инициативность трудолюбие работоспособность и другие черты которые выражают различное отношение
Инициативность трудолюбие работоспособность и другие черты которые выражают различное отношение
Онлайн тесты, дистанционное обучение запись закреплена
Общая психология (онлайн-тест)
2. Знания, идеи, ставшие мотивами поведения личности и определяющие отношения к действительности, – это …
6. Потребности, лежащие в основе жизнедеятельности человека, называются … потребностями
9. Некоторые генетические анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся одним из условий, влияющих на успешное выполнение деятельности, – это …
10. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, – это …
11. Психические явления, позволяющие познать окружающий мир, − это психические …
13. Недостаточно отчетливо осознаваемая потребность – это …
14. Волевое качество личности, выражающееся в способности человека к длительному и неослабленному напряжению энергии, к неуклонному движению к намеченной цели, – это …
15. Вид внимания, при котором человек, сознательно ставя перед собой какую-либо цель, волевыми усилиями активно направляет свою деятельность, называется …
16. Оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков – это …
20. Раздел науки, рассматривающий вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности,- это
23. Относительно законченные элементы деятельности, направленные на выполнение одной простой текущей задачи, – это …
24. Осознание человеком самого себя, своих собственных качеств – это
25. Принцип, согласно которому все в природе, в том числе и психические явления, объясняются действием материальных причин и законов, − это принцип …
26. Способ выполнения действия, − это …
27. Инициативность, трудолюбие, работоспособность и другие черты, которые выражают различное отношение личности к действительности, – это …
28. Совокупность всех представлений человека о себе («образ Я»), оценка самого себя и потенциальные поведенческие реакции, вызванные ими, формируют … личности
29. То, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве конечного результата деятельности, − это …
30. Действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью, − это …
31. Опознание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту – это …
32. Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с предметами, называется …
33. Вид памяти, основанный на повторении материала без его осмысления, – это … память
34. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений – это …
35. Неосознаваемое состояние готовности личности конкретным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам – это …
36. Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, – это …
37. Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов, называется …
38. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам – это …
39. Процесс памяти, заключающийся в способности удерживать материал в памяти в течение длительного периода, вплоть до момента его актуализации при воспоминании, – это …
40. Вид памяти, обеспечивающий сохранение и воспроизведение разных движений, – это … память
41. Способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным, называется …
42. Психические явления, определяющие своеобразие протекания различных психических процессов, – это психические …
43. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, – это …
44. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними, называется …
45. Умение изменять намеченный ранее путь решения, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые с самого начала не удалось учесть, определяется … мышления
46. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные события, – это
47. Вид внимания, для которого характерна преднамеренность, но усилий воли для его сохранения не требуется, называется …
48. Основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее ее зависимость от условий существования, – это …
49. Представитель человеческого рода, в котором отражена его родовая принадлежность, называется …
50. Сложный вид восприятия, при котором происходит отражение величины, форм и глубины предметов, называется восприятием …
51. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения, называется …
52. Форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями и содержащая утверждение или отрицание чего-либо, называется …
53. Относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия называется … восприятия
54. Вид памяти, обеспечивающий хранение информации без специальной установки, – это … память
55. Процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память, – это …
56. Раздел науки, изучающий закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные ростом вовлечения их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп, – это …
57. Психические явления, регулирующие действия и поступки, – это психические …
58. Реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих выраженную субъективную окраску, которые носят ситуативный характер, – это …
59. Раздел науки, изучающий закономерности всестороннего развития личности человека, становление возрастных психологических новообразований в ходе обучения, – это …
___________________________________________
Онлайн-консультации 24/7 / Репетиторы / Методическая помощь в подборе учебных материалов /Рекомендации по выполнению работ.
С Уважением команда Твой-зачёт
7(966)062-65-49 Вайбер /Вотсапп /Телеграмм
1. Недостаточно отчетливо осознаваемая потребность – это …
направленность
потребность
притязание
влечение
2. Вид человеческой деятельности, специально направленный на приобретение и закрепление знаний, − это … деятельность
игровая
речевая
учебная +
трудовая
3. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем – это …
установка
интерес
мировоззрение
убеждение
4. Потребности, выражающие общественную природу человека, называются … потребностями
материальными
социальными
предметными
духовными
5. Инициативность, трудолюбие, работоспособность и другие черты, которые выражают различное отношение личности к действительности, – это …
черты, сказывающиеся по отношению к другим
черты, характеризующие отношение личности к вещам
черты, проявляющиеся в деятельности +
система отношений человека к самому себе
6. То, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве конечного результата деятельности, − это …
цель
мотив
действие
7. Совокупность всех представлений человека о себе («образ Я»), оценка самого себя и потенциальные поведенческие реакции, вызванные ими, формируют … личности
структуру
направленность
«Я-концепцию»
8. Способ выполнения действия, − это …
умение
операция +
навык
привычка
9. Потребности, лежащие в основе жизнедеятельности человека, называются … потребностями
материальными
духовными
социальными
предметными
10. Оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков – это …
самосознание
самооценка
саморегуляция
11. Психические явления, регулирующие действия и поступки, − это психические …
состояния
свойства личности
процессы
12. Некоторые генетические анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся одним из условий, влияющих на успешное выполнение деятельности, – это …
задатки +
процессы
способности
13. Действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью, − это …
умение
привычка
операция
навык
14. Наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные ростом вовлечения их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп, − это …
социальная психология
психология труда
общая психология
возрастная психология
15. Относительно законченные элементы деятельности, направленные на выполнение одной простой текущей задачи, – это …
цель
мотив
действие +
16. Наука, рассматривающая вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности, − это …
социальная психология
общая психология
возрастная психология
психология труда
17. Психические явления, позволяющие познать окружающий мир, − это психические …
состояния
процессы
свойства личности
18. Осознание человеком самого себя, своих собственных качеств – это …
саморегуляция
самосознание +
самооценка
19. Человек как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности называется …
индивидуальностью
личностью
индивидом
20. Стадия развития психики, когда отражение происходит в форме межпредметных связей, ситуации в целом, − это стадия …
интеллекта
элементарной сенсорной психики
перцептивной психики
21. Принцип, согласно которому все в природе, в том числе и психические явления, объясняются действием материальных причин и законов, − это принцип …
развития
единства сознания и деятельности
детерминизма +
22. Способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным, называется …
операцией
умением
навыком
привычкой
23. Индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения, называются …
темпераментом
способностями
характером
Инициативность трудолюбие работоспособность и другие черты которые выражают различное отношение
Выдающиеся деятели российской психологии, стоявшие у истоков ее зарождения
М.В. ГАМЕЗО, И.А. ДОМАШЕНКО
Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека»
Издание третье, дополненное и исправленное
Педагогическое общество России
Гамезо М.В., Домашенко И.А.
Учебное пособие соответствует программе курса «Психология человека». Большую часть атласа составляет иллюстративные и схематизированные материалы, позволяющие создать у студентов наглядные представления о содержании курса. Каждая глава снабжена кратким словарем понятий, справочными материалами, а также вопросами и заданиями. Заключает атлас «Психологический практикум».
Учебное пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений, а также для всех, кто изучает курс «Психология человека».
© Гамезо М.В., Домашенко И.А., 2001 © Педагогическое общество России, 2004
Введение. Знаковое моделирование и преобразование учебной информации как условие и средство овладения знаниями. 5
Информационно-методические материалы по темам
II. Задачи и методы современной психологии. 24
III. Развитие психики в животном мире и становление сознания человека. 43
IV. Личность. Теория личности. 60
XI. Мышление и воображение. 172
Данная книга является учебным пособием к курсу «Психологии человека» для студентов, изучающих психологию, поэтому, естественно, ее содержание соотнесено с программой по психологии человека.
Узловые вопросы и основные понятия, а также вопросы и задания по каждой теме определяют круг знаний и практических умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса психологии. Фактическое содержание информации, включенной в атлас, порой выходит за рамки программы и призвано удовлетворить запросы студентов с учетом их специализации, а иногда и просто любознательности в познании себя и других людей.
Выбор формы атласа для решения сформулированных задач объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что приемы знакового моделирования, в том числе и графического, широко использованного в книге, являются весьма эффективным средством освоения учебной информации. Во-вторых, с помощью фотографий и других иллюстративных материалов мы стремились по возможности полнее связать теоретические положения психологической науки с прикладными задачами, с практикой общения и деятельности в педагогической сфере. Нельзя не учитывать и тот факт, что психологический материал может и должен быть живым, привлекательным не только по содержанию, но и по форме.
Практическое использование атласа возможно в ходе аудиторных занятий как непосредственно, так и путем создания по материалам атласа диапозитивов и диафильмов, а также
при самостоятельной работе студентов. Поскольку печатные иллюстративные материалы к курсу общей психологии отсутствуют, атлас может быть полезным пособием и для преподавателей психологии.
Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий, которые даны в пособии по каждой теме, а также решение задач психологического практикума — само по себе увлекательное занятие, но в то же время это существенный элемент глубокого овладева-ния психологией.
Хотелось бы обратить внимание еще на одну деталь пособия. Художественные заставки к каждой главе, как и многие другие иллюстративные материалы, по идее должны нести особый смысл. Отнеситесь к ним заинтересованно и в меру критично. Если вы найдете свой способ выражения соответствующей информации — зарисуйте его. Это лучший прием постижения истины.
В заключение считаем своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность:
кандидату психологических наук Анатолию Васильевичу Бычкову за помощь в разработке графических моделей ряда разделов книги;
Александру Сергеевичу Орлову за техническую помощь в подготовке и печати иллюстративных материалов;
Мирону Владимировичу Сагалову за выполнение натурных фотографий и решение режиссерских задач;
Ирине Серафимовне Климовой и Инне Валентиновне Зыриной за творческий труд по созданию образцов различных эмоциональных состояний, представленных в книге.
И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ
КАК УСЛОВИЕ И СРЕДСТВО ОВЛАДЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и созданные ими предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.
По мере овладения родным (естественным), а затем и специальными языками наук (математики, физики, химии и т. д.) возможности человеческого познания возрастают, они выходят далеко за рамки личного опыта, Для человека открывается доступ к сокровищам знаний, накопленных человечеством на протяжении всей истории.
Естественные национальные языки, языки наук, как и другие способы передачи информации, в современной науке принято рассматривать как с и с т е м ы знаков. Важность знаков заключается не только в том, Чт ° они замещают реальные предметы и явления мира, но и в том, что они Ыступают как орудия познания, как средство добывания знаний, выходящих за пределы непосредственных Данных восприятия.
Под знаком в современной семиотике 1 понимается материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета (явлений, действий) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем.
Тема 16. Характер. Его структура. Связь с темпераментом
Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
Характер представляет собой сложное психическое образование, состоящее из многочисленных свойств личности, которые выражают отношение человека к различным сторонам действительности. В структуре характера выделяют четыре группы черт, выражающих такие отношения (по В. Н. Мясищеву):
• к первой группе относят черты, проявляющиеся в деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность и др.;
• вторую группу составляют черты, которые проявляются по отношению к другим людям: тактичность, вежливость, чуткость и др.;
• третья группа — это система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость и т. д.;
• четвертая группа включает в себя черты, характеризующие отношение личности к вещам: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т. д.
Эти отношения закреплены в привычных для человека формах поведения, общения и деятельности. Они становятся типичными для конкретного человека и проявляются в различных условиях. Так, настойчивость, решительность, чуткость, смелость, вежливость можно считать чертами характера, если они стали устойчивыми свойствами, типичными для данной личности. Однако типичное не исключает индивидуально-своеобразного проявления этих свойств, так как жизненные условия, воспитание, самовоспитание каждого человека неповторимы, а значит, неповторима и сама личность.
Характер неразрывно связан с избирательным отношением к окружающему. Он представляет собой конкретное сочетание отношений к природе, обществу, самому себе. Как и вся психическая жизнь людей, отношение к окружающему глубоко динамично, зависит от изменений, происходящих в жизни и деятельности человека: одно отношение сменяется другим — иного уровня.
Физиологической основой характера является, с одной стороны, тип нервной системы, с другой, — система временных связей, возникающих под влиянием внешних воздействий. Темперамент определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.
Тесная взаимосвязь характера и темперамента выражается также в том, что проявления темперамента могут качественно меняться под влиянием характера. Темперамент по-своему окрашивает черты характера, придает им своеобразные формы; характер может глубоко воздействовать на темперамент, подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной стороне личности, ее направленности воле.
Характер возникает и формируется в обществе. Типичные черты общества проявляются в характере каждого человека по-разному, в зависимости от его интересов, чувств, мотивов, то есть «внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, что и создает индивидуальность личности. Индивидуальное и общее в характере образуют единство. Характер одновременно является «устойчивыми и «изменяющимся».
С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути каждого отдельного человека формируется благодаря разнообразию индивидуальных черт и проявлений характера. С другой стороны, общие обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие черты характера.