инициативное бюджетирование это форма участия жителей
Как гражданам поучаствовать в бюджетном процессе
Вы не пошли на выборы мэра или губернатора, депутатов регионального заксобрания или местного совета? Или пошли, но проголосовали за проигравших кандидатов? А может, вас не устраивает, как ведет себя поддержанный вами на выборах депутат или городской глава, которым вы, похоже, зря отдали свой голос? Все это печально, но совсем не означает, что до следующих выборов вам только и остается, что платить налоги, а решать, как их тратить, будут без вас чиновники и депутаты.
Представьте, что десятая часть средств бюджета вашего муниципалитета распределяется в процессе так называемого партиципаторного бюджетирования, т. е. прямого, без посредников в виде депутатов и чиновников всех уровней, участия граждан (они же налогоплательщики, работники и потребители – то есть изначальный источник всех «государственных» денег) в определении направлений расходования части средств местных и региональных бюджетов на конкретные предложенные ими проекты.
Вот как это выглядит: сначала объявляется открытый для всех (совершеннолетних, а возможно, и подростков) жителей муниципального образования сбор заявок на участие в конкурсной комиссии по партиципаторному бюджетированию. Если заявок больше, чем мест (15–20 человек), места распределяются слепым жребием. Члены комиссии проходят базовое обучение основам бюджетного процесса, проектирования, госзакупок (1–2 месяца). Затем запускается процесс выдвижения жителями инициатив, претендующих на финансирование по определенному перечню направлений (благоустройство, транспорт и организация движения, зоны отдыха, спортивные площадки, социальные, образовательные проекты, досуг, экология). Сбор идет как через электронную платформу (специализированные городские краудсорсинговые платформы или просто тематические страницы в соцсетях), дополненную офлайн-альтернативой (возможностью подачи в муниципалитет, МФЦ и проч. – но с обязательной публикацией). Далее жители муниципалитета голосованием отбирают инициативы (тоже через специализированную электронную площадку, но с обязательной офлайновой альтернативой для исключения дискриминации не имеющих цифрового доступа или навыков граждан), с приоритизацией в рамках выделенного бюджета – то есть каждый голосующий может поддержать любое количество инициатив, но не более чем на сумму выделенного бюджета. После этого отобранные предложения-финалисты дорабатываются муниципальной комиссией (совместно с инициаторами проектов) и, наконец, с участием членов комиссии и инициаторов проектов на всех этапах реализации проекта, включая отбор подрядчиков, контроль за реализацией, приемку, реализуются.
Все это не плод фантазии, а рабочий процесс, детально отработанный на практике за 20 лет своего существования, как в мире, так и в большинстве (более 50 из 85) российских регионов. За редкими, но весьма заметными исключениями – например, Москвы.
Партиципаторное бюджетирование (от англ. to participate – участвовать; оно же инициативное, народное, оно же бюджет участия) появилось не в России и не вчера. Зародившись в 1999 г., оно быстро распространилось как по третьему миру (прежде всего Латинской Америке), так и по крупнейшим мегаполисам Западной Европы (например, в Берлине, Париже, Барселоне) и Северной Америке (включая Нью-Йорк и Лос-Анжелес), по ходу развиваясь и видоизменяясь как под влиянием национальной специфики, так и в адаптации к быстро меняющимся технологическим реалиям – в первую очередь, к возможностям прямого волеизъявления с помощью инструментов электронного взаимодействия граждан между собой и с властью (краудсорсинговых площадок, платформ электронного голосования, референдумов и опросов, онлайн-каналов обратной связи, социальных сетей и мессенджеров и проч.).
В России партиципаторное бюджетирование используется более чем в 50 регионах страны. Среди лидеров движения – принимавшая тематический форум БРИКС в 2017 г. Башкирия (все 100% муниципалитетов), Череповец, город Сосновый Бор Ленинградской области, Ставропольский край, Кировская область. С 2016 г. инициативное бюджетирование (это второй по популярности вариант названия) используется в центральных районах Санкт-Петербурга – в проект вовлечены уже шесть городских районов, с общим годовым бюджетом программы «Твой бюджет» в 100 млн руб.
Например, в Петербурге в рамках процессов партиципаторного бюджетирования были обустроены вело-роллерная площадка и уличный скейт-парк, крытые перехватывающие велосипедные парковки, а также размещена городская система навигации. В Череповце – парк имени 200-летия города и детская площадка. В Сосновом Бору – метеостанция и островок спорта в детском саду, был проведен чемпионат по бальным танцам.
Участвовать по-разному
Несмотря на все многообразие практик партиципаторного бюджетирования в мире и в России, можно условно выделить два основных варианта.
Наиболее распространенный в России сельский вариант инициативного бюджетирования предполагает очное принятие решений (на сельском сходе) и софинансирование (или трудовое участие) со стороны как граждан, так и муниципального и регионального бюджетов. Он характерен для бюджетно дефицитных муниципалитетов и отвечает на специфические недостатки российской налоговой и бюджетной систем (сверхцентрализация и несбалансированность налоговых полномочий и расходных обязательств), решая зачастую базовые инфраструктурные вопросы через условно добровольное самообложение в дополнение к стандартному налоговому бремени.
Местного самоуправления в России станет меньше
Городской вариант партиципаторного бюджетирования не предусматривает софинансирования со стороны граждан и, как я писал выше, реализуется через комиссии (из состава граждан, с отбором на основе жребия) в сочетании с онлайновыми форматами учета мнения граждан при обсуждении и отборе проектов. Он характерен для бюджетно обеспеченных муниципалитетов, прежде всего крупных городов, отдельных районных центров и сельских районов. По сути это вариант мировой нормы, направленной на расширение базы граждан (избирателей, налогоплательщиков), вовлеченных в разные форматы диалога с властью по поводу принятия решений.
Это не чисто российская проблема. В самом деле: при общемировой тенденции формирования местной, городской власти меньшинством избирателей (24% в Нью-Йорке, 35% в Лондоне на последних выборах мэров – на этом фоне российские результаты, например явка в Москве в 15% на местных выборах в 2017 г., 21% на выборах в Мосгордуму в 2014 г. и 31% на выборах мэра в 2018 г. отнюдь не выглядит исключением), партиципаторное бюджетирование – это прежде всего дополнительный вариант вовлечения в активный диалог с властью тех социально-демографических групп, которые на выборы не ходят и не пойдут. А в отдельных случаях – приглашения к разговору даже тех, кто не допущен к выборам – например, не достигших совершеннолетия подростков 14–17 лет, мнение которых о вариантах городского благоустройства может оказаться ничуть не менее важным, чем мнение их родителей.
Побочные эффекты
Помимо очевидных результатов (повышение эффективности бюджетного процесса, удовлетворенности граждан и более бережное отношение к созданному с их участием), у партиципаторного бюджетирования (и прежде всего – его городского варианта) есть и ничуть не менее важные побочные эффекты.
Во-первых, участники партиципаторного бюджетирования в среднем гораздо моложе участников электоральных процессов (70% членов комиссии и инициаторов проектов в Сосновом Бору – младше 40 лет; в Санкт-Петербурге – преимущественно в возрасте 25–35 лет), среди них преобладают представители неполитизированных неформальных сообществ (экологи, спортсмены-экстремалы, велосипедисты), выше доля работающего населения. Во-вторых, инициативное бюджетирование – это альтернативная шахта социального лифта, канал интеграции инициативных граждан в органы государственной власти и местного самоуправления (10% совета депутатов Соснового Бора – выходцы из комиссии по инициативному бюджетированию, инициаторы проектов переходят на работу в местные администрации Башкирии, городские учреждения Петербурга). В-третьих, процесс партиципаторного бюджетирования вызывает куда больший интерес, чем традиционные формы общественного контроля за бюджетным процессом (на слушания по инициативному бюджетированию в Сосновом Бору приходит в 3 раза больше людей, чем на публичные слушания по проекту местного бюджета). В-четвертых, вовлечение невостребованных через традиционные электоральные формы активистов в процесс партиципаторного бюджетирования позволяет развернуть обе стороны, и власть и оппозицию, лицом друг к другу и обеспечить эффективную коммуникацию вместо безрезультатной конфронтации. Наконец, как показал опыт, например, Соснового Бора, сочетание онлайн- (даже через примитивные неспециализированные интернет-площадки типа форумов, страниц в ВК, как в Череповце) и офлайн- (обсуждение в комиссии) форматов работы механизма инициативного бюджетирования позволяет вовлечь на разных этапах и в разных формах (выдвижение инициативы, обсуждение, слушания, голосование, участие в реализации) в процесс до 20% граждан, существенная часть которых не участвует в традиционном электоральном процессе.
Используйте инициативное бюджетирование, чтобы привлечь средства на развитие
Чем поможет муниципалитету инициативное бюджетирование
Инициативное бюджетирование подразумевает решение вопросов местного значения при непосредственном участии граждан. Они выбирают объекты, на которые будет выделено финансирование, а затем следят за реализацией проектов, в том числе осуществляют контроль за расходованием бюджетных средств. Программы инициативного бюджетирования принимают региональные органы государственной власти, а реализуют органы МСУ. В случае победы проекта в конкурсном отборе регион выделяет на его реализацию средства, часто при условии софинансирования из местного бюджета, за счет организаций и граждан. Объект, построенный или отремонтированный в результате реализации проекта, поступает на баланс муниципалитета.
На заметку: Граждане участвуют в общественном контроле на всех этапах реализации проекта: от составления сметы до приемки работ от подрядчика
Строительство и ремонт объектов инфраструктуры в рамках проекта инициативного бюджетирования выгодны для муниципалитета. Благодаря общественному контролю орган МСУ расходует бюджетные средства более эффективно и с минимальными коррупционными рисками. Местные жители заинтересованы и в том, чтобы подрядчик выполнил работы качественно.
ПРИМЕР 1. В поселке Владимировка Туркменского района Ставропольского края граждане в рамках контроля работы подрядчиков самостоятельно измеряли ширину уложенного асфальта и глубину вырытых траншей. Если эти параметры не соответствовали условиям муниципального контракта, жители требовали, чтобы подрядчик устранил нарушения. Они взвешивали каждую машину с асфальтом на зерновых весах и выявили общий недовес в 800 кг.
Инициативное бюджетирование помогает продлить срок эксплуатации объектов. После окончания реализации проекта жители бережно относятся к созданному объекту, принимают меры, чтобы уберечь его от вандалов. Так, в городе Сосновый Бор Ленинградской области граждане сами создали общественный патруль для надзора за одной из детских площадок, построенных в рамках проекта инициативного бюджетирования.
Благодаря инициативному бюджетированию орган МСУ решает проблемы, наиболее актуальные для местного сообщества. Они не всегда очевидны для чиновников.
ПРИМЕР 2. Для местных чиновников Башкортостана стало неожиданностью то, что жители некоторых сельских поселений выбрали проекты благоустройства кладбищ, строительства оград вокруг мест захоронений. Эти проблемы ускользали от внимания чиновников, но для селян оказались самыми острыми.
Инициативное бюджетирование помогает повысить доверие населения к власти. Граждан удается убедить в том, что муниципалитет готов вести с ними диалог и тратить бюджетные средства на их нужды. Поскольку люди видят результат своих действий, они начинают верить в возможность самостоятельно изменить свою жизнь к лучшему. Появляются ТОСы — территориальные сообщества граждан, которые живут рядом и готовы совместно решать общие проблемы.
Кто выделяет средства на реализацию проектов
Финансирование из регионального бюджета составляет в среднем до 70 процентов стоимости проектов. Объем субсидии зависит от программы инициативного бюджетирования, принятой в субъекте РФ. Большинство регионов устанавливают максимальный объем государственного финансирования в денежном выражении. Для городов он обычно составляет 2 млн руб., для сел — до 1 млн руб.
Как правило, средства на реализацию проектов выделяет не только регион, но и муниципалитеты, а также граждане и бизнес. Объем софинансирования из этих источников не ограничивается. В среднем по России его доля достигает трети от расходов на реализацию проектов. Но во многих регионах из средств граждан финансируют не более 5 процентов от общей стоимости проектов.
На заметку: Самые известные примеры инициативного бюджетирования в России
1. С 2007 года Всемирный банк реализует в России программу поддержки местных инициатив (ППМИ). Ее отличительные черты: участие местных жителей в отборе проектов и контроле их реализации, софинансирование из средств граждан. В рамках программы реализовано около 4 тыс. проектов в 10 регионах: Ставропольском крае, Кировской, Тверской и Нижегородской областях, Республике Башкортостан, Хабаровском крае, Республике Северная Осетия — Алания, Еврейской автономной области, Сахалинской области и Республике Саха (Якутия).
2. Европейский университет при поддержке Комитета гражданских инициатив внедрил практику инициативного бюджетирования в нескольких муниципалитетах Ленинградской, Вологодской, Кировской и Новгородской областей. В отличие от программы поддержки местных инициатив, эта практика не предполагает софинансирования проектов гражданами. Какие именно идеи нуждаются в первоочередной реализации, решают бюджетные комиссии. Их участников отбирают путем жеребьевки из числа заинтересованных граждан.
3. «Народный бюджет» и «Народная инициатива» — программы партии «Единая Россия» и ОНФ. В рамках этих двух практик распределено уже более 80 млрд руб.
Какие функции выполняет орган МСУ
На заметку: Если в вашем регионе еще нет программы инициативного бюджетирования, муниципалитет может выступить с законодательной инициативой о ее разработке и принятии
Глава муниципального образования и сотрудники муниципалитета становятся основными организаторами процесса инициативного бюджетирования. Орган местной власти:
Чтобы сотрудники муниципалитетов лучше справлялись с этими задачами, некоторые регионы организуют для них обучение.
ПРИМЕР 3. В Тверской области обучение проходит в форме ежегодной «Школы ППМИ». В ходе занятий представителей органов МСУ знакомят с нововведениями программы инициативного бюджетирования и информационной системой, учат заполнять конкурсные заявки, готовить проектно-сметную документацию, организовывать работу с населением.
Каков алгоритм реализации проектов
Сроки реализации проекта инициативного бюджетирования составляют в среднем от года до полутора лет. Весь процесс можно разделить на 10 основных этапов.
1. Орган власти региона определяет размер региональной субсидии, максимально возможную стоимость проектов для разных типов муниципальных образований, перечень возможных объектов, календарный цикл программы. На этом этапе региональные власти издают необходимые распоряжения, положения и постановления, при необходимости вносят изменения в региональное законодательство.
Важно: На публичных слушаниях и собраниях участники при помощи консультанта отсеивают идеи, которые не соответствуют критериям конкурса. Например, стоимость проекта превысит максимально возможную
2. Органы региональной власти и органы МСУ включают средства на реализацию программы в расходные части бюджетов, разрабатывают необходимую нормативно-правовую документацию. Регионы проводят обучение представителей органов МСУ основам проектного менеджмента.
3. Органы МСУ проводят информационную кампанию.
4. Органы МСУ проводят публичные слушания и собрания жителей. На этих мероприятиях граждане формулируют и обсуждают идеи, направленные на решение насущных проблем. Далее проходит голосование. Граждане выбирают идеи, которые понравились им больше всего.
1,5 года — обычный срок реализации проекта инициативного бюджетирования
5. Инициативные группы при поддержке консультантов и представителей органов МСУ прорабатывают идеи, за которые граждане отдали больше всего голосов, и готовят проектную конкурсную документацию по ним.
6. На уровне региона проходит конкурсный отбор проектов. Побеждают те, которые набрали наибольшее количество баллов по установленным критериям.
7. Регион выделяет субсидии местным бюджетам. Муниципалитеты также предоставляют деньги из местного бюджета, ведут сбор средств граждан и представителей бизнеса.
8. Орган МСУ отбирает подрядчиков по правилам, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
9. Реализация проектов в соответствии с календарным планом работ под контролем граждан.
10. Торжественное открытие новых объектов.
Какие механизмы участия граждан предусмотреть
Участие граждан в реализации проекта инициативного бюджетирования можно организовать тремя способами.
Первый способ — пригласить к участию всех граждан. При таком механизме любой житель муниципального образования может выдвинуть идею и проголосовать за понравившиеся ему проекты на очном сходе, собрании граждан, публичном слушании или общественном обсуждении. Этот способ широко используют муниципалитеты России и зарубежных стран.
ПРИМЕР 4. В Санкт-Петербурге гражданам дали возможность оставлять свои предложения по проектам в МФЦ, отделениях «Почты России» и Сбербанка.
В Бостоне (США) местные власти занимались сбором идей для реализации в рамках молодежного проекта в школах, парках, супермаркетах, на транспортных пересадочных узлах. В польском городе Сопоте горожанам предложили проголосовать за проекты на избирательных участках. В бразильском городе Белу-Оризонти работали мобильные пункты голосования: автобус перемещался по тем районам города, где возможности участия граждан другими способами были ограниченны.
На заметку: Второй и третий способы предпочтительны в крупных муниципальных образованиях, где сложно вовлечь в инициативное бюджетирование всех местных жителей
Второй способ — путем жеребьевки создать бюджетную комиссию, которая выберет приоритетные проекты и определит объем финансирования. Чтобы сформировать этот орган:
Третий способ — сформировать комиссию из делегатов от каждого внутригородского района городского либо муниципального округа или от каждого поселения муниципального района.
Как работать с населением
Шанс победить в региональном конкурсе есть у проекта, получившего максимальную поддержку представителей целевой группы, проблему которой он решает. Муниципалитет должен документально подтвердить, что люди активно участвовали в обсуждении предложенных идей и голосовали за них. Дадим три рекомендации по работе с населением.
1. Информируйте людей всеми возможными способами. Чтобы донести до граждан информацию о мероприятиях по отбору проектов, недостаточно разместить материалы об инициативном бюджетировании в местных СМИ и на стендах в общественных местах. Используйте возможности интернета. Создайте тематические страницы на официальном сайте муниципалитета и в соцсетях. Информировать о предстоящих офлайн-обсуждениях проектов также можно через официальный сайт и соцсети. Предложите подписчикам пригласить друзей к голосованию за проекты. Можно информировать людей об очных собраниях путем рассылки электронных писем, размещать объявления в популярных блогах и на сайтах районов города.
2. Ведите диалог с людьми на понятном им языке. Выслушайте предложения граждан по поводу приоритетов расходования бюджетных средств. Если по каким-то причинам некоторые из предложенных идей не могут быть реализованы в рамках инициативного бюджетирования, объясните это жителям в доступной форме.
Рекомендация: Чтобы избежать фальсификации решения собрания и приписок, ведите протокол и снимайте мероприятие на видео
3. Учитывайте численность населения. В сельском поселении лучше провести очный сход — собрание граждан. Чем больше людей будет в нем участвовать, тем больше баллов получит заявка поселения в конкурсе. На собрании рассмотрите разные идеи, общим решением выберите одну и выработайте способ ее реализации. Установите объем софинансирования и выберите инициативную группу граждан, которая будет сопровождать проект и работать с органами МСУ над его реализацией.
ВЛАДИМИР ВАГИН, руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России, проекта КГИ «Инициативное бюджетирование»
Установлены основы инициативного бюджетирования
Rawpixel / Depositphotos.com |
В бюджетное законодательство были внесены поправки, касающиеся закрепления правовых основ инициативного бюджетирования (Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 216-ФЗ). Новая редакция Бюджетного кодекса вступает в силу со дня официального опубликования закона.
Так, в частности, предусматривается дополнение перечня неналоговых доходов бюджетов инициативными платежами, которые будут использоваться для финансового обеспечения инициативных проектов в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Напомним, под инициативными платежами подразумеваются добровольных платежей юридических и физических лиц в целях реализации инициатив жителей по решению конкретных вопросов местного значения.
Кроме того, урегулируется вопрос отражения в местных бюджетах инициативных платежей – они будут относиться к неналоговым доходам бюджетов и исключаться из принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов в целях обеспечения направления указанных средств исключительно на реализацию инициатив жителей.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Минфин России наделяется полномочиями по осуществлению методического обеспечения планирования расходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) на реализацию инициативных проектов, а также методическому обеспечению формирования информации о соответствующем бюджете в доступной (понятной) для граждан форме.
На местном уровне предлагается организовать «народное бюджетирование»
_3103_ / Depositphotos.com |
Члены Совета Федерации Андрей Турчак, Олег Мельниченко и депутат Госдумы Сергей Неверов внесли на рассмотрение в нижнюю палату парламента законопроекты о внесении поправок в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) и в Бюджетный кодекс РФ в части создания правовых основ применения института инициативного или, как еще называют данный процесс, «народного» бюджетирования. Суть изменений заключается в наделении органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления полномочиями по установлению особенностей реализации института инициативного бюджетирования, целями которого является обеспечение непосредственного участия граждан в решении местных проблем путем разработки и внесения в орган местного самоуправления проектов инициативного бюджетирования и общественного контроля за их реализацией.
Так, Закон № 131-ФЗ предлагается 1 дополнить ст. 26.1, в которой прописать правовые основы проекта инициативного бюджетирования. В частности, под таковым предлагается понимать проект, который обеспечит участие жителей муниципального образования в определении приоритетов расходования средств местного бюджета, поддержку их инициатив по решению вопросов местного значения, иных вопросов, имеющих приоритетное значение для жителей, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления. Инициаторами такого проекта смогут выступить жители территории соответствующего муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления, староста сельского населенного пункта и другие лица, которые могут быть предусмотрены законом субъекта РФ лица.
К инициативному проекту законопроект предъявляет определенные требования, он должен содержать:
Предварительно инициативный проект должен быть поддержан собранием граждан-жителей муниципального образования, которые должны быть проинформированы не менее чем за 15 дней до его проведения. Необходимо предоставить гражданам возможность ознакомиться с инициативным проектом, внесенным в местную администрацию (информация о проекте подлежит размещению на официальном сайте администрации или может быть доступна иным способом), и подать на него замечания и предложения.
Для рассмотрения инициативного проекта местной администрацией предлагается установить срок в 30 дней со дня его внесения, по истечении которого должно быть принято решение о поддержке проекта и организации работы по нему либо об отказе в поддержке проекта и возврате инициаторам с указанием причин отказа. Не исключается возможность рассмотрения инициативного проекта комиссией, формируемой местной администрацией, с участием представительного органа муниципального образования. При этом предусматривается участие в работе комиссии и инициаторов проекта.
Основаниями отказа местной администрацией в поддержке проекта могут стать:
Предусматривается, что соответствующий порядок внесения, рассмотрения и реализации инициативных проектов должен быть установлен нормативным правовым актом субъекта РФ, в котором необходимо закрепить равные правовые возможности участия граждан в обсуждении инициативных проектов, гарантии информационной открытости, гласности, учета мнения жителей при рассмотрении местной администрацией, конкурсном отборе и реализации инициативных проектов, и общественного контроля за их реализацией.
Также предлагается ввести норму, формулирующую понятие о финансовом обеспечении реализации инициативных проектов. Источниками финансового обеспечения народных проектов могут стать бюджетные ассигнования местного бюджета, предусмотренные для реализации инициативных проектов с учетом объемов инициативных платежей и (или) межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ и (или) иных межбюджетных трансфертов, предоставленных в целях финансового обеспечения данных проектов. При этом под инициативными платежами понимаются денежные средства граждан, ИП, юрлиц, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в местный бюджет в целях реализации конкретных инициативных проектов. Инициативные платежи подлежат возврату, если инициативный проект не был реализован. Не исключаются иные формы обеспечения участия заинтересованных лиц в реализации проектов, например, добровольное имущественное и (или) трудовое участие.
В Бюджетный кодекс РФ предполагаются соответствующие изменения 2 о необходимости присвоения каждому инициативному проекту уникального кода классификации расходов бюджетов и об отражении в местных бюджетах добровольных платежей юрлиц и физлиц в целях реализации инициатив местного значения, а также о бюджетных полномочиях Минфина России по обеспечению методического обеспечения планирования расходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) на реализацию инициативных проектов и формирования информации о соответствующем бюджете в доступной для граждан форме.
Предлагаемые изменения, по мнению авторов законопроектов, будут способствовать вовлечению граждан в решение вопросов социально-экономическое развитие своей территории, повышению эффективности и рациональности использования бюджетных средств.
1 С текстом законопроекта № 893063-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С текстом законопроекта № 893061-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.