инновационные формы проведения мероприятий

5 интерактивных форматов для мероприятий нового поколения

Поделиться

«Совместное потребление» (или «sharing economy») — новый мировой тренд, в результате которого возникли, например, Uber, Airbnb и Ebay. Это такая экономическая экосистема, которая выстраивается вокруг взаимодействия услуг и ресурсов. Эта коллаборация проникает во все бизнес-процессы. Совместное потребление имеет огромный потенциал. Он изменит способы общения, производства, потребления и вовлечения, повлияет на все аспекты жизни.

Именно поэтому такие sharing-мероприятия и есть мероприятия нового поколения. Влияние этого тренда на нашу индустрию — свершившийся факт. Сегодняшние event’ы сконцентрированы на общении между участниками, чтобы они могли делиться своими знаниями друг с другом, взаимодействовать в более неформальной обстановке. Как следствие, появились и новые форматы мероприятий. Техники «аквариумов», «неконференций», технология опенспейса и Pecha Kucha — лишь маленькие образцы event’ов будущего, возвращающих нас к корням, когда мы собирались вокруг костра, чтобы поговорить, потанцевать и создать что-то впечатляющее. И сегодня это по-прежнему отличное средство для обучения и вдохновения.

Аквариум

В чем суть формата? Небольшая группа людей обсуждает какую-то горячую тему перед большой аудиторией. В классических аквариумах любой участник может присоединиться к маленькой группе и вступить в дискуссию. Это очень эффективный формат для обсуждения трендовых тем и выявления разных точек зрения. Отлично, если маленькая группа состоит из лидеров общественности и частного сектора, а аудитория — из работников и рядовых граждан. Аквариумы делают процесс принятия решений прозрачным, выстраивает доверительные отношения и упрощает сложные вопросы.

инновационные формы проведения мероприятий

Как использовать формат

Длительность: около 1,5 часов

Для чего подходит такой формат?

PechaKucha

PechaKucha или Pecha Kucha — способ презентации, в котором нужно успеть представить 20 слайдов за 20 секунд каждый (всего 6 минут 40 секунд). От этого презентация получается емкой, динамичной и по делу. Формат стал невероятно популярен по всему миру и используется не только в творческой сфере, в которой был зарожден, но также подходит для различных тем в event-индустрии.

инновационные формы проведения мероприятий

Как использовать формат

Обычно PechaKucha состоит из 8-14 отдельных презентаций. В каждой из них должно быть максимум 20 слайдов, каждый из которых должен быть представлен максимум за 20 секунд. PechaKucha, как правило, проводится в необычных местах, например, в барах, клубах, студиях, университетах, храмах, на пляжах или даже пещерах. Время проведения — поздний вечер. Обычно сопровождается напитками. И хотя PechaKucha был придуман для обсуждения вопросов дизайна, архитектуры, фотографии и искусства, этот формат активно используется для исследовательских проектов, студенческих диссертаций, обсуждения хобби, маршрутов для путешествий и различных историй. Для PechaKucha характерно наличие большой сцены, большого экрана для презентаций и видимого всем таймера для отслеживания времени.

Длительность: около 1,5 часов

Для чего подходит такой формат?

Технология Open Space

Этот формат создан, чтобы достигать соглашения по сложным вопросам. Подходит для больших (более 2000 участников) и маленьких групп (менее 10). Дает хорошие результаты, если мероприятие проходит в течение 1-2 связанных между собой дней. Главная задача модератора — представить участникам проблему и пояснить особенности формата. После этого участники сами создают себе расписание и задают скорость мероприятию.

Источник

Инновационные формы организации досуга студенческой молодёжи

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ (на примере организации культурно-досуговой работы в «РКРСТ «Сократ»).

Автор: преподаватель ГАПОУ РО «РКРСТ «Сократ» Дудкин С. Я.

Проблема исследования содержания и структуры досуга приобретает за последние годы новые качественные очертания. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. В этой ситуации появляется возможность и необходимость говорить об эксклюзивных культурно-досуговых программах в сфере досуга. Эксклюзивные культурно-досуговые программы – это всегда инновации, так как в досуговой сфере программа не может долго оставаться эксклюзивной в связи с развитием этой сферы, и мгновенными действиями конкурентов. В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

В теории социально-культурной деятельности и смежных с ней отраслях научного знания понятие «инновационная форма досуга» не имеет достаточно чёткого определения. Исследователи значительно суживают рамки представлений о сущностном значении этой категории, понимая под ней лишь внешнее выражение культурных образцов организации досуга, содержащих элементы новизны и осуществляющихся с учётом принятых в молодёжной среде норм досугового поведения.

Инновационные формы организации досуга рассматриваются нами как особая смысловая конструкция, предназначенная для характеристики целенаправленных изменений во внешней структуре досуга, связанных с видоизменённым сочетанием известных форм досуговой деятельности, адаптацией их к современным реалиям, а также с созданием новых, но уже утвердившихся в повседневной действительности форм.

Достижение продуктивной организации досуговых практик, в том числе через увеличение их многообразия, что изменяет образ и качество жизни студенческой молодёжи, обеспечивается взаимосвязанной системой инновационных форм, а также сочетаемостью традиционных и ранее неизвестных видов,в своей совокупности выполняющих функции:

адаптационные, предполагающие упорядочивание процесса выбора сфер реализации досуговой деятельности с учётом специфики любительских интересов и культурных предпочтений молодых людей; упрощение доступа к метакоммуникативной информации о ранее малоизвестных инновационных формах организации молодёжного досуга;

познавательные, требующие осуществления во всех сферах досуговой деятельности процесса познания с целью формирования социальных и культурных компетенций; выполнения разнообразных предметных действий, в том числе моделирования локального жизненного пространства организации активного досуга; отражения на вербально-деятельностном уровне сущностной роли постигаемой инновационной формы;

информационные, позволяющие ориентировать молодых людей на выбор конкретной инновационной формы досуга в соответствии с личными установками; на выражение эмоционального отношения к значимости их использования; на оценивание этой значимости с учётом сопоставления информации о социально-культурных средствах, методах и результатах, гипотетически важных для выбора, с уже имеющимися в арсенале жизненного опыта личности данными;

рекреативные, обеспечивающие направленность личности студента на создание представлений об отдыхе в виде должного и желаемого восстановления физических, духовных сил; восприятие общекультурных эталонов организации досуговой деятельности в виде исходных для соизмерения с представляющими интерес инновационными образцами; оценивание назначения избранной формы не только с точки зрения узкорекреационных целей и задач, но и с позиций совершенствования личности в культурной среде, вбирающей в себя перспективные виды игрового, развлекательного и интеллектуального досуга;

культуротворческие, выражающиеся в намерении личности интенсивно пользоваться информационными источниками не только для освоения уникальных духовных ценностей, но и для оценивания собственных досуговых действий в различных областях культурной деятельности; в создании новых авторских проектов для достижения досуговых целей, перевода их в созидательные задачи, связанные с расширением возможностей организации самовоспитания, развития и самообразования.

К ведущим факторам, стимулирующим реализацию данных функций, а также психологических, координирующих и прочих функций,отнесены: уровень базовой культуры личности, степень развитости эмоционально-волевых качеств студентов, высказывания молодёжи по проблемным вопросам организации досуговой деятельности. постоянное изменение соотношения функций обусловлено трансформациями ценностных ориентаций студенческой молодёжи, что повышает вероятность расхождения оценок социально-культурной информации о появлении новых форм досуга и ориентаций в ней при выборе наиболее приемлемой формы.

Предлагаемая педагогическая модель систематики инновационных форм организации студенческого досуга, созданная для цельного осмысления особенностей их функционирования, вбирает в себя три основных блока, базирующихся на принципах социально-культурной деятельности.

1-й блок – традиционные обобщённые формы организации досуга (массовые, индивидуальные, групповые, коллективные). День знаний, День города, Посвящение в студенты, Мисс первокурсница, День туризма, День рекламы, День гостиничного сервиса, День встречи выпускников, Последний звонок и т. д.

2-й блок – инновационные внешние формы организации досуга (примерные образцы: «библионочь», «тотальный диктант», областные образовательные фестивали «Быть добру на Дону», «Твори добро и красоту», мультижанровые городские фестивали. Сюда же могут быть включены такие формы как квест, велокарнавал, уличный перформанс, интернет-конкурс, виртуальные экскурсии, художественные, книжные ярмарки, фейерверк, цифровые выставки, флешмоб и другие).

3-й блок – инновационные латентные формы организации досуга (досуговые занятия по систематизации знаний в сфере медиаграмотности и других направлений досуга; досуговые занятия по обобщению социального и культурного опыта в области волонтерской деятельности; досуговые занятия по усовершенствованию художественных, спортивных, хореографических, музыкальных умений и навыков; интегрированная форма досуговых занятий по организации и проведению мероприятий).

Кратко охарактеризуем единичные образцы инновационных форм организации досуга студенческой молодёжи, детерминирующие латентные формы и обусловливающие своеобразие их проявления в конкретном направлении социально-культурной деятельности (2-й основной блок).

«Библионочь», «Ночь в музее» и другие мероприятия проводимые совместно с Областным краеведческим музеем, «Музеем изобразительных искусств», Историческим Парком «Россия- Моя История» – социально-культурные акции образовательного, просветительного и развивающего характера; масштабное сетевое событие. В основе организациинаходятся специальные проекты: детские, молодёжные и др., в рамках которых внимание уделяется популяризации чтения, поиску новых форматов проведения свободного времени в библиотеках, музеях, выставочных комплексах, книжных магазинах, арт-кафе и т. д. Сетевое взаимодействие и соорганизация различных площадок для проведения качественных культурных мероприятий позволяют ощутить масштабность оригинальных форматов, в том числе формата паблик-арт, крауд-арт, а также жанров выбираемых культурных программ.среди них: театрализованные прогулки в рамках экскурсий-спектаклей, акции по свободному обмену книгами, мастер-классы по созданию фигур оригами, икебаны, посещение театров и филармонии, встречи-диалоги с известными деятелями культуры и искусства.

День здоровья, Неделя здорового образа жизни, конкурсная программа «Самый сильный, смелый, ловкий», мероприятия посвященные борьбе с курением, наркозависимостью, занятия различными видами спорта, фитнесом мотивируют на укрепление здоровья в связи с высоким уровнем предполагаемых рисков (психологических, экологических, техногенных) в ситуациях повседневной жизнедеятельности. Добровольный выбор и активное участие в той или иной спортивно-оздоровительной программе открывает возможность для накопления качественного здоровьесберегающего ресурса, важного для организации продуктивного образа жизни в современных условиях, повыщению работоспособности в будущей профессинальной деятельности. Систематические занятия фитнесом развивают скрытые физические, духовные возможности личности, утверждают потребность в самореализации.

Волонтёрское движение. Целевое предназначение – расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практико-ориентированных задач, связанных как с защитой окружающей природной среды, так и сохранением культурного-исторического наследия на определённой территории; овладение волонтёрами системой средств, прежде всего организационных, при создании локального социально-культурного пространства; развитие творческих способностей участия в культурных программах, в том числе в мастер-классах, конкурсах, например организация и проведение Дней открытых дверей, творческого конкурса «Минута славы», организации и проведения фестиваля «Быть добру на Дону» и т. д.

Ландшафтный фестиваль (театральный, этнофутуристический, фольклорно-этнографический). Посещения музеев-заповедников донской казачьей культуры в ст. Старочеркасская, Пухляковская, Вёшенская. Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий на базе отдыха на Левобережье. Доминирующий структурный компонент – мероприятия и анимационные программы на открытом воздухе в пространстве природных памятников культуры. Уникальный природный ландшафт в виде основной сценической площадки позволяет ощутить социокультурную реальность установления диалога зрителей с природой. Значение проведения мероприятий на природной сцене, их зрелищность определяются возможностями осмыслить роль сохранения природной среды как экосистемы в ряду основных культурных потребностей, повысить уровень экологического поведения, а также раскрыть творческий потенциал в ходе участия в мастер-классах по народному ремеслу и творчеству, занятиях по народным танцам, пению.

Мега-квесты – типовые интеллектуальные игры в рамках молодёжного проекта «Лига креативных игр». Типология мега-квестов различается по уровню сложности (продвинутые, гиперсложные); по продолжительности (длительные, краткосрочные). Разнообразие тематики предполагает предоставление участникам простора для действий на основе получения только основной информации как начального звена для последующего детального изучения смоделированной проблемной ситуации. Ориентация на выполнение интеллектуальных заданий, имеющих увлекательный смысл, оптимизацию поиска выбора вариантов конструктивных решений, связанных с событиями реальной городской жизни, требует проявления аналитических умений и навыков, а главное — желания работать в команде, находить решения в нестандартных ситуациях.

Интернет-соревнования. Достаточно широкий охват студенческой аудитории способствует развитию самых разных направлений молодёжной культуры: музыкальной, танцевальной, спортивной и др. ;позволяет личности осваивать новые социальные роли поведения на профессиональных форумах: активного участника, наблюдателя, общественного эксперта. вызывая положительную мотивацию, интернет-состязания формируют у молодых людей оценочные суждения об организации проведения конкурсов и достигнутых практических результатах, тем самым утверждая их жизненные позиции, стимулируя к созданию новых социально-культурных отношений.

Электронные книги, журналы. Локальный дистанционный доступ к версиям книг, журналов в цифровой форме изменяет вектор познавательной активности личности в сторону большей самостоятельности поискового характера во всемирной сети, стимулирует личность к постоянному самосовершенствованию в сфере сетевого взаимодействия, тем самым изменяя приёмы организации досуга. открытость доступа, комфортность хранения на электронных носителях, экологичность делают их привлекательными в качестве ведущего средства получения требующейся информации в структурированном виде.

Электронные выставки (персональные, коллективные) в библиотеках, музеях, картинных галереях. Использование интернет-технологий для знакомства с экспонатами выставки в режиме как индивидуального, так и массового доступа; отсутствие пространственно-временных ограничений — характерные признаки данных выставок. усиление положительных эмоций пользователей от просмотра видеоматериалов, посвященных образцам культурного наследия, а также возможность моделирования диалогических

отношений со специалистами, организаторами выставки в режиме онлайн достигаются за счёт использования мультимедийных, дизайнерских и прочих программ. Информативная, просветительная функции как ведущие функции электронных выставок развивают интерес к самообразовательной деятельности, повышают уровень культурной компетенции в значимой для пользователя отрасли знания

Виртуальные экскурсии. Нацеленность на ознакомление с предметами социокультурной действительности, представленными в музейных и выставочных экспозициях, а также с явлениями природного ландшафта в заповедниках с помощью мультимедийной фотопанорамы обусловлена актуальными любительскими предпочтениями студенческой молодёжи. Возможность самостоятельного выбора тематики экскурсионного маршрута позволяет проявлять творческую инициативу в ходе поиска нужных информационных ресурсов в объёме, необходимом для решения культурно значимых задач. Открывая возможности для появления новых положительных эмоций, виртуальные экскурсии обогащают субъективный опыт личности в социально-культурной деятельности.

Фейерверочное представление. Сущность и назначение фейерверка как формы праздничного досуга сводится к индивидуально-коллективной организации зрелищности.В зависимости от цели развлечения выделяются основные типы фейерверочных представлений: наземные, высотные, дневные, вечерние, музыкальные. Как выразительное средство уличного искусства фейерверк-шоу – неотъемлемая часть создания праздничной атмосферы. Участие в них вызывает у личности целый спектр ситуативных положительных эмоций, позволяет находить единомышленников, совместно с которыми переживаются эстетические чувства относительно конкретных фрагментов представления. Как пример – запуск в небо праздничных шаров во время празднования дня знаний, дня города, последнего звонка.

Выбор той или иной инновационной формы организации досуга в значительной степени определяется ценностными приоритетами студенческой молодёжи как наиболее динамичной, интеллектуальной группы молодёжи: стремлением к самоопределению, то есть выражению личностной и профессиональной позиции в социально-культурных ситуациях; утверждением индивидуального стиля жизни через освоение новых социальных ролей; включённостью в современные процессы трансформации многих сфер общественной и культурной жизни, прежде всего через новые каналы социализации – Интернет и СМИ.

инновационные формы проведения мероприятийФотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

инновационные формы проведения мероприятийФотоотчет о взаимодействии с родителями по организации досуга детей «Осенние посиделки за столом от щедрой осени» Цель: Создать у детей радостное настроение от общения, способствовать развитию интереса к окружающему миру в совместной деятельности с.

инновационные формы проведения мероприятийФотоотчет о взаимодействии с родителями по организации досуга детей «Встреча с интересным человеком» в старшей группе Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности воспитателя. Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания.

инновационные формы проведения мероприятийФотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

инновационные формы проведения мероприятийФотоотчет о взаимодействии с родителями по организации досуга детей «Посиделки за столом». 2 часть Цель: Привлечь детей к активному взаимодействию со сверстниками. Создать радостное настроение от общения. Наша работа, работа воспитателей.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

инновационные формы проведения мероприятийКонсультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Источник

Новые термины и интересные формы массовой работы в библиотеке

методические рекомендации для работников библиотек

инновационные формы проведения мероприятий

В связи с внедрением новейших технологий в работу библиотеки работники библиотек все чаще встречаются с новыми терминами. Некоторые понятия заимствованы из других отраслей знаний, внося свою специфику в работу библиотек, а некоторые – из практики работы коллег за рубежом и т. д. Библиотекари в своей профессиональной деятельности стараются идти в ногу со временем, используя в работе инновационные формы.

В рекомендации включены некоторые известные формы массовой работы, которые сегодня актуальны, расширяют ассортимент форм работы с читателями. Речь идет как о традиционных, исторически сложившихся формах мероприятий, так и о перспективных, инновационных, только появляющихся в связи с развитием информационных потребностей общества, изменением места библиотек на информационном и досуговом рынках.

Айстоппер (от англ. eye stoper — дословно «то, что останавливает глаза») – яркий, неординарный, выделяющийся элемент, панно, привлекающее внимание. Айстоппер –название, используемое в рекламе, призванное привлекать внимание людей к объявлению.Например, сильнейший айстоппер – это цвет, особенно яркий, ведь именно цвет предметачеловеческий глаз различает быстрее всего. Также используются разнообразные нестандартные исмешные изображения животных, людей. Такой приём применяется в библиотеках дляоформления книжных выставок. Главная функция айстоппера на выставке – привлечьаудиторию к конкретному стенду. Как правило, для этого на выставках используются ростовыефигуры, которые одновременно служат указателями. Кроме того, на стенде может быть размещеннеобычный объект, не позволяющий пройти мимо.

Атака мозговая (мозговой штурм)интеллектуальная игра, требующая от участников в минимальные сроки предложить идеи (варианты) решения определенной задачи. Осуществляется путем свободного выражения мнения участников. Структура: определение проблемы, высказывания идей, отбор идей, развитие решений. Подобные игры являются эффективным методом коллективного обсуждения.

Аукцион знанийтворческое мероприятие, разновидность викторины, способствующие привитию интереса к познанию, расширению кругозора, росту творческой активности участников, приобретению знаний всеми участниками. Интеллектуальное развлечение. На аукционе «продаётся» вопрос или приз и его можно «купить»: «покупка» совершается путём предъявления каких-либо знаний, затребованных «продавцом». По сути, это открытое соревнование на лучшее знание темы — приз получает тот, кто ответит последним. Атрибуты игры: кафедра, молоток, колокольчик. Звоном колокольчика ведущий (аукционист) начинает аукцион и каждое новое задание. Сначала «товар» рассматривается, потом объявляется плата и принимаются первые взносы. Можно использовать систему жетонов, вручаемых за каждый ответ. Тогда победителями в аукционе будут те, кто наберёт наибольшее количество жетонов.

Ассамблея — разновидность литературного вечера, стилизованная под эпоху ХУIII века. В России ассамблею насаждал Петр I. На ассамблеях танцевали, играли в шахматы, пили кофе и, в отличие от салонов ХIХ века, практически не вели умных разговоров. В библиотечных условиях возможны творческие выступления как читателей, так и библиотекарей.

Бенефис — представление в честь интересной персоны (читателя, писателя, библиотекаря и др.)

Бенефис библиотекаря вечер-портрет библиотекаря – многогранной творческой личности, современного делового человека, успешно сочетающего карьеру, семью, увлечения. В основе мероприятия лежит литературный сценарий, повествующий о вехах библиотечной биографии, профессиональных успехах и достижениях. Бенефисом руководит ведущий. Для более полной характеристики бенефицианта можно дать слово коллегам, читателям. Шуточная анкета, на которую отвечают библиотекари, создаст атмосферу веселья. Уместно исполнение любимых песен и стихов бенефицианта. У бенефиса должно быть соответствующее наглядное оформление: фотовернисаж, плакаты-поздравления, стенгазеты и т.п. Подобные вечера можно использовать в профориентационных целях для старшеклассников, а также чествования библиотекарей- юбиляров.

Бенефис книги — мероприятие, устраиваемое в честь одной книги.

Бенефис писателя – библиотечный вечер, на котором чествуется писатель. Главное условие – непременное участие героя. В рамках встречи литератор ведёт диалог с читателями, звучат фрагменты литературных произведений, презентуются новые издания, уместны инсценировки и викторины по теме.

Бенефис читателя— комплексное мероприятие в честь одного из читателей. Герои библиотечной встречи – читатели, имеющие ярко выраженный интерес к какой-либо области знаний (истории, технике, медицине и др.) или жанру (фантастика, поэзия и др.). Читатель- бенефициант должен отвечать определённым требованиям: быть всесторонне развитой, яркой личностью. Готовясь к бенефису, герой организует выставку (с помощью библиотекаря) прочитанных книг или книг по принципу его читательских предпочтений. Во время мероприятия бенефициант расскажет, когда, где и почему началось его увлечение темой (жанром), поделится своей методикой выбора книг, даст оценку прочитанному. В качестве «оппонентов» выступают читатели – ровесники и руководители детского чтения. Оппоненты заранее знакомятся с кругомчтения героя, готовят вопросы. Бенефициантами могут быть и знаменитые (писатели, художники,

артисты, политики и др.), а также малоизвестные, но интересные люди – коллекционеры, путешественники, многодетные матери и др. Бенефис читателя – эффективное средство пропаганды лучших читателей, повышения их престижа в глазах сверстников, читателей библиотеки и местных жителей.

Бенефис читающей семьи мероприятие, устраиваемое в честь одной семьи, которая определяется лучшей читающей семьей в библиотеке.

Библиотечный квилт информационный стенд, состоящий из отдельных частей-лоскутов.

Тематика библиотечных квилтов разнообразна: правовое информирование населения, СПИД, рукоделие, исторические события и др.

Например. «Алкоголь: иллюзия свободы». На стенде была представлена различная информация о влиянии алкоголя на организм человека. В течение месяца среди читателей библиотеки проводился опрос «Стоит ли мерить жизнь миллилитрами?» Стикеры с ответами читателей и информация, представленная библиотекарями, образовывали узор лоскутного полотна на

БИБЛИОФРЕШ (англ. fresh – «свежий») – библиографический обзор новинок.

Библиотерапевтический час

Библоитерапия в дословном переводе с греческого означает “лечение книгой”. Согласно определению, принятому Ассоциацией больничных библиотек США, библиотерапия означает “использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения”. Суть библиотерапии и книготерапии в том, что книга, чтение способствует выздоровлению человека, поддержанию положительного психологического баланса в его душе, Искусство слова, прекрасного, доброго, умного способна вызвать переворот в душе человека, изменить его взгляды – настолько велика сила художественной литературы.

Под “библиотерапией” понимают воздействие художественной литературы на психику человека (страдающего неврозами), объединив воздействие слова (тональность голоса, эмоциональный фон) и музыки. Слово лечит – эту истину знали древние, как и то, что музыка благотворно влияет на все живое, и на чувства, настроение людей в том числе. Во время болезни у человека меняется его художественное восприятие. Некоторых привлекают произведения, полные пессимизма и отчаяния, где человек стремится найти параллели со своей жизнью, либо противоположная ситуация – такой человек ищет книги со счастливым концом.

Вечер-импровизация

Это диалоговая форма работы, которая позволяет раскрыться каждому участнику вечера. Главное условие – говорить о любимом и хорошо знакомом в литературе и музыке так, чтобы зажечь искорку понимания в душах слушающих (звучат любимые стихи, бардовские песни). Например, вечер-импровизация “Пока горит свеча”. Обязательный атрибут этого предновогоднего вечера – свечи (можно держать перед собой свечу и рассказывать, а затем, окончив свой рассказ, чтение стихов, передать ее следующему). Гости должны быть подготовленными, эрудированными людьми. Ведущий вечера “незримо” присутствует среди гостей и поддерживает диалог-общение.

Квест – это интерактивная приключенческая игра, участники которой перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания в рамках общего сценария. Это игровой маршрут, каждый из пунктов которого таит в себе загадку или препятствие, которые маленьким игрокам необходимо решить или преодолеть. А те, кто доберется до финиша — смогут узнать главную

тайну и получить за это супер-приз! Квест в переводе с английского – продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр. Это компьютерная игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.

Библиоквест – активная форма массовой работы, в которой заложена модель развитиянавыков информационной деятельности, а также формирования положительногоэмоционального отношения к процессу чтения. Цель: закрепление и проверка уровня усвоенияосновных читательских знаний, умений и навыков читателей от младшего школьного возраста достаршеклассников.

Квесты могут быть командные и рассчитанные на неорганизованных читателей.

Основные правила/условия квеста:

– наличие определенного сюжета игры;

– конечная цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.

Варианты связки сюжета игры:

– конкретный герой книги;

– сквозная тема, по которой подбираются задания.

Библиоквест это игра, построенная по цепочке: разгадаешь одно задание – получишь следующее. И так, пока не дойдешь до финиша. Игроки, разгадывая зашифрованные места, развивают эрудицию, учатся думать в команде, тренируются применению стратегии и тактики в действии. В основе всех квестов лежат интерактивные выставки-инсталляции, с которыми

работают сотрудники библиотеки. В начале игры командам (участникам) раздаются путевые листки («дорожные грамоты», «карта сокровищ», «зачетка по околовсяческим наукам»… в зависимости от темы игры).

Виды заданий библиоквеста:

– нахождение книги в свободном доступе,

– определение понятия или определение слова по его значению,

– поиск значения слова в словаре,

– уточнение библиографических данных,

– составление рекомендательного мини-списка,

– поиск определенной информации в книге,

– работа с выставкой.

В конце путешествия всегда ждет какой-то сюрприз-награда (фотостудия, где можно сфотографироваться в костюмах литературных героев, грамоты, предоставление бесплатного времени для доступа к сети Интернет, компьютерных игр, просмотра кинофильма…).

Вечер-концерт. Вечер-дивертисмент

Эта форма проведения мероприятия предполагает сочетание текстового материала с концертными номерами (исполнение “вживую” или видео, аудиозапись, например, вечер-концерт “Романса трепетные звуки”, “Я помню вальса звук прелестный” и др.)

Вечер-дивертисмент (“дивертисмент” от франц. – развлечение) – программа из номеров различных музыкальных жанров. В программа входят номера различных музыкальных жанров, с целью создания атмосферы отдыха, общение с прекрасным.

“Пять минут с искусством”

Это гибкая, легкая форма приобщения к искусству. В ней используется принцип “малой дозировки”, т.е. он рассчитан на людей, не приученных к художественному мышлению, поэтому общение с искусством для них должно быть недолговременным и малообъемным.

Название говорит само за себя, участники в течение коротких, но эмоционально напряженных минут воспринимают одно или несколько произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Смысл данной формы проведения заключается в свободном и высказывании впечатления о произведении искусства. Отсутствует попытка навязать какую-либо точку зрения, даже если речь идет о работе малоизвестного или всемирно известного художника.

Методически такой тип общения основательно продумывается. Здесь важно все: интерьер, расстановка стульев, демонстрационное место, момент предъявления произведения, вступительное слово для психологического настроя, контакта, заключительный момент.

Это не разовое мероприятие, его лучше проводить циклами.

Наилучшее решение – использование двойного художественного ряда, когда одновременно демонстрируются произведения разного вида и одно из них выступает в роли фона, усилителя впечатления. Например, демонстрируется репродукция картины Боттичелли “Весна” в сопровождении музыки Вивальди или “Портрет Струйской” художника Ф.Рокотова под звуки ноктюрна Шопена. При этом активизируются два канала восприятия: визуальный и аудиальный, обоюдно друг друга усиливающие. Очень важна информация о произведении, она должна быть доступной, понятной и интересной. Например, “Загадка портрета Джоконды Леонардо да Винчи”, “Тайна жизни и смерти Нефертити”, “Героини картины Боровиковского” и др. В итоге сильное впечатление, Положительные эмоции вызывают интерес к искусству и желание новых минут эстетического наслаждения.

Вахта памяти – серия мероприятий в помощь патриотическому воспитанию молодежи. Эта форма призвана содействовать выработке уважительного отношения к героическому прошлому своих соотечественников, потому может включать встречи с ветеранами, конкурсы патриотических стихов и песен, коллективные просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции. Завершающим мероприятием цикла может быть музыкально-тематическая композиция.

Тематический вечер – массовое мероприятие, которое организуется библиотекой с целью привлечения внимания к определенной теме, проблеме.

Ярмарка солидарности – форма воспитательной работы, которая организуется с целью продажи «товаров», сделанных читателями. Вырученные средства поступают в определенный фонд, который нуждается в помощи. Для организации ярмарки создается специальная комиссия, которая принимает и оценивает «товары», информирует об условиях проведения. По окончании ярмарки выступают ее организаторы, отмечают самых активных участников, сообщают о сумме вырученных средств. Ценность данного мероприятия в том, что оно носит ярко выраженную гуманистическую направленность.

Открытая кафедра – новая форма воспитательной работы, целью которой является развитие социальной и гражданской ориентации. Участники могут выбирать для себя любую роль: президента, депутата, директора любой организации, учреждения, предприятия.

Конфетти новогоднее – новогодний праздник, включающий в себя набор различных шуточных, театрализованных, игровых форм и подразумевающий участие всех присутствующих.

Концерт сказочный – концерт, связанный по тематике со сказками или набор концертных номеров, исполняемый сказочными героями.

Королевство библиографическое – комплексное мероприятие, сочетающее в себе различные формы библиографической работы, как правило, имеющее сказочный антураж.

Круглый стол – форма коллективной дискуссии, позволяющая проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные

вопросы и вырабатывать совместные решения. К участию в дискуссии могут

приглашаться авторитетные специалисты, теоретики и практики, научные сотрудники, представители властей, общественных организаций и другие

Акция «Читательская ленточка».

Читатели создают в библиотеке СИМВОЛИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО, завязав на нѐм разноцветные ленточки, которые расскажут о том, что они любят читать. Если любят читать сказки – желтую, о природе – зеленую, детектив – синюю, фантастику – фиолетовуюо любви – красную. Библиотекари, тем самым, узнают о том, каким произведениям читатели отдают предпочтение.

Библио–такси «Любимые места родного города»

Презентация библио–такси «Улицы города, посѐлка». Библиотекари приглашают собравшихся гостей проехать на виртуальном такси от улицам города до конечной остановки – «Библиотека». Путешествие сопровождается красочной слайд–презентацией, создающим впечатление движения по заявленному маршруту.

На каждой остановке «пассажиры» узнавали что-то новое о родном городе, селе. В качестве гидов выступали постоянные читатели – коренные жители. На остановке «Памятник» рассказали о истории памятника о героях села. Остановка «Соборная площадь» о храме. На остановке «Улица имени…» прочла стихи поэта или рассказали о герое. На конечной остановке «Библиотека» – рассказ о библиотеке, еѐ истории.

«Литературное караоке»

Это конкурс чтецов, проводимый под музыкальное сопровождение. Как в караоке — звучит мелодия, и мы поем песню, так в литературном караоке — звучит музыка, и мы читаем стихи. Музыкальное сопровождение подобрано к ритму, размеру стихотворения, и даже к тому настроению, которое оно несет. Чтец заранее не знает, какое он будет читать стихотворение и под какую мелодию. Он должен интуитивно уловить ритм стиха и музыки, и тогда получиться прекрасное литературно-музыкальное исполнение поэзии.

Библио-бар – форма мероприятия, где предлагаются для прочтения книги самых популярных авторов.

Библио-кафе форма мероприятия, построенного по типу кафе, где в меню вместо блюд подаются книги (авторы, мини-мероприятия). Например, «В „Библиоменю“ входят книги на любой вкус: от незатейливых книжных блюд до самых вкуснейших и изысканнейших!» Можно эту форму рассматривать как игровой вариант информационной работы со старшеклассниками. Вывеска в стиле ретро, библиотекари – метрдотель и официантка. В меню – духовная пища фактов: «Новости свежие» из газет и журналов, ассорти «Путь к успеху», десерт «Бестселлер по …» (автору). «Меню» каждая библиотека составляет в соответствии со вкусами своих читателей и периодически обновляется.

Библио-кросс — акция, направленная на привлечение к чтению книг по определенной теме или за определенное время, выигрывает тот читатель, который прочитает наибольшее количество книг.

БИБЛИОМИКС (англ. mix – «смешивать») – библиографический обзор по определённой теме, в который можно включить библиотечные документы по разным видам: книги, периодические издания, видео-, кино-, фоно-, фото- документы, электронные издания, плакаты, ссылки на информационные ресурсы и т.д.

Игры-путешествия – маршрутная игра, игра на преодоление этапов, игра по станциям, игра-эстафета. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать содержанию необычность, обратить внимание детей на то, что не замечается ими. Обязательный элемент – процедура целенаправленного движения группы участников по определенной схеме, обозначенной в маршрутном листе. К особенностям игры-путешествия относятся: превращение группы читателей в экипаж путешественников, где у каждого своя роль; разработка маршрута путешествия и его оформление в виде красочной карты, где обозначены остановки, имеющие интересные названия; выбор транспорта, с помощью которого совершается путешествие. На остановках происходят основные действия сюжета, которые реализуются за счет использования различных форм, методов, приемов, видов деятельности. Пройденные остановки на карте могут отмечаться флажками или другими знаками. Тематика игр-путешествий может быть различной.

Игра литературная – массовое мероприятие, насыщенное игровыми элементами и посвященное литературе. К литературным играм относятся: викторины, литературные путешествия, конкурсы внимательных и начитанных, литературные аукционы, литературные загадки и шарады и т.д. Литературные игры делят на «ролевые» (перевоплощение в литературного героя) и «интеллектуальные» (в их основе лежит процесс «разгадывания» книги, ее автора, героев).

Игра-представление – комплексное мероприятие, совмещающее в себе игру и театрализованное представление.

Информ-дайджест – массовое мероприятие, содержащее краткое адаптированное изложение популярных произведений художественной литературы.

Информ-досье мероприятие, проведенное в форме сборника материалов о ком-либо, о чем-либо.

Информ-релиз – “выпуск в свет”, публичная демонстрация, публикация, сообщение, возможно – сам демонстрируемый объект. Обычно используется в музыке (релиз альбома, песни). Также в СМИ (пресс-релиз, интернет-релиз – сообщение о какой-либо новости, точке зрения).

Информина – это специально организованное мероприятие, обеспечивающее информирование пользователей о содержании одного или группы изданий, чаще как увлекательная интеллектуальная игра, раскрывающая и закрепляющая полученные знания участников, часто проводится по закреплению библиотечно-библиографических занятий. Особенность данной формы является тот факт, что информаторами выступают сами читатели. Краткие информационные сообщения посвящены отдельным публикациям журнала, альманаха, сборника.

Книжное дефиле торжественный проход по сцене, подиуму участников в ярких, красивых костюмах литературных героев. Модели для книжного дефиле подбираются под впечатлением сюжетов и образов художественной литературы и отражают творчество конкретного писателя, либо конкретное литературное произведение. Возможно дефиле обложек книг.

Поэтический батл битва, соревнование современных поэтов. Батлы активно собирают молодежь. Это не обычный литературный вечер, где в кабинетной тишине дрожит голос читающего. Здесь звучат мелодии фортепиано, громкие возгласы поддержки и аплодисменты. Это — творческий ринг для самых ярких и самых смелых поэтов.

Путешествие литературное – игра, которая проводится по краеведческой, географической, исторической, научно-популярной и художественной литературе. Обязательный элемент литературного путешествия — карта или схема маршрута. Путешествия могут быть очными и заочными. Н-р, путешествие по золотому кольцу русской литературы (XIX век), путешествие по серебряному кольцу русской литературы (нач. XX века), путешествие сказочное.

Розыгрыш литературный (библиографический) – праздник в самой необычной форме, загадывание всевозможных литературных и иных шарад, библиографических заданий.

Сундучок литературный литературная игра, где вопросы и задания достаются из сундучка. Сундучок литературный – литературная игра, где вопросы и задания достаются из сундучка.

Творческая лаборатория мероприятие по обмену опытом, знаниями и т.д. в интересной, творческой форме.

Ток-шоу – на обсуждение выносится какой-либо вопрос. Участникам предлагается обсудить несколько жизненных ситуаций, разыгранных актерами. Библиотекарь руководит обсуждением. Цель — нравственное воспитание читателей.

Урок православной культуры познавательное занятие религиозной тематики, на котором читатели знакомятся с историей религии, праздниками, обычаями, иконографией и т. д. Сообщение библиотекаря сопровождается духовной музыкой, историческим экскурсом. Возможно приглашение духовного лица.

ФЕЕРИЯ представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами. Волшебное, сказочное зрелище.

Хоровод – мероприятие, состоящее из следующих друг за другом небольших шуточных вопросов, заданий (н-р, хоровод вопросов) или повествующее о малых фольклорных жанрах (н-р, хоровод сказок, хоровод загадок).

Хронограф мероприятие–рассказ по годам о каких-либо исторических событиях, построенное по типу летописи.

Хроники литературной жизни – рассказ о каких-либо литературных событиях в хронологической последовательности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *