищного строительства, объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, инфраструктурной связи. Содействует развитию производства строительных материалов, конструкций для жилищного строительства, а также созданию парков, технопарков, бизнес-инкубаторов для создания безопасной и благоприятной среды для жизнедеятельности людей.
161-ФЗ устанавливает для ДОМ.РФ полномочия агента Российской Федерации по вовлечению в оборот и распоряжению земельными участками и объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и не используются.
ДОМ.РФ готов стать единым оператором инфраструктурного меню для регионов
Наши проекты
Контакты
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Ведомости в Facebook
Ведомости в Twitter
Ведомости в Telegram
Ведомости в Instagram
Ведомости в Flipboard
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Инфраструктурные бюджетные кредиты: регион становится кредитором в проектном финансировании
«Механизм» предоставления бюджетных инфраструктурных кредитов был анонсирован президентом России Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию. Предполагается, что до конца 2023 года объем таких кредитов составит не менее 500 млрд руб. Какие возможности инвестиционные кредиты открывают в сфере ГЧП и проектного финансирования, рассказал советник, руководитель Практики проектного финансирования и ГЧП АБ «Линия права» Михаил Корнев.
Как известно из выступления президента, инфраструктурные кредиты будут выдаваться по ставке не более 3% годовых на 15 лет под конкретный проект, прошедший федеральную экспертизу. В числе приоритетных обозначены проекты в сфере автодорожной инфраструктуры, ЖКХ, общественного транспорта, туризма, социальной сфере, комплексного развития территорий. При этом размер кредита будет рассчитываться с учетом проводимой субъектом РФ ранее долговой политики: «чем меньше долгов было у региона, тем больше он сможет получить инфраструктурных кредитов».
Таким образом, инфраструктурный кредит является выгодной альтернативой или дополнением к банковскому финансированию. Инвестиционный кредит позволяет получить «длинные дешевые деньги». С учетом того, что ключевая ставка ЦБ РФ составляет (на 29 апреля 2021 года) 5% с перспективами роста, инфраструктурный кредит может ощутимо улучшить финансовые показатели проекта. Кроме того, горизонт финансирования в 15 лет вполне позволяет использовать инфраструктурные кредиты в проектах с длительным сроком возвратности инвестиций, а также сочетать их с краткосрочным, но и более дорогим банковским финансированием. Субъекты РФ могут быть заинтересованы в дополнительном обеспечении возвратности инфраструктурного кредита и соответствующем обеспечении.
Так как бюджетные кредиты предоставляются на условиях возмездности и возвратности, полагаем, что наибольший интерес у регионов возникнет в отношении проектов, генерирующих доход за счет коммерческой деятельности частного партнера (концессионера), а не за счет бюджетных обязательств региона.
В классических концессиях достаточным обеспечением интересов региона служило возникновение права публичной собственности на создаваемый объект. При грамотном структурировании проекта объем обязательств региона в инвестиционной части не превышал бы стоимость создания объекта (с учетом кредитной составляющей).
Предоставляя средства на реализацию проекта за счет бюджетного кредита, регион будет заинтересован в обеспечении возвратности средств: как и частный партнер (концессионер), регион является «заемщиком», а значит возникновение собственности на построенный объект уже не гарантирует всех интересов региона.
Независимо от итогов реализации проекта инфраструктурный кредит подлежат возврату. В отличие от классических концессий, регион как заемщик опосредовано несет риски доходности по проекту и заинтересован в получении части дохода от проекта.
Возвратность инфраструктурного кредита может обеспечиваться за счет уже отработанных механизмов, например, концессионной платы или платы частного партнера. В интересах региона ее можно определить как процент от получаемой концессионером (частным партнером) прибыли, но не менее размера, достаточного для погашения тела и процентов по инфраструктурному кредиту.
В случае, если доходность проекта не позволяет обслуживать инфраструктурный кредит, регион будет вынужден обеспечивать его возврат за счет иных источников, что повышает нагрузку на бюджет и является дополнительным риском для региона при применении инфраструктурного кредита.
В этом случае субъект РФ будет заинтересован в применении дополнительных механизмов обеспечения обязательств частного партнера (концессионера) по возмещению тела и процентов по инфраструктурному кредиту.
Полагаем, что для такого обеспечения могли бы применяться классические механизмы проектного финансирования, в которых регион участвовал бы наравне с финансирующим банком:
Очевидно, что акционерный долг должен быть субординирован по отношению к обязательствам перед банком и регионом. «Старшинство» обязательств банка и региона будет подлежать обсуждению.
Так как объем банковского финансирования может быть уменьшен за счет инфраструктурного кредитования, соответствующее уменьшение объемов обеспечения обязательств перед банком может быть использовано для обеспечения обязательств перед регионом. Банк и регион должны будут договориться о порядке удовлетворения требований за счет обеспечения.
Конкуренция региона и банка в проектном финансировании не типична: регион по концессиям и ГЧП-проектам обычно выступает «гарантом» перед банком. В случае применения инфраструктурных кредитов регион становится также и самостоятельным кредитором.
С этой точки зрения инвестор также принимает дополнительные риски: вместо одного кредитора (банка) в проекте участвуют сразу два кредитора, каждый с самостоятельным интересом в возврате займов и обеспечении обязательств частного партнера (концессионера). Это усложняет структуру сделки и налагает на частного партнера (концессионера) дополнительные риски по управлению проектом. Также при применении инфраструктурного кредита возникает вопрос о применимости механизма гарантирования минимального дохода. Регион как кредитор частного партнера (концессионера) уже принял на себя дополнительные риски по возврату инфраструктурного кредита и может быть не заинтересован в дополнительной нагрузке на бюджет за счет МГД, что также порождает дополнительные риски при структурировании сделки.
Пока инфраструктурный кредит (500 млрд рублей до 2023 года) глобально не является конкурентом банковскому кредитованию по объемам финансирования, но с учетом стоимости финансирования банковский кредит безусловно проигрывает инфраструктурному.
В случае распространения инфраструктурного кредитования банки могут быть вынуждены скорректировать требования к платежным механизмам проектов и смягчить позицию безусловного «старшего» кредитора.
Порядок отбора проектов (фактически – требования к проектам), а также порядок определения размера инфраструктурного кредита подлежат определению, но именно от них во многом зависит, как конкретно поменяется механизм структурирования проектов с учетом инвестиционного кредита.