инновационные формы организации обучения

Инновационные формы организации обучения

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

инновационные формы организации обучения

Аннотация: Прежде чем говорить о том, что такое инновационная деятельность в школе, нужно определить, что такое инновация вообще в сфере образования.

Статья:

Авторы современных работ по педагогике определяют инновацию в образовательном процессе как такую реструктуризацию технологий, методов и принципов, которая направлена на самостоятельное развитие образования.

Говоря проще, ученик овладевает такими знаниями и умениями, которые позволяют ему не просто транслировать накопленный опыт в практическую деятельность, но и обладают определенным творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. Инновации в образовании проявляют себя как ответ на социальный запрос на изменяющиеся социокультурные, политические и технократические изменения.

Причины внедрения инноваций в школе:

Инновационная деятельность школы

Инновационная работа в школе сегодня уже достаточно разнообразна, в нее входят:

Инновационные педагогические методы должны отражать общую тенденцию инновационной деятельности в школе, т. е. ориентироваться на творческое начало в ученике и на самостоятельный поиск решения задачи или проблемы.

Инновационные формы обучения

Классификацию инновационных технологий нельзя назвать строгой, однако стоит выделить наиболее удачные и используемые технологии.

Проблемно-поисковое обучение.

Постановка проблемы и самостоятельный поиск ее решения – принцип этой инновационной деятельности в школе.

Например, перед учениками на уроке литературы при изучении поэмы Блока «12» ставится вопрос: почему произведение заканчивается словами «в белом венчике из роз – Впереди – Исус Христос» по вашему мнению? Кто из исследователей прав – те, кто утверждает, что Блок не смог избавиться от пережитков, или те, кто указывает, что революционеры преследуют Христа? Обоснуйте свои ответы. Хорошей идеей будет разделить класс на группы, которые будут аргументированно отстаивать свои ответы, сформулированные при мозговом штурме.

Модульное обучение.

В модульном обучении объем знаний разбивается на значимые блоки (модули), которые осваиваются по схеме: учитель выдает определенный блок информации, потом происходит его применение на практике (лабораторные работы, семинары, практикумы, уроки-диспуты и т. д.), затем идет блок оценки (контрольные, зачеты).

Модульная технология особенно перспективна при дистанционном обучении, когда необходима четкая система массивов знаний и их оценки.

Модульная технология видится особо полезной в современном перенасыщенном информационном поле именно за счет своей строгой структурированности.

Портфолио как технология инновационной школы.

Суть этого подхода заключается в самостоятельном сборе учащимся его значимых работ, проектов, отзывов, дипломов, похвальных листов и грамот. Портфолио имеет значимость именно как образовательная технология, ее конечная цель не собрать материалы для портфолио, а разработать методы и приемы поиска нужных знаний и умений, а также оценивания своей учебной деятельности.

В процессе сбора портфолио, ученик, во-первых, учится оценивать, насколько хорошо выполнен тот или иной проект, насколько он завершен и полон, как раскрыта поднимаемая проблематика; во-вторых, ученик сам выбирает состав своего портфолио, тем самым позволяя раскрыться одаренности в той или иной сфере.

Собственная оценка плодов своей деятельности также работает на развитие самостоятельности процесса обучения.

Все эти подходы развивают критическое мышление и ставят во главу угла самостоятельную поисковую деятельность ученика. Процесс познания при такой современной методике преподавания в школе опирается на исследование, на самореализацию.

Инновационные методы обучения

Перечисленными методами инновационная деятельность в школе, конечно, не ограничивается. Их гораздо больше, все они характеризуются активным включением обучаемого в поиск новых знаний и умений, развитием его творческого начала и прагматичности.

Инновационная школа в современных, быстро меняющихся условиях жизни, в густом информационном потоке видится перспективной отраслью образовательной сферы.

Источник

Инновационные формы организации обучения в профессиональном образовании

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Глава 1. Теоретические основы применения инновационных форм организации обучения…………………………………………………………. 5

1.1 Инновационные формы организации обучения в профессиональном образовании………………………………………………………………………5

1.2 Виды инновационных форм организации обучения…………………….12

Глава 2. Повышение эффективности применения инновационных форм организации обучения………………………………………………………….24

2.1 Исследование проблем применения инновационных форм организации обучения в ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»….24

2.2 Методические рекомендации по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения……………………………….28

Прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развития этой области являются инновации, то есть управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Это касается прежде всего форм обучения, организации и управления работы образовательных учреждений. Основой целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.

Актуальность темы исследования обусловлена все большим отставанием традиционной подготовки специалистов, ориентированной на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, от современных требований. Необходимо подготовить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, к решению профессиональных задач.

Исследование литературы по теме работы показало, что вопросу о применении инновационных форм организации обучения уделяли многие ученые. Среди них отметим Дьяченко В. К. [12], Эрганову Н. Е., [22], Мухину С.А., [18], Полякова С.Д. [20].

Объектом исследования являются инновационные формы организации обучения в профессиональном обучении.

Цель работы: изучить теоретические основы применения инновационных форм организации обучения и разработать методические рекомендации по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения

Для реализации цели работы предполагает решение ряда задач:

— определить теоретические основы применения инновационных форм организации обучения;

— провести исследование проблем применения инновационных форм организации обучения в ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»;

— разработать ряд рекомендаций по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения.

Структура работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, библиографический список, приложения.

Глава 1. Теоретическое обоснование инновационных форм организации обучения

1.1 Инновационные формы организации обучения в профессиональном образовании

Профессиональное образование в России существует более 300 лет, со времен Петра I. Причем на каждом этапе развития перед системой образования ставились различные задачи профессионального образования. В настоящее время перед профессиональным образованием стоят задачи не только насыщения рынка труда компетентными специалистами, но и создание возможностей для профессионального роста и развития личности.

Для этого процесс обучения и организационная методика занятия должна быть построена так, чтобы широко вовлекать студентов в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

Общие требования к учебному занятию кратко можно сформулировать так:

— вооружать студентов сознательными, глубокими и прочными знаниями; инновационный обучение преподавание экономика

— формировать у студентов прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;

— повышать воспитательный эффект обучения на занятии, формировать у студентов в процессе обучения черты личности;

— осуществлять всестороннее развитие студентов, развивать их общие и специальные особенности;

— формировать у студентов самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни;

— вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с литературой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;

— формировать у студентов положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению. [7]

Однако осуществление обучения, предусматривающее выполнение перечисленных требований невозможно без знания и умелого использования разнообразных форм организации обучения.

Вопросом рационального построения процесса профессионального обучения занимается такая дисциплина и одновременно область научно-педагогических знаний, как Методика профессионального обучения. Она изучает закономерности методической деятельности преподавателя и мастера производственного обучения по конструированию, применению и развитию средств обучения (средств обучения профессии, специальности), с помощью которых осуществляется регуляция обучающей деятельности преподавателя и когнитивной деятельности студентов по развитию и формированию необходимых компетенций. Следовательно, результатом методической деятельности являются специально разработанные средства обучения, образующие «канал», по которому происходит регуляция обучающей деятельности педагога и когнитивной деятельности студентов по формированию необходимых компетенций. Средства обучения в широком смысле оптимизируют процесс обучения по предмету и обеспечивают получение планируемых результатов обучения на занятии.[22]

Методика профессионального обучения как наука совершенствует подходы, принципы и методы профессионального обучения, а инновации в профессиональном образовании стали источниками развития всего процесса профессионального обучения.

Одним из средств повышения эффективности профессионального обучения, изучаемым методикой профессионального обучения, является инновационная форма организации обучения. При этом следует особенно выделить инновационные формы организации обучения в профессиональном образовании, несколько меняющие представление о традиционном занятии.

Для того чтобы в полной мере обозначить роль применения инновационных форм организации обучения, необходимо определиться с таким понятием как форма организации обучения.

Общение происходит между взаимодействующими преподавателем и студентами. В зависимости от структуры учебного общения В.К. Дьяченко классифицирует общие формы на индивидуальные, парные, групповые, коллективные.

Понятие «организация» трактуется как «упорядочение, налаживание, привидение в систему некоторого материального или духовного объекта, расположение соотношение частей какого либо объекта». Обучение может происходить только тогда, когда оно каким-то образом организовано. Оно происходит и существует, прежде всего, в определённых формах его организации. Организационные формы обучения составляют материальную основу обучения.[15, 3]

Итак, форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и студентов. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие, экскурсия и другие) имеет частное обучающее воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение студентами конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков, компетенций. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающее воспитательное значение, формирует у студентов системные знания и личностные качества. [16]

Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала детьми различных возрастных групп.

Таким образом, инновационная форма организации обучения представляет собой форму организации обучения, предусматривающую введение новшеств (инноваций) в цели, методы, средства и содержание обучения и воспитания, а также в порядок организации деятельности преподавателя и студента на занятии.[19] Инновационная форма организации обучения предполагает активизацию студента на занятии посредством применения новых методов, средств обучения, изменения содержания и способов подачи материала, а также организации нового порядка взаимодействия преподавателя и студента.

Применение инновационных форм организации обучения позволяет реализовывать в практике процесса профессионального обучения одну важную закономерность: человек запоминает 1/4 услышанного, 1/3 увиденного и услышанного одновременно и 3/4 материала, если он ко всему прочему вовлечен в активные действия.

Инновационные формы организации обучения, несомненно, обладают большим обучающим и развивающим потенциалом, способствующим становлению личности будущего профессионала. Обоснованием этой позиции стало исследование А. С. Зверева.

Существующая система образования кажется для работающего в ней педагога настолько понятной, что сделанные психологами, социологами в этой области открытия или выводы кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность.

Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М. Балабана сделать вывод, который и приводит в недоумение педагогов: учебное заведение, независимо от того, в какой стране оно находится, учит успешно только одного из десяти своих студентов. Говоря другими словами, только для 10% студентов приемлемы методы, используемые в традиционном образовании. Оставшиеся 90% студентов также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».

Инновационные формы организации учебного процесса в первую очередь позволяют сменить целевую установку занятия «дать образование» на установку «образование как самореализация». Происходит смена принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности, определяющий такую основную задачу преподавателя, как определение того, что именно, какой образовательный продукт создадут студенты в ходе занятия.

1.2 Виды инновационных форм организации обучения

Данная форма организации обучения играют большую воспитательную роль. При подготовке к занятиям данного вида необходимо изучить уровни общеучебных умений и навыков студентов, их способности к самостоятельной работе; определить содержание и направленность самостоятельной деятельности студентов.

Для каждого студента разрабатывается модель самостоятельной работы: подбирается технология обучения; объем и содержание учебного материала; литература и дидактический материал; технико-технологические средства учебного процесса. Каждому студенту выдаются соответствующие рекомендации в письменной и устной форме. [17]

На уроках самостоятельной деятельности должны быть четко определены позиции преподавателя и студента:

-позиция преподавателя: инициирование субъективного опыта студента и развитие его индивидуальных способностей в течение учебного процесса; выбор технологии обучения (как и чему буду учить);

— позиция студента: выбор технологии обучения (что и как сам буду изучать) на определенный период времени.

Уроки самостоятельной деятельности не могут показать полную картину педагогического мастерства преподавателя, они лишь частично раскрывают аспекты его творчества и самобытности. В связи с особенностями занятий самостоятельной деятельности, можно выделить несколько рекомендаций преподавателю по применению такой формы организации обучения:

— не мешать при выполнении задания, пока студент сам не попросит помощи;

— не критиковать за ошибки;

— собеседование вести в виде уточнения деталей;

— определять конкретный объем работы для того, чтобы студент мог рассчитать свои силы;

— установить временные рамки для выполнения работы;

— создать условия для осуществления самооценки студентами результата собственной деятельности;

— определять критерии выполнения самостоятельной работы;

— разработать формы контроля самостоятельной деятельности, критерии оценки результата деятельности преподавателем. [16]

— самостоятельная учебная деятельность студента тесно связана с его реальной трудовой деятельностью;

— ориентация учебы и труда на конечный результат;

— смена традиционных, замкнутых форм отношений между педагогом и студентами на более открытые, направленные на совместную деятельность и сотрудничество.

Наиболее эффективны такие инновационные формы организации обучения на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности.[17]

Без знаний закономерностей мыслительной деятельности обучающихся дать урок проблемного обучения практически невозможно. [8]

— системное закрепление знаний по другим учебным предметам. Часто знания, необходимые для работы над проектом, «подстегивают» интерес студента к другим дисциплинам;

-развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных данных;

— развитие социальных (работа в команде) и физических умений и навыков;

— развитие уверенности в своих силах. Студенты учатся подходить к любой деятельности творчески, обретают уверенность в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь других людей.

В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.В рамках занятия чаще всего ограничиваются применением учебных деловых игр. Их отличительными свойствами являются:

— моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

-поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

-наличие конфликтных ситуаций; обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

-использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

— контроль игрового времени; элементы состязательности; правила, системы оценок хода и результатов игры.

Планирование и проведение деловых игр требует особой подготовки преподавателя. В том числе необходимо обратить внимание на методику разработки деловых игр, включающую в себя следующие этапы:

— обоснование требований к проведению игры;

— составление плана ее разработки;

— написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;

— подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;

— уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;

— разработка способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности.

После выполнения обозначенных выше этапов следует озадачиться самой структурой деловой игры, являющейся ее основой, «скелетом». Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:

— знакомство с реальной ситуацией;

— построение ее имитационной модели;

— постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;

— создание игровой проблемной ситуации;

— вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;

— обсуждение и проверка полученных результатов;

— реализация принятого решения;

— анализ итогов работы;

— оценка результатов работы.[2]

Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и занятия-суды.

Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает включение в полной мере или частично следующих этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа ролевой игры. На подготовительном этапе решаются вопросы как организационные, так и связанные с предварительным изучением содержательного материала игры. Организационные вопросы: распределение ролей, выбор жюри и экспертной группы, формирование игровых групп, ознакомление с обязанностями. Предваряющие: знакомство с темой, проблемой, ознакомление с инструкциями, заданиями, сбор материала, анализ материала, подготовка сообщения, консультации. [4] Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы, дискуссия в группе, выявление позиций, принятие решения, подготовка сообщения. Межгрупповой сообщений групп, оценка решения.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение. Проведение ролевой игры, построенной на использовании имитации, связано с преодолением трудностей, заложенном в ее противоречивом характере. Противоречивость ролевой игры заключается в том, что в ней всегда должны иметь место и условность, и серьезность. Кроме того, она проводится в соответствии с определенными правилами, предусматривающими элементы импровизации. Если хотя бы один этих факторов отсутствует, игра не достигает цели. Она превращается в скучную инсценировку в случае излишней регламентации и отсутствии импровизации, или в фарс, когда играющие утрачивают серьезность и их импровизации носят абсурдный характер.[6]

— выбор соответствующей темы, в содержании которой есть противоречия, разные точки зрения или высокая степень сложности;

— подбор двух преподавателей, совместимых как с точки зрения стиля мышления, так и способа мышления;

— разработку сценария чтения лекции (блоки содержания, распределенные по времени).

Сценарий необходим лишь на первых этапах работы. В дальнейшем рекомендуется использовать больше импровизации. Лекция вдвоем фактически представляет собой мини-игру, театр двух актеров, что создает эмоциональный, положительно окрашенный фон и повышает заинтересованность студентов.

Этап организации в свою очередь состоит из подэтапов: распределение обязанностей (между преподавателями и студентами); написание сценария занятия (с указанием конкретных целей); подбор заданий и критериев их оценки, методов занятия и средств обучения; разработка критериев оценки деятельности студентов.

Проведение любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Для успешной подготовки нетрадиционного занятия и его проведения преподаватель должен обладать рядом личностных качеств и соответствовать некоторым требованиям, основными из которых являются: хорошее знание предмета и методики; творческий подход к работе, изобретательность; осознанное отношение к использованию нетрадиционных форм урока в учебном процессе; учет собственного характера и темперамента.

Анализ нетрадиционного урока должен происходить как на уровне группы обучаемых, так и на педагогическом уровне, для чего на урок могут быть приглашены другие преподаватели.

Таким образом, в первой главе были проанализированы особенности некоторых инновационных форм организации обучения, а также общие закономерности процесса их подготовки и проведения. Представив теоретическое обоснование инновационных форм организации обучения, можно определить проблемы их использования преподавателями колледжа.

Глава 2. Повышение эффективности применения инновационных форм организации обучения

2.1 Исследование проблем применения инновационных форм организации обучения в ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»

В действительности, роль инновационных форм организации обучения в образовательном процессе сложно переоценить. Однако рассмотрение целей и задач учебных занятий, их типологии и структуры, педагогических требований к нему, особенностей состава студентов, помогает осознать важность, необходимость и сложность выбора форм организации обучения. Это является одной из проблем применения инновационных форм организации обучения преподавателем образовательного учреждения СПО. Для того, чтобы выявить проблемы, с которыми сталкивается преподаватель при применении инновационных форм организации обучения, было проведено исследование в ГАОУ СПО «Губернский профессиональный колледж».

Методологической основой исследования является методы анкетирования и беседы.

В первую очередь была предложена анкета студентам, изучающим дисциплину «». Данная дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и способствует формированию следующих общих и профессиональных компетенций. Результатом освоения дисциплины является умение студентов свободно обращаться с категориальным аппаратом экономических наук; развитие аналитического мышления у студентов при рассмотрении экономических явлений не только самих по себе, но и во взаимосвязи с социальными процессами, политикой, этикой, ценностями той или иной нации; формирование у студентов представления о современных школах и направлениях развития экономической науки.

Целью данного анкетирования было выявление удовлетворенности студентов формами организации обучения, применяемыми преподавателем на занятиях по дисциплине.(Приложения)

В качестве респондентов выступили 17 студентов. В результате анкетирования было выявлено, что преподаватель данной дисциплины проводил занятие с применением инновационных форм обучения пять раз в учебном году, в то время как большинство студентов заинтересовались инновационными формами организации занятия. Об этом говорят следующие данные: 15 студентов отдали бы предпочтение инновационным формам организации обучения, 2 студента признались в том, что для них это

организации занятия влияет на их заинтересованность в обучении по данной дисциплине, 5 респондентов говорят о том, что для них это не имеет значения, 1 студент не считает, что смена форм организации обучения влияет на его заинтересованность в предмете. Большинство опрошенных студентов колледжа иногда хотели бы видеть занятие по дисциплине другим, что следует из ответов на 4-ый пункт анкеты. Исходя из результатов анкетирования, студенты удовлетворены тем, как проходят занятия Но хотели бы, чтобы колледже.

Таким образом, мы обосновали необходимость применения инновационных форм организации обучения не только теоретически, но и с помощью небольшого исследования, на котором студенты продемонстрировали свою заинтересованность в иных формах организации занятий.

Была проведена беседа с преподавателем дисциплины «История» Бандуриной Еленой Викторовной, которая имеет высшую квалификационную категорию и стаж педагогической деятельности 25 лет. В ходе проведения беседы удалось выяснить отношение педагога к инновационным формам организации обучения. Преподаватель считает, что такие формы обучения обладают рядом преимуществ перед традиционными формами обучения, а именно способность активизации мышления и познавательной активности студентов, возможность разнообразить учебную деятельность и одновременно повышать ее эффективность, отметила воспитательную составляющую инновационных форм организации обучения, повышение интереса к предмету. При этом она отметила, что форма организации обучения существенно влияет на качество усвоения учебного материала, поскольку определяет логику, последовательность и содержание работы студента на занятии, формирование общих и профессиональных компетенций.

На вопрос о том, применяет ли преподаватель инновационные формы организации обучения в своей педагогической деятельности, она ответила, что делает это часто, студентов легче заинтересовать учебным материалом, если он преподается на занятии с применением инновационных форм организации обучения. Отмечая проблемы в использовании инновационных форм обучения, она указала, что такие занятия требуют длительной подготовки, затрат времени, средств, сложность реализации такого занятия заключается в его планировании, определении методов и приемов.Она

выделила такие основные сложности при планировании как выбор наиболее подходящей формы организации занятия и преобразование в эту форму учебного материала; проблематичность задействования каждого студента на занятии в соответствии с его способностями и сложность при разработке критериев оценки работы студента на занятии (связи с тем, что некоторые инновационные формы организации обучения предполагают многообразие мнений).

На вопрос о том, что может помочь преподавателю применять инновационные формы организации обучения на занятиях, она ответила, что педагогам, которые не часто используют в своей преподавательской деятельности такие формы организации обучения, нужна методическая помощь, в частности, методические рекомендации по применению инновационных форм организации обучения.

Таким образом, необходимо разработать методические рекомендации по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения в ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж».

2.2 Методические рекомендации по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучени я

На основании анализа теоретической литературы, а также результатов исследования, проведенного во второй главе выпускной квалификационной работы, были разработаны методические рекомендации по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения в ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»».

1. Инновационные формы на занятии осуществляются при обязательном участии всех студентов группы, а также реализуются с непременным использованием различных средств обучения (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды). [12] При этом на занятиях, предусматривающих групповую работу целесообразно формирование подгрупп с учетом особенностей студентов и организовывать их работу так, чтобы каждый студент в подгруппе выполнял определенную функцию. Это облегчит поддержание дисциплины и порядка. Также необходимо обеспечить условия, при которых каждый студент мог бы высказать свою точку зрения;

2. При выборе инновационной формы организации обучения педагогу необходимо учитывать множество факторов. Выбор форм организации обучения определяется:

— общими целями обучения, воспитания и развития студента;

-особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;

— целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;

— временем, отведенным на изучение того или иного материала;

— уровнем образования и практического опыта обучаемого;

— уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;

— уровнем квалификации и личных качеств преподавателя.

С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретной формы организации обучения;

4. Применение инновационных форм организации обучения наиболее эффективно, как правило, на занятиях после изучения какой-либо темы или нескольких тем, они выполняют функции обучающего контроля и оценки знаний студентов. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку атмосфера на таких занятиях более непринужденная и способствует снятию психологического барьера, возникающего в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку;

5. При реализации занятия с применением инновационных форм организации обучения должна быть создана одновременно и рабочая атмосфера, а также присутствовать дух творчества и доверия;

6. Необходимо разработать определенные критерии оценки проявленных знаний и умений в процессе учебного занятия с применением инновационных форм организации обучения. Среди них необходимо обязательно выделять такие как: знание теоретического материала занятия; способность применить теоретические знания на практике; креативность мышления и умение находить нестандартные способы решения проблем; умение обобщать, систематизировать материал и делать собственные выводы, выражать и отстаивать свое мнение; а также степень самостоятельности при решении проблем, задач, заданий.

7. На занятиях с применением инновационных форм организации обучения целесообразно обозначить практическую значимость получаемых знаний, умений, навыков для студентов. Это позволит заинтересовать их в выполнении предложенной преподавателем работе;

8. Поддержание дисциплины на занятиях с применением инновационных форм организации обучения облегчится, если за нарушение дисциплины и порядка студент вместе с его подгруппой будут наделяться штрафными баллами и дополнительными заданиями повышенной сложности;

9. Не рекомендуется слишком часто обращаться к подобным формам организации обучения, поскольку это может привести к потере устойчивого интереса к предмету и процессу учения.

Таким образом, мы полагаем, что соблюдение вышеперечисленных методических рекомендаций по планированию и реализации занятий с применением инновационных форм организации обучения будет способствовать повышению эффективности учебного процесса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *