инновационные формы проведения педагогических советов в доу

Использование нетрадиционных форм проведения педсоветов как одно из средств активизации педагогов ДОУ

инновационные формы проведения педагогических советов в доу Людмила Петрушина
Использование нетрадиционных форм проведения педсоветов как одно из средств активизации педагогов ДОУ

Каждый педсовет, проводимый в ДОУ должен способствовать активизации личности, развитию творческого потенциала, расширению теоретических и практических знаний педагогов, помогать в решении задач, стоящих перед ДОУ в целом и перед каждым воспитателем в отдельности. Постоянная связь между содержанием методической работы и результатами педагогической деятельности обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. «Проведение педсоветов в нетрадиционной форме» стало моей темой по самообразованию. Вашему вниманию мне хочется предложить сценарий одного из таких педсоветов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Форма проведения – круглый стол

1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

2. Повышать методический уровень

3. Способствовать активному творческому поиску педагогов.

Подготовка к педсовету.

1. В методическом кабинете организовать выставку методической литературы по игровой деятельности детей дошкольного возраста для ознакомления воспитателями.

2. Провести анкетирование воспитателей по игровой деятельности дошкольников

3. Провести беседу с детьми.Цель: выявить отношение детей к игре, их предпочтения в выборе тематики игры.

— В какие игры ты любишь играть в детском саду?

-В какие игры ты играешь дома?

— С кем тебе больше нравиться играть, с детьми или взрослыми?

— В какие игры тебе нравиться играть со взрослыми, а в какие с детьми?

4. Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей в режимные моменты.

5. Семинар – практикум «Педагогические технологии руководства игрой дошкольника в детском саду».Цель: Повысить эффективность руководства игрой с целью развития сюжета.

— Руководство игрой в раннем возрасте

— Анализ планов-конспектов проведения сюжетно-ролевой

игры с детьми своей группы.

6. Составить кроссворд по игровой деятельности.

7. Оформить фотостенд для родителей «Игра – королева детства».

8. Воспитателям продумать вопрос- ситуацию к деловой игре «Телефон доверия».

9. Подготовить памятку для воспитателей по организации игровой деятельности детей, разработанную Р. К. Шаеховой.

1. Анализ качества выполнения решений предыдущего педсовета.

2. Вступительное слово заведующей детским садом «Проблемы организации игровой деятельности в современном детском саду»

3. Интеллектуальная игра «Заморочки из бочки» (теоретическая)

4. Диспут «Игрушка в жизни малыша»

5. Деловая игра «Телефон доверия»

6. Решение кроссворда «И всё-таки игра!»

7. Деловая игра «Совместное педагогическое мероприятие»

Ход педсовета.

1. Открывая свой педсовет на тему: «Детство – это игра, игра – это детство», по сложившейся традиции начнём с анализа решений предыдущего педсовета на тему «….»

2. Сегодняшний педагогический совет мне хочется начать словами известного педагога В. А. Сухомлинского,который сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста. Из всех видов детской игры наиболее значимой является сюжетно-ролевая игра, как особая форма удовлетворения его потребности занять определенное место в окружающем мире. Вместе с тем сегодня исследователи (Р. А. Иванкова,Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова). отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, в чем мы смогли убедиться после проведённой беседы с детьми и наблюдения самостоятельной игровой деятельности детей в режимные моменты.

Анализ анкетирования воспитателей позволил установить следующее:

— Вы скорее не удовлетворены, тем как сегодня играют детей – 7, скорее удовлетворены, чем нет – 4, затруднился ответить – 1;

Таким образом, все вы осознаете важность сюжетно-ролевой игры, связываете роль педагога с развитием игровых умений детей, но при этом не владеете в достаточной мере технологическими подходами к организации детской игры. Надеемся, что сегодняшний педсовет поможет вам хотя бы частично овладеть умением грамотно руководить детской игрой.

3. И начнём наш педагогический совет с интеллектуальной игры «Заморочки из бочки». (Воспитателям предлагается вытянуть из мешочка бочонок с номером, в соответствии с которым будет задан вопрос)

Вопросы к обсуждению:

— В чём заключается развивающий характер сюжетно-ролевой игры? (требования, которые необходимы для того,чтобы игра носила развивающий характер : это умение ребёнка действовать в воображаемом плане, что ведёт к построению воображаемой ситуации; это умение ребёнка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение и формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).

— Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть младшие (средние) дошкольники. (в младшей группе дети играют в «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Пароход», «Автобус», «Больница», «Детский сад», «Магазин», с машинами и со строительным материалом; в средней группе добавляется «Столовая» и «Кукольный театр»

— Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? (в старшем дошкольном возрасте добавляются такие игры, как «Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Макдональдс» «Космонавты», «Мы строители», «Библиотека», «Школа», военизированные игры т. е. всё зависит от игровых предпочтений детей)

— Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры. (соответствующая предметно-игровая среда, определённые знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности, совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога, создание игровой ситуации и т. д.)

— На какие группы делятся приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой? (прямые и косвенные)

— Какие приёмы руководства относятся к первой группе? (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснения, показ оказание помощи, совет в случае затруднений и т. д.)

— Какие приёмы руководства относятся ко второй группе? (дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, экскурсии и целевые прогулки, составление альбомов,просмотр диафильмов, встречи с людьми разных профессий, изготовление элементов костюмов, атрибутов и т. д.)

— Чем отличаются приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой у малышей от приёмов руководства сюжетно-ролевой игрой у старших дошкольников? Почему? (с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель в основном использует прямые, а детьми старшего дошкольного возраста косвенные приемы руководства)

— Допустима ли в игре регламентация и почему? (в игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, саморегуляция действий и поступков участников на основе созданных ими правил)

— Прослушайте аудиозапись и определите, с детьми какого возраста проводится данная игра. Почему вы так думаете? (младшая, старшая группы)

4. Я думаю, что никто из присутствующих не будет спорить, что для развития сюжетной игры большое значение имеет игрушка. А вот какая она должна быть и нужно ли учить детей использовать в игре предметы-заместители мы попытаемся разобраться в ходе нашего диспута.Предлагаю разделиться на две группы:

— первая группа попытается доказать, что игрушка должна быть очень детализирована, кукла должна быть типа «Барби», игрушек должно быть очень много и разных, а использование предметов – заместителей необязательно;

— вторая группа попытается доказать, что игрушка должна быть многофункциональна, их не должно быть чрезмерно много, присутствие предметов – заместителей обязательно. (каждая из групп пытается доказать предложенную гипотезу)

5. При организации, руководстве и проведению сюжетно – ролевых игр большинство из вас сталкивалось с определёнными проблемами, разрешить которые мы попытаемся в деловой игре «Телефон доверия». Вы подготовили вопросы, которые сейчас и зададите друг другу. (от лица начинающего педагога)

Однажды в раздевальной комнате я услышала от детей такой уговор: «Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру» Я молодой воспитатель и не знала, что делать. Как, по – вашему мнению, я должна была поступить?

• Я работаю в младшей группе. Дети моей группы с удовольствием играют с игрушками, при этом раскидывая их. Но когда приходит время убирать, мне очень трудно заставить детей это делать. Часто приходится убирать игрушки самой. Посоветуйте, как приучить детей не раскидывать игрушки, а, если раскидали, убирать их на место.

• Как-то раз в соседней группе я наблюдала, как дети с интересом играли в сюжетно-ролевую игру «Зоопарк». Мне захотелось, чтобы и мои дети играли в эту игру.Я сделала атрибуты к игре: клетки, вольеры, подобрала животных. Но игра не получилась. Мне приходилось все время подсказывать, что делать дальше. Объясните, пожалуйста, что я сделала не так?

• Я воспитатель средней группы. В группу ходит девочка Алёна. Она очень любит играть с мальчиками. Охотно строит с ними из строительного материала, играет с машинками, в военизированные игры и совершенно не обращает внимание на куклы. Я думаю, что это неправильно. Посоветуйте, как увлечь её играми для девочек.

• Я воспитатель старшей группы. Я замечаю, что дети не принимают в свои игры одного из сверстников, не хотят с ним вставать в пару на танец, не выбирают ведущим. Какие методы вы посоветуете использовать в работе с детьми, с этим ребёнком, чтобы исправить ситуацию?

(высказывать своё мнение могут несколько педагогов)

6. А сейчас я вам предлагаю «зарядку» для ума – разгадывание кроссворда «И всё-таки игра» (Приложение 2). Кроссворд будем разгадывать по группам. Чья группа раньше справится с заданием, получит приз (всем участникам команды – победительницы вручается приз)

7. Наш педсовет подошёл к концу, но мы не исчерпали тему. Ведь игра – это целый мир. Для выработки проекта решения педсовета проведём с вами деловую игру «Совместное педагогическое предприятие», где каждая из групп в течение 5 минут должна разработать свой проект решения педсовета и после совместного обсуждения выработать общий проект.

Проект решения педсовета:

1. Не заменять игру другими видами деятельности.

Срок :постоянно Ответственные : воспитатели групп

2. Продолжать проводить диагностику уровня развития игровых умений у детей всех возрастных групп (по Д. Б. Эльконину) как в начале, так и в конце учебного года и строить работу по развитию игровой деятельности дошкольников с учётом полученных результатов.

Срок:в течение года Ответственные: ст. воспитатель, воспитатели групп

3.Разработать тематический план развития сюжетно-ролевой игры:

1 младшая группа – «Дочки- матери», «Больница»;

2 младшая группа – «Детский сад», «Парикмахерская»;

Средняя группа – «Поликлиника», «Мы – военные»;

Старшая группа – «Библиотека», «Мы – строители»;

Срок : февраль- март

Ответственные: воспитатели групп

4. ПровестиДень открытых дверей для родителей на тему :

«Мы играем целый день,

Целый день играть не лень!»

Срок:апрель Ответственные: ст. воспитатель, воспитатели групп

Источник

Нетрадиционные формы проведения педагогических советов в дошкольном образовательном учреждении

В последнее время ДОУ призваны создавать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечивать максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития. Доступность и качество образования во многом зависят от профессиональных качеств педагогов, работающих с детьми.

Вопросы повышения качества подготовки и проведения педагогических советов волнуют большинство заведующих и старших воспитателей дошкольных учреждений, особенно для новичков, но актуальна эта тема и для опытных руководителей ДОУ. В разных образовательных учреждениях, наверное, будут разные подходы к решению этих задач.

Педагогические советы в нашем ДОУ мы стараемся подготовить и провести, используя как традиционные формы проведения педсоветов, так и разрабатывать новые формы. В дошкольном учреждении проводились педагогические советы в форме педагогического винегрета «Планирование работы дошкольного образовательного учреждения»; педагогического рюкзака «Эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном образовательном учреждении»; малых педагогических чтений «Аукцион талантов», «Выставка педагогической продукции». Подведение итогов работы педагогического коллектива в 2008-2009 учебном году, обсуждение перспектив развития ДОУ на следующий учебный год провели в форме интеллектуальной игры «Кто? Что? Как?», с приглашением родительского комитета и общественности в лице начальника территориального отдела.

Поэтому, нам хотелось бы поделиться своими наработками по проведению педагогических советов в нетрадиционных формах.

Форма педсовета: малые педагогические чтения

1. Вступительное слово заведующей ДОУ.

2. Напутственное слово старшего воспитателя.

3. Проведение «Аукциона талантов»:

Лот № 1 «Экологические наблюдения как основной метод воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста», автор Хлыбова О.Ю., музыкальная пауза

лот № 2 «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через создание проектов сюжетно-ролевые игр», автор Юдина Г.А., музыкальная пауза

Лот № 3 «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность», автор Федорова Н.В., музыкальная пауза

Лот № 4 «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы», автор Приемщикова Е.В., музыкальная пауза

Лот № 5 «Система дидактических игр как средство формирования речевой активности детей дошкольного возраста через грамматический строй речи», автор Бакулева Г.Н., музыкальная пауза

4. Подведение итогов. Высказывания педагогов, родителей, гостей. Вручение благодарственных писем.

Ход педагогического совета

1. Вступительное слово заведующей:

— добрый день, уважаемые коллеги, гости!

На аукционе талантов представлено 5 лотов, которые заявлены в ваших программах.

После представления каждого лота, Вам необходимо оценить данный Лот денежной единицей «Фишкой», но наша денежная единица имеет разное цветовое оформление и свое смысловое значение:

Также просим Вас на обратной стороне написать предложения, рекомендации автору Лота.

И так, разрешите начать наш «Аукцион талантов», но прежде мне хотелось бы напомнить вам стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Нам не дано предугадать:».

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать.
Увы, не каждый раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить.
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в жизни молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.

2. Напутственное слово старшего воспитателя.

Одной из задач ДОУ является создание благоприятно морально-психологического климата, обстановки творческого взаимодействия и сотрудничества. Только творчески работающий коллектив педагогов способен обеспечить высокий уровень воспитательно-образовательной работы с детьми, формирование творческой личности.

Для постоянного совершенствования воспитательно-образовательной работы в ДОУ требуется непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и педагогического мастерства педагогов.

Творческая индивидуальность педагога проявляется в его педагогической деятельности, в организации творческой обстановки в группе детей. Без творчества невозможно выработать педагогическое мастерство, которое является обязательной составляющей овладения педагогической профессией и ее совершенствования.

В решении этой задачи важную роль играет систематическое самостоятельное изучение новейших достижений педагогики, детской психологии, анатомии и физиологии ребенка, гигиены, а также программно-методическими документами по вопросам дошкольного воспитания.

Чем выше уровень овладения педагогической теорией и практическими навыками и умениями. Их творческого осмысления, тем выше уровень педагогического мастерства и творчества.

3. Заведующая: И так, разрешите начать наш «Аукцион талантов»:

Вашему вниманию предлагается лот под № 1:

Не забудьте оценить лот № 1.

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается лот под № 2:

Также не забудьте оценить лот № 2.

Вашему вниманию, предлагается лот под № 3:

Уважаемые коллеги, гости, не забудьте оценивать лоты.

Вашему вниманию, предлагается Лот № 4:

Вашему вниманию, предлагается Лот № 5:

4. Подведение итогов.

Уважаемые гости, коллеги! Нам очень хотелось бы, чтобы вы приняли участие в оценивании лотов наших аукционистов. Но не только при помощи денежной единицы, но и с помощью высказываний по каждому лоту.

Высказывания педагогов, родителей, гостей.

А теперь, разрешите начать самую приятную процедуру «Аукциона талантов».

Подсчитав денежные единицы «Фишки» у каждого Лота, Участники аукциона пришли к таким результатам (озвучиваются результаты).

Участники аукциона рекомендуют Лоту, набравшему большое количество фишек оформить методические рекомендации по теме самообразования в «Сборнике методических рекомендаций МДОУ Приданниковский детский сад комбинированного вида» и выступить со своими наработками на Ежегодной окружной Выставке педагогической продукции.

Вручение благодарственных писем.

Уважаемые коллеги, гости! Разрешите закончить «Аукцион талантов» фразой:

«Педагогическое творчество и удовлетворенность избранной профессией взаимостимулируют друг друга. Без удовлетворенности специальностью невозможно проявление высокой творческой продуктивности в педагогическом труде. Поэтому сегодня, я могу с уверенностью сказать, что в нашем педагогическом коллективе работают творческие, целеустремленные, эмоционально богатые педагоги, для которых их труд является не только источником существования, но и источником радости, смысла жизни».

Спасибо Вам всем. Успехов в вашей нелегкой, но творческой работе!

Источник

«Современные и инновационные подходы в организации педагогических советов в дошкольном образовательном учреждении»

Ванюшина Алена Владимировна ,

МАДОУ «Детский сад №157 комбинированного вида»

Приволжского района г.Казани

Проблема повышения качества подготовки и проведения педагогического совета волнует большинство заведующих и старших воспитателей дошкольных учреждений. Она актуальна как для молодых специалистов, так и для опытных управленцев. Педагогические советы называют творческой лабораторией, когда в них рождаются интересные идеи, повышающие качество образовательного процесса и делающие жизнь детей и сотрудников увлекательной и интересной.

Педсовет как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом решает конкретные задачи дошкольного учреждения. Его деятельность определяется Положением о педагогическом совете ДОУ.

Тематика педсоветов ежегодно обновляется и обозначается в годовом плане ДОУ. При необходимости в него вносятся дополнения и уточнения. Главным вопросом повестки дня всегда бывают результаты работы педагогов: уровень развития воспитанников; состояние их здоровья; развитие форм совместной работы педагогов и родителей .

Функции педагогического совета: определяет направления образовательной деятельности ДОУ; отбирает и утверждает образовательные программы для использования в ДОУ; обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ; рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров; выявляет, обобщает, распространяет, внедряет педагогический опыт; рассматривает вопросы организации дополнительных услуг родителям; заслушивает отчеты заведующего о создании условий для реализации образовательных программ.

Заседания совета педагогов правомочны, если на них присутствует не менее половины его состава. Решение, принятое в пределах компетенции Совета педагогов и не противоречащее законодательству, является обязательным.

Виды педагогических советов:

тематический педсовет с промежуточными итогами посвящен одной из годовых задач педагогического коллектива ;

Педагогические советы подразделяются на виды. Учебный год определяет цикл педагогических советов. Наиболее часто встречающаяся структура годового цикла формируется из четырех составляющих: установочный педсовет, два тематических и еще один итоговый. Заседания педагогического совета созываются, как правило, один раз в два месяца в соответствии с планом работы ДОУ.

Содержание педагогических советов должно стать системно-образующим фактором для реализации разработанной в ДОУ программы развития.

Педсоветы различают и по формам организации:

-« нетрадиционный педсовет» (например, в форме деловой игры, конференции и др.). Его подготовка требует написания сценария, разделения участников на команды и распределения ролей.

Однако необходимо помнить, что итогом работы любого педсовета должно стать принятие решений по совершенствованию работы коллектива.

По форме и организации деятельности участников традиционно педсоветы делятся: на педсовет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями); доклад с содокладами; заседание с приглашением докладчика-специалиста.

Примерная структура заседания педсовета: информация о присутствующих и отсутствующих; определение правомочности совета педагогов; информация о выполнении решений предыдущего заседания и ходе выполнения решений с более длительным сроком; вступительное слово председателя совета педагогов о теме, повестке дня, значении решения поставленной проблемы для всего коллектива ДОУ; обсуждение вопросов в соответствии с повесткой дня; заключительное слово председателя совета с анализом проделанной работы, обсуждение проекта решения; принятие советом педагогов решения голосованием.

В последние годы получили широкое распространение нетрадиционные педагогические советы.

— имитация реальной ситуации, наличие игровых ролей и назначение на них участников игры (чаще всего разыгрываются социальные роли: педагоги, дети, родители, администрация ДОУ, органы власти и др.);

— реальное различие интересов, мнений, точек зрения самих участников;

— соблюдение игровых правил и условий;

— наличие игрового стимулирования: соревнование в общественной активности, экспертная оценка личного и коллективного вкладов, общественная оценка результата игровой деятельности.

Педсовет-конференция может практиковаться в больших ДОУ(10 групп и более) для активизации педагогических советов.

Ситуативный педсовет заключается в рассмотрении одной или нескольких ситуаций, которые могут проигрываться заранее подготовленными участниками. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на видеокамеру сюжету.

Педсовет-дискуссия требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и предложили свои концепции обсуждаемой программы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы.

1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья / Е. П. Арнаутова. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.

2. Бушнева И. М. Педагогические советы / авт.-сост. И. М. Бушева и др. – Волгоград: Учитель, 2012.

3. Глебова С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей, родителей / Глебова С. В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

4. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции / Л. Свирская. – М. : Линка – Пресс, 2008.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *